Самые большие в мире самолеты. Самый большой пассажирский самолет в мире

Самолёт сам по себе уже гений инженерной мысли. Заставить сотни тонн железа подняться над землёй - задача нетривиальная. Даже малейшие детали имеют значение, требуется высочайшая точность и напряжённая работа сотен человек, чтобы создать даже самый простой по современным меркам самолёт.

Тем большим вызовом являются для конструкторов-самолётостроителей эксперименты с материалами, размерами, технологиями, чтобы создавать воздушные суда всё легче, всё экономичнее, всё крупнее, чем их предшественники. В этой статье речь пойдёт о самых больших пассажирских самолётах. Сейчас в мире существуют два основных игрока, производящих огромные пассажирские самолёты, - это Boeing и Airbus.


Конкуренция между ними привела к созданию колоссальных машин. Среди них признанным лидером является Airbus-A380. Размах его огромных крыльев почти достигает 80 м, а длина - 73 м. О нём, а также о других летающих великанах читайте ниже.

Airbus-A380

  • Размах крыльев - 79.75 м
  • Длина - 72.75 м
  • Высота - 24.08 м
  • Масса - 280 т
  • Взлётная масса, макс. - 560 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 853 чел.

Производство этого самолёта начали в 2005 году, ввели в эксплуатацию уже в 2007. С этого времени он официально занимает первое место в ряду пассажирских самолётов не только по размерам, но и по вместимости, а также по многим другим параметрам. Например, для самолётов подобной категории он является самым экономичным. Его расход топлива составляет всего 3 литра на пассажира на 100 км пути.


Такой огромный самолёт не смог бы подняться в воздух, если бы был выстроен из традиционных материалов - он попросту был бы слишком тяжёлым, и подъёмной силы крыльев не хватило бы, чтобы оторвать его от земли. Поэтому главным вызовом для инженеров и конструкторов стала задача максимально уменьшить его массу.


Решение этой проблемы стало возможным за счёт использования новейших композитных материалов, часть которых была специально разработана для этого самолёта. Например, центральная и основная часть крыла (которая сама по себе весит 11 тонн!) состоит на 40 процентов из углепластика. Для сварки элементов конструкции использовалась лазерная технология, что значительно повысило надёжность соединений и уменьшило количество крепёжных элементов.


Кроме прочего, конструкторы заботились и об экологичности. Снизив количество потребляемого топлива на 17% по сравнению с Boeing 747, они добились и уменьшения выбросов CO2 - они составляют 75 г на пассажира на 1 км пути.

Boeing 747

  • Размах крыльев - 68.5 м
  • Длина - 76.3 м
  • Высота - 19.4 м
  • Масса - 214.5 т
  • Взлётная масса, макс. - 442.2 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 581 чел.
  • Производитель - Boeing

Boeing 747 удерживал первенство среди пассажирских самолётов более 36 лет – c 1969 по 2005 год. В 1970 году выпуск этого самолёта в серийное производство стал прорывом, потому что постройка настолько новой модели повлекла за собой целую череду изменений в производственном процессе, технологии, требованиях к эксплуатации и даже в методах обучения пилотов.


Изначально не планировалось выпускать большое количество 747-х, но когда эта модель доказала свою надёжность, очень многие мировые авиакомпании стали заказывать именно её, потому что объём пассажирских перевозок начал резко возрастать, и вместительные самолёты было выгодно содержать. В настоящее время в мире летает 1.5 тысячи 747-х в таких компаниях, как British Airways, Korean Air, China Airlines. В России 747-е эксплуатирует компания «Россия». Пять 747-х достались ей «в наследство» от распавшейся компании «Трансаэро».


747-му принадлежат и значительные рекорды: в 1989 году именно этот самолёт, принадлежащий австралийским Qantas Airways, совершил беспересадочный перелёт в Сидней из британской столицы, преодолев 18 тыс. км за 20 с небольшим часов. Правда, он летел пустым: без груза и пассажиров. Ещё один рекорд связан с количеством пассажиров: в 1997 году 1112 человек совершили на нём перелёт в Израиль в ходе военной операции «Соломон».


747-й использовался также для транспортировки космических кораблей Space Shuttle. Для такой транспортировки космические шаттлы устанавливают самолёту «на спину».

Самая характерная деталь 747-ого - «горб» на фюзеляже. Изначально планировалось, что фюзеляж будет двухпалубным по всей длине, но от этого варианта пришлось отказаться по техническим причинам. Поэтому вторая палуба у этого Боинга короткая.


Такая надстройка была сконструирована для того, чтобы нос корабля можно было модифицировать в грузовую аппарель, потому что предполагалось, что 747-й будет эксплуатироваться преимущественно для перевозки грузов.

Существует 7 модификаций Boeing-747, почти все из них имеют как пассажирские, так и грузовые и грузо-пассажирские версии. Не будет ошибкой сказать, что именно 747-й является одним из самых распространённых самолётов такого типа в мире.

Airbus A340-600

  • Размах крыльев - 63.45 м
  • Длина - 75.36 м
  • Высота - 17.22 м
  • Масса - 177 т
  • Взлётная масса, макс. - 380 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 419 чел.
  • Производитель - Концерн Airbus S.A.S

Концерну Airbus S.A.S принадлежит ещё один самолёт-гигант. Это Airbus A340-600, который до выпуска одной из модификаций Boeing 747 являлся самым длинным в мире пассажирским воздушным судном.

Его коммерческий выпуск начался в 2002 году, в 2011 он был остановлен. За 9 лет было выпущено 97 самолётов этой модификации. 340-600 создавался специально для межконтинентальных перелётов. Его заявленная дальность полёта - 14 600 км без дозаправки.

Boeing 777-300ER

  • Размах крыльев - 64.8 м
  • Длина - 73.9 м
  • Высота - 18.7 м
  • Масса - 166.9 т
  • Взлётная масса, макс. - 351.5 т
  • Количество двигателей - 2
  • Пассажировместимость, макс. - 365 чел.
  • Производитель - Boeing

Буквы ER в названии модификации обозначают Extended Range – повышенная дальность. Он способен пролететь 14 690 км без дозаправки благодаря увеличению запаса топлива по сравнению с предыдущей модификацией «трёх семёрок». Именно этот самолёт является основным конкурентом Airbus A340-600 и самым продаваемым 777-м в мире. Сейчас в мире эксплуатируется около 400 самолётов данной модификации.


На самолётах этой модели стоят самые мощные в мире турбовентиляторные реактивные двигатели General Electric 90-115B, которые дают максимальную тягу в 513 кН. Модификация 300ER обладает усиленными по сравнению с предшественниками элементами конструкции: стойки шасси, оперение, крылья, а также дополнительные топливные баки.

Эти гиганты бороздят небесные просторы с легкостью и изяществом, и, глядя на них с земли, никто и не думает, что эти стальные птицы представляют собой такую громадную конструкцию, что высота хвоста одного из таких лайнеров - A-380 - составляет пять жирафов, поставленных друг на друга. Аэробус A-380 - это самый большой пассажирский самолет в мире, но речь в статье пойдет не только о нем.

"Боинг 747"

Среди пассажирских самолетов максимальный размер имеют Airbus A380 и Boeing 747. Это лайнеры, способные одновременно перевезти более пятисот пассажиров. В частности, борт A380 способен поднять в воздух 853 пассажира. До появления этого гиганта самолеты Boeing 747 длиной 70,6 метра и Boeing 747-8 длиной 76,25 метра (самый длинный пассажирский самолет) являлись самыми вместительными авиалайнерами в мире (максимальное количество одновременно перевозимых пассажиров достигало 600 человек). Boeing 747-8 более экономичен в плане расхода топлива, чем "Боинг 747", первый полет на котором состоялся 9 февраля 1969 года. Проектировщики первоначально планировали двухпалубную конструкцию воздушного судна, но верхняя палуба была укорочена вследствие технических проблем. Boeing 747 стал первым лайнером в мире, салон которого содержал два прохода между креслами. Этот самолет сертифицирован для полетов на трех двигателях, и если один из четырех выходит из строя, судно полноценно взлетает, летит и садится на трех оставшихся двигателях. При этом крейсерская скорость пассажирского самолета "Боинг 747" составляет 913 км/ч.

Гигант A-380

Гигантский двухпалубный «француз» - лайнер A380, первый экземпляр которого сошел с конвейра в 2005 году, - самый большой пассажирский самолет за всю историю мировой авиации. И действительно, его создателям есть чем гордиться - салон аэробуса А380 вмещает в себя 853 пассажира. На сегодняшний день уже построено и сдано в эксплуатацию более 110 машин. Ежемесячный объем производства этих лайнеров составляет 2,5 машины. Сегодня этими гигантами пользуются 20 авиакомпаний, самым большим флотом располагает авиакомпания «Emirates».

Крейсерская скорость пассажирского самолета A380 достигает 1020 км/ч. Каждый лайнер состоит из порядка четырех миллионов отдельных частей и компонентов, которые изготавливаются в тридцати странах мира полутора тысячами фирм-производителей и доставляются с помощью уникальной логистической системы, разработанной компанией Airbus, включающей в себя путь по воде, а также по воздуху и автотранспортом. Каждая стойка шасси выдерживает нагрузку порядка 260 тонн (200 легковых машин). Для сравнения с предшественником - площадь крыла самолета A380 равна полутора площадям крыла Boeing 747-400 и составляет 845 квадратных метров.

Самый большой пассажирский самолет в мире может оснащаться двумя видами малошумных двигателей: либо Rolls-Royce Trent 900, либо Engine Alliance GP7000. При этом A380 является самым экономичным лайнером в своем сегменте - расход топлива на перевозку пассажира на 100 км при компоновке салона в 525 кресел не превышает трех литров.

Размеры пассажирских самолетов впечатляют, площадь салона А380 составляет 554 квадратных метра. У лайнера имеются две палубы - основная, ширина которой является рекордно высокой - 6,5 метра, и верхняя с шириной 5,8 метра.

Объем воздуха в 1500 кубометров каждые три минуты заменяется системой кондиционирования, в процессе полета в салоне лайнера стоит приятная тишина, гул турбин практически не слышен.

Ими гордится Россия

А что же нам предлагает отечественный авиапром? Самый большой турбовинтовой самолет в мире - Антонов Ан-22. Его длина составляет около 60 метров, скорость полета - 580 км/ч. Первый лайнер был выпущен в 1965 году.

«Ту»

Легендарный Ту-134 - это пассажирский лайнер для полетов на средние расстояния, до 2800 метров. Он рассчитан максимально на 96 мест, его крейсерская скорость - 850 км/ч на высоте 11000 м. Ту-154 - самолет большей вместительности, в кабине трех классов размещается 158 человек, в экономклассе - 180. Максимальная скорость полета этого лайнера составляет 950 км/ч, и модификация Ту-154М способна преодолеть расстояния до 5200 км.

Ту-204 вмещает в себя 214 пассажиров, а крейсерская скорость чуть поменьше предыдущего «собрата» - 850 км/ч.

«Су»

Сухой «Суперджет»-100 - это не самый большой пассажирский самолет в мире, но он славен тем, что это первый российский лайнер, разработанный с использованием цифровых технологий. Он предназначен для полетов на расстояния до 3000 километров на малозагруженных авиалиниях. Максимальное количество пассажиров - 98 человек.

«Ил»

Говоря об отечественных самолетах, нельзя не упомянуть об «Ильюшинцах». Российские пассажирские самолеты, представленные этим КБ, имеют несколько основных видов, хорошо нам известных. Расскажем о каждом из них поподробнее.

Начнем с самого простого - «Ил-62», лайнера, который выпускается с 1971 года и предназначен для полетов на средние расстояния - до 10000 километров. Этот самолет вмещает в себя 198 пассажиров и пять членов экипажа. Его предельная скорость на крейсерской высоте составляет 850 км/ч.

Что касается самолета Ил-86, то он также предназначен для полетов на средние расстояния, кабина, содержащая два класса, может разместить в себе 234 пассажира, если самолет трехклассовый - то 314 человек. При этом клиентов обслуживают 11 бортпроводников. Самолеты оборудованы двенадцатью аварийными трапами и всеми необходимыми современными спасательными системами. Крейсерская скорость Ил-86 - 950 км/ч, расстояния, на которые он совершает полеты, не превышают 5000 километров при максимальной продолжительности полета в восемь часов.

Ил-96

Теперь о самом большом представителе семейства Ильюшина - аэробусе Ил-96. Он предназначен для полетов на большие расстояния. Триста человек в экономклассе и 262 пассажира в салоне трех классов - это цифра практически не отличается от предыдущей описанной модели этого семейства. Лайнер летит с максимальной крейсерской скоростью 900 км/ч и способен преодолеть расстояние до 12100 км. Его улучшенная «модель» - Ил-96М - вмещает в себя большее число пассажиров - до 435 человек в чартерном варианте.

Ближайшая перспектива, или Отечественные разработки

На сегодняшний день самый крупный российский авиапроект - это «Иркут МС-21». В его рамках планируется выпуск ближне-среднемагистральных пассажирских лайнеров. Сейчас компанией "Иркут" ведутся разработки и строительство, первые экземпляры самолетов по плану будут сертифицированы в 2016 году, тогда же начнутся летные испытания. Старт производства серийного масштаба МС-21 ожидается с 2017-2018 гг. На российском рынке пассажирских самолетов эти лайнеры должны сменить Ту-154 и Ту-204 и будут эксплуатироваться на внутренних и международных авиалиниях.

В рамках проекта разрабатывается не самый большой пассажирский самолет в мире, но создаваемое семейство авиалайнеров будет иметь в своем составе различные машины трех видов по длине и вместимости пассажиров - на 150, 180 и 210 мест. Модельный ряд будет содержать самолеты с увеличенной дальностью полета. Высота крейсерского полета судна составит 11600 километров, скорость, которую будет развивать лайнер, составит 870 км/ч, максимальная длина флюзеляжа - 39,5 метра. Экипаж будет состоять из двух человек.

Что касается хода работы, базой проекта является Як-242. Разработка нового крыла принадлежит компании «Гражданские самолеты Сухого», фюзеляжные работы ведутся непосредственно корпорацией «Иркут» и ОКБ имени Яковлева.

Предполагается, что новые лайнеры окажутся более экономичными за счет использования современных композиционных материалов, а также двигателей нового поколения. Самолеты будут оснащены редукторными турбовентиляторными двигателями «Пратт энд Уитни», в перспективе возможна установка отечественных пермских двигателей ПД-14.

Перед вами Airbus А380 — самый крупный на сегодняшний день в мире пассажирский самолет. Его длина составляет 80,65 м, высота — 24,08 м, а размах крыла — 79,75 м. Обладает большим количеством посадочных мест — либо 853 пассажира в одноклассовой конфигурации, либо 525, но в салоне трех классов. Отличается также тем, что способен совершать долгие перелеты без посадки на расстояние более, чем в 15 тысяч километров.

Авиалайнер оборудуется четырьмя турбореактивными двигателями, но двух разных типов на выбор: Engine Alliance GP7000 или Rolls-Royce Trent 900. Масса самолета — 280 тонн, а максимальная взлетная — 560 тонн. Существует также грузовая модификация, которая именуется A380F — она может перевозить сразу 150 т груза на расстояние не более 10 тысяч километров.

Всего на разработку этой махины у компании Airbus S.A.S. (ранее Airbus Industrie) ушло порядка 10 лет. Как утверждают разработчики, главной проблемой при проектировании было снижение массы. Что бы ее решить, пришлось прибегнуть к использованию особых композиционных материалов, как в самой конструкции, так и в салоне, агрегатах и так далее. Кроме того, широко используются алюминиевые сплавы, углепластик, гибридные материалы.

Интересно, что среди своих конкурентов данный самолет является одним из самых экономичных — он расходует порядка трех литров топлива на одного пассажира. Как утверждает производитель, Airbus А380 сжигает топлива практически на 20 процентов меньше, чем «другой современный авиалайнер» (здесь, по всей видимости, речь идет о Боинге-747, который является главным конкурентом данной модели).

Всего на разработку самолета было потрачено около 12 миллиардов евро. Для того, что бы модель полностью окупила себя, необходимо продать 420 авиалайнеров (об этом заявляет компания-производитель). Согласно другим данным, эта цифра занижена как минимум вдвое. Как бы там ни было, на сегодняшний момент выпущено лишь 68 Airbus А380.

Airbus А380 - это самый большой самолет в мире. Точнее, пассажирский самолет.

Высота этого гиганта 24 метра (~ 8 этаж жилого дома), длина и размах крыла почти по 80 метров. На 2-х палубах в салоне трёх классов свободно размещаются 525 пассажиров, в одноклассовой конфигурации - 853!

На разработку Airbus А380 потрачено 12 млрд евро. Он может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 400 км, а максимальная взлётная масса самолета поражает воображение - 560 тонн.

Добро пожаловать на борт самого большого пассажирского самолета в мире !

В начале октября сбылась еще одна мечта, связанная с авиацией. Авиакомпания Lufthansa пригласила в пресс-тур, чтобы показать один из своих новых самолетов Airbus А380. Демонстрационный полёт проходил в рамках промо-кампании показа A380 в европейских столицах.

Удалось не просто подняться на борт рейсового А380, но и совершить круговое путешествие на гигантском самолете по маршруту Франкфурт - Прага - Будапешт - Франкфурт, побыть с пилотами в кабине и поснимать работу лётчиков во время взлета, полета и посадки.

В обычной жизни эти гиганты ни в одном таком аэропорту садиться не будут, поэтому прибытия А380 в столицах Чехии и Венгрии ждали многие. Забегая вперед, скажу, что я даже не ожидал таких торжественных встреч и такого количества зрителей.

«Наш» А380 только что прилетел из Йоханнесбурга и пока команда уборщиков приводила салоны в порядок. В это время второй пилот ходил с фонарём и осматривал лопатки двигателей:

Взошло солнышко, нам пора было отправляться в полет:

Первый этаж самолета модификации А380-800 - это три салона эконом-класса для 420 пассажиров. Всего такой A380 берет на борт 526 пассажиров. К концу года этих самолетов у «Люфтганзы» будет уже 8 из 18 заказанных. В самолеты и инфраструктуру аэропорта, техническое обслуживание, подготовку экипажей компания вкладывает около пяти миллиардов евро.

Пассажирские сиденья для эконом-класса «Люфтганзы» разрабатывала известная немецкая фирма Recaro. Мне они, честно говоря, не очень понравились - спинки тонковаты и любое движение впереди сидящего пассажира сказывается на комфорте позади сидящего.

Отлично решено оформление иллюминаторов . При их стандартном внешнем размере внутри самолета они выглядят большими за счет увеличенной внутренней рамы. Этот большой овал создает впечатление открытого пространства внутри салона.

Самолет очень «тихий», двигателей практически не слышно. Удивил короткий разбег - я следил за взлетом в Будапеште, думал, что будем долго бежать по полосе, а самолет взлетел практически сразу.

Мультимедийный центр с экраном в 9″ очень хорош. Помимо стандартного набора с музыкой, фильмами и играми, на монитор выводится картинка с трех внешних камер и полная информация о полёте. Расстояние между креслами 79 см, ширина сиденья 52 см:

На время полёта салоны самолета были полностью в нашем распоряжении - можно было везде ходить, сидеть, лежать, нажимать кнопки, залезать во все дыры.

Были продемонстрированы стандартные наборы для завтрака и обеда. За металлические приборы в эконом-классе «Люфтганзе» особое спасибо, конечно. Давно пора бы уже и «Аэрофлоту» перейти на них.

Для удобства фотографирования попросил бортпроводника включить полное освещение в салонах. Заметно лучше не стало, но все-таки:

На втором этаже - два салона бизнес-класса. Говорят, эти сиденья не очень нравятся руководству компании и их будут менять. Здесь их 98 - невероятное количество для рядового пассажирского лайнера. Набор опций стандартный для современного бизнес-класса - почти горизонтальное раскладывание, индивидуальный свет, розетка и USB порт для каждого:

В бизнес-классе мониторы размера 10,6″, расстояние между креслами от 145 до 152 см, ширина сиденья 67 см:

Между салонами бизнес-класса и первого класса - огромный тамбур с кухней и местами для бортпроводников:

Предмет особой гордости любой серьезной авиакомпании - салон первого класса . В А380 «Люфтганзы» он рассчитан на восемь пассажиров. Здесь все сделано практично, но без излишеств, вроде отдельных кабин. Восемь кресел, трансформирующихся в кровати, у каждого места 17″ монитор. Расстояние между креслами 213 см, ширина сиденья 80 см:

Эти кресла «Люфтганза» называет лучшими в своем классе:



У каждого пассажира первого класса есть свой шкаф для одежды и вещей:

У пассажиров первого класса - две такие туалетные комнаты. Душа здесь нет, немцы считают его излишним, по их опыту душевой кабиной во время перелета мало, кто пользуется.

Перелет из Франкфурта в Токио и обратно обойдется пассажиру первого класса в 10 000 евро:

Итак, мы летим в Прагу. Там уже готовы к торжественной встрече мегалайнера А380:

Шеф-пилот «Люфтганзы» Вернер Кнорр:

Оборудование пилотской кабины напоминает то, которое установлено в A330 или А321 - перед летчиками только клавиатура и джойстик сбоку:

Внизу сотни людей, по всему маршруту посадки - люди стоят на поле, на пригорках, на крышах домов:

Я попросил одного из чешских фотографов в аэропорту прислать мне пару кадров нашего полета. Спасибо, Войтех.

Стоимость одного А380 составляет $ 345 млн.

Справа от входа в кабину - каюта для отдыха экипажа:

На второй этаж можно подняться по двум лестницам - спереди и сзади эконом-класса:

А380 в аэропорту Будапешта:

Пассажирский салон самолёта Airbus A380 имеет две палубы и может иметь два варианта исполнения. Первый вариант — когда салон разделён на три класса (первый и бизнес-класс на верхней палубе и эконом-класс на нижней, вместимость, таким образом, составляет от 516 до 525 человек). Второй же вариант компоновки пассажирского салона самолёта A380 предусматривает лишь эконом-класс, расположенный на верхней и нижней палубах с вместимостью более 644 человек.

Схема салона и лучшие места

Трёхклассный вариант пассажирского салона предусматривает расположение первого класса в передней части верхнего салона. Нет смысла доказывать, что места здесь являются самыми комфортными, а обслуживание персонала — не хуже, чем в пятизвёздочном отеле. Каждое место первого салона самолёта A380 имеет вид закрытого отдельного купе с удобной дверцей. Кресло пассажира можно разложить и превратить в удобную кровать. Предлагаются такие услуги, как интернет, возможность зарядки мобильных устройств. Кроме этого, в каждом из таких «мини-купе» имеется большой удобный монитор и мини-бар. Для пассажиров первого класса функционируют душевые кабины (как, например, в самолётах компании Emirates Airline), а также предоставляется изысканное ресторанное меню.

Однако необходимо отметить, что и в первом классе есть места, имеющие свои недостатки. Это — места в первом и четвёртом рядах (согласно схеме), находящиеся близко к туалетам. Скорее всего, пассажиры будут посещать туалет в любое время суток, поэтому шум дверей может серьёзно помешать отдыху пассажиров. Близкое расположение подсобных помещений также означает, что персонал очень часто будет проходить мимо мест первого и четвёртого рядов первого класса, создавая дополнительные неудобства. И конечно, в дополнение ко всему, прямо напротив первого ряда мест располагается лестница, ведущая вниз, к основной палубе, что также не будет способствовать полноценному отдыху, особенно в ночное время. Позади мест первого класса на верхней палубе самолёта Airbus A380 располагается бизнес-класс.

Бизнес-класс также имеет весьма комфортабельные места для пассажиров (хоть и не такие, как в первом классе). Каждое место здесь оборудовано удобным креслом, которое при необходимости может быть разложено и превращено в удобную кровать. Кроме этого, здесь расположен неплохой бар, а расстояние между местами позволяют абсолютно не переживать о пространстве для ног. Однако и в бизнес-классе самолёта A380 имеются места с меньшей комфортабельностью. Это, как и в первом классе, места возле бара и у туалетов — как правило, в первых и последних рядах. На схеме верхнего пассажирского салона самолёта Airbus A380 данные места обозначаются рядами 6, 21, 22 и 26. Как и для первого класса, неудобство этих мест объясняется интенсивным потоком пассажиров к барам и туалетам в любое время суток, а также движением обслуживающего персонала. При бронировании билетов следует учитывать этот фактор и брать места перечисленных выше рядов лишь в случаях, когда билетов на другие места уже нет.

На нижней (или основной) палубе пассажирского салона самолёта Airbus A380 располагается эконом-класс, обычно рассчитанный на 399 мест и занимающий, как правило, ряды с номерами от 43 до 88 (согласно схеме) с двумя большими проходами. Спинки кресел эконом-класса не могут раскладываться на 180 градусов, однако они весьма мягкие и комфортные. Расстояние между рядами составляет примерно 80 сантиметров — согласно общепринятым стандартам. Для каждого места эконом-класса имеется свой экран, вмонтированный в сидение впереди, и аудио/видео-система. Также, как и для мест других классов, места эконом-класса оборудованы системами USB-зарядки и интернетом, который, к слову сказать, на самолёте Airbus A380 является платным.

Наиболее удачными и удобными местами здесь являются места с литерами D, E, F и G, расположенные в рядах 45, 54 и 82. Удобство этих мест объясняется тем, что перед ними нет сидений, а значит, имеется просторное место для ног, кроме того, туалеты, бар и служебные помещения расположены достаточно далеко от них. Разумеется, отсутствие кресел впереди вовсе не означает, что данные места не оборудованы электронными дисплеями для развлечений.

Также очень хорошими для отдыха и обзора в эконом-классе являются меcта с литерами A и K, расположенные в рядах 68 и 81. Их преимущество объясняется тем, что эти места не имеют перед собой других кресел, а также тем, что они расположены возле иллюминаторов, что делает их как бы «в стороне» от общего движения пассажиров, поэтому они считаются наиболее выгодными и комфортными во всём эконом-классе.

Неплохими являются и места в рядах с номерами 43, 52, 67 и 80. Эти кресла также имеют большее пространство перед собой, но в то же время обладают серьезным недостатком, заключающийся в близком расположении служебных помещений и туалетов со всеми связанными с этим неудобствами.

Самыми неудачными для эконом-класса, а следовательно, и для всего самолёта Airbus A380, являются места, расположенные в 88 (самом заднем) ряду и места, обозначенные литерами C и H. Неудобство их состоит, как и во многих случаях, в том, что прямо за ними располагаются туалеты. Не добавляет удобства этим местам и то, что спинки последних мест заблокированы, что ограничивает комфорт пассажиров.

История создания аэробуса A380

Начало 90-х годов прошлого века в авиационной промышленности было временем полного господства Boeing-747 в области широкофюзеляжных самолётов. Фирме Boeing удалось сохранять преимущество почти 30 лет, что заставляло многие компании, такие, например, как McDonnell Douglas или Lockheed искать решение, которое смогло бы обеспечить замену Boeing-747 и завоевать монополию в нише широкофюзеляжных лайнеров.

Летом 1994 года компания Airbus начала разработку собственного широкофюзеляжного самолёта, получившего условное наименование A3XX. Вначале рассматривались варианты возможного совмещения двух фюзеляжей самолёта Airbus A340 . Данное решение позволило бы существенно увеличить пассажировместимость самолёта, так как A340 являлся на то время крупнейшим самолётом компании. Однако такое решение привело бы и к серьёзному снижению лётных характеристик самолёта, увеличению его массы и требуемой длины разбега.

Разработка A3XX велась в условиях партнёрства с фирмой Boeing, которая разрабатывала свою собственную модель Boeing-747X, также направленную на повышенную вместимость пассажиров и снижение при этом эксплуатационных затрат. Партнёрство это завершилось в 1996 году. А уже в следующем 1997 году фирма Boeing закрыла свой проект ввиду экономического кризиса, разразившегося в Восточной Азии. Тем временем в Airbus было принято решение использовать двухпалубную конструкцию для A3XX, что обеспечило бы самолёту ряд преимуществ.

В декабре 2000 года решили запускать проект A3XX, который первоначально требовал затраты около 8,8 миллиардов евро. Самолёт получил новое наименование — A380. Существует немало гипотез, объясняющих, почему в компании Airbus решили «перескочить» с номера 340 сразу на 380. Например, одна из них гласит, что число 8 — счастливое в ряде стран Азии, которые являлись потенциальными заказчиками будущего самолёта.

Весной 2001 года конструкция аэробуса A380 была окончательно утверждена, а уже в начале 2002 года началось производство первых деталей для самолёта. Их выпускали в 4 странах Европейского Союза, а доставка комплектующих к месту сборки в Тулузе осуществлялась наземным и водным транспортом, а также по воздуху.

В начале 2005 года первый аэробус A380 был построен и продемонстрирован в Тулузе, а уже в апреле был осуществлён его первый полёт. Во время испытаний самолета, в начале 2006 года, были выявлены недостатки в конструкции его крыла. После этого устройство крыла A380 в срочном порядке было изменено.

Наземные и лётные испытания самолёта завершились в декабре 2007 года, и аэробус A380 получил сертификаты от EASA и FAA.

Устройство и характеристики Airbus A380

Аэробус A380 — это широкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт. Пассажирский салон самолёта состоит из двух палуб. Благодаря своим размерам и большой вместительности, самолёт является самым большим пассажирским лайнером в мире. Силовая установка самолёта состоит из 4 двигателей. В зависимости от модификации это Trent 900 фирмы Rolls-Royce (для Airbus A-300-800), либо же GP7000 фирмы Engine Alliance (для других модификаций аэробуса).

Характеристики самолёта Airbus A380:

  • Длина, м – 72,7
  • Размах крыльев, м – 79,8
  • Высота, м – 24,1
  • Площадь крыла, м2 – 845
  • Масса:
    • Макс. взлётная, кг – 560 000
    • Макс. посадочная, кг – 386 000
    • Масса пустого, кг – 276 800
    • Макс. вес без топлива, кг – 361 000
  • Емкость топливных баков, л – 310 000
  • Дальность полета с макс. загрузкой, км – 15 000
  • Потолок (макс. высота полета), м – 13 100
  • Длина разбега, м – 2 050
  • Длина пробега, м – 2 900
  • Двигатели:
    • R-R Trent 970 – 4 x 31780 кгс
    • Alliance GP7270 – 4 x 31780 кгс
  • Пассажирский салон:
    • Кол-во кресел (одноклассный вариант) – 700
    • Кол-во кресел (трёхклассный вариант) – 555
    • Ширина салона, м – 5,9-6,6

Модификации Airbus A380

Существуют следующие модификации аэробуса A380:

  1. Airbus A380-800 - является базовой моделью лайнера. A380-841 и A380-842 имеют двигатель Trent 900. Модификации A380-861 и А380-862 имеют двигатель GP72XX.
  2. Airbus A380-800F - грузовая модификация самолётаA380.
  3. Airbus A380-900 - удлинённая модификация лайнера, находящаяся в стадии разработки. Будет иметь увеличенную пассажировместимость (более 900 человек) и более мощные двигатели. Потенциальными покупателями будут такие авиакомпании, как Emirates Airline, Lufthansa и другие.
  4. Airbus A380-1000 - модификация, которая будет обладать размерами больше, чем A380-900 и вмещать более 1000 пассажиров. Проект был предложен в 2010 году.

Эксплуатация Airbus A380

Эксплуатация самолёта Airbus A380 началась в 2007 году. К концу 2014 года количество аэробусов составляло уже 139 машин, а число компаний, эксплуатирующих самолёт, составляло 10. Больше всего A380 эксплуатирует компания Emirates Airline (67 машин). Другие авиакомпании используют от 5 до 19 машин этого типа, что, конечно, не может сравниться с Emirates Airline.

Самолёт можно встретить в основном на межконтинентальных рейсах. Большее количество аэробусов эксплуатируется азиатскими авиакомпаниями (Emirates Airline, Singapore Airlines, Korean Air и другие). Ввиду эксплуатационных затрат, которые меньше на 10-15%, чем аналогичные для Boeing-747, аэробус A380 является сегодня весьма востребованным самолётом. Ввиду неплохой цены и благодаря оптимальным характеристикам A380 авиакомпания Emirates Airline планирует приобрести ещё несколько десятков машин. В то же время в компании Emirates Airline уделяют внимание и грузовым модификациям аэробуса. Кроме того, авиаперевозчик заказывает более комфортабельные лайнеры (например, с душевыми кабинами для первого класса).

Заключение

Airbus A380 является самым большим пассажирским самолётом в мире, вмещающим от 519 до 800 человек. Надёжность, сниженные по сравнению с другими широкофюзеляжными лайнерами эксплуатационные затраты и комфортабельность обеспечивают этому самолёту неплохой спрос на рынке, особенно в Азии. Основным эксплуататором самолёта в настоящее время является авиакомпания Emirates Airline, которая по достоинству оценила аэробус. Кроме того, Emirates Airline, пусть и косвенно, но помогает дальнейшей модификации лайнера, проявляя интерес к его новым возможностям.

Однако компания Airbus Group в декабре 2014 года заявила о возможной остановке производства самолёта Airbus A380. Объясняется это тем, что спрос на данный самолёт, по мнению руководства компании, недостаточно велик.

Тем не менее, стоит признать, что благодаря своим характеристикам и надёжности, Airbus A380 является действительно хорошим самолётом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

error: