Пьер леру. Алек Д

В эпоху глобального кризиса многие задумываются над тем, действительно ли капитализм является наилучшей возможной общественной системой. Разумеется, так называемый реальный социализм скомпрометировал себя повсюду: в Советском Союзе и в Китае, на Кубе и в Камбожде, в Восточной Европе и в Северной Корее. Но вопрос о том, возможен ли какой-либо иной социализм остается открытым. Могут ли люди мечать о более справедливом обществе, где не будет места биржевым спекуляциям, а труд вновь обретет свою ценность?

Предлагаем вашему вниманию цикл передач, посвященных как основоположникам социализма, так и его нынешним идеологам. Передача первая. Рассказ о забытой фигуре того, кто придумал слово «социализм». О французском журналисте Пьере Леру.


К 1833 или 1834 году, когда Пьер Леру вводит в обиход понятие «социализм», сама концепция более справедливого общества носилась в воздухе. Пьер Леру отпределяет так некий средний путь между индивидуализмом и коллективизмом. Принцип свободы не должен мешать принципу равенства, а равенство – не душить свободу. Осуществить же все это можно только благодаря третьему термину республиканского лозунга, лозунга Французской революции – братству. Поставив братство в центр своей системы, Леру мечтает примирить равенство и свободу на всех уровнях человеческих отношений, начиная с дружбы между отдельными людьми и кончая различными формами ассоциаций на государственном уровне.

Итак, кем же был Пьер Леру? Этот талантливый мечтатель родился в 1797 году в Париже. Он окончил Эколь Нормаль, но, несмотря на способности, ему пришлось отказаться от престижной Высшей Политехнической школы по денежным причинам и устроиться рабочим в типографию. Однако, Леру, который находится под влиянием таких левых мыслителей как Сен-Симон, Анфантен, Роберт Оуэн, Шарль Фурье, мечтает о большем. В 1824 году, вместе с несколькими бывшими соклассниками по лицею, он основывает журнал «Ле Глоб», Земной шар. За несколько лет, этот журнал становится одним из самых значимых, благодаря независимости духа, разнообразию сюжетов, качеству и известности авторов. Именно там сосредоточены те, кто станет играть заметную роль в период Июльской монархии. Вся европейская интеллигенция числится среди подписчиков журнала. После революции 1830 года Леру становится единственным хозяином журнала. Сторонник сен-симонизма (о котором речь пойдет в следующей передаче), Леру превращает журнал в ежедневный политический листок. Однако, в 1832 году он порывает с сен-симонистами и основывает вначале «Энциклопедический журнал», а затем «Новую энциклопедию», для которой он лично пишет около ста статей. В этих статьях он дает определение основам демократии: «Между буржуа и пролетариями должно существовать электоральное равенство; Ева равна Адаму; негр, что бы вы ни думали по этому поводу, тоже человек».

В 1835 году Леру знакомится с Жорж Санд: между ними немедленно выпыхивает обоюдная симпатия и взаимное восхищение. Влияние идей Леру на писательницу заметно в нескольких ее романах, особенно в «Консуэло» и «Спиридоне». Со своей стороны, Санд оказывает Леру и его семье значительную материальную помощь. В 1843 году они вместе основывают «Социальный журнал» (La Revue Sociale). Однако, впоследствии Санд разочаровывается в Леру, понимая, что он использовал ее имя для поиска средств.

В конце 1843 года Леру получает от правительства Луи-Филиппа лицензию на создание типографии в маленьком городке Буссак, в регионе Крез, недалеко от Ноана. Он поселяется там с семьей, друзьями и учениками, которые находятся под влиянием его теорий и намерены претворить их в общинную практику. Для Леру, мирный союз между народами, ценности свободы, коллективная собственность на средства производства, народное образование, а также евангельские ценности являются основами идеального общества, в котором капитал станет попросту ненужным. Он развивает в частности теорию «круговорота», показывая, что коммуна может обеспечить собственное выживание, в ритме природного цикла. Чтобы осуществить свой идеал автаркии, Леру мечтает о создании образцовой коммуны, своего рода фаланстера, где он сможет осуществить на практике свои идеи.

После провозглашения Второй республики, Леру был избран в конце 1848 года мэром Буссака, а несколько месяцев спустя – депутатом Национального собрания. Он представляет проект конституции, который вызывает больше сарказма и иронии, чем подлинного интереса. Одна из причин – его весьма неакадемическая внешность. Пышные длинные волосы Леру, которые торчат во все стороны и делают его похожим на немолодого битника, кажутся мало совместимыми с серьезными идеями в его голове. Карикатуристы, влияние которых в ту эпоху было огромным, забавляются, как могут, изображая эту шевелюру.

В чем же состоит проект Леру? Леру разделяет все общество на профессиональные группы, каждая из которых существует по его троичному закону: свобода и равенство, уравновешенные братством. Само же братство находится под присмотром Господа, потому что социализм – это осществление евангельского послания Христа. Получается, что социализм без насилия возможен лишь в рамках христанской доктрины и идеологии.

Конец политической деятельности Леру был положен переворотом 2 декабря 1851 года. Леру приходится уехать в изгнание на британский остров Джерси, где находится и Виктор Гюго, и возвращается он во Францию только после амнистии 1859 года. Но его политическое влияние уже утрачено, а литературные опыты не получают признания коллег по перу. Леру умер в апреле 1871 года.

Сегодня Ассоциация друзей Пьера Леру пытается воскресить его память. Известный историк Венсан Пейон посвятил ему книгу, причислив его к пантеону великих предшественников социализма. Но почему вообще Леру оказался забыт? Можно сказать, что так называемый научный социализм Маркса, с его догматическими централистскими идеями, раздавил гуманистическую, реформистскую и республиканскую французскую традицию. Даже сам Жорес, который вначале увлекался идеями Леру, склонился затем к марксизму, а затем стал опираться на Социалистический интернационал, в надежде спасти мир и избежать мировой войны. А Пьер Леру оказался причислен к рангу утопистов и мистиков.

род. 1797 - ум. 1871) - франц. философ и экономист; последователь Сен-Симона. В 1824 основал журнал "Le Globe", печатный орган сенсимонистов. Позже пытался сконструировать собственную социальную систему т. н. христ. социализма, которую развивал в "De Egalite" (1838), "Refutation de l&electicisme" (1839) и др. Эта система представляла собой соединение пифагорийских и буддийских учений с учениями Сен-Симона, а также предполагала участие особой "религии человечества", основанной на солидарности и равенстве людей. Выступал против католич. церкви. После государственного переворота 1852 был изгнан из страны, долгое время жил на о. Джерси, где обнародовал свою социально-философскую поэму "La Greve de Samarez". Осн. произв.: "Опыт о равенстве", 1838; "О человечестве, его принципах и его будущем", 2 т., 1840.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЕРУ Пьер

(6 апр. 1797 – 12 апр. 1871) – франц. философ и социалист-утопист, один из основателей христианского социализма. Происходил из париж. мелкобурж. семьи. Был типографским рабочим. В 1824 основал журн. "Le Globe", ставший с 1830 органом сен-симонистов. В конце 1831 одновременно с Базаром вышел из сен-симонистской общины. Сотрудничал в ряде журналов. В 1845 основал журн. "La Revue Sociale". Во время революции 1848–49 Л. был избран членом Нац. собрания. Резко протестовал против кровавой расправы франц. буржуазии с пролетариатом в июньские дни, что впоследствии было высоко оценено Парижской Коммуной. Считая себя продолжателем Сен-Симона, Л. видел его заслугу и свою осн. задачу в разработке науки о законах историч. развития, о "порядке и организации" общества. Конечная цель развития человечества – равенство. К нему человечество поднимается, переходя от одной формы религии к другой. Резко критикуя католич. церковь, Л. полагал, что старое христианство должно быть отвергнуто. Новая "религия человечества" приведет к исцелению общества от всех мучающих его болезней. Осн. идея этой новой религии состоит в том, что рай должен осуществиться на земле. Революция конца 18 в. остановилась на полдороге; с начала 19 в. воцарился "новый феодализм", господствующим принципом стал меркантильный интерес. Общество резко делится на "третье сословие" и "пролетариат" (к нему Л. относил также нищих и крестьян-тружеников), стремящийся к ассоциации, организованному равенству. Число неимущих растет. Логика событий требует возврата к революц. традиции. И все же наиболее предпочтителен не путь раздоров и анархии, а путь взаимного согласия и гармонии. Осн. условие социального преобразования – преобразование моральное. Существующие политич. формы должны быть заменены новыми. Законодателем должно стать нар. представительство, к-рое внедрит в респ. учреждения принцип равенства. В будущем обществе тирания семьи сменится полной эмансипацией женщины, тирания гос-ва – самоуправлением самостоят. общин, тирания собственности – уничтожением бедности. Употребляя слово "социализм", Л. не всегда причислял себя к социалистам, разумея под ними школу Анфантена, приносящую индивида в жертву обществу. Л. мечтал о гармонии индивидуального и коллективного начал. В филос. взглядах Л. много мистического (учение о метампсихозе и пр.). Тем не менее его заслуга – критика эклектизма Кузена. Интерес представляют мысли Л. об иск-ве, в к-ром он видел художеств. выражение жизни, осуществляемое посредством символов (образов). Иск-во для иск-ва – "особый род эгоизма", плод неудовлетворенности художников окружающей их обществ. средой. Соч.: R?futation de l´?clectisme, P., 1841; De l´humanit?, t. 1–2, 2 ?d., P., 1845; Discours sur la situation actuelle de la soci?t? et de l´esprit humain, v. 1–2, Boussac, 1847; Du Christianisme et de son origine d?mocratique, Boussac, 1848; De la Ploutocratie, Boussac, 1848; De l´?galit?, Boussac, 1848; Job, P., 1866; Malthus et les ?conomistes, v. 1–2, P., 1897. Лит.: Плеханов Г. В., Утопич. социализм XIX века, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; его же, Франц. утопич. социализм XIX в., там же; Волгин В. П., П. Л. – один из эпигонов сен-симонизма, в сб.: Из истории обществ. движений и междунар. отношений, М., 1957; Гейне Г., Собр. соч. в 10 тт., т. 7, Л., 1958, с. 427; т. 8, Л., 1958, с. 174, 265–71; Marchal Р. F., P. J. Proudhon et P. L., P., 1850; ?hоmas P. F., P. Leroux, , 1904; Fidao-Justiniani I. E., P. Leroux, P., 1912; Mоugin H., P. Leroux, P., 1938; Evans D., Le socialisme romantique. P. L. et ses contemporains, P., 1948. A. Володин. Москва.

Его образование было прервано смертью его отца, который заставил его поддерживать свою мать и семью. Работая сначала масоном и затем наборщиком, он присоединился к П. Дюбуа в фонде Le Globe , который стал в 1831 официальным органом Святого-Simonian сообщества, которого он стал знаменитым членом. В ноябре того же самого года, когда Проспер Энфантин стал лидером Святого-Simonians и проповедовал предоставление избирательных прав женщин и функции пары-prétre , Leroux отделил себя от секты. В 1834 он издал эссе, названное «Индивидуализм и Социализм», который, несмотря на его сообщение скептицизма к обеим тенденциям, ввел термин социализм во французской политической беседе. В 1838, с Джин Рейно , которая отошла с ним, он основал Encyclopédie nouvelle (редакторы 1838-1841). Среди статей, которые он вставил в него, был De l"egalité и Refutation de l"éclectisme , который впоследствии появился как отдельные работы.

В 1840 он издал свой трактат De l"humanité (2-й редактор 1845), который содержит самую полную выставку его системы и был расценен как философский манифест Humanitarians. В 1841 он установил Ревю indépendante , при помощи Жорж Санд , по которой он имел большое влияние. Ее Spiridion , который был посвящен ему, сентябрь Корд de la лира , Консуэло и La Comtesse de Rudolstadt , был написан под Гуманитарным вдохновением. Leroux также стал втянутым в философское противоречие между Ф.В.Дж. Шеллингом и Молодыми гегельянцами в начале 1840-х. Благоприятный комментарий о Шеллинге вызвал общественный ответ от ученика Гегеля Карла Розенкранца. Leroux продолжал интересоваться немецкой философией и литературой; он также перевел и прокомментировал некоторые письма Гете .

В 1843 он основал в Boussac (Creuse) ассоциацию печати, организованную согласно его систематическим идеям, и основал Ревю sociale . В 1848 он присоединился к Вольным каменщикам. При внезапном начале Революции 1 848 Лерукса объявил республику в городе Буссэк, став его мэром 25 февраля. Впоследствии он был избран в Учредительное собрание, и в 1849 в Законодательное собрание, где он сидел с радикальными депутатами-социалистами и часто говорил, хотя его речи подверглись критике как абстрактные и мистические. Он также издал многочисленные письма, включая La Plutocratie (1848), другой термин, который он, кажется, ввел. Противник Луи Бонапарта , Лерукс вошел в изгнание после государственного переворота 1851, который он уладил со своей семьей в Джерси , где он преследовал сельскохозяйственные эксперименты и написал его социалистическое стихотворение La Grève de Samarez . На категорической амнистии 1869 он возвратился в Париж. Он поддержал Парижскую Коммуну , но умер перед ее подавлением.

Взгляды

Leroux" думал, уникальная смесь доктрин, одолженных от Святого-Simonian, немецкого Идеалиста, Пифагорейских и Буддийских источников. Его фундаментальный философский принцип - принцип того, что он называет «триадой» - тройственность, которую он находит, чтобы проникать во все вещи, который в Боге является «властью, интеллектом и любовью», в человеке «сенсация, чувство и знание».

Его религиозная доктрина пантеистическая; и, отклоняя веру в будущую жизнь, как обычно задумано, он заменяет его теорией metempsychosis. В социальной экономике он сохраняет семью, страну и собственность, но находит во всех трех, как они теперь, деспотизм, который должен быть устранен. Он воображает определенные комбинации, которыми может быть отменена эта тройная тирания. Его решение, кажется, требует создания семей без голов, стран без правительств и собственности без права на владение. В политике он защищает абсолютное равенство - демократия.

Значение Лерукса в истории идей находится в его попытке реанимировать духовность и сообщество во Франции в связи с революционными десятилетиями 1790-х и Наполеоновской Эры. Как имел место со многими его романтичными современниками-социалистами, Лерукс искал основание, на который к повторно найденному человеческое сообщество, которое не полагалось на столбы старого Режима, власти, иерархии и Католической церкви. Промежуток его целой жизни был годами повышения капитализма и либеральных принципов торговой политики, и также повышения движения организованных рабочих. Романтичный социализм как движение попытался урегулировать религиозные и материальные потребности в обществе. Лерукс" самая полная выставка этой идеи найден в его Doctrine de l"Humanité , изданном сначала в 1840. В этом и других работах он приводит доводы в пользу взаимного понятия потребности человека и идентичности, подчеркивая взаимозависимость человечества вместо дробившей индивидуальности.

См. также

  • Liberté, égalité, fraternité
  • Французская демонстрация от 15 мая 1848
  • Circulus (теория)

Пьер Леру

Леру (Leroux) Пьер (17 апреля 1797, Берси, близ Парижа – 11 апреля 1871, Париж) – французский философ, один из первых последователей Сен-Симона . В 1824 основал газету «Глоб», ставшую органом сенсимонистов, но в 1831 году, после того как главенствующее положение в ней занял ученик Сен-Симона Анфантен , отошел от нее и попытался создать свою собственную социалистическую систему своеобразного христианского социализма , идеи которого он развил в серии статей и брошюр, опубликованных в рамках «Новой энциклопедии» (1841, 8 тт.), а также в книгах «О Равенстве» (De l"égalité, 1839), «Опровержение эклектизма» (Réfutation de l"éclectisme, 1838), «О Человечестве, его принципе и его будущем» (De l"humanité, de son principe et de son avenir, 1840). Леру говорит о человечестве как огромной живой ассоциации людей, которых от поколения к поколению объединяет вера и способность к совершенствованию. Между поколениями существует родство духа и тела, и каждое последующее поколение должно обогащать духовную почву, уже возделанную его прародителями. В рамках такого человечества не существует изолированного Я: каждый человек, обозревая свое прошлое, настоящее и предугадывая будущее, может сказать о себе Мы, каждый является тем, что он есть, только благодаря работе всего человечества, совершенствуясь, человек подготавливает наступление лучшего будущего – «мира равенства». Идеи Леру оказали значительное влияние на становление и развитие католического социализма.

M.M. Федорова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 389.

Леру (Leroux), Пьер Анри (17.IV.1797 - 11.IV.1871) - французский социалист-утопист. Родился в Париже в мелкобуржуазной семье. Был типографским рабочим, журналистом. В 1824 году основал журнал "Le Globe", ставший в 1830 году органом сенсимонистов. В конце 20-х годов 19 века Леру входил в сенсимонистскую организацию. В 1838 году издавал "Encyclopédie nouvelle", a в 1841-1848 годы вместе с Жорж Санд и Л. Виардо - "La revue indépendante". В дни Февральской революции 1848 года Леру принял активное участие в установлении республиканского режима в городе Буссаке и был избран в Учредительное собрание; его имя было включено участниками Июньского восстания 1848 года в список членов намечаемого революционного правительства. В 1849 году Леру входил в демократическо-социалистический блок, был избран в Законодательное собрание. После прихода к власти Луи Наполеона (2 декабря 1851 года) эмигрировал в Великобританию. Вернулся во Францию в 1859 году.

Главные философские и социально-экономические работы Леру вышли, в конце 30-х и в 40-х годов 19 века. Центральное место в его взглядах занимает идея равенства. Равенство, утверждал Леру, - цель прогресса человечества, а прогресс осуществляется в результате смены религиозных учений теологическими, феодальная эпоха опиралась на христианскую идею вознаграждения на небе за испытания на земле. Просвещение разрушило эту идею, но не создало новой, так как в его основе лежал скептицизм. На место христианства должна прийти новая религия - так называемая религия человечества. Леру видит свою задачу в открытии этой религии, основная идея которой - осуществление счастья на земле.

Леру был не согласен с Сен-Симоном, утверждавшим, что французская буржуазная революция конца 18 века открыла новую эру; она, отмечал Леру, лишь заменила сеньоров капиталистами, т. е. создала "новый феодализм". Леру остро критиковал современную ему Францию. Он выделял из третьего сословия рабочих-пролетариев и мелких собственников, которых он тоже относил к пролетариям. В ряде своих высказываний Леру приближался к пониманию капитала как явления социального и к правильному определению эксплуатации как присвоения собственниками, владеющими орудиями производства, всего продукта труда пролетария с уплатой ему заработной платы, соответствующей минимуму средств потребления. Из господства капитала Леру делал вывод о неизбежности классовой борьбы, в которой он становится открыто на сторону рабочих. Но для победы над буржуазией, утверждал Леру, необходимо моральное преобразование обоих классов, замена индивидуализма идеей ассоциации как формы осуществления принципа равенства. Только ассоциация имеет право на собственность, так как собственность - продукт труда всего человеческого рода. В представлениях Леру об обществе будущего наблюдается двойственность классовой позиции Леру, проявившаяся в тесном сплетении мелкобуржуазных и пролетарских тенденций в его мировоззрении, в сочетании принципа индивидуализма и принципа равенства. Так, по Леру, будущее преобразованное общество будет раздавать как бы взаймы орудия производства, а продукт труда будет принадлежать производителю.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

De l"humanité, de son principe et de son avenir, t. 1-2, P., 1840;

Le carrosse de M. Aguado, P., 1848;

Malthus et les économistes, ou J"aura-t-il toujours des pauvres?, v. 1-2, P., 1897;

De l"égalité, P., 1848;

De la ploutocraitie, ou du gouvernement des riches, P., 1848.

Литература:

Волгин В. П., Пьер Леру - один из эпигонов сен-симонизма, в кн.: Французский ежегодник. 1962, М., 1963;

Mougin H., Pierre Leroux, P., 1938;

Evans D. O., Le socialisme romantique. Pierre Leroux et ses contemporains, P., 1948.

Goblot J.-J. Aux origines du socialisme français: P.Leroux et ses premiers écrits. Lyon, 1977.












Биография (Н. Водовозов. )

Леру (Pierre Leroux) - французский писатель (1797-1871). Воспитанный в деревне, Леру до 18-ти лет ничему не учился, но затем окончил курс в лицее. Недостаток средств заставил его стать за прилавок, потом сделаться на время каменщиком, наконец наборщиком и корректором в типографии, где он изобрел машину для набора и усовершенствованный способ отливки шрифта. С 1824 г. Леру участвует в газете "Globe". Он подписывает протест против ордонансов Карла Х и, окруженный своими наборщиками, оказывает вооруженное сопротивление полиции, явившейся арестовать его. При Людовике-Филиппе "Globe" делается органом сенсимонизма (см.), а К. - его ревностным апостолом, пока не расходится с Анфантеном по вопросу о реабилитации плоти. 1848 г. Леру как представитель дпт. Сены занимает место в национальном собрании на крайней левой. Сторонник широкой государственной помощи безработным, он ревностно отстаивает "национальные мастерские".

Декабрьский переворот 1851 г. выбрасывает Леру за пределы Франции; он поселяется на о-ве Джерсей, испытывает страшную нужду, но не покидает научных занятий, заинтересовывается агрономией и делает удачные опыты применения гуано и др. удобрений. Падение Империи позволяет ему вернуться в Париж, где он и умирает, в разгаре коммуны. В своих философских убеждениях Леру прошел через атеизм, рационализм и деизм; отрицание всякого культа сменилось у него культом Разума, уступившим место культу верховного существа. Заключительным этапом всего этого процесса была собственная оригинальная система пантеизма и спиритуализма, развитая в сочинениях: "De l"Humanit e ", "Du Christianisme" и "De l"Egalit e ". "Бог заключен в мире - говорит Леру, - или, вернее, мир в Нем, ибо мы не можем жить иначе, чем в Боге". Единство Бога имеет своим продолжением единство рода человеческого.

Христианство, выдвинувшее эту идею, сделало из нее, однако, неправильный вывод, обратившись к пропаганде милосердия (противоречащего нашей эгоистической природе), а не солидарности (выгодной людям). Другой ошибкой христианства было то, что оно поставило рай вне жизни и Бога поместило не на земле, а на небе. Философия (Леру имел в виду французскую философию его времени, главным образом Кузена) не сумела сохранить того истинного, что было в еврейской религии. Она рассматривает человека как единицу, тогда как он только часть целого. Мысли, чувства, убеждения человека не рождаются в его собственной голове, но получаются им извне, от окружающих. Человек, по Леру, есть "животное, перерожденное разумом и тесно связанное со всем человечеством". Семьи, общины, нации суть составные части целого, не могущие от него отделиться, не насилуя разума и не порождая зла. Люди - частицы вечного существа, все проникающей единой мировой души.

"Современные люди - те же люди, которые жили в прошлом и будит жить в будущем". Таким образом Леру приходит к учению о переселении душ, на котором он строит свою веру в прекращение войн и наступление братских отношений между народами. Прогресс есть постепенное приближение к равенству и свободе. В нем надо различать три стадии (Леру во всем склонен видеть троичность), освобождение от семейного рабства (от власти патриархальной семьи, касты), от рабства государству (кастового характера) и от тирании собственности (кастовой исключительной, привилегированной). Лишенные "кастового" характера семья, государство и собственность будут служить одному благу, между тем как теперь они часто являются главными источниками зла. Тирании семьи надо противопоставить полную эмансипацию женщины, тирании государства - самоуправление гармонически сложившихся общин, тирании собственности - приобщение к ней всего общества, уничтожение бедности.

В критике существующей экономической формы Леру не проявил оригинальности, воспользовавшись замечаниями Фурье и Сен-Симона. Влияние тех же писателей сказалось и на его построении идеального общества, на началах выборной администрации, обязательного общего труда и вознаграждения сообразно способностям, труду и потребностям. Интересна полемика Леру против учения Мальтуса: он отрицал не только наличность, но и возможность перенаселения, утверждая, что в мире существует постоянный круговорот материи, не иссякающий и вечный. Уже одним своим удобрением человек в достаточной мере обеспечивает себе пропитание. Леру имел мало последователей. Некоторые романы Ж. Занд написаны под непосредственным влиянием идей Леру ("Consuelo" иллюстрирует учение о переселении душ, "Le Compagnon du tour de France", "Le P eche de Mr. Antoine" и др. носят на себе отпечаток несколько сантиментального, мистического социализма Леру).

Младшие братья Леру, Ахилл и Жюль, занимались под его влиянием социалистической пропагандой (последнему принадлежит ряд брошюр), и оба за это подверглись изгнанию из отечества.

Кроме названных выше соч., Леру написал еще:

* "De l" egalite" (1838);
* "Discours sur la situation actuelle de la societe et de l"e sprit humain" (1841, 2 изд. 1847);
* "De l"humanit e, de son principe et de son avenir" (1840, 2 изд. 1845);
* "R efutation de l"eclectisme" (1841);
* "D"une religion nationale ou du culte" (1846);
* "Projet d"une constitution democratique et sociale fondee sur la loi meme de la vie" (1848);
* "De la Ploutocratie" (1848); "Malthus et les economistes" (1849);
* "Doctrine de l"humanite" (1848);
* "Du christianisme et de son origine de mocr." (1848) и др.

О нем ср.:
* Breynat, "Les socialistes modernes" (1850);
* Marschal, "P. S. Proudhon et P. Leroux" (1850);
* Bobert (Du Var), "El ements de philosophie sociale, rediges d"apres les ecrits de Leroux" (1841-1842);
* Eugene de Mirecourt, "Pierre Leroux" ("Les contem porains", 1869);
* Ferraz, "Etude sur la philosophie en France au XIX s." (1877);
* Flint, "Historical philosophy in France" (1893); Adam, "Philosophie en France au XIX s." (1894);
* Щеглов, "История социальных систем" (т. II, 1889).

Биография (А. И. Володин. )

Леру (далее Л) (Leroux) Пьер (17.4.1797, Берси, близ Парижа, - 11.4.1871, Париж), французский философ и социалист-утопист, один из основателей христианского социализма. Происходил из мелкобуржуазной семьи. Был типографским рабочим. В 1824 основал журнал "Глоб" ("Le Globe", с 1830 - орган сенсимонистов), во время Революции 1848-49 член Учредительного, затем Законодательного собрания. Считая себя продолжателем А. Сен-Симона, Л. видел его заслугу и свою основную задачу в разработке науки о "порядке и организации" общества. Конечная цель развития человечества - равенство. Современное общество резко делится на "третье сословие" и "пролетариат" (к нему Л. относил также нищих и крестьян-тружеников), стремящийся к ассоциации. Основное условие социального преобразования - преобразование моральное. В будущем обществе тирания семьи, государства, собственности сменяется полной эмансипацией женщины, самоуправлением общин, уничтожением бедности.

В начале 30-х гг. ввел само слово "социализм". Идеи Л. оказали влияние на Ф. Р. Ламенне и В. Гюго, пользовались известностью в России 40-х гг. 19 в.

Соч.:

* Refutation de l"eclectisme, ., 1841;
* De l"humanite, 2 ed., t. 1-2, ., 1845;
* Discours sur situation actuelle de la societe et de l"esprit humain, v. 1-2, Boussac, 1847;
* Du Christianisme et de son origine democratique, Boussac, 1848; De la Ploutocratie, Boussac, 1848;
* De l"egalite, Boussac, 1848; Job, ., 1866; Malthus et leseconomistes, v. 1-2, ., 1897.

Лит.:

* Волгин В. П., П. Леру - один из эпигонов сен-симонизма, в сборнике: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957;
* Mougin Н., Р. Leroux, ., 1938; Evans D., Le socialisme romantique. . Leroux et ses contemporains, ., 1948.

Биография (А.А. Грицанов )

(1797-1871) – французский мыслитель, социальный философ и экономист, автор термина ”социализм” . Основные сочинения: “Равенство” (1838); “О человечестве, его принципах и его будущем” (тт. 1-2, 1840) и др. Л. разработал оригинальную концепцию “христианского социализма”, сочетавшую в себе изображение общественного идеала сен-симонистского толка вкупе с попыткой конструирования путей его достижения. Солидарность и социальное равенство, лежавшие в основании социализма Л., мыслились им как результат трансформирующего мессианстского воздействия на людей эклектической “религии человечества”. По мысли Л., в основе последней ведущую роль должны были исполнять те компоненты философии пифагореизма и “атеистической религии” буддизма, которые были ориентированы на гармонизацию отношений человека и мира, человека и человека. По Л., католицизм и социализм являются принципиально несовместимыми. После бонапартистского переворота во Франции (1852) – в изгнании.

Пьеру Леру теперь, должно-быть, лет пятьдесят; но крайней мере, столько можно ему дать по лицу; может-быть, он и моложе. В физическом отношении натура не особенно щедро одарила его. Это сутуловатая, коренастая, угловатая фигура, не получившая никакой грации посредством традиций высшего света. Леру-дитя народа; в молодости он был типографщиком, и до сих пор еще внешний вид его носит на себе следы пролетариата. Вероятно, с намерением он отрекся от обыкновенного светского лоска, и если есть в нем способность какого-нибудь кокетства, то, быть может, оно состоит в упорной приверженности к грубой первобытности. Есть люди, никогда не носящие перчаток потому, что у них маленькие, белые руки, служащие признаком аристократического происхождения; Пьер Леру тоже не носит перчаток, но, конечно, совсем по другой причине. Он аскет, человек самоотречения, ненавидящий роскошь и всякое чувственное наслаждение, и натура облегчила ему возможность быть добродетельным. Но мы ставим ему в не меньшую заслугу благородство его образа мыслей, рвение, с которым он принес в жертву мысли все материальные интересы, к вообще его высокое бескорыстие; еще менее имеем мы намерение унизить грубый брильянт потому, что он не ошлифован и даже обделан в мрачный свинец. Пьер Леру - человек, и с мужественностью характера в нем, что редко, соединяются дух, возносящийся до высших философских соображений, и сердце способное погружаться в глубочайшие бездны народной скорби. Он не только мыслящий, но и чувствующий философ, к вся его жизнь и стремления посвящены улучшению морального и материального положения низших классов. Он, закаленный боец, способный, не мигнув глазом, переносить жесточайшие удары судьбы, и не раз, подобно Сен-Симону и Фурье, голодавший, в страшнейшей нищете и при этом не особенно роптавший - он не в состоянии спокойно переносить бедствия своих собратьев-людей. жесткие глаза его увлажаются при виде чужого горя, и взрывы его сострадания при этом бурны, бешены, часто несправедливы.

Биография (M M. Федорова )

ЛЕРУ Пьер (17 апреля 1797, Берси, близ Парижа - 11 апреля 1871, Париж)- французский философ, один из первых последователей Сен-Симона. В 1824 основал газету «Глоб», ставшую органом сенсимонистов, но в 1831, после того как главенствующее положение в ней занял ученик СенСимона Анфантен, отошел от нее и попытался создать свою собственную социалистическую систему своеобразного христианского социализма, идеи которого он развил в серии статей и брошюр, опубликованных в рамках «Новой энциклопедии» (1841, 8 тт.), а также в книгах «О Равенстве» (De legalite, 1839), «Опровержение эклектизма» (Refutation de leclectisme, 1838), «О Человечестве, его принципе и его будущем» (De lhumanite, de son principe et de son avenir, 1840). Леру говорит о человечестве как огромной живой ассоциации людей, которых от поколения к поколению объединяет вера и способность к совершенствованию.

Между поколениями существует родство духа и тела, и каждое последующее поколение должно обогащать духовную почву, уже возделанную его прародителями. В рамках такого человечества не существует изолированного Я: каждый человек, обозревая свое прошлое, настоящее и предугадывая будущее, может сказать о себе Мы, каждый является тем, что он есть, только благодаря работе всего человечества, совершенствуясь, человек подготавливает наступление лучшего будущего - «мира равенства».

Идеи Леру оказали значительное влияние на становление и развитие католического социализма.

Лит.:

* Gobof J.-J. Aux origines du socialisme francais:
* P. Leroux et ses premiers ecrits. Lyon, 1977.

Биография (ru.wikipedia.org )

Его образование было прервано смертью отца, он был вынужден искать работу для поддержки матери и семьи. Сначала работал каменщиком, затем в типографии, где продолжал заниматься самообразованием. Стал журналистом, заинтересовался идеями Сен-Симона, впоследствии в 1824 году основал журнал «Le Globe» - официальное издание сенсимонистов с 1831 года.

Порывает с сен-симонизмом и пытается создать собственную социалистическую систему после прихода к руководству Анфантена. Публикует несколько работ: О равенстве (фр. De l"egalite, 1838), Опровержение эклектизма (фр. Refutation de l"eclecticisme, 1839), О гуманности (фр. De l"humanite, 1840) и другие.

Затем развивает систему, в которой компонует пифагорейское и буддистское учения с идеями Сен-Симона. В 1841 году совместно с Жорж Санд основывает социалистическую газету «Revue independante».

В 1846 году получает концессию книгоиздателя, организует и руководит типографией, издает новые журналы и ряд брошюр социалистической тематики. После революции 1848 года избирается в законодательное собрание, основной докладчик от радикальной партии. В 1848 году публикует несколько сочинений, среди которых, Критика Мальтуса (фр. Malthus et les economistes, 1849). Участвует в издании демократического журнала «La Republique».

В результате установления Второй империи был изгнан из Франции и живёт с семьёй сперва на острове Джерси, где занимается экспериментами в области агрономии и пишет философскую поэму La Greve de Samarez, затем в Лозанне. Благодара амнистии возвращается на родину в 1869 году, умирает во время событий Парижской коммуны.

Список произведений

* Nouveau procede typographique qui reunit les avantages de l’imprimerie mobile et du sterotypage, Paris, Didot, 1822
* Encyclopedie nouvelle ou Dictionnaire philosophique, scientifique litteraire et industriel, offrant le tableau des connaissances humaines au dix-neuvieme siecle par une societe de savants et de litterateurs (1834-1841), ouvrage collectif sous la direction de Pierre Leroux et Jean Reynaud. Leroux redige de nombreuses notices.
* Refutation de l"eclectisme, ou se trouve exposee la vraie definition de la philosophie, et ou l’on explique le sens, la suite et l’enchainement des divers philosophes depuis Descartes, Paris, Gosselin, 1839
* De l’Humanite, de son principe, et de son avenir, ou se trouve exposee la vraie definition de la religion et ou l’on explique le sens, la suite et l’enchainement du Mosaisme et du Christianisme, Paris, Perrotin (1840; 2° edition 1845)
* De la Ploutocratie, ou Du Gouvernement des riches, in La Revue independante (1842); 2° edition en un volume, Boussac (imprimerie Pierre Leroux) et Paris (librairie Sandre), 1848.
* D’une religion nationale, ou Du culte, Boussac, imprimerie de P. Leroux, 1846
* Du Christianisme, et de son origine democratique, Boussac (imprimerie Leroux) et Paris (libraire G. Sandre), 1848
* Projet d’une Constitution democratique et sociale, Paris, librairie G. Sandre, 1848
* Malthus et les economistes. Ou: Y aura-t-il toujours des pauvres?, Boussac, imprimerie P. Leroux, 1848
* ?uvres de Pierre Leroux (1825-1850), Paris, librairie G. Sandre, 1850-1851, 2 vol.
* La greve de Samarez: poeme philosophique, Paris, E. Dentu, 1863, 2 vol.
* Job. Drame en cinq actes, Grasse-Paris, 1866 (extrait de l’ouvrage precedent)

Литература

* Леру, Пьер - статья из Большой советской энциклопедии
* Jacques Viard, Pierre Leroux et les socialistes europeens, Actes Sud, 1982.
* Armelle Le Bras-Chopard, De l"egalite dans la difference: le socialisme de Pierre Leroux, Presses de la Fondation nationale des sciences politiques, 1986.
* Bruno Viard, Pierre Leroux, penseur de l’humanite, Sulliver, 2009.

error: