Семья учащихся: нужно ли делать уроки вместе с детьми? Стоит ли помогать ребенку делать уроки Нужно ли делать ребенку.

Запомни это имя: доктор Эндрю Уэйкфилд. В 1998 году он опубликовал в журнале The Lancet научное исследование о связи вакцинации с аутизмом. Позже эти выводы были опровергнуты десятками других ученых, а самого Уэйкфилда обвинили в подтасовке данных.

Более того, выявилась интересная подробность. За публикацию статьи о связи прививок и аутизма доктор получил значительную сумму от адвоката, который представлял интересы семей, судившихся с фармкомпаниями. Кроме того, он брался лечить детей с якобы постпрививочными расстройствами некими БАДами собственного производства.

Позже в The Lancet опубликовали официальное опровержение статьи. В 2009 году была поставлена официальная точка в этом вопросе, после того как в США состоялся так называемый Объединенный судебный процесс по делам об аутизме (Omnibus Autism Proceeding).

Так что, нужно ли делать прививки и абсолютно ли они безопасны? Было бы неверным это утверждать это категорично. Риск побочной реакции, пусть и микроскопический, существует. Но польза от вакцин многократно превышает риски. Да, самолеты иногда падают, но это не повод отказываться от авиаперелетов.

Противники прививок часто вспоминают, что большинство взрослых в детстве переболели краснухой, корью и другими инфекционными болезнями, и ничего страшного не произошло. На самом деле риск осложнений и летального исхода от этих инфекций слишком высок. Американский педиатр Пол Оффит в книге «Смертельно опасный выбор» приводит такую статистику США:

  • до появления вакцины пневмококковая инфекция ежегодно вызывала до 4 000 000 случаев отита, 120 000 случаев пневмонии, 30 000 случаев сепсиса и 25 000 случаев менингита;
  • до появления прививок из-за кори ежегодно госпитализировали около 100 000 человек, а 5000 из них умирали;
  • до того, как детей стали прививать от гриппа, каждый год фиксировали около 100 смертей (а в 2009 году, во время пандемии H1N1 (свиного гриппа), умерло больше тысячи детей).

Зачем нужны прививки

Принцип работы вакцин прост: в тело человека вводится ослабленный вирус/бактерия или их компоненты. Иммунная система естественным образом реагирует, запоминает агрессора и при следующей встрече быстрее и лучше от него избавляется.

Благодаря всеобщей вакцинации формируется коллективный иммунитет, когда из-за вакцинированного большинства заболевание не распространяется. Так, например, была побеждена страшная болезнь, унесшая миллионы жизней - оспа. С 1979 года в мире нет этого заболевания. Оспу победили с помощью массовой вакцинации.

Но когда число привитых людей сокращается, происходит вспышка заболевания. Так, например, произошло с корью.

Национальный календарь прививок

Календарь вакцинации в разных стран отличается. В отличие от западных стран в нашем национальном календаре нет прививок от менингококковой и ротавирусной инфекции, например. Их можно сделать в частном порядке, но стоят они, к сожалению, недешево.

Ниже приведен национальный (утвержденный Минздравом РФ) календарь профилактических прививок, которые обязательны и проводятся в массовом порядке, согласно возрасту детей.

Категории и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации Наименование профилактической прививки
Новорожденные в первые 24 часа жизни Первая вакцинация против вирусного гепатита B
Новорожденные на 3 - 7 день жизни Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ)
Дети 1 месяц Вторая вакцинация против вирусного гепатита B
Дети 2 месяца Третья вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Первая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Первая вакцинация против полиомиелита
Первая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 4,5 месяца Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Вторая вакцинация против полиомиелита
Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Третья вакцинация против вирусного гепатита B
Третья вакцинация против полиомиелита
Третья вакцинация против гемофильной инфекции (группа риска)
Дети 12 месяцев Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Дети 15 месяцев Ревакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 18 месяцев Первая ревакцинация против полиомиелита
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Ревакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
Дети 6 лет Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
Дети 6 - 7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка
Ревакцинация против туберкулеза
Дети 14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка
Третья ревакцинация против полиомиелита
Взрослые от 18 лет Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

Дети с 6 месяцев, учащиеся 1 - 11 классов, некоторые категории взрослых граждан.

Вакцинация против гриппа

Какие еще прививки делают в нашей стране? Помимо национального календаря прививок существуют и региональные. Они дополняются инфекциями, которые особенно распространены в отдельных регионах. Речь о прививке против клещевого энцефалита. Эта инфекция часто встречается на Дальнем Востоке, Урале, Карелии, Псковской, Ярославской, Костромской, Ленинградской области.

Что нужно делать перед прививками

Обязательно посетить врача! Он заглянет в горло, послушает легкие и сердце, проверит температуру, ознакомится с результатами анализов, спросит, давно ли ребенок болел. Если после обострения хронического заболевания, а также с момента последней инфекции (респираторной или кишечной — не важно!) прошло меньше месяца, с прививкой лучше повременить.

Также от вакцинации лучше отказаться во время кишечных и детских инфекций или когда ими болеет кто-то в семье. В этом случае прививки надо делать только после после того, как пройдет инкубационный период и свое согласие даст лечащий врач.

Можно ли делать прививку, если у младенца были фебрильные судороги или после рождения ему ставили диагноз «перинатальная энцефалопатия»? Тогда тогда, когда невролог сочтет это безопасным.

Что нужно знать родителям детей с патологиями

У детей с хронической патологией любая инфекция протекает тяжелее и ведет к обострению основного заболевания. Поэтому прививки им нужны еще больше, чем их здоровым сверстникам. Но только вакцинируют таких малышей с соблюдением ряда предосторожностей.

Например, ребенка с аллергией на пыльцу нельзя прививать весной и летом, когда аллерген присутствует в воздухе, вызывая обострение поллиноза. А бытовая аллергия сильнее всего напоминает о себе осенью и зимой. Поэтому детей с таким диагнозом лучше вакцинировать в теплое время года.

Детям с пищевой непереносимостью, всем аллергикам и астматикам в момент прививки нужно соблюдать гипоаллергенную диету. Юным аллергикам и астматикам все вакцины вводят раздельно. Никаких комбинированных иммунопрепаратов типа АКДС! От коклюша, дифтерии и столбняка прививать придется в разные месяцы, а не в один день. Для профилактики прививочных реакций промежуток между повторным введением вакцины увеличивают.

За три-четыре дня до прививки ребенку, склонному к аллергии, дают лекарства от нее и препараты кальция. При использовании инактивированных (неживых) вакцин такой курс продолжают еще три-четыре дня. Или же продлевают его до трех недель, если ребенка прививали вакциной с живыми ослабленными микроорганизмами.

А каких детей нельзя прививать вообще? С онкологией, иммунодефицитом и тяжелой реакцией на предыдущие прививки. В состав некоторых вакцин входят антибиотики, яичный белок альбумин, желатин, дрожжи и консерванты: ребенок может отреагировать на любой из этих компонентов.

Вводить повторно вакцину, на которую он выдал реакцию, нельзя! Дети с аллергией и астмой должны проходить вакцинацию только в специально оборудованном процедурном кабинете, где есть все необходимое для оказания противошоковой терапии, и оставаться под наблюдением медиков не менее часа после прививки.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; Burda Media/unsplash.com

В книгах и в интернете можно найти много противоречивых околопсихологических статей, в которых обсуждается, нужно ли делать с ребёнком уроки или же нет, и если нужно, то до какого возраста, а если не нужно, то как бороться с двойками, которые, с точки зрения родителей, неминуемо появятся. «О!» решил посмотреть на тему с разных точек зрения и задал этот вопрос сначала учителю, а потом психологу. В сегодняшнем материале наш эксперт — педагог, а колонку психолога ищите на «О!» уже завтра.

У меня есть знакомая учительница, которая на родительском собрании откровенно говорит: «Меня раздражает неправильно выполненная домашняя работа. Уважаемые родители, домашнее задание не только для детей, но и для вас!» То есть она считает, что родители обязаны помогать детям в выполнении . Вот такая позиция учителя и приводит к тому, что родители делают поделки и презентации, пишут стихи и сочиняют рассказы. Творчество — это замечательно. Но не тогда, когда вы делаете это вместо ребёнка.

На мой взгляд, родители делают задание за ребёнка по 3 причинам:

    Родители — перфекционисты, «отличники в душе». Такие мамы и папы не могут смириться с тем, что ребёнок делает всё не так хорошо и аккуратно, как им бы хотелось: «Дай покажу, как надо!»

    У родителей просто нет времени. Папа пришёл с работы, устал, скоро начнётся сериал или футбол, а тут сын с уроками: «Давай я быстрее сделаю, а ты перепишешь».

    Родители боятся учителя. Да, такое бывает.

Учителя прекрасно видят, сам ли школьник выполнил работу или ему помогли. Мне об этом даже спрашивать не надо, я прекрасно знаю, на что способен каждый ученик. Но я работаю в маленькой частной школе, где количество ребят в классе позволяет на каждом уроке проконтролировать, усвоена ли тема. Самый главный принцип, которым должен руководствоваться учитель: задаём только то, чему научили. Потому что домашнее задание — это проверка, как ученик понял пройденный материал. Вот в этом самый главный смысл домашнего задания, а не в том, похвалит ли учитель, поставит «5» или «3». Выполнять «домашку» за ребёнка, значит вредить ему и мешать учителю.

Как помочь ребёнку справиться с домашним заданием?

Мой совет: терпение. Терпение и наблюдение. Если ребёнок , не просит помощи, если учитель не выходит с вами на связь по поводу домашней работы, то и вопрос о помощи отпадает. Иногда достаточно проверить само наличие выполненных уроков. Учителя обычно комментируют работы учеников. Помните такие записи красной ручкой: «Нет работы над ошибками», «Где упр. 14?», «Пиши аккуратнее!» и так далее. Конечно, на это надо обращать внимание. Но опять — терпение. Понаблюдайте и просто подскажите ребёнку, если заметили, что он что-то забыл или неправильно оформил работу.

Оформление работы, как и аккуратность, очень важно. Хотим мы этого или нет, но у нас есть ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, выполнение которых требует предельной внимательности, поэтому не помешает приучать детей с первого класса к определённым формальностям. Вот как раз с этим и должны помочь родители: сколько клеточек пропустить, какие скобочки поставить. «Повторение — мать учения» и, конечно, ребёнок сам скоро всё запомнит.

Буду ли я снижать оценку, если работа выполнена правильно, но плохо оформлена и неаккуратно написана? Не буду, но замечание напишу, особенно, тому ребёнку, который может писать лучше, но не старается. Родителей не должны пугать записи учителя. Это не характеристика ученика и его родителей. Это работа, процесс обучения. Он не может получиться сразу.

Что делать, если у ребёнка не получается выполнить домашнее задание?

Эту ситуацию, конечно, не надо игнорировать. Если сами понимаете тему, объясните, но постарайтесь не показывать готового решения, а вопросами подведите к нему. Лучше даже найти другое аналогичное задание. Оно вполне может быть в этой же тетрадке в классной работе. Исключите все книжки и пособия с готовыми домашними заданиями. Открою вам секрет: там очень много ошибок. В формальном выполнении домашнего задания, особенно, в начальной школе, когда закладываются основы знаний, от них намного больше вреда, чем пользы. Если совсем , лучше честно сказать об этом учителю и попросить объяснить, как надо было выполнить это задание.
Чтобы смириться с неизбежностью выполнения домашнего задания, надо понять, что это важный этап в обучении. Это повторение и закрепление пройденного материала. И ещё. Есть дети, которые категорически отказываются от какой-либо помощи. И не навязывайтесь! Может, вам просто повезло!

Все с самого детства сталкиваются с прививками. Сегодня вакцинация – обычная процедура. Но с каждым днем становится все больше родителей, которые задумываются над вопросом: нужно ли делать прививки детям.

В наше время родители сразу начинают поиски ответа на этот вопрос в мировой паутине, и встречают два ответа, противоречащих друг другу. Один ответ говорит о том, что сделать прививки ребенку надо обязательно, а другой – что прививаться не нужно. Попытаемся выяснить есть ли какой-либо вред от вакцинации для малышей.

Некоторые доктора настаиваются на том, что прививку делать нужно, другие яро отстаивают противоположную позицию, аргументируя тем, что это очень вредно для здоровья детей. Понятно, что каждый считает себя правым, и приводит убедительные доказательства.

Но делать ли прививку ребенку должны решать только родители, потому что в первую очередь именно они ответственны за здоровье их крохи, а не врач, который рекомендует привить малыша, и не соседка, которая причитает из-за того, что у ее малыша появились осложнения.

Для чего прививают детей

Для того чтобы понять, делать ли прививки детям, сначала разберемся с термином «вакцина». Это искусственное введение в кровеносную систему человека ослабленных или уже распавшихся микробов, в результате чего в человеческом организме начинают вырабатываться антитела.

Именно они защищают организм, если в него проникает возбудитель заболевания. Один врач за свою немалую практику (почти 40 лет) лечил больше полутора десятка тысяч малышей. И всего лишь в трех случаях он столкнулся с заболеваниями, которые были вызваны прививанием.

Есть одно большое «но»: прививки сделали малышам, которые не были абсолютно здоровы. Виновата была вовсе не вакцина, а неквалифицированный медицинский персонал.

Следовательно, перед тем, как делать прививки, крохе нужно провести тщательный осмотр, помереть температуру, врач должен узнать о самочувствии малыша у родителей. Малыш не должен получать прививку, если присутствует слабость после острого респираторного заболевания или иной острой болезни.

Необходимо ли делать до одного года

Детки, на протяжении первого годика жизни, переносят такое число вакцин, что часто приводит в ужас их родителей. Но малыши, которым нет годика, являются самой уязвимой частью населения. Поэтому чем раньше их защитить от опасных вирусов, намного больше вероятности у них расти здоровыми людьми.

Нужна или не нужна вакцинация

  • Не нужна. Те, кто против прививок настаивают на том, что у большинства людей есть свой родной иммунитет против разных вирусов, бактерий, а после прививаний он уничтожается.

Нужна. Сначала стоит разобраться в терминах. В данном смысле «иммунитет» используют в качестве синонима к невосприимчивости к разным болезням. Присутствует путаница в понятиях «невосприимчивости к болезням» и «иммунитета», которые для большинства приходятся одним и тем же понятием. А это вовсе не так.

Иммунитет – это сочетание всех клеток, реакции и систем всего организма человека, которые выявляют и уничтожают вредные и опасные микробы, чужеродные и раковые клетки. Невосприимчивость к болезням – присутствие устойчивости к некоторому возбудителю болезни.

Естественно, у человека с рождения есть иммунитет, в смысле, что он имеет те клетки и реакции, которые позволяют уничтожать микробы. Но невосприимчивость к некоторым инфекциям отсутствует всех новорожденных. Эта невосприимчивость может появиться, только если человек переболеет болезнью и вылечиться, или после прививания.

После того, как в человека попал инфекционный возбудитель, он начинает болеть. В этот момент особые клетки иммунитета сближаются с микробом, определяют его «уязвимые места». После этого, клетки иммунитета размножаются, а потом вырабатывают специальные белки, которые называются антителами. Эти антитела начинают взаимодействовать с инфекцией, уничтожает ее.

Вакцинация дает организму возможность создать такие клетки с памятью против такой же инфекции, и болеть ею. С этой целью в кровь вводят ослабленные микробы, которые не могут спровоцировать развитие инфекции, но их достаточно, чтобы клетки иммунитета среагировали и могли создать памятные клетки. Они далее обеспечивают невосприимчивость к подобной инфекции на какое-то время.

  • Не нужна. У малыша присутствует собственный иммунитет, поэтому здоровые детки с самого рождения с легкостью перенесут всевозможные инфекции, даже вовремя вспышек эпидемий.

Нужна. У нашего организма не существует таких мощных сил защиты, которые дадут нам быть абсолютно устойчивыми к вирусам, а если заболеем, то с успехом преодолеем их и пойдем на поправку. Даже у взрослых нет таких возможностей, не говоря уже о маленьких детках.

Самый обычный пример – грипп, которым заболевают многие каждый год. Можно быть совершенно здоровы, но во время эпидемии заболеть до такой степени, что пошевелиться будет довольно трудно. Есть часть людей, которые болеют через время, а некоторые болеют гриппом ежегодно.

  • Не нужна. Если малышу исполнилось пять лет, его иммунитет совершенно сформирован, поэтому сейчас ему точно не понадобятся всякие прививания. Он здоров, и не будет болеть.

Нужна. В этом убеждении спутаны понятия специфического и неспецифического иммунитета. К пятилетнему возрасту у крохи заканчивает формироваться неспецифический иммунитет, но он оберегает малыша от простых микробов (кишечная палочка, стафилококк, который обитает на коже, различных бактерий, которые в норме живут в ротовой полости).

Но этот иммунитет не может защищать ребенка от серьезных инфекций, чьи возбудители должны нейтрализоваться исключительно при помощи антител, то есть специфическим иммунитетом.

  • Не нужна. Намного лучше переболеть распространенными инфекциями в детстве, чем в зрелом возрасте, когда их переносить гораздо сложнее и хуже (корь, краснуха, свинка).

Нужна. Конечно, малышами куда проще переносятся все эти инфекции, в отличии от взрослых. И вакцинация от них не обеспечивает иммунитет на всю оставшуюся жизнь, он действует всего пять лет, после этого прививку следует снова делать. Но все же в пользу вакцинации говорит следующее:

  • шанс стать бесплодным среди мальчиков после заболевания свинкой;
  • большая вероятность возникновения артрита после перенесенной краснухи в детском возрасте;
  • риск развития уродства малыша, если беременная женщина заболеет краснухой на сроке до двух месяцев.

Но после прививания в детском возрасте, ее опять нужно повторить. Поэтому, если кроха себя плохо чувствует или есть другие обстоятельства, которые говорят об отсрочке прививки, нужно их принять во внимание, и отложить профилактику на другое время.

  • Не нужна. Не делать АКДС в трехмесячном возрасте, а поставить АДС-М, содержащая небольшое количество элементов дифтерии, когда ребенку исполнится 6 лет. Чтобы малыш получил меньше «вредного».

Нужна. Вакцину АДС-М делают в 6 лет только, если малышу в три месяца сделали АКДС, потому что в едином экземпляре она не эффективна. В этой ситуации не будет достигнут эффект от единственной дозы АДС-М, поэтому данную прививку делать бесполезно.

Введение ее в шестилетнем возрасте пустая трата времени. Если малыш по некоторым причинам не смог получить прививку в три месяца, то в шесть лет ему делают вакцинацию по особому графику.

  • Не нужна. Изготовители вакцин желают только заработать на этом финансовых средств, по этой причине принуждают людей проводить вакцинацию, невзирая на возможные последствия.

Нужна. Ясно всем, что фармацевтические кампании это благотворительные учреждения, однако они и не обязаны ими являться. Луи Пастер создал вакцину против оспы не чтобы позабавиться, и не для того, чтобы заработать много денег, а других превратить в отсталых. Как видно, прошло больше 100 лет, человечество теперь не гибнет от оспы, и отсталость не сразила никого в нашем мире.

Фармацевтические кампании трудятся, они никого не грабят и не совершают налеты. Никому в голову не приходит злиться на производителей продуктов питания, никто не говорит, что они хотят оставить всех в дураках и получить прибыль с людей, принуждая к покупке своего товара.

Понятно, что они получают не плохую доход, но и население имеет возможность приобрести продукты. То же и с вакциной – фармацевтика хочет получать доход, а потребитель – способ защититься от опасных вирусов.

Обязательно ли это делать

Сегодня родители сами решают, нужно ли делать прививки детям, они вправе отказаться от этого. Вакцину делать не обязательно. Но большинство образовательных учреждений отказывается брать деток, которым не делались прививания. Мамы и папы часто на это отвечают, что бояться им нечего, ведь другие малыши привиты. Это так.

Но не нужно быть таким самоуверенным, не зная эпидеомологии. Когда среди людей есть невосприимчивость к некоторой болезни, то созданная прививкой, то возбудитель этой инфекции не пропадает – он переключается на иные похожие типы.

Это случилось, с вирусом оспы, который сейчас вращается среди обезьян. В данной ситуации может произойти мутация микроорганизма, после этого люди снова будут к нему в определенной мере восприимчивы.

Сразу заболеют люди, которые не были привиты, а потом те, у кого ослабленный иммунитет, или по определенной причине они являются восприимчивыми к этому мутировавшему микробу, хоть и была проведена вакцинация. По этой причине маленькая часть людей без прививок способна оказать «медвежью услугу» другим людям.

Родители должны хорошо обдумать вопрос о прививках и принять решение самостоятельно.

Ответить на извечный вопрос — помогать с уроками или пусть ребенок старается сам, мы попросили Ирину Трушину, доцента кафедры психологии и проректора по работе с молодёжью Челябинского государственного университета , и Викторию Нагорную, преподавателя русского языка и литературы с 20-летним стажем .

Виктория Нагорная: «Мамаша, вам два»

— Мое мнение жестко: в начальных классах, особенно в первом, ребенку необходимо помогать с уроками. Ведь отметок еще не ставят, и здесь речь идет больше не о выполнении заданного, а о формировании умений. Умений не только учиться, но и организовывать свой день, складывать портфель, заполнять дневник. Все знакомые мне коллеги именно по такому принципу воспитывают своих детей-школьников.

В более старшей школе, я не говорю уже о пятых классах и далее, я против «сидения с ребенком». Конечно, отказываться помочь нельзя. Все мы помним и из своего детства, как папы решали нам задачи, своим путем, не как нас учили, но ответ был правильным. А мамы проверяли сочинения и обязательно находили в них ошибки и описки. Ничего не изменилось: точные науки стали лишь гораздо сложнее, а дети, привыкшие к компьютерам, практически разучились сами придумывать интересные фразы и писать без ошибок: компьютер исправит. Поэтому, если дочь просит: «Мама, объясни, я не понимаю», я всегда иду на помощь. Если нет — делает уроки сама.

В первом классе контролировать ребенка рекомендуется. Фото: / Эдуард Кудрявицкий

Я советую донести до ребенка одну мысль. Сейчас учеба — это твоя работа. Ты ведь за меня не работаешь, почему я за тебя должна? Пусть несамостоятельный школьник сначала проспит первый урок, потом получит несколько двоек, затем придет в класс без дневника и формы на физкультуру. Набив шишек, он научится всему, что требуется, самостоятельно. Первоначально можно контролировать, управлять издалека и незаметно: к примеру, предупредить классного руководителя о нововведениях в вашей семье.

Родителям иногда самим сложно справиться с заданиями детей. Фото: / Надежда Уварова

В моей педагогической практике ситуации, когда родители не просто сидят рядом с ребенком, а полностью выполняют за него уроки, увы, нередки. Но это — медвежья услуга. Как-то моему коллеге, учителю биологии, пятиклассник сдал такой заумный реферат, что он зачитывал нам вслух выдержки, а мы не понимали, о чем идет речь. Родитель, очевидно, доктор биологических наук, решил потрясти всех своей эрудицией, и выдал такие познания об обитателях океана, что они явно не соответствуют десяти-одиннадцатилетнему уму. Причем реферат не был скопирован из интернета. Он заумен, а не умён. Коллега был старых правил, подумал и написал на титульном листе: «Мамаша, вам два».

Многие не верят, что ребенок сам будет делать уроки, если его бросить, как малька, в дальнее плавание. Будет, обязательно. Не растите трутней. Есть, видимо, какой-то этап, пережив который вместе с мамой за домашним заданием школьник уже не хочет идти дальше без мамы. Практика показывает, достаток и образование семьи тут ни при чем. Мамы учатся за таких чад и в институтах, и по работе помогают. Разве этого мы хотим для своих детей? Уверена, все ответят «нет». Пусть сначала у вашего ребенка будет три, но его, заслуженная.

Как говорил вождь, «лучше меньше, да лучше». Я педагог, но считаю, что не все обязаны быть отличниками. Главное для ребенка — внутренний стержень, желание чего-то достичь, приспособленность к обстоятельствам и самостоятельность.

Ирина Трушина: «Необходима ситуация успеха»

— Этим вопросом задается каждый родитель. Ответ зависит прежде всего от уровня психологической и физической готовности ребенка школе. Первый класс — время, когда ребенок адаптируется к новым условиям, системе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, иным правилам организации своей деятельности. Для того, чтобы эта адаптация прошла успешно, помощь родителя или значимого взрослого бывает просто необходима. Помочь спланировать свое время, рационально распределить выполнение заданий и отдых, научиться чередовать выполнение домашней работы по разным предметам так, чтобы переключение с одного на другое давало возможность отдохнуть — очень важно, особенно в течение первого года обучения в школе. Необходимо, чтобы родители сумели найти золотую середину между двумя крайностями: брать на себя ответственность за выполнение домашних заданий, подготовку к проверочным контрольным и экзаменам, складывание портфеля и наведение порядка на рабочем столе даже тогда, когда ребенок готов к этой ответственности. Или полным невмешательством в дела ребенка. В первом случае велик риск того, что, повзрослев, ребенок так и останется «ребенком», инфантильным человеком, не умеющим брать на себя ответственность, принимать решения и делать обдуманный выбор. Во втором, если у него хватит собственных внутренних ресурсов, такая самостоятельность поможет ему стать сильнее и быстро повзрослеть, или наоборот — вырасти неуверенным в себе, не умеющим просить помощи.

Старшеклассники должны учить домашние задания сами. Фото:

Если навык к самостоятельному освоению информации не выработался в должное время — в начальной школе, то родителям приходится «садиться за уроки» и с семи-, девятиклассником. Проблема нежелания учиться самостоятельно в подростковом возрасте может возникнуть не только из-за несформированности навыков самодисциплины и самоконтроля, но и из-за нарушения мотивации. Это может быть связано с целым рядом причин: например, не сложились отношения с преподавателем, или ребенок не видит перспективы применения знаний по данной дисциплине. В этом случае родителям важно воздержаться от нотаций, скандалов, так как это может вызвать лишь сопротивление и дополнительное напряжение. Лучше всего направить свои усилия на создание «ситуации успеха» по конкретным дисциплинам или учебной деятельности в целом.

1. Когда человек видит, что результаты его деятельности ценны для окружающих и значимых для него людей, ребенок чувствует «вкус успеха», мотивация на ее выполнение возрастает (это может быть победа в конкурсе, расчеты для реализации какого-либо проекта, и т.п.).

2. Включение в группу сверстников, значимых для подростка, среди которых модно учиться самостоятельно, способно решить проблему. Иногда для этого требуется переход в другой класс или даже другую школу.

3. Формирование перспективы: например, знакомство с профессией во время захватывающей экскурсии на предприятие позволит подростку увидеть возможный итог его учебной деятельности, и если эта перспектива будет привлекательна, ребенок будет заинтересован в систематизации пути достижения этой перспективы, а значит, и систематизации самостоятельной деятельности.

Родители первоклассников в один голос признают, что первого сентября и сами становятся школьниками: садятся за парту с детьми и вместе выполняют домашние задания. Смотрят, правильно ли ребенок держит ручку, умеет ли отсчитывать две клеточки, не пропускает строку, выполняет все по образцу.

Но бывает, что совместная учеба затягивается на долгие годы. И вот уже ребенок учится в третьем классе, в пятом, в седьмом, а вопрос «когда начнешь делать уроки?» остается главным на повестке дня. В иной семье к концу первого класса ученик сам выполняет домашние задания, родителям остается их лишь проверить. А у других без напоминаний и крика не обходится ни один вечер.

Дети 6-7 лет еще не в ладах со временем, не всегда могут себя организовать, им больше хочется поиграть, отвлечься – ведь они и так отсидели на уроках полдня. Но в большинстве школ задания на дом все-таки задают. Проблем не бывает, когда дети изначально заинтересованы в учебе и имеют здоровые амбиции – быть первыми, выполнить задания на отлично. А что, если с мотивацией пока сложно? Как родителям найти золотую середину между «Папа решает, а Вася сдает» и «Уроки – это дело детей, а не взрослых»?

Ушло время гувернеров, готовивших будущих гимназистов к сдаче экзаменов и занимавшихся с ними базовыми предметами в индивидуальном порядке. У современного учителя в классе 25-30 человек, и помогать каждому и проявлять индивидуальный подход он просто не успевает. Поэтому педагоги и психологи рекомендуют родителям на первых порах обязательно помогать детям с уроками. Но для этого вовсе не нужно сидеть за одним столом и контролировать каждую букву.

Родительская помощь состоит в том, чтобы научить детей учиться – сформировать обязательность, выработать ежедневную привычку делать уроки. Несложно объяснить детям, что мы многое делаем каждый день: чистим зубы, заправляем постель, убираем игрушки перед сном, днем взрослые ходят на работу, а дети выполняют домашние задания. Желательно приучать будущих школьников к систематическим занятиям еще в дошкольном возрасте, занимаясь с ними по развивающим пособиям и выполняя дома задания, выданные на подготовительных курсах. Дошкольники способны заниматься одним делом в течение 15-20 минут, и, если обучение проходит в доброжелательной атмосфере, у детей вырабатывается положительное отношение к урокам, и они учатся сохранять концентрацию в течение больших отрезков времени. В этой связи важна и физическая и психологическая готовность детей к школе. Ребенок, которого не отдают в первый класс слишком рано, как правило, может легко научиться делать уроки самостоятельно, без родительского надзора.
Когда в семье относятся к школе как к естественной части жизни, то и домашняя работа воспринимается нормально и дети отлично понимают, что «есть такое слово – надо». В такой семье интересуются делами друг друга. Дети знают, что по вечерам мама готовит ужин, а папа помогает ей мыть посуду. Взрослые в курсе, что сейчас проходят в школе и что задают на дом, а дети понимают, что уроки – их ответственность, но, если возникнет проблема, они всегда могут обратиться к родителям.

Лучшим временем для приготовления уроков считается 15-17 часов дня. Удобно, если эти часы приходятся на группу продленного дня, где ребенок успевает сделать домашнюю работу и вечером может быть свободным. Но если продленка в школе не предусмотрена, стоит закрепить это время как начало приготовления уроков дома, пусть оно станет важным пунктом в режиме дня школьника. Взрослые могут спросить ребенка, что ему задали, в какой очередности он бы хотел приготовить задания, помочь организовать на столе порядок и напомнить, что, если будут какие-то вопросы, он без сомнения может звать на помощь. Родители, бабушка, дедушка или няня могут быть поблизости, но совсем не обязательно стоять у ребенка над душой и следить за написанием каждой палочки. Оптимально, если сделанную работу ребенок дает взрослым лишь для проверки. Конечно, это получится далеко не с первого дня учебы, но все-таки к этому нужно стремиться.

Проверяя чтение текста или решенную задачу, взрослые видят, хорошо ли дети усваивают материал, а также могут повторить или объяснить то, что дети недослышали или не поняли на уроке. Занимаясь своими делами, но находясь рядом и зная, какие задания ребенок сегодня выполняет, родители могут заметить проблемы, из-за которых он отстает в учебе. Может быть, ребенок медлителен, выполняет все тщательно и аккуратно, но позже всех, и, когда учитель начинает объяснять следующую тему, ему приходится бросать то, что не закончено, и ребенок из-за этого расстраивается.

Зная о проблеме, родители могут помочь ускорить темп выполнения уроков. Ребенок отвлекается и задает не относящиеся к учебе вопросы – мягко скажите ему «Сначала закончи упражнение, а потом поговорим», напомните о пословице «Делу время – потехе час», мотивируйте скорым приготовлением его любимого печенья, перед которым нужно собраться и закончить задание. Потренируйте быстроту реакции и умение концентрироваться в играх на скорость и ловкость.

Зная особенности своих детей, родители могут посоветовать им, как лучше готовить уроки. Некоторым ученикам необходимо два-три часа отдыха после школы, чтобы взяться за домашнюю работу с новыми силами. А кому-то важно закончить школьные дела побыстрее, чтобы вечер был полностью свободен. Один ребенок предпочитает начинать со сложных заданий и заканчивать легкими, а другой перемежает простое со сложным.

Хорошо, если с домашними заданиями школьнику помогает взрослый, наименее склонный к раздражительности. Дети теряют интерес к учебе, если их ругают, придираются к мелким помаркам, заставляют по много раз переписывать задание до достижения идеального вида. Когда родитель чувствует, что готов сорваться, лучше объявить перерыв, устроить физкультминутку и выпустить пар в спортивной игре, но не на ребенка. А вот хвалить лучше почаще – спокойно и объективно, за маленькие достижения и большие победы.

Подбадривать: «Ты обязательно справишься!». Уверить в том, что взрослые придут на помощь: «Не получается перевести диалог? Отложи это задание до моего возвращения с работы, и мы попробуем сделать его вместе». Задавать вопросы: «Значит завтра у тебя диктант. Как ты хочешь учить словарные слова? Прочитать их или записать на листок?» Это будет наводить ребенка на принятие оптимальных решений.

К началу средней школы дети, как правило, уже готовы не только к самостоятельному выполнению уроков, но и к самопроверке. Но до того как это произойдет, важно, чтобы взрослые своим участием и интересом к школьной жизни научили их быть самостоятельными. Как говорится в одной пословице: «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить».

error: