Работа с тенью в психологии. Работа с тенью Как работать со своей тенью

Как же я не люблю копировать текст из мессенджера Facebook! Сначала скопировать, потом обработать, правильно выстроить, оформить в нужном формате... Эксперт ответил щедро, не пожалел знаков и времени.

Теперь моя очередь сделать работу, потому что «надо». И это «надо», как всегда, получается криво: захватить текст мышкой за один раз не удается. После пятой попытки я пробую договориться с мессенджером, а заодно - и с собой. «Я буду копировать тебя медленно», - мысленно обращаюсь я к тексту. И, глубоко вдохнув, проделываю эту рутинную работу. По три строчки за раз. И так - 85 раз. Но работа идёт плохо, с перерывами. На 10-й строчке мне позвонили - и я отвлеклась на полчаса. На 18-й строчке перестала работать "мышка". На 25-й строчке мне захотелось чаю - так сильно, как будто я пробыла в пустыне не меньше суток без воды. На последней строчке я вдруг увидела анекдоты в ленте и начала их читать, хихикая. В общем, только на копирование текста из мессенджера ушло часа два. И за это время совершенно расхотелось что-то писать дальше. По крайней мере, сегодня.

Такое ощущение, что мне кто-то мешает. Но человеку может мешать только его... «Тень», та часть личности, которая вытеснена, а все другие обстоятельства - только отражение вашего внутреннего настроения, говорят психологи. Я приблизительно знаю, какова моя «Тень» и потому с пониманием отношусь к ситуациям, когда вроде бы не ищу приключений, но все равно нахожу. Моя «Тень» «любит» веселье, тусовки, общение, новые впечатления, то есть приключения. А вот работать она «не любит». А поскольку я настроилась на отдых и, как говорится, «душа бажає свята», то и текст не пишется.

Как говорят психологи, возникающие в любых делах препятствия - это сигнал от «Тени», призывающий человека «посмотреть» на нее, «подружиться», то есть осознать, сделать неосознаваемое осознанным.

1. Книга «Теория и практика работы с Тенью» от Кена Уилбера.

Мы суть того, что мы видим, говорит Кен Уилбер, философ, автор множества книг по психологии.

По его словам, «Тень» — это всё, что, всегда принадлежа вам, отчуждается вами же от себя и прикрепляется в виде эмоционально цепляющих ярлыков ко внешней среде.
Когда действует «Тень», тогда ваша злость на маму-папу, подругу, друга или собачку, будучи по какой-либо причине «запретной» для переживания вами самими, превращается в беспокоящее чувство, что все они на вас за что-то злятся. Когда действует «Тень», ваши положительные качества оказываются «отняты» у вас, отчуждены от вас, раз-отождествлены от вас и переданы близкому вам человеку. Если ваше «я» испытывает чувства, которые кажутся ему немыслимыми, обладает влечениями, которые кажутся ему запретными, посему оно отчуждает их. Таким образом, ваши положительные или отрицательные качества вы «видите», а на самом деле только воображаете в своих врагах или друзьях.

2. «Сознание, бессознательное и индивидуация» от Карла Густава Юнга.

Юнга считают основоположником аналитической психологии и автором термина «Тень», когда речь идет о вытесненных желаниях, мыслях человека, другими словами - аспектах личности.

По тем или иным причинам у каждого из нас есть те части нашего «я», которые нам не нравятся, или, как мы полагаем, не будут приняты в социуме, поэтому мы загоняем их глубоко в бессознательное. Именно все это Юнг и называл «Тенью» личности.

«Тень» — это моральная проблема, которая бросает вызов «я» целиком, никто не может осознать ее присутствие без значительных нравственных усилий. Чтобы осознать это, нужно признать существование и реальность темных сторон человека. Этот акт является самым первым условием для любого вида самопознания», — написал он в книге «Эон» в 1951 году. Так что если хотите разобраться со своей «Тенью», можете и эту книгу включить в планы на «почитать».

3. «Избавление от стыда» от Элис Барри.

В своей книге автор рассказывает, как, будучи застенчивой, стеснительной, вечно сгорающей от стыда, она научилась управлять своими эмоциями и поступками и стала счастливой и успешной в жизни. Помогла ей в этом методика "Работа с Тенью", которая позволяет человеку проблему превратить в возможность, понять, что движет его поступками, почему он совершает одни и те же ошибки и как можно этого избежать, увидеть, что влияет на принятие его решений и в то же время останавливает от незамедлительных действий.
Перед читателем история уникального опыта психологического взросления, которая поможет ему взглянуть на себя совершенно иначе.

4. «Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона)» от Мюррея Стайна.

По мнению автора, если достаточно глубоко проследить корни наших желаний, намерений, выборов, мы окажемся в темной и холодной области, и нам станет очевидным, что наше Эго в своей затененной части может быть чрезвычайно эгоистичным, самоуверенным, бесчувственным и склонным к манипуляциям. Перед нами окажется чистейший эгоист, любой ценой стремящийся достичь власти и удовольствий. Это средоточие мрака внутри Эго является точным определением того человеческого зла, каким оно предстает в мифах и литературе. Фигура Яго в шекспировском «Отелло» может служить классическим примером. Тень — это место обитания всех смертных грехов.

Также Стайн описал, что собой представляет часть личности «Персона». «Она каждодневно исполняет функцию приспособления к окружающему социальному миру. «Тень» и «Персона» подобны двум братьям (для мужчины) или сестрам (для женщины); один — на людях, а другой — затворник. Они противоположны друг другу. Если один из них блондин, другой брюнет; один — рационален, другой — эмоционален. Нарцисс и Голдмунд, доктор Джекил и мистер Хайд, Каин и Авель, Ева и Лилит, Афродита и Гера», - пишет он.

5. «Психоаналитическая диагностика» от Нэнси Мак-Вильямс.

Эта книга замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня, она уже вошла в золотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана. Это один из самых современных базовых учебников по психоаналитической диагностике личности, написанный прекрасным языком и содержащий стройное синтезированное изложение существующих психоаналитических подходов к структуре личности и конкретные практические рекомендации по проведению психоаналитической терапии с разными типами пациентов.

Книга, несомненно, будет интересна и полезна психотерапевтам, психиатрам, психологам-консультантам, студентам, педагогам и всем, кто интересуется психологией.

Узнать истинную природу своего скрытого от посторонних глаз «Я» никогда не поздно.

— это части нас, которые мы по определенным причинам не можем осознанно принять в себе. Наше сознание не может выдержать явное несоответствие содержания Тени и представлениями о том, какими мы должны быть. Конечно, у кого-то какая-то часть личности может стать Тенью, а кого-то — вовсе нет. Все зависит от того, что, грубо говоря, человек считает хорошим, а что плохим.

Например, для кого-то его Жадная часть станет Тенью, потому что «нехорошо быть жадным». А для кого-то в силу приобретенных в детстве культурных программ это вопрос не станет актуальным. (Хотя, честно говоря, «зуд» непринятия себя все равно будет, как ни крути).

Теней в каждом из нас множество. Как водится, мы не сразу их осознаем.

Хотя польза от осознания своих Теней и их трансформации довольно большая. В первую очередь энергетическая польза.

Одно из любимых развлечений детей на море — это топить надувной мячик и смотреть, как он взлетает из-под воды, когда его отпустишь. Удержать мячик под водой перед его взлетом — не так просто. На это нужны силы.

Примерно также мы пытаемся удержать Тени в бессознательном, затрачивая свои силы.

Однако задача любых частей (а Тени — это наши части) — проявиться и начать действовать, потому либо нам нужно постоянно их удерживать непроявленными, либо отпускать хватку, чтобы «любоваться» своими Тенями в действии, параллельно чувствуя, что мы делаем что-то не то, или даже сгорая со стыда, при этом не зная, как вести себя по-другому.

О каких Тенях может идти речь? Напишу о некоторых из них.

Неверный

Люди, обладающие этой Тенью, могут поступиться нравственностью ради выгоды для себя. Они могут предать. Проблема, в итоге, в том, что через какое-то время они сами перестают доверять людям (а это ощущение не из приятных) и/или перестают доверять себе.

Жертва

Сущность Тени Жертвы — бессилие и страх отстаивать свои интересы и проявлять себя во всем, в чем хочется.

В психотерапии мы часто работаем с ситуациями, где проявляется Тень Жертвы. И если эти ситуации проработаны, эта Тень может быть трансформирована без ее четкой визуализации и отдельной работы.

Однако пару раз я встречалась с ситуациями, когда после нескольких встреч, на которых были трансформированы все возможные воспоминания, в которых человек был бессилен и чувствовал себя жертвой — все равно у человека звучал посыл: «на меня нападают, я не могу ни с чем справиться, я беззащитен, я боюсь быть собой». Это хорошее время обратиться к Тени Жертвы, как отдельной части, чтобы трансформировать ее уже полностью (если этого не сделать, то можно так и застрять в Теле боли, на уровне несчастного ребенка, который никогда не повзрослеет, не станет сильным, деятельным и счастливым).

Раненый Целитель

О, это может быть про нас, про психотерапевтов. «Только раненый целитель исцеляет». (К.Г. Юнг) Меня удивляло, почему эта строчка не звучит так «Только раненый и исцеленный целитель исцеляет». Ведь невозможно исцелить, не зная, как исцелиться самому.

Слышала мнение, что чтобы исцелять, психотерапевт должен оставаться в контакте со своими ранеными частями. Поскольку если он забудет о них, то сразу как бы возвысится над клиентом, будучи сильным, здоровым, активным, и это погрузит клиента в ощущение себя слабым, больным, пассивным и глупым…

Ну, не знаю)) По-моему, всем клиентам хочется меньше всего видеть травмированного психотерапевта, чтобы иметь возможность обращать внимание и исцелять только свои травмы. Что весьма справедливо.

В общем, если в вас присутствует Тень Раненого Целителя, это повод задуматься, а может, стоит стать Исцеленным Целителем?

Демон

Тень Демона очень мощна. И сущность ее в том, чтобы выступать против Бога и его законов. Бунт. Бессмысленный и беспощадный. При этом если Тень Бунтаря бунтует, в принципе, то Тень Демона — бунтует именно против Бога.

Я встречалась с такой Тенью. Обычно эта Тень очень плохо осознаваема, потому что чрезвычайно скомпенсирована. Действительно, кто захочет признать, что он ненавидит Бога и борется с ним? Тем больше спокойствия приходило к человеку, который осознавал эту Тень и снимал «заряд» этой борьбы, тем самым автоматически прекращая бороться с Богом.

Изгнанник

Люди, обладающие этой Тенью, всегда «белые вороны», изгои для общества. Даже если они много общаются с людьми, окружающие чувствуют их внутреннего изгоя и сторонятся их. Дети с Тенью Изгнанника часто бывают «чучелами» в коллективе, на них спускают собак при первой возможности.

Можно много еще описывать частей-Теней. Работа с ними — это всегда очень интересно, и сильно влияет на того, кто свою Тень трансформирует.

Работа с Тенью

Собственно, в чем работа с Тенями заключается?

Прочитала в одной книге среди прочих очень дельных советов такой: «Нужно выстроить все Тени перед собой, взять меч правды и проткнуть их. Потом принять остатки энергии».

Сурово. Никогда так не делайте))

Ваша Тень создана вами, и ее нельзя уничтожать, бороться с ней. Вообще никакого насилия.

Представьте Тень в виде образа — это раз.

Приветствие — два.

Благодарность за то, что вы долго были вместе, и Тень работала на вас — три.

Здесь нужно отметить, что Тени всегда выполняют положительные функции. Как и любые части, они — адаптация человека к действительности. Необходимо понять эту положительную функцию и решить, нужна ли вам сейчас эта функция или нет. Если да, то какой другой части эту функцию можно делегировать.

Намасте — четыре («я приветствую тебя, соединяюсь с божественным в тебе»).

Скорее всего, после тих этапов вы перестанете бороться с Тенью и позволите ей самой трансформироваться или исчезнуть.

Если борьба продолжится — добро пожаловать к психотерапевту) Сложные случаи — это как раз для нас.

Успехов и до встречи)

Принцип интеграции противоположностей используется как универсальная «волшебная таблетка» на протяжении тысячелетий в самых разных областях знаний, связанных с духовно-психологической сферой – от древних тантрических учений до современной процессуальной работы. «Процесс 3-2-1» для работы с тенью из Практик Интегральной Жизни является простым и эффективным инструментом для ослабления привычки дуального ума видеть лишь одну сторону какого-либо явления.

Этим инструментом довольно легко можно овладеть, даже не будучи психологом, чтобы использовать его – хотя бы в самом простом варианте – как игривую, веселую и освобождающую практику. Возвращая себе свои проекции в повседневной жизни (а не только на тренинге), мы постепенно и совершенно естественно начинаем раскрываться потоку жизни, проявляя себя все более осознанно, свободно и спонтанно. Мир перестает казаться таким огромным и угрожающим для маленького «я», которое привыкло к двум крайним положениям («собака сверху» или «собака снизу»), а скорее воспринимается как театральная площадка, на которой Я может перебрать множество увлекательных ролей.

Работая со своей тенью, вы помогаете себе продвигаться к недвойственному осознаванию, что является основанием духовной практики и её вершиной.

После некоторого опыта осознанной работы с тенью вы сразу начинаете замечать те напряжения, которые возникают на самом первом этапе формирования тени – в момент выбора одного из полюсов, в момент появления двойственности в восприятии себя и мира. Вы просто распознаете в себе это ощущение однобокости, ограниченности как абсолютно некомфортное по сравнению с вашим естественным – открытым и безграничным – словно небо – состоянием. Граница между «я» и «не-я», только появившись, загорается в осознании сигнальной лампочкой. И с некоторого момента процесс интеграции тени происходит спонтанно – моментально и безусильно. Психика выучила этот инструмент самоисцеления от теневых баталий и использует его почти автоматически.

И это естественно. Познав освобождение от тесных оков любого конкретного образа себя, познав свободу быть всяким и никаким одновременно, свободу быть всем, невозможно втискивать себя в «прокрустово ложе» ограниченной самоидентификации, ибо это означает быть только чем-то частичным. Любой конкретный образ себя – это уже меньше, чем все. Познав многовариантность доступных вам качеств, граней себя, вы просто не можете оставаться заточенными в каком-то определенном образе себя. Ибо "о-пределение" – это обозначение пределов, границ. Границ себя. Каким я могу быть, а каким – нет. А поработав с тенью, вы чувственно можете прожить в себе любые качества, потенциально присущие человеческому существу.

Во всех есть все . В каждом есть ангел и дьявол; Гитлер и Мать Тереза; строгий аскет и распутница; Красавица и Чудовище… только в разных пропорциях:) И это осознавание неизбежно приводит к пониманию нашего изначального единства – единства сущностной ткани, из которой мы все сотворены. Нет другого, отличного от меня в сути своей. Все кажущиеся отличия – лишь иллюзия оценочного восприятия, которое отделяет «я» от «не-я» на основе застывшего кинофильма личностной истории.

Но если вглядеться вглубь другого существа, не обращая внимания на конкретные факты его жизни, а пытаясь постигнуть его сердцевину, его основу, глядя в глаза его и стараясь узреть душу – разве можно отделить тебя от меня? Удивительно, что на уровне эго человеческое существо, как заметил еще Фритц Перлз, может даже отделить свое тело от себя. И тогда тень «совершенно неожиданно» проявляется в телесных симптомах. С этим тоже очень интересно работать.

В нашем центре на занятиях по работе с тенью мы также активно используем актерские техники для глубокого проживания всего происходящего. Чтобы участники не просто «все поняли» в уме, а действительно прожили – максимально, всем своим существом – расширение чувства «Я» и обретение целостности и силы этого «Я». Не зря взаимосвязь игры, театра и жизни с изначальных времен является столь частой темой работ многих мудрецов и философов. Это не просто аллегория. Михаил Чехов, автор гениальной всемирно признанной техники актерского мастерства, был последователем Рудольфа Штайнера – знаменитого мистика. В его работах можно найти необычайно глубокие мысли о технике игры в театре, которые с легкостью применимы к Игре в бытие человеком.

психолог, кандидат психологических наук, руководитель Центра интегральных практик «ИГРА»

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

вт, 24 Декабря, 2019 - 15:30
Одесса
Выяснение причин заболеваний
600 грн

«Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет» .

Теперь я знаю, что за заборы начали душить меня какое-то время назад, сомкнувшись стройными рядами вокруг, и не оставляя ни малейшей возможности кинуть взгляд за их пределы. Просто количество бед, на которые я по привычке не обращала внимания, чтобы не переживать, и, по сути, возводила очередную плотину, отодвигаясь все дальше от себя, превысило все возможные пределы. Естественно, что, забаррикадировавшись от себя, я отгородилась и от мира, он кажется чужим, а я ему кажусь «не от мира сего». И дело тут не во врожденной святости, проявляющейся в блаженной улыбке в ответ на все поношения, а в безысходном горе, которое маленький ребенок – девушка – женщина приучилась таскать с собой. В горе, которое никуда не исчезло, а владеет мной, оставаясь в .

«Тени, за которыми мы следуем».
http://brookeshaden.com

Компост из неприятностей больших и малых, мало того, что тянет назад, не оставляя возможности взглянуть в будущее, он забирает все физические и моральные силы, которые его обладатель тратит на содержание и хранение этого секретного контейнера в себе. Возведенные плотины перекрыли доступ ко всем сферам жизни, преграждая не только путь, но и взгляд в любом направлении, о наличии каких желаний можно говорить? В любом направлении уже имеется своя «закрытая тема», которая запрещает вход на свою территорию. Закрытыми оказались отношения с родными, с любимым человеком, позже – с деловыми партнерами, всегда были закрытыми отношения с собой. А что такое отношения с Богом? Не умение ли заглянуть внутрь своей души? Которого тоже нет.

Как же это случилось? Я ведь просто училась на своих ошибках, к чему призывают люди, считающие себя мудрыми, но не совсем верные выводы делала из такого обучения. После очередной неудачи я навсегда захлопывала дверь, ведущую в зону, связанную с неприятными переживаниями, ведь что с ними делать я не имела представления. Оставалось лишь отречься от того, что причиняло боль, не обращать внимания, делать вид, что жизнь продолжается и все прекрасно, и двигаться в другую сторону. Представьте, что после ссоры с другом или родственником, вы больше никогда с ним не общаетесь. А если так с каждым человеком – много ли знакомых у вас останется через какое-то время?

Ты становишься тотально одинок, потому что слишком далеко забрел от самого себя, в попытке избежать невыносимых боли и страха. Чувство одиночества – естественное следствие отстраненности от жизни, только никто не хочет понимать, что не жизнь его выкинула на обочину, а он сам закрылся от нее.


Фотограф – Брук Шейден. Иллюстрация размещена с личного разрешения автора.
http://brookeshaden.com

Я хочу участвовать в жизни, но не для того, чтобы стать активным членом социума, потому что это нормальнее, чем прятаться от него дома, а для того, чтобы открыть в себе возможность владеть своей жизнью, не отдаваясь ей ежеминутно на растерзание. И N предложила мне чудесную возможность вытащить себя из скорлупы, которая никак не хочет отпадать, несмотря на все мои старания, страдания и осознания – поработать в группе. Удивительно, но меня это не напугало, решимость двигаться вперед оказалась сильнее, чем страх, ведь раньше на меня наводила панический ужас одна мысль о психотерапии в окружении толпы незнакомых людей. И я стала готовиться к новому испытанию, о котором еще мало что знала. Только то, что это одна из трансформационных психотерапевтических техник, которая называется «Работа с Тенью ».

Пока ехала на занятия, в голове то и дело возникали идиотские картинки, подсмотренные в американских фильмах. Где люди с блаженными улыбками сидят на стульчиках, расставленных так, что образуют собой круг, и слушают, как потрепанный бородач рассказывает, что он Билл, пил десять лет без передыху, и вот, уже как три дня воздерживается от этой пагубной привычки. Все ему аплодируют и кричат: «Поздравляем, Билл!…». Да, отсутствие представлений в сочетании с потребностью их формировать играет со мной злую шутку. В информационном вакууме из глубин памяти выплывает все, что хоть как-то связано с темой, к встрече с которой готовится сознание, чтобы иметь пищу для запуска программы работы над собственными ошибками. До ошибок еще далеко, а страх уже делает свое дело – отвращает от всего, что может быть опасным, потому что незнакомо.


«Бегство в страхе». Фотограф – Брук Шейден. Иллюстрация размещена с личного разрешения автора.
http://brookeshaden.com

Стульчики в круг, действительно, были. Было много незнакомых людей и трое ведущих. Я решила все записывать, потому что просто присутствовать, слушать и вмещать то, что запомниться, не могла себе позволить – я должна понять и запомнить все! Наличие тетради и ручки позволяло мне сохранять ощущение собственного мира, который все равно автономен, несмотря на то, что пришел открыться дикому количеству других миров. Я боялась ослабить свою защиту и трепетала как осиновый лист, когда ко мне приближался «говорильный камень». Сердце уходило в пятки, и голос сорвался на сип, когда мне, все-таки, пришлось сказать о себе. Стоит отметить, что даже в этом плане предлагалась полная свобода, ты мог не говорить, если не хочешь. Но я пришла не для того, чтобы продолжать жить в своих страхах. Я здесь, чтобы мне помогли их преодолеть. Так что «пришлось» относится к собственной решимости, я уже сделала выбор, когда согласилась на участие в группе, поэтому не оставила себе возможности отступать, несмотря на такое сильное сопротивление.

Говорить предлагали о странном – о собственном самочувствии, о мыслях, о переживаниях, связанных с предстоящей работой. О том, почему важно присутствовать здесь и что хочется получить в результате. О том, о чем никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах «нормальные» люди не говорят, а если пытаются, то их тут же считают невоспитанными, невоздержанными, эгоистами, думающими лишь о себе, или просто слабовольными нытиками. Необычно было слышать о том, как участники рассказывают действительно о себе, и удивительно видеть, что делают это они спокойно, умиротворенно, а некоторые даже с неким удовольствием, ничуть не считая себя виноватыми в нарушении приличий.

Меня же трясло, когда я говорила, и я совершенно не запомнила, о чем. Страх в горле застрял комом, а сердце просто выскакивало, рвалось внутри так, словно, не будь на мне плоти, оно, не раздумывая выпорхнуло бы наружу, чтобы убежать, раз уж я этого не делаю. Как я пережила этот ужас? Может, только осознанием того, что мой страх нереален, несмотря на то, что так силен. Ведь ни один человек в кругу не умер от того, что сказал пару слов о себе. Ненужное напряжение создавало и то, что я оценивала, что говорят другие, и беспокоилась о том, как воспримут мои слова, будто я на экзамене и все, кроме меня знают правильный ответ, а я лишь пытаюсь его угадать.


Фотограф – Брук Шейден. Иллюстрация размещена с личного разрешения автора.
http://brookeshaden.com

В тот первый раз темой занятия был Монарх. Мы слушали теорию, потом работали в парах, выполняя задания ведущих, а после один из участников должен был делать свой процесс. Пришлось набраться терпения, чтобы понять, увидев своими глазами, что же это такое. А пока я вновь и вновь преодолевала свои страхи, теперь, чтобы отвечать чужому человеку на личные вопросы, глядя ему в глаза.

Тень – это то, кем мы стараемся не быть, чтобы выжить в условиях, которые мы не выбирали. Тень – это свидетельство предательства себя ради любви к людям, имевших над нами неограниченную власть. Тень несет в себе все, что не было одобрено «властителями», то, от чего нам пришлось отказаться во имя спасения себя. Да, в Тени очень часто оказываются чувства, имеющие в представлении людей негативный окрас, например, гнев, хотя и он необходим как воздух, чтобы уметь себя защищать. Но, если папа-военный когда-то запрещал заниматься танцами, в Тени окажется и весь творческий потенциал. Собственные качества, которые кем-то когда-то оценивались как неугодные, отсеклись и прячутся, не в силах больше томиться без внимания. И что плохого в том, чтобы вернуть себе все части себя, с которыми ты пришел в этот мир? Чтобы стать именно тем, кто ты давно есть?

В одной из своих лекций сказал: «Критические заявления внутренней фигуры всегда берутся из внешней среды – церковь, родители, учителя…». Задача «Работы с Тенью» – вынести негативный внутренний диалог обратно во вне и трансформировать его в позитивный. Ведь то, что принято из внешней среды как внутренняя реальность, не может преобразовать само себя, оставаясь внутри, как бы этого ни хотелось, потому что работает, как заезженная пластинка. Необходимо отыскать ту студию звукозаписи, в которой она была сформирована. Для этой цели в «Работе с Тенью» создателем этого метода – американским психотерапевтом Клиффом Барри и разработана система личных процессов.


. Фрагмент обложки книги, издательство «Луч» 2015

Но о процессе чуть позже, пока о том, что случилось со мной при соприкосновении с энергией Монарха, которая в ее гармоничном течении дает ощущение смысла жизни. Всего же в контексте «Работы с Тенью» различают четыре архетипа – Монарх, Воин, Маг и Любящий. Четыре вида архетипической энергии, истоки основных инстинктов, позволяющих человеку чувствовать жизнь. Обращение к Тени помогает разблокировать проявление «недозволенных» аспектов собственной личности, чтобы вернуть в свое русло течение энергий, застоявшихся, или, напротив, неуемно бушующих вследствие возникновения препятствий-плотин на их пути.

Упражнения дают возможность понять, как ты реагируешь на каждую из энергий, хорошо тебе или плохо, с избытком она живет в тебе, или находится в недостатке, выносишь ли ты вообще ее присутствие. Я была настроена несколько скептически, не столько оттого, что все это «чушь собачья», ведь энергию не пощупаешь, чтобы убедиться в обратном, сколько от осознания своей неспособности отдаваться чувствам, ведь я преуспела совсем в другом – в их подавлении на этапе зарождения непонятного еще беспокойства. Так что приступала я к выполнению манипуляций под музыку и голос ведущего послушно, но без ожиданий чего-то особенного.

Когда я стояла на коленях, изображая «Монарха», перед своими «подданными» и принимала от них «благословение на царство» (это была образная визуализация, подразумевающая взаимодействие участников в группах по 3-4 человека), вдруг ощутила огромную тоску по давным-давно утраченному, или вовсе никогда не бывшему со мной – женской благословляющей и принимающей энергии. Как я это поняла – не знаю, я вообще мало что стала понимать, когда нахлынули чувства, тем более что справиться с ними как обычно, затолкав куда-то, где о них можно не думать, не вышло. Девушка, стоявшая напротив и положившая мне руки на плечи (двое других будто растворились), стала мне мамой, бабушкой, но не конкретно ими, а той теплотой и лаской, от тоски по которой сжалось сердце.


Фотограф – Брук Шейден. Иллюстрация размещена с личного разрешения автора.
http://brookeshaden.com

Я прижалась сначала к ее руке, сдерживая слезы из последних сил, зажавшись, чтобы не всхлипнуть, перестав дышать, чтобы не расплакаться. Ведущий заметил мое волнение и подошел, чтобы поддержать, он давал советы, обратные тем, что обычно дают, пытаясь успокоить. Он просил глубоко дышать, пропуская энергию, вызывающую слезы, через себя, а не отказываться от нее. Он просил меня проживать то, что со мной происходит, а не загонять обратно в . Я послушно отпустила дыхание, и тут рванули слезы, да не просто брызнула соленая вода из глаз, из меня вырывался крик, который больше не мог мириться с тем, что его не замечают. Так, сотрясаясь от рыданий, я согнулась пополам, упав к коленям благословляющей фигуры, и с каждым новым вдохом меня разрывало вновь и вновь.

Я очень испугалась и очень переживала о том, что «обратила на себя внимание», «закатила истерику», что все теперь, конечно, считают меня ненормальной. Стыдно, неловко, взрослой тете рыдать в голос при других взрослых, но так невыносимо больно от соприкосновения с настолько желанным и необходимым и никогда со мной не бывшим чувством, что эта боль оказалась сильнее сдерживающего разума, и разорвала мою оболочку. Пока я плакала, в голове навязчиво и очень отчетливо звучала фраза: «Я есть, вы у меня есть», – повторяясь вновь и вновь, как заезженная пластинка. Больше мыслей не было, их невозможно было собрать и сконцентрировать. Во мне была только боль от неудовлетворенной потребности, которая решила, наконец, заявить о себе.

Стыдно было и после того, как я успокоилась и пришла в себя. Меня трясло и покачивало, покалывало ладони, и я тут же ушла в дальний угол, потому что начался перерыв. Я не знала, что мне делать, оправдываться, извиняться, и как вообще все это понимать…, но внимание и доброжелательность ведущих успокоили меня, и я решила просто быть. Я сидела в углу, одна, уставившись в пол, хотя бы потому, что распрямиться все еще было тяжело. И вдруг поняла, что смотрю на него сверху. Не свысока, а именно сверху. Это было чувство, а не осознание следствия физического положения моего зрительного аппарата относительно поверхности пола. Я ощутила покой и свою реальность на какое-то время, уверенность, что я – есть, и смотрю на пол сверху. А когда вернулась домой, моя первая фраза была: «Я хочу, чтобы стакан всегда стоял здесь». Самой резало слух неожиданное и такое твердое «хочу». Пришлось задуматься.

После участия еще в двух занятиях я купила себе куклу.

Работа с Тенью

error: