Многая лета. Православные поздравления и торжественные обращения

В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, матушку, и всех служителей храма, прихожан. В теплой обстановке давно знающих друг друга людей поздравить настоятеля и прихожан можно простым слогом, начав так: «Дорогого батюшку!» (или дорогого отца настоятеля) и всех прихожан поздравляем с престольным праздником - Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Если же обстановка более официальная, то и слог должен быть строгий, официальный. К диакону, иерею, иеромонаху следует обратиться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

За столом в приходской трапезной во главе стола (то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него - следующий по старшинству священник. По левую - священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к голове стола.

Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда укажет настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прошения, желают всем: «Ангела за трапезой» - и садятся на свободное место.

На праздничной трапезе соблюдают меру во всем: питье, еде, разговорах, шутках, продолжительности застолья.

Поздравления с днем Ангела.
Праздничный стол,
подарки

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня - день тезоименитства, день Ангела.

День Ангела - особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас перед Богом... Дни рождения и именин должны быть преимущественно пред всеми другими днями буднями, обращать сердца и очи к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше Отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно... богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Православные люди посещают в дни своих именин храм, причащаются Святых Христовых Таин.

Дома с близкими людьми и гостями совершается трапеза. Смущение вызывает незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий в дом произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». На что хозяин отвечает: «Аминь». Или гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем».

Приглашая гостей на такой праздник, желательно серьезно продумать состав гостей. Люди верующие и далекие от веры могут на таком празднике не найти общего языка. Человеку неверующему будут скучны и непонятны разговоры на духовные темы, и в результате он уйдет обиженным и с испорченным настроением. С другой стороны, на почве различного миропонимания могут возникнуть жаркие и даже оскорбительные споры и праздник будет забыт.

Но если приглашенный на пути к вере жаждет духовного, то такие встречи за столом могут пойти ему на пользу.

На праздничной трапезе, поздравляя именинника, обычно поют тропарь его святому, желая помощи небесного заступника. Кроме всего прочего, конечно, желают духовных плодов. И чтобы это пожелание действительно запечатлилось в сердце именинника, важно хорошо продумать заранее поздравительные слова и тосты.

Веселье за дружеским застольем естественно, но оно не должно переходить за грань.

Оживить и сделать полнее, интересней вечер могут хорошие записи духовной музыки или фильм о святых местах, но, разумеется, в меру.

Немаловажно правильно выбрать к такому особому празднику и подарки. Лучше, если они будут духовного плана - иконы, книги, что-нибудь из церковной утвари, сладости, цветы.

В завершение застолья именинник благодарит собравшихся за поздравления, а гости поют ему «Многая лета».

Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносят на ближайшую субботу, воскресенье или же вообще на Светлую седмицу.

При написании поздравления ко дню Ангела не забудьте пожелать самое главное - помощи небесного заступника.

Хочется привести поздравление святителя Афанасия (М. Сахарова), обращенное к известному московскому батюшке, «пастырю безбожных времен», священнику Николаю Голубцову:

Милость Божия буди с Вами, возлюбленный о Господе отец Николай!

Сердечно приветствую Вас с праздником святителя Николая. Горячо желаю, да молитвы святителя Николая хранят Вас на всех путях Вашей жизни, да содействуют Вам в устроении храма души Вашей и Вашей домашней церкви, в Вашем служении притекающим в Ваш храм людям православным.

Приведем еще несколько образцов поздравлений с днем Ангела.

Дорогой, родной, досточтимый и никогда не забываемый отец Владимир!

Сердечно поздравляю Вас с днем Вашего Ангела. Всей душой желаем Вам от Господа Бога здоровья, да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая лета, многая лета.

Милую матушку и деток поздравляем с дорогим именинником.

С любовью о Господе всегда молящаяся о Вас духовная дочь.

Глубокоуважаемый отец Георгий!

Примите сердечные поздравления с днем Вашего Ангела. Да пошлет Вам Господь, молитвами Вашего великого покровителя, здоровье телесное и крепость духовную к ревностному прохождению Вашего пастырского служения.

Батюшка! Поздравляю Вас с Ангелом - предстателем Вашего спасения. Усердно желая Вам радоваться о Господе, прошу святых молитв Ваших и благословения. Воздаст Вам Господь за любовь Вашу и милостивые приветствия Ваши великою милостию Своею!

Свадебные поздравления и подарки

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных, знакомых, - от блеска свечей, от церковного пения как-то невольно становится празднично на душе.

После венчания молодых встречают у входа в дом иконой и хлебом-солью посаженые отец и мать или родители. И дальше гости продолжают праздник за столом.

Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвует на богоугодные дела.

Поздравления, тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания: о назначении христианского брака, что такое любовь в понимании Церкви, об обязанностях мужа и жены по Евангелию. О том, как важно построить настоящую христианскую семью - домашнюю церковь.

Свадьба церковных людей должна проходить в благочестивой обстановке с соблюдением благопристойности и меры.

Письменные поздравления со вступлением в брак содержат в себе те духовные пожелания, о которых писалось выше.

Поздравление может выглядеть так:

Дорогие Константин и Анна!

Примите искреннее поздравление со вступлением в законный брак, душевно желаем вам всех благ и милостей от Господа, Царицы Небесной.

Поздравляйте, братья и сестры, друг друга с нашими православными праздниками, делитесь той несказанной радостью, которую они нам дарят, и пусть наша брошюра поможет вам сделать это достойно и благочестиво.

Мир и Божие благоволение да будет с вами.

Провозглашение «Многая лета» — это поздравительная молитвенная форма, применяемая во время престольных праздников. Каждый год эти слова звучат на богослужениях в церкви. Обычный человек скажет «Поздравляю», а православный — «Лета многое». Дословный перевод фразы — «Многие годы».

Отличие между ежедневными молитвами и провозглашением «Многие годы» кроется в том, что последний текст поет на богослужении православный хор. Прихожане повторяют эти слова, поздравляя друг друга.

Поздравления с престольными праздниками

Теплая атмосфера очень важна для поздравления с Днем Рождества. Все прихожане — братья и сестры, поэтому нужно собираться вместе и радоваться каждой минуте Рождества Христова. С Покровом тоже принято поздравлять людей — Господь приветствует подобные деяния, они полезны для православной души. Восклицание «Многая лета» предназначено для поздравления:

  • прихожан;
  • настоятеля монастыря;
  • батюшки;
  • диакона.

Услышать фразу «Лета многая» любому священнику будет приятно. В официальной обстановке диакон приветствуется словами «Ваше преподобие», архимандрит — фразой «Ваше Высокопреподобие». Многие прихожане этого не знают, так что учите свод церковных правил.

Во многих церквях организуются праздничные трапезы с участием священников и приглашенных гостей. Все священнослужители рассаживаются в порядке старшинства, дорогой гость при этом будет посажен ближе к головной части стола. Обычно проходит богослужение, поются «Многие годы», после чего гости удаляются в приходскую трапезную. В этой части мероприятия могут участвовать:

  • председатель приходского совета;
  • алтарник;
  • чтец;
  • псаломщик;
  • члены совета;
  • певчие;
  • почетные гости.

Молитва «Многая лета» также поется и в ряде других торжественных случаев. Услышать текст «Многие годы» вы можете в период архиерейских богослужений и вседневной вечерни. Годами это песнопение обращено к священнослужителям, восславляющим в храмах Господа. У православных греков, на южной земле, этими словами священник может приветствовать паству. При поздравлении с Днем Ангела упоминаются имена святых. За праздничным столом должен читаться тропарь, посвященный конкретному православному имени.


Вне зависимости от года особое место у православных людей занимает таинство брака. Христе Сыне Божий всячески поощрял бракосочетания в пределах христианской церкви. Процесс православного бракосочетания может выглядеть следующим образом:

  1. Производится обряд церковного венчания, в ходе которого читается молитва «Многая лета».
  2. Молодые возвращаются в отчий дом, их встречают хлебом, солью да иконой.
  3. Шафер осуществляет сбор денег (средства идут на дела, угодные Господу).
  4. Проходит застолье, все тосты и поздравления должны быть духовными (многие годы браку, обязанности супругов, любовь и построение истинно христианской семьи).

Важный момент: церемония должна быть благочестивой. Гости и молодожены во всем соблюдают умеренность. Чтобы прожить многие годы в достатке, необходимо думать о Боге и строить христианскую, соблюдающую религиозные установления, семью.

Текст молитвы «Многая лета»

Молитвенный текст «Многая лета» провозглашается диаконом и имеет формат речитатива. «Многие годы» имеют и вторую (основную) часть, которую поет хор. Полный текст произведения мы приводим ниже:

Текст диакона:

Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь Господи рабу твоему, ныне тезоименитому (имярек), и сохрани его на многая и благая лета!

Ответ хора:

Многая, многая, многая лета!
 Многая, многая, многая лета!
 Сохрани его, Господи! Даруй ему, Господи!
 Многая, многая, многая лета!
 Ки́рие эле́исон, Христе́ эле́исон!
 Многая, многая, многая лета!
 Многая лета!

Существует и видоизмененная форма прославления «Многая лета». Эта версия многолетия произносится после отпуста (в случае праздничной утрени), Первого часа и Литургии. Слова такие:

Великаго господина и отца нашего Кирилла, / Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, / и господина нашего преосвященнейшаго (имя рек), / митрополита (или архиепископа, или епископа, егоже есть область), / богохранимую страну нашу Российскую, / настоятеля, братию и прихожан свята́го храма сего́ (или: всечестна́го игумена с братией святыя оби́тели сия́),/ и вся православныя христианы, / Господи, сохрани их на многая лета!

Исполнение молитвы православным хором


Детский православный хор

Как вы уже поняли, «Многая лета» исполняется православным хором. Первый фрагмент — сольный речитатив. Голос диакона усиливается постепенно — это достигается посредством длительной практики. Вторую часть Многолетия берет на себя хор. При этом прихожанам не возбраняется тихо подпевать, если они знают слова молитвы и не мешают окружающим.

Хор не во всех случаях бывает церковным. Так, в день Ангела молитва поется присутствующими на торжестве гостями — все они дружно славят именинника. Обычно это происходит в конце трапезы, когда виновник торжества благодарит гостей за внимание к себе и душевные поздравления. Как видите, учить слова данной молитвы придется в любом случае, поскольку текст имеет важное обрядовое значение.

Предлагаем вам послушать молитву «Многая Лета» в исполнении Александра Торчилина и хора Свято-Даниловского монастыря:

Александр Торчилин и Праздничный мужской хор Московского Даниловского монастыря. Многая лета

В эти февральские дни игумен Мефодий (Петров) и иеромонах Авраамий (Княженцев) – одни из старейших насельников Валаамского монастыря – отмечают свои юбилеи.

Игумен Валаамского монастыря Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий, поздравил начальника Никольского подворья Валаамского монастыря в городе Сортавала иеромонаха Авраамия (Княженцева) с 70-летием со дня рождения:

Совершая церковное служение, Вы стремились исполнять все возложенные на Вас послушания со свойственными Вам усердием и ответственностью. На протяжении долгого времени Вы сопрягали труды начальника подворья монастыря в городе Сортавала с предстоянием Престолу Божиему, приобщая ближних и дальних к спасительным евангельским истинам. В августе месяце этого года мы будем отмечать 25-летие Вашего монашеского пострига в нашем монастыре, более десяти лет Вы возглавляете подворье монастыря в городе Сортавала.

Во внимание к Вашим усердным трудам и в связи с отмечаемой Вами знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас медали преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Желаю Вам крепкого здоровья, мира душевного, дальнейших творческих успехов и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и начинаниях.

Примите пожелания душевного мира, телесной крепости, неиссякающей радости о Христе Иисусе и обильных милостей от Великодаровитого Владыки неба и земли.

С любовью о Господе,
игумен монастыря, епископ Троицкий Панкратий.

Игумену Мефодию – 55 лет

Радушно встречает гостей Валаама удивительно добрый и жизнерадостный человек – отец Мефодий.

Игумен Мефодий (в миру Венко Петров) родился 16 февраля 1961 года в православной семье в селе Баняне (Скопска-Црна-Гора, Македония, СФРЮ), в пяти километрах от монастыря великомученика Никиты, в котором в 1930-40-е годы жили семьдесят валаамских старцев, и до сего времени сохранилась могила одного из них – монаха Панкратия († 6 февраля 1949 года).

Дедушка Венко Петрова построил несколько храмов и часовен в Македонии. С раннего детства Венко увлекался творчеством русских писателей, художников, композиторов. «Через их произведения присутствие Божие в жизни русского человека я чувствовал особенно ярко, поэтому я с детства очень любил Россию», – признавался отец Мефодий в одном из интервью.

В 1984 году Венко Петров окончил институт в Скопье, получив профессию строительного инженера. В молодости имел много друзей на Западе, думал жениться и жить в Италии, но в 1991 году Венко избрал путь монашества. В основе его решения лежало твердое убеждение, что будущее человечества связано с Россией.

«В монашеском размышлении своем думал я, куда поехать служить Богу? Была возможность направиться на Афон, это от нас близко, в Иерусалим или в Россию. Я пожил на монастырском подворье в Греции, но так как ситуация между Македонией и Грецией была напряженная, не мог там оставаться. И созрело желание поехать в великую страну, где православных живет больше всего, а само православие переживает возрождение и духовный подъем. Я благодарен Богу за то, что сподобил меня попасть на Святую Русь, в сердце России, в Свято-Троицкую Лавру в Сергиевом Посаде. Это было 21 августа 1992 года. По благословению любимейшего батюшки старца архимандрита Кирилла (Павлова) остался там послушником и пробыл около полугода. По его же благословению приехал на Валаам вместе с владыкой Панкратием 6 февраля 1993 года.

Вскоре мне пришло откровение от Бога, что это все неслучайно. В Македонии в монастыре, который около моего дома, осталась могилка одного старца-монаха. И вот в 1997 году ко мне на Валаам приехали родители и привезли фотографию могилки этого старца. Оказалось, что его звали Панкратий, как и нашего игумена. И еще меня поразило, что он преставился 6 февраля 1949 года, а я переехал жить на Валаам 6 февраля. Вот такие неслучайные совпадения. В монастыре получил послушание алтарника и пономаря. Твердым орешком оказался русский язык (в школе Венко освоил английский, французский и немецкий). Но постоянное общение в русской среде и воля Божия помогли мне освоиться», – вспоминал отец Мефодий.

Послушником на Валааме Венко пробыл около полутора лет. При монашеском постриге восприемником и духовным отцом стал духовник монастыря отец Геронтий. Постриг с именем Мефодий был совершен на праздник Рождества Иоанна Предтечи в 1994 году; через четыре дня, 11 июля, в день преподобных Сергия и Германа, посвятили в сан иеродиакона; а через два года в этот же день, 11 июля 1996 года, приснопамятным Патриархом Алексием II был рукоположен в сан иеромонаха.

С самого начала служения на Валааме назначен и в течение шести лет был ризничим монастыря, ведал церковной утварью, святынями храмов, иконами и мощами.

С 2000 года отец Мефодий – директор воскресной школы и помощник игумена по приему паломников. Выступал за то, чтобы туризм на Валааме развивать в духе паломничества к святыням, а не как индустрию развлечений. Его службе были переданы все неотремонтированные гостиницы и другие, часто не вполне приспособленные объекты, где можно было размещать прибывающие в монастырь группы. По свидетельствам валаамских паломников, о. Мефодий в качестве гостинника монастыря творчески подошел к своей миссии, завел традицию встречать гостей у ворот обители, объяснять внутренние правила и угощать сладостями, фруктами, орехами и вареньем. Принимал деятельное участие в восстановлении верхнего храма Спасо-Преображенского собора на Валааме, строительстве Владимирского скита, часовни в честь Валаамской иконы Божией Матери на острове Светлый у входа в Большую Монастырскую бухту, часовни блаженной Ксении Петербургской.

27 февраля 2005 года по благословению епископа Троицкого Панкратия был создан православный Культурно-просветительский центр (ПКПЦ) «Свет Валаама». Иеромонах Мефодий, возведенный в сан игумена, возглавил новый центр. ПКПЦ продолжил заниматься приемом гостей и реставрацией, начал социальное служение, оказывал благотворительную помощь детям, пенсионерам, проводил многочисленные культурные мероприятия, привлекал к сотрудничеству на благо монастыря творчески одаренных людей, которые хотели потрудиться для Церкви. В состав ПКПЦ «Свет Валаама» входит детский валаамский хор «Валанс». По мнению местных жителей Валаама, «батюшка Мефодий - самый добросердечный монах в монастыре».

«Я могу сказать, – рассказывает игумен Мефодий, – что самые счастливые мои дни были, когда я был послушником на Валааме, несмотря на то что были и трудности, и очень много послушаний. Братьев тогда было мало, всего около десяти человек. Вместе с братьями кололи дрова, несли общие послушания, вскоре начали потихонечку восстанавливать кельи. Среди нас, помнится, жил один брат, который особенно любил ремонтировать и обустраивать кельи, и когда он заканчивал одну, его переселяли в другую запущенную, и он начинал ее реставрировать (смеется)…

Для меня навсегда незабываемыми останутся встречи с местными жителями того времени. Несмотря на то, что были духовные расхождения, различия в мировоззрении, для меня, как для иностранца, было особенно удивительно открывать русского человека. У меня всегда была любовь к России.

Но эта любовь в особенности проявилась, конечно, здесь. Я думаю, что у русского человека где-то в самой глубине, в подсознании, заложена огромная вера в Бога. И меня поражало во время бесед с валаамскими жителями, насколько эти люди были боголюбивы. Хотя они могли вести себя в некоторых аспектах относительно монашества неприемлемо, но никогда я ни в ком не встречал богоборчества, вражду на Бога, но во всех встречал доброжелательство. Вот это меня очень поражало, прямо душа радовалась, испытывала такой восторг! С одной стороны, Господь давал большую благодать, с другой – мне открывался этот прекрасный горизонт красоты русской души.

Около шести лет я был ризничим монастыря и проводил в алтаре по 14 часов, занимался утварью, благоустройством храма, убирал мощи – это огромное счастье для монаха!

Собор наш был покрыт лесами, словно черной рукой, отнимавшей божественный свет, который всегда был на этом святом месте. И самое заветное, что было в сердцах всех иноков и братьев, которых Господь привел на Валаам в то время, – как можно быстрее восстановить нашу обитель. Когда мы изучали историю монастыря, в ушах звенели слова и скорбь наших отцов. Вы знаете, когда в 1940 году они покидали обитель, то перед самым отбытием они запели хором тропарь прпп. Сергию и Герману. Была скорбь, что покидается великая святыня, великий монастырь. Каждый из них знал, что, может быть, никогда не увидит Валаам. Нам всегда надо помнить о том, что братия обители, будучи в изгнании, всегда молилась о ней, о ее восстановлении. И ни у кого из нас не было сомнения, что с помощью Божией и молитвами прпп. Сергия и Германа Валаамская обитель будет восстановлена. Сегодня она стала одной из самых знаменитых и славных обителей, высоко держащей знамя Православия.

Период восстановления постепенно заканчивается, и хотелось бы, чтобы братия, которая поступает в монастырь, всегда помнила, каким мы получили Валаам от советских властей, практически в руинах, и какой огромный подвиг совершил владыка Панкратий с братией, восстановив обитель за этот срок. Строительство еще продолжается, но я очень надеюсь, что придет время, когда у нас закончится это несение строительного креста, когда основные усилия отцов будут направлены к внутренней, созерцательной жизни, которая более важна в монашестве. Сейчас у нас есть благоприятные условия для того, чтобы началась истинная духовная жизнь, которая всегда была на Валааме; каждый инок может подвизаться и принести Господу плод своих трудов. У нас прекрасный устав, прекрасные богослужения, благоустроенные кельи, налаживается скитская жизнь и начинается отшельническая. Блажен человек, который приходит в нашу обитель и имеет возможность принести Господу свой посильный труд»...

***
На вопросы о православном сознании и мировоззрении отец Мефодий отвечает философски:

– Это один дух по кровной славянской линии. Нам известно, что будущее мира связано именно с Россией. Любой духовный человек, который хоть немного разбирается в божественном откровении, знает, что Россия – это последняя, третья, христианская империя после Римской и Византийской.

Византии уже нет, Россия – великая держава, прошла тяжелейший период богоборчества, но, слава Богу, сегодня через покаяние возрождается. Можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, что Россия всегда будет сильная и будет страшна врагам. Не случайно первую атомную бомбу в России создали на территории Саровского монастыря. Кто знает, что бы стало с миром, если б этим страшным оружием монопольно владела Америка и Россия не создала бы стратегический баланс в мире? И, естественно, каждый из нас, который является чадом Православной Церкви, обращает свой взор к России.

Много постарался сатана, чтоб унизить Россию, настроить людей на Западе против нее. Но, слава Богу, ныне российское правительство объясняет миру, что Россия – прежде всего не страна страшных коммунистических догматов, а страна, родившая огромное количество Святых, посвятивших себя духовному подвигу.

Бабушка обладала характером, способным остановить танковую бригаду на марше. Ее боялся и уважал мэр города, которого она однажды укусила за палец в знак протеста против проводимой социальной политики, но которого раньше спасла, когда тот был при смерти и требовалась срочная операция на головном мозге. Ее боялся и уважал начальник полиции, которого она в свое время взяла из детдома и вывела в люди. Вообще ее все уважали и побаивались, но главное – любили.

Пришедшие на празднование 90-летия гости надеялись, что хотя бы в честь праздника она будет помягче. Она и тут не сдалась, снова всех поразила: взяла и расплакалась – не от умиления и благодарности за нежные чувства, а от «всей этой лжи, которую вы на меня тут выливаете со своим шоколадом и мармеладом. Зачем вы желаете мне гулять на свадьбах праправнуков, когда прекрасно знаете, что не доживу, а если доживу, то только из протеста? Какие еще «многая лета», когда мне в другую сторону? Желайте мне чего-нибудь другого, понятно?» В общем, озадачила растерянных гостей. Правильно и сделала, по ее словам: «За любовь и уважение, конечно, спасибо, но врать-то мне, старой, зачем? И себя еще обманывать?» Преподала урок.

– Батюшка, крики на юбилеях людей, которым 70, 80 лет: «Многая лета!», «Ты еще на моей свадьбе должен погулять!» – нет ли в этом фальши?

– Праздничные здравицы лично у меня вызывают двоякое чувство: с одной стороны, чувствуешь явное несоответствие того, что говорят о тебе и тебе, с тем, что ты собой представляешь на самом деле. Думаю, ни один здравомыслящий человек не отнесет к себе всерьез ту похвалу, которая на нас выливается с самыми искренними чувствами в дни юбилеев и именин.

С другой стороны, невозможно не испытывать признательности к тем людям, которые выражают тебе самые лучшие чувства, выражают, повторюсь, искренне. Пусть и режет слух порой этакая залихватская заздравность пожеланий, но таковы особенности жанра. Безусловно, конструктивная критика полезней безудержной похвалы, но на застолье она как минимум неуместна и, соответственно, бесполезна. Так что положение, как говорится, обязывает: одних произносить, а других – слушать пожелания, сомнительные в своей содержательности, но несомненные в своей искренности.

Однако искренне желать весьма пожилому человеку многих лет, при полном обоюдном осознании несбыточности желаемого, трудно, если не сказать – невозможно. Вот это-то и удручает. Один кривит душой, желая жить столько и еще раз столько, другой неизбежно чувствует это двоедушие и лицемерие. Это не может не отравлять чувство праздничной радости.

Поэтому я посоветовал бы выбрать несколько другую тему для тоста. Например, благодарность. Это ведь замечательно, если мы можем с признательностью сказать человеку о том, как он нам дорог, о том, как много хорошего он вносит в нашу жизнь, и спасибо ему за это, и дай Бог, чтобы наше с ним общение длилось дальше и дольше – чем не тост?

Долголетие, здоровье, счастье в его сугубо земном значении – вот что ценно, вот на что направлены жизненные стремления собравшихся за столом. Поэтому пожелания в рамках этой тематики принимаются «на ура».

– Почему люди, прекрасно зная, что они смертны, тем не менее, старательно желают новых и многих лет?

– Это же очевидно: человек боится смерти. А смерти мы боимся, потому что воспринимаем ее в первую очередь как потерю. Мы обрастаем привязанностями, зависимостями, пусть мы и постоянно чем-то недовольны, но эта земная жизнь нас устраивает, мы ею дорожим и боимся потерять.

Говорят, что ожидание неприятностей хуже самих неприятностей, поэтому мысли о том, что нам когда-то предстоит расстаться с этой жизнью, способны отравить существование человека. Вот и срабатывает защитный рефлекс – человек просто предпочитает не задумываться об этом, поступает подобно страусу, прячущему голову в песок. Как только ты опасности не видишь – ее как бы и нет. Для страуса это, может быть, и нормальное поведение, но не для людей.

О смерти надо думать, к ней нужно готовиться – это отдельная и большая тема, которая должна разрабатываться каждым человеком в течение всей жизни.

Движение человека только тогда можно назвать осмысленным, когда он знает цель, к которой идет, и этой целью выверяет свой путь. Жизнь наша только тогда имеет смысл, когда мы осознаем, что движемся к смерти, и этой мыслью поверяем качество наших поступков.

Смерть каждым человеком переживается дважды. Первый раз – когда мы после девяти месяцев пребывания в материнской утробе рождаемся на свет. Мы теряем при этом все, к чему привыкли – тепло и уют нашего мира исчезает, мы рождаемся в мучениях: яркий свет нас ослепляет, а воздух разрывает легкие, мы кричим далеко не от радости – от боли. И все же это не конец, а начало. Начало новой жизни, во много раз более богатой и насыщенной, нежели та, которой мы жили до того.

Вторая смерть нам предстоит в будущем, она тоже нас лишит того мирка, к которому мы привыкли. Но она также дарует нам возможность новой жизни. Апостол Павел, для которого Бог как-то приоткрыл завесу будущего, сказал о ней так: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

– Как вести себя на подобных юбилеях – и «тостующим», и «тостуемому»?

– У привычных для нашего слуха юбилейно-именинных благопожеланий есть большой недостаток – они пусты и бесполезны. Хоть сто, хоть тысячу лет пожелай жить человеку, хоть кучу денег, хоть вагон здоровья – от твоего пожелания не изменится ничего. Наши пожелания – пустышки, не подкрепленные реальной возможностью улучшить или продлить жизнь кому бы то ни было. Они ласкают слух, и только.

Однако христианские здравицы совершенно не такие: они обращены к Тому, в чьих руках жизнь каждого человека, к Тому, в чьей власти подать и долголетие, и «во всем благое поспешение». По крайней мере, они должны быть обращены к Богу, если мы – христиане. Мы не только желаем, мы можем реально содействовать тому, чтобы наши пожелания воплотились, – мы молимся Тому, Кто сказал: «Просите, и дастся вам».

Поэтому – как вести себя? Я думаю, искренне радоваться и благодарить Бога за то, что Он свел тебя с таким человеком, и молиться о нем, искренне молиться. Улыбка и радость в этом случае будут помогать молитве. Не повредят и шашлык с тортом и прочие земные радости, если в меру, конечно.

Беседовал Степан Игнашев

0 Не многие люди знают, что с течением времени язык изменяется, в него попадают множество новых словечек и выражений, а старые признаются устаревшими и постепенно стираются из памяти. Этот процесс многим не нравится, однако изменения не остановить, и поэтому проще пустить всё на самотёк. Хотя холивары по поводу использования того или иного англицизма постоянно разгораются на всяких лингвистических форумах, что только подливает масла в огонь. Вот и с сегодняшним выражением, не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Как вы уже поняли, мы поговорим об такой любопытной фразе, как Многие лета, что значит вы можете прочесть немного ниже. Наш ресурс предоставляет вам возможность узнать значения многих современных жаргонизмов, а так же вспомнить старые, ныне уже забытые словосочетания. Поэтому, не забывайте добавлять наш сайт сайт к себе в закладки, чтобы получить доступ к полезной и свежей инфе.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось указать вам на несколько непритязательных публикаций по рандомной тематике . Например, что значит Ирония , как понять слово Хтонь , что такое Эпатаж , что означает слово Куражиться и т. п.
Итак, продолжим, Многая лета, значение ? Эта фраза состоит из двух слов, первое является синонимом к слову "долгие ", а под вторым подразумевают "год ", в смысле "календарный год ".

Многая лета ("многие ле́та", "многи ле́та") - это пожелание долгой жизни, и соответственно здоровья и благополучия.


Узнайте больше что означает Кануть в Лету ?

Происхождение

Как мы уже выше упоминали, слово "лета " означает "год ", тогда как термин "многая" вызывает множество вопросов.

Многая - это склонение местоименной формы из старославянского языка, причём среднего рода множественного числа.


Хочется добавить, что в церковно-славянском языке, аналогично греческому и латыни, где окончание им. винительного падежа множественного числа в любом случае будет "а краткое ". Я имею в виду, что омонимичное окончание именительного падежа единственного числа женского рода. Отсюда получается, что с множественным числом среднего рода разрешается использовать прилагательное в женском роде единственного числа. Вот такие "пироги с котятами " получаются.
При употреблении фразы "Многая лета", подразумевается применение слова гл. "желать ". В наше время данное выражение произносят несколько иначе, точнее желают "долгих лет жизни". А старинный смысл слова "лето" дошёл до нашего времени, и используется в таких словах, как "летосчисление ", "летопись ", "столетие ", "многолетние травки " и т. п. Кроме того, сегодня, когда говорят, что ребёнку например "пять лет", "шесть лет" или "семь лет ", обращаются к тому самому устаревшему ныне понятию.

Кстати, во фразе "Многая лета ", нет ничего общего с дореформенной орфографией, как некоторые думают. Здесь речь уходит ещё глубже, а именно в церковно славянский язык, который по факту не является русским, а скорее, это некая смесь староболгарского и сербского.

Подытоживая, можно сделать вывод, что не очень грамотные люди, которые не знали церковно-славянского, стали склонять слово "многа ", на более понятный им лад. В итоге этот термин среднего рода, перешёл в женский род единственного числа, чему потворствовала, такое же непонятное для непосвящённых словечко "лЕта ". Поскольку ударение ставилось непривычно для русского слуха.
Мои мысли и измышления не являются истиной в последней инстанции, пишите в комментариях, как по вашему формировалось данное выражение.

Прочтя эту полезную статью, вы узнали, что значит Многая лета , и теперь не попадёте в затруднительное положение, если вдруг снова обнаружите это словосочетание, в классической литературе или интернете.

error: