НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе «Игра-путешествие в страну Математики.

Образовательная область: «Познание».

Цель:

Задачи:

— познакомить детей с историей часов;

— подвести к пониманию их на-значения и функции;

— закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части);

— развивать творческое вообра-жение и логическое мышление;

— учить беречь время.

Оборудование:

Воспитатель. Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто- то плачет. Посмотрела и увидела, что это вот такой маленький мед-вежонок. его спросила, что случилось, и он ответил, что его пригласили в гости, а когда он пришел, было уже поздно — все гости разошлись, а главное ему не хватило меда. Как вы думаете, почему Мишутка опоздал?

Воспитатель. А как же уз-нать, что пора выходить из дома? Дети. Надо посмотреть на часы.

Дети. Нет.

Дети. Мы не будем знать, ког-да идти в садик, когда начнутся мультики по телевизору. Мама и папа опоздают на работу.

Дети. Часы были не всегда.

Воспитатель. А как же тог-да люди определяли, когда спать, когда вставать, когда работу на-чинать?

Дети. По солнышку. Солныш-ко вставало и люди вставали.

Воспитатель. Правильно, люди определяли время по сол-нцу. Солнце вставало, и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда люди дольше спали — летом или зимой?

Дети. Зимой, потому что сол-нышко зимой встает позже. Тень длиннее утром и вечером, а днем короче.

(Показывает кар-тинку Скажите, когда тень длиннее?

Дети отвечают.

Дети. Утром тень в одной стороне, а вечером — в другой.

Воспитатель. Правильно. Когда человек заметил это свой-ство тени, он придумал вот такие солнечные часы. (Показывает картинку с изображением солнеч-ных часов.) Как вы думаете, хо-рошо ли было человеку с такими часами?

Дети. Нет. Они показывали время только в солнечную по-году, а в пасмурную погоду или в дождь по ним нельзя узнать время.

Воспитатель. Кто знает, ка-кие часы потом придумал чело-век, чтобы они работали в любую погоду? (Показывает песочные часы.)

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок — он есть

И бог, и царь, и господин.

Воспитатель. Вот эти часы рассчитаны на три минуты, каж-дые три минуты их надо перево-рачивать. (Показывает песочные часы.) Представьте себе, что будет, если такие часы мы возьмем с со-бой на прогулку? Или вы буде-те брать их с собой в школу? Удобно будет с ними? Почему не-удобно?

Дети отвечают.

2 вариант: Физминутка «Часики» Кто там ходит влево-вправо? Это маятник в часах. Он работает исправно.

А над ним сидит кукушка, Это вовсе не игрушка. Птица дверцу отворяет, Время точное сообщает. (

А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте) Что уже пора вставать. (Потянуться)

Воспитатель. Вместо песка в часы наливали масло, люди пользовались свечкой, на которую наносили деления. Свечка сгорала, уменьшалась и люди определяли по делениям, сколько времени она горела. Как вы думаете, что пло-хого было в этих часах?

Дети отвечают.

Вы сказали все правильно. Все часы — солнечные, песочные, масляные были неудобными, и человек придумал следующее. Смастерили большой механизм и повесили его на большую башню. Каждый час часы били, и люди узнавали время. Но все-таки и эти часы были неудобны. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

И какие часы тогда придума-ли люди?

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Ставят на пол?

Дети отвечают.

Ставят на столе?

Дети отвечают.

Носят на руке?

Дети отвечают.

А какие часы есть сейчас?

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Правильно, петушок тоже по-могает узнавать время — утром он кукарекает и всех будит, а вечером кукарекает, чтобы все ложились спать.

Мы сейчас рассмотрели исто-рию возникновения часов, по-смотрели, как они изменялись в течение времени и какие часы есть в наше время.

Дети отвечают

Воспитатель (обращается к игрушке).

Дети отвечают

Дети, а вам надо учиться узна-вать время? Если вам надо идти в садик, вас разбудит мама или папа, в садике воспитатели скажут, когда заниматься, когда гулять, когда спать. (Раздает детям бук-вы, они складывают из этих букв слово «Часы».) А сейчас я пред-лагаю вам отправиться в магазин, где продаются часы. Как можно назвать магазин, в котором про-даются только часы?

Дети отвечают.

Но немножко отстают.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы «Из истории часов»»

Конспект НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы
«Из истории часов»

Образовательная область: «Познание».

Цель: учить детей определять причинно-следственные связи.

Задачи:

Познакомить детей с историей часов;

Подвести к пониманию их на­значения и функции;

Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части);

Развивать творческое вообра­жение и логическое мышление;

Учить беречь время.

Оборудование: предметные картинки с изображением часов, часы настенные и песочные.

Воспитатель. Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто- то плачет. Посмотрела и увидела, что это вот такой маленький мед­вежонок. (Показать игрушку- медвежонка.) Я его спросила, что случилось, и он ответил, что его пригласили в гости, а когда он пришел, было уже поздно - все гости разошлись, а главное ему не хватило меда. Как вы думаете, почему Мишутка опоздал?

Дети. Не посмотрел на часы. Не знал, когда выходить.

Воспитатель. А как же уз­нать, что пора выходить из дома? Дети. Надо посмотреть на часы.

Воспитатель. Ау медведя в лесу есть часы?

Дети. Нет.

Воспитатель. А что будет, если и у нас пропадут все часы?

Дети. Мы не будем знать, ког­да идти в садик, когда начнутся мультики по телевизору. Мама и папа опоздают на работу.

Воспитатель. Да, всем нам придется очень трудно. Скажите, а часы всегда существовали, или нет?

Дети. Часы были не всегда.

Воспитатель. А как же тог­да люди определяли, когда спать, когда вставать, когда работу на­чинать?

Дети. По солнышку. Солныш­ко вставало и люди вставали.

Воспитатель. Правильно, люди определяли время по сол­нцу. Солнце вставало, и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда люди дольше спали - летом или зимой?

Дети. Зимой, потому что сол­нышко зимой встает позже. Тень длиннее утром и вечером, а днем короче.

Воспитатель. А знаете ли вы, что по солнцу можно достаточно точно определить время? Когда солнце светит, то от деревьев отходит тень. (Показывает кар­тинку - тень от деревьев утром и вечером.) Скажите, когда тень длиннее?

Дети отвечают.

Вот человек захотел узнать, утро сейчас или вечер. Как он это определит по тени?

Дети. Утром тень в одной стороне, а вечером - в другой.

Воспитатель. Правильно. Когда человек заметил это свой­ство тени, он придумал вот такие солнечные часы. (Показывает картинку с изображением солнеч­ных часов.) Как вы думаете, хо­рошо ли было человеку с такими часами?

Дети. Нет. Они показывали время только в солнечную по­году, а в пасмурную погоду или в дождь по ним нельзя узнать время.

Воспитатель. Кто знает, ка­кие часы потом придумал чело­век, чтобы они работали в любую погоду? (Показывает песочные часы.)

Дети отвечают. Воспитатель им подсказывает.

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок - он есть

И бог, и царь, и господин.

Что в них было хорошо, а что плохо?

Дети. Их все время надо было переворачивать.

Воспитатель. Вот эти часы рассчитаны на три минуты, каж­дые три минуты их надо перево­рачивать. (Показывает песочные часы.) Представьте себе, что будет, если такие часы мы возьмем с со­бой на прогулку? Или вы буде­те брать их с собой в школу? Удобно будет с ними? Почему не­удобно?

Дети. Неудобно. Их можно разбить. Или не заметить, когда надо переворачивать.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель. Дети, как вы понимаете пословицу: «скучен день до вечера, коли делать нечего?».

Дети отвечают.

1 вариант: Физкультминутка «Часы»

Наклоны туловища вправо, влево.

2 вариант: Физминутка «Часики»
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно.

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)

А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)

Воспитатель. Вместо песка в часы наливали масло, люди пользовались свечкой, на которую наносили деления. Свечка сгорала, уменьшалась и люди определяли по делениям, сколько времени она горела. Как вы думаете, что пло­хого было в этих часах?

Дети отвечают.

Вы сказали все правильно. Все часы - солнечные, песочные, масляные были неудобными, и человек придумал следующее. Смастерили большой механизм и повесили его на большую башню. Каждый час часы били, и люди узнавали время. Но все-таки и эти часы были неудобны. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

И какие часы тогда придума­ли люди?

Дети отвечают.

Часы стали вешать на стену, ставить на пол.

Как называются часы, которые вешают на стену?

Дети отвечают.

Ставят на пол?

Дети отвечают.

Ставят на столе?

Дети отвечают.

Носят на руке?

Дети отвечают.

А какие часы есть сейчас?

Дети отвечают.

Мы с вами говорим о часах, а что же здесь делает петушок? Может, он попал сюда случайно?

Дети отвечают.

Правильно, петушок тоже по­могает узнавать время - утром он кукарекает и всех будит, а вечером кукарекает, чтобы все ложились спать.

Мы сейчас рассмотрели исто­рию возникновения часов, по­смотрели, как они изменялись в течение времени и какие часы есть в наше время.

Какими часами мы сейчас пользуемся?

Дети отвечают

Воспитатель (обращается к игрушке). Мишутка, ты понял, для чего нужны часы?

Дети, повторите, пожалуйста, еще раз, какие были часы, для чего они нужны.

Дети отвечают

Дети, а вам надо учиться узна­вать время? Если вам надо идти в садик, вас разбудит мама или папа, в садике воспитатели скажут, когда заниматься, когда гулять, когда спать. (Раздает детям бук­вы, они складывают из этих букв слово «Часы».) А сейчас я пред­лагаю вам отправиться в магазин, где продаются часы. Как можно назвать магазин, в котором про­даются только часы?

Дети отвечают.

Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с вами вместе: А часы стоят на месте.

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.

Задачи:

Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.

Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: Отгадывание загадок, индивидуальные занятия дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Дорисуй».

Демонстрационный материал: Лепестки семи цветов, вагончики разной длины, вазы для цветов, цветы, мяч, сундучок.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, конверты с набором цифр, карточки для графического диктанта, конверт с набором Цветиков –Семицветиков.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Дети: Это Цветик-Семицветик.

Воспитатель: Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей).

Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы (ответы детей)

Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться.

Ума, разума набраться,

Лепестки все отыскать,

Чтоб желанье загадать.

А на чём мы отправимся — отгадайте загадку.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились

И помчались в путь – далёк,

Лишь оставили гудок.

Дети: Это поезд .

Воспитатель: Правильно, это поезд. Давайте приготовим наш поезд и оправимся в путь. Вот перед вами вагоны, их необходимо расставить от самого короткого до самого длинного.

— Сколько всего вагонов у поезда?

— Каким по порядку стоит голубой?

— Вагон, какого цвета, стоит между красным и жёлтым?

— Каким по порядку стоит зелёный вагон?

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. А теперь пора отправляться в путь.

Вправо-влево посмотри,

Что увидишь – назови!

Всё в пути случиться может

Надо быть внимательным.

Всё у нас получится,

Будет замечательно!

Воспитатель: Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета.

Вагончики весёлые

Бегут, бегут, бегут.

Их круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук.

Дыхательная гимнастика. Дети произносят звук — ту-туууууууууууу

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Я предлагаю вам, сорвать по три цветка и поставить в вазы такое количество цветов, какое число написано на вазе.

(Дети собирают цветы и ставят в вазы, замечают среди цветов оранжевый лепесток)

Дети: Посмотрите, вот ещё один лепесток – оранжевый.

Воспитатель: Здорово ребята, у нас уже два лепестка.

Вот болотце на пути

Тут ребятам не пройти!

Надо мост построить нам,

Чтоб проехали мы там.

Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур»

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые детям необходимо разложить. Дети располагают свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост». У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки.

Дети строят мост и находят третий – жёлтый лепесток.

Воспитатель: Дети, что-то ветер опять начинает дуть.

Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее

Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй.

Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови»

Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.

— Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)

— Солнце светит днём. А луна….(ночью)

— Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)

— Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)

— Какой сегодня день недели? (Среда)

— Какой день недели был вчера? (Вторник)

— Как называется первый рабочий день? (Понедельник)

— Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

Воспитатель: Дети посмотрите, пока мы играли, ветер нам принёс ещё один лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток зелёного цвета.

Воспитатель: Ой, слышите, кто-то спорит. Да это же зайки, у каждого из них номер и им надо стать по порядку. Они никак не могут разобраться.

Дети, вы сможете им помочь? (Ответы детей)

Каждый ребёнок получает конверт с набором зайчиков с номерами от 1 до 10 и на столе раскладывают их по порядку.

Беритесь, ребята, скорей за работу –

В одном из конвертов дети находят ещё один лепесток голубого цвета.

Воспитатель: Дети, кто посчитает, сколько лепестков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли пять лепестков.

Воспитатель: А сколько всего лепестков у Цветика – Семицветика?

Дети: У Цветика – Семицветика всего семь лепестков.

Воспитатель: Так сколько ещё нам надо найти лепестков?

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.

Воспитатель: Отправляемся дальше в волшебную страну.

Посмотрите, как на этой полянке весело, сколько там зверей, птиц и насекомых.

Тут затеи, и задачи, игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем вам удачи – за работу, в добрый час!

Математические загадки.

Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял.

Сколько морковок у зайца осталось? (4)

В сад девять пчёлок прилете

Одна из них на клумбу села,

Все остальные через сад

К себе на пасеку спешат.

Так сколько ж пчёл летит из сада?

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Сколько малышей в саду?(8)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело? (7)

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток. Он прилетел на эту поляну.Какого он цвета.

Дети: Лепесток синего цвета.

Воспитатель: Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает.

Дети: Нам не хватает одного лепестка, фиолетового.

Воспитатель: Дети посмотрите, а здесь ещё какой –то сундучок. Как же его нам открыть?

Дети: Надо найти ключ и открыть сундучок.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу вам не тая –

Руки всем нужны друзья.

Графический диктант «Ключик»

8 клеточек вправо, 2 – вверх, 4 – вправо, 5 – вниз, 4 – влево, 2 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.

Воспитатель: Вот и ключик отыскали, можем сундучок открыть.

Дети открывают сундучок и находят там последний фиолетовый лепесток.

Они складывают из всех лепестков Цветик – Семицветик.

Воспитатель : Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Посмотрите, здесь в сундучке лежит, ещё какой – то конверт, что там может быть?

Дети достают конверт и находят там на каждого ребёнка по волшебному цветку. Теперь у каждого из вас есть Цветик – Семицветик, вы сможете загадать свои заветные желания.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)

Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.

Цель: развивать математические способности детей.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей соотносить цифры с количеством предметов;

Учить детей выкладывать цифру 4 из палочек;

Упражнять детей в количественном счете до 4;

Закрепить знания детей о геометрических фигурах

(квадрат, круг, прямоугольник, овал);

Закрепить знания детей о цифрах 1, 2, 3, 4, о временах года.

Развивающие:

Активизировать умственную деятельность детей;

Развивать память, мышление, математические способности

Детей;

Развивать пространственное воображение детей.

Воспитательные:

Вызвать у детей радостное, приподнятое эмоциональное

Состояние;

Вызвать у детей желание учиться с интересом и

Удовольствием;

Развивать у детей нравственные качества:

Желание помочь, умение сотрудничать друг с другом.

Демонстрационный материал: круглые магниты (4шт), цифры 1, 2, 3,

«ковер» из картона большого размера с отверстиями в форме геометрических

фигур, картинки «времена года». Красная Шапочка, волк (игрушечные).

Раздаточный материал: счетные палочки (по 4 шт. на каждого ребёнка).

Геометрические фигуры (для «ковра»).

Ход занятия.

Воспитатель:

Одна моя знакомая девочка попросила меня загадать вам загадку и сказала, что если вы её отгадаете, то она придет к вам в гости.

Бабушка девочку очень любила,

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

Кто же мне скажет, как звали её?

— Правильно, Красная Шапочка!

Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит. Возвращается с Волком.

Воспитатель:

— Смотрите, дети, кто к нам пришёл!

Волк (за него воспитатель):

— Здравствуйте, дети! Вы, наверное, ждали Красную Шапочку, а я её

Похитил и в лес увел. Если вы выполните мои задания, я её отпущу.

Согласны помочь Красной Шапочке?

Воспитатель: Поможем Красной Шапочке?

Волк (за него воспитатель):

Хорошо, слушайте мои задания!

1 .Отгадайте загадки о временах года:

Белым пледом парк укрыла,

Воду в речке остудила,

Все дороги замела –

В гости к нам пришла (зима)

Снег и лёд на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна,

Значит к нам пришла (весна)

Зеленеют луга,

В небе радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться (лето)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

— Что за время года? – спросим.

Знаем сами — это (осень)

Возможен показ картинок. Дети называют времена года по картинками.

2. Волк (за него воспитатель):

— Молодцы, дети! Пригласила меня Лиса на День рождения, а сколько ей лет исполняется, не сказала. Только дала несколько камешков и сказала, что ей столько лет исполнится, сколько у меня камней (на магнитную доску волк

прикрепляет 4 кружка). Сколько же ей лет, ребята? (дети отвечают)

Хочу я Лисе из цветов выложить цифру 4, но не знаю, как это сделать.

Подскажите, пожалуйста! (Воспитатель показывает, а дети выкладывают цифру из 4 палочек)

3. Волк (за него воспитатель):

Хорошие вы мальчики и девочки, умненькие. Для таких умных детей есть

у меня ещё задачки. Решайте, если хотите помочь Красной Шапочке.

Сколько солнышек на небе?

Сколько глаз у совы?

Сколько огоньков у светофора?

Сколько пальцев у перчатки?

Гуляет в джунглях старый слон.

И одинок, и грустен он,

Но подошел к нему сынок,

И больше слон не одинок.

Сколько слонов гуляет в джунглях?(2)

В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

И один павлин за кустами,

Сколько их, считайте сами. (3)

4. Волк (за него воспитатель):

— Нашел я в лесу шишки, и хочу вам подарить. Я буду показывать цифры, а вы берите себе столько шишек, какую я покажу цифру.

Дети называют цифру и берут шишки со стола.

А теперь давайте расскажем и покажем стихотворение про медвежат.

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали,

5. Волк (за него воспитатель):

— Молодцы, мальчики и девочки, даже не хочется с вами расставаться!

Но мне ещё в одном деле нужно помочь. Подарил мне недавно медведь

Ковёр. Принёс я его домой, и оказалось, что ковёр моль повредила.

Попросил я свою подругу лису ковёр зашить, а рыжая плутовка мне

В мешочке, не пойму. Давайте, дети, разберемся вместе и отремонтируем

Мой ковёр.

На стол выкладывается «ковёр» из картона большого размера с отверстиями

В форме геометрических фигур. Дети называют геометрические фигуры,

Которые показывает волк, и закрывают ими отверстия в «ковре».

Волк (за него воспитатель):

Молодцы вы все, ребятки!

Отгадали все загадки!

И в игре вы, малыши,

Тоже очень хороши!

Как я и обещал, отпущу Красную Шапочку. Подождите, сейчас она к вам

Придет!

До свидания!

Воспитатель:

Сейчас я приведу Красную Шапочку.

Красную Шапочка:

— Здравствуйте! Спасибо, дети, что выручили меня!

Воспитатель:

Сегодня мы на занятии вспомнили названия геометрических фигур.

Цифры 1,2,3,4.

Научились выкладывать цифру 4 из палочек

Мы выполнили все задания волка, помогли Красной Шапочке.

Красную Шапочка:

За то, что вы выручали меня я остаюсь с вами поиграть и потанцевать.

Воспитатель включает песенку Красной Шапочки.

Тема: «Занимательное путешествие в страну Математики».

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать

Формировать навыки вычислительной деятельности;

Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10;

Закрепить знание цифр.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Развивать воображение, смекалку, зрительную память;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к математическим знаниям;

Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Демонстрационный материал: сундучок, буквы, название станций, письмо от Королевы математики, палочки, нарисованная пирамида, мяч, презентиция.

Методические приемы:

Игровой (сюрпризный момент);

Словесный (чтение письма, вопросы, беседа, логические задачи);

Наглядный (демонстрационный материал)

Анализ занятия, поощрение.

Ход занятия:

Ребята, сегодня утром я зашла в группу и увидела на столе вот этот сундучок. Хотела его открыть, но он не открывается. Я очень расстроилась. Потом я увидела вот это письмо и подумала, что прочту его вместе с вами. Давайте прочтем и узнаем, что же там написано.

« Дорогие ребята, этот сундучок для вас, а что там вы сможете узнать, открыв его. Но он открывается не ключом. Вам нужно отправиться в путешествие по математическим станциям, где я приготовила вам разные задания. Вам надо будет складывать, вычитать, решать веселые задачки, думать и размышлять. За каждое выполненное задание вы получите букву. Затем из всех букв выложите слово. Если слово отгадаете правильно, сундучок откроется. Задания эти для самых сообразительных и находчивых»! (Королева Математики).

Ну что, ребята, отправимся в путешествие по математическим станциям? Не боитесь трудностей? (Нет )

Вы любите путешествовать? (ответы детей )

Я тоже очень люблю путешествовать! А поедем мы на поезде.

Уважаемые пассажиры! Берите билеты и занимайте в вагонах свои места.

Вы заметили, что билеты необычные. Как же узнать. Какое у вас место?

билеты - это карточки с нарисованными геометрическими фигурами.

Ребята, посмотрите друг у друга, правильно ли вы заняли места? (Да )

Молодцы! Поехали!

(звучит музыка из песни: «Мы едем, едем»).

Внимание! Внимание! Остановка! Ребята, давайте прочитаем название станции?

- 1 Станция: «Разминка». ()

Игра: «Счет прямой обратный» с мячом.

Ребята, Игру проведем в кругу. (Дети образуют круг, воспитатель поочередно бросает мяч, называет цифру, ребенок должен продолжить счет прямой (обратный ).

Молодцы! Вы справились с заданием, получаете букву. Какая эта буква? (М .)

Правильно буква М. Продолжаем наше путешествие! Рассаживайтесь на свои места! Поехали!

(играет музыка )

Приехали! Давайте прочитаем название станции?

- 2 станция: «Логическая». (Задание написано под названием станции )

Решение логических задач.

Задание будем выполнять за столами. (Воспитатель читает задачи, дети должны давать правильные ответы .)

  1. Сколько детей у мамы? (1 )
  2. - утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка. (Утята )
  3. 5 фрукта, 0 овощей )
  4. яблоки на дубе не растут )
  5. 4 детей )
  6. В семье четверо детей: сестёр столько же? Сколько братьев в семье? (Братьев нет )
  7. внуком )
  8. двое )

Молодцы, вы отлично справились с этими задачами! Получайте букву! Какая буква? (О)

Правильно, буква О. Вы заметили, что вам дали две буквы О, значит в слове, которое нужно будет отгадать две буквы О. Продолжаем наше путешествие. Рассаживайтесь на свои места.

(звучит музыка )

Приехали! Какая же эта станция?

- 3 станция: «Геометрическая». (Задание написано под названием станции )

Построй геометрические фигуры из палочек.

Это задание будем выполнять на коврике. Для этого надо разделиться на 3 группы. (Дети делятся на 3 группы, каждой группе дается задание).

Задание для первой группы: «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек»

Задание для второй группы: «Составить 3 равных треугольника из 7 палочек»

Задание для третьей группы: «Составить 4 равных треугольника из 9 палочек».

(дети по группам выполняют задания, затем друг у друга проверяют правильность выполнения задания)

Молодцы, вы справились и с этим заданием! Вот вам буква! (Л)

Правильно, это буква Л. А путешествие наше продолжается.

(дети рассаживаются на свои места , звучит музыка)

Приехали!

4 Станция: «Примерная» . (Задание написано под названием станции )

Реши пример и запиши ответ.

Ребята, посмотрите, здесь нарисована пирамида с нерешенными примерами, чтобы получить букву нам надо решить все эти примеры. (На доске нарисована пирамида с примерами, дети поочередно выходят к доске и решают по одному примеру).

Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием и за это вы получите две буквы.

(звучит музыка)

- 5 Станция «Конечная». (Задание написано под названием станции )

Посчитай предметы и найди соответствующее число.

Детям предлагается мультимедийная презентация. Дети поочередно считают предметы и нажимают на соответствующую цифру.

Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями!

Получайте последнюю букву.(Ы )

Правильно это буква Ы.

За каждое задание вы получили буквы. Нам пора возвращаться. Занимайте свои места в поезде.

(играет музыка )

Вот мы и в группе, теперь нам нужно открыть сундучок. А что нам для этого нужно, напомните мне, пожалуйста. Конечно, правильно разложить буквы, чтобы получилось слово. Давайте вспомним, какую первую букву мы получили? (М )

Какую вторую?(О ) Их мы получили две. Сразу выкладываю две буквы О.

Третью? (Л )

Четвертые у нас были две буквы? (Д,Ц )

Пятую? (Ы )

Выкладываю все буквы. Получается такой ряд букв:

Молодцы, ребята! Теперь давайте попробуем открыть сундучок. Ребенок открывает сундучок. Там лежит угощение

Ребята, вам понравилось путешествие? Сложные ли были задания?

Хотели ли вы еще отправиться в страну Математики?

Угощайтесь, пожалуйста!

Документы для скачивания:

Программное содержание:

Обучающая задача:

  • закрепить умение «читать» знаки-символы, признаки геометрических фигур – цвет, форма.
  • закреплять умение ориентироваться на плоскости, закрепить в речи наречия направо, налево, прямо.
  • закреплять умение классифицировать множества по двум свойствам цвет и форма, размер и форма.

Развивающая задача:

  • развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.
  • развивать навык порядного счета в пределах 20.
  • развивать логическое мышление, умения находить сходство и отличия.
  • развивать зрительное внимание, общую, тонкую моторику, творческое воображение.
  • поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения при помощи точной, ясной речи.

Воспитательная задача:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания, проявлять настойчивость, целеустремленность, воображение, сообразительность, аналитическое восприятие, взаимопомощь.

Предварительная работа: беседа с воспитателем, знакомство с перспективным тематическим планом, чтение произведения Корнея Чуковского «Приключения Бибигона», знакомство с продуктивной деятельностью детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, два обруча (красный, желтый), учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша», схемы знаков-символов, обозначающие свойства предметов, муляжи овощей, электронная дидактическая игра «Угадайка», основанная на речевой логической игре «Да – нет», макет куста смородины, альбомный лист с точками, пронумерованными в порядке возрастания для игрового упражнения «Соедини точки», маркеры, плоскостные корзины с ответами, плоскостные яблоки с примерами для игрового упражнения «Собери яблоки», книжки с игровыми упражнениями для детей.

Ход НОД

Воспитатель : Дети, я буду вас спрашивать и показывать действие, а вы отвечать и повторять за мной мои движения.

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Мы проснулись.

Воспитатель: Улыбнулись.

Дети: Улыбнулись.

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Мы оделись.

Воспитатель: В сад примчались?

Дети: В сад примчались?

Воспитатель: Подружились?

Дети: Подружились.

Все вместе: Вот теперь мы дружные в пути друг другу нужные! Воспитатель: Ребята, мы получили звуковое письмо от Бибигона. В знаете кто такой Бибигон? (ответы детей)

– Правильно – это очень маленький мальчик, который живет на даче под Москвой у писателя Корнея Ивановича Чуковского.

Звучит звуковое письмо.

«Здравствуйте ребята! Со мной снова произошло приключение! Меня заколдовал злой волшебник. Я очень жду вашей помощи. А поможет меня найти – подсказка. Впереди вас ждут трудные испытании. А ваша смекалка, сообразительность и находчивость помогут их преодолеть.»

Воспитатель: Вы согласны помочь Бибигону? Тогда нам пора отправляться в путь. На каких видах транспорту можно отправиться в дорогу. (Дети называют виды транспорта.)

Воспитатель: от вас поступило много предложений. Сейчас мы определим, на каком транспорте поедем выручать Бибигона. Я загадаю вам загадку, а ответ, подскажет, на каком виде транспорта мы поедем.

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)

Воспитатель: Отправляемся на дачу в Переделкино, выручать Бибигона. (Звучит музыка, детям раздаются рули, дети имитируют езду на машине).

Воспитатель: Вот мы и на даче. Бибигон нам говорил нам о какой-то подсказке. Где же она? Ребята вот она. (На экране появляется план – схема). А кто знает, что это такое?

Дети: План-схема.

Воспитатель: Посмотрите на схему, и скажите в какую сторону мы должны пойти.

Дети: Направо.

Воспитатель: Покажите, где находится правая сторона. К чему мы подойдем?

Дети: К клумбе.

Воспитатель: поворачиваем направо идем за мной. Дети, мы подошли к клумбе, но вот и первое испытание – на ней не растут цветы. Давайте их посадим, чтобы на даче было красиво.

Игра с тремя обручами (Логические блоки Дънеша)

Воспитатель: Посчитайте, сколько всего клумб (семь).

Представьте, что блоки это цветы, сажать будем так. Внутри красного обруча все красные, внутри синего все круглые, внутри желтого все большие цветы (дети раскладывают блоки Дьенеша).

Воспитатель: Но у нас есть свободные клумбы. Какие цветы растут вне красного и синего обруча?

Дети: красные, круглые.

Воспитатель: Сережа, посади 5 красных круглых цветов.

Воспитатель: Какие цветы будут расти вне синего и желтого обруча.

Дети: большие, круглые.

Воспитатель: Никита, посади на эту клумбу 3 больших круглых цветка.

Воспитатель: Какие цветы растут вне желтой и красной клумбы?

Дети: Большие, красные.

Воспитатель: Дима, посади 4 больших, красных цветка. Какие цветы посадим вне красного, синего, желтого?

Дети: Большие, красные, круглые

Воспитатель: Марина, положи 1 большой, красный круглый цветок.

Воспитатель: Ребята, с этим заданием вы справились, когда мы освободим Бибигона, он будет очень рад полюбоваться этой клумбой. Мы продолжаем свой путь. Давайте посмотрим на карту и скажем, куда пойдем дальше.

Дети: стрелка указывает – идти вперед к огороду.

Воспитатель: Но почему здесь ничего не растет?

Дети: Потому, что злой волшебник придумал для нас новое испытание.

Воспитатель: Нам надо привести огород в порядок. Посадить овощи. Дети разделитесь по парам. Один из вас будет грамотей, а второй садовник. Грамотей читает схему, а садовник сажает овощи.

Игровое упражнение «Угадай овощ». Схема представляет собой кодирование, декодирование свойств предметов.

Воспитатель: Мы сделали с вами доброе дело. Бибигон с удовольствием будет кушать овощи полезные для здоровья. Но на этом наши испытания не закончились. Посмотрим на план-схему. Куда мы идем дальше?

Дети: Направо, к кусту смородины. (Дети подходят к импровизированному кусту смородины)

Воспитатель: Дети, прислушайтесь, кто-то просит нас о помощи. Чтобы узнать, кто – подойдите к столам. На них лежат листочки. Найдите самое маленькое число и начиная с него соедините все остальные числа линией в порядке возрастания. Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

С Бибигоном мы дружили
И помочь ему решили,
Мы ребята дружные
В пути друг другу нужные.

Игровое упражнение «Соедини цифры по порядку»

Воспитатель: Кто просил нас о помощи.

Дети: Улитка.

Воспитатель: Улитка очень вам благодарна и просит, чтобы вы с нею поиграли.

Физкультминутка

Воспитатель: Когда звонит колокольчик, вы бегаете вокруг куста смородины. Как только колокольчик замолчит, останавливаетесь и слушаете вопрос. Если так бывает, то вы становитесь силачами, выпрямляете спину, сводите лопатки, опускаете плечи, поднимаете подбородок и показываете свою силу. Если такого не бывает, то становимся слабыми, вялыми как тряпичные куклы.

Задания на смекалку.

– Бывает ли что сын выше отца?

– Что в одной недели две субботы?

– Что после вторника бывает среда?

– После зимы наступает лето?

– Что дети любят конфеты?

– Что солнце светит ночью, а луна утром?

Воспитатель: Поиграв с улиткой мы стали бодрыми, но нам пора отправляться в путь выручать Бибигона, ведь он ждет нашей помощи. Обратим внимание на план-схему, куда мы дальше пойдем?

Дети: Направо – в фруктовый сад.

Воспитатель: От злого волшебника и здесь неприятности. Он стряхнул все яблоки с яблонь. Давайте их соберем в корзины.

Игровое упражнение «Собери яблоки»

Воспитатель: Тут лежат яблоки, на которых написаны примеры на сложение и на вычитание, есть корзины обозначенные цифрой. Вам нужно положить в корзину то яблоко, решение примера, которого соответствует цифре на корзине.

Воспитатель: Сколько яблок лежит у тебя в корзине? (Пять ). Почему? (4+1=5, 6-1=5)

Воспитатель: Молодцы! С этим испытанием вы тоже справились. Из этих яблок Бибигону сварят варенье и повидло. Обратим внимание опять на план, куда дальше мы идем?

Дети: Прямо, к дому.

Воспитатель: Вот мы и подошли к дому, но вот незадача - здесь не один дом, а несколько. Где же злой волшебник спрятал Бибигона? А поможет нам узнать игра «Угадайка». (Игра «Да – нет» )

Воспитатель: Мы угадали, что в желтом доме злой волшебник спрятал Бибигона. А теперь пройдите за мной, нас ждет сюрприз. (Звучит звуковое письмо ).

«Друзья, большое вам спасибо, что вы спасли меня от злого волшебника! Вы справились со всеми заданиями. Проявили смекалку, находчивость, сообразительность. А мне пора. Меня ждут важные дела на Луне. До новых встреч!»

Воспитатель: Вот и закончились наши приключения. Что вам больше всего понравилось? Какое задание самое трудное? За что бы ты себя похвалил? Воспитатель: Я хочу узнать ваше мнение. У нас есть звездочки «Настроение». Если вам занятие понравилось, то вы выбираете звезду красного цвета, а если нет, то звезду синего цвета. У вас все получилось и у вас хорошее настроение. Давайте взмахнем звездами и подарим всем хорошее настроение и осветим путь нашему Бибигону. Посмотрите, сколько звезд загорелось.

Воспитатель: Бибигон вам оставил в подарок книгу. Рассматривая ее вы сможете не только вспомнить наши приключения, но и получить новые знания. Нам пора возвращаться в детский сад (звучит музыка, дети уходят из зала ).

error: