В каких прилагательных пишется дефис. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов: жёлто-синий, ярко-красный ; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад), тянъ-шаньский (Тянь-Шань) ; 3) образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и : горько-солёный (горький и солёный), мясо-молочная (мясная и молочная), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный - железная дорога, легкоатлетический - лёгкая атлетика .

Жёлто-синий (цвет). Юго-западный (юго-запад). Алма-атинский (Алма-Ата). Горько-солёный (горький и солёный). Железнодорожный (железная дорога).

Применяя данное правило, рассуждайте так: (вагоно) ремонтный - это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, в которых одно подчинено другому (ремонт вагонов) . Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый - это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга слов выпуклый и вогнутый , между ними можно вставить союз и . Значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый.

330 . Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, подчинённых одно другому; во второй - те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные гласные.

Журнально-газетный, общественно-политический, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древне-ру..кий, ру..ко-француз..ий, нефтеналивной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйственный, западноевропейский, чугунолитейный, научно-фантастический, медеплавильный, общественно полезный.

общественно-политический

общественно полезный

331 . Слитно или через дефис? Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных (см. образец в рамке). К какому разряду относятся эти прилагательные?

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско) английский, (стале) литейный, (средне) вековый, (туго)плавкий, (зеленовато) серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

332 . Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Запишите их, обозначая условия выбора дефисного написания сложных прилагательных.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый; тёмный, каштановый.

333 . Запишите сложные прилагательные, образованные из данных слов.

Образец: бледный, розовый, лицо - бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зефир.

334 . I. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, которые пишутся слитно, а в другую - прилагательные, которые пишутся через дефис.

(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.

II. В сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Образец: Завод для ремонта судов - судоремонтный завод .

Бумага, чувствительная к свету ; дело первой очереди ; здание в двенадцать этажей ; многоугольник с равными сторонами ; собрание сочинений в пяти томах ; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна ; женщина с седыми волосами ; мужчина с широкими плечами ; требования санитарные и гигиенические ; производство писчей бумаги ; девушка в семнадцать лет .

335 . Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

336 . Прочитайте два отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Буль6а». По вашему мнению, из текста какого типа выписаны эти предложения? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные, рисующие цвет степи и неба утром и вечером. Объясните значение незнакомых вам слов.

1. Со..це выгл..нуло давно на расчищенном небе и живительным (тепло)творным светом своим облило степь. Степь, чем далее, тем ст..новилась прекраснее. Вся поверхность земли пр..дставлялась (зелёно)золотым ок..аном по которому брызнули ми(л, лл)ионы разных цветов.

2. Вечером вся степь совершенно перемен..лась. Всё пёстрое пространство её охватывал..сь последним ярким отблеском со..ца и постепенно т..мнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, и она ст..новилась (тёмно)зелёною; исп..рения подымались гуще каждый цветок, каждая травка испускала амбру и вся степь курилась благ..вонием. По небу, (изголуба)тёмному, как будто исп..линскою кистью наляпаны были широкие полосы из розов.. золота; изредка белели клоками лё..кие и пр..зрачные обл..ка.

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема урока. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока:

    образовательные: знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания;

    развивающие: совершенствовать орфографическую зоркость; развивать монологическую речь;

    воспитательные: воспитывать умение работать в группе, уважительное отношение к мнению одноклассников.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, листы самооценки, разноцветные фигуры, раздаточный материал.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ну, проверьте-ка, ребята, всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, только лишь оценку пять.

Поэтому желаю вам интересной и плодотворной работы на уроке. А начнем урок с оформления тетрадей. Запишите в своих рабочих тетрадях число, классная работа.

II . Проверка домашнего задания.

    «Мозговой штурм».

Какую большую тему вы сейчас изучаете?

А что вы знаете об этой части речи мы и проверим. Поможет нам ромашка. Вы должны сказать, оторвав лепесток, правильное ли утверждение или нет?

    Имя прилагательное обозначает предмет.

    Изменяется по родам, числам, падежам. Это постоянный признак.

    Прилагательное богатый (опыт) является относительным, прилагательное мамины (руки) – качественным, прилагательное зимний (день) – притяжательным.

    В суффиксах прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется Ё, в безударном положении Е.

    Если к прилагательному относятся слова далеко не, ничуть не и подобные, оно пишется с НЕ слитно. Если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ, оно будет писаться раздельно.

    Выборочный диктант.

Какая орфограмма, связанная с правописанием прилагательного, на сегодняшний момент вынесена для проверки на экзамен по русскому языку. (Н и НН в именах прилагательных.) Перед вами раздаточный материал №1. Укажите номера тех словосочетаний, в которых в прилагательном пишется НН.

    Деревя..ыми изделиями

    Ути..ый нос

    Обыкнове..ым резцом

    Стекля..ый графин

    Кожа..ый портфель

    Оловя..ый солдатик

    Песча..ый берег

    Лимо..ый сок

    Торфя..ое болото

    Традицио..ый танец

(Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.)

    Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника. Верните тетради. Прокомментируем ответы. (Работает один ученик.)

    Работа с листом самооценки (за два задания).

III . Изучение нового материала.

    Формулировка темы, цели и задач урока.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит завершить знакомство с правописанием имен прилагательных.

Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

Слова какой части речи у нас выделены?

Что отличает их от других прилагательных?

Почему они являются сложными?

Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные.

Выпишем имена прилагательные с существительными, к которым они относятся, распределив их на столбики: слитно / через дефис. Докажем, что прилагательные сложные. (Работают два ученика.)

Через дефис

Рыболовецкого судна

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленый волны

Трехмачтовый бриг

Горько-соленого моря

Носорожью тушу

Бело-розовые облака

А мы можем объяснить, почему нет единообразия? Нет.

Поэтому попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Запишем в тетради тему урока. (Слайд)

Какова же цель урока, как вы думаете? (Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.) (Слайд)

Как будем достигать этой цели? Какие задачи необходимо для этого выполнить? (Познакомиться с теоретическим материалом, выполнять разные упражнения на отработку и закрепление правила.)

Итак, решаем первую задачу. Для этого разделимся на группы. У вас на столах есть материал с правилом. Изучите его. Первая группа готовится рассказать о слитном написании сложных прилагательных, вторая группа о дефисном написании сложных имен прилагательных.

    Защитное слово каждой группы.

    Самостоятельная работа в группах.

Вернемся к прилагательным из текста. У вас на столах раздаточный материал желтого цвета. Посовещайтесь в группе и приготовьтесь объяснить, почему одни прилагательные из текста пишутся через дефис, а другие слитно.

    Защитное слово каждой группы. (Теперь надо поменять комментарий: первая группа говорит о дефисном написании, вторая – о слитном.)

Посмотрите внимательно, что у нас получилось? А получилось по сути графическое обозначение орфограммы. Осталось правильно комментировать орфограмму. Послушаем, как это можно делать. (Учитель приводит пример рассуждения)

IV . Закрепление изученного материала.

    Физминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

    Выборочно-распределительное списывание.

1 группа выписывает словосочетания, в которых сложные прилагательные пишутся слитно.

2 группа выписывает словосочетания, в которых прилагательные пишутся через дефис.

Обратите внимание на числа в скобках. Выписываете словосочетания в столбик вместе с числом. Графически обозначаем орфограмму.

(Боле)утоляющее средство (8), (паро)ходный гудок (12), (растительно)животный мир (9), (зелено)золотистые поля (11), (железно)дорожная станция (14), (шести)струнная гитара (16), (северо)восточный ветер (13), (кисло)сладкий соус (17), (взлетно)посадочная полоса (20), (водо)проводный кран (20).

    Проверка.

Если все правильно выполнено, то в сумме должно получиться число 70.

(Боле)утоляющее средство (8),

(паро)ходный гудок (12),

(железно)дорожная станция (14),

(шести)струнная гитара (16),

(водо)проводный кран (20).

Через дефис:

(растительно)животный мир (9),

(зелено)золотистые поля (11),

(северо)восточный ветер (13),

(кисло)сладкий соус (17),

(взлетно)посадочная полоса (20).

Ребята, о чем вам говорит число 70? (В этом году мы будем праздновать 70 лет, как закончилась ВОВ.)

Зачем нужно помнить об этом событии?

    Работа с листом самооценки (вся работа в группе).

    Игра «Четвертое лишнее».

Нужно выписать только то словосочетание, которое является лишним.

    (Бумажно)картонный комбинат, (русско)немецкий словарь, (фруктово)ягодный сок, (трубо)проводный канал. (Образовано от сложного существительного, которое пишется слитно.)

    (Широко)плечий мужчина, (пяти)этажный дом, (бело)ствольная береза, (красно)оранжевый диск . (Обозначает оттенок цвета.)

    (Высоко)качественный товар , (пуле)метный огонь, (верто)летный гул, (лесо)парковая зона.

    (Серо)синий шарф, (светло)голубой берет, (кисло)сладкий чай , (иссиня)черный пояс. (Можно вставить союз И.)

    (Ярко)красный мяч, (влаго)защитный плащ , (юго)западный ветер, (шахматно)шашечный турнир. (Образовано на основе словосочетания.)

    Работа с листом самооценки.

    Найдите соответствие.

1 (синие)пресиние глаза

А Слитно, от существительного, которое пишется слитно

2 (трудо)любивый человек

Б Через дефис, от существительного, которое пишется через дефис

3 (северо)западное направление

В Через дефис, можно вставить союз И

4 (мясо)молочный продукт

Г Через дефис, обозначает оттенок цвета

5 (пеше)ходная дорожка

Д Слитно, образовано на основе словосочетания

Прокомментируем ответы.

Проверим при помощи ключа.

V. Итог урока.

Давайте вернемся к цели сегодняшнего урока.

Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.

Достиг ли каждый из вас цели?

    Тест (с использованием сигнальных карточек).

через дефис ?

А) (добро)желательный

Б) (северо)восточный

В) (двух)комнатный

В каком случае сложное прилагательное пишется слитно ?

А) (русско)немецкий

Б) (документально)художественный

В) (длинно)ногий

Сложное прилагательное кисло-сладкий пишется через дефис, потому что

А) можно вставить союз И

В) образовано от существительного, которое пишется через дефис

Сложное прилагательное вездеходный пишется слитно, потому что

А) можно вставить союз И

Б) образовано на основе словосочетания

В) образовано от существительного, которое пишется слитно

В каком случае сложное прилагательное пишется через дефис ?

А) (темно)каштановый

Б) (бело)ствольная

В) (пяти)летний

    Работа с листом самооценки.

    Рефлексия.

Посмотрите в свой лист-самооценки и скажите, как сегодня вы себя чувствовали на уроке. Для этого воспользуйтесь разноцветными фигурами.

Справлялся самостоятельно со всеми заданиями

Справлялся, но с помощью одноклассников, учителя

Требуется помощь со стороны учителя

А теперь закрасьте человечка на лестнице успеха, который говорит о вашем состоянии знаний по теме сегодняшнего урока.

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание сегодня у вас разноуровневое. Вы сами оцениваете свои возможности и выполняете задание либо на 3, либо на 4, либо на 5.

Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!

Приложение 1 (домашнее задание)

ЗАДАНИЕ 1 (на «3»)
ПОСЧИТАЕМ?

Задание: Обведите номера слов, которые пишутся слитно. Сложите все их. В результате должно получиться число 86.

1. (Много)летний.
2. (Жилищно)строительный.
3. (Народно)освободительное движение.
4. (Механико)математический факультет.
5. (Восточно)Европейская равнина.
6. (Волго)Донское пароходство.
7. (Свеже)испеченный.
8. (Быстро)ходный.
9. (Пол)ночный.
10. (Девяти)летний.
11. (Древне)русский.
12. (Чисто)шерстяной.
13. (Седо)бородый.
14. (Ярко)красный.
15. (Северо)осетинское искусство.

ЗАДАНИЕ 2 (на «4»)
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причем прилагательное должно быть сложным.

1. Машина, которая очищает хлопок.
2. Трубка, которая проводит пар.
3. Бумага, чувствительная к свету.
4. Завод, где строятся корабли.
5. Фабрика, на которой прядут шелк.
6. Средняя за год выработка.
7. Культура Древней Руси.
8. Ветер с северо-запада.
9. Рабочие фабрик и заводов.
10. Словарь русский и французский.
11. Государство буржуазное и помещичье.
12. Промышленность кожевенная и обувная.
13. Литература по сельскому хозяйству.
14. Секция шахматная и шашечная.
15. Завод, где ремонтируют вагоны.
16. Депо вагонное и паровозное.
17. Лицо матовое и бледное.
18. Лимоны желтые и янтарные.
19. Человек с бледным лицом.
20. Природа Дальнего Востока.
21. Лес из деревьев низкого роста.
22. Снасти для ловли рыбы.
23. Паруса разного цвета.
24. Бабочка с желтыми крыльями.
25. Орды татар и монголов.
26. Праздник общий для народа.
27. Девушка с голубыми глазами.
28. Его глубоко уважают.

ЗАДАНИЕ 3(на «5»)
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Задание: Распределите данные ниже слова в два столбика: с дефисным и слитным написанием. Объясните написание.

(Средне)месячная зарплата, (лево)бережная низменность, (мелко)масштабный, (робин)гудовские приключения, (обще)народный, (журнально)газетный, (крупно)габаритный, (научно)просветительский, (народно)поэтический, (учебно)вспомогательный, (умеренно)холодный, (медико)судебный, (словарно)технический, (общественно)исторические законы, (общественно)опасные элементы, (морально)устойчивый человек, (научно)популярный, (сто)километровый, (стихийно)бунтарский, (темно)глазый, (темно)волосый, (темно)серый, (фруктово)ягодный, (слабо)кислый, (словарно)грамматический, (овоще)консервный, (военно)административный, (научно)исследовательский, (средне)азиатский, (шахматно)шашечный.

Приложение 2

Работа в группе

«4 лишнее»

Соответствие

Оценка учителя

Лист самооценки учени____ 6 класса _______________________

Работа в группе

«4 лишнее»

Соответствие

Оценка учителя

23-24 отлично («5») 22-18 хорошо («4») 17-10 удовлетворительно («3»)

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Урок русского языка в 6 классе

Цели урока:

    Формирование знаний правописания сложных прилагательных,

    Развивать аналитическое мышление, память учащихся

    Способствовать воспитанию ответственного отношения к учебному труду.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Какие есть вопросы по домашнему заданию?

Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с прилагательными, где пишется -НН-:

    деревянными изделиями

    утиный нос

    обыкновенным резцом

    стеклянный графин

    кожаный портфель

    оловянный солдатик

    песчаный берег

    безветренный день

    торфяное болото

    соломенная крыша

Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.

3. Подготовка к изучению нового материала

На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на парту) - отрывок из произведения И.А.Бунина

В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.

Один ребенок читает вслух:

Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.

Учитель сразу же задает вопрос:

О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)

Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:

Нежно-малиновый Сине-лиловый Густо-фиолетовое

В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.

4. Объяснение нового материала

Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание на слове всегда.

Например: бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.

Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания прилагательных через дефис.

Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои примеры.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: в учебнике юго-западный (юго-запад) , свой пример: северо-восточный (северо-восток);

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и:

Пример: горько-соленый (горький и соленый), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога).

Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:

Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на доску):

Задание: заполнить своими примерами таблицу.

Слитное написание прилагательных

Дефисное написание прилагательных

В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой, которые необходимо запомнить: общественно полезный и общественно-политический.

5. Первичное закрепление

Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по какому правилу:

Тёмно-русый паренёк Шел на северо-восток Так он к вечеру устал, Что лимонно-желтым стал, Но зато успел понять, Где в словах дефис вставлять. Будешь помнить наш урок В школе скажет педагог: «Этот парень – голова!»
(«Радионяня»)

Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.

(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).

Объяснение детей:

Темно-русый – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Лимонно-желтым – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.

Какой частью речи является северо-восток ?

Рассуждение учеников:

Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный , которое будет писаться через дефис.

На доске записано слово горько-соленый , учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?

Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз и горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.

По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:

Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:

Дальний Восток – Древний Рим – (языки) восточных славян – Черные волосы – Длинные ноги (журавля) – Широкие плечи (юноши) – (дом) из крупных паилей –

Учитель спрашивает выборочно.

Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие окружающего нас мира.

В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали частично).

Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    (Зелено)серебристый свет,
    (Не)уловимый свет
    Восход…т над землёй.

    1. (Прозрачно)бледный, как весной,
      Сл…зит…ся снег (не)давней стужи.

      Вдруг молния всю чащу озарила
      Таинствен…ым и (бледно)синим светом.

    Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.

    1. И ягоды (туманно)сини
      На можжевельнике сухом.

      Лишь море в летн…й штиль
      Все так же сыпл…т ласково на рифы
      (Лазурно)фосфорическую пыль.

    В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.

    1. Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
      Покачивался на краю неба.

    На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и неподвижно рдели (светло)золотые клены.

    Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.

Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет, ставит отметки, с остальными проверяют вслух.

6. Итог урока

Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.

Железнодорожный < железная дорога

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

    обозначают оттенки цветов: жёлто-синий

    образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный< юго-запад

    Слово образовано от сочетания независимых слов: садово-огородный< сад и огород.

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный Общественно-политический

7. Домашнее задание

Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.

Сложные прилагательные - это части речи, созданные в результате сочетания двух слов. Их можно преобразовать снова в словосочетание, составляющие которого будут либо иметь грамматические отношения, либо просто примыкать друг к другу. В последнем случае слова могут быть связаны друг с другом лишь по смыслу.

Способы образования

В русском языке встречаются сложные прилагательные, состоящие из двух элементов, которые в своем первоначальном виде представляют собой слова, связанные друг с другом грамматическим согласованием. Например:

  • русскоязычное население (русский язык);
  • общеисторический метод (общая история);
  • общеобразовательная школа (общее образование);
  • тяжелобольной пациент (тяжелый больной);
  • одностороннее движение (одна сторона).

Имена прилагательные могут быть образованы из существительных, взаимосвязанных друг с другом таким видом грамматического значения, как управление. Например:

  • металлообрабатывающий станок (обработка металла);
  • лесоохранный знак (охрана леса);
  • домостроительная компания (строение дома);
  • автопрокатное предприятие (прокат автомобилей);
  • мелкобуржуазное мышление (мелкая буржуазия).

Сложные прилагательные могут происходить из слов, которые не имеют какой-либо грамматической взаимосвязи, и названий географических объектов. Например:

  • легкоранимый человек (легко ранить);
  • острозаточенный нож (остро заточить);
  • нижнетагильский завод (Нижний Тагил);
  • североосетинский филиал (Северная Осетия);
  • большевяземский музей (Большие Вяземы).

Слитное написание терминов

Правописание сложных прилагательных может быть различным. Зависит оно от способа образования и области лексики, к которой эти слова относятся. В научно-технической и медицинской литературе встречаются нередко термины, происходящие от двух слов. Например: кислородосодержащий, древнеславянский, спинномозговой, термоизоляционный, хромовокислый, частновладельческий, щелочноземельный. Среди этих слов встречаются и такие, которые невозможно преобразовать в словосочетание. Например: конноспортивный; травоядный. Слитное написание сложных прилагательных этой категории не может вызывать сомнений, поскольку они состоят из элементов, один из которых (а в отдельных случаях и оба) не могут употребляться отдельно. Следует также помнить, что всегда пишутся слитно прилагательные, начинающиеся на такие элементы, как обще-, поздне-, верхне-, древне-, нижне-. Раздельно нельзя писать также слова терминологической тематики, начинающиеся на высоко-, широко-, низко-, глубоко-, мелко-, узко-, много-, мало-, сильно-, остро-, круто-, густо- и так далее. Например:

  • сильнодействующе снотворное;
  • высокоразвитая страна;
  • широкомасштабные действия;
  • узкоспециализированное производство;
  • густонаселенный пункт.

Раздельное написание терминов

На правописание сложных прилагательных оказывает влияние присутствие в предложении пояснительных слов. Точнее сказать, при их наличии верным может быть только написание отдельно стоящих слов. Например:

  • густонаселенная область (густо населенная иностранцами область);
  • малоизученные проблемы (мало изученная наукой проблема).

В правописании нужно также обращать внимание на порядок слов. Сложные прилагательные почти во всех случаях предшествуют существительному, к которому они относятся. А свободное словосочетание, примеры которого были рассмотрены выше, следует, как правило, за ним. Например:

  • быстросохнущая краска (краска, быстро сохнущая на открытом воздухе);
  • остропахнущий (раствор, остро пахнущий при высокой температуре воздуха);
  • легкодостижимая цель (цель, легко достижимая для человека, который обладает специальными знаниями);
  • скоропортящееся молоко (молоко, скоро портящееся без предварительной пастеризации).

Также следует помнить, что сложные слова, как и все прочие, имеют только одно ударение. В словосочетаниях их два.

Сложными прилагательными являются также слова, первая составляющая которых - четверть-. Например: четвертьфинальный, четвертькровный.

Дефис в прилагательных и существительных

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - раздел правописания, незнание которого нередко приводит к совершению орфографических ошибок. Для того чтобы их избежать, необходимо всего лишь запомнить несколько простых правил.

Необходимо знать, что через дефис прилагательные всегда пишутся в том случае, если они образованы от существительных с дефисным написанием. Например:

  • социал-демократическая партия (социал-демократия);
  • юго-восточный округ (юго-восток);
  • карачаево-черкесское население (Карачаево-Черкесия);
  • нью-йоркский парк (Нью-Йорк);
  • премьер-министерский корпус (премьер-министр).

Но если такие сложные прилагательные обладают приставкой, пишутся они слитно. Например:

  • антисоциалдемократические воззрения;
  • присырдарьинский город.

Индивидуальная принадлежность

Всегда через дефис пишутся слова, созданные от имен собственных. Тогда как необходимо знать, что в подобных случаях между основными элементами прилагательного должен непременно стоять дефис. Например:

  • ильфо-петровские персонажи;
  • майн-ридовский роман;
  • робин-гудовские подвиги;
  • Потап-Потапычев портфель;
  • Иван-Грозновское время.

Прилагательные, включающие два равноправных понятия

Написание сложных прилагательных зависит от смысловой нагрузки, которую несет каждая из составляющих. И если в одном слове содержатся элементы, имеющие равноправные понятия, они пишутся через дефис. Например:

  • культурно-развлекательный центр;
  • отчетно-экзаменационный концерт;
  • сердечно-сосудистое заболевание;
  • агитационно-пропагандистское мероприятие;
  • англо-немецкий словарь;
  • рабоче-крестьянское движение;
  • русско-турецкая война;
  • художественно-публицистический жанр;
  • ликеро-водочный завод;
  • электронно-автоматический метод.

Прилагательные, образованные из частей с неоднородными признаками

Дефисное написание сложных прилагательных применимо в том случае, когда слово состоит из элементов, которые можно преобразовать в существительные или другие части речи, не являющиеся однородными членами речи. В качестве первой части в таких прилагательных часто выступают такие основы, как массово-, народно-, военно-, научно-, учебно-. Например:

  • научно-исследовательский институт;
  • народно-прикладное искусство;
  • военно-морской флот;
  • учебно-консультационный центр.

Прилагательные, обозначающие оттенок качества

Если прилагательное означает какое-либо свойство, а для придания ему некоего оттенка добавляется дополнительный элемент, применяется дефисное написание. Это же правило применяется и в написании сложных прилагательных, обозначающих цвета и оттенки. Например:

  • кисло-сладкий соус;
  • мужественно-суровый вид;
  • тревожно-навязчивые мысли;
  • добродушно-приветливая улыбка;
  • бледно-розовые губы;
  • ярко-красное платье.

Написание терминов через дефис

Многие прилагательные терминологического характера пишутся через дефис. Например:

  • злаково-бобовые травы;
  • желудочно-печеночный сбор;
  • магнито-мягкие материалы;
  • каменно-бетонный фундамент;
  • заправочно-сливной клапан.

Сложные прилагательные слитно не пишутся в том случае, если первая часть их является заимствованием из иностранного языка с суффиксом «-ико». При написании слов этого типа используется дефис. Например:

  • историко-этнографический;
  • критико-публицистический;
  • медико-оздоровительный;
  • политико-правовой;
  • химико-технологический.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных встречается в одних и тех же определениях. Правописание в подобных случаях зависит от контекста. Например:

  • мужественно-суровый облик (суровый и мужественный);
  • мужественно суровый облик (мужественная суровость).

Прилагательные часто состоят из элементов, являющихся по отдельности синонимами. И их синонимичность является верным основанием к дефисному написанию. Например:

  • наивно-детские рассуждения;
  • торжественно-возвышенная лексика;
  • высокомерно-презрительное отношение.
error: