Самоеды народность. Про самоедов

См. также `Самоеды` в других словарях

САМОЕДЫ (летописное - самоядь) (от самэемне - на саамском языке - земля саамов),1) старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.2) Устаревшее название самодийских народов.

Самоядь - старое русское название саамов и других народов Севера России и Сибири, а также устаревшее название самодийских народов.

Самоеды

урало-алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. Имя их произошло не от "само-едения", т. е. людоедства, а, вероятно, от Самееднам - названия, которое дают своей стране лопари, жившие некогда восточнее, чем теперь. С. живут как в Европ. России, на В Архангельской губ., так и в Сибири, по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х гг. видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к С, С. спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и б...

Ов, ед. -ед, -а, м. Прежнее название ненцев и нек-рых других северных народов. II ж. самоедка, -и. 11 прил. самоедский, -ая,-ое.

самоеды

САМОЕ́ДЫ -ов; мн. [от саамск. самэ-емне - земля саами] Старое русское название самодийцев (чаще всего ненцев).

Самое́д, -а; м. Самое́дка, -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. Самое́дский, -ая, -ое.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

Самоеды (в русских источниках также Самоядь, самоедины)

старое название народов, говорящих на самодийских языках (См. Самодийские языки), - ненцев (См. Ненцы) (самоеды, самоеды-юраки), энцев (См. Энцы) (енисейские самоеды), нганасан (См. Нганасаны) (самоеды-тавгийцы), селькупов (См. Селькупы) (остяко-самоеды). О происхождении названия «С. « единого мнения нет. Наиболее распространённая версия возводит его к словосочетанию самэ-еднэ, т. е. «земля саамов». Предполагается, что в ходе освоения Европейского Севера русские перенесли это название, первоначально употреблявшееся применительно к саамам (См. Саамы) (лопарям), на ненцев и другие родственные им народы. В советской исторической и этнографической литературе ныне вместо название «С.» употребляе...

самоеды

-ов , мн. (ед. самое́д , , м.; самое́дка , , мн. самое́дки , -док , -дкам , ж.).

Старое русское название саамских племен северной Руси, позднее перенесенное на ненцев, энцев, нганасан и селькупов, называемых в настоящее время самодийскими народами.

[От саамск. самэ-емне - земля саамов]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова самоеды

самоеды в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

самоеды

самоедов, ед. самоед, самоеда, м.

    Прежнее, ныне не применяющееся Название ненцев.

    Название группы северных народностей, в к-рую входят ненцы, тавгийцы и др. (лингв.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

самоеды

Ов, ед. -ед, -а, м. Прежнее название ненцев и нек-рых других северных народов.

ж. самоедка, -и.

прил. самоедский, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

самоеды

мн. устар.

    Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т.п.); самодийцы.

    Представители этих народностей.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

самоеды

САМОЕДЫ (летописное - самоядь) (от самэемне, на саамском языке - земля саамов)

    старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.

    Устаревшее название самодийских народов.

Самоеды

(в русских источниках также самоядь , самоедины), старое название народов, говорящих на самодийских языках, ≈ ненцев (самоеды, самоеды-юраки), энцев (енисейские самоеды), нганасан (самоеды-тавгийцы), селькупов (остяко-самоеды). О происхождении названия «С. « единого мнения нет. Наиболее распространённая версия возводит его к словосочетанию самэ-еднэ, т. е. «земля саамов». Предполагается, что в ходе освоения Европейского Севера русские перенесли это название, первоначально употреблявшееся применительно к саамам (лопарям), на ненцев и другие родственные им народы. В советской исторической и этнографической литературе ныне вместо название «С.» употребляется название самодийцы (см. Самодийские народы).

Лит.: Народы Сибири, М. ≈ Л., 1956.

На крайнем севере России, на стыке тундры и сурового Северного Ледовитого океана, испокон веков живут ненцы. Сами себя представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера именуют «хасова», что значит человек, а в русской этнографической литературе встречается другое название - «самоеды».

С церковно-славянского языка это переводится как «людоеды».

Добровольное людоедство

Такого шокирующего этнонима ненцы удостоились после того, как антропологи познакомились с жестокими порядками, царившими в их обществе. Согласно записям учёных, сделанных из уст самих самоедов у них с древности существовал обычай людоедства, однако он носил добровольный характер.

Согласно преданиям почувствовавший упадок сил мужчина-ненец, понимая, что больше не может ходить на охоту и приносить пользу коллективу и семье, наказывал убить его и съесть ради счастливой жизни потомков.

Ослушаться старшего дети не могли, и в присутствии шамана совершался страшный ритуал отцеубийства, после которого все члены рода с трепетом и благоговением ели тело предка.

Сырое мясо

По сравнению с людоедством, пристрастие ненцев к поеданию сырого мяса и рыбы не кажется столь ужасающим, но, тем не менее, это нетипичный способ употребления пищи.

В календарный период с мая до середины августа, когда в местах обитания ненцев суровая зима сменяется относительно мягким межсезоньем, наступает пора забивания выращенных для нужд пропитания оленей.

В это же время ненцы, от мала до велика, могут полакомиться излюбленным национальным блюдом - сырой олениной. Убитый умелым ударом ножа в сердце олень выставляется на импровизированный стол, и каждый участник трапезы отрезает себе кусок мяса, макает его в тёплую кровь и с аппетитом лакомится любимым кушаньем.

Помимо мяса сохатого ненцы с удовольствием едят его сырую печень и почки, костный мозг и дыхательное горло, нижнюю губу и язык, сычуг и сердце, которые считаются деликатесами и при наличии в общине гостя эти части хлебосольно преподносятся ему.

Особым угощеньем являются оладьи, замешанные на оленьей крови, которую ненцы активно используют в свежем и замороженном виде.

Кстати, любовь ненцев к сырому окровавленному мясу объясняется не только культурными традициями, но и элементарной потребностью организма в питательных веществах и витаминах С и В2, в большом количестве содержащихся в оленине.

Это лакомство позволяет северянам не болеть цингой и заряжает организм энергией, необходимой, чтобы выжить в крайне сложных природных условиях.

Зимой место парного мяса занимает замороженная оленина, которая подаётся к столу в виде тонко нарезанных стружек, известных под названием строганина. Аналогично именуется блюдо из сильно замороженной рыбы, которое ненцы готовят по праздникам. В будни строганине они предпочитают «колотушку» - экстремально заледенелую рыбу, которая при ударе о твердый предмет разбивается на съедобные осколки.

Кроме того, ненцы едят вымоченное в воде мясо нерпы и медвежатину, но не употребляют в пищу чаек, считающихся у них священными птицами, и не питаются грибами, поскольку они служат пропитанием для оленей.

Оленьи рога

В рационе ненцев присутствует еще один эпатажный деликатес – молодые покрытые мехом оленьи рога. Ещё не ороговевшие, наполненные кровеносными сосудами хрящи, называемые пантами, опаливают над огнем, очищают и съедают.

Кроме того, панты идут на изготовление лечебных снадобий, которые помогают бороться с упадком сил.

Птичьи клювы-игрушки

Сброшенные оленями рога и клювы убитых птиц являются единственными игрушками ненецких малышей, даже и не подозревающих о существовании плюшевых мишек, роботов - трансформеров и всевозможных барби.

С самого раннего возраста приобщаемые к традиционному образу жизни ненецкие мальчишки носятся с оленьими рогами, изображая гонки, а к 7 годам уже умеют подготавливать упряжь, ездить на нартах и ловить арканом смирных сохатых.

Девочки в этом возрасте допускаются к исключительно женским делам, то есть разведению огня, заготовке воды и хвороста, а также к шитью. В перерывах между работой они играют с традиционной ненецкой куклой «нухуко», голова которой сделана из клюва гуся или утки, а туловище представляет собой лоскуты цветного сукна.

Для того чтобы можно было создать кукольную семью девчатам дарят «нухуко» обеих полов: игрушка с клювом гуся изображает мужчину, а утки - женщину.

Женщина – строитель

Кочующие с места на место ненцы живут в переносных жилищах - чумах, «строительство» которых входит в список привычных обязанностей местных женщин. Приученные с детства к тяжёлым работам ненки буквально за час могут возвести «стены» нового дома, состоящего из наклонных шестов, обтягиваемых шкурами оленей.

В основе любого чума лежит очажный круг, после поднятия которого на земле остаются его очертания, считающиеся входом в подземный мир, и каждая женщина-строитель знает, что ни при каких условиях второй раз ставить там чум нельзя.

Зачастую чум достается женщине в качестве приданого, и является эквивалентом зажиточности семьи, где выросла невеста. Несмотря на то, что по факту именно девушка считается хозяйкой чума, внутри него есть особая зона «си», куда вход ей воспрещен.

Всё дело в том, что там хранится священный ларец с амулетами покровителей рода, семейные реликвии, оружие и сбережения, прикасаться к которым может только мужчина.

Специально для женщины предусмотрено место «не», где она может предаваться нехитрым, но очень трудоёмким домашним делам, главным из которых является розжиг и поддержание очага. Поскольку мужчинам нельзя прикасаться к очажному шесту и крюку, чумохозяйка считается повелительницей огня, умеющей разговаривать с пламенем и делать пророчества по треску дров и цвету дыма.

Жертвоприношения язычников

Верящие в одушевленность всей природы традиционные ненцы задабривают силы природы жертвоприношениями: добрым духам отдается мясо белого оленя, злым – содержание его желудка или убитую собаку, а водным божествам достается упавший при рыбалке соплеменник, спасать которого запрещено. Однако если боги не исполняют просьб ненцев, они карают духов, переставая давать им пищу.

Суеверия

Согласно ненецким суевериям, детям ни в коем случае нельзя рыть землю, играть с водой и огнём, а мужчинам - заходить в чум в верхней одежде. Кроме того в ненецкой культуре запрещается петь за столом, доедать еду за стариками, помогать хозяйке убирать посуду и оставлять неперевернутыми пустые чашки.

День рождения ненцы празднуют только один раз, получая в подарок оленя, среди которых особо почитается тот, что белой масти: его не впрягают в нарты, а украшают лентами и защитными оберегами.

Загробная жизнь

Согласно ненецким поверьям, загробная жизнь является зеркальным отражением реальности, в которой усопший живет столько же лет, сколько до смерти. А поскольку в зазеркалье все наоборот, то в гроб с покойником кладут сломанное оружие, порванные вещи и перевернутые нарты, чтобы в новой жизни они приняли полезный вид.

Самоеды

урало-алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. Имя их произошло не от "само-едения", т. е. людоедства, а, вероятно, от Самееднам - названия, которое дают своей стране лопари, жившие некогда восточнее, чем теперь. С. живут как в Европ. России, на В Архангельской губ., так и в Сибири, по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х гг. видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к С, С. спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточенную борьбу. К этим отатарившимся, а отчасти омонголившимся родичам С. принадлежат койбалы, карагассы, сагайцы, моторы и др., а также сойоты, или урянхайцы. Собственно С. имеют свой особый, характерный тип, заметно отличающий их от ближайших соседей - остяков. Они меньше ростом (1,51-1,60 м), но крепче сложены и больше упитаны; цвет кожи - смуглый, желтоватый; цвет волос и глаз - большей частью черный, темно-каштановый или карий; волосы прямые, жестковатые; борода растет плохо. Сложение коренастое, кисти и ступни небольшие; голова широкая в большей степени, чем у остяков (которые могут быть отнесены к мезоцефалам, с показателем наибольшей ширины черепа 77-78, тогда как у С. он около 82). Лицо у С. не так плоско, как у остяков, у которых профиль приближается к прямой линии; здесь профиль ограничен более кривой линией, что зависит от большего выступания вперед носа и губ и от большей покатости взад лба и подбородка. Нос мал и короток, но не приплюснут, часто правилен. Скулы большие и выдающиеся, что обусловливается не только шириной лица в скуловых костях, но на живых особях еще значительным развитем подкожного жира, прикрывающего нижний край глазницы и сливающегося с нижним веком. Глаза узкие, монгольские, со вздутыми веками, которые отчасти скрывают ресницы. Встречаются, впрочем, и другие типы, более подходящие к зырянскому, остяцкому или русскому, что обусловливается, вероятно, примесью крови этих племен. По языку С. разделяются на 4 наречия, из которых более известно юрацкое; на нем говорят канинские, ижемские, большеземельско-обдорские, кандинские С. и собственно юраки; небольшая кучка этого племени поселена и на Новой Земле. Другими наречиями говорят енисейские самоеды, авамские, или тавги (самые восточные), и остяки-самоеды в лесной полосе по Оби, между Тымом и Чулымом. Последние более занимаются рыболовством, тогда как прочие представляют из себя кочевников-оленеводов. Летом они подвигаются с оленями к С, к берегам моря, занимаясь также охотой на белых медведей, диких оленей, тюленей и т. д., а к зиме возвращаются на Ю в лесную полосу. Живут С. в чумах - конических шалашах из кольев, покрытых оленьими шкурами, с очагом посередине; питаются главным образом олениной, вообще животной пищей, пьют теплую кровь убиваемых животных, летом пользуются также ягодами, временами добывают себе муку и водку. Зимою охотятся на соболей, куниц, лисиц, белок и т. д. Одеваются в одежды и обувь из звериных шкур, преимущественно оленьих, отчасти и собачьих, получаемых от разводимых ими собак-шпицев, по преимуществу белой масти. Число С., вероятно, немногим превышает 2000. Народ вообще здоровый, выносливый, довольно сильный и отважный, превосходящий по силе и мужеству остяков. С. прежде владели обширными стадами оленей, но теперь значительно обеднели, отчасти вследствие падежей оленей, отчасти вследствие эксплуатации зырян, которые мало-помалу поотобрали у них оленей и теперь насчитывают в своей среде многих богатых оленеводов, у которых С. служат по найму пастухами. Большинство С. считается христианами, но многие, особенно восточные, сохранили еще почти вполне прежние языческие верования, имеют небольших идолов и верят в сношения с духами через посредство шаманов.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Самоеды" в других словарях:

    - (летописное самоядь) (от самэемне на саамском языке земля саамов),1) старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.2) Устаревшее название самодийских народов … Большой Энциклопедический словарь

    САМОЕДЫ, самоедов, ед. самоед, самоеда, муж. 1. Прежнее, ныне не применяющееся название ненцев. 2. Название группы северных народностей, в которую входят ненцы, тавгийцы и др. (линг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    САМОЕДЫ, ов, ед. ед, а, муж. Прежнее название ненцев и нек рых других северных народов. | жен. самоедка, и. | прил. самоедский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (в русских источниках также Самоядь, самоедины) старое название народов, говорящих на самодийских языках (См. Самодийские языки), ненцев (См. Ненцы) (самоеды, самоеды юраки), энцев (См. Энцы) (енисейские самоеды), нганасан (См. Нганасаны) … Большая советская энциклопедия

    Географическое распространение самодийских языков (красный) в XVII веке (приблизительно; штриховка) и в конце XX века (сплошной фон). Внизу справа виден ареал саянских самодийцев. Самодийцы (устар. самоеды) общее название ненцев, энцев,… … Википедия

    Ов; мн. [от саамск. самэ емне земля саами] Старое русское название самодийцев (чаще всего ненцев). ◁ Самоед, а; м. Самоедка, и; мн. род. док, дат. дкам; ж. Самоедский, ая, ое. * * * самоеды (летописное самоядь) (от самэемне, на саамском языке … … Энциклопедический словарь

    самоеды - САМОЕДЫ, ов, мн (ед самоед, а, м). Старинное русское название саамских племен северной Руси, которое было перенесено впоследствии на ненцев, а затем на нганасан и энцев (остякосамоедами называли также селькупов). // ж самоедка, и, мн род. док,… … Толковый словарь русских существительных

    Старое русское название ряда народностей Сибири. См. Самодийские народы … Советская историческая энциклопедия

    Мн. устар. 1. Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т.п.); самодийцы. 2. Представители этих народностей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    самоеды - само еды, ов, ед. ч. ед, а … Русский орфографический словарь

Самоеды - старое русское название саамских племен - ненцев, эвенцев, нганасан, селькунов.

Вайнштейн С.И. Ненцы

НЕНЦЫ (самоназвание - ненец; прежние названия - самоеды, юраки) - народность, населяющая значительную территорию от Кольского полуострова до правобережья Енисея. Большинство ненцев живет в трех национальных округах РСФСР: Ненецком Архангельской области, Ямало-Ненецком Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) Красноярского края. Численность 23 тысяч человек (1959). Ненецкий язык относится к числу самодийских. Предки ненцев, по всей вероятности, во 2-й половине 1-го тысячелетия н. э.

Васильев В. И. Селькупы.

Селькупы, народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и сельской территории Колпашевского горсовета Томской области (1350 человек), небольшая группа в Туруханском районе Красноярского края. Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский язык.

Шеломова Татьяна. Селькупы.

Этногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. - середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа...

Васильев В. И. Ненцы.

Ненцы, ненэц или хасова (самоназвание - "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек.

Шеломова Татьяна. Ненцы.

Сложение ненецкой культуры в ее локалъных вариантах, а также специфика ненцев по отношению к другим самодийским народам, объяснимы из идеи двухкомпонентности северо-самодийского этногенеза. Согласно o6щей схеме, в формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем с и х и р т я. Анализ этнокомпонентного состава ненцев, который основывается на учете современных родов, в связи с историей их формирования, позволяет выявить в разных территориальных группах приблизительное процентное соотношение этнических компонентов, принимавших участие в их формировании...

Васильев В. И. Нганасаны.

Окраинное расположение этнической территории нганасан, по отношение к другим самодийским народам, оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком еще в эпоху мезолита (V тыс. до н.э.) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды. Западносибирское влияние на древнее население Таймыра начинает фиксироваться в 111 тыс. до н.э. Таким образом, Таймыр был территорией, на которой происходило взаимодействие западно- и восточносибирских культур, предшествующее появлении здесь самодийцев...

error: