Столкновение над боденским озером. Столкновение над Боденским озером: как осетин отмстил швейцарскому авиадиспетчеру

15 лет назад, в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, в небе над Боденским озером в результате халатности швейцарского диспетчера столкнулись два самолёта - пассажирский лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing. В результате катастрофы погиб 71 человек, из них - 52 ребёнка. Не найдя справедливости в суде, российский архитектор Виталий Калоев расправился с сотрудником швейцарской компании, которого он считал виновным в гибели своей семьи. Что же на самом деле привело к трагедии: стечение обстоятельств или ошибки экипажа и наземных служб, - разбирался RT.

Самолёт «Башкирских авиалиний» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону. Большинством пассажиров Ту-154 были дети, которые направлялись в Испанию на отдых. Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО предоставил им путёвки в качестве поощрения за высокие достижения в учёбе. Грузовой Boeing 757-200PF совершал рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель (Бельгия) с промежуточной посадкой в Бергамо (Италия). В результате столкновения погиб 71 человек: члены экипажей обоих самолётов и все пассажиры Ту-154.

Роковые секунды

Российский самолёт вылетел из Москвы в 18:48, грузовой лайнер из Бергамо — в 21:06.

На момент катастрофы оба воздушных судна находились над территорией Германии, но движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании Skyguide. В ночь трагедии в Цюрихе дежурили два авиадиспетчера. За несколько минут до столкновения самолётов один из операторов ушёл на перерыв. Поэтому работать одновременно за двумя пультами пришлось 34-летнему диспетчеру Питеру Нильсену.

Как выяснилось в ходе следствия, часть оборудования диспетчерской — основная аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении лайнеров — была отключена. Это и стало причиной трагедии: Нильсен слишком поздно подал российским пилотам сигнал о снижении.

  • Швейцарские диспетчеры воздушного движения контролируют полеты в аэропорту Цюриха 2 июля 2002 года
  • Reuters

Два самолёта двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. До их столкновения оставалось меньше минуты, когда диспетчер заметил опасное сближение. Он передал команду российскому судну на снижение, и пилоты тотчас же приступили к выполнению его указания. Но в этот момент в кабинах обоих самолётов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала команду пассажирскому лайнеру немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера.

Но грузовой борт тоже снижался, следуя командам TCAS. Пилоты сообщили об этом Нильсену, однако он этого не услышал.

В последние секунды перед трагедией экипажи заметили друг друга и попытались избежать катастрофы, но было уже слишком поздно. В 21:35 рейсы 2937 и 611 столкнулись практически под прямым углом на высоте 10 634 метра.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского Ту-154. От удара самолёт развалился в воздухе на четыре части. Грузовой лайнер потерял управление и упал на землю в 7 км от российского Ту-154.

Суд отца и мужа

К июлю 2002 года российский архитектор Виталий Калоев уже два года работал в Испании. Он закончил объект под Барселоной, сдал его заказчику и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Его жена с детьми к тому моменту была уже в Москве, но возникла проблема с покупкой билетов. И тут ей предложили «горящие» — на тот самый рейс «Башкирских авиалиний».

Узнав о случившемся, Виталий Калоев сразу же вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген, где произошла катастрофа.

Ответственность за случившееся тогда не взял на себя никто — никто не попросил прощения у безутешных родителей. Суды тянулись годами и не приводили ни к какому результату. Диспетчер, допустивший столкновение двух самолётов, тоже отказывался признать свою вину.

  • Виталий Калоев подходит к могиле своей семьи

Через полтора года после трагедии Виталий Калоев решил встретиться с Питером Нильсеном. Он узнал его адрес и приехал к нему домой. Калоев не говорил по-немецки, поэтому когда Нильсен открыл дверь, он протянул ему фотографии с телами его детей, и произнес по-испански только одно слово: «Посмотри». Но вместо извинений Нильсен ударил его по руке, выбив фотографии. Что было дальше Виталий Калоев, по его словам, не помнит — слёзы брызнули из глаз, сознание отключилось. Позднее следователи насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.

Швейцарский суд признал Виталия Калоева виновным в убийстве и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но через два года мужчину отпустили за примерное поведение, и он вернулся в Осетию.

Эта история получила широкий резонанс. Обсуждая случившееся, общество разделилось на два лагеря: тех, кто понимает, почему семьянин, человек, ранее никогда не нарушавший закон, мог совершить подобное, и тех, кто осуждает поступок Калоева.

Ксения Каспари — автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» — в беседе с RT рассказала, что она провела достаточное количество времени с Виталием Калоевым и увидела в нём человека «очень интеллигентного, доброго, адекватного и образованного».

Каспари отметила, что Калоев, в отличие от других родственников погибших, своими глазами видел место трагедии и тела своих родных. В силу этого ему психологически было тяжелее, чем остальным.

  • Ксения Каспари – автор книги о Калоеве
  • Издательство "Эксмо"

«Родственники погибших детей прилетели, возложили венки, сдали ДНК-тесты, улетели и получили запечатанные цинковые гробы. А Калоев, пусть и не участвовал непосредственно в поисках, но на второй день ему показали фотографии уже найденных тел, и на одном из первых снимков он увидел свою дочь. Её нашли в числе первых, она упала на дерево и выглядела практически неповреждённой. Он её опознал», — рассказала Каспари RT.

«Он оказался на месте катастрофы, когда только-только начались поисковые операции. Он, видя фрагменты тел, различные свидетельства оборванных жизней, понимал и представлял, какой смертью погибли его дети», — говорит Ксения Каспари.

В 2017 году на экраны вышел американский фильм «Последствия», в основу сюжета которого легла реальная история осетинского архитектора. Роль Виталия Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер.

В разговоре с RT Ксения Каспари упомянула о том, что катастрофе над Боденским озером предшествовал целый ряд случайных обстоятельств.

Лучшие школьники Уфы летели на каникулы в Испанию через столицу. Но сначала у них возникли проблемы с визами, потом детей по ошибке отвезли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет был из Домодедова. Самолёт улетел без них. Тогда группе школьников выделили новый рейс, но когда лайнер уже выкатился на взлётно-посадочную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё некоторое время на загрузку контейнеров с питанием.

В то же время жена и дети Калоева, у которых также были билеты на роковой рейс, опоздали на посадку, но их всё равно зарегистрировали.

«Как будто какая-то неведомая рука вела к трагедии. Чтобы развести самолёты не хватило нескольких секунд — минуты, которые ушли на все эти детали, оказались судьбоносными», — отметила Каспари.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

  • Reuters

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году. Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал.

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

«В авиации нет случаев, когда можно однозначно ответить на вопрос: «Кто виноват?» Трагедии всегда предшествует многообразие причин — целая череда событий и людей», — говорит Постников.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.

Подпишитесь на нас

К катастрофе, произошедшей более 11 лет тому назад в ночном небе над Боденским озером привело странное, почти мистическое совпадение многих случайностей. Не менее драматичны и последовавшие за трагедией события.

Дети полетели не на том самолете

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в небе над немецким городком Уберлинген, что стоит на северном берегу Боденского озера, столкнулись российский Ту-154 и «Боинг-757» транспортной компании DHL. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка, летевшие из Башкирии на отдых в Испанию, и сопровождавшие их взрослые.

Этой трагедии предшествовала череда неожиданных событий и обстоятельств. Так, из-за ошибки сотрудников фирмы-организатора отдыха лайнер, на котором дети из Башкирии должны были лететь в Барселону, отправился туда без них. Свою оплошность фирма исправила через два дня, организовав для отправки детей специальный чартерный рейс.

Столкновение произошло в воздушном пространстве, подконтрольном швейцарской компании «Скайгайд» в Цюрихе, которая сначала отказывалась признать ответственность за катастрофу. Официальные соболезнования родственникам погибших сразу после катастрофы выразили только руководители Германии и Швейцарии. Руководство «Скайгайд» последовало их примеру лишь два года спустя.

Что привело к столкновению

Расследование причин катастрофы выявило ряд событий, ставших результатом халатности сотрудников «Скайгайд». Непосредственным виновником происшедшего стал диспетчер Петер Нильсен, контролировавший воздушное пространство, в котором столкнулись самолеты.

В ту роковую ночь не работал один из радаров центра управления полетами, а в ночной смене вместо трех дежурных пребывал только Нильсен. Правда, поначалу был и второй диспетчер, но он, с согласия Нильсена, пригласил в центр свою подружку и повел ее «на экскурсию» по помещениям. Такое легкомысленное поведение диспетчеров объяснялось тем, что интенсивность движения воздушных судов в эти часы, как правило, весьма невелика.

Мало того, накануне временно отключили центральную линию внешней телефонной связи, работала лишь резервная. Но и она была недоступна − ее использовала упомянутая подружка диспетчера, оживленно делившаяся с приятельницами впечатлениями от осмотра центра.

Именно поэтому диспетчеры из немецкого центра, увидевшие на своих радарах вероятность возникновения опасной ситуации, не смогли предупредить о ней коллег в Цюрихе.

В довершение всего в тот момент в воздушном пространстве «Скайгайд» появился «незапланированный» самолет, идущий на посадку в аэропорт Фридрихсхафена, и этой машиной следовало заняться немедленно.
А на все это наложилась главная ошибка Петера Нильсена - его решение, принятое в критический момент. Занятый сопровождением «лишнего» самолета, он не расслышал сообщения пилотов боинга о начатом ими снижении. И дал российскому самолету команду снизиться.

Системы предупреждения об угрозе столкновений на обоих самолетах работали нормально. В возникшей ситуации российский второй пилот предложил следовать указаниям системы и набирать высоту. Однако действовавшие правила требовали при подобных расхождениях подчиняться указаниям наземной службы контроля.

В результате лайнеры оказались на пересекающихся курсах, и хвост боинга врезался в середину фюзеляжа Ту-154. Оба самолета рухнули на землю.

Признание вины

Вину за происшедшее СМИ прежде всего возложили на Петера Нильсена. После катастрофы он испытал сильнейшее нервное потрясение, уволился с работы и на протяжении всей последующей жизни переживал душевную травму.

По прошествии некоторого времени Нильсен сделал письменное заявление, где выразил сожаление о том, что в ту роковую ночь стал виновником трагедии и попросил прощения у родных и близких погибших. К сожалению, руководство «Скайгайд» не предало гласности это заявление. В итоге оно было опубликовано только в немецком журнале «Фокус», но россияне об этом ничего не знали. И это стало еще одной предпосылкой для будущих событий.

Нильсен, несомненно, чувствовал себя виновным в смерти 71 человека, и жизнь с этим ощущением была для него невыносимой. Можно представить себе душевные муки и психологический стресс, какие он постоянно испытывал. А полтора года спустя после той трагедии в дверь его дома постучал незнакомый мужчина явно не европейской внешности…

Трагедия семьи

На разбившемся Ту-154 находилась семья 46-летнего Виталия Калоева из Северной Осетии. Архитектор высокой квалификации, он в 1999 году заключил контракт с испанской архитектурно-строительной фирмой и уехал в Барселону. Его жена Светлана и двое детей оставались дома, и вот теперь он должен был встретить жену и детей в аэропорту Барселоны, чтобы вместе провести отпуск в Испании.

И снова роковая случайность. Когда Светлана с десятилетним сыном и четырехлетней дочерью прибыли в Москву, оказалось, что на запланированный ими рейс до Барселоны билетов уже нет. Но Светлане предложили полететь туда самолетом «Башкирских авиалиний» вместе с детьми, направлявшимися на отдых. Разумеется, она с радостью согласилась…

Узнав о катастрофе, Виталий сразу же полетел в Цюрих, а затем в Уберлинген. Останки его дочери нашли в трех километрах от места столкновения самолетов. Изуродованное тело сына лежало на асфальте неподалеку от автобусной остановки.

Происшедшее вызвало у Виталия глубокую депрессию. Он возвратился к себе на родину, где больше года провел в основном возле могил своих родных. Его видели там даже по ночам.

В ноябре 2003 года руководство «Скайгайд» предложило Виталию Калоеву компенсацию в сумме 60 000 швейцарских франков за жену и по 50 000 за каждого ребенка (это примерно по стольку же в долларах США).

Попытки добиться покаяния

Предложение компенсации Калоев счел издевательским, и это привело его в ярость. Он стал добиваться встречи с Аланом Россером, руководителем «Скайгайд», и Петером Нильсеном, хотел убедить их официально - перед телекамерами - попросить прощения у родственников жертв катастрофы и признать свою ответственность за гибель детей. Но во встрече Виталию было отказано. Правда, встретиться с Россером ему все же удалось, однако тот не сумел найти нужных слов, которые хоть как-то утешили бы человека, потерявшего всю свою семью.

Калоев неоднократно просил руководство «Скайгайд» устроить ему встречу с Нильсеном. Виталий говорил, что хочет оказаться лицом к лицу с человеком, который стал причиной смерти его жены и детей. Но прежде всего он хотел услышать от Нильсена извинения, выражение соболезнований и публичное признание своей вины. Но все просьбы Виталия отклонялись.

И тогда он решил поехать в Уберлинген как частное лицо. Это было в феврале 2004 года, через полтора года после катастрофы.

Самосуд

Адрес Нильсена Калоев отыскал в телефонном справочнике. Поскольку он не говорил по-немецки, то сначала позвонил приятелям в Германию, чтобы попросить кого-нибудь стать его переводчиком. К сожалению, они были очень заняты и приехать в Уберлинген не смогли. Еще у Виталия был знакомый пастор в Цюрихе, который тоже мог бы ему помочь, но тот оказался в отпуске. Очередные совпадения…

Виталий решил действовать в одиночку. Найти дом Нильсена помогла женщина, жившая неподалеку. Виталий подошел к двери дома и постучал. На пороге появился человек, с которым Калоеву удалось, наконец, встретиться лицом к лицу. Виталий жестом попросил, чтобы хозяин впустил его в дом. Но тот вышел из дома и закрыл за собой дверь. Тогда Калоев сообщил, что он из России. Как сказать это по-немецки, он знал. Потом он вынул из кармана фото своих погибших детей и жены, чтобы показать их Нильсену. Но тот оттолкнул руку Виталия и жестом предложил ему уйти.

И тогда в душе у Виталия что-то произошло - боль, отчаяние, ощущение несправедливости, которые ему до сих пор как-то удавалось сдерживать, вырвались из-под контроля. Он снова протянул Нильсену снимки и сказал по-испански:
- Вот, посмотри!
На этот раз Нильсен просто ударил его по руке, и снимки упали на землю.

Того, что произошло потом, Виталий совершенно не помнит. Согласно протоколам следствия, Калоев нанес Нильсену множество ударов ножом, который у него всегда был при себе. Однако убийца не смог вспомнить, как покинул место совершения преступления и куда направился.

Жена 36-летнего Нильсена была в доме вместе с детьми, когда вдруг услышала крик. Выбежав наружу, она увидела мужа, лежащего на пороге в луже крови, и удаляющегося человека. Петер Нильсен умер на глазах своих родных еще до приезда медиков.

Последствия мести

Найти Калоева оказалось легко − он остановился в близлежащем отеле. Его задержали и поместили в психиатрическую клинику, поскольку ведущий дело судья пришел к выводу: убийство совершено в состоянии аффекта. После ряда судебных процедур Калоева приговорили к восьми годам тюрьмы. Однако в 2007 году швейцарский апелляционный суд снизил срок заключения, Виталий вышел на свободу и вернулся на родину.

На месте трагедии был открыт памятник, разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов

Общественное мнение в России, а особенно в Северной Осетии, с самого начала было на стороне Калоева. Большинство людей считали, что своим поступком он наконец-то восстановил справедливость. Сам же Виталий, еще находясь в тюрьме, говорил, что ему от этого вовсе не легче - ведь ни его дети, ни жена никогда не воскреснут. И по-прежнему утверждал, что не помнит, как убивал Нильсена.

«МК» выяснил, как сложились судьбы родственников жертв страшной авиакатастрофы

Им не хватило всего 1,6 секунды для того, чтобы разминуться в небе с американским «Боингом». Это меньше, чем нужно, чтобы произнести «раз-два-три»…

10 лет уже живут родители без них.

Дети рейса 2937 «Башкирских авиалиний», что закончил свой последний полет над Боденским озером в ночь с 1 на 2 июля 2002 года.

В то лето над Уфой стояла страшная жара. Ровными рядами похоронные автобусы шли через весь город; аккуратно приклеены к каждому лобовому стеклу листочки с фамилиями — Савчук Вероника, Савчук Ирина, Савчук Владислав. Григорьева Жанна. Биглов Булат. Нелюбина Елена…

71 фамилия. Большинство погибших — талантливые школьники, гордость республики и родителей, по линии ЮНЕСКО Башкирии поехавшие отдохнуть в Барселону.

«…Я живу, как будто лечу» — 8 апреля 2002 года, за три месяца до трагического полета, написала в своем стихотворении Даша Козлова. Сейчас эти строки — поминальная эпитафия на ее памятнике.

Давно расставлены все точки над «i». Жизнь и смерть как пункты последнего назначения. Исследована цепочка случайностей, приведшая к одной из самых знаменитых и печальных авиакатастроф начала ХХI века.

Умер — был убит Виталием Калоевым, потерявшим в небе над Боденским озером всю семью, — тот самый злополучный швейцарский диспетчер авиакомпании «Скайгайд» Петер Нильсен, что, от усталости или по рассеянности перепутав право и лево, стал невольной причиной столкновения в воздухе двух авиалайнеров: нашего «Ту-154М» «Башкирских авиалиний», бортовой номер RA-85816, следовавшего по курсу Москва—Барселона, и «Боинга-757», летевшего в Брюссель...

— Я помню только, что проснулась от того, что внезапно среди ночи зажгли свет, и комната наполнилась незнакомыми людьми, — говорит сегодня 14-летняя Катя Кулешова, дочь погибшей стюардессы Татьяны Кулешовой. — Стало плохо бабушке. Пахло лекарствами. Дедушка взял меня на руки — мне было всего четыре года тогда, — я спросила его: «А где мама?» Он ответил: «Мама на работе. Но она очень скоро придет». Он сказал это как-то ТАК, что я сразу поняла: мамы больше нет...

Самолет вне расписания

Я упала с месяца, с его острого края.

Я летела долго

И долетела до рая...

Зоя Федотова, 14 лет, пассажирка рейса 2937

Они вообще не должны были оказаться в ту ночь в небе. Уфимские школьники, по вине взрослых накануне опоздавшие на свой самолет в Барселону.

Сопровождающие привезли группу в «Шереметьево» вместо «Домодедово». Ошибка оказалась роковой. Первый самолет улетел без них.

Будь эти дети обычными, рядовыми детьми — расстроились бы да и вернулись себе домой, но они, на свою беду, почти все оказались из семей высокопоставленных. Глава администрации президента Башкирии Ильдар Гимаев, самый молодой чиновник в башкирском Белом доме, отправлял в Испанию свою 15-летнюю дочь Лейсан. (Позже именно он возглавит правительственную комиссию, выяснявшую обстоятельства трагедии, в 2003 году напишет добровольное прошение об отставке, а в 2008-м, спустя шесть лет после трагедии, умрет после операции по удалению легкого.)

Шептались в городе злые языки: путевки-то были предназначены для детдомовцев, многодетных, а полетели-то сплошь «золотые» девочки и мальчики.

Впрочем, ребята были действительно как на подбор: юные поэты, художники, спортсмены и даже одна королева красоты...

Хорошие дети из хороших семей. Просто опоздавшие на свой самолет.

И начались звонки в Уфу с просьбой повлиять на ситуацию, снарядить срочно чартер и отправить его в Москву...

Конечно, для рядовых подростков вряд ли бы кто так расстарался, но в этом случае...

— Спешно вызвали резерв. Это был слетанный экипаж Александра Гросса. Они буквально накануне вышли из отпуска, и им предложили отвезти детей, — вспоминает Юрий Евстратов, на тот момент сотрудник авиакомпании «Башкирские авиалинии». — Сам Гросс летал по этому маршруту в Барселону 5 раз, но — вторым пилотом. По этой причине с экипажем отправился проверяющий Олег Григорьев, который должен был по инструкции помогать командиру корабля на всем маршруте следования.

Александра Гросса «вытащили» на внеплановый рейс с огорода.

Самого первого пилота Гросса на внеплановый рейс вытащили с огорода: вчерашний отпускник поливал помидоры. Второй пилот, Мурат Иткалов, Мурик, как все его называли, пообещал на прощание жене: «Смотаюсь быстро и поеду на рыбалку!»

Отработали по схеме на тренажере заранее трассу. Перелетели в Москву — забрали детей, к тому времени прекрасно размещенных в общежитии и уже даже не сильно вроде бы переживавших из-за случившегося.

Но на чартере все еще оставались свободные места. И тогда было решено пустить в продажу лишние билеты.

Закручивалась невидимая спираль случайностей, вероятностей, трагических совпадений...

Дополнительных билетов продали семь.

— Белорусская семья Шисловских должна была лететь в Испанию из Москвы вместе с тургруппой, из Белоруссии они ехали на поезде Прага—Москва, и по дороге в их состав врезался «УАЗ», — рассказывают мне. — В результате они тоже опоздали в Москве с получением визы — группа улетела без них... И тут, на несчастье, подвернулся чартер 2937.

Светлана Калоева с детьми Костей и Дианой отправлялись в Испанию к мужу Виталию, который работал строителем. В первоначальном списке пассажиров, опубликованном сразу после катастрофы, напротив этих семи человек нет даже имен, только инициалы — семеро случайных людей.

«Хлебный» кусочек неба

«В ту ночь, дочка, время в нашем доме остановилось навсегда», — 83-летний Геннадий Харлов, отец штурмана Сергея Харлова, достает из целлофанового пакета разрозненные детали часов погибшего сына: циферблат, ремешок и — почти нетронутый, только чуть помятый — загранпаспорт. «Самолет ведь не взорвался в воздухе, так что все его бумаги уцелели, пожара не было».

Геннадий Семенович Харлов знает, о чем говорит. Он сам отдал нашей авиации 37 лет. Парторг, командир эскадрильи, с орденом Ленина на груди — за выслугу лет и, вероятно, особые, о которых он не хочет говорить, заслуги.

Жена его, мать Сергея, вот уже много лет после катастрофы не встает с постели — она тут же, в соседней комнате, мы слышим ее слабое дыхание.

— О чем рассказывать? Все уже давно закончено и забыто, — как отрезает младший сын Харловых.

Только бы старик не заплакал. Он такой старенький, сгорбленный, весь трясущийся.

Мы переводим разговор на то, что ближе и дороже, понятнее ему, бывшему летчику.

О советских «тушках», на которых он начинал совсем молодым, пересев с военного «Ми-2».

И о том, как был счастлив, когда его первенец, Сережка, тоже поступил в летное училище...

13 тысяч часов налета сына — против 12 500 отца.

Дети всегда должны быть лучше своих родителей.

И не уходить первыми. Не оставлять отцов одних на этой земле.

«Я покажу вам то, что еще никому не показывал, — старик достает листы бумаги, на которых написаны его стихи. — Это, скорее, проза жизни в рифму, вот начал сочинять на старости лет», — пытается пошутить он.

— Мы очень боялись, что виновным признают, как это часто бывает, человеческий фактор, то есть экипаж, — с трудом произносит Харлов. — То говорили, что пилоты не владели английским в достаточной степени, хотя это была явная неправда, то еще что... Конечно, в вине и невнимательности швейцарцев разобрались быстро, но разве это вернет человеческие жизни?..

Свести два самолета вместе, в одну точку, может только диспетчер.

Уставший швейцарец в далеком Цюрихе подменял отошедшего на перерыв коллегу, трудясь сразу за двумя терминалами. Несмотря на то что оба столкнувшихся самолета летели над немецкой территорией, вела их швейцарская компания «Скайгайд». Эта проблема между Швейцарией и Германией существовала давно: нехватка кадров, загруженность трассы и всего один диспетчер в ночной смене, — но кто же отдаст другой стране свой «хлебный» кусочек неба?

В небе Европы в ту ночь было много опасных сближений. Много работы. Внимание рассеяно. И так хочется спать...

Петеру Нильсону звонил коллега из Мюнхена, пытался предупредить об опасности: два самолета находятся слишком близко друг от друга, — но телефонная линия все время оказывалась занята, занята, занята...

Это на земле все решают часы.

В воздухе время исчисляется минутами, секундами и даже долями секунды. 1,6... Меньше мига.

Расследованием столкновения занимались немцы. В отчете основным виновником была все-таки признана компания «Скайгайд». Она до последнего отпиралась и отказывалась платить компенсации русским. В мае 2006-го все же начался судебный процесс. Троих менеджеров компании приговорили к условному заключению, одного — к штрафу, еще четверо были оправданы.

2 миллиона 600 тысяч евро получили близкие погибших. Мнения разделились.

Часть родителей была готова смириться с потерями и получить компенсации на предложенных условиях, часть — требовала нового расследования.

«Башкирские авиалинии» так и не оправились от удара. Несмотря на то что все понимали: вины летчиков нет, билеты на рейсы в то лето почти не раскупались, и очень скоро этот региональный перевозчик приказал долго жить...

Были и другие причины банкротства, конечно, не только эта.

«Ребята, летчики, персонал не пропали — разошлись кто куда, — говорит Рашид Мустафин, бывший замкомандира летного отряда по организации летной работы. — Мы собираемся вместе, пожалуй, только раз в год — прилетаем из разных мест, на поминки на кладбище...»

Кладбище бумажных самолетиков

Они так и лежат — как сидели в салоне лайнера. Друг за другом. Черные кресла памятников. На обратной стороне могильных плит — строки детских и родительских стихов.

«Мир достаточно жесток, но я научусь, чтобы мне было не страшно жить», — написала 15-летняя Жанна Григорьева, пассажирка рейса 2937.

— Могилы тогда по приказу сверху выкопали очень быстро, на подмогу согнали солдат из ближайшей части, — говорит могильщик Эмиль. — Здесь был лес, так его сразу выкорчевали, буквально за один день. Да, заказ был не маленький...

Сохранились фотографии, снятые в те дни у здешнего Белого дома, Дома правительства, — вереницы «скорой помощи», белое на белом. Очень долго не давали некрологи в газетах. Никто не решался отдать распоряжение. Только спустя две недели пошли они сплошными траурными квадратиками на страницах: соболезнуем замминистру культуры, начальнику финансово-хозяйственного управления, ректору вуза...

В день похорон приехал на совещание президент Путин. К тому времени на кладбище все траурные мероприятия уже закончились. Детей закопали. Но родители, узнав, что первое лицо государства все же прибудет, и надеясь, что только Путин может приказать расследовать эту катастрофу как следует, вернулись на погост. Рыдали и ждали главу государства над свежими холмиками. Шесть часов ожидания.

Время на земле долями секунд не измеряется.

«Охрана замучилась по кустам сидеть: в тот год комаров было! — так они фэсэошников так закусали, а Путина все не было и не было...»

Похороны-2 все же состоялись, но только поздним вечером. Президент появился, пожал всем руки, пособолезновал.

За десять лет на кладбище мало что изменилось. Разве только старые мраморные плиты сменили на новые. И в небе по кругу по-прежнему летят бумажные самолетики из металла — памятник пассажирам погибшего рейса.

Разорванная жемчужная нить

Некоторые семьи, чьи дети погибли над Боденским озером, не выдержав горя, распались. Большинство, слава богу, смогли начать новую жизнь, родились новые малыши, которые, вероятно, не появились бы на свет, если бы не та страшная ночь с 1 на 2 июля 2002 года.

Однозначно безнадежного в этом мире не бывает ничего.

О погибших над Боденским озером детях тогда (да и потом) писал весь мир. Были сняты документальные фильмы, по мгновениям реконструированы те страшные события. «Ту-154» и «Боинг-757», столкнувшиеся почти под прямым углом. Удар попал по фюзеляжу, «Ту» развалился в воздухе на несколько частей и упал в окрестностях уютного немецкого Юберлингена.

Да, об уфимских детях тогда писали все...

Немного в стороне шел погибший экипаж — их дети остались сиротами.

Сына стюардессы Ольги Багиной усыновил вскоре немецкий полицейский, работавший на месте катастрофы. Сейчас парню уже двадцать лет, он получил сертификат летчика и мечтает, как это ни странно, приехать учиться летному мастерству в Россию.

Сын второго пилота Денис Иткулов уже примеряет отцовскую летную форму.

Николай Феоктистович Кулешов ради внучки Кати заставил себя забыть страшную ночь, когда погибла его дочь-стюардесса.

Кате Кулешовой — дочери стюардессы Татьяны Кулешовой — пока только четырнадцать. Ее воспитывает один дедушка. Бабушка умерла вскоре после гибели дочери. Кроме дедушки, у девочки никого нет.

Николаю Феоктистовичу Кулешову — 76 лет. Он очень крепится, говорит, что ради единственной внучки — красавицы и умницы — все-таки заставил себя забыть ту страшную ночь. «Я стар и поэтому знаю совершенно точно: мы всегда теряем тех, кого слишком сильно любим. Поэтому нельзя любить слишком... Для меня Танюшка была светом в окошке. Помню, жена, Любочка, в детском садике работала, и как-то зимой, ночью, в метель, она оставила дочку на ночь в группе. Я так на нее рассердился и, несмотря на мороз, пошел в сад. Хотя бы одним глазком глянуть — как она там. Возле окна рос куст сирени — обдирая руки, я полез по голым ветвям вверх. Танечка не спала. И, увидев в окне мое лицо, закричала громко: „За мной папка пришел!“ Господи, если бы вы только знали, как я всегда боялся ее потерять!..» — старик не может сдержать слез. И только подошедшая внучка Катя, как две капли воды похожая на свою погибшую маму, только в два раза ее тогдашней моложе, может его успокоить.

Я вижу, как старик трясется над единственной внучкой. Как мечтает дожить до того дня, когда Катя станет совершеннолетней. И как понимает, что даже очень большая любовь — не клетка с цепями. Девочка растет. Она должна лететь...

«Я отпустил Катю с мамой погибшего Кирилла Дегтярева на Мальту учить английский язык. Я понимаю, что это нужно для ее будущего, для учебы. И как бы я ни боялся за нее, я не должен думать о том, что она всегда будет рядом».

Кулешовы собрались в Германию в канун катастрофы. Это традиция. Родственники погибших, как обычно, в июле ездят почтить память на место крушения лайнера. Там тоже установлен памятник — в виде разорванной жемчужной нити.

Но с каждым годом отправляющихся в Германию все меньше. Больше десятка человек, родителей и близких родственников погибших, уже умерли, так и не смогли перенести утрату.

Сидя перед телевизором, в своем кресле, скончался отец 14-летнего Булата Биглова, 45-летний Ирек Биглов. Он как раз смотрел передачу об убийстве швейцарского диспетчера.

Сам Виталий Калоев вышел на свободу из швейцарской тюрьмы, так и не отсидев до конца свой срок. Он стал чиновником в родной Осетии. Его там все знают и уважают за содеянное.

А в субботу, накануне скорбной даты, он был задержан немецкими властями: несмотря на то что Калоеву выдали шенген, чтобы лететь на 10-летие трагедии в Юберлинген, швейцарцы заявили свой протест. Они не хотят видеть убийцу Петера Нельсена, этого дикого русского горца, даже поблизости от своей страны. Они боятся его, видимо, и не знают, что от него еще ждать.

10 лет — вполне достаточный срок для цивилизованного человека, считают на благополучном Западе, чтобы забыть и простить.

Утром 1 июля не наш, немецкий самолет забрал всех родных и близких погибших и вылетел на панихиду в Юберлинген. Виталию Калоеву тоже разрешили посетить место трагедии.

2 июля 2002 года авиакатастрофа в небе над Германией унесла 71 жизнь. Ночью на высоте 12 тысяч метров столкнулись два самолёта: грузовой Боинг-757 международной компании DHL и Ту-154 «Башкирских авиалиний». 71 семья не забудет ту ночь никогда: разорвавшиеся в воздухе самолёты навсегда разделили их жизнь на «до» и «после».

Сынок, у нас с мамой для тебя сюрприз: если ты окончишь год на отлично, полетишь отдыхать в Испанию! - Зульфат, папа 11-летнего Артура Хамматова, был уверен, что сын, как всегда, принесёт домой одни пятёрки, по-другому за все школьные годы просто не было

Почти все пассажиры Ту-154 - юные таланты: уфимские отличники, активисты, гордость школ и родителей. Пятьдесят два ребенка отметили в Комитете по делам ЮНЕСКО в Башкирии за отличную учебу и отправили на море в Барселону.

Ирина была умненькая очень. Всегда всё на отлично, абсолютно все предметы. И, как это бывает с теми, кто успевает по учебе, была очень тихая и скромная. После школы со всеми гулять не ходила, а прямиком домой. В общем, прилежная ученица и умничка, - вспоминает одноклассник Ирины Юлдашбаевой Константин Самосюк.

И так говорили про каждого из полусотни мальчишек и девчонок.

Разрыв

Они перепутали аэропорты в Москве и пропустили свой рейс, поэтому вылетели позже - для них ТУ-154 «Башкирских авиалиний» нашли в страшной спешке. К группе из 52 уфимских школьников и их сопровождающих по трагической случайности присоединилась семья осетинского архитектора, работавшего тогда в Испании - супруга, 10-летний сын и 4-летняя дочка.

Эта великая трагедия - сплошь череда ужасных случайностей, совпадений и ошибок. Вычеркни одну из них - и все сложилось бы иначе, - сколько раз родители погибших прокручивали в уме счастливый сценарий и тихо сходили с ума.

Имя осетинского архитектора весь мир узнает позже. Через 478 дней Виталий Калоев убьёт диспетчера швейцарской воздушной компании «Скайгайд» Питера Нильсена, который дежурил в ту ночь.

Роковая ошибка

Полет в ночь на 2 июля 2002 года сопровождал швейцарский авиадиспетчерский центр «Скайгайд». Вопреки правилам, дежурил всего один диспетчер. Второй спал. Первым опасное сближение самолетов заметил диспетчер из германского города Карлсруэ. Холодея от ужаса, он оборвал телефонные провода - пытался дозвониться до «Скайгайд». Ни основная, ни резервная линии не работали.

Когда до столкновения пассажирского Ту-154 и грузового Боинга оставалось всего ничего, ТКАС - автоматическая система предупреждения опасных сближений - дала команду нашему самолёту набирать высоту. Но диспетчер «Скайгард» Питер Нильсен велел снижаться. И наши пилоты его послушали. Тем временем, Боинг, по инструкции, послушав ТКАС, тоже пошёл на снижение.

«Я же говорил, что боинг слева!»

От удара ТУ-154 развалился в воздухе пополам. Пилотов боинга британца Пола Филлипса и канадца Бранда Кампиони позже назовут героями: после столкновения, понимая, что не спасутся, на огромной скорости приближаясь к земле, они сделали всё, но отвели самолет от жилых домов...

В последние секунды Мурат Иткулов, второй пилот башкирской «тушки», кричал, что еще можно уйти.

Я же говорил, что боинг слева! - эти слова лётчика облетят весь мир.

«Я упала с месяца»

Эту деталь немцы расскажут обезумевшим от горя родителям лишь через несколько лет.

Возле германского Боденского озера, куда упал хвост пассажирского самолета, находится школа для особенных детей, - пересказывает историю немцев Зульфат Хамматов. - Там был уже большой мальчик, но он не говорил. Совсем. За день до катастрофы он подошел к учительнице и заявил: «На нас ночью упадет самолет». Никто не воспринял его слова всерьез - лишь обрадовались, что заговорил. А ночью все случилось. Наутро он снова спросил: «Ну что, самолёт уже упал?» И все. Больше ни слова.

Еще одна мистическая история связана с 14-летней Зоей Фёдоровой. В день перед полетом девочка записала в дневнике такие строки:

«Я упала с месяца,
С его острого края.
Я долго летела
И долетела до рая…»

Эти строки и высекли на ее надгробии.

О событиях 15-летней давности Зульфат Хамматов рассказывает спокойно. Почти:

В 7 утра я проснулся, и, как обычно, включил телевизор. Собираясь, вслушивался в новости: рассказывали про авиакатастрофу. Причём говорили про белорусских детей. Я ещё подумал: какие белорусские дети? И тут показали обломки хвоста самолёта, а там - пчёлка. Всё понял. Не помню, как одевался, как на работу доехал.

В авиакатастрофе над Боденским озером не выжил никто. Погибли 19 взрослых и 52 ребёнка. Почти всех похоронили в Уфе на Южном кладбище.

После

В любое время года здесь царит порядок. Ухоженные могилы. Растут цветы. Да и срезанные не успевают увядать. Любимые сыновья и дочки. И вся лётная команда - чьи-то отцы, матери, сестры и братья.

Мы к нашей девочке каждый месяц приезжаем. Обязательно. Как иначе? Их две у нас было, красавицы, умницы. Старшая за отличную учёбу полетела отдохнуть... Теперь здесь. Рядом с лучшей подружкой лежит. Младшая уже выросла, вот полетит туда, где старшую нашли, - мама Линары Хисматуллиной не может сдержать вздох. Родителей девочки корреспонденты Ufa1 здесь встретили случайно. Но здесь будто и не бывает пусто: всегда кто-то да есть, прибирает могилку, разговаривает с теми, кого уже не вернёшь...

На каждую годовщину катастрофы родители и близкие погибших стараются поехать на место трагедии. Туда, где рассыпались бусы...

Я руки на землю положил - пытался понять, где душа дочки осталась - на земле, или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - а это бусинки-стекляшки, что у нее на шее были, - эти слова Виталия Калоева, единственного из родственников, кого допустили к поискам тел, публиковали все издания, первоисточника уже не найти. Теперь на месте катастрофы большой памятник - «Разорванная жемчужная нить» - бусины, раскатившиеся по полям, где 15 лет назад пять тысяч человек искали уфимских детей.

Вину за случившееся тогда не взял на себя никто. Прощения у безутешных родителей не просили. Суды тянулись годами.

Один безутешный отец не выдержал. Виталий Калоев хотел, чтобы хоть кто-то извинился. За жену. За сына. За дочь.

Февральским вечером 2004 года он пришёл к дому Питера Нильсена - показать диспетчеру фотографии семьи. Тот отмахнулся - родные лица Виталия полетели на землю...

В теле Нильсена криминалисты насчитали 12 ножевых ранений.

За убийство Питера Нильсена швейцарский суд приговорил Калоева к восьми годам тюрьмы. Виталий вышел через три - отпустили за хорошее поведение. В 2007 году он вернулся на родину. В пустой дом.

Он говорит, что не жалеет о содеянном. И себя не жалеет - нельзя жалеть, иначе можно опуститься. В 2008 году Калоев стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии - Алании. Честно работал. Выслушивал каждого, кто приходил за помощью. Помогал всем, кому мог. В 59 он снова женился. В 60 получил медаль «Во славу Осетии» и ушёл на пенсию.

Давать интервью Виталий не любит. Уже давно просит журналистов оставить его в покое, хочет жить честно и частно. Но Виталий, как и все, потерявшие в ту страшную ночь детей, будет в эти дни в Германии. У тех бус, что будто с дочкиной шеи.

Едем за свой счёт, - рассказывает Зульфат Хамматов. К слову, он - председатель общественной организации «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года «Рейс № 2937«». - В правительстве обещают до конца года компенсировать расходы на билеты. Но только родителям погибших. Остальные родственники - не в счет.

Зульфат - самый активный борец за справедливость. Судился до последнего. Виновных назвали только благодаря родителям, нанявшим иностранных адвокатов. Наши отказались сами - сказали, дескать, нет нужной практики.

Компании пытались откупиться от родителей. Компенсации выплачивали взамен на подписку «более претензий не имеем», - признается мужчина. - Многие соглашались. Устали.

За гибель людей ответили две компании: производители системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе ТКАС и компания «Скайгард» - четырем ее сотрудникам дали условные сроки и оштрафовали.

Нильсон не виноват, это вина компании, - без обиняков говорит Зульфат. - На диспетчера просто свалили всю вину. - Осуждаю ли я Виталия? Нет. Разве можно судить убитого горем отца?

Зульфат и сегодня общается с Калоевым, и тогда навещал его в тюрьме.

Но, в отличие от Виталия, над Хамматовым судьба сжалилась: забрав сына, подарила ещё двух. Тимур родился уже после катастрофы. А глаза у мальчишек - как две капли...

Такая боль не может утихнуть. Она всегда со мной. Я говорю жене, что они улетели. Просто улетели, - Зульфат выдерживает паузу. - Спасает то, что мы, родители, все вместе, общаемся, разговариваем. Знаете, это важно - поговорить с человеком, который точно тебя поймёт, который пережил то же, что и ты.

После катастрофы врачи не советовали супруге Зульфата рожать: все-таки не самый юный возраст, да и такое потрясение. Но муж сказал, как отрезал: «Никого не слушай! Ты мне ещё двоих пацанов родишь». Так и вышло: Тимуру сейчас 13 лет, Искандеру - 9. О старшем брате они знают. Часто рассуждают, каким он мог вырасти. Стать примером. Советчиком.

Скучают по брату, хоть никогда его и не видели. И гордятся. Знают, что у них был классный брат.

На том злополучном рейсе стюардессой была Ольга Багина, - поведал еще одну историю Зульфат Хамматов. - Она в одиночку растила сына. Тело Ольги на месте крушения нашёл местный спасатель, кажется, из числа полицейских. Когда мужчина узнал, что у женщины остался сын, он нашел сироту. Пригласил к себе. Дал мальчику дом, воспитал. Теперь Дима уже взрослый. Как и Ольга, он связал жизнь с самолетами: обслуживает боинги в немецком аэропорту.

Памятник погибшим на Южном кладбище видно издалека: стела и летящие вокруг неё самолётики - по числу погибших.

Но покоятся здесь не все.

Семью Виталия Калоева похоронили на родине, во Владикавказе.

Венер Валеев - в Зилаире: отец построил мечеть имени сына.

Марат Субханкулов - в Чишмах, Гульназ Низаметдинова - в Бураево.

2 июля родственники погибших будут в Германии. Но отважатся на поездку не все: одних подкосил возраст, других - горе. Они приедут к мемориальному комплексу на Южное кладбище Уфы. Прийти сюда может любой. И вспомнить, как 15 лет назад мы потеряли 71 человека. 52 ребенка никогда не станут взрослыми.

Десять лет назад в небе над Германией произошла авиакатастрофа, в результате которой погибли 52 ребенка и 19 взрослых - пассажиры и экипаж Ту-154 и грузового Boeing-757, столкнувшихся в результате ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера российский пассажирский авиалайнер Ту‑154 компании "Башкирские авиалинии", выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону (Испания), и грузовой самолет Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL, летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров - 52 ребенка и пять взрослых. Большинство детей направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. По трагической случайности в самолете - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и 4‑летней Дианой, которая летела к мужу, Виталию Калоеву, в Испанию, где тот работал по контракту. Грузовым "Боингом" управляли два пилота.

От столкновения Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей, упавших в окрестностях немецкого города Юберлинген.

В результате авиакатастрофы - 52 ребенка и 19 взрослых.

Трагедия произошла через несколько минут после того, как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам из центра воздушного контроля "Скайгайд" (SkyGuide), действующего в одном их крупнейших европейских аэропортов Цюрих‑Клотен (Швейцария).

В ту ночь в авиадиспетчерском центре "Скайгайд" на рабочем месте находился один дежурный диспетчер вместо положенных двух - Питер Нильсен. Он отдал экипажу Ту‑154 команду на снижение, когда сближавшиеся самолеты уже не могли занять безопасные эшелоны.

Основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении самолетов была отключена. Не работали основная и резервная телефонные линии. Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов,11 раз пытался дозвониться - и безуспешно.

После авиакатастрофы Нильсен был отстранен от работы, а в отношении компании "Скайгайд" и ее руководства швейцарские следственные органы провели уголовное расследование.

24 февраля 2004 года Питер Нильсен в пригороде Цюриха Клотене гражданином России Виталием Калоевым, потерявшим в авиакатастрофе над Боденским озером всю свою семью - жену, дочь и сына. В этот день Калоев пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю, что привело к потере контроля над собой убитого горем человека.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и . В ноябре 2007 года он был досрочно освобожден и вернулся на родину, в Северную Осетию. В 2008 году Виталий Калоев строительства и архитектуры Республики Северная Осетия ‑ Алания.

Сразу после катастрофы швейцарская компания "Скайгайд" возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски.

В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы.

Эксперты признали, что в столкновении пассажирского авиалайнера Ту‑154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" с грузовым "Боингом" из "Скайгайд".

Диспетчерский центр в Цюрихе вовремя не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Экипаж российского Ту‑154 выполнял команду диспетчера на снижение, несмотря на то, что бортовая система обеспечения безопасности полетов ТИКАС требовала срочно набрать высоту.

Только после публикации отчета компания "Скайгайд" признала свои ошибки и, спустя два года после катастрофы, ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил президенту России Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу над Боденским озером.

В декабре 2006 года директор "Скайгайд" Ален Россье .

В сентябре 2007 года окружной суд швейцарского города Бюлах признал четверых сотрудников авиадиспетчерской службы "Скайгайд" виновными в преступной халатности, приведшей к авиакатастрофе над Боденским озером. Всего перед судом предстали восемь сотрудников швейцарской компании. Обвиняемые , переложив ее на убитого диспетчера Питера Нильсена.

Четверо менеджеров "Скайгайд" в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

Компания "Скайгайд" предложила семьям жертв катастрофы определенную компенсацию при условии нерассмотрения их иска в одном из судов США. Часть семей не согласилась с этим предложением и на заседании комитета родителей погибших детей в июне 2004 года в Уфе, в котором приняли участие 29 человек, было , в том числе и по выплате компенсаций, в судебном порядке.

1 июля 2004 года стало известно, что иски в суды США и Испании на швейцарскую диспетчерскую службу "Скайгайд" , потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером.

В феврале 2010 года Федеральный административный суд Швейцарии родственникам жертв авиакатастрофы.открыт мемориальный комплекс , посвященный жертвам катастрофы.

В 2004 году на месте трагедии в германском городе Юберлинген в авиакатастрофе, представляющий собой разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов.

В 2006 году в Цюрихе, напротив здания компании "Скайгайд", была , представляющая собой спираль, на которой установлены 72 свечи в память о 71 жертве авиакатастрофы и убитом авиадиспетчере.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

error: