Суффикс щик примеры. Правописание имен существительных

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик . (На доске перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов .)
Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

– Произношение не соответствует написанию.

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

II. Изучение нового материала.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
  7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч , и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)

Таблица № 1

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

III. Закрепление изученного.

– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).
Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов ).
Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик ).

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

– А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)

Таблица № 2

– Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

IV. Выборочный диктант.

-щик: сборщик, шарманщик, сварщик

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

V. Работа с индивидуальными карточками.

Карточка № 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

Карточка № 2.

Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

– А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

Барабан был плох. Барабанщик – бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать.

На Тихорецкую состав отправиться.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые /3 раза.
Платочки белые, глаза печальные.

Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
“Наш Костя, кажется влюбился,” –
Кричали грузчики в порту.

VI. Выводы.

– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

VII. Домашнее задание.

Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.

Карточки для контроля знаний по теме "Правописание согласных в суффиксах существительных -ЧИК - -ЩИК". (5-6 класс). Раздаточный материал готовился для занятий в 5 классе (УМК В.В.Бабайцевой), но может быть использован для повторения темы или контроля знаний и в других классах. Дидактический материал подготовлен к распечатке форматом А5.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -ЧИК -- -ЩИК»

5 класс

Вариант 1

1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет...ица 2) груз...ик 3) прессов...ик 4) объезд...ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) развед...ик 2) бакен...ик 3) камен...ик 4) спор...ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж...ик 2) вертолёт...чик 3) рассказ...ица 4) надсмотр...ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) компьютер...ик 2) экскаватор...ик 3) автомат...ик 4) обман...ик

1) стекол...щик 2) бетон...щик 3) домен...щик 4) смен...щик

5 класс

Тест по теме

Вариант 2

1. В каком слове пишется Щ:

1) налад…ик 2) груз…ик 3) гардероб…ик 4) захват…ик,

2. В каком слове пишется Ч:

1) прогуль…ик 2) прокат…ик 3) прищеп…ик 4) танцов…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж…ик 2) буфет…ица 3) лёт…ик 4) эксковатор…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) свар…ик 2) арматур…ик 3) развед…ик 4) бакен…ик

5. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

1) пил...щик 2) кровел...щик 3) барабан...щик 4) бурил...щик

5 класс

Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 3

1. В каком слове пишется Щ:

1) рез…ик 2) копиров…ик 3) лёт…ица 4) подпис…ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) расфасов…ик 2) домен...ик 3) извоз…ик 4) стеколь…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) попут…ик 2) заказ…ик 3) захват…ик, 4) прогуль…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) заговор…ик 2) перепис…ик 3) убор…ица 4) смен…ик

5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) набор…щик 2) пил…щик 3) сбор…щик 4) домен…щик

Задание 2

    Шахтёр, работающий в забое.

    Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов.

    Летчик, управляющий вертолётом.

    Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке.

    Типографский рабочий, делающий переплёты у книг.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

    Солдат, обслуживающий пулемёт.

    Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка

    Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

    Специалист по переводам с одного языка на другой.

    Строитель, который устанавливает арматуру строящегося здания.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

    Агент разведки.

    Лицо, руководящее траловым ловом рыбы.

    Рабочий, работающий на фрезерном станке.

    Рабочий, обслуживающий доменные печи.

    Работник (или работница) буфета.

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 4

1

Веселый попут.…ик, аккуратный смаз.…ик, подлый донос…ик, лов­кий разнос….ик,

нерасторопный гардероб….ик, жестокий захват….ик, искусный камен….ик, главный зачин….ик,

старый груз….ик, постоянный заказ….ик, новый раздат….ик, злостный прогуль….ик, перевод….ик

с немецкого, отважный развед….ик, пойманный заговор….ик.

1) Попут…ик это…. 2) Перевод…ик это…

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 5

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Веселый груз.…ик, аккуратный налад.…ик, лов­кий фонар….ик, жестокий захват….ик,

искусный рез….ик, главный объез…ик, старый гардероб….щик, постоянный заказ….ик,

ведущий атом….ик, бесстрашный пулемёт…чик, маленький барабан….щик, жестокий

надсмотр…ик, умелый налад….ик, известный перевод…ик, внимательный объезд….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Барабан…ик это…. 2) Пулемёт…ик это…

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 6

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Хороший попут.….ик, сбор….ик налогов, расторопный халтур….ик, умелый налад….ик,

известный постанов….ик, умелый полиров…ик, интересный рассказ…ик, отважный лёт…ик,

вызванный водопровод….ик, ненадёжный смен…ик, хороший совет…ик, усталый домен…ик,

неумелый полиров…ик, отважный лет….ик, первопроход….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Съём…ик это…. 2) Обман….ик это …

28 августа 2014

Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Общие сведения

Имена существительные с суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

Особенности суффикса

Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

Видео по теме

Основное правило

Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

Если основа имен существительных оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:


Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

Важно запомнить

Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- (примеры слов были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

  • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
  • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
  • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:


В каких случаях ставится суффикс -щик-?

Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:


Иноязычные слова

Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

  • процеНТ - процентЩИК;
  • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

Следует ли ставить «мягкий знак»?

О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить мягкий знак перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

  • зачинЬщик;
  • бетонЬщик;
  • табунЬщик;
  • фонарЬщик и проч.

С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

  • кровельщик;
  • стекольщик;
  • плательщик;
  • прядильщик;
  • пильщик;
  • бурильщик;
  • носильщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • строгальщик и проч.

Различай суффиксы

Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:


Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

  • диванчик - диванчика;
  • мальчик - мальчика;
  • калачик - калачика;
  • огурчик - огурчика;
  • кирпичик - кирпичика;
  • ключик - ключика;
  • стульчик - стульчика;
  • пальчик - пальчика;
  • личико - личика;
  • мячик - мячика и проч.

Можно выделаить следующие правила для правильного написания суффиксов имён существительных :

Правописание гласных в суффиксах существительных .

Суффиксы «чик», «ик» пишутся только тогда, когда гласная при склонении существительных не изменяется во всех формах:
кристаллик (кристаллика), шалашик (шалашика);
если же при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс «ек»:
звоночек, ножичек, мешочек, подарочек, рожочек, сучочек, горошек (горошка), дружочек (дружочка).

Чередование согласных происходит в корне существительных типа барашек, рожочек х — ш, к — ч, ц — ч, поэтому в них выделяется суффикс «ек», «ик», а не «чек» «чик» (Напимер: Танк — танчик).

У существительных мужского рода пишется суффикс «ец», при этом при склонении исчезает гласная «е» в суффиксе, а суффикс «иц» у существительных женского рода (гласная «и» всегда сохраняется).
Приведем пример: книжица (книжицы), красавица (красавицы), владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец, рассказец.

У существительных среднего рода пишется суффикс «ец», если ударение падает на окончание, а суффикс «иц» — если ударение предшествует суффиксу.
Приведем пример: креслице, платьице, пальтецо, письмецо, ружьецо.

У существительных женского рода пишется суффикс «ичк», если оно образованно от основ на «иц».
Приведем пример: умничка (умница), лестничка (лестница). В всех остальных случаях пишется суффикс «еч».
Приведем пример: ситечко (сито), пешечка (пешка), а также в образованиях от слов на «мя».
Приведем пример: племечко, темечко, значечко, племечко;
в именах собственных: Зоечка, Леночка, Колечка, Катечка, Фенечка, Юлечка.

1. Тоже самое правило можно применять и для сложного суффикса «ничк»: вафельничка (вафельница), сахарничка (сахарница).

2. Написание имен собственных с суффиксом «ичк» типа Юличка, Феничка в современном языке ненормативно.

3. В русском языке безударного суффикса «ячк» нет.
Суффикс «оньк» пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: березонька, головонька, девонька, кухонька, Лизонька, лисонька, косонька; но: Марфа — Марфенька. Суффикс «еньк» пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Валенька, дороженька, доченька, ноченька, подруженька, Сашенька.
Исключение: баиньки, заинька, паинька.

Примечания :

1. Формы с суффиксом «еньк» образуются только от слов мама, папа: маменька, папенька. Формы маманька, папанька — просторечные, мамонька — диалектная.

2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и подобные, встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов «аньк», «ыньк», «иньк» в современном языке нет.

В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на «ня» с помощью суффикса «к», ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: милостынька (милостынь), нянька (нянь), пустынька (пустынь), яблонька (яблонь), барышенька (барышень), деревенька (деревень), дынька (дынь), кухонька (кухонь),

Если в родительном падеже множественного числа «ь» не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом «к»: басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен).

Сочетание инк (суффиксы «ин» и «к») пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а): бисеринка (бисерина), бусинка (бусина), горошинка (горошина), жемчужинка (жемчужина), изюминка, миндалинка, прогалинка, ссадинка; по аналогии образованы слова снежинка (здесь суффикс «инк», так как нет слова снежина) , горлинка, пушинка. В немногочисленных словах пишется суффикс «енк»: беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка, черкешенка.

Правописание согласных в суффиксах существительных.

Суффикс «чик» пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: разведчик, автоматчик, буфетчик, счётчик, смазчик, подписчик.

Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добытчик (добыча), кабатчик (кабак). Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж): атом-щик, гардероб-щик, дрессиров-щик, камен-щик, фонар-щик, халтур-щик.

Примечание. Перед суффиксом «щик» ь пишется только после л: кровель-щик, пильщик, прогульщик, текстильщик.
У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся следующие суффиксы:

«изн»: белизна, голубизна, кривизна, новизна;
«ин»: быстрина, глубина, старина, седина, толщина;
«от»: краснота, мелкота, дремота, прямота, слепота;
«ость»: ветхость, дикость, домовитость, мелковатость, угловатость; а также от основ причастий: возбужденность, воспитанность, изолированность.
Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом «ность»: будущность (будущий), всеобщность, горячность, готовность, общность.


-енств-: нищенство, первенство (от нищенствовать, первенствовать);
-отн-: беготня (от бегать), пачкотня, руготня, стукотня.
-ств- (-овств-): воровство, колдовство, мотовство, сватовство, хвастовство, шутовство, явство (устар. от явиться);
-еств-: жульничество (от жульничать), кустарничество, лодырничество, мошенничество, привередничество; также от основ прилагательных: излишество, могущество.

Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев-, рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жарево, кружево, курево, топливо.

3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

1) правописание гласных в суффиксах существительных;
2) правописание согласных в суффиксах существительных.

Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

Ключ ик – ключ ик а.

суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

Замоч ек – замо чк а.

Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

Залив → залив чик.

б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

Шуба → шуб оньк а.

суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

Гор ец – гор ц а.

г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

Пугов иц а → пугов ичк а.

В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

Им ечк о, Ман ечк а.

Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

Горош ин а → горош инк а.

Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

Пи ль щик, ато м щик.

б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

Упражнение к теме «3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Правописание имен существительных

Суффиксы существительных

Суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах: кристалл ик (кристалл ик а), шалаш ик (шалаш ик а) ; если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс -ек: горош ек (горош к а), дождич ек (дождич к а), дружоч ек (дружоч к а), звоноч ек, кулеч ек, мешоч ек, ножич ек, подароч ек, рожоч ек, сучоч ек.

Примечание. В корне существительных типа орешек, рожочек происходит чередование х — ш, к — ч, ц — ч, поэтому в них выделяется суффикс -ек, -ик, а не -чек — -чик (ср.: палец — пальч- ик) .

Суффикс -ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в суффиксе при склонении исчезает), а суффикс -иц- — у существительных женского рода (гласная и всегда сохраняется): владел ец (владельца), капитал ец (капитальца), мороз ец, рассказ ец, полковод ец; книж иц а (книж иц ы), красав иц а, владел иц а.

У существительных среднего рода пишется суффикс -ец- , если ударение падает на окончание, а -иц- — если ударение предшествует суффиксу: пальт ец о , письм ец о , ружь ец о ; зда нь иц е, здоро вь иц е, кре сл иц е, пла ть иц е.

Суффикс -ичк- пишется у существительных женского рода, образованных от основ на иц: лестн ичк а (лестн иц -а), луков ичк а (луков иц -а), пугов ичк а (пугов иц -а), умн ичк а (умн иц -а) . В остальных случаях пишется суффикс -ечк- : пеш ечк а (пешка), сит ечк о (сито), утр ечк о (утро) ; а также в образованиях от слов на мя: врем ечк о, плем ечк о, стрем ечк о, тем ечк о; в именах собственных: Вал ечк а, Зо ечк а, И ечк а, Кол ечк а, Фен ечк а, Юл ечк а (у этих слов основа не оканчивается на иц).

1. Это же правило можно применять и для сложного суффикса -ничк- : вафель ничк а (вафельн иц -а), сахар ничк а (сахарн иц -а) .

2. Написание имен собственных с суффиксом -ичк- типа Сон ичк а, Фен ичк а в современном языке ненормативно.

3. В русском языке безударного суффикса -ячк- нет.

Суффикс -оньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: бере з — оньк а, голо в — оньк а, де в — оньк а, ко с — оньк а, Ли з — оньк а, ли с — оньк а, поло с — оньк а; но: Мар ф а — Мар ф’ — еньк а. Суффикс -еньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Ва л’ — еньк а, доро ж — еньк а, до ч’ — еньк а, но ч’ — еньк а, подру ж — еньк а, Са ш — еньк а.
Исключение: ба иньк и, за иньк а, па иньк а.

1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : мам еньк а, пап еньк а. Формы мама нька, папа нька — просторечные, ма монька — диалектная.

2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и под., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса -к- , ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: барышен ь — к -а (барышен ь), деревен ь ка (деревен ь), дын ь ка (дын ь), кухон ь ка (кухон ь), милостын ь ка (милостын ь), нян ь ка (нян ь), пустын ь ка (пустын ь), яблон ь ка (яблон ь) .

Если в родительном падеже множественного числа ь не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом -к- : басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен) .

Сочетание инк (суффиксы -ин- и -к-) пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а) : бисер инк а (бисер ин а), бус инк а (бус ин а), горош инк а (горош ин а), жемчуж инк а (жемчуж ин а), изюм инк а, миндал инк а, прогал инк а, ссад инк а; по аналогии образованы слова снеж инк а (здесь суффикс -инк- , так как нет слова снежина) , горл инк а, пуш инк а. В немногочисленных словах пишется суффикс -енк- : беж енк а, монаш енк а, неж енк а, нищ енк а, француж енк а, черкеш енк а.

Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: вклад- чик, автомат- чик, буфет- чик, воз- чик, смаз- чик, подпис- чик, перебеж- чик.

Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добыт чик (добыча), кабат чик (кабак) . Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж) : ато м — щик, гардеро б — щик, дрессиро в — щик, каме н — щик, фона р — щик, халту р — щик.

Примечание. Перед суффиксом -щик- ь пишется только после л: кровел ь -щик, пил ь щик, прогул ь щик, текстил ь щик.

У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся суффиксы:

Изн- : бел изн а, голуб изн а, желт изн а, крив изн а, нов изн а;
-ин- : быстр ин а, выш ин а, глуб ин а, стар ин а, сед ин а, толщ ин а;
-от- : красн от а, мелк от а, наг от а, пестр от а, прям от а, слеп от а;
-ость- : ветх ость, дик ость, деловит ость, домовит ость, убог ость, угловат ость; а также от основ причастий: возбужденн ость, воспитанн ость, изолированн ость.
Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом -ность: будущ ность (будущий), всеобщ ность, горяч ность, готов ность, общ ность, сущ ность (сущий) .

У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:
-енств- : нищ енств о, перв енств о (от нищ енств овать, перв енств овать) ;
-отн- : бег отн я (от бегать), пачк отн я, руг отн я, стук отн я, толк отн я;
-ств- (-овств-) : вор овств о, колд овств о, мот овств о, сват овств о, хваст овств о, шут овств о, яв ств о (устар. от явиться) ;
-еств- : жульнич еств о (от жульничать), кустарнич еств о, лодырнич еств о, мошеннич еств о, привереднич еств о; также от основ прилагательных: излиш еств о, могущ еств о.

Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев- , рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жар ев о, круж ев о, кур ев о, топл ив о.

Урок по русскому языку на тему «Суффиксы существительных -чик, -чек» (3 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Золотова Вера Михайловна

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №53»

Предмет: русский язык

Тема . Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные.

Место: изучение нового материала

Цель : познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик.

Формировать представления о написании суффиксов –ек, — ик.

Повторить словообразовательный разбор.

Развивающие: ра звитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; развитие орфографической зоркости, логического мышления.

Воспитательные : воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

1 Организационный момент

2 Словарная работа. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

3 Знакомство с новым материалом. Работа над темой урока.

5Упражнения с целью закрепления материала

6 Домашнее задание

7 Подведение итога урока

I Организационный момент

Глаза смотрят и видят.

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа.

— Для чего мы её проводим?

Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.

Внимание на доску, прочитайте предложение.

— Могли бы вы встретить такое явление в природе? (Нет).

— Какое это предложение? (Шуточное).

— Вставьте в слова недостающие буквы.

— Какие слова не вызвали затруднений при работе? (на осине, орех)

— Какую букву нужно писать в этих словах?

— В каком слове вы затруднились вставить букву? (однажды)

Почему? (оно новое, с этим словом мы ещё не встречались)

— Где вы уточните правильное написание этого слова? (В словаре «Пиши правильно»)

— Откройте словарь и уточните правописание слова «однажды», затем спишите предложение, вставляя буквы.

..днажды на..сине вырос..рех.

— Поставьте в словах ударение, подчеркните, букву, которую нужно запомнить.

2 ) Сообщение темы урока.

— Как вы понимаете значение слова беглый?

— Встречается ли это понятие в русском языке?

— Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

— Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

— Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

— Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

— О чём мы с вами будем сегодня говорить?

— Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

— Сформулируйте тему урока. (Чередование звуков в суффиксах слов, Е и О – беглые гласные).

— Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит Йокоповна.

Откройте с. 129 и прочитайте её слова.

III Работа с новым материалом.

Упражнение 146, 147, с. 130 (работа в парах)

Учитель. Откройте словарь. Посмотрите на условное обозначение на полях слева и скажите, с каким словарём будете работать? На какую букву откроете словарь?

Откройте, прочитайте слова на -ек. Выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов и существительные, обозначающие детёнышей домашних животных.

— Какие слова первой группы вы пометили? Прочитайте слова второй группы.

Работать будете в парах. Один из вас напишет столбиком одну группу слов, а сосед другую. Рядом пишите слово, от ОСНОВЫ которого оно образовано. Рассмотрите образец в учебнике и начинайте работать.

Двое работают у доски.

— Покажите, как образованы любые два слова. Корни не выделяйте, выделяйте только их основы!, как показано в учебнике.

Выполняется вторая часть задания.

— Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе).

— Какую форму будете использовать для доказательства? (Р.п. ед.ч).

— Прочитайте, какую форму использовал Миша?

V Работа над темой урока.

— Иногда слова с беглым гласным ПУТАЮТ с другими словами, где такой орфограммы нет.

— Прочитайте слова на доске: замоч(е/и)к костюмч(е/к)

Скажите устно, от основ каких слов образовались эти слова? (замок, костюм)

— В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

— Как это узнать? (Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.).

— Где гласный звук «сбежал»?

— Где он остался на месте?

— В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

— Прочитайте правило Летучей мыши.

— Письменно покажите как образованы эти слова:

Замочек – замок/; замоч + ек + … = замочек

Костюмчик – костюм/; костюм + чик + … = костюмчик.

— Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные: -ек и –чик)

VI Упражнения, с целью закрепления изученного материала.

Упражнение 149 (два слова у доски, остальные самостоятельно)

Песоч .. к – песо чк а; песок/; песоч/ + ек + … = песочек.

Вагонч .. к – вагонч и ка; вагон/ + чик + … = вагончик.

Балконч .. к – балконч и ка; балкон/ + чик + … = балкончик.

Фартуч .. к – фарту чк а; фартук/; фартуч/ + ек + … = фартучек.

Укропч .. к – укропч и ка; укроп/ + чик + … = укропчик.

Упражнение 152 (самостоятельно)

— Постарайтесь записать слова правильно. Что для этого нужно делать?

— У доски работает трое учеников. (Цепочкой).

— Давайте составим правило – алгоритм, который поможет вам в дальнейшем правильно писать слова.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Пиши Е или О Пиши И

Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте! это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе? это значит ещё остались вопросы, не всё

понято, надо ещё поработать.

Доскажите слова по алгоритму:

— Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши.

— Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

VIII Домашнее задание.

Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание домашней работы.

Правило написания чик и чеки

Компьютер; проектор; мультфильм, откорректированный для работы на уроке с помощью программы Windows Movie Maker; слайды, используемые в начале урока и на этапе рефлексии, выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint.

Ход урока:
I Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II Проверка домашнего задания и повторение изученного материала.
— В тетрадях с домашним заданием отступаем 2 строчки, записываем число, лексический диктант.
Задание лексического диктанта. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности, объяснить написание букв Ч и Щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:
1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.
5. Рабочий по проходке горных выработок.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь.
8. Лицо, которое снимает, арендует помещение;
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей.
Слова, которые учащиеся должны были выписать в тетрадь
Перебежчик, бетонщик, подносчик, каменщик, проходчик, наборщик, учётчик, съёмщик, смазчик, банщик.
По окончанию лексического диктанта тетради сдаются учителю на проверку.
III Изучение нового материала.
— Открываем тетради, записываем число, классная работа.
(слайд №1)
Задание: запишите первые буквы картинок и получите слово, относящееся к теме нашего с вами урока. (СУФФИКС)
Давайте вспомним, что такое суффикс? (Морфема (значимая часть слова) находящаяся после корня, перед окончанием. С помощью суффикса образуются новые слова)
(слайд №1 гиперссылка(нижний левый угол) (1 отрывок из мультфильма))
— Ребята, чтобы помочь Перестукину, мы должны сегодня изучить новое правило, связанное с суффиксами.
-Как вы думаете о правописании каких суффиксов мы сегодня будем говорить? (определяем тему урока) (слайд №2)
-Запишите тему урока в тетрадь:
Употребление суффиксов существительных — чек, — чик.
Чтобы знать какую букву вставить, мы должны знать правило, откроем учебник на с. 234, прочитаем правило.
IV Закрепление изученного материала.
— Правило в учебнике мы прочитали, разобрали его на примерах, теперь используя его, выполним упражнение 692 на стр. 234
— Запишем в тетради упражнение 692(выполняем письменно, под диктовку учащегося по цепочке, проговаривая правило; первое слово (для примера) (слайд № 3))

Упражнение 692.
1) Коридор — коридорчика — коридорчик;
2) Кирпич — кирпичика — кирпичик;
3) Мешок — мешочка — мешочек;
4) Горох — горошка — горошек;
5) Заяц — зайчика — зайчик;
6) Порог — порожка — порожек;
7) Барабан — барабанчика — барабанчик;
8) Работник — работничка — работничек;
9) Карандаш — карандашика — карандашик;
10) Сучок — сучочка — сучочек;
11) Цветок — цветочка — цветочек;
12) Дождик — дождичка — дождичек.
-Молодцы, выполнили упражнение. А теперь давайте посмотрим, понял ли это правило Перестукин? (слайд №3) (гиперссылка в левом нижнем углу)
-Молодец, Перестукин, понял правило.
V Работа по развитию речи
А теперь вы поработайте самостоятельно на стр. 234 из упражнения 693 выписать любые 6-7 слов, записать их с суффиксами -ик-(чик), -ек-(чек) и составить с этими словами 3-4 предложения.
Выбранные слова: молоток, внук, гвоздь, лист, арбуз, цветок, голос.
Слова с суффиксами: молоточек, внучек, гвоздик, листочек, арбузик, цветочек, голосочек.
Пример предложений:
1. Внучек взял молоточек и забил гвоздик.
2. Я взял листочек и нарисовал на нем арбузик.
3. Красивый цветочек рос у бабушки на окошке.
4.У моей сестры самый тоненький голосочек в хоре.
VI Этап подведения итогов урока
— Ребята, сегодня на уроке мы изучили новое правило, обратите внимание на экран, на нем написаны незаконченные предложения, закончите их.
(слайд № 4)
VII Домашнее задание и его разбор
На стр. 234 § 90 выучить правило, упражнение 693 записать слова с суффиксами -ик-, -ек-, образовав их от всех слов данных в этом упражнении.

Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов -чик- // -щик- имён существительных.

Подробный конспект урока в 5 классе в игровой форме с включением физкультминутки, продолжающей закреплять материал урока.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
  • развивать умение выбирать способ для правильного напи­сания суффиксов -чик, -щик;
  • обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;
  • воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Правописание суффиксов -чик-, -щик-.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
  • развивать умение выбирать способ для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
  • обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;
  • воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Учитель: Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Мне надо правильно написать слово заказчик. Так какую же выбрать букву: Ч или Щ ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.)

Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача - это научиться грамотно писать, и сегодня мы познакомимся с правописанием суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-.

III. Изучение нового материала

Учитель называет лексическое значение, а ученики - слова с суффиксом -чик/-щик-.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)
  2. Рабочий, обслуживающий кран. (Крановщик.)
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (Смазчик.)
  4. Рабочий, укладывающий что-то. (Укладчик.)
  5. Работник, который занимается приемом чего-нибудь. (Приемщик.)
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание. (Подписчик.)

7. Человек, который управляет самолетом. (Летчик.)
Учитель: Вот какие слова мы образовали с буквой Ч и с буквой Щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Давайте подумаем. (Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий. ) Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных – ЧИК - и – ЩИК - пишется буква ч , когда - щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.)

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1.)

Таблица № 1

Учитель: Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы - стечение согласных. А теперь обратимся к началу урока: какой суффикс нужно написать в слове «заказчик»? (Ответы учащихся.)

IV. Физкультурная минутка

А сейчас мы немного поиграем. Встаньте все. Я буду произносить слово с суффиксом –ЧИК- или –ЩИК-. Вы будете присаживаться, если это слово с суффиксом –ЧИК- и вставать, если это слово с суффиксом –ЩИК-.

(дети стоят между партами, слова произносить, затем высвечивать на экране; в процессе игры можно указать детям, как выяснить на слух правописание суффикса – обращать внимание на согласные перед самим суффиксом)

Стеколь щ ик, раздат ч ик, носиль щ ик, перебеж ч ик, фонар щ ик, страхов щ ик , буфет ч ик, паром щ ик, донос ч ик, совет ч ик , болель щ ик.

V.Закрепление изученного

Работа с учебником у доски (учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).

Учитель: Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, грузчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, разметчик - и объясняют правописание суффиксов.)

Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: стульчик - летчик, магазинчик- переплетчик, сарафанчик - объездчик, карманчик - грузчик.) Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное. (Используется таблица № 2.)

Таблица № 2

Следующие задания - выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками - еще раз проверяет, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

VI. Выборочный диктант

Щик: комплектовщик, мойщик, сварщик

Чик: (со значением лица) заказчик, переписчик, переплетчик

Чик: (с уменьшительным значением) диванчик, колокольчик, огурчик

VII. Работа с индивидуальными карточками. (ребята работают группами или самостоятельно.)

Карточка № 1

Бакен..., навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб...

Карточка № 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Арматур..., выдум..., проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., набор..., компьютер..., смаз..., прокат...

VIII. Итоги урока

Учитель: Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- ПОДПИ С Ч ИК

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- ЛЁ Т Ч ИК

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- РАЗВЕ Д Ч ИК КРАНО В Щ ИК СМА З Ч ИК УКЛА Д Ч ИК ПРИЁ М Щ ИК ПОДПИ С Ч ИК ЛЁ Т Ч ИК

В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - Ч ИК- (– Щ ИК-) Ч Щ После букв: Д-Т, З-С, Ж В остальных случаях: Мой щ ик Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных

суффикс – Ч ИК-

суффикс – Щ ИК-

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- Стекольщик Раздатчик Носильщик Перебежчик Фонарщик Страховщик Буфетчик Паромщик Доносчик Советчик Болельщик


error: