В каком городе стоит памятник крылову.

Города Санкт-Петербурга был установлен в 1855 году, через одиннадцать лет после кончины великого русского баснописца. Он установлен перед Чайным домиком, и нужно отметить, что это место было выбрано не сразу. Сначала скульптурную композицию хотели поставить возле Публичной библиотеки - последнего места работы писателя, потом рядом с университетским зданием на Васильевском острове Северной Столицы. Также рассматривался вариант с размещением памятника в Некрополе мастеров искусств (месте захоронения Крылова). Но, в конце концов, было принято решение поставить скульптурную группу в Летнем саду, где баснописец любил гулять и, вероятно, обдумывать сюжеты своих произведений.

Многие русские знаменитости были самоучками

Известный писатель, журналист, академик, Иван Андреевич Крылов, памятники которому ныне можно найти не только в Северной столице, родился в семье отставного военного в 1769 году. Его жизненный путь начался на Урале и в Твери, где семья жила более чем бедно. Интересно, что великий русский писатель так и не получил образования. Своим знаниям двух иностранных языков, литературы и математики самый просвещенный человек своего времени был обязан самообразованию и работе с малых лет в должности подканцеляриста.

Памятник состоявшемуся человеку

Памятники Ивану Крылову, чьи произведения при его жизни были напечатаны за границей (в Париже), отображают человека в возрасте. Ведь именно в зрелые годы к писателю пришли слава и достаток. В молодости же он работал мелким чиновником, после переезда в Санкт-Петербург. В четырнадцать лет пишет либретто к опере «Кофейница», посвященной нравам мелких провинциальных чиновников, которых писатель прекрасно знал по своей собственной жизни. Ближе к своему тридцатилетию он выпускает несколько комедий, которые, однако, успеха не имеют, публикует журнал, в котором обличает пороки государственных служащих («Почта духов»).

Им были недовольны российские правители

В 1792 году Иван Андреевич Крылов, памятники которому установлены в Москве, Твери, Новосибирске, начинает заниматься настолько успешно, что на него обращает внимание сама императрица Екатерина Вторая, что приводит к переезду журналиста из Санкт-Петербурга в Ригу и Москву в связи с недовольством первых лиц государства. В последующие 10 лет Крылов отходит от журналистской практики и много путешествует, посещая Украину, Тамбов, Саратов и других города.

После смерти императрицы И. Крылов становится секретарем князя Голицына и преподавателем его детей, пишет комедии, в том числе антиправительственные («Подтипа, или триумф»), переводит басни Лафонтена и пишет свои собственные произведения этого жанра. И к 1808 году имеет выпущенными уже семнадцать басен, в число которых входит именитая «Слон и моська».

Писатель создал и перевел около 200 басен

Памятник Крылову в Летнем саду, выполненный П. Клодтом, имеет в качестве основания гранитный куб, на котором выполнены барельефы с сюжетами самых известных басен писателя, где басня представляла собой произведение в стихах или прозе, в котором содержится какое-либо нравоучение (в начале или конце). В этом жанре талант Крылова выразился особенно ярко. Всего он сочинил и перевел около 200 басен, среди которых сначала преобладали мотивы переводов с французского, а потом появились уникальные сюжеты, отражавшие реалии российской жизни того времени.

Памятник басням Крылова и их создателю был сделан на пожертвования поклонников его творчества. Почитатели же его таланта помогали писателю в издании его произведений. Начиная с 1809 года, Крыловым были выпущены девять книг, содержащих вышеупомянутые две сотни басен. А в 1825 году граф Орлов напечатал за свой счет во французской столице два тома сочинений баснописца на итальянском, русском и французском языках. В последние получил должность статского советника, хороший пансион в размере шести тысяч рублей и вел достаточно нелюдимую жизнь, слывя чудаком, что позволяло ему без помех заниматься творчеством.

Зоопарк на дому у скульптора Клодта

Памятник Крылову в Летнем саду дает возможность ознакомиться с сюжетами из тридцати шести его басен. Известно, что был весьма дотошным человеком и мастером. Поэтому, чтобы персонажи литературных произведений получились максимально реалистично, он выписал себе живых животных, которые расположились как во дворе, так и прямо в доме скульптора. Здесь были коты, собаки, ослы, лошади, журавль, лягушка и даже волк, медведь и медвежонок. Клодт героически терпел подобное соседство, за исключением козла, с которым он никак не хотел находиться под одной крышей, может быть, по причине запаха. Эту «модель» ему приводила женщина, проживавшая неподалеку. Причем, как гласит легенда, козел всячески отказывался идти туда, где находились хищники, и позировать в качестве натурщика.

Современники о петербургском памятнике

Там, где находится памятник Крылову в Санкт-Петербурге, побывало немало его современников, которые оставили о монументе отзывы, иногда своеобразные. К примеру, в путеводителе того времени указано, что писатель изображен «правдиво». Поэт Майков сочинил стихи про скульптурную композицию, в которых он указывает, что воплощенный в металле баснописец выглядит как дедушка, рассказывающий пришедшим к нему людям и детям о глупостях и странностях зверей. Сатирик П. Шумахер язвил, что памятник Крылову в Летнем саду отображает, как писатель «с гранитной высоты» смотрит на резвящихся детей и думает: «О милые ребята, какие ж, выросши, вы будете скоты». Тарасу же Шевченко вообще не понравился замысел скульптора, и он счел памятник предназначенным для детей, но никак не для взрослых. Тем не менее, эта скульптурная композиция стоит в Летнем саду уже почти 160 лет, неизменно радуя посетителей.

Где поставлен памятник дедушке Крылову в Москве? Самый известный памятник, посещаемый туристами, находится, конечно, на Патриарших прудах. Однако своеобразные памятники писателю можно найти в обыкновенных московских дворах. Совсем недавно, в 2013 году, Андрей Асерьянц, скульптор, выполнил две композиции по мотивам легендарных «Слона и Моськи» и «Лисицы и Вороны». В районе Коломенское, во дворе дома на Судостроительной улице, можно увидеть достаточно крупного слона, за которым увязалась мелкая Моська, и ворону, сидящую на столбе с еще не потерянным сыром и ожидающей внизу лисицей. Кроме того, здесь можно обнаружить скульптурные композиции пишущей машинки и листа бумаги с пером и чернильницей.

Автор и герои его произведений на Патриарших

Памятник Крылову на установлен существенно раньше, чем фигурки на Судостроительной улице. Над его созданием трудились архитектор Чалтыкьян и скульпторы Митлянский и Древин. Композиция была установлена в 1976 году и представляет собой баснописца, сидящего вальяжно в кресле, поодаль от которого расположены герои его произведений. Здесь можно найти уходящего в пространство слона и натертую до блеска Моську, дуэт Павы и Вороны, на который периодически молодожены умудряются прикрепить замочек, свидетельствующий о заключении брака. Популярностью пользуется нос и уши волка из басни «Волк и Ягненок», в то время как ягненок потерт почти целиком. Посетители опять же любят потереть нос лисицы из басни, а у вороны золотом отливает начищенный руками многочисленных прохожих сыр.

Памятник Крылову на Патриарших отражает человека в возрасте, небрежно одетого. Считается, что скульпторы точно подметили прижизненную привычку великого писателя не слишком интересоваться окружающим его миром, за исключением гастрономических удовольствий. Покушать Иван Андреевич, по отзывам современников, действительно любил. А в зеркало, возможно, смотрелся нечасто, в отличие от его героини - Мартышки, которая также представлена на Патриарших со своим отражением.

Часть композиции может присутствовать в окружении скульптуры

Возможно скульпторы фигурок из басен на Патриарших, так же как и когда-то мастер Клодт, не очень любили козлов, так как в композиции, посвященной произведению «Квартет», выделены обезьяна, медведь и осёл, в то время как рогатый персонаж только «прорисован» на металлическом листе. Отдельная «стела» посвящена взаимоотношениям знаменитой парочки из басни «Кукушка и петух». Здесь мы можем видеть петуха в галстуке-бабочке и восхищающуюся им подругу. А вот воробья, который произнес слова о взаимной похвальбе, в композиции не наблюдается. Может быть, он есть в стайках воробьев, которые летают туда-сюда по парку у прудов.

Свинья, портящая дерево, и обезьяна с очками и замочками

Среди многочисленных зеленых насаждений присутствует и одно металлическое - это дуб, корни которого подрывает сытая свинья из произведения «Свинья под дубом». В соответствии с текстом данному дереву сто лет, в то время как среди растительности вокруг могут быть и более старые экземпляры, так как сквер в бывшем поместье патриарха Германа был разбит в начале девятнадцатого века. И в нем присутствуют многочисленные обезьяны, в том числе та, которая имела проблемы со зрением, но при этом не умела обращаться с очками, на дужки которых на памятнике молодожены также любят крепить замочки.

Туристы не обнаружили мистики рядом с памятником Крылову

Неизвестно, есть ли в парке настоящие соловьи, а вот длинноухий «критик» из басни «Осел и Соловей» уютно примостился в кресле с посохом на одной из частей скульптурной композиции. Птиц в этой зеленой зоне предостаточно, поэтому объектов для возможной критики много. Памятник Крылову на Патриарших прудах находится в мистическом месте. Здесь развивались события из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллея, где Берлиоз встретил находится совсем недалеко. Но побывавшие здесь туристы отмечают, что ничего таинственного в наши дни они не замечают. Просто сквер, где гуляют бабушки с детьми, российские туристы и, конечно, иностранцы. Сегодня в парке обустроена достаточно большая современная детская площадка и нет никаких ларьков с надписью «Пиво и воды», как в булгаковском произведении.

Чтобы знали и помнили

Памятники Крылову в разных городах (Тверь, Новосибирск) были установлены в советское время и в истории современной России. В частности, тверская скульптурная композиция была открыта по поводу столетия со дня смерти мастера в 1959 году на одноименной улице этого города (юбилейная дата пришлась на военный 1944 год). Здесь баснописец изображен в задумчивой позе, стоя на почти трехметровом постаменте (сама фигура имеет рост четыре метра), посреди улиц, на которых он провел свои молодые годы. В 2010 году, в наукограде Новосибирске, который баснописец никогда не посещал, был установлен его бюст достаточно моложавого вида. Он также расположен на одноименной улице, чтобы люди помнили того, кто, по мнению Н. Гоголя, воплощал мудрость самого народа.

В 1848 году было собрано около 30 тысяч рублей, что на то время было очень крупной суммой. В Академии художеств объявили конкурс, в нем приняли участие десятки скульпторов, чтобы создать памятник Крылову в Санкт-Петербурге (фото ниже).



Среди многочисленных участников одержал победу барон Клодт. Предварительные наброски скульптора были посвящены басням и песням автора.

Вскоре был создан и установлен памятник, который можно увидеть сегодня. Он изображает знаменитого баснописца на высоком гранитном пьедестале, где изображены герои его знаменитых произведений.

Памятник Крылову в Петербурге в высоту всего 3 метра, но работа по его созданию была долгой и трудной. Клодт всегда был за реализм, поэтому все животные на монументе изображены такими, как они есть в реальной жизни.

Создание шедевра

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге создавался 4 года. В мастерских содержались животные, которые служили «моделями», для изображения их на монументе.



Там был и ручной волк и медведица с медвежонком, журавль, осел, лисица и многие другие. Когда работа по созданию памятника закончилась, животные были переселены в специальный зверинец.

За всю свою жизнь И. А. Крылов написал 300 басен. На пьедестале его монумента представлены отрывки из 36 самых знаменитых его произведений.

Познавательное видео о памятнике И.А. Крылову

Где находиться памятник Крылову?

Место для установки выбиралось долго. Сначала его хотели поставить рядом с могилой знаменитого баснописца, потом в сквере библиотеки, где он проработал более 30 лет, рассматривалась и набережная Невы.

Если вы не знаете где памятник Крылову, то отправляйтесь в Летний сад. Именно на этом месте и настоял скульптор. Почему же именно здесь?

Когда-то в Летнем саду было огромное количество различных удивительных памятников и скульптур. При Петре I там находился зеленый лабиринт, а рядом с ним статуя Эзопа (знаменитый баснописец времен античности), но к сожаление это великое искусство кануло в лета.



Осталось только название реки Фонтанки, полученное в честь большого количество фонтанов расположенных у лабиринта. Но потом 77-го года внес поправки в историю уничтожив все.

Поэтому не удивительно, что спустя более 50 лет, было принято установить памятник Крылову в Санкт-Петербурге именно в этом знаменитом месте.

Через 20 лет монумент был огражден изгородью, для защиты от вандалов, а в 60-е годы проведена капитальная реставрация.

Во Вторую мировую «Крылова» закрыли досками и бревнами для защиты, но осколки от снарядов все равно не смогли его уберечь и повредили памятник. В 45-ом памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга был восстановлен, и вы можете видеть его таким и по сей день.

Ноя 27, 2016


С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Иван Алексеевич Майков

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».

Иван Андреевич сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?


Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных - героев басен Крылова.
На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше - остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.


Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом»...
Фигурки животных помогают вспомнить названия басен, но они не говорят о том, кто скрыт за их образом.


«Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.
Животные на памятнике в Летнем саду изображены очень правдоподобно, живо и выразительно, но их нельзя рассматривать как иллюстрации к крыловским басням, потому что «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, - писал В.Г. Белинский, - но есть люди, и притом русские люди». В зверях Клодта отсутствует иносказание, без которого немыслима басня. В них нет уподобления определенным людским характерам или общественным группам, то есть тому, чему истинная басня обязана своим эффектом.


Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал.

Из истории создания памятника

После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму – 13 000 рублей.
В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта.
Проект памятника великому русскому баснописцу в рисунке был утвержден советом Академии художеств 26 ноября 1849 года.
Эскиз памятника и рисунки рельефов на сюжеты крыловских басен выполнил друг Клодта художник А.А. Агин. Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет. На постаменте Клодт изобразил персонажей из самых известных басен Крылова.


Петр Карлович Клодт

Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника. На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).
Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.

Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком... Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».
Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.

Весной 1852 года скульптор представил совету Академии художеств большую модель и после ее одобрения приступил к формовке. В мае следующего года он сам отлил памятник в бронзе в академической литейной мастерской, которой он руководил в течение многих лет. Статуя баснописца была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.
Встал вопрос о выборе места установки памятника: одни полагали, что лучшим местом будет участок набережной Невы между Академией наук и университетом. Другие указывали на сквер у Публичной библиотеки, в которой баснописец проработал около тридцати лет. Третьи предлагали установить памятник на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Клодт же избрал Летний сад. Скульптор понимал, что памятник Крылову всегда будет окружен детьми, а Летний сад особенно любим ими.
Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду - традиция.
В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные - персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.
Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.
Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента - бронзовый зверинец.

Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики, вошедшей в моду в середине ХIХ века.

В 1966 году памятник был реставрирован.
Сегодня невозможно предствить себе Летний сад без этого памятника.Здесь всегда многолюдно. По выходным дням часто можно услышать живую музыку. Молодые музыканты на ксилофоне исполняют любимые мелодии прошлых веков.

В Летнем саду, на площадке перед “Чайным домиком”, стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом на частные пожертвования. Этот памятник – последняя крупная работа выдающегося скульптора.

Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте установки памятника: сначала его хотели поместить возле Публичной библиотеки, где служил Крылов, потом – на Васильевском острове возле здания Университета, почетным членом которого баснописец был с 1829 года. Многие считали целесообразным поставить памятник на Некрополе мастеров искусств, где прославленный баснописец был похоронен в 1844 году. После долгих спором самым удачным местом для памятника был признан Летний сад, любимое место прогулок Крылова, где он подолгу бродил, обдумывая сюжеты своих басен. Кроме того, некоторое время Крылов жил по соседству с Летним садом, в доме Бецкого.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен “Квартет”, “Лиса и виноград”, “Мартышка и очки” и многих других. Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Как добраться

Памятник русскому баснописцу И. А. Крылову находится в Летнем саду . Чтобы добраться до него, можно доехать до станции метро “Гостиный двор”, перейти на противоположную сторону Невского проспекта и идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с набережной реки Фонтанки. Далее нужно свернуть на набережную реки Фонтанки и дойти до ее пересечения с набережной Кутузова. На набережной Кутузова находится один из двух входов в Летний сад. Второй располагается рядом с пересечением набережной Фонтанки и улицы Пестеля.

Историческая справка

1768-1844 гг. — годы жизни баснописца И. А. Крылова.
1853 г. – работа по созданию памятника была завершена.
1855 г. – в мастерской Академии художеств по модели скульптора П. Клодта был отлит памятник И. А. Крылову.

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые – прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

error: