Примеры падежей имен прилагательных. Как изменяется имя прилагательное? Формы прилагательных

Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы «какой?» и «чей?» в русском языке называются прилагательными. Имя говорит само за себя – это то, что прилагается к чему-то, а именно к другому слову – к существительному. Без него, явного или подразумеваемого существительного, прилагательного вовсе не может быть. Иначе оно теряет смысл своего присутствия в предложении и даже может само превратиться в существительное (ср.: слепой (какой?) старик – прил. и сидел (кто?) слепой – сущ.).

Соответственно с изменением определяемого слова зависимое будет подстраиваться под него, усваивая себе его морфемные признаки. Это выражается окончаниями. Прилагательные всегда стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым они связаны по смыслу.

Поэтому, чтобы не ошибиться в правописании окончания того или иного прилагательного, следует:

  1. найти существительное, к которому оно относится (прилагается);
  2. поставить вопрос от определяемого существительного к прилагательному. Окончание вопроса подскажет нужное окончание прилагательного; они в большинстве своём бывают созвучны: погода (какая?) тёплая ; утро (какое?) солнечное ; песни (какие?) тихие ; роста (какого?) высокого ; ветвями (какими?) тонкими );
  3. при этом надо помнить, что вопросом «какой?» нельзя проверить окончания прилагательных начальной формы (прилагательные в м. р. ед. ч. И./В. п.).
    В этих случаях:
    • под ударением пишется окончание -ой (карандаш (м. р. ед. ч. И. п.) (какой?) цветно́й );
    • без ударения – -ый/-ий (карандаш (какой?) о́стрый, си́ний ).
    Кроме названных у прилагательных есть ещё и другие изменяемые признаки:
    • степень сравнения;
    • полная или краткая форма.
Оба они актуальны только для качественных прилагательных!

Что такое качественные прилагательные?
По своему значению все прилагательные делятся на три разряда.

  1. Качественные. Отвечают на вопрос «какой?» и обозначают качество предметов : цвет (жёлтый, красный ), размер (большой, мелкий ), вес (тяжёлый, малый ), черты характера (смешливый, угрюмый ), возраст (юный, старый ), вкусовые качества (горький, кислый ). К большинству из них можно легко подобрать антонимы (большой – маленький, острый – тупой ) или синонимы (большой –крупный, огромный, громадный );
  2. Относительные. Также отвечают на вопрос «какой?», но определяют предмет по отношению к другому предмету : его местонахождение (уличный фонарь, школьный двор), материал (бумажный змей, шёлковая лента), назначение (лыжный костюм, обувная щётка), отношение ко времени (вечерняя прохлада, ранний обед);
  3. Притяжательные. Единственные отвечают на вопрос «чей?», так как характеризуют предмет по его принадлежности к какому-либо живому существу (мамин фартук, лисий хвост, Сашин крик).
Качественные прилагательные значительно отличаются от остальных. Они одни могут:
  • образовывать краткую форму, отвечая на вопрос «каков?», (высокий – высок, горький – горек );
  • показывать признаки предметов в большей или меньшей степени (высокий – выше – еще выше – высочайший – самый высокий ).
Усиление признака, как видно из примера, идет по нарастающей: из начальной, положительной, принимает формы сравнительной и превосходной степеней; которые могут быть выражены по-разному:
  • простыми формами с помощью суффиксов: выше, высочайший ;
  • составными формами с помощью добавочных слов: более (менее, самый, очень, наиболее...) высокий .
Все прилагательные склоняются по падежам, числам и родам (в ед. ч.). И только у качественных есть исключения.
  1. Краткие прилагательные не склоняются! То есть они не изменяются по падежам, а изменяются только по числам и по родам (в ед. ч.): голоден, голодна, голодны .
  2. Вообще никак не изменяются качественные прилагательные в сравнительной степени простой формы (выше, ниже, уже, шире, быстрее… ) и в построенной на ее основе составной превосходной степени (выше – выше всех ).
Остальные качественные прилагательные склоняются одинаково с относительными. В зависимости от последнего согласного в основе их окончания могут быть в твёрдом и мягком вариантах (-а-я, -о-е, -у-ю, -ы-и ).

Также прилагательные согласуются с существительным в одушевленности, если существительное стоит в форме В. п. мн. ч., а для мужского рода - и в ед. ч. (ср.: вижу красив-ые (какие?) туфли и вижу красив-ых (каких?) девочек).


Притяжательные прилагательные склоняются иначе. Их тип склонения называется смешанным. Набор окончаний там особый. Они не обязательно будут созвучны. При этом в склонении прилагательных с суффиксом -ий- и прилагательных с суффиксами -ын-/-ин- или -ов-/-ев- имеются свои отличия.


У притяжательных же прилагательных с суффиксом -ий- обязательно в середине слова пишется мягкий знак (собачья, собольи, куньих, лисьего... ); во всех формах кроме начальной (м. р. ед. ч. И./В. п.), в ней окончания будут нулевыми (заячий_, лисий_, кошачий_, соболий_ ).

Разряды прилагательных не имеют четких границ, что позволяет им переходить из одного в другой. Такие изменения зависят от контекста, как правило, при использовании в переносных значениях. Так притяжательное прилагательное лисья (чья?) нора становится относительным в случае лисья (какая? из чего сделана?) шуба , а относительное прилагательное железный (какой? из чего сделан?) кран превращается в качественное – железное (какое? т. е. крепкое) терпение .

И, наконец, есть несколько особых прилагательных, обозначающих цвета (беж, хаки, индиго и др. ), народности (ханты, манси, урду... ) и фасоны одежды (гофре, клёш, мини... ), а также слова (вес) брутто, нетто , (час) пик , которые обладают своими особенностями: они всегда неизменяемы и всегда ставятся после существительного (пиджаки беж, юбка клёш ).

У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд, которые также являются неизменяемыми.

МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» МО «ЛЕНИНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Урок русского языка в 4 классе

« Изменение имен прилагательных по падежам »

Гизитдинова Раиса Сергеевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Лениногорск- 2014

Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Цели урока:

Образовательные цели:

Ознакомление с алгоритмом определения склонения имён прилагательных;

Выявление особенностей склонения этой части речи;

Развитие первоначальных навыков исследовательской работы;

Стимулирование познавательных интересов с помощью проблемных вопросов;

Развивающие цели:

Развитие интереса к дальнейшему учебному процессу,

Развитие умения анализировать собственную деятельность;

Воспитательные цели:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе,

Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Воспитание любви к природе.

Тип урока :

Урок освоения новых знаний.

Оборудование:

    Компьютер.

    Презентация.

    Карточки для индивидуальной работы.

Использованные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, исследовательские (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, метод организации работы в группе, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке) Аннотация : Данный урок состоит из несколько этапов, на каждом из которых применяется ИКТ с целью улучшения усвоения материала. Используются разные виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа учащихся, работа у доски, работа в группах.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Учитель: Ребята, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Я рада вновь видеть вас и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения и радость открытия нового на уроке. Успехов вам и удач!

Каким вы хотите видеть этот урок?

Дети: Интересным, чтобы узнали что-то новое .

Учитель: Все ли готовы к уроку?

Дети: Да!

(1 слайд.)

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать.

2. Самоопределение к учебной деятельности .

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

(2 слайд)

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное).

Учитель: С какой частью речи сегодня будем работать на уроке?

Дети: С именами прилагательными.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель: Для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

На доске словосочетания:

холодн… погода, о холодн.. .погоде

Из каких частей речи они состоят? (из имени существительного и имени прилагательного)

Что можно сказать о существительных в этих словосочетаниях?

(в ж.роде, ед. числе)

Что вы знаете об именах существительных?

(изменяются по родам, числам, падежам, т.е. склоняются)

Об именах прилагательных? (находятся в том же роде и числе,что и имя существительное);

Определите окончания прилагательных в словосочетаниях;

Почему у имен прилагательных разные окончания?

(у имен существительных разные падежи);

Имена прилагательные могут изменяться по падежам?

(предположения детей)

4.Постановка учебной задачи.

- Попробуем просклонять у доски прилагательное зимний (не получается)

Подставим существительное день . От этого существительного задаем вопрос к прилагательному.

Чему же мы будем учиться на уроке? (изменять имена прилагательные по падежам, т.е. склонять.)

Сформулируйте тему урока.

(3 слайд) «Изменение имён прилагательных по падежам»

-Каковы же цели нашего урока?

- Сегодня будем учиться:

(4слайд)

Цели урока:

Склонять имена прилагательные.

Распознавать падеж имён прилагательных.

Употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

5. Решение проблемы. Исследование.

Проведём исследование:

1 и 2 группы просклоняют словосочетание: зимнее утро

3 и 4 группы: хорошие дни . (Работа в группах)

(5слайд) План исследования.

    Просклонять существительное и прилагательное.

    Понаблюдать, как изменяются имена прилагательные.

    Сделать вывод.

Выделить окончания у существительных и прилагательных.

Проверка работ.

(Дети объясняют, как работали:

Изменяли существительное по падежам, от существительного задавали вопрос к прилагательному, определяли окончание прилагательного)

Молодцы, ребята!

ФИЗМИНУТКА.(6 слайд)

Вы,наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Какой же сделаем вывод?

Повторяем в группах, как изменяли имена прилагательные по падежам.

- Составьте памятку определения падежа у имен прилагательных

(Составляют в парах, обсуждают)

Ребята, запишем алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Памятка:

    Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.

    Определим падеж существительного.

    По падежу существительного узнаем падеж прилагательного.

7.Первичное закрепление.

а) -Записать предложения, вставляя окончания прилагательных. Применяя алгоритм, определить падеж имен прилагательных.

(1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях):

Зимн__ солнечн__ день. Небо чист__и ясн__. Стоят морозн__ дни.

б)Самостоятельная работа (Записать предложения, вставляя окончания прилагательных. Применяя алгоритм, определить падеж имен прилагательных):

В зимн… тумане встаёт холодн… тускл… солнце. Весёл… стайка птиц пронеслась над заснежен… лесн… поляной.

в) Взаимопроверка (поменялись тетрадями).

г) Диктант.(несколько учеников работают по индивидуальным карточкам)

Пришла вьюжн ая зима. Земля укрыта мягк им пушист ым снегом. Голодно птицам в зимн ем лесу. Дружн ые ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьн ом саду.

- Почему птицам голодно зимой в лесу?

Какую помощь вы оказываете птицам? (делаем кормушки, насыпаем корм, вывешиваем скворечники)

- Найти словосочетания сущ+ прилаг. Определить падеж, выделить окончание.

Проверка (7слайд)

Вывод :

«Имя прилагательное изменяется по падежам и всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано по смыслу.»

8.Обобщение:

Итак, на сегодня наше исследование заканчивается.

Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня определяли падеж имён прилагательных.

Учитель оценивает самостоятельную работу по карточкам.

В конце нашего урока проведём «Блиц-опрос» .

Прошу знатоков русского языка ответить на вопросы.

9. Итог урока. Рефлексия.

а)Домашнее задание.

Составить 5 предложений о зиме.

Выписать словосочетания сущ. + прил.

Указать род, число, падеж существительных и прилагательных..

б)Блиц-опрос.

Что нового узнали о словоизменении прилагательных?

Какие цели мы перед собой ставили?

(научиться склонять имена прилагательные,

распознавать падеж имён прилагательных).

Достигли ли мы их?

Как узнать падеж имени прилагательного?

У кого были трудности?

Кто сегодня доволен собой? Почему?

Как оцениваете свою работу?

У каждого на столе лежит солнышко. Если у вас хорошее настроение, нарисуйте улыбку. Если плохое настроение, то нарисуйте солнышку плохое настроение.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Карточка № 1

1 задание. Допиши прилагательные. Определи род, падеж существительных.

Пальто(…………), мороз(……..), снежинка(……….), море(………), книга(………..), сыр(…..),

2 задание. Определи род, падеж прилагательных.

Северный олень, старый лес, у могучего дуба, высокое дерево, зимнее солнце, птичий гам, у соседнего дома, в снежном наряде.

Карточка № 2

Спиши словосочетания, вставляя по смыслу прилагательные. Определи падеж имени прилагательного.

(………..)ветка, (…………)пень, у (………..) речки, (………..)снег, у(……….)берега, на (………..) тополе, для (……….)брата, до (……..)города.

Карточка № 3

К данным глаголам придумай и запиши словосочетания прилагательного с именем существительным. Определи падеж имен прилагательных.

Вывесить(что?)…………. ………….. .

Вскопать(что?)…………. …………. .

Рассказать (что?)………. …………… .

Спеть (что?)…………. ………………. .

Увидеть (что?)……….. ……………… .

Услышать(что?)……… …………….. .

Любить (что?)……….. ……………… .

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из... ткани, остановились около... здания, плыли по... небу, подъехали к... сторожке, смотрели... спектакль, влетел в... окно, украсились... инеем, вырос под... берёзкой, купались в... море, прочитали о... медведе.

    Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.

19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом - имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).

20. Прочитайте.

      На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна
      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.
      (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.

21. Прочитайте.

Валентин Александрович Серов - прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

(. Долгополов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
  • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
  • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

  • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
  • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова "Мика Морозов"». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.

Разряды прилагательных

Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных:

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы . Полная форма изменяется по падежам, числам и родам. Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам . Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые . Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: горазд, рад, должен, надобен. Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами , обозначающие высокую степень признака , и прилагательное, входящие в состав терминологических наименований (скорый поезд, глубокий тыл). Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы . Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов): более твердый, самый тихий.

  • относительные (отвечают на вопрос «какой?»)
    • относительные прилагательные не имеют степеней; обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временны́е признаки предмета: дерево - деревянный , январь - январский , мороз - морозный ;
    • большинство относительных прилагательных не сочетается с наречием «очень»;

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени . Относительные прилагательные не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов . Относительные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).

  • притяжательные - отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо живому или лицу (отцовский , сестрин , лисий ).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего - либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).

Чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.

Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

Согласование имён прилагательных с именами существительными

Имена прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

  • Пример: прилагательное «синий»
    • синий (Ед.ч. , м.р. , Им.п.) дом (Ед.ч., м.р., Им.п.)
    • синее (Ед.ч., ср.р., Им.п.) небо (Ед.ч., ср.р., Им.п.).

Склонение имён прилагательных.

Род, падеж и число прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся в постпозиции по отношению к существительному, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: красный пиджак, пиджаки беж .

  • твёрдый: красный , красного , красному
  • мягкий: синий , синего , синему
  • смешанный: большой , большого , большим .

Склонение имён прилагательных включает в себя изменение по числам, а в единственном числе - и по падежам и родам.

Форма прилагательного зависит от существительного, к которому прилагательное относится и с которым согласуется в роде, числе и падеже.

Краткие прилагательные изменяются только по родам и числам.

Формы мужского и среднего рода различаются в именительном и винительном падежах, в остальных формах совпадают.

Различаются формы винительного падежа прилагательных в единственном числа мужского рода и во множественном числе, относящихся к одушевлённым и неодушевлённым существительным:

  • В.п. = И.п. при неодушевлённых существительных:
    • «Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам» (А. Пушкин);
  • В.п. = Р.п. при одушевлённых существительных:
    • «Маша не обратила внимания на молодого француза» (А. Пушкин);
    • «И славить вечно вся земля должна простых людей, которым за победы я б звёзды перелил на ордена» (В. Сысоев).

Прилагательные мужского рода на -ой склоняются так же, как и на -ый , но всегда имеют ударное окончание: серый , молодо́й - серого , молодо́го - серому , молодо́му - о сером , о молодо́м .

Буквенное обозначение окончаний прилагательных в ряде случаев резко расходится со звуковым составом: бел-ого - бел[ъвъ] , летн-его - летн[ьвъ] .

Склонение качественных и относительных прилагательных:

  • твёрдое склонение;
  • мягкое склонение;
  • смешанное склонение.

Твёрдое склонение имён прилагательных

По твёрдому типу склоняются имена прилагательные с основой на твёрдый согласный, кроме Г, К, Х, Ц и шипящих: худой, белый, прямой, родной, нудный, глупый, серый, лысый, крутой, сытый.

Образование прилагательных

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото - болотн ый. Прилагательные также могут образовываться приставочным: не большой, и приставочно-суффиксальным способами: под водн ый. Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льн осемяочист ительный. Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

Морфологический разбор имени прилагательного

  1. Общее грамматическое значение.
  2. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (синий ).
  3. Постоянные признаки: разряд.
  4. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий - употреблён в полной форме, единственном числе)
  5. синтаксическая роль - определение

Переход в другие части речи

Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой ).

Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный .

Особенности прилагательных в других языках

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Имя прилагательное" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 прилагательное (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Имя прилагательное - см. Прилагательное … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Часть речи, характеризующаяся; а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак); б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак); в) употреблением в предложении в функции… … Словарь лингвистических терминов

    Имя прилагательное часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой»/«чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, числам и лицам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают… … Википедия

    Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на три лексико грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать,… … Википедия

    Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные,… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 имя прилагательное (1) слово (72) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении. У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.
error: