План-конспект занятия по окружающему миру на тему: Прогулка «Наблюдение за птицами. Наблюдение с детьми за облаками

Конспект занятия по экологии в старшей группе

на тему « Наблюдение за кроликом»

Программное содержание:

Закрепить и дополнить знания детей о внешнем виде и повадках кролика. Подвести детей к выводу о зависимости строения его ног и способа передвижения. Дать знания детей о пользе кроликов. Укреплять интерес к наблюдению за животным. Учить детей бережно обращаться с кроликом, заботиться о нём.

Активизация словаря:

пух, шерсть, грызет, прыгает, торчащие

(уши), длинноухий, косой, длинный, короткий , крольчата, ветеринар

Оборудование:

кролик в корзине, корм для кролика, салфетка для рук, карточки с изображением диких и домашних животных.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель вносит в группу корзинку с зайцем, накрытым платком.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто спрятался в корзинке?

Дети высказывают свое мнение

Воспитатель: Хорошо, вы узнаете кто это, если внимательно послушаете загадку

и угадаете её.

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Это заяц или кролик.

Воспитатель: Верно, к нам на занятие пришёл кролик. Кролик какое

животное, где он живёт?Дети: Кролик живет рядом с человеком, значит это

домашнее животное.

Воспитатель: Сейчас мы выпустим его. Посмотрите какой он.

Детям надо дать возможность рассмотреть кролика.

Воспитатель: Дети, вы рассмотрели его, а теперь ответьте мне на вопрос ы: «Какой он по величине? Большой или маленький?»Дети: Этот кролик большой.

Воспитатель: Да, это большой кролик. А теперь скажите какие у

него уши?Дети: У кролика длинные уши.

Воспитатель: Верно, у него длинные уши. Если у него длинные уши как его можно назвать? Какой он?

Дети: Длинноухий.

Воспитатель: Правильно. Что он делает ушами?

Дети: Кролик ушами двигает, шевелит, прислушивается.

Воспитатель: Верно. Он ушами слышит даже самый слабый шорох, да ещё определяет с какой стороны шорох, уши у него приподняты, торчат, а когда он спокоен, то уши у него лежат на спине. Давайте посмотрим на мордочку кролика. Чем он смотрит на нас? Дети:Он смотрит на нас глазками.

Воспитатель: Какие у него глаза?

Дети: Глаза маленькие, черные.

Воспитатель: Глаза небольшие, черные, как пуговки, расположены по бокам головы, ими он может видеть не только, что впереди, но и то, что сбоку, сзади. Поэтому его называют косым.

Что еще вы заметили на мордочке у кролика?

Дети:На мордочке у кролика ещё есть носик, рот, усы.

Воспитатель: Верно. А какие у него усы?

Дети:Усы у него длинные.

Воспитатель: Сейчас посидим тихо и посмотрим, что кролик будет делать?

Дети:Кролик прыгает.

Воспитатель: Ребята, что помогает ему двигаться?

Дети:Ему помогают двигаться ноги.

Воспитатель: Верно, посмотрите на его ноги. Что вы можете

рассказать о них.

Дети: У кролика четыре ноги. Передние ноги короче задних.

Воспитатель: Правильно. Передние ноги короче задних.

Вспомните и назовите животных у которых тоже

передние лапы короче задних.

Дети:Это белка, кенгуру, лягушки.

Воспитатель: Животные, у которых передние ноги короче задних умеют прыгать.

Ребята, а у кролика есть маленький комочек пуха. Что это такое?

Дети:Это у кролика хвостик и находится он сзади.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Хвост у кролика маленький.

Воспитатель: Правильно. Чем покрыто тело кролика?

Дети:Тело кролика покрыто шерстью.

Воспитатель: Какого цвета шерсть?

Дети:Кролик белого цвета.

Воспитатель: А сейчас хотите погладить кролика?

Дети:Да, хотим.

Воспитатель берёт зверька в руки, гладит его и предлагает каждому ребенку погладить, при этом показывает как правильно надо делать. Затем предлагает салфеточку, чтобы вытереть руки.

Воспитатель: Вот вы погладили кролика и скажите, какая у него шерсть?

Дети: Шерсть у кролика мягкая, гладкая, теплая.

Воспитатель: Верно, такую гладкую шёрстку называют пух. ,

Мы с вами немного засиделись и давайте немного разомнемся.

Физминутка .

Воспитатель: Сейчас тихо садитесь на стулья и продолжим наше занятие. Давайте вспомним чем питается кролик?

Дети: Кролик любит морковку, капусту.

Воспитатель: Верно, давайте предложим нашему кролику морковку. Что он делает с морковкой?

Дети:Кролик грызёт морковь.

Воспитатель: Верно. У него острые зубки и свою еду он грызёт.

Его можно назвать грызуном. Кого из других

животных можно также назвать?

Дети:Зайца, белку, хомяка можно назвать грызунами.

Воспитатель: Правильно. Кролик ест не только морковь, капусту,

но ему ещё нужно давать веточки деревьев, зерно,

летом траву, зимой – сено. И конечно же обязательно

давать воду.

Ребята, а какую пользу приносят нам кролики, для

чего их разводят?

Дети:Кролики дают мясо, из шкурок можно сшить шапки,

Воспитатель: Правильно. А ещё кролики дают нам пух, его вычёсывают специальными деревянными расчёсками, из пуха делают пряжу, а из пряжи можно связать варежки, шарфики и другие вещи. Ребята, а вы знаете как называются детёныши у кроликов?

Дети:Детёныши кроликов называются – крольчата.

Воспитатель: Верно. У крольчихи на свет может появиться 5-6, а иногда и больше детенышей. Они бывают очень маленькие, слепые, беспомощные. А вот уже на 7-8 день они открывают глаза. Питаются малыши маминым молоком, через месяц они подрастут и смогут есть всё, чем питаются кролики. Скажите что нужно делать, чтобы кролики не болели?

Дети.Хорошо кормить, чистить клетки.

Воспитатель: Правильно, нужно хорошо кормить, содержать в

чистоте клетки в которых они живут, если заболел

то отвести к доктору. А как называют доктора,

который лечит животных?

Дети: Такого доктора зовут – ветеринар.

Воспитатель: Всё правильно сказали. Скажите кролик это

какое животное?

Дети:Кролик – домашнее животное.

Воспитатель: Правильно. А сейчас мы с вами поиграем игру «Домашние и дикие животные» Я пройду и раздам вам карточки на которых изображены животные. Вы назовёте кто у вас и по сигналу вам нужно будет быстро встать там, где он живёт: в лесу или возле домика. А чтобы кролик не испугался и нам не мешал нам играть посадим его опять в корзинку.

Игра «Дикие и домашние животные»

Воспитатель: Молодцы. Садитесь на стульчики.

Скажите о ком мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Дети высказываются.

Воспитатель: На этом наше занятие кончается, с кроликом мы не прощаемся, он будет у нас в группе.

ЗНАКОМИМСЯ С РАБОТОЙ ДВОРНИКА

ЦЕЛЬ – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.

БЕСЕДА: Встает дворник на заре, крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет и дорожки разметет.

Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки.

Голичок на длинной ножке пляшет прямо на дорожке, убирает все дотла. А зовут меня…(метла).

Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет.(метла).

Зубасты, а не кусаются.(грабли).

ТРУД: Собрать крупный мусор.

П/И: «По ровненькой дорожке». Ходьба по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. «Пружинка».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Что делает?» «Сделай сам».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Собрать мелкие камешки в корзину.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Дружные ребята».

ИЗУЧАЕМ ТРАНСПОРТ

ЦЕЛЬ – научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.

БЕСЕДА: Отойдите! Я - машина! И внутри меня - пружина! И с утра всегда она на весь день заведена.

Рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колёса. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают. С детьми уточнить, где ездят машины. Как переходить улицу. С какой стороны у машины руль. Познакомить с профессией водителя. Чем это профессия отличается от других? Какова нужность водителя? Следует ли водителю соблюдать правила дорожного движения? Почему?

ТРУД: Очистить дорожки для автомобилей.

П/И: «Поезд», «Светофор» .Пройти по кривой дорожке (ходьба по ограниченной поверхности).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. « Угадай по описанию». «Как гудит машина?»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «Выложи из камней» - выложить из камней машинку. Рисование на песке.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Есть игрушки у меня».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСЕННИМИ ЦВЕТАМИ

ЦЕЛЬ – учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений.

БЕСЕДА: Мой сад с каждым днем увядает, помят он, поломан и пуст. Хоть пышно еще доцветает настурций в нем огненный куст…

Обратить внимание на осенние цветы на клумбе, узнать, какие цветы знакомы детям, познакомить с новыми цветами. Как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: есть соцветия, трава и цветы ниже, чем деревья. Как ухаживать за цветущими и не цветущими растениями? На клумбе цветут астры: синие, красные, белые. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада.

ТРУД: Уборка участка от сухих веток.

П/И: «Найди, где спрятано». «Прыгай выше». Развитие движений в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Красный, зеленый». «Больше – меньше».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Прыганье по кочкам.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Букет».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЬДОМ

ЦЕЛЬ – закреплять знания о свойствах льда.

БЕСЕДА: В нашем мутном водоеме всякой рыбы – косяки; выбор просто преогромен; клев отличный, мужики!

Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны – полевая. Появляются проталины, цветет мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны – речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах снег держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Лед не ломается, а постепенно тает.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Измерить толщину льда с помощью ледомера (продолжать наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).

ТРУД: Очистка участка от мусора и снега.

П/И: «Волк во рву». «С кочки на кочку». Прыжки в длину.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Дотянись, не ошибись». «Пойдешь на лево».

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Водичка».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОРОКОЙ

ЦЕЛЬ – формировать представления о внешнем виде сороки, её характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

БЕСЕДА: Всюду я летаю, всё на свете знаю. Знаю каждый куст в лесу: может быть, меня за это и зовут лесной газетой.

Как выглядит сорока? Чем она питается? Как стрекочет? Сорока имеет много прозвищ: сорока – белобока,сорока- стрекотуха, сорока- воровка. «Белобока» - потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья чёрные. Хвост тоже чёрный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетает с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» её прозвали за то, что она любит всё яркое, блестящее. Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не летает зимой, а перебирается по ближе к людям.

ТРУД: Сбор урожая овощей.

П/И: «Волк и козы « , «Самолёты» . Прыжки на двух ногах.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

«Самый быстрый». «Смотри и делай».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рисование на песке. Выкладывание силуэтов из камушек.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Сорока».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГРАДОМ

ЦЕЛЬ - познакомить с понятием «град»; дать представление почему в природе наблюдается град; активизировать внимание, память.

БЕСЕДА: С неба полетели белые горошки. Испугалась курица, убежала кошка. Я хотел попробовать белого горошка, только почему-то тает он в ладошках.

Когда земля нагревается, тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землёй всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идёт с дождём, одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки-горошки: на дороге, под кустами и т.д.

ТРУД: Уборка обрезанных веток кустарников и деревьев.

П/И: «Птицы и лиса.» « Подбеги и поймай». Прыжки с пеньков.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Кто вперёд.» «Узнай по описанию».

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « Град».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с выносным материалом.

Наблюдение с детьми за облаками

Наблюдение с детьми за облаками — очень увлекательное занятие.

Сегодня хочу вспомнить счастливые денечки уходящего лета и предложить вам комплексное занятие по наблюдению с детьми за облаками. Это занятие подойдет как для проведения наблюдения в детском саду воспитателями, а так же родителями вне детского сада.

Из своего педагогического опыта могу сказать, что наблюдение за таким явлением природы, как облака, очень нравится детям и никогда не бывает скучным. Впрочем, последние напрямую зависит от взрослых.

Наблюдение с детьми за облаками в игровой форме

Итак, однажды летним погожим днем мы подняли головы вверх и увидели…

А вот теперь стоит загадать загадку:

Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Все плывут, плывут куда – то,
В небе белые, как вата.
То причудливо сольются –
Белой птицей обернутся.
То растают, словно дым,
Станут пятнышком одним.

Конечно же это облака. Детям предлагается понаблюдать за облаками, высказать свое мнение, на что они похожи. Для того, что бы наблюдения за облаками прошло интереснее и веселее, предложите детям игру «Поймай облако».

Для этой игры нужно заранее подготовить картонки с прорезями по середине. Дети смотрят на облака через отверстие в картонке. Детям очень нравиться этот игровой момент и они очень живо рассказывают, кто какое облако поймал.

Попросите детей подобрать прилагательные к слову «облака» — какие они? (белые, пушистые, сказочные и т.д). Попросите ребенка закончить фразу: «облака легкие, как…?» (пух, вата, перышко и т.д). Спросите ребенка, как он понимает выражение «Витает в облаках».

А от куда берутся облака? Предложите детям провести опыт.

Опыт «облако в банке».

В группе детей этот опыт проводит взрослый, а дети наблюдают и делают выводы. В домашних условиях к проведению опыта можно подключить ребенка, но обязательно предупредите, что вы будете работать с горячей водой. Обсудите правила безопасности.

Для опыта вам понадобиться трехлитровая банка, железная крышка, горячая (но не кипяток) вода, кубики льда.

В банку наливают горячую воду на высоту примерно 2,5 сантиметра. Теперь банку накрываем железной крышкой и на нее кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки поднимаясь вверх и охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако.

Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу образуя облако. Встречаясь вместе они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Обратите внимание что происходит со льдом на крышке, почему рядом со льдом образовалась лужа? (В тепле лёд тает, так как лёд – замёрзшая вода). Предложите детям рассмотреть схему круговорота воды.

Сделайте вывод: облака — это капельки воды, которые при нагревании солнечными лучами превратились в пар и поднялись вверх. Когда таких испарившихся капелек становиться много в одном месте, мы наблюдаем на небе облака.

Пора немного подвигаться. Можно провести физминутку.

Физминутка «Облако»

Исходное положение — сидя на корточках или стоя на коленках.

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Подняться с корточек или встать с колен)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх)
Ветер это облако (Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу . (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

Презентация для детей «Плывут по небу облака»

Облака могут быть разной формы, цвета, размера, перистые, дождевые, кучевые, слоистые. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются, и сколько в них содержится воды.

Для того, что бы рассказать детям про различные виды облаков предлагаю презентацию «Плывут по небу облака». Для запуска флеш презентации щелкните по названию или по картинке ниже. Все подписчики получают доступ к скачиванию обновленной версии презентации с песенкой-караоке «Облака, белогривые лошадки». Форма подписки находится в сайт баре.

Подвижная игра «Найди облако»

Для этой игры вам нужно разместить картинки или фотографии с различными видами облаков в разных концах комнаты или группы. Затем взрослый говорит: «Все бежим к кучевым облакам!». Затем дети объясняют, почему они прибежали именно к этой картинке. Затем взрослый приглашает всех бежать к другому виду облаков и т.д. Игра продолжается 3-5 минут.

А теперь все дети приглашаются в творческую мастерскую. Здесь все облака самым чудеснейшем образом превратятся в различных животных, растения или во что-то необычное. Во все, что подскажет неиссякаемая детская фантазия.

Детям раздаются картинки с изображениями облаков и фломастеры. Ребенок должен нарисовать на облаке то, что он видит. Примеры рисунков:




Юля Капко
Конспект наблюдения за живой природой

Конспект наблюдения за живой природой

Тема : Наблюдение за воробьем .

Возраст : вторая младшая группа (4 г. ж.)

Цель : закреплять знания детей о воробье в осенний период.

Задачи :

Образовательные : Учить правильно, говорить и выражать свои мысли, говорить полным предложением. Учить выделять отдельные части объекта.

Воспитательные : Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и птицам .

Развивающие : развивать воображение, целостное формирование образа воробья, развивать помощь птицам в трудный период времени.

Приемы : вопросы разного характера, звукоподражание, имитация движений, трудовые действия по уходу за животным , использование худ. слова.

Словарная работа : круглые, чирикают, подпрыгивают, прилетают, коричневые.

Предварительная работа : ознакомление детей с изображением воробья, рассказ о воробьях с личного наблюдения детей .

Материал : изображения с птицами.

Время проведения : 10 минут.

Ход наблюдения:

Воспитатель : Смотрите, смотрите, кто это у нас в кормушке лакомится едой? Давайте я вам загадку загадаю, так будет легче вспомнить, что это за птичка : «Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков, в теплый край я не летаю, здесь над крышей обитаю, чик-чирик не робей, я бывалый…

Дети : Воробей.

Воспитатель : Молодцы дети вы правильно отгадали загадку, а вот и сам воробей. Ребята давайте вместе почирикаем как воробушки.

Дети : Чик-чирик, чик - чирик.

Воспитатель : как самые настоящие воробушки. Дети, а давайте осмотритесь вокруг, какое время года сейчас?

Дети : осень.

Воспитатель : нет – нет полным ответом : повторите за мной – «Сейчас время года осень»

Дети : На улице сейчас время года осень.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что делают воробушки осенью на улице?

Дети : летают, кушают, чирикают…

Воспитатель : Молодцы дети, все вы очень внимательны. Ребята, перед зимой птицам мало еды, из - за того что меняться погода, становиться холодно, давайте положим в кормушку немного еды для воробья.

Дети : нужно насыпать крошек в кормушку, которую мы сделали.

Воспитатель : правильно дети! А давайте внимательно рассмотрим, из каких частей состоит у нас воробей?

Дети : туловище, голова, крылья, хвост, лапки, клюв.

Воспитатель : а какого цвета у них перья?

Дети : перья коричневые.

Воспитатель : коричневые, правильно ребята. Это маленькая подвижная птичка, подпрыгивает, что бы передвигаться по земле. На круглой его голове у него есть глазки, которые быстро моргают и клювик, которым он клюет хлебные крошки. Тело у воробушка покрыто серо-коричневыми, маленькими перьями. Когда воробьям холодно они прижимаются друг к другу, что бы сохранять тепло.

Воспитатель предлагает детям обняться и посидеть, а потом спрашивает, стало ли им теплее?

Дети : Да.

Воспитатель дает задание из четырех иллюстраций птиц найти воробья – дети находят его. Воспитатель спрашивает, а как они его нашли, по каким признакам, цвету.

Педагог предлагает поиграть в п/и «Воробышки и автомобиль» :

Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками – это дом. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне. Дети воробышки перепрыгивают линию и бегают в разные стороны по площадке. На слова воспитателя, «автомобиль едет, летите в гнёзда» воробышки бегут в дом.

По желанию игра повторяется.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Никифорова С. Н. Актуальность.

Уважаемые коллеги! Делюсь с Вами фотографиями альбома наблюдения за живой природой, который мы заполняем вместе с ребятишками. Начинали.

Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе 1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ. Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно.

Цель: расширять представления о весенних изменениях в природе. Задачи 1) Образовательная: расширить знания о растаявшем снеге. 2) Развивающая:.

Конспект занятия-наблюдения по ознакомлению дошкольников с неживой природой «Воздух и его свойства» Тема: Воздух и его свойства. Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Задачи: 1. Показать, что воздух легко обнаружить. 2.

Наблюдение в природе занимает огромную роль в жизни каждого ребенка. С помощью наблюдения ребенок познает мир, все его хорошие и плохие.

Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе Старшая группа Наблюдения за неживой природой СЕНТЯБРЬ № п/и Тема наблюдения Цель 1 неделя Наблюдение за росой - где оседает, на что похожа,.

Конспект занятия внеурочной деятельности

Я – исследователь

Я – исследователь

Наблюдение и наблюдательность.

Цель занятия: обучать детей видеть проблемы; развивать внимание, наблюдательность, мышление; учить работать с приборами; воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: презентация, карточки для работы в парах, лупы.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыты знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

2.Актуализация опорных знаний Учитель: Как называется наше занятие?

-(Наше занятие называется « Юные исследователи окружающего мира»)

    Сегодня на занятии мы продолжаем быть исследователями.

    Вспомните, кто такие исследователи.

(Люди, занимающиеся научными исследованиями.)

    А что такое исследование?

(Научный труд.)

    Вот сегодня мы с вами сделаем ещё один шаг в науку.

Посмотрите внимательно на карточки с символами (Слайд№2)

    Как вы думаете, о чём они нам говорят?

-(Это изображение методов исследования.)

    Вспомните эти методы. (Подумать, задать себе вопрос, спросить другого человека, провести эксперимент, посмотреть в книгах, посмотреть в компьютере, посмотреть по телевизору.)

    Какой первый и главный метод использует исследователь?

(Подумать самостоятельно)

    Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно. Как вы думаете, что означает этот знак «вопрос»? (Здесь должен быть новый метод исследования)

    Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

- (О новом методе исследования)

    Правильно! А вот о каком, вы догадаетесь сами.

    У вас на столах листочки с заданием. Но прежде чем его выполнять давайте вспомним правила работы в паре. (СЛАЙД №3)

На карточке зашифрованы слова НАБЛЮДЕНИЕ и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

    Какие вы получили слова? (Наблюдение и наблюдательность.)

    Что такое наблюдение? А наблюдательность?

    Каким из известных методов вы можете воспользоваться на занятии, чтобы самим ответить на эти вопросы?

-(посмотреть в книгах – энциклопедиях, толковых словарях)

-(Внимательный)

    Вот сейчас проверим, какие вы наблюдательные (внимательные).

    Физминутка для глаз

3.Практические задания (Слайды№7-11)

А). Найдите ошибки художника.

Б). Сколько раз повторяется эта буква?

В). Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

Г). Какие вы видите предметы? Найдите их.

Д). На какие геометрические фигуры могут быть похожи деревья? Ваши предположения.

4. Учусь наблюдать.

Учитель: Знаете ли вы, какое за окном время года? (поздняя осень) А какое время года приближается? (зима) А знаете вы куда прячется лето?

Сергуненков Борис Николаевич «Куда лето прячется»

Когда-то на земле не было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля была мягкой как пух, вода в речке - тёплой, деревья росли круглый год, листья не сбрасывали и были вечно зелены! Так продолжалось до тех пор, пока однажды зима не обиделась.
- Что же это такое, - говорит, - всё лето и лето, пора и совесть знать.
Стала зима лето теснить, а куда лету деваться? Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в реку - река льдом покрылась.
- Погибаю, - говорит, - некуда мне деться. Убьёт меня зима.
Тут говорят лету почки на деревьях:
- Иди к нам, мы тебя спрячем.

Лето и спряталось в почки деревьев, укрылось от холодной зимы……..

Уважаемые исследователи, как лето могло спрятаться в почки? Что это значит?

Что нам необходимо для такого исследования? (веточка с почками)

В мире создано много открытий при помощи метода наблюдения. Сегодня и мы с вами поучимся быть наблюдательными.

Учитель: - Давайте прогуляемся по улицам нашего города.

5. Физминутка (моторно-двигательное внимание)

Запрещенное движение
(Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений)

Посмотрите по сторонам. Слайд №12-13 (вишня и сирень)

Что вы можете сказать о деревьях и кустарниках?

(Они без листьев, голые).

Это даст нам возможность хорошо их рассмотреть.

Мы будем работать по плану, который называется алгоритм, т.е. последовательное описание наших действий.

Я УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ

1

Рассмотри веточки деревьев.

Есть ли на них листья?

Найдите место, где был раньше листочек.

ДА НЕТ

Найди на веточках почки. Рассмотри их. Одинаковые они?

ДА НЕТ

Какого цвета эта почка?

Обрати внимание на то, какие плотные чешуйки её покрывают. Зарисуй почку. Слайд №14

Как ты думаешь, для чего у почки такие плотные чешуйки? Расскажи. (защищают от холода и высыхания, от вредных веществ)

Разрежьте почку сирени вдоль, рассмотрите ее под лупой. Слайд №15

Найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и зачаточную почку.

Сделай вывод наблюдения.

Зимой растение спит, находится в состоянии покоя.

В почках спрятаны листочки.

Почка - это зачаточный побег, которому предстоит расти и развиваться.

Учитель: Как вы объясните выражение «лето прячется в почки» с научной точки зрения.

А теперь послушайте как рассказ закончился.

Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи. Почки на деревьях набухли и раскрылись.
А как только они раскрылись - вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю. С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется. А придёт весна, появятся на деревьях новые листья - говорят люди:
- Лето пришло!

6. Рефлексия.

Какой метод исследования использовали в работе? (наблюдение)

Слайд №16 Давайте вернемся к нашим методам исследования.

Что же мы вставим вместо вопроса?

Для чего нам необходимо знать эти методы?

(для наших исследований)

Продолжите предложения Слайд №17

Сегодня на занятии я узнал(а) ………

Теперь я могу……………

Своей работой на занятии……………..

Я УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ

1

Рассмотри веточки деревьев.

Есть ли на них листья?

ДА НЕТ

Что осталось на месте листьев?

Найди на веточках почки.

Рассмотри их. Одинаковые они?

ДА НЕТ

Возьми веточку вишни и отдели одну почку.

Какого цвета эта почка?

Раскрась клеточку таким цветом.

Обрати внимание на то, какие плотные чешуйки её покрывают. Зарисуй почку.

Раскрой чешуйки. Что ты увидел внутри почки? Нарисуй.

Как ты думаешь, для чего у почки такие плотные чешуйки? Расскажи.

Рассмотри разрезанную вдоль почку сирени под лупой. Что ты видишь?

Сделай вывод наблюдения.

Зимой растение_________________________.

В почках спрятаны______________________.

error: