Предложения с придаточным обстоятельством. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели (9 класс)

СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд № 1

Закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; - дать общее представление о придаточных обстоятельственных;

Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Организационный момент .

(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)

II. Повторение

«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Слайды № 2-3

Курин..ый, рас..чёт, команд..вать, незван..ый, ак..омпанемент, ровес..ник, грам..отный, вследстви.. дождя, кован..ый, оч..ровательный, опас..ный, безветрен..ый.

Выпишите вставленные буквы подряд. Какое слово получилось? (океан)

Дифференцированная работа.

1 группа (работают самостоятельно; схемы распечатаны)

Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.

А) (Где …), [ гл. ].

н/р: Где он скрывался в течение нескольких суток, никто не мог сказать. (прид. изъяснит.)

Б) [ Сущ., (которая …), … ].

н/р: Через минуту, которая показалась всем вечностью, в воротах появился он. (прид. определит.)

В) (Кто …), [тот … ].

н/р: Кто родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (прид. мест.-определит.)

2 группа (работают самостоятельно) Слайд № 4

Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений.

А) Т..варищи спр..сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат.

Б) Т..жело было (в)эти дни тем кто покинул р..дные м..ста.

В) Мы ра..пол..жились на о..дых у дер..ва что р..стёт у самой в..ды.

3 группа (работают с учителем)

Записать предложения, определить виды придаточных предложений.

А) Улица, которая казалась вымершей, вдруг ожила.

[ Сущ., (которая …), … ]. (придат. определит.)

Б) Я никак не мог определить, где раздавался шорох.

[ гл. … ], (где …). (прид. изъяснит.)

В) Кто смел, тот и уверен в себе.

(Кто …), [тот … ]. (прид. мест.-определит.)

Проверка работы 1 и 2 групп.

3. Игра (записано на доске)

По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.

А) … был там а они …

Б) … за хвост который …

В) … бежали и волк …

Г) … увидел как ветер …

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Вспомните, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице (распечатана для каждой парты).

Вид придаточного

Чем прикрепляется?

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Где, куда, откуда

Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Если (если…то), когда, раз и др.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой.

Чтобы, для того чтобы и др.

Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.

Следствия

Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

IV. Закрепление.

1) Определите вид придаточных предложений. Слайд № 5

1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.

2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.

3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.

4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.

5) Всякая работа тоже игра, если любить работу.

6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.

Запишите в тетрадь предложение № 2, объясните графически знаки препинания. (СПП с прид. уступки; придаточное предложение осложнено вводным словом «видимо»)

2) Запись предложения. Слайд № 6

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

Сделать схему предложения , (если … о, о, о).

Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)

3) Дифференцированная работа.

А) Творческая работа в парах. Слайд № 7

Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Б) Индивидуальная работа (задания распечатаны для нескольких учащихся)

Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных

а) Несмотря на то что прошёл дождь … (прид. уступки)

б) Я не выучил уроков… (прид. причины)

в) …надо было готовиться к ночлегу. (прид. следствия)

4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ). Слайды № 8-12

1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.

4) Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо,(1) - сказал Назаров,(2) - но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет,(6) нет,(7) - поспешно сказала Сергеева. - Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.

Взаимопроверка

Ключ Слайд № 13

1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3

5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)

Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался, когда я не мог отгадать их.

Определите вид придаточного: времени или…?

Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался моему неумению отгадать их).

V . Итоги урока.

Домашнее задание. Слайд № 14

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Этап рефлексии. Слайд № 15

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

Цели:

1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.

2. Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными.

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс”, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (тест), раздаточный дидактический материал.

Ход урока

I. Орг. момент. (Распоряжения учителя, организующие работу класса).

II. Повторение изученного материала.

1. Работа за компьютером. (Выполнение заданий с диска, работают 2 ученика по очереди)

2. Теоретические вопросы.

Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

На какие виды делятся сложные предложения?

Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

3. Диктант. Записать предложения и построить схемы.

1) Чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста.

2) Достаточно бывает иногда смочить рукопись тем или другим химическим составом, чтобы выступили на поверхность голубоватые или красноватые очертания старого текста.

3) А до ее изобретения материалами, которые использовали наши предки для письма, были камень, глина и металл.

III. Подготовка к ГИА. Тестовые задания из части В. (3 слайда)

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

  1. Изучение теоретического материала с помощью проекции на экран. (С учебного диска)
  2. Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника.

Рассмотрим таблицу.

Придаточные обстоятельственные

Образа действия или степени Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др. Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.
Места Где, куда, откуда Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.
Времени Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др. Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Условия Если (если…то), когда, раз и др. Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.
Причины Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.
Цели Чтобы, для того чтобы и др. Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.
Сравнения Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.
Уступки Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).
Следствия Так что Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Сколько придаточных обстоятельственных выделяется?

Какой вид придаточных не находит соответствия с обстоятельством в простом предложении? (Придаточные следствия)

3. Физминутка.

V. Закрепление. Выполнение упражнения учебника.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте придаточные предложения, а также союзы и союзные слова, прикрепляющие придаточное к главному.

1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору.

2) Куда ни взглянешь всюду холмы.

3) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.

4) Утром как только мы отошли от бивака тотчас же натолкнулись на тропу.

5) Должно быть солнце скрылось за горизонтом потому что вдруг стало темно.

VI. Выполнение тестовых заданий.

(Раздаточный материал)

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

    1. Я собрался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
    2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
    3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
    4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

2. В каком предложении придаточное стоит перед главным?

    1. Я не сразу сообразил, что произошло.
    2. Смогу ли я теперь помочь тебе – не знаю.
    3. Хозяйка спросила нас, действительно ли мы уезжаем завтра.
    4. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

3. В каком предложении придаточное стоит внутри главного? (Знаки препинания не расставлены.)

    1. Когда она возвращалась домой то думала что едва ли здесь она будет счастлива и что ехать со станции гораздо интереснее чем жить здесь.
    2. Не дождавшись пока отопрут он перемахнул через плетень отодвинул запор ввел коня и сам ввалился в избу полную спящих людей.
    3. Подъезжая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял в зеленом сюртуке приставив руку ко лбу в виде зонтика перед глазами.
    4. Было еще рано так рано что солнце еще не успело подняться над зарослями жимолости и в саду было прохладно.

VII. Итоги урока.

С чем познакомились сегодня на уроке?

Какие виды придаточных обстоятельственных выделяются?

Как различать эти виды придаточных?

VIII. Домашнее задание: п. 12, упражнение 74 (раздаточный дидактический материал).

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Формирование понятия СПП с придаточным цели.

Задачи:

Познакомить с особенностями строения СПП с придаточным цели.

Формировать умения конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи.

Учить находить СПП в художественных текстах.

Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

Распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными;

Моделировать и употреблять в речи СПП разных видов;

Характеризовать синтаксическую структуру СПП;

Видеть СПП в художественных текстах.

Оборудование, наглядность:

Организационный момент:

Приветственное слово учителя.

Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение».

1. Как вы думаете, с какой работы начнем наш урок?

Согласны + или не согласны – с данным утверждением

1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

2.Предложения бывают простые, сложные и составные

3.Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

4.В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

5.Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

6.В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

7.Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

8.Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

9.Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

10Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

11.Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

Самопроверка Ключ к заданию: 1-+ 4+6+7+8+10+11+ 1 ошибка готов у уроку, 2-3 ошибки частично готов 4ошибки и более - не готов к уроку

Прокомментируйте каждый правильный вариант (по желанию и цепочке).

2. Мотивационный момент урока:

Перед вами 3 предложения. Какое задание вы можете выполнить? Какие умения вы используете?

Напомните алгоритм рассуждения Объясните, в чём их сходство и различие?

1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды.

2. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто.

3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

(чтобы – многозначный союз)

Какое из предложений вызвало затруднение?

(СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели)

Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цели урока.

2. Сообщение темы и цели урока: (определяют дети)

СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.

3.СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ Вова Емелин

1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

4.Соберите и прочитайте рассыпавшееся предложение (Кто быстрее):

1. он в руки чем-нибудь стальное чтоб играть взял от скуки копьё.

2. мыслить жить я хочу страдать чтоб и.

3. гордилась именем моим ты славы я чтоб желаю с.

Ответы:

1. Копьё стальное взял он в руки, чтоб чем-нибудь играть от скуки. (цели)

2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (цели)

3. Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты. (цели)

Определите, структуру предложений? Вид придаточного? Объясните?

Определите, какой художественный прием используется в предложениях?

Какую роль выполняют в тексте спп с придаточными цели?

(1 и 3 – с инверсией). Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что СПП с данными придаточными помогают строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной. Слайд 3

5.Физкультминутка: слайд 7

6.Задание «Конструирование предложений» Взаимопроверка

Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица на стр.58)

1.И пришлось ей стать осторожней,

2Для того чтобы выучиться говорить правду людям,

3. дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4.Медведица напала на охотника не со зла,

5. Дабы не привлечь к себе пристального внимания,

7.Чтобы добиться прочности

8.незнакомец пристроился на скамье около двери

9. надо научиться говорить ее самому себе.

10.чтоб свободу свою спасти.

11. а для того чтобы защитить своих медвежат.

Ответы:

1+10, И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.

2+9, 2.Для того чтобы выучит. говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. /Л.Н. Толстой/

7+3, Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4+11, Медведица напала на охотника не со зла, а для того чтобы защитить своих медвежат.

5+8, Дабы не привлечь к себе пристального внимания, незнакомец пр.строился на скамье около двери.

Какое из предложений направлено на самовоспитание человека?

7.Работа с текстом. Какое задание можете выполнить?

1)Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. 2)Это не просто выражение вежливости. 3)В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. 4) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. 5) Для того чтобы уметь чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих тебя людей, необходим не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

6) Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. 7) Просьба – это порыв души. 8) Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. 9) Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. 10) Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

11)Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. 12)Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать 13). Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву)

Определите тип текста, докажите.

Какова тема текста?(добро в мире.)

Сколько микротем?

Назовите предложения, в которых выражается главная мысль текста 8 – 9

САМОСТОЯТЕЛЬНО.

1.Найдите СПП с придаточными обстоятельственными цели.

ЗАПИШИТЕ ТОЛЬКО НОМЕР(а) ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

2.Приведите 2 предложения (аргумента) во второй части, используя СПП с придаточным обстоятельственным цели.

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

Подведем итог:

Ответьте на вопросы, используя СПП с придаточным цели:

1. С какой целью вы пришли на урок?

2. Для какой цели нужно изучать СПП?

3. Зачем нужно уметь строить схемы СПП?

Домашнее задание: Слайд 6

Обязательное для всех: Выполнить упр.166 по предложенному заданию.

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Чтобы - многозначный союз». В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке.

Или

2. Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.

Самооценка:

Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами) Слайд 7

Спасибо за урок!

Теперь я буду знать, что …

Меня огорчило то, что …

Я рад, что…

Придаточные части сложноподчинённого предложения мо­гут иметь значение ц е л и. Они присоединяются к главной части союзом цели чтобы и отвечают на вопросы з а ч е м? с к а -к о й ц е л ь ю? д л я ч е г о? Они указывают цель действия, о котором говорится в главной части предложения.

В главной части могут быть указательные слова для того, затем, с тем, например:Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их все были истыканы толстой булавкой. (А.)

В сравнительно редких случаях указательные слова слива­ются с союзом чтобы в сложный союз, например: Для того чтобы они поняли нашу правду скорее , мы должны идти вперёд. (М. Г)

Сказуемое в придаточных цели часто выражается неопреде­лённой формой глагола, например: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Г.) Это бывает в тех случаях, когда субъект действия и в главной, и в придаточной частях предложения один и тот же (я пригласил и я сообщу). Поэтому такие придаточные цели близки к обстоятельствам цели, выраженным неопределённой формой глагола. (Ср.: Я вышел освежиться . Я вышел,чтобы освежиться.)

Придаточные с союзом цели могут иметь два значения, если в главной части имеются не отмеченные выше указательные слова (для того, затем, с тем), а другие, например:!) Мы. побежали наверх одеватьсятак, чтобы как можно более походить на охотников (Л. Т.) (значение цели и образа действия). 2) Наука не собрала ещёстолько сведений,чтобы решить вопрос положи­тельным образом (Черн.) (значение цели и степени, меры). (См. § 106.)

П р и м е ч а н и е. Указательное словозатем употребляется в современном литературном языке сравнительно редко и производит впечатление устарелости, например:Я приехалзатем, чтобы объясниться. (Т.)

Почти вышли из употребления союзы цели дабы и особенно да. Теперь они употребляются с особыми стилистическими целями: или для воссоздания старинной речи, или для торжественности, или для создания иронического впечатления. 1) И потихоньку удалился,дабы отец не пробудился. (Ж.) 2) Когда-нибудь монах трудолюбивый... правдивые сказанья перепишет,да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу. (П.) 3) Мне было рекомендовано не очень «высовываться в люди»,дабы не привлекать к. булочной излишнего внимания. (М. Г.)

Упражнение 156 . Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной и значения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

I. 1) Она погл...дела в зеркало и несколько раз мотнула головой чтобы зазвучали бусы. (Ч.) 2) Я уже кучеру сказал чтобы ковром покрыл он сани. (Полонский) 3) Н... для то­го же пахал он и се...л чтобы нас ветер осенний разве...л? (Н.)

4) Я видел что работа моя теря...т смысл. Всё чаще случалось что люди н... считаясь с ходом дела выб...рали из кассы деньги так н...осторожно что иногда нечем было платить за муку. (М. Г.)

5) Чтоб н... голодать я ходил на Волгу к пристаням где легко можно было заработать пятнадцать-двадцать копеек. (М. Г.)

6) Оружие на казаке всегда прилажено так чтобы оно н... звенело и н... бренчало. (Л. Т.) 7) Он [Плюшкин] уже забывал сам сколько у него было чего и помнил только в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатками какой-нибудь настойки на котором он сам сделал наметку чтобы никто воровским образом её н... выпил да где лежало перышко или сургучик. (Г.)

II. 1) Здесь мужестве… ум...рали братья для того чтобы жизнь стала прекрасной для тех кто родился в нищете. (Н. О.) 2) Встретить я хочу мой смертный час так как встретил смерть товарищ Нетте. (В. М.) 3) Самое дорогое у человека это жизнь. Она даё..ся ему один раз и прожить её нужно так чтобы не было мучительно больно за бе...цельно прожитые годы чтобы не ж...г позор за подленькое и мелочное прошлое. (Н. О.) 4) Спой нам ветер про славу и смелость про учёных героев бойцов чтоб сердце заг...релось чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов. (Л.-К.) 5) Тот кто жизнью живёт настоящей кто к поэзии с детства привык вечно верует в животворящий полный разума русский язык. (Н. 3.)

157. Составьте сложные предложения следующих видов: 1) союз что присо­единяет придаточные изъяснительное и степени; 2) союз чтобы присоединяет придаточные цели и изъяснительное.

158. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите придаточные части, их связь с главной и значения.

ДЛЯ ЧЕГО ВЕТЕР

Когда дикие звери ходят по лесам и полям то они всегда ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом то что впереди их. Если бы не было ветра они бы не знали куда им идти...

Для того чтобы на траве кусте или дереве завязалось семя нужно чтобы с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках где ветра нет тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой чтобы цветковая пыль попадала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчёлы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок. Но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра половина растений была бы без семян.

Над землёй поднимается пар только там где есть вода над ручьями над болотами над прудами и реками больше всего над морем. Если бы ветра не было пары не ходили бы а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там где поднялись. Над ручьём над болотом над рекой над морем был бы дождь а на полях и в лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю.

(Л. Н. Т о л с т о й.)

§ 113. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.

Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение п р и ч и н ы. Они присоединяются к глав­ной части союзами потому что, оттого что, так как, ибо и отве­чают на вопросы п о ч е м у? о т ч е г о? в с л е д с т в и е ч е г о?, например: 1) Лошадь не могла сдвинуть воз,потому что заднее колесо соскочило. (Л. Т.) 2) Яблони пропали,оттого что мыши объели всю кору кругом. (Л. Т.) 3) Ом был сильно не в духе, так как был очень недоволен последними экзаменами. (Ч.) 4) Всякий труд важен,ибо облагораживает человека. (Л. Т.) Они указывают на причину того явления, о котором говорится в главной части.

Если придаточная часть с союзом так как стоит впереди главной, то в последней может быть добавочная часть союза - то, например:Так как я каждый вечер записываю свои наблю­дения, то у меня самым незаметным образом составилась тол­стенная рукопись. (Григ.)

В союзах потому что и оттого что возможно раздельное упо­требление указательных местоимённых наречий потому и от­того и изъяснительного союза что, например: 1) Ходил он [Беликов] к нам толькопотому, что считал это своею товарище­скою обязанностью. (Ч.) 2)Оттого, что нельзя плакать и возму­щаться вслух, Вася молчит, ломает руки. (Ч.) Такое разделение указанных союзов запятой обязательно, если перед потому или оттого стоит ограничительная или отрицательная частица: толь­ко, лишь, не. Ср.: Я сделал это не (только) потому, что вы мне велели.

Кроме указательных местоимённых наречий потому и оттого, в главной части могут быть и другие указательные слова:

вследствие того. благодаря тому, ввиду того, в силу того, по случаю того и т. п. Слияние этих указательных слов с союзом что в один сложный союз происходит редко.

П р и м е р ы. 1) Зелень сохранила свою свежесть до на­чала июлявследствие того, что весна была сырая. 2) Трава бы­ла необычайно сочнаяблагодаря тому, что шли частые и обиль­ные дожди.

Если в главной части имеется указательное местоимение тем при сравнительной степени, то придаточная часть с союзом что совмещает два значения: причины и степени,например:Они [недостатки]тем более выступа­ют наружу,что сам он не мелкий человек. (Г.)

Своеобразную разновидность придаточных причинных представляют при­даточные с союзом что, которые заключают причину того чувства, о котором говорится в главной части предложения; поэтому они относятся к таким главным, в которых есть члены, обозначающие какое-либо чувство; придаточ­ные части всегда находятся после главной части, например: Он счастлив, что видит тебя (М.-С.) (придаточная часть указывает причину чувства, вы­раженного словом счастлив).

Упражнение 159. Укажите придаточные части, их связь с главной и зна­чения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые. Ука­жите в пяти первых предложениях гласные, правописание которых нельзя проверить ударением.

I. 1) Меня лечил полковой ц...рюльник ибо в креп...сти дру­гого лек...ря не было. (П.) 2) Д...рога в скором времени будет очищ...на ибо п...троны и сн...ряды имею...ся а войска хотят дра...ся. (А. Н. Т.) 3) Лес стоял тёмный и молч...ливый потому что главные певцы улетели. (М.-С.) 4) Левинсон почти потерял связь с другими отрядами оттого что забрался в глухое место. (Фад.) 5) Река приняла особенный вид потому что вода видна сквозь голые сучья а ещё более потому что пропал от холода водяной цвет. (А.) 6) Так как пристать в обычном месте было н...возможно то Тюлин пристаёт к глинистому крут...яру. (Кор.) 7) Я нанялся к нему в подмастерья так как жить было нечем. (Ч.) 8) Я должен был нанять быков чтобы втащить мою те­лежку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололед...ца. (Л.) 9) На поляне где стояла копна н...давно скоше...ого сена было жарче потому что место было закрыто от вет­ра густым-прегустым вишняком. (В. Г.)

II. 1) После вечера вымыла мать горш...к и искала глазами куда бы вылить помои потому вокруг всё были гряды... (Г.) 2) Так как ты говоришь что он тебя хорошо принял то поезжай к нему! (Г.) 3) Больно ему было что н... сдержал казацкого слова. (Г.) 4) Когда половой всё ещё разбирал по складам записку сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город которым был как казалось удовл...творён ибо наш...л что город никак н... уступал другим губернским городам. (Г.) 5) Если он н... оправдался перед судом то разве потому толь­ко что н... хотел запутать меня. (П.) 6) Так как мы будем дра...ся насмерть то мы обязаны сделать всё возможное чтобы это осталось тайною. (Л.)

§ 114. Сложноподчинённые предложения с придаточными ус­тупительными.

Придаточные части сложноподчинённого предло­жения могут иметь значение у с т у п и т -е л ь н о с т и. Они при­соединяются к главной части уступительными союзами хотя (хоть), даром что, пусть, пускай, например: 1) Хороши летние туманные дни,хотя охотники их не любят. (Т.) 2) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт. (Н а д с о н) 3)Пускай я слаб, мой меч силён. (Ж). 4) Мальчик с пальчик,даром что мал, был очень ловок и хитёр. (Л. Т.) (Союз даром что более свойствен языку разговорному, по значению этот союз близок выражению хо­тя и.) Придаточные уступительные указывают на причину, ко­торая противоположна следствию, заключённому в главной ча­сти предложения.

Уступительное значение имеет сходство с противительным значением. Поэтому перед главной частью, когда она стоит по­сле придаточной, бывают противительные союзы а, но, да, од­нако, зато, например:И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать , но ближе к милому пределу мне всё б хоте­лось почивать. (П.) В этих случаях имеется совмещение в од­ном сложном предложении и подчинения, и сочинения. (См. § 97.)

Кроме отмеченных союзов, придаточные уступительные при­соединяются изъяснительным союзом что к указательному со­четанию несмотря на то, например: Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями , рву мокрые ветки, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом. (Л. Т.) (Сочетание несмотря на то, что представляет собой составной союз).

В значении уступительного союза употребляется вводное слово правда, например:Правда, день выдался прескверный, но неожиданного ничего не случилось. (С е й ф у л л и н а.)

Обобщенно-уступительное значение имеют придаточные ча­сти, которые присоединяются к главной относительными слова­ми как, сколько и др. с усилительной частицейни, например:

Как месяц ни свети, но всё не солнца свет. (Кр.)

Сказуемое придаточной уступительной части предложения может быть выражено формой повелительного наклонения; в этом случае уступительный союз обычно отсутствует, например:

Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет. (П.)

Упражнение 160. Прочитайте,укажите придаточные части,их связьс главной и значения. Спишите,расставляя знаки препинания.

I. 1) Егорушка лежал на тюке и дрожал от холода хотя солнце скоро показалось и высушило его одежду тюк и землю. (Ч.) 2) Хоть на дворе было сухо однако у порога стояла гряз­ная лужа. (Л. Т.) 3) Пусть он ошибся но эту ошибку можно исправить. (М.-С.) 4) Фронтон никак не пришёлся посреди до­ма как ни бился архитектор. (Г). 5) В степи было тихо пасмур­но несмотря на то что солнце поднялось. (Ч.) 6) Правда Нико­лай знает больше сотни латинских названий умеет собрать ске­лет иногда приготовить препарат рассмешит студентов какой-нибудь длинной учёной цитатой но например незамысловатая теория кровообращения для него и теперь так же темна как двадцать лет назад. (Ч.)

II. 1) Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от вся­ких тяжёлых переживаний но вскоре пришлось ему испытать новое потрясение. (Шол.) 2) Командир бригады принял реше­ние прекратить преследование до рассвета с тем чтобы к утру подтянуть резервы сосредоточиться на подступах к Вешенской и после артиллерийской подготовки вести дальнейшее наступле­ние. (Шол.) 3) Если враг не сдаётся его уничтожают. (М. Г.)

161. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения.

1) Няня повествовала с пылом живописно с увлечением ме­стами вдохновенно потому что сама вполовину верила расска­зам. (Гонч.) 2) Придут ли коровы с поля старик первый поза­ботится чтоб их напоили; завидит ли из окна что дворняжка преследует курицу тотчас примет строгие меры против беспо­рядков. (Гонч.) 3) Признаюсь сколько я н... старался разли­чить вдалеке что-нибудь наподобие лодки но безуспешно. (Л.) 4) H..-чего н... могло быть смешней его лица; как он н... вздёр­гивал кверху свои брови отяжелевшие веки не хотели подняться и так лежали на едва заметных посоловелых но сладчайших глазках. (Т.) 5) После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль и н...смотря на то что я был казалось бесконечно счастлив счастье моё всё росло и росло. (Л. Т.) 6) Он говорил о том как много приходится работать когда хочешь стать образ­цовым сельским хозяином. (Ч.) 7) Художник должно быть про­работал н... одну ночь так как все учителя мужской и женской гимназии учителя семинарии чиновники все получили по эк­земпляру. (Ч.) 8) Всякого рода нарушения уклонения отступле­ния от правил приводили его [Беликова] в уныние хотя каза­лось бы какое ему дело? (Ч.)

§ 115. Синонимика придаточных частей сложноподчинённых предложений и деепричастных оборотов, а также деепричастий.

Деепричастные обороты свойственны речи книжной. В разго­ворной речи более употребительны соответствующие им по смыслу придаточные части сложноподчинённых предложений. Некоторые деепричастия и деепричастные обороты по своему значению сходны с придаточными времени, причины, уступки, условия, например:Напившись чаю, я стал просить отца пока­зать мне мельницу.-Когда я напился чаю, то стал просить от­ца показать мне мельницу. Сходные по значению придаточные и деепричастия называют синонимическими оборотами. Но зна­чения условия, причины, уступки, времени в деепричастиях ме­нее отчётливы, между тем как в сложных предложениях указанные значения выражаются специальными союзами (а иногда и ука­зательными словами).

П р и м е р ы. 1) У с л о в и е: Однако,болтая с тобой, грибов не наберёшь. (П.) (Однако,если будешь болтать с тобой, грибов не наберёшь.)

2) П р и ч и н а: Соскучась глядеть из окон в грязный пере­улок, я пошёл бродить по всем комнатам. (П.) (Так как я со­скучился глядеть из окон в грязный переулок , то пошёл бродить по всем комнатам).

3) У с т у п и т е л ь н о е з н а ч е н и е: Иван Кузьмин. уважая свою супругу, ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе. (П.) (Иван Кузьмич,хотя и уважал свою супругу, ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вве­ренной ему по службе.)

4) В р е м я: Андрей Гаврилович, рассмотрев хладнокровно запросы заседателя , увидел необходимость отвечать обстоятельно. (П.) (Андрей Гаврилович, когда рассмотрел хладнокровно запросы заседателя , увидел необходимость отвечать обстоя­тельно.)

Если деепричастие по значению приближается к обстоятель­ству образа действия, то параллельным оборотом будет не при­даточная часть, а о д н о р о д н о е с к а з у е м о е, обозначаю­щее сопутствующее действие, например: Кто-то бежал,задевая и ломая прутья малинника. - Кто-то бежал ипри этом задевал и ломал прутья малинника.

Сходство по значению деепричастий и придаточных частей сложноподчинённых предложений допускает в некоторых случа­ях стилистическую замену одного оборота другим. Однако дее­причастие вместо придаточной части можно употребить не всег­да, а только тогда, когда сказуемые главной и придаточной частей предложения относятся к одному и тому же лицу или предмету:

а) Когда Чечевицын прощал- Прощаясь с девочками, Чече-

ся с девочками, он не ска- вицын не сказал ни слова;

зал ни слова.

б)Когда я открыл окно, моя (Нельзя сказать «Открыв ок-

комната наполнилась запа- но, моя комната наполнилась

хом цветов. (Л.) запахом цветов».)

В первом случае вместо придаточной части со значением времени можно употребить деепричастный оборот: сказуемые главной и придаточной частей относятся к одному лицу (Чече­вицын прощался, он же не сказал ни слова), а потому при за­мене деепричастие будет указывать на сопутствующее действие лица, обозначенного подлежащим. Во втором примере замены произвести нельзя, так как сказуемые относятся к разным под­лежащим (Я открыл,комната наполнилась).

При замене придаточной части деепричастным оборотом опускаются союзы (например, когда - то); сказуемое придаточ­ной части заменяется деепричастием; подлежащее придаточной части или отбрасывается, или переносится в главную, или за­меняет в ней местоимение. В сравнительных предложениях со­юзы могут и не опускаться: Наталья сторонилась его,точно боялась в нём чего-то.- Наталья сторонилась его,точно боясь в нём чего-то. Замена придаточной части деепричастием или деепричастным оборотом невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия, например: Когдая пишу это письмо, я вспоминаю с удовольствием время, проведённое у вас. (Замена невозможна, потому что нет деепричастия настоя­щего времени от глагола писать).

Упражнение 162 . Замените, где возможно, придаточные части сложно­подчиненного предложения деепричастиями с зависимыми словами.

1) Василиса Егоровна оставила меня в покое, потому что видела моё упрямство. 2) Чудесная полевая клубника вымани­вала иногда мою мать на залежи ближнего поля, потому что она очень любила эту ягоду. 3) Паром вздрогнул и качнулся, когда два здоровых казака оттолкнули его от берега. 4) Лёнь­ка, когда глядел в воду, чувствовал, что у него сладко кру­жится голова. 5) Уже вечерело, когда он возвращался в ста­ницу. 6) Если увидите завтра его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку. 7) Малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна. 8) Лес спит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками. 9) Он, хотя и отказывается от поездки, однако очень жалеет об этом. 10) Если вы возьмётесь за работу дружно, то непре­менно выполните её в срок.

163. Прочитайте, укажите обособленные члены предложения и объясни­те причины обособления; спишите, расставляя пропущенные знаки препи­нания. Укажите наречия и объясните их правописание. Укажите придаточ­ные части, их связь с главной и значения.

Корчагин так ударил коня что тот сразу перешёл в галоп. Подхлёстываемый криком седока обгоняя бегущих вороной рванулся вперёд стремительными бросками. Плотно притянув к голове уши и высоко вскидывая ноги он всё убыстрял ход. На бугре ветряк словно преграждая дорогу раздвинул в сторо­ну свои руки-крылья. От ветряка вправо в низине у реки лугá. Влево насколько хватал глаз то вздымаясь буграми то спадая в яры раскинулось ржаное поле. Пробегал ветер по спелой ржи словно гладил её рукой. Ярко рдели маки у дороги. Было здесь тихо и нестерпимо жарко. Лишь издали снизу оттуда где сере­бристой змейкой пригрелась на солнце река долетали крики.

Вниз к лугам конь шёл страшным аллюром. «Зацепится но­гой и ему и мне могила»,- мелькнуло в голове Павла.

(Н. О с т р о в с к и й.)

164. Прочитайте, укажите обособленные деепричастия и их значение; укажите придаточные части,их связь с главной и значения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Трава пошла мягче и Левин слушая но н... отвечая и стара­ясь косить как можно лучше шёл за Титом. Они прошли ша­гов сто. Тит всё ш...л н... ост..навливаясь н... выказывая н... малейшей усталости но Левину уже страшно становилось, что

он н... выдержит, так он устал.

Он чувствовал что махает из последних сил и решил про­сить Тита останови.,.ся. Но в это самое время Тит сам остано­вился и нагнувшись взял травы отёр косу и стал точить. Левин расправился и вздохнув оглянулся. Сзади его шёл мужик и очевидно также устал потому что сейчас же н... доходя Левина остановился и принялся точить. Тит наточил свою косу и косу Левина и они пошли дальше.

На втором приёме было то же. Тит шёл мах за махом н... останавливаясь и н... уставая. Левин шёл за ним стараясь н... отставать и ему становилось всё труднее и труднее: наступала минута когда он чувствовал у него н... остаё...ся более сил но в это самое время Тит останавливался и точил.

Так они прошли первый ряд. И длинный ряд этот показался особенно труден Левину но зато когда ряд был дойдён и Тит вскинув на плечо косу медленными шагами пошёл заходить по следам оставленным его каблуками по прокосу и Левин точно так же пош.-.л по своему прокосу. Несмотря на то что пот ка­тил градом по его лицу и капал с носа и вся спина его была мокра как вымоче...ая в воде ему было очень хорошо.

(Л. Н. Т о л с т о й, Анна Каренина.)

§ 116. Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.

Придаточные части сложноподчинённого предложе­ния могут иметь значение с л е д с т- в и я. Они присоединяются к главной части союзом так что и обозначают следствие, выте­кающее из всего содержания главной части предложения, на­пример: Он сейчас же уснул,так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

П р и м е ч а н и е. От придаточных частей со значением следствия надо отличать придаточные степени, включающие и значение следствия, напри­мер: 1) У каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет . (Г.) 2) До того мне стало вдруг стыдно, что буквально слезы потекли по щекам моим. (Дост.) В этих придаточных значение степени явно преобладает над значением следствия.

§ 117. Сложноподчинённые предложения с придаточными при­соединительными.

П р и с о е д и н и т е л ь н ы м и называются такие придаточные части сложнопо-дчинённого предложения, кото­рые прикрепляются к главной части относительными местоиме­ниями и наречиями что, вследствие чего. отчего, зачем, почему.

П р и м е р ы. 1) Hoc судьи невольно понюхал верхнюю гу­бу,что обыкновенно он делал прежде только от большого удо­вольствия. (Г.) 2) Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну,отчего и образовалась эта яма. (Ч.) 3) Его не было дома,почему я и оставил записку. (П.) 4) Ему надо было устроить кое-что в городе,зачем он и выехал спеш­но. (П.) Такие придаточные имеют значение добавочных заме­чаний, выводов, заключений.

П р и м е ч а н и я. 1. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоедин-ительными по значению близки к сложносочинённым предложениям, у которых во второй части имеются местоимение это или местоимённые на­речия потому, поэтому, оттого. (Ср.: I) Отец долго не приезжал, что нас всех очень беспокоило . 2) Отец долго не приезжал, и это нас всех очень беспокоило . 3) Отец долго не приезжал, и поэтому (потому, оттого) мы все очень беспокоились.)

2. Слова поэтому, потому, оттого иногда употребляются для смысловой связи отдельных предложений, которые не входят в состав сложного, на­пример: Меня не было дома, и повестки я не получал.Поэтому я и не явил­ся на собрание.

Упражнение 165 . Укажите придаточные части,их связь с главной и значения; спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

I. 1) Снег всё становился белее и ярче так что ломило гла­за. (Л.) 2) Воздух был так редок, что было больно дышать. (Л.) 3) Слова хозяйки были прерваны странным шипением так что гость было и...пугался. (Г.) 4) Наталья Гавриловна сла­вилась на ассамблеях лучшей танцовщицей что и было отчасти причиною проступка Корсакова который на другой день приез­жал извини...ся перед Гаврилою Афанасьевичем; но щегольство и ловкость молодого франта н... понравились гордому боярину который прозвал его остроумно францу…ской обезьяною. (П.)

II. 1) Авдотью страх разобрал такой что коленки у неё за­дрожали. (Т.) 2) Я сожгу старого колдуна так что и воронам нечего будет раскл...вать (Г.) 3) Солоха высыпала уголь в кад­ку из другого мешка и н... слишком об…ёмистый телом дьяк влез в него и сел на самое дно так что сверх его можно было насыпать ещё с полмешка угля. (Г.) 4) Красный цвет г...рит как огонь так что н... нагляделся бы! (Г.) 5) Перёд у брички совсем ра...шатался так что она может быть и двух станций н... сделает. (Г.) 6) К этому времени меня и накормили и в баню сводили и допросили и обмундирование выдали так что я явил­ся в блиндаж к полковнику как и полагается душой и телом чи­стый и в полной форме. (Шол.) 7) При таком допросе Иван Фёдорович н...вольно поднялся с места и встал навытя...ку что обыкнове...о он делывал когда спрашивал его о чём полковник. (Г.) 8) Он ра...ердился на меня чего я н... ожидал. (М. Г.)

166. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания; укажите придаточные части, их связь с главной и значения.

1) Савельич внёс за мною погребец потребовал огня чтоб готовить чай который никогда так не казался мне нужен. (П.) 2) Я расплатился с хозяином который взял с нас такую уме­ренную плату что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. (П.) 3) Луна уже ка­тилась по небу и мне показалось что кто-то в белом сидел на берегу. (Л.) 4) В голове моей родилось подозрение что этот слепой не так слеп как оно кажется; напрасно я старался уве­рить себя что бельмы подделать нельзя да и с какой целью? (Л.) 5) Он махнул рукою и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик что я до сих пор не пони­маю как она не потонула. (Л.) 6) Пока он рассматривал всё странное убранство отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница которую встретил он не дворе. (Г.) 7) На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться да и был прав потому что Александра Степановна скоро убежала с штаб-ротмистром бог весть какого кавалерий­ского полка и обвенчалась с ним где-то наскоро. (Г.) 8) Не знаю чем бы разрешилось всеобщее томление если бы Яков вдруг не кончил на высоком необыкновенно тонком звуке словно голос у него оборвался. (Т.)

167. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; укажите придаточные части, их связь с главной и значения.

Голодная волчиха встала чтобы идти на охоту. Её волчата все трое крепко спали сбившись в кучу и грели друг друга. Она обл...зала их и пошла.

Был уже весенний месяц март но по ночам деревья тр...щали от холода как в декабре и едва высунешь язык как его нач...нало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том как бы дома без неё кто не обидел волчат. Зап...х человеческих и лошадиных следов пни сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её; ей казалось будто за деревьями в потёмках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.

Она была уже немолода и чутьё у неё осл...бело так что случалось лисий след она прин...мала за собачий и иногда даже обманутая чутьём сбивалась с дороги чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов как прежде и уже далеко обходила лошадей с жеребятами и питалась одной падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко только весной когда она набредя на зайчиху отн...мала у неё детей или заб...ралась к мужикам в хлев где были ягнята.

(А.П.Ч е х о в.)

168. Прочитайте, укажите сложные предложения и их значение; спишите, рас­ставляя знаки препинания.

I. Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли что он не приносит людям никакого добра и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе в сумраке и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца трогая его нежной и мужественной силой увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью. Некоторые слушатели вынимали деньги чтобы подарить их старику но не знали куда их положить футляр от скрипки был закрыт... Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счёт искусства музыки пряча скрипку обратно в футляр он осыпал с него деньги на землю не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно иногда уже в полночь когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог иг­рать и для одного человека и доигрывал произведение до конца пока слушатель не уходил заплакав во тьме про себя. Может быть у него было своё горе встревоженное теперь песнью искусства а может быть ему стало совестно что он живёт неправильно или просто он выпил вина...

(А. П л а т о н о в.)

II. Когда склоняется день когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы тогда только можно видеть древ­нюю столицу во всём её блеске ибо подобно красавице показыва­ющей только вечером свои лучшие уборы она только в этот торже­ственный час может произвести на душу сильное неизгладимое впечатление.

Что сравнить с этим Кремлём который окружась зубчатыми сте­нами красуясь золотыми главами соборов возлежит на высокой горе как державный венец на челе грозного владыки?...

(М.Ю. Л е р м о н т о в.)

169. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Укажите виды придаточных частей.

1) Вода голубая (от) того что в ней отражалось небо страстно манила к себе. (Ч.) 2) Внутренность влажной от дождя рощи беспре­станно изменялась смотря (по) тому светило ли солнце или закрыва­лось облаками. (Т.) 3) Мы обитали в поле за городом в старом (полу) разрушенном здании (по) чему (то) называвшемся «стеклянным заводом» может быть (по) тому что в его окнах (не) было (ни) одного целого стекла. (М. Г.) 4) Стеклянная дверь на балкон была закрыта что (бы) из сада не несло жаром. (А. Н. Т.) 5) Была грустная авгу­стовская ночь грустная (по) тому что уже пахло осенью. (Ч.) 6) Огурцы были (на) столько нежны что парниковая зелень их кожицы отлива­ла белизной. (Фед.) 7) Дорога была только одна и (при) том широ­кая и обставленная вехами (так) что сбиться было (не) возможно. (Кор.) 8) Никита и сам (не) знал (по) чему хочется ему стоять и глядеть на эту пустыню. (А. Н. Т.) 9) (Не) смотря на то что все окна были занесены снегом я чувствовал что день стал светлее вчерашне­го. (Кор.) 10) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её (от) чего (тот) час (же) раздался оглушительный выстрел. (Ч.)

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

§ 118. Значение бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них.

Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложени­ем называется такое, в котором части объед-инены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и време­ни глаголов, например: Звёзды понемногу скрывались, красно­ватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн по­крывалась нежным розовым отливом. (Т.)

В этом сложном предложении рисуется картина раннего ут­ра. Сложное предложение состоит из трёх частей; их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью гла­гольных форм: все три сказуемых выражены глаголами несо­вершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами уста­навливается одновременность, сосуществование явлений.

Сложные бессоюзные предложения по своим значениям, ин­тонации и глагольным формам не являются однородными: в од­них из них отражаются простейшие соотношения явлений дейст­вительности (одновременность, следование одного явления за другим), в других-очень сложные (причинные, условные

В современном русском языке бессоюзные сложные пред­ложения очень широко распространены в художественной лите­ратуре. Наряду с этим они широко используются и в разговор­ной речи, в диалоге, когда интонация, жесты, мимика помогают выражению смысловых отношений.

П р и м е р ы. 1) Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.) В этом сложном предложении три про­стых предложения; они указывают на то, что одно явление следует за другим, связь выражена интонацией перечис­ления и однородностью форм сказуемого: все три сказуемых выражены глаголами совершенного вида, прошедшего вре­мени.

2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. (Н. О.) В этом сложном предло­жении второе простое предложение указывает причину того, о чём сообщается в первом предложении, связь выражена объ­яснительной интонацией и соотношением сказуемых: оба ска­зуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедше­го времени.

3) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Т.) В этом сложном предложении вто­рое предложение поясняет первое; пояснительное значение вы­ражается предупредительной интонацией и употреблением ме­стоимения так : сделаю так (а дальше разъясняется, как имен­но сделает говорящий).

4) Назвался груздем - полезай в кузов. (Посл.)

5) Повадился кувшин по воду ходить - головы ему не сно­сить. (Посл.) В примере под п. 4 первое предложение заклю­чает условие, второе - следствие. В примере под п. 5 содержа­ние одного предложения противопоставляется содержанию дру­гого. Несмотря на различие в значении, по интонации оба при­мера сходны: в каждом есть небольшое повышение голоса в кон­це первой части и после неё небольшая пауза.

error: