Новгородская духовная семинария. Новгородская духовная семинария Новгородская духовная семинария наставники и ученики

Учебное пособие

... 1917 -1918 гг ... В 1803 году... в 1890 году... принимать выпускников Семинарий . «Духовные Академии, ... Духовного училища, инспектором Новгородской Духовной Семинарии , с 1844 года читал в Петербургской Духовной ... Новгородский ) (с 1775 по 1898 гг . епархия Новгородская ...

  • Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

    Книга

    ... 1917 г. перевалило за 300.43 Вакансии священников замещались выпускниками местного духовного училища и семинарии ... Тогуле, в 1803 г. закладываются каменные... В 1898 г. он... и Новгородским архиепископом... 1890 -х – 1918 гг .) / С.В. Фирсов. – М.: Духовная ...

  • Документ

    ... гг . Усиление нестроений в духовных школах в 1890 –1900-х гг духовных семинарий ...

  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ (компетентностная модель выпускника)

    Документ

    ... гг . Усиление нестроений в духовных школах в 1890 –1900-х гг ., организация подпольного семинарского движения. «Скорбный лист» духовных семинарий ...

  • Прежде чем понять общечеловеческие интересы

    Документ

    ... Нов­городской семинарии , а затем в течение 2 лет в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1862-1864 гг ... и с 1898 по 1917 г. занимал... соотечественнике А. Баллу (1803 -1890 ), авторе катехизиса непротивления, ... Т. обр., выпускники семинарий , часть к-рых...

  • Учителя и ученики.

    В 1788 году при митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Гаврииле Петрове Санкт-Петербургская духовная семинария становится главной, в 1797 году преобразуется в Духовную академию. Из Новгорода туда были переведены старшие классы. Статус Новгородской семинарии понижается до уровня четырехклассной. Такое положение оставалось до 1800 года, когда семинарию восстановили в прежнем объеме.

    Большое внимание семинарии уделял в начале XIX века Новгородский архиепископ Амвросий Подобедов . Он пожаловал ей телескоп, а микроскоп прислали из Александро-невской Академии. При нем в семинарии был открыт медицинский класс. В 1804 году Амвросий вверил учебное заведение в «особое смотрение» преосвященному викарию новгородскому Евгению Болховитинову – известному ученому-историку, члену Российской Академии, поборнику духовного просвещения в России. Евгений Болховитинов стремился приучить семинаристов к самостоятельному мышлению, для чего любил устраивать диспуты. Часто присутствовал на экзаменах. На публичных экзаменах Евгений Болховитинов впервые прочел свой труд «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода», изданный в 1807 году. Время пребывания Болховитинова в Новгороде (до 1808 года) оказалось, несмотря на краткость, весьма плодотворным. Здесь он приступил к составлению «словаря светских писателей». Он много работал в монастырских архивах, ознакомился с библиотекой и архивом Софийского собора.

    Болховитинов жертвовал собственные средства на формирование семинарской библиотеки и дарил ей свои книги.

    Где бы ни приходилось трудиться этому человеку – в Пскове, Вологде, Киеве, – везде он занимался историческими исследованиями и оставил потомка сотни статей и книг.

    При Болховитинове учительствовал в семинарии бывший ее выпускник, а с 1808 года – ректор – Амвросий (Орнатский) , главный составитель эпохального труда и в настоящее время не утратившего своей научной значимости «История российской иерархии» в шести частях, который издавался с 1807 по 1815 гг. Свой труд он посвятил основателю Новгородской духовной семинарии Амвросию Юшкевичу. В составлении первого свода истории принимал участие и Евгений Болховитинов.

    Ректор семинарии (1823-1827 гг.) Игнатий Семенов отличался ораторским искусством. Он ввел в обучение церковную археологию.

    12 лет управлял семинарией Анатолий Павлинский (1840-1852 гг.). Это был человек хозяйственный, он много сделал для улучшения быта учащихся и приведения в порядок территории. Но самое важное, что было сделано по его указанию – в библиотеке составлены каталоги книг.

    С 1860 по 1866 гг. должность ректора в семинарии исполнял архимандрит Макарий (Миролюбов) – ученый, знаток церковных древностей, член Московского общества истории и древностей российских, автор ряда исторических исследований. Он написал и издал несколько ценных трудов по новгородской истории:»Археологическое описание церковных древностей Новгорода и его окрестностей», «Описание новгородского Юрьева монастыря», «Описание новгородского архиерейского дома».

    В 1896 –97 гг. Новгородскую семинарию возглавлял известный церковный деятель Арсений (Стадницкий) .

    «Руководство и коллектив преподавателей
    Новгородской духовной семинарии. 1902-1909 гг»

    Ректор семинарии и архимандрит монастыря в начале ХХ века был Дмитрий Сперовский, будущий епископ Сухумский - почетный член Новгородского общества любителей древности, человек увлеченный церковной историей. При его непосредственном участии были раскрыты фрески в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря. В его бытность построен и освящен придел Тихона Задонского в церкви Сретения. Он нашел и опубликовал в «Трудах XV археологического съезда» опись Антониева монастыря 1696 года.

    Ректором Новгородской духовной семинарии в 1911-1913 гг. был архимандрит Алексий (С. В. Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I .

    В конце XIX – начале ХХ вв. круг изучаемых предметов в семинарии был расширен. Помимо специальных дисциплин: катехизиса, церковной и библейской истории, литургии, богословия в программу были включены физика, математика, логика, психология. Большое внимание уделялось изучению языков, в систему обучения входило пять языков: латинский, греческий, французский, немецкий и еврейский.

    Большое значение имело участие преподавателей семинарии в просветительской деятельности общества среди духовенства и местного населения: чтение публичных лекций, публикация материалов по истории и археологии местного края в Епархиальных и губернских ведомостях, составление историко - статистического описания епархии и пополнение коллекции церковных древностей.

    В 90-ые годы XIX века преподаватели Новгородской семинарии участвовали в работе Новгородского общества любителей древностей, созданного в 1894 году ученым, краеведом, археологом В.С. Передольским .

    В 1913 году в Новгороде появляется церковно-археологическое общество, созданное архиепископом Арсением (Стадницким), и среди его активных членов преподаватели семинарии А.В.Гедевский, В.Н. Фиников , А.П. Твердынский и другие.

    В 1880-ые годы старые учебные корпуса, построенные при Амвросии Юшкевиче, были разобраны и на их месте, по проекту губернского архитектора А.И Борщова сооружен новый великолепный корпус, сохранившийся до настоящего времени. Трехэтажное с подвалом здание имеет Г - образный план. Главный фасад, обращенный к Волхову, имеет три небольших выступа. Архитектура решена в духе эклектики, использованы мотивы ренессанса и древнерусского зодчества.

    В актовом зале нового здания 30 октября 1890 года состоялись торжества, посвященные 150-летию этого учебного заведения, где перед собравшимися выступали: митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор, ректор Е.И. Мегорский, преподаватели, выпускники. Они подчеркивали огромную роль семинарии как одного из старейших учебных заведений России и деле образования и воспитания « множества умных и честных тружеников» для церковной и государственной деятельности. Из стен Новгородской духовной семинарии в XIX- начале ХХ вв. вышло немало видных ученых, представителей высшего духовенства. Епископ Воронежский Алексей Добрадин окончил семинарию в 1849 году, епископ Можайский Тихон - в 1877г. В 1847 году окончил Новгородскую духовную семинарию Николай Гаврилович Богословский , краевед, археолог, исследователь. Одним из главных дел жизни Н. Богословского, вписавшим золотыми буквами его имя в историю новгородской культуры, явилось создание им в городе в 1865 году публичной библиотеки и Новгородского музея.

    Выпускник семинарии 1857 года,Е.В. Барсов после окончания семинарии поступил в Петербургскую духовную академию. Впоследствии он преподавал в Олонецкой духовной семинарии, а с 1870 г. служил в Москве в Румянцевском музее библиотекарем русского и славянского отделений. Барсов занимался этнографией, изучением древнерусских текстов, археологией. Работая в Олонце, он собрал и издал «Причитания северного края» в 4-х томах. Знаменитому произведению древнерусской литературы «Слову о полку Игореве» Барсов посвятил солидную монографию в трех томах.

    Другой выпускник семинарии,М.И. Владиславлев , проучившись два года в Петер-бургской духовной академии, продолжил свое образование за границей. Защитил магистерскую, затем докторскую диссертации по проблемам философии. Читал лекции по логике, истории, философии, этике в Петербургском университете, а с 1887 до своей смерти в 1890 г. являлся ректором этого университета.

    Профессором Санкт-Петербургского университета был известный публицист, выпускник семинарии 1857 года(№29) В.И. Модестов. Профессором, а впоследствии и ректором этого же университета был еще один выпускник Новгородской духовной семинарии П.В. Никитин .

    Среди выпускников Новгородской духовной семинарии известные просветители и священнослужители А. В. Гедевский, А. Ваучский, П.И. Тихомиров, Е.Е.Лебедев, П.Н Спасский, П.Е. Беляев … Несколько поколений мужчин семьи Бриллиантовых – семьи с глубокими историческими корнями, члены которой известные священнослужители, педагоги, историки - были также выпускниками Новгородской семинарии. (№32)И. И. Бриллиантов, историк, исследователь Ферапонтова монастыря, его старший брат (№33) А.И. Бриллиантов по окончании Санкт-Петербургской духовной академии преподавал в Тульской духовной семинарии, после успешной защиты докторской диссертации был ординарным профессором С-Петербургской духовной академии. Семья Терциевых имела также не одно поколение церковных деятелей и талантливых педагогов, в разное время окончивших Новгородскую семинарию. В 1913 году семьи Терциевых и Бриллиантовых породнились. Дети, внуки и правнуки продолжили педагогические традиции этих семей. Общий педагогический стаж семей Терциевых и Бриллиантовых к настоящему времени насчитывает более 1500 лет и увеличивается с каждым годом.

    В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году упразднен Антониев монастырь.

    В стенах бывшей семинарии впоследствии размещались институт народного образования, педагогический техникум, учительский, педагогический институты. В настоящее время здесь размещен Гуманитарный институт Новгородского университета.

    Великий Новгород

    щелкните по карте, чтобы ее увеличить

    На Торговой Стороне Новгорода, у берега Волхова , на территории Антонова монастыря рядом с древним Рождественским собором находится трехэтажное здание, выстроенное в стиле эклектики с элементами неоренессанса и псевдорусского стиля одновременно. Ныне в этом здании находится Гуманитарный институт НовГУ им. Ярослава Мудрого. Изначально, вплоть до 1918 г. здесь располагалась Новгородская Духовная Семинария, для нужд которой здание и было построено.


    Впервые Духовная семинария была в Новгороде основана в 1740 -м г. новгородским архиереем Амвросием . Еще в 1738 г. вышел указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении в городе этого учебного заведения. Надо сказать, Духовные семинарии были в то время в Петербурге, Казани, Харькове, Троице-Сергиевой Лавре, Пскове. Новгород, издревле бывший одним из духовных центров страны, тоже должен был обзавестись собственной семинарией. По мнению императрицы, будущую семинарию следует. Непосредственное участие в этом принял новый архиепископ Новгородский и Великолукский Амвросий (Юшкевич), всего полгода как назначенный на Новгородскую кафедру. 30 октября (10 ноября по новому стилю) 1740 г. семинария была открыта в Антониевом монастыре, ближайшей пригородной новгородской обители, одном из крупнейших монастырей в Новгороде, входящем в те годы в состав владений Новгородского Архиерейского дома. На ее содержание было отпущено ок. 8000 р (сумма по тем временам великая, в разы превышающая бюджет иных семинарий). При этом, Амвросий хорошо понимал, что уровень учебного заведения во многом зависит от состояния местной научной библиотеки. На содержание библиотеки Амвросий назначил годовую сумму в 300 р, что опять таки превышало бюджет прочих семинарских библиотек. При этом, книги он брал из библиотеки самого Феофана Прокоповича, видного церковного и политического деятеля тогдашней России. Семинарию же Амвросий обусттроил по образцу Киево-Могилянской академии, в которой в свое время сам учился и преподавал. В 1740 г. в Академии было учреждено 4 класса: аналогии, инфины, грамматики, синтаксины . Год спустя появляется класс пиитики, а еще через год — в 1742 г, риторики и рисования. Никакая прочая отечественная семинария не могла этим похвастаться и, фактически, новгородская семинария не уступала своему украинскому прообразу, лишь формально не приравнивалась к академии.


    Императрицы Анна Леопольдовна , а затем и Елизавета Петровна хорошо относились к начинаниям Амвросия. Во многом потому что Амвросий поладил и с Брауншвейгами, и с Елизаветой. Перед последней он вовремя «покаялся» за свои сношения со свергнутой Брауншвейгской фамилией и обличил прочих приверженцев прежней правительницы.


    Но при этом, порядки в Новгородской семинарии напоминали не высшее учебное заведение, а бурсу. За малейшее нарушение режима следовали суровые наказания вплоть до плетей и оков. Нередко люди оттуда бежали. В 1748 году (то есть на 8 год работы учебного заведения) в розыске уже числилось целых 96 человек!). В 1770-х г. в семинарии было положено начало преподаванию истории.


    Но в 1788-1800 гг. она вновь была переформирована в четырехклассную.


    На протяжении IXX в. постепенно изживались полусредневековые бурсацкие порядки; отношение преподавателей к ученикам стало более цивилизованным.


    К 150-летию было решено сделать семинарии новое большое каменное здание, соединяющее в себе и учебные классы, и жилые помещения для учеников и педагогов. В 1890 г. оно было построено на месте бывших ученических корпусов. Автором проекта Г.В. Барановский называет архитектора Дмитрия Васильевича Люшина (см. "Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строит. училище, 1842-1892).", Спб., 1893, 400 С. (Краткие биографии и портреты выпускников, а так же список воспитанников Института за все годы) (стр. 21-21) ). На сайте же Новгородского университета автором значится Александр Иванович Борщов (см. " История образования в Великом Новгороде " ). Там же указано, что проект был утвержден губернским архитектором Раймондом Казимировичем Кржижановским и губернатором Эдуардом Васильевичем Лерхе (1823 — 1889). Главный фасад был обращен в сторону Волхова. В таком виде здание сохранилось до наших дней. Торжественная церемония открытия состоялась на втором этаже в актовом зале (ныне Центр творческой интеллигенции им. Сороки).


    На первом и втором этажах находились учебные помещения, кабинеты начальства, актовый зал и библиотека. На третьим этаже располагались спальни.

    История

    В 1730-е годы целый ряд архиерейских школ в результате введения латинского курса обучения был преобразован в семинарии. Основой для открытия в Великом Новгороде духовной семинарии послужил указ императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 года. Семинария была открыта 30 октября (10 ноября) года стараниями архиепископа Новгородского и Великолуцкого Амвросия (Юшкевича) , который распорядился разместить её в пригородном Антониевом монастыре .

    В отношении организации обучения семинария была почти точным слепком Киево-Могилянской академии , а по ассигнуемым на её содержание средствам оставляла далеко позади другие семинарии, то есть фактически являлась высшим учебным заведением, хотя и не носила названия «академия» . Например, в 1765 году, когда Новгородская духовная семинария имела штатное содержание 8285 руб., Московская духовная академия получала 4847 руб., Троицкая семинария - 4901 руб., другие семинарии - гораздо меньше. Штатное жалование, кроме Новгородской, имела только Петербургская семинария .

    … определяется ныне при Новгородском архиерейском доме семинария для обучения латинского, еллиногреческого и аще возможно и еврейского языков, начав от грамматики даже до реторики, философии и теологии…

    - Светлов Г. И. Краткий очерк истории новгородской духовной семинарии. Пг., 1917. - Вып. 1. - С. 58

    Первыми учениками семинарии стали 100 лучших учеников школы при архиерейском доме, которая ещё некоторое время оставалась подготовительной для семинарии.

    Первоначально в семинарии было четыре класса : аналогии , инфимы , грамматики , синтаксимы . В 1741 году появляется класс пиитики (поэтический), а в 1742 году - риторики (ораторского искусства) и рисования .

    В 1741 году по проекту Петербургского архитектора Ивана Филиппова в Антониевом монастыре построили два каменных корпуса. В одном из них размещались классы, в другом жили учителя.

    В 1746 году был открыт класс философии, в 1748 году - класс богословия.

    Основой семинарского воспитания являлась суровая дисциплина. За нарушение установленных правил подвергали жестоким наказаниям, вплоть до плетей и кандалов. Обычным явлением было бегство из семинарии: в 1748 году в бегах числилось 94 человека.

    В 1788-1800 годах статус Новгородской семинарии понижается до уровня четырёхклассной.

    На протяжении XIX века в жизни Новгородской семинарии происходили перемены. Строгость и суровость бурсы XVIII - начала XIX веков уступила место гуманному отношению к ученикам.

    К 150-летию семинарии при ректоре протоиерее Евграфе Мегорском было построено новое большое здание с лицевым фасадом на Волхов . Празднование юбилея состоялось 30 октября 1890 года, его возглавил епископ Старорусский Владимир (Богоявленский) .

    Количество учеников в семинарии к началу XX века доходило до 500 человек. Ежегодные выпуски составили в среднем 50 человек.

    В конце апреля 1918 года Новгородская духовная семинария в числе всех учебных духовных заведений в Советской России была закрыта . Вскоре в её стенах открылся сельскохозяйственный техникум, а затем педагогический институт, где велась активная борьба с «религиозными предрассудками». В 1920 году был упразднён Антониев монастырь .

    Ректоры

    Префекты

    Инспекторы

    Известные преподаватели

    Известные выпускники

    • Тихон Задонский (1754) - архиепископ Воронежский, философ и просветитель
    • Симон (Лаговский) (1754) - архиепископ Рязанский
    • Владимир (Ужинский) (1803) - архиепископ Казанский и Свияжский
    • Фотий (Спасский) (1814) - архимандрит, «полу-фанатик, полу-плут»
    • Анастасий (Добрадин) (1849) - архиепископ Воронежский и Задонский.
    • Александр Желобовский (1855) - протопресвитер военного и морского духовенства, член Святейшего Синода, духовный писатель.
    • Ельпидифор Барсов (1857) - этнограф, историк литературы, фольклорист
    • Михаил Владиславлев (1859) - философ, ректор Санкт-Петербургского университета
    • Николай Богословский (1863) - священник, создатель новгородского музея, собиратель и исследователь древностей
    • Феодор (Яковцевский) (1886) - архиепископ Владимирский и Суздальский
    • Александр Бриллиантов (1887) - историк церкви, богослов и философ, член-корреспондент РАН
    • Феодор Забелин (1888) - протоиерей
    • Иона (Лазарев) (1892) - епископ Невельский, викарий Витебской епархии.
    • Сергий (Тихомиров) (1892) - митрополит Японский.
    • Варсонофий (Лебедев) (1894) - епископ Кирилловский, священномученик.
    • Иосиф (Петровых) (1895) - митрополит Ленинградский, лидер «иосифлянства».
    • Геннадий (Туберозов) (1895) - епископ Псковский и Порховский.
    • Онисим (Пылаев) (1896) - епископ Тульский.
    • Кульман, Александр Карлович (1898), священник в Боровёнке с 1900 по 1937 годы
    • Пимен (Белоликов) (1900) - миссионер, епископ Семиреченский и Верненский
    • Василий Белоликов (1907) - церковный историк, специалист по истории старообрядчества, профессор Московской богословской академии
    • Николай Успенский (в 1918 окончил 4-й класс) - литургист и музыковед, специалист в области церковной истории, исторической и систематической литургики, древнерусского церковно-певческого искусства, восточно-христианской гимнографии

    Напишите отзыв о статье "Новгородская духовная семинария"

    Примечания

    Ссылки

    • http://www.pravoslavie.ru/sm/29779.htm
    • http://drevo-info.ru/articles/471.html
    • на сайте «Русское православие»
    • http://news.novgorod.ru/news/71157/
    • http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html
    • http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=6

    Отрывок, характеризующий Новгородская духовная семинария

    Он вновь начал медленно, величественно открываться, поражая воображение Радана, который, будто малое дитя, остолбенело наблюдал, не в состоянии оторваться от разворачивающейся красоты, не в силах произнести ни слова.
    – Радомир наказал беречь его ценой наших жизней... Даже ценой его детей. Это Ключ наших Богов, Раданушка. Сокровище Разума... Нет ему равных на Земле. Да, думаю, и далеко за Землёй... – грустно молвила Магдалина. – Поедем мы все в Долину Магов. Там учить будем... Новый мир будем строить, Раданушка. Светлый и Добрый Мир... – и чуть помолчав, добавила. – Думаешь, справимся?
    – Не знаю, сестра. Не пробовал. – Покачал головой Радан. – Мне другой наказ дан. Светодара бы сохранить. А там посмотрим... Может и получится твой Добрый Мир...
    Присев рядом с Магдалиной, и забыв на мгновение свою печаль, Радан восторженно наблюдал, как сверкает и «строится» дивными этажами чудесное сокровище. Время остановилось, как бы жалея этих двух, потерявшихся в собственной грусти людей... А они, тесно прижавшись друг к другу, одиноко сидели на берегу, заворожено наблюдая, как всё шире сверкало изумрудом море... И как дивно горел на руке Магдалины Ключ Богов – оставленный Радомиром, изумительный «умный» кристалл...
    С того печального вечера прошло несколько долгих месяцев, принёсших Рыцарям Храма и Магдалине ещё одну тяжкую потерю – неожиданно и жестоко погиб Волхв Иоанн, бывший для них незаменимым другом, Учителем, верной и могучей опорой... Рыцари Храма искренне и глубоко скорбели о нём. Если смерть Радомира оставила их сердца раненными и возмущёнными, то с потерей Иоанна их мир стал холодным и невероятно чужим...
    Друзьям не разрешили даже похоронить (по своему обычаю – сжигая) исковерканное тело Иоанна. Иудеи его просто зарыли в землю, чем привели в ужас всех Рыцарей Храма. Но Магдалине удалось хотя бы выкупить(!) его отрубленную голову, которую, ни за что не желали отдавать иудеи, так как считали её слишком опасной – они считали Иоанна великим Магом и Колдуном...

    Так, с печальным грузом тяжелейших потерь, Магдалина и её маленькая дочурка Веста, охраняемые шестью Храмовиками, наконец-то решились пуститься в далёкое и нелёгкое путешествие – в дивную страну Окситанию, пока что знакомую только лишь одной Магдалине...
    Дальше – был корабль... Была длинная, тяжкая дорога... Несмотря на своё глубокое горе, Магдалина, во время всего нескончаемо-длинного путешествия была с Рыцарями неизменно приветливой, собранной и спокойной. Храмовики тянулись к ней, видя её светлую, печальную улыбку, и обожали её за покой, который испытывали, находясь с рядом с ней... А она с радостью отдавала им своё сердце, зная, какая жестокая боль жгла их уставшие души, и как сильно казнила их происшедшая с Радомиром и Иоанном беда...
    Когда они наконец-то достигли желанной Долины Магов, все без исключения мечтали только лишь об одном – отдохнуть от бед и боли, насколько для каждого это было возможно.
    Слишком много было утрачено дорогого...
    Слишком высокой была цена.
    Сама же Магдалина, покинувшая Долину Магов, будучи малой десятилетней девочкой, теперь c трепетом заново «узнавала» свою гордую и любимую Окситанию, в которой всё – каждый цветок, каждый камень, каждое дерево, казались ей родными!.. Истосковавшись по прошлому, она жадно вдыхала бушующий «доброй магией» окситанский воздух и не могла поверить, что вот она наконец-то пришла Домой...
    Это была её родная земля. Её будущий Светлый Мир, построить который она обещала Радомиру. И это к ней принесла она теперь своё горе и скорбь, будто потерянное дитя, ищущее у Матери защиты, сочувствия и покоя...
    Магдалина знала – чтобы исполнить наказ Радомира, она должна была чувствовать себя уверенной, собранной и сильной. Но пока она лишь жила, замкнувшись в своей глубочайшей скорби, и была до сумасшествия одинокой...
    Без Радомира её жизнь стала пустой, никчемной и горькой... Он обитал теперь где-то далеко, в незнакомом и дивном Мире, куда не могла дотянуться её душа... А ей так безумно по-человечески, по-женски его не хватало!.. И никто, к сожалению, не мог ей ничем в этом помочь.
    Тут мы снова её увидели...
    На высоком, сплошь заросшем полевыми цветами обрыве, прижав колени к груди, одиноко сидела Магдалина... Она, как уже стало привычным, провожала закат – ещё один очередной день, прожитый без Радомира... Она знала – таких дней будет ещё очень и очень много. И знала, ей придётся к этому привыкнуть. Несмотря на всю горечь и пустоту, Магдалина хорошо понимала – впереди её ждала долгая, непростая жизнь, и прожить её придётся ей одной... Без Радомира. Что представить пока что ей никак не удавалось, ибо он жил везде – в каждой её клеточке, в её снах и бодрствовании, в каждом предмете, которого он когда-то касался. Казалось, всё окружающее пространство было пропитано присутствием Радомира... И даже если бы она пожелала, от этого не было никакого спасения.
    Вечер был тихим, спокойным и тёплым. Оживающая после дневной жары природа бушевала запахами разогретых цветущих лугов и хвои... Магдалина прислушивалась к монотонным звукам обычного лесного мира – он был на удивление таким простым, и таким спокойным!.. Разморенные летней жарой, в соседних кустах громко жужжали пчёлы. Даже они, трудолюбивые, предпочитали убраться подальше от жгучих дневных лучей, и теперь радостно впитывали живительную вечернюю прохладу. Чувствуя человеческое добро, крошечная цветная птичка безбоязненно села на тёплое плечо Магдалины и в благодарность залилась звонкими серебристыми трелями... Но Магдалина этого не замечала. Она вновь унеслась в привычный мир своих грёз, в котором всё ещё жил Радомир...
    И она снова его вспоминала...
    Его невероятную доброту... Его буйную жажду Жизни... Его светлую ласковую улыбку и пронзительный взгляд его синих глаз... И его твёрдую уверенность в правоте избранного им пути. Вспоминала чудесного, сильного человека, который, будучи совсем ещё ребёнком, уже подчинял себе целые толпы!..
    Вспоминала его ласку... Тепло и верность его большого сердца... Всё это жило теперь только лишь в её памяти, не поддаваясь времени, не уходя в забвение. Всё оно жило и... болело. Иногда ей даже казалось – ещё чуть-чуть, и она перестанет дышать... Но дни бежали. И жизнь всё также продолжалась. Её обязывал оставленный Радомиром ДОЛГ. Поэтому, со своими чувствами и желаниями она, насколько могла, не считалась.
    Сын, Светодар, по которому она безумно скучала, находился в далёкой Испании вместе с Раданом. Магдалина знала – ему тяжелей... Он был ещё слишком молод, чтобы смириться с такой потерей. Но ещё она также знала, что даже при самом глубоком горе, он никогда не покажет свою слабость чужим.
    Он был сыном Радомира...
    И это обязывало его быть сильным.
    Снова прошло несколько месяцев.
    И вот, понемногу, как это бывает даже с самой страшной потерей, Магдалина стала оживать. Видимо, приходило правильное время возвращаться к живущим...

    Облюбовав крошечный Монтсегюр, который был самым магическим в Долине замком (так как стоял на «точке перехода» в другие миры), Магдалина с дочуркой вскоре начали потихоньку туда перебираться. Начали обживать их новый, незнакомый ещё, Дом...
    И, наконец, помня настойчивое желание Радомира, Магдалина понемногу стала набирать себе первых учеников... Это была наверняка одна из самых лёгких задач, так как каждый человек на этом дивном клочке земли был более или менее одарённым. И почти каждый жаждал знания. Поэтому очень скоро у Магдалины уже было несколько сотен очень старательных учеников. Потом эта цифра переросла в тысячу... И уже очень скоро вся Долина Магов была охвачена её учением. А она брала как можно больше желающих, чтобы отвлечься от своих горьких дум, и была несказанно рада тому, как жадно тянулись к Знанию окситанцы! Она знала – Радомир бы от души этому порадовался... и набирала ещё больше желающих.
    – Прости, Север, но как же Волхвы согласились с этим?!. Ведь они так тщательно охраняют от всех свои Знания? Как же Владыко допустил такое? Магдалина ведь учила всех, не выбирая лишь посвящённых?
    – Владыко никогда не соглашался с этим, Изидора... Магдалина и Радомир шли против его воли, открывая эти знания людям. И я до сих пор не знаю, кто из них был по-настоящему прав...
    – Но ты же видел, как жадно внимали этому Знанию окситанцы! Да и вся остальная Европа также! – удивлённо воскликнула я.
    – Да... Но я видел и другое – как просто они были уничтожены... А это значит – они были к этому не готовы.
    – Но когда же, по твоему, люди будут «готовы»?.. – возмутилась я. – Или это не случится никогда?!.
    – Случится, мой друг... думаю. Но лишь тогда, когда, люди наконец-то поймут, что они в состоянии защитить это же самое Знание... – тут Север неожиданно по-детски улыбнулся. – Магдалина и Радомир жили Будущим, видишь ли... Они мечтали о чудесном Едином Мире... Мире, в котором была бы одна общая Вера, один правитель, единая речь... И несмотря ни на что, учили... Сопротивляясь Волхвам... Не подчиняясь Владыко... И при всём при том, хорошо понимая – даже их далёкие правнуки наверняка ещё не узрят этого чудесного «единого» мира. Они просто боролись... За свет. За знания. За Землю. Такой была их Жизнь... И они прожили её, не предавая.
    Я снова окунулась в прошлое, в котором всё ещё жила эта удивительная и единственная история...
    Было только одно грустное облачко, бросавшее тень на светлеющее настроение Магдалины – Веста глубоко страдала от потери Радомира, и никакими «радостями» не удавалось её от этого отвлечь. Узнав, наконец, о случившемся, она полностью захлопнула своё маленькое сердечко от окружающего мира и переживала свою потерю одна, не допуская к себе даже любимую маму, светлую Магдалину. Так она бродила целыми днями неприкаянной, не зная, что с этой страшной бедой поделать. Рядом не было также и брата, с которым Веста привыкла делиться радостью и печалями. Ну, а сама она была слишком ещё мала, чтобы суметь осилить столь тяжкое горе, непомерным грузом обрушившееся на её хрупкие детские плечи. Она дико скучала по своему любимому, самому лучшему на свете папе и никак не могла понять, откуда же взялись те жестокие люди, которые его ненавидели и которые его убили?.. Не слышно было больше его весёлого смеха, не было их чудесных прогулок... Не оставалось больше вообще ничего, что было связанно с их тёплым и всегда радостным общением. И Веста глубоко, по-взрослому страдала... У неё оставалась только память. А ей хотелось вернуть его живого!.. Она была ещё слишком малой, чтобы довольствоваться воспоминаниями!.. Да, она очень хорошо помнила, как, свернувшись калачиком на его сильных руках, затаив дыхание слушала удивительнейшие истории, ловя каждое слово, боясь пропустить самое важное... И теперь её раненое сердечко требовало всё это обратно! Папа был её сказочным кумиром... Её, закрытым от остальных, удивительным миром, в котором жили только они вдвоём... А теперь этого мира не стало. Злые люди забрали его, оставив лишь глубокую рану, которую ей самой никак не удавалось заживить.

    Все окружавшие Весту взрослые друзья старались, как могли, развеять её удручённое состояние, но малышка, никому не хотела открывать своё скорбящее сердце. Единственный, кто наверняка смог бы помочь, был Радан. Но и он находился далеко, вместе со Светодаром.
    Впрочем, был с Вестой один человек, который старался изо всех сил заменить её дядю Радана. И звали этого человека Рыжий Симон – весёлый Рыцарь с яркими рыжими волосами. Друзья безобидно так прозвали его из-за необычного цвета его волос, и Симон ничуточки не обижался. Он был смешливым и весёлым, всегда готовым придти на помощь, этим, и правда, напоминая отсутствующего Радана. И друзья за это искренне его любили. Он был «отдушинкой» от бед, которых в жизни Храмовиков в то время было очень и очень немало...
    Рыжий Рыцарь терпеливо являлся к Весте, ежедневно уводя её на захватывающие длинные прогулки, постепенно становясь малышке настоящим доверенным другом. И даже в маленьком Монтсегюре очень скоро к нему привыкли. Он стал там привычным желанным гостем, которому каждый был рад, ценя его неназойливый, мягкий характер и всегда прекрасное настроение.
    И только одна Магдалина вела себя с Симоном настороженно, хотя сама наверняка не смогла бы объяснить причину... Она больше всех остальных радовалась, видя Весту всё более и более счастливой, но в то же время, никак не могла избавиться от непонятного ощущения опасности, приходящей со стороны Рыцаря Симона. Она знала, что должна была чувствовать ему только лишь благодарность, но ощущение тревоги не проходило. Магдалина искренне пыталась не обращать на свои чувства внимания и лишь радоваться настроению Весты, сильно надеясь, что со временем боль дочурки понемногу утихнет, так же, как стала утихать она в ней самой... И останется тогда в её измученном сердечке лишь глубокая светлая грусть по ушедшему, доброму папе... И ещё останутся воспоминания... Чистые и горькие, как бывает иногда горькой самая чистая и самая светлая ЖИЗНЬ...

    error: