О месте ошибок, неудач и побед в нашей жизни. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает

Не ошибается тот, кто ничего не делает. А нужны ли ошибки? А победы?

Приходилось ли вам или вашим детям ощущать горечь ошибки? Или вы избавились сами и оградили своих детей от этих неприятных ощущений?

«Я уверен, что у меня это не получится!» Часто ли приходилось вам слышать эти слова от своего ребёнка? А ведь бывает так, что он ещё даже не попытался справиться с заданием, а уже уверен в своей неудаче.

Корни такой проблемы кроются в том, когда, где и при каких обстоятельствах ребёнок сформировал у себя такую неуверенность в своих возможностях.

Откуда берется неуверенность в себе? Эксперимент

Троим американским учёным удалось раскрыть этот секрет человеческой психики. Они набрали для эксперимента четыре группы добровольцев, раздали им разные по сложности стартовые задания и предложили их решить. Секрет был в том, что задания для всех групп имели разные степени сложности. Первая группа А получила задания, с которыми невозможно было справиться. Вторая группа В – задания со стопроцентной гарантией выполнения, третья группа С – с решением 50 на 50, а четвёртая группа Д стала контрольной.

Затем возможности групп уравнялись, поскольку задания для всех стали невыполнимы. Таким образом старались у них сформировать «выученную беспомощность».

Что такое выученная беспомощность

Именно это состояние, которое на английском звучит как «Learned helplessness», закрепляет у человека неудовлетворённость собой, отбирает желание развиваться и преобразовывать свою жизнь, ставить и решать задачи, не бояться трудностей и не отступать перед неудачами. Оно вводит человеческий организм в депрессию, вызывает чувство подавленности, растерянности, пессимизма.

С этим феноменом в своё время столкнулся американский психолог Мартин Селигман. Это было в 1967 году. Он детально описал его особенности и характерные признаки.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Выученная_беспомощность

На этапе завершения эксперимента все группы снова получили задания, но теперь с решаемыми задачами. Результат был ошеломляющим: только третьей группе, которая в предыдущем испытании столкнулась с разными результатами, почувствовала радость побед и горечь неудач, удалось их решить.

В чём же была причина?

Как оказалось, именно они не позволили этому синдрому захватить их сознание, потому что радость от побед совмещалась с разочарованием от неудач и не давала развиваться чувству беспомощности перед трудностями. Учёные также констатировали тот факт, что полная удача или неудача в будущем не гарантирует победу.

О чем говорят результаты эксперимента

Опыт данного испытания подтверждает жизненность мысли о том, что у родителей, дающих своим детям ярлыки – прозвища «неумёхи», «недотёпы», «маменькиного сыночка», вырастают дети – неудачники. Именно они настроены и заключены в заранее определённые взрослыми рамки психологических установок. Огромная боязнь выйти за эти рамки делает их беспомощными, если это происходит. Нелегко справиться детям и с синдромом «удачника», когда ему всё даётся легко, без напряга и всегда удачно. И вдруг первая же неудача (к примеру, экзамен или зачет в ВУЗе) вводит ребёнка в отчаяние, боязнь не справиться с заданиями, в растерянность, ведь он не умеет определять свои реальные возможности. Вот потому и неудачник, и везунчик чувствуют себя перед неожиданными трудностями одинаково несчастными. И вот здесь главную роль обязательно начинает играть приобретённый ребёнком опыт преодоления трудностей и преград, умения принимать победы. Именно этот детский этап играет решающую роль в будущем становлении уверенной личности.

Школа Соробан, работая с детьми на этом важном этапе формирования отношения к своим способностям, учит их добиваться побед, верить в успех и идти к нему.

Не просто получать успех, как подарок, а зарабатывать его трудом, упорством, умением рассчитывать свои силы и возможности, желанием преодолевать трудности. Звезду или браслет ученики школы получают за огромный труд над собой, упорство и победу.

Домашние задания

Работать тут на успех учит и специально разработанная интеллектуальная программа домашних заданий. Она позволяет подойти индивидуально к возможностям каждого ребёнка. Программный компьютерный интеллект «видит» ученика и подбирает под него такие примеры, с которыми ему возможно справиться и раскрыть свои умения. Решая их, ребёнок двигается вперёд.

Если вдруг не получилось выполнить, то у него есть возможность вернуться на решаемый уровень. Само движение к успеху сопровождается приблизительным соотношением побед (80%) и неудач (20). Занятия по этой программе учат ребёнка радоваться заработанным победам и умению держать удар неудач, не разочароваться в себе. Очень важно, чтобы ребёнок научился понимать, что нельзя быть всегда только победителем или проигравшим. Школа устного счёта учит этому.

Личный куратор

У каждого студента есть свой «индивидуальный тренер». Именно он сопровождает ребёнка, видит и контролирует решения, и, если нужно, то даст сигнал учителю, где и в чем нужно помочь, подтолкнуть, дать консультацию, если ученик испытывает трудности.

Следить за успехами, качеством и уровнем выполнения домашних заданий, учитывать индивидуальные способности каждого ученика и призвано интеллектуальное домашнее задание. А опытный тренер всегда рядом, потому он знает, когда похвалить ребёнка за победу.

Градация на уровни

Полученные учениками браслеты сигнализируют об уровнях, которые они проходят, а это значит, что в их сознании соединяются два непростых понятия – труд и победа. Победа достаётся идущим вперёд, уверенным и трудолюбивым. Ведь дорогу всегда осилит именно идущий.

У нас учатся обыкновенные дети, у которых есть и успехи, и неудачи. Они необыкновенны тем, что упорно учатся побеждать и проигрывать, сохраняя достоинство, работают над собой и помогают научиться этому других. Они открытые и любознательные, активные и непоседливые, упрямые и настойчивые. Все вместе стремятся усовершенствовать мир и себя в нём.

Не о таком ли ребёнке мы, папы и мамы, мечтаем? Конечно, нам не хочется, чтобы наш ребёнок почувствовал тяжесть поражения, обиды и разочарования. Но только чем раньше мы покажем малышу правильное чередование побед и поражений, взлётов и падений, тем быстрее у него выработается и окрепнет характер, способный сделать будущее счастливым и полноценным.

А ведь это же та цель, к которой стремимся мы, любящие родители! Вместе с Соробан ® в достойное будущее!

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Соробан снимает мультфильмы

Школа Соробан — настоящее открытие


Эту фразу детям порой приходится слышать от родителей, которые пытаются их таким образом подбодрить, сказать, что нет в ошибке ничего страшного, что все мы когда-то ошибаемся. Однако слышится она часто как осуждение, что-то вроде «ошибаться, конечно, плохо, но совсем ничего не делать еще хуже».

Интересно, что в нашей культуре ошибка неразрывно связана с виной. То есть, ошибаться, значит быть виноватым. При этом понятие ошибка идеально подходит только к ситуации учебы, где есть точных образец, которому должно соответствовать «решение». В обычной жизни же такого нет. О том, что какое-то действие ошибочно, мы порой узнаем сильно постфактум.

То есть, нет, у нас в голове сидит конечно некий эталон, некая картина мира (сформированная родителями), где почти все помечено красным «НЕ ВЕРНО, ОШИБКА» или зеленым «ПРАВИЛЬНО, МОЛОДЕЦ», хотя на самом деле мир устроен несколько иначе и ошибки в нем очень и очень субъективны и зависят зачастую от нашего взгляда на ситуацию, от наших целей и ценностей.

Однако все становится намного проще, если вместо вот этого вот манипулятивного «ошибся = виноват» мыслить категориями ошибка и ответственность за нее, но не та ответственность, которая опять же в нашей культуре часто связана с виной, а та, которая последствия. Другими словами, «да, я совершил ошибку, да я понимаю, что она повлекла за собой вот такие последствия и да я понимаю, что мне придется теперь иметь с ними дело.

Но это можно сказать было предисловие, а теперь главная моя мысль. Страх ошибки влияет на все сферы жизни от работы до личной жизни, но это вовсе не обязательный страх, без него вполне можно обходиться. Для этого необходимо:

  1. Пересмотреть свою картину мира на тему таких вот жестких эталонов и категорий типа «правильно-не правильно»
  2. Выбрать то, что вы действительно считаете для себя неправильным, исходя из ценностей или опыта
  3. Переименовать ошибки в опыт и попытаться к ним соответственно отнестись.
  4. Постараться как можно меньше ругать за ошибки своих детей и как можно реже объяснять им, что в этой жизни правильно (например, учиться на отлично или поступить в престижный ВУЗ), а что неправильно.
Это конечно далеко не все необходимые для избавления от страха ошибки шаги. Если страх так силен, что реально мешает жить или сильно ухудшает самочувствие (не физическое, но душевное), то с этим стоит обратиться к специалисту. Если же он не настолько фатален, то просто двигаться вопреки страху, а если ошибки будут возникать (или то, что вы назовете для себя ошибками) пробовать анализировать, почему они возникли и какой опыт вы приобрели благодаря им. Ну и смотреть по сторонам и убеждаться, что мир не рухнул, никто не показывает на вас пальцами и не смеется, а если и смеется то скорее всего вполне доброжелательно. Ну и смотрите на ошибку как на отклонение от маршрута, которое может стать и более коротким путем к цели.
Правила жизни [Как добиться успеха и стать счастливым] Темплар Ричард

Правило 2. Не ошибается тот, кто ничего не делает

Утверждение о том, что с возрастом приходит мудрость, не всегда справедливо. Разве что с поправкой «но не ко всем». Если мы из раза в раз наступаем на одни и те же грабли, то надо признать, что наши умственные способности оставляют желать лучшего. Но ошибки ошибкам рознь. И собственный опыт выручает не всегда. Ошибки можно делать разные, но… с завидным постоянством. Безупречных людей не бывает. Вывод? Ошибки неизбежны, и нечего себя за них казнить. Себя надо любить и хвалить, например, за то, что вы умеете исправлять ошибки. Помните, от них не спасает ни возраст, ни опыт.

Но если задним умом все крепки и часто можно услышать «если б можно было вернуться назад, я бы поступил так-то и так-то», то предугадать ошибки, которые только предстоит совершить, могут лишь единицы, а речь у нас не о них.

Мудрость не в том, чтобы не допускать ошибок, а в том, чтобы достойно выходить из сложных ситуаций.

Молодым кажется, что старость – это нечто абстрактное и не имеющее к ним отношения. Но время берет свое от каждого из нас, и нам остается только принять этот факт, и принять со спокойствием. Любую ситуацию можно воспринимать и как хорошую, и как плохую. Все зависит от того, как посмотреть. Чем вы старше, тем вы опытнее, тем большего количества ошибок можете избежать. Чем большую гибкость и предприимчивость мы проявим, тем более интересной и захватывающей станет наша жизнь, тем больше дорог откроется перед нами. И тем больше будет сделано ошибок, разумеется.

Оглядываясь назад и анализируя свои ошибки, не забывайте, что помимо этого увлекательного занятия «вас ждут великие дела».

Не только вы, но все люди вокруг взрослеют и стареют, но не все становятся умнее и мудрее. Примите это как данность и относитесь снисходительнее к себе и великодушнее к окружающим.

МУДРОСТЬ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСКАТЬ ОШИБОК, А В ТОМ, ЧТОБЫ ДОСТОЙНО ВЫХОДИТЬ ИЗ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ.

Время дарит опыт, с возрастом накапливается множество умений, как полезных, так и не очень. В конце концов, чем больше ошибок вы сделали, тем меньше вероятность, что вы их повторите. Кстати, ошибки молодости имеют неоспоримое преимущество перед остальными – их нельзя повторить ни в зрелости, ни в старости.

Из книги Правила жизни [Как добиться успеха и стать счастливым] автора Темплар Ричард

Правило 50. Если не можете сказать ничего хорошего, промолчите Это очень просто – жаловаться, выражать недовольство, критиковать. Всегда гораздо сложнее найти добрые слова для конкретного человека или ситуации. Подумайте об этом как о задаче. Сказать что-либо хорошее

Из книги Как пробудить уверенность в себе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Книга начинающего эгоиста. Система «Генетика счастья» автора Калинский Дмитрий

Сапер ошибается один раз… (случай из практики) Когда человек боится совершить ошибку, оказаться не на высоте, он даже не стремится к успеху. И, сознательно или нет, занимает пассивную позицию. Ведь не ошибается кто? Правильно, кто ничего не делает. Так зачем напрягаться,

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Из книги Неудача – путь к успеху [Как заставить прошлые ошибки работать на нас] автора Ридлер Билл

Из книги Эндрю Карнеги. Делаем деньги! 15 уроков от самого богатого человека мира автора Гудмен Тим

Правило 3 «Никогда не пробьется наверх тот, кто не делает того, что ему говорят. Да и тот, кто делает не больше того, что ему говорят» Что хотел сказать этим высказыванием знаменитый промышленник? Что успеха добьется только тот, кто действует по подсказке? Или что

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Из книги Новые размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Из книги Мозг и сердце. Разумный подход автора Свияш Александр Григорьевич

Что делает Подсознание Скорее всего, функции Подсознания значительно шире, нежели быть «на побегушках» у Разума. Поэтому начнем постепенно выявлять, чем же занимается наше мудрое

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

(405 слов) Ошибаясь и получая за это упреки, я всегда ищу оправдания и горячо защищаю себя от нападок. Но в последнее время это качество начало меня раздражать. Я стал задумываться, всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»? И понял, что бывают ситуации, когда просчеты непоправимы, когда судьба дает лишь один шанс, а ты его упускаешь, да еще и пытаешься стряхнуть с себя ответственность, ссылаясь на народные мудрости. У врача, например, или у военного нет права на ошибку, так почему же у кого-то что ни ошибка, то издержки производства?

В литературе есть много примеров, когда ошибку оправдать никак нельзя. Один из них можно найти в повести Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич жил впроголодь, ходил на цыпочках, чтобы не стоптать подошвы, экономил деньги на стирке, в общем, делал все, лишь бы честным трудом накопить на новую шинель. Наконец, его мечта сбылась. Для него это было больше, чем одежда: он человеком себя почувствовал в новой вещи, уважать себя начал, и другие люди тоже прониклись к нему чем-то вроде уважения. Но кто-то по ошибке украл его шинель, думая, что это его вещь, а может и просто забавы ради. С криком «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с героя. Этот удар стал роковым для чиновника, которого и так всячески обижали сослуживцы, и доканывала бедность. Он слег и умер. Можно ли оправдать такую ошибку? Нет, ведь она повлекла за собой смерть ни в чем не повинного человека.

Еще один пример можно найти в романе Достоевского «Преступление и наказание». Герой, повинуясь ошибочной теории, убил старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Разве можно его оправдать? Да, его ум и внешность вызывают у нас симпатию, а обстоятельства жизни – жалость, однако нищета – не повод убивать бабушек и беременных женщин. Позже герой раскаивается в своей ошибке, получает наказание и мужественно его переносит, открывая для себя религиозные истины. Однако нельзя сказать, что людей тыльной стороной топора не ударяет тот, кто ни о чем не думает. Многие рассуждают, рефлексируют, заблуждаются, но при этом не позволяют себе нарушать права окружающих на жизнь и здоровье.

К сожалению, есть много непоправимых ошибок, которые никогда не смогут быть оправданы ни пословицами, ни извинениями, ни поступками. Поэтому нельзя всегда рассчитывать на авторитет народной мудрости и прикрываться им. Нужно задумываться о последствиях своих действий, о том, что будет, если ты не прав, и если будет что-то страшное, непоправимое и противоправное, не стоит рисковать, лучше уж и впрямь ничего не делать в таком случае, чем сделать подлость.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мистер Эдисон, когда изобретал первую лампочку, совершил несколько тысяч экспериментов, каждый из которых заканчивался поражением. И когда ему говорили, что хватит уже ошибок, хватит поражений, он всегда отвечал просто: «Это не ошибка, это еще одна ступень к результату». Вот это настойчивость! Просто у него была четкая и понятная цель и он ее добивался, невзирая ни на что. Если у вас еще есть неопределенность с целями, тогда скорее на тренировку. Специально для вас разработан он-лайн курс «Целеполагание», который позволит вам стать таким же настойчивым, как мистер Эдисон.

Вообще, отношению к ошибкам следует поучиться у детей. К счастью, сейчас я имею возможность наслаждаться процессом обучения этих маленьких созданий. Вот где настойчивость, вот где сила духа. Посмотрите на маленького ребенка, для него каждая ошибка - это возможность учиться и больше узнать. Понаблюдайте за трехлетним ребенком, совершившим ошибку. Он изумляется, возможно даже смеется и предпринимает очередную попытку. Допущенная ошибка не сковывает его действия, а скорее окрыляет. Она провоцирует его любознательность, представляет собой вызов, который ребенок охотно принимает.

А теперь понаблюдайте за десятилетним ребенком или взрослым человеком, который допустил какую-то промашку. Он будет украдкой оглядываться по сторонам, чтобы понять, заметил ли кто-нибудь совершенную им оплошность. Его гораздо больше будет заботить, как сделать допущенную ошибку незаметной для других или как попытаться представить ее несущественным эпизодом, чем возможность непринужденно учиться на допущенной ошибке. Но почему? Что случилось?

А дело вот в чем. За годы жизни в обществе вы понимаете, что взрослые - родители, родственники, учителя - ожидали от вас совершенства во всем. В поведении, в речи, в держании ложки. Ошибки, допущенные вами в школе или в жизни, выделялись «красным карандашом», за них вас порицали, наказывали, за них вы получали плохие оценки. Каждая ваша замеченная ошибка обязательно сопровождалась репликами типа: «Будь внимательным! Ну, что же ты, растяпа!? Да что у тебя все из рук-то валится!? Ну ты безрукий!» Знакомо? Это или нечто похожее всегда сопровождало ваши промахи. Пройдя через горнило таких оценок, немногие взрослые в состоянии вновь научиться позитивно относиться к своим ошибкам. Вот вам и реалии современной жизни. Среди огромного количества людей, лидеров не так уж и много. Тех, кто готов рисковать, ошибаться, брать ответственность за свои промахи на себя. Но именно они и получают те великолепные результаты, о которых остальным остается только мечтать.

Еще раз вернемся к выражению: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». И это справедливое выражение. Всякий, кто когда-нибудь что-то делал, подтвердит факт, что он, безусловно, ошибался. Но благодаря этим ошибкам он и научился тому, что умеет. Недаром говорят, что на ошибках учатся. Ребенок, который только учится ходить, обязательно падает. Потому что совершает ошибки при ходьбе. Школьник, который учится писать, обязательно делает кляксы в своей тетради. Кто из вас их не делал? Ошибка, ошибка, ошибка… Видите взаимосвязь? Чем больше ошибок вы совершите, тем выше вы сможете подняться.

Это конечно не означает, что нужно сломя голову нестись вперед, ломая руки, ноги, залечивая раны, чтобы с гордостью сказать: «Вот смотрите, как я могу действовать». Это не самое важное - действовать «сломя голову». Важно перенимать опыт других людей, важно анализировать свои действия и их результаты. А еще важнее поменять свое отношение к совершаемым вами ошибкам. Почему-то ошибка в понимании многих людей носит очевидный негативный смысл. И в этом во многом виновата культура, в которой мы воспитывались. Культура «приговорила» это слово на осуждение. Ошибка стала нарицательным понятием. Ошибаться - это однозначно плохо, так мы привыкли думать. Люди продолжают делать ошибки, но негативное отношение к ним не позволяет двигаться к своим целям. А как у вас обстоят дела с отношением к ошибкам? Вы все еще боитесь глупо выглядеть? Показаться смешным? Облажаться на публичном выступлении? Тогда как же вы сможете достичь великих вершин? Ведь чтобы идти к своей мечте, вам предстоит войти в зону неизвестного, а там ошибки неизбежны. Так что задумайтесь. Может, не так страшен черт, как его малюют?)))

Из всего вышесказанного следует несколько простых выводов.

Во-первых, ошибка - это нормальное явление, без которого невозможно творчество и жизнь.

Во-вторых, отношение к ошибке должно быть соответствующим. Не осуждающим, а понимающим. Разве кому из нас придет в голову осуждать маленького ребенка, который пытается встать и все время падает?

В-третьих, измените свое отношение к ошибкам, научитесь анализировать их, делать выводы и в следующий раз совершать более совершенные действия. Ошибка - это, прежде всего, урок, который преподносит нам жизнь. И то, как мы отнесемся к этому уроку, с позитивной или негативной точки зрения, и сформирует Вас как личность.

Вот такая получилась тема. Желаю вам радости и процветания, смелости и ярких побед. Жду вас на тренировках.

error: