Правило прямой речи в русском языке схемы. Как пишется и что такое прямая речь в русском языке

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    Обозначения:

    П - прямая речь с большой буквы
    п - с маленькой

    Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов

    Вариант 1:

    А: "П".
    А: "П!"
    А: "П?"

    Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки - внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.

    Вариант 2:

    "П," - а.
    "П!" - а.
    "П?" - а.

    Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это - одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

    Вариант 3:

    "Для вас, ребята, всё это превосходно, - сказал он, - вам эта штука по душе, а мне - нет".

    Вариант 4:

    "П, - а. - П".
    "П? - а. - П".
    "П! - а. - П".

    "Кажется, чёртова палатка свалилась, - говорит он. - А где Билл?
    "А ты что делаешь? - кричит он в ответ. - Не можешь отпустить, что ли?"
    "Ах, тогда! - ответил он, просияв. - Да, вспомнил!"
    (из книги "Трое в лодке, не считая собаки")

    Вариант 5:

    "П, - а и а: - П".
    А: "П", - а.

    "Тут не пройти, - сказал Джон. Он огляделся и проворчал: - Похоже, придётся вернуться".
    Билл предложил: "А если попробовать вон там", - и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

    Многоточия в прямой речи:

    А: "П..."
    "П..." - а.
    "П!.." - а.
    "П... - а. - П".
    "П, - а, - п..."

    Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

    П, - а.
    - Привет, - улыбнулась Елена.

    П? - а.
    - Кофе будешь? – спросил Деймон.

    П! - а.
    - Привет! – улыбнулась Елена.

    П… - а.
    - Не знаю… - ответила девушка.

    П, - а, - п.
    - Привет, - улыбнулась Елена, - рада тебя видеть.

    П, - а. - П.
    - Привет, - улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.

    П? - а. - П.
    - Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.

    П! - а. - П.
    - Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.

    П… - а, - п.
    - Он… - замялась девушка, - он признался мне в любви.

    П… - а. - П.
    - Я… - девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.

    П, - а. А: - П.
    - Согласна, - кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.

    П, - а. А. - П.
    - Согласна, - кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.

    П? - а. А: - П.
    - Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.

    П? - а. А. - П.
    - Согласна? - удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.

    П! - а. А: - П.
    - Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.

    П! - а. А. - П.
    - Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.

    П… - а. А: - П.
    - Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.

    П… - а. А? - П.
    - Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.

    На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
    Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

    Пунктуация. Пробелы

    Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.

    Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).

    Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака. В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.), пробел не нужен.

    Пунктуация. Запятая

    С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..

    Запятая при обращении.
    Многие почему-то забывают, что любые обращения , будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.

    Елена, все хорошо.
    - Ты невыносим, Деймон Сальваторе!
    - Конечно, друг, о чем речь.
    - Ну что, красотка, прогуляемся?

    Запятая при оборотах.
    Запомните: всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:

    Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
    Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.

    Чтобы правильно расставить запятые при, вам необходимо знать определяемое слово.
    Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:

    Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.

    Определяемое слово – джинсы . Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:

    Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.

    Если определяемое слово выражено личным местоимением , то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:

    Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.

    Запятая в сложных предложениях.
    Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm . От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые. Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
    В большинстве случаев запятой бывает достаточно:

    Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.

    1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это» (Т.).

    Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире:

    …Никита, поклонясь в землю, сказал:

    - Прости, батюшка (М.Г.).

    2. Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется внутренняя речь, невысказанные мысли: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М.Г.); «Что-то в ней есть жалкое всё-таки», - подумал я (Ч.).

    3. Кавычками выделяются передаваемые на письме звуки (например, эха): «Ау, где вы?» - громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо: «Передаём последние известия».

    Для передачи на письме разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация - тире между репликами (см. § 51).

    4. В газетных текстах кавычки при прямой речи нередко опускают: Президент Франции сказал: Обмен мнениями был полезен; Почему же это происходит? - спрашивает газета.

    5. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка - после них. На пример: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Л.); Лёжа на тюке и плана, он дёргал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Ч.); Закричали: «Двоих… Санитары… Гляди, гляди - ещё летит… Лезь под вагоны…» (А.Т.); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.).

    6. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.

    1) Двоеточие ставится, если авторские слова содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).

    Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:

    а) Он глянул с усмешкой:

    - Ничего, до свадьбы заживёт.

    б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:

    - Кто такие?

    в) Мать нахмурилась:

    - Опять двойку получил?

    г) Все ужаснулись:

    - Неужели это правда?

    д) Старик рассердился:

    - Немедленно уходи отсюда!

    е) Дети побежали навстречу матери: - М а м а!

    ж) На этот раз он обозлился:

    - Больше ни грамма не получите!

    з) Выхватив полено, она стала колотить им по тазу:

    - Подъём! Вставайте!

    Ср.: В один из таких… дней прибежал Забродский: «Дмитрий Алексеевич, началось!..» (Эр.)

    Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: «Этот дом наш общий» (Ч.); …А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!» (М.Г.); …А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи» (М.).

    2) Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:

    а) Никому не хотелось уходить.

    - Расскажите ещё что-нибудь о своих путешествиях.

    б) Мои слова его явно смутили.

    - Значит, ты мне не доверяешь?

    в) Другого выхода у него не было.

    - Я принимаю ваши условия.

    г) Брови матери нахмурились.

    - Я не разрешаю этого делать.

    д) Глаза маленького машиниста заблестели.

    е) - Замечательная! Отремонтировано на славу!

    Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила. «Что это у тебя?» (Ш.) Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:

    Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.

    - Запишите подробно мои замечания, - сказал он спокойным голосом.

    Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире: слова автора начинаются со строчной буквы: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», - думал Павка (Н.О.); «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит (Н.); «Не шуми, тише иди, солдат!» - сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л.Т.); «Я хотел бы купить крестьян…» - сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Г.).

    То же при оформлении прямой речи с абзаца:

    - Лесть и трусость - самые дурные пороки, - громко промолвила Ася (Т.);

    - Что ж, Наталья, про мужа не слыхать? - перебила кашулинская сноха, обращаясь к Наташке (Ш.);

    - Скорей, скорей в город за лекарем! - кричал Владимир (П.);

    - Спи, внучек, спи… - вздохнула старуха (Ч.).

    Примечания:

    1. После закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.): «Ничего не случилось» - так говорил ум; «Случилось» - так говорило сердце; «Нет ничего прекраснее этих снежных вершин» - так описывает эту местность один путешественник; «Будь внимателен и осторожен!» - вот что он сказал мне на прощание.

    То же, если следует присоединительная конструкция: «Каждому овощу своё время» - эта народная мудрость передаётся из века в век.

    - Скорей, загорелась школа! - И он побежал по домам будить людей.

    1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX века): «Я командовать приехал, - заявил Чапаев, - а не с бумажками возиться» (Фурм.).

    Примечания:

    1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

    2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:

    1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если при водится общеизвестная пословица, поговорка: Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.);

    2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.);

    3) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Умру, говорит, и слава Богу, говорит; не желаю, говорит, жить (Т.); Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);

    4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми ): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике.

    2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы: «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) - на месте разрыва не было бы никакого знака; «Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) - на месте разрыва стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, - сказал Максим Максимыч, - в такую метель через горы не переедешь» (Л.) - на месте разрыва стояло бы двоеточие.

    3. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире; прописной буквы: «Я ни с кем и ни с нем не связан, - напомнил он о себе. - Действительность мне враждебна» (М.Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, - покачал головой Воропаев. - Ну, разве мне дойти?» (Павл.)

    4. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Так вас зовут Павкой? - прервала молчание Тоня. - А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н.О.); «Вот он, край света! - воскликнул Мохов. - Здорово! Ни когда еще так далеко не ездил!» (Аж.)

    5. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, - начинается со строчной буквы), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, - начинается с прописной буквы): «Не надо… - сказал Вершинин, - не надо, парень!» (Вс.Ив.); «Обожди… - сказал Морозка угрюмо. - Давай письмо…» (Ф.) 6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части начинается с прописной буквы: «Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова спросил: - Старуха, отвечай!» (М.Г.); «Покорно благодарю, - отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: - Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).

    а) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А.Т.) - запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь; …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Леск.) - запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь; Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (Куд.) - запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но; Приехав на дачу в большой компании… брат вдруг говорил: «Мишка, пойдём на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде (Сим.) - запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении;

    б) …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» - и подозвала свою собачку Сюзетку (Л.Т.) - тире перед союзом и при однородных сказуемых; Тут уж он и совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы… да стою ли я…» - и заплакал вдруг (Дост.) - тире после многоточия, которым заканчивается прямая речь; На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (П.) - тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь; И только когда он шептал: «Мама! Мама!» - ему становилось как будто легче (Ч.) - тире после восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь; Не говорить же: «Эй, собака!» или «Эй, кошка!» - две реплики, разделенные неповторяющимся союзом или;

    в) Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», - «Да, недурно», - отвечал он обыкновенно (Г.); Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», - «Ступай», - говорил он (Г.) - запятая и тире разделяют две реплики разных лиц, находящиеся внутри авторских слов.

    Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Г.); Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников (Ф.); Он вспомнил пословицу «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» и отказался от первоначального плана; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

    Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, выражение, надпись и т. п., то перед ними ставится двоеточие: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные…» (П.); Мимо станции проносились скорые поезда с табличками на вагонах: «Москва - Владивосток»; Разберите предложение: «Сверкнула молния, и грянул гром».

    § 51. Знаки препинания при диалоге

    1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире:

    - Значит, немец спокоен?

    - Тишина.

    - Ракеты?

    - Да, но не очень часто (Каз.).

    2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» - «Около двух лет». - «На ком?» - «На Лариной». - «Татьяне?» - «Ты ей знаком?» - «Я им сосед» (П.).

    «Не видать?» - повторил барин. «Не видать», - вторично ответствовал слуга (Т.);

    «Как же вы поживаете?» - спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», - ответил Старцев (Ч.);

    «Разрешите идти в первую роту?» - сказал Масленников, старательно, более чем обычно, вытягиваясь перед Сабуровым. «Идите, - сказал Сабуров. - Я тоже скоро к вам приду» (Сим.).

    4. Если одна реплика разрывается другой, а затем следует продолжение первой реплики, то после первой ее части и перед началом второй ставится многоточие:

    - Я просил…

    - Ничего вы не просили.

    - …хотя бы минуту внимания.

    5. Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками:

    Купавина. Ах, это смешно наконец. Зачем юристом, когда ничего нет.

    Лыняев. Как «ничего»?

    Купавина. Так, ничего, чистая бумага (Остр.);

    Силан. Пройдись малость, лучше тебе…

    Курослепов. Да, «пройдись малость»! Всё твоё рассмотрение… (Остр.).

    Ср.: «Если вы будете свободны, заходите ко мне». - «Как это „ будете свободны“ ? Ведь у меня каждая минута на учёте»; «Верьте, вы мне по-прежнему дороги». - «Ваше „ дороги “ совсем неуместно», - рассердилась она.

    Если же повторяющиеся в последующей реплике слова нe воспринимаются как чужой текст, то кавычками они не выделяются:

    Лыняев. Увы!

    Мурзавецкий. Что «увы»? Что такое, милостивый государь, увы? (Остр.) - первое увы - повторение слова из чужого текста, второе - слово из своего текста.

    6. Особая форма построения диалога выражается в том, что в качестве самостоятельных реплик используются знаки препинания - главным образом вопросительный и восклицательный знаки:

    а) - Я не буду отвечать.

    - А что вам даст это?

    - Ничего не даст. Всё узнаем.

    б) - Ты спятил, - сказал Прошкин, увидев у меня второе авторское свидетельство на изобретение.

    Такое своеобразное их употребление объясняется тем, что «значение восклицательного и вопросительного знаков настолько определенно и общепринято, что оказывается возможным с помощью этих знаков выразить удивление, сомнение, возмущение и т. п. …даже без слов» (ср. § 2, п. 6 и § 3, п. 7).

    § 52. Абзацы при прямой речи

    Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. Поддержал его Костылин, - выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеётся.

    Взял Жилин шест и говорит:

    - Снеси на место, Дина, а то хватятся, - прибьют тебя (Л.Т.).

    Но если предложение, вводящее прямую речь, начинается присоединительным союзом и, но и т. п., то оно в отдельный абзац не выделяется:

    Поговорили они ещё и что-то спорить стали. И спросил Пахом, о чём спорят. И сказал переводчик:

    - Говорят одни, что надо об земле старшину спросить, а без него нельзя. А другие говорят, и без него можно (Л.Т.).

    - Ну, я очень рада, - сказала жена, - так теперь ты, смотри ж, принимай аккуратно лекарство. Дай рецепт, я пошлю Герасима в аптеку. - И она пошла одеваться.

    Он не переводил дыхания, пока она была в комнате, и тяжело вздохнул, когда она вышла (Л.Т.).

    - Когда? - воскликнули многие. И между тем глаза их недоверчиво устремлены были на горбача, который, с минуту помолчав, встал, оседлал свою лошадь, надел рог, - и выехал со двора (Л.).

    - Я уверен, - продолжал я, - что княжна в тебя уж влюблена. Он покраснел до ушей и надулся (Л.).

    4. Если между двумя репликами одного и того же говорящего лица находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно не выделяются:

    - Формула эта может иметь и другой вид, - пояснил профессор. Он неторопливо подошёл к доске, взял мел и написал что-то новое для нас.

    - Вот это и есть другой вариант, - сказал он.

    В стихотворных текстах также различаются случаи, когда прямая речь, прерванная авторскими словами (ремаркой), является продолжением предыдущей или когда между двумя репликами того же лица описывается его действие: в первом случае тире ставится справа, в конце строки, во втором - слева, в начале строки (как бы абзац): Ты много требуешь, Эмилия! - (Молчание.) Кто бы мог подумать, что такой глупец, Такой бесчувственный… нудна природа!.. (Л.) Подлец, и я вас здесь отмечу, Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу.

    (Бросает ему карты в лицо. Князь так поражён, что не знает, что делать.) - Теперь мы квиты (Л.).

    В стихах после прямой речи, кончающейся перед пробелом, тире не ставится.

    5. Если в прямой речи приводится диалог, происходивший ранее, его можно оформить или в виде абзацев, или в подбор, но пунктуация меняется в зависимости от того, перебивает ли слушатель рассказчика или нет. Если перебивает, то разговор, происходивший ранее, дается с абзацев и в кавычках, чтобы не смешивались фразы рассказчика и слушателя с диалогом, приводимым рассказчиком. Например:

    -

    «Придётся на некоторое время задержаться». «Почему? Что-нибудь случилось?»

    -

    - Сейчас скажу.

    Другой вариант: слова происходившего ранее диалога даются в подбор к словам и говорит, между фразами, заключенными в кавычки, ставится тире:

    …Путешественник начал свой рассказ:

    - Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит: «Придётся на некоторые время задержаться». - «Почему? Что-нибудь случилось?»

    - А действительно что-нибудь случилось? - не выдержал один из слушавших путешественника.

    - Сейчас скажу.

    Если слушатель не перебивает рассказчика, то диалог, приводимый в рассказе, можно оформить тоже двояким способом: или посредством тире с абзацев, или в подбор, причем в этом случае реплики заключаются в кавычки и разделяются знаком тире. Ср.:

    а) …Путешественник начал свой рассказ:

    - Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

    - Придётся на некоторое время задержаться.

    - Почему? Что-нибудь случилось?

    - В горах произошёл обвал.

    - Имеются какие-нибудь неприятные последствия?

    - Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы.

    б) …Путешественник начал свой рассказ:

    Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне провод ник и говорит: «Придётся на некоторое время задержаться». - «Почему? Что-нибудь случилось?» - «В горах произошёл обвал». - «Имеются какие-нибудь неприятные последствия?» - «Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы».

    Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

    Если диалог, приводимый в реплике, сопровождается авторскими словами, то он дается в подбор и выделяется кавычками:

    Бальзаминов. …Они смотрят да улыбаются, а я из себя влюблённого представляю. Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем (я ещё его не знал тогда), он и говорит: «За кем вы здесь волочитесь?» Я говорю: «Я за старшей». А и сказал так наобум… (Остр.)

    6. Если прямая речь, передающая невысказанные мысли, дается после авторских слов, то она не выделяется с абзаца:

    Всё шло спокойно. Неожиданно он спохватился и подумал: « А нет ли здесь какого-нибудь подвоха? »

    а) Всё шло спокойно.

    «А нет ли здесь, - подумал он, - какого-нибудь подвоха?»

    б) Всё шло спокойно.

    «А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?» - подумал он.

    7. Если передается длинный рассказ со многими абзацами, то тире ставится только перед первым абзацем (ни перед промежуточными абзацами, ни перед последним тире не ставится):

    - Работа нашей экспедиции проходила так, - начал свой рассказ учёный-геолог. - Был разработан подробный план, намечены маршруты.. [Продолжает рассказ.]

    Таковы предварительные результаты экспедиции.

    § 53. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах

    1. Прозаический текст в пьесах дается в подбор к имени действующего лица (последнее выделяется шрифтом); после имени действующего лица ставится точка:

    Анна Павловна. А Виктор Михайлович где? Лиза. Уехал. (Л.Т.)

    2. В стихотворных текстах после имени действующего лица, данного отдельной строкой и выключенного посередине, точка не ставится:

    Нина
    Смерть, смерть! Он прав - в груди огонь - весь ад.
    Арбенин
    Да, я тебе на бале подал яд. (Л.)
    Действие первое

    Театр представляет переднюю богатого дома в Москве. Три двери: наружная, в кабинет Леонида Фёдоровича и в комнату Василия Леонидыча.

    Лестница наверх, во внутренние покои; сзади неё проход в буфет. (Л.Т.)

    4. В ремарках, помещенных рядом с именем действующего лица и выделенных иным шрифтом (обычно кур сивом) в скобках, после скобки ставится точка:

    Манефа (Глумову). Убегай от суеты, убегай.

    Глумов (с постным видом и со вздохами). Убегаю, убегаю. (Остр.)

    5. Ремарки в тексте, относящиеся к данному лицу, если после ремарки следует новая фраза того же лица или если ремаркой заканчивается реплика, начинают прописной буквой, выделяют курсивом в скобках, с точкой внутри скобки:

    а) Е п и х о д о в. Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.) Вот… (Как бы торжествуя.) Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим… (Ч.)

    б) А н ф и с а (увидав Лыняева). Ах, вы уж… уж сами. (Идёт в сад.) (Остр.)

    Если же ремарка находится в середине фразы действующего лица, она начинается со строчной буквы и выделяется курсивом в скобках, без точки:

    Н и к и т а. А теперь я пойду (оглядывается кругом) налево.

    6. В стихотворных текстах ремарки, относящиеся к данному лицу, если примыкают к имени действующего лица, даются курсивом в скобках без точки; если же идут в середине (или по окончании текста) реплики действующего лица, то выделяются в отдельную строку и даются курсивом в скобках с точкой:

    А р б е н и н (прислушивается)

    Лжёшь! Он тут
    (показывает на кабинет)
    И, верно, сладко спит: прислушайся,
    как дышит.
    (В сторону.)
    Но скоро перестанет.

    С л у г а (в сторону)

    Он всё слышит… (Л.)

    7. Ремарка, относящаяся к другому действующему лицу, набирается обычно более мелким шрифтом и выключается в красную строку, без скобок:

    Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Где тебе! Сиди уж…

    Фирс входит; он принёс пальто. (Ч.)

    8. Если в середине реплики одного лица встречается ремарка, относящаяся к другому лицу, или ремарка общего характера (например, Темнеет или Раздаются песни ), то ремарка выключается, как обычно, в красную строку, без скобок, а продолжение речи ранее говорившего лица (перед ремаркой) приводится с новой строки без абзаца, причем имя действующего лица не повторяется:

    С е р г е й П е т р о в и ч. Пойдёмте со мною в дом.

    На кухне раздаётся стук посуды.

    Вот и ужин нам приготовлен.

    Имя действующего лица повторяют в тех случаях, когда при нем имеется относящаяся к нему ремарка:

    Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Вам понадобились великаны… Они только в сказках хороши, а так они пугают.

    В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.

    Л ю б о в ь А н д р е е в н а (задумчиво). Епиходов идёт. (Ч.)

    9. Если стихотворная строка дробится на части (в одной строке дается речь нескольких действующих лиц), то оформляется эта строка «лесенкой», т. е. начало текста реплики второго действующего лица будет на том уровне, где кончился текст реплики ранее говорившего:

    1-й п о н т е р
    Иван Ильич, позвольте мне поставить.
    Б а н к о м е т 1-й п о н т е р Б а н к о м е т 2-й п о н т е р
    Ну, в добрый путь. (Л.)

    В русском языке, чтобы передать в тексте чьи-то слова, используется такая синтаксическая конструкция, как прямая речь. Схемы (их четыре) в наглядной форме отображают, какие знаки и где ставятся. Чтобы в этом разобраться, нужно понимать указанные в них сокращения.

    Разница между прямой речью и косвенной

    Сообщать чьи-то высказывания можно либо от лица того, кто их произносит (это и есть прямая речь), либо от третьего лица, и тогда она будет косвенной. В статье рассмотрим подробнее первый вариант. Схемы прямой и косвенной речи отличаются, так как по-разному оформляются и звучат в тексте, например:

    • «Сегодня я поздно буду с работы», - сказала мама . отображает сказанное матерью, передавая информацию от нее лично. В этом случае схема прямой речи делится на того, кто говорит, и непосредственно на содержание.
    • Мама сказала, что сегодня будет поздно с работы . В этом варианте слова передаются не от лица говорящего. В письменном виде косвенная речь - это в которой авторские слова идут вначале и являются ее главной частью.

    Существует 4 схемы передачи прямой речи, в которых применяются следующие обозначения:

    • П - указывает на заглавную букву, с которой начинается прямая речь.
    • п - означает начало речи с маленькой буквы.
    • А - это авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы.
    • а - строчная буква.

    В зависимости от того, какие используются обозначения, и где они стоят в схеме, можно построить предложение. Которое будет ей соответствовать или, наоборот, уже имеющийся текст позволит расписать схематически.

    Прямая речь в начале текста

    Схемы прямой речи, в которых она предшествует словам автора, выглядят следующим образом:

    • «П», - а.
    • «П?» - а.
    • «П!» - а.

    Если словам автора предшествует прямая речь, правила (схема отображает это) требуют заключать ее в кавычки, а между ними ставить знак препинания, соответствующий эмоциональной окраске высказывания. Если оно повествовательное, то части разделяются запятой. При вопросительной или восклицательной эмоции в речи ставятся знаки, передающие данную стилистическую окраску предложения. Например:

    • «Мы едем летом на море», - сказала девочка.
    • «Мы едем летом на море?» - спросила девочка.
    • «Мы едем летом на море!» - радостно крикнула девочка .

    В данных примерах одно и то же содержание прямой речи передается с разной эмоциональной окраской. Слова автора также меняются в соответствии с этими изменениями.

    Слова автора в начале речи

    Схемы прямой речи (с примерами ниже), в которых слова автора начинают синтаксическую конструкцию, применяются, когда важно указать на говорящего. Они выглядят следующим образом:

    • А: «П».
    • А: «П?»
    • А: «П!»

    По схемам видно, что за словами автора, которые начинаются с заглавной буквы, так как стоят в начале предложения, необходимо ставить двоеточие. Непосредственно прямая речь с обеих сторон охватывается кавычками и начинается с заглавной буквы, как самостоятельная синтаксическая конструкция. В конце ставится соответствующий эмоциональному содержанию текста. Например:

    • Мальчик подошел и сказал тихим голосом: «Мне нужно домой к больной маме». В данном примере прямая речь располагается за словами автора и имеет нейтральную окраску, поэтому в конце ставится точка.
    • Крик возмущения вырвался из ее уст: «Как вы можете не замечать этой несправедливости!» Предложение имеет эмоционально экспрессивную окраску, передающую сильное возмущение. Поэтому прямая речь, которая стоит за словами автора и взята в кавычки, заканчивается восклицательным знаком.

    • Девочка с удивлением посмотрела на него: «Почему ты не хочешь идти с нами в поход?» Хотя в словах автора указано на такую эмоцию, как удивление, прямая речь звучит в виде вопроса, поэтому в конце стоит

    Важно помнить: прямая речь, стоящая за словами автора, всегда пишется с прописной буквы и отделяется от них двоеточием.

    Третья схема

    • «П, - а, - п».
    • «П, - а. - П».

    По схемам видно, что прямая речь делится на 2 части словами автора. Пунктуация в данных предложениях такова, что они всегда отделяются от прямой речи с двух сторон дефисами. Если после слов автора поставлена запятая, продолжение прямой речи пишется с маленькой буквы, а если точка, то она начинается как новое предложение с заглавной буквы. Например:

    • «Я за тобой завтра заеду, - сказа Егор, садясь в машину, - не проспи».
    • «Мама приезжает ранним утром, - напомнил папа. - Нужно заранее заказать такси».
    • «Что ты здесь делаешь? - спросила Мария. - Разве ты не должен быть на лекции?»
    • «Какой ты упрямый! - воскликнула Света. - Не хочу больше тебя видеть!»

    Важно: хотя в последних двух примерах начальная часть прямой речи заканчивается не запятой, а вопросительным и восклицательным знаками, слова автора пишутся с маленькой буквы.

    Прямая речь между словами автора

    Четвертая схема прямой речи поясняет, какие знаки ставятся, когда она стоит между словами автора.

    • А: «П» - а.
    • А: «П?» - а.
    • А: «П!» - а.

    Например:

    • Диктор сказал: «Сегодня в новостях» - и почему-то запнулся.
    • Эхо принесло издалека: «Где вы?» - и снова стало тихо.
    • Брат грубо ответил: «Не твое дело!» - и быстрым шагом вышел за дверь .

    Нельзя ограничиваться только перечисленными выше схемами, так как прямая речь может состоять из любого количества предложений, например:

    «Как хорошо! - воскликнула бабушка, - думала, никогда не доберемся домой. Устала смертельно» . Схема данной синтаксической конструкции выглядит следующим образом:

    «П! - а, - п. П».

    Русский язык очень выразителен и на письме больше, чем умещается в 4 классические схемы. Зная основные понятия о прямой речи и знаках препинания при ней, можно составить предложение любой сложности.

    Дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты .

    Обозначения:

    Слова автора до прямой речи

    • Точка находится за кавычками.
    Сидоров сказал: «Вернусь поздно». Волк закричал: «Ну, погоди!»

    Слова автора разрывают прямую речь

    В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же.

    «Буду поздно, - сказал Сидоров. - Ложись спокойно спать». «Ну, заяц! - закричал волк. - Ну, погоди!»

    Диалог

    Кавычек нет (даже если в одной есть слова автора). Каждая реплика начинается с новой строки, перед репликами ставится тире .

    - Кто там? - Это я, почтальон Печкин, - последовал ответ. - Принёс заметку про вашего мальчика.

    Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится тире.

    - Идём, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь? (Горький). (сравните: «Идём, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?» )

    Диалог, вытянутый в строку

    Короткие (2-3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире.

    - Кто там? - спросил дядя Фёдор. - Это я!

    Не являются прямой речью


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Прямая речь" в других словарях:

      Чье либо высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь … Большой Энциклопедический словарь

      Прямая речь - ПРЯМАЯ РЕЧЬ. См. Косвенная речь … Словарь литературных терминов

      ПРЯМОЙ, ая, ое; прям, пряма, прямо, прямШы и прямы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Прямая речь - (от лат. oratio recta) – один из способов передачи чужой речи (см.) – воспроизводимая дословно речь какого либо лица, оформленная как относительно самостоятельное предложение и вводимая в текст словами другого лица – автора этого текста, так… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

      Воспроизведение высказывания от имени того лица, которым оно было сделано, сопровождаемое авторскими словами (см. авторские слова). По отношению к авторским словам прямая речь выступает как самостоятельное предложение, только по смыслу и… … Словарь лингвистических терминов

      Синтаксический способ введения в текст чужой речи. Конструкции с прямой речью включают собственно чужую речь и слова автора, которые могут ей предшествовать, следовать за ней и включаться внутрь; в зависимости от этого конструкции по разному… … Литературная энциклопедия

      Чьё либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь. * * * ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПРЯМАЯ РЕЧЬ, чье либо высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь (см … Энциклопедический словарь

      Прямая речь - (лат. oratio recta) дословное воспроизведение чужого высказывания, сопровождаемое комментирующей репликой говорящего («словами автора»). В отличие от синтаксически организованной косвенной речи, П. р. строится по принципу паратаксиса свободного … Лингвистический энциклопедический словарь

      Чьё либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи (См. Косвенная речь), сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится:… … Большая советская энциклопедия

      прямая речь - 1) Речь другого лица, передаваемая дословно, вне зависимости от речи лица, служащего передатчиком. 2) Языковое средство, используемое в художественной речи, публицистическом, разговорном стилях, где идет ориентация на выразительные возможности… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

error: