Конструкция катамарана для водных походов глазами туриста-водника. Несколько советов о том как изготовить самодельный катамаран Как построить катамаран своими руками чертежи

Рыбалка становится комфортной и результативной при использовании плавательных средств, позволяющих ловить рыбу в любом месте реки и быстро передвигаться по водоему. Особой популярностью у любителей тихой охоты пользуется катамаран для рыбалки.

Достоинство катамарана — легкий вес конструкции, его можно перевозить легковым автотранспортом. Надувные модели упаковываются в специальный рюкзак, неразбирающиеся части укрепляют на крыше машины. Модели отличаются легким ходом при любой скорости и устойчивостью на волнах.

Популярное средство для рыбной ловли — катамараны для рыбалки под мотор. Оно позволяет расширить круг мест рыбной ловли, можно выбирать лучшие для клева стоянки. Сборка и разборка катамарана под силу одному человеку: его части собираются в течение получаса, что делает средство мобильным и удобным.

Палуба выше поверхности воды на полметра, что спасает рыбаков от волн, а дождевые осадки не скапливаются внутри рамы. Воду не нужно вычерпывать, она сливается в зазоры палубы, благодаря чему катамаран удобно мыть. Снизу надувные катамараны защищены брусом от протирания о поверхность дна или берега водоема.

Основными преимуществами судна катамаранного типа считаются:

  • высокая устойчивость рамы;
  • просторная и высокая палуба;
  • большая грузоподъемность;
  • прочное днище;
  • большие воздушные отсеки;
  • легкая сборка и разборка;
  • простой уход и мытье от грязи;
  • безопасность использования.

Технические характеристики

Катамаран состоит из двух воздушных баллонов и рамы, которая бывает надувной или жесткой, изготовленной из алюминия. В собранном состоянии вся конструкция помещается в рюкзаке, что удобно при транспортировке.

Вес плавсредства часто не превышает 20 кг. Моторные катамараны тяжелее, так как имеют более прочную основу, но в их конструкциях также используются легкие материалы. Габариты изделий различны, они достигают длины 4−6 метров.

Устойчивость

Катамаран — устойчивая конструкция, он легко всходит на волну, получая минимум ударов. Образование брызг небольшое на любой скорости, что комфортно для пассажиров. При волне высотой 0,5 м остойчивость конструкции превосходит другие модели. Катамараны устойчивы на курсе, легко выдерживают заданную траекторию движения.

Плавсредство способно противостоять воздействию внешних сил, его боковая устойчивость противостоит силам переворачивающего момента. Продольная устойчивость противостоит навалам на корму или нос — продольному переворачивающему моменту (перевороту через корму). Большое расстояние между баллонами и правильное распределение веса увеличивают остойчивость средства.

Безопасность катамарана больше, чем у лодочных моделей. Остойчивость его конструкции намного выше. Перевороты лодок возможны при нагрузке на борт, что часто бывает при выуживании рыбы, когда происходит крен плавсредства. Используя надувные конструкции, даже несколько человек могут находиться на одном борту без опасности его крена и переворота. Это плавсредство невозможно перевернуть или потопить.

Полезное пространство

Катамараны намного шире однокорпусных моделей, благодаря чему полезное пространство почти в два раза больше, чем у лодок. Палубы шириной от 2 м могут быть длиной от 2,5 до 4 м, на большом участке устанавливают тент или палатку.

Рыбаки размещают на палубной площадке столик и стульчики (кресла), а также рыболовное снаряжение и все необходимое для похода. Достаточных размеров палуба позволяет свободно перемещаться внутри катамарана. Модели имеют удобную натяжную или жесткую палубу, на которой размещаются от 2 до 10 пассажиров.

Экономичность

Благодаря своей конструкции катамаранные модели имеют уменьшенное лобовое сопротивление. Их вес поделен между воздушными корпусами, что создает малое сопротивление по сравнению с лодками. Скорость катамарана на 20−40% выше, чем у лодочного средства с такой же нагрузкой.

Катамараны разгоняются до 20−25 км/ч при использовании меньших моторов, потребляющих мало топлива. Расход топлива у этих моделей на треть ниже, чем у лодок. Модели для рыбалки имеют транец под мотор до 10 л.с., но в них часто используются небольшие двигатели от 2 до 5 л.с.

Грузоподъемность

Загруженное плавсредство может погрузиться ниже оптимальной глубины, но у катамарана от перегрузки только ухудшатся скоростные характеристики: чтобы он затонул, груз должен в три раза превышать грузоподъемность. Это значит, что при грузоподъемности 500 кг критичной для данного плавсредства будет перегрузка до 1500 кг.

Катамаранные средства имеют грузоподъемность от 300 до 500 кг, загруженность не влияет на его остойчивость и скорость. Несмотря на небольшой вес, модели имеют большую грузоподъемность, на них можно расположить ящики для перевозки улова, приспособления для рыбалки и много других нужных грузов. Количество пассажиров — от 2 до 10 человек. Непотопляемость при перегрузках — большое преимущество катамаранной конструкции по сравнению с лодочными моделями.

Маневренность

Маневренность судна — его поворотливость при маневрах вправо или влево от геометрического центра конструкции и возможность обратного движения. Катамаранные конструкции обладают хорошей маневренностью — быстротой разворота и возвращения в первоначальное положение. Подкаяченные нос и корма увеличивают маневренные качества судна.

Виды катамаранов

Виды катамаранов различаются по техническому решению частей судна:

  • устройства палуб;
  • установки поперечных балок для жесткости перекрытия (бимсов);
  • опор разной высоты.

С гибким и жестким рундуком

Описание катамаранов содержит информацию о материалах для устройства палубы. Рундук катамарана может быть гибким и жестким. Модели с гибким рундуком легче укладывать при сборке и транспортировке, а жесткие конструкции надежнее и удобнее в использовании, но занимают много места при перевозке.

Натяжная палуба изготавливается из ткани ПВХ, обшитой по периметру стропами с петлями для крепления на раме. Гик этих катамаранов средней толщины, клапан для воздуха — возле стрингера, крепежи крестообразного типа. В гибких видах используется материал из поливинилхлорида (ПВХ) с высокой плотностью — 800 г/кв.м. На этих моделях можно устанавливать крупные баллоны.

Жесткие конструкции рундука изготавливаются из досок, фанеры и других плотных, но легких материалов. Под моделью крепятся две опоры, баллоны располагаются с разных сторон стрингера, плотность используемых материалов ПВХ — 700 г/кв.м. Опоры крепятся над прошивкой, воздушные клапаны — над гиком. Есть варианты с баллерами, баллоны в которых установлены над гиком. На суднах с жестким рундуком рыбачат на мелководье.

Модели на два и три бимса

Катамаранные модели для рыбной ловли имеют два или три бимса, служащих для укрепления конструкции. Чем выше защищенность рамы, тем больше пассажировместимость и другие технические характеристики.

Модели на два бимса — для двух пассажиров. Опоры установлены на небольшой высоте. Грузоподъемность — до 300 кг, длина судна — до 3,4 м, диаметр стрингера — 1,3 мм, на баллонах — резиновые латки, крепление — в виде крестовин. Могут оснащаться гибкими рундуками. Эти конструкции пользуются у рыбаков спросом.

Катамараны на три бимса — четырехместные. Грузоподъемность — до 500 кг, воздушные клапаны — возле стрингера. Рундуки — жесткие, иногда гик резиновый. Популярны варианты судна с двумя опорами. Эти плавательные средства изготовлены из материалов с высокой плотностью.

С низкой и высокой опорой

Опоры разной высоты влияют на установку моторов разной мощности. Небольшие модели имеют низкие технические параметры, судна больших габаритов с мощными моторами — более высокие качественные характеристики.

Модели с низкими опорами предназначены для установки маломощных моторов. Их грузоподъемность — 300 кг, воздушные баллоны имеют небольшой диаметр. Возможно применение резиновых гиков и баллеров. Стрингеры крепятся на ПВХ-накладках.

Для использования мощных моторов выпускаются катамараны с высокими опорами. В этих моделях предусмотрен жесткий каркас из алюминия, баллоны большого диаметра (плотность — 800 г/кв.м), стрингеры толщиной 1,4 мм. Опоры дополнительно фиксируются растяжками. Длина такого катамарана достигает 4 метров.

Надувные катамараны

При движении надувной катамаран соприкасается с водой только баллонами, палуба и рама остаются над ее поверхностью. Это снижает водное сопротивление и увеличивает скорость. Сейчас для этих конструкций используются баллонные камеры с высоким давлением (250−300 мбар), при изготовлении которых применяются армированные материалы ПВХ.

Использование однослойных баллонов из прочных материалов уменьшает вес плавсредства и увеличивает их жесткость. Надувные катамаранные модели расширяют возможности рыбаков, с их помощью пользователи разборного судна попадают в самые недоступные места водоема, доставляя плавсредство на берег личным автотранспортом.

Как построить катамаран с мотором своими руками

Самостоятельно сконструировать такое плавсредство под силу только хорошему умельцу. Но иногда катамаран своими руками становится лучше заводского варианта, у хозяина есть возможность подогнать параметры и характеристики судна под свои потребности.

Сначала будущая модель проектируется: создаются ее подробные чертежи, после чего общий чертеж разбивается на отдельные чертежи всех частей судна. Затем изготавливают каркас (чаще из дюралюминия). Следующий этап — изготовление баллонов для воздуха из прочного ПВХ, заданных габаритов (длиной 3,5−4 м). Баллоны снабжаются клапанами для закачки воздуха.

В самодельном варианте можно установить баллеры с натяжкой. Сборка конструкции завершается установкой стрингеров и палубы. Важный этап конструирования — проверка всех частей плавсредства на надежность. Особое внимание нужно уделить герметичности воздушных баллонов. Качественный самодельный катамаран всегда является гордостью владельца.

Для тех, кто проживает рядом с озером, рекой, морем или другими водоемами, такое средство передвижения по воде, как катамаран весьма актуально. В некоторых случаях подобный вид транспорта является необходимостью, поэтому должно отвечать ряду требований, в частности быть прочным и надежным. Приобрести катамаран удовольствие нельзя назвать дешевым, однако есть альтернатива – сделать его своими руками. Как это сделать грамотно, вы сможете узнать далее.

катамаран из труб

Предлагаем рассмотреть варианты чертежей для строительства плавсредства.

Схема катамарана

Материалы и комплектующие для строительства катамарана

Катамаран характеризуется большим количеством особенностей своей конструкции, если рассматривать его в сравнении с остальными плавсредствами. Именно по этой причине, перед тем, как приступить к постройке катамарана, необходимо выяснить, из каких комплектующих он состоит.

  • Основная часть – это поплавки, которые выглядят как две камерные конструкции, находящиеся по бокам транспортного средства. Задача этой детали заключается в том, чтобы приспособление держалось на плаву. Поплавки могут изготавливаться из различных материалов. Для подобных целей можно взять пленку, из которой сделаны надувные баллоны, трубы из пластика или пенопласт.
  • Соединительная рама. Эта деталь может состоять из любого материала: трубы из пластика, дерево, металл. При этом следует учитывать, что чем легче будет рама для катамарана, тем меньше по габаритам могут быть поплавки.
  • Палуба. Данная часть служит для посадки пассажиров, вещей и в принципе того, что планируется перевозить.
  • Руль. Функции, которые возложены на руль катамарана, выполняет лопасть под водой, которая устанавливается параллельно движению, если нужно двигаться прямо, и отгибается в сторону для поворота влево или вправо соответственно. Все манипуляции осуществляются благодаря поворотной ручке, которая выведена на палубу.
  • Весла, мотор, педали или другое приспособление, которое будет приводить транспортное средство в движение.

Прежде чем приступить к строительству катамарана, стоит разобраться в некоторых нюансах.

Во-первых , прежде чем приступить к строительству водного велосипеда своими руками, нужно определиться с основной конструкцией, а именно, из чего будет сделан корпус.

Во-вторых , то, каким будет конструкция, зависит от того, для каких целей планируется строительство.

В-третьих , сейчас на просторах интернета можно найти массу примеров реальных проектов, которые легко реализовать даже при минимальных условиях (материалы, помещение, инструменты).

Самодельный катамаран

Катамаран из пенопласта может похвастаться массой преимуществ: долговечность, непотопляемость, легкость эксплуатации. Чтобы сделать плавсредство, понадобится следующие детали, которые изготавливаются из фанеры с толщиной 12 мм:

  1. Две диафрагмы в носовой части.
  2. Четыре перегородки.
  3. Четыре шпангоута.

Для закрепления деталей используют стяжные трубы из дюралюминия (также подойдут стальные тонкостенные трубы). На трубах необходимо нарезать резьбу, размер которой должен составлять примерно 12 мм.

Перед сбором поплавков плавсредства на широкие части пластин кладут эпоксидный клей, а потом за счет стяжек их совмещают с помощью стальных трубок. Далее будущее плавсредство обклеивают с помощью бязи или стеклоткани, сложенной в несколько слоев. Делать это лучше с помощью эпоксидной смолы.

Передняя сторона поплавков изготавливается также собственноручно с помощью уголков, а далее обшивается листами из алюминия.

Крышки, состоящие из фанеры листового дюралюминия, приделывают к уголкам носовой части винтами, а сама носовая часть садится на концы стяжных труб и затягивается гайками. Финишная стадия заключается в заполнении носа плавсредства пенопластом, после чего закрывается крышка.

Палуба строится с помощью реек и деревянных брусков. Далее механизм крепят к шпангоутам болтами и гайками.

Внимание! Для тех, кто желает ускорить движение транспортного средства или двигаться против течения или ветра, в кормовой части можно поставить электродвигатель.

судно из пенопласта

Чаще всего поплавки отличаются конструкцией двухслойного вида: камеры внутри и защитную оболочку снаружи. Чтобы смастерить надувной катамаран, можно воспользоваться внутренними камерами с двумя отсеками.

Установка надувной камеры в средство передвижения по воде производится в шкуру поплавка через отверстия, которые расположены на концах шкуры. Все действия должны проводятся следующим образом:

  • Камера кладется рядом с отверстием.
  • Шкуру надевают на руку через другое отверстие.
  • Камера втягивается в шкуру.
  • Концы загибают приблизительно на 10 см.

У надувного плавсредства с примитивными люками отсутствует застежка, так как в момент надувания, камеры закрываются сами. В ходе вставки двух камер в шкуру, они наслаиваются друг на друга. Далее проводится втяжка двух шкур одновременно.

Трубка, которая надувает камеры, идет из шкуры через один из люков. Что касается давления в камерах, в основном оно равняется не более 0,1 атм.

Важно! Когда катамаран остается на берегу, он должен находиться в тени. В ином варианте следует слегка снизить давление в камере.

Надувной катамаран

Катамаран из труб ПВХ

И, наконец, предлагаем рассмотреть, как сделать самодельный катамаран из пластиковых труб (ПВХ) своими руками.

Для подобного приспособления вполне можно взять канализационные трубы из пластика с диаметром 110-116 мм. Длина труб должна составлять 3 м.

Для каждого поплавка в среднем понадобиться по 5 труб, 3 из которых пойдут на верхнюю часть, а остальные 2 на нижнюю. Между собой пластиковые материалы необходимо соединить, что легко сделать благодаря уголкам или тройникам (в этом=й ситуации можно взять то, что имеется под рукой, так как вариантов крепления множество). Между собой поплавки скрепляются переходами из труб, диаметр которых должен быть 50 мм.

Видео как сделать катамаран своими руками

Для тех, кто хочет получить более наглядные инструкции, лучше всего посмотреть видео как сделать катамаран самостоятельно.

Делаем катамаран из старого велосипеда.Любителям мастерить, желающим изготовить такую приставку, потребуется несколько метров дюралюминиевых труб и стального тросика для каркаса и 6-7 м2 водонепроницаемой ткани для поплавков. Если вы живете близко от водоема, можно сделать и чисто водный транспорт - «водопед», взяв за основу велосипедную раму без колес.

Велоприставка состоит из силового каркаса, надувных поплавков и винтового движителя. Основной несущий элемент каркаса - центральная балка, с которой через перекладины шарнирно соединены продольные балки. Снизу установлены передняя и задняя откидные стойки, служащие распорками для расчалок, соединяющих концы перекладин. Внешние концы задних перекладин соединяются расчалками с рамой велосипеда, удерживая ее от сваливания на бок, а перекладины - от складывания назад.
Для передачи нагрузки с силового каркаса на надувные поплавки к продольным банкам снизу приклепаны ложементы со съемными пластинами. Надувные поплавки пришнуровывают к ним за язычки или крепят с помощью застежек-крепежей.

Движитель состоит из редуктора, гребного зала, винта и установленного за ним руля, соединенного с передней вилкой велосипеда специальной проводкой. По концам центральной балки установлены передний и задний узлы крепления приставки к раме велосипеда.

Конструктивное исполнение перечисленных элементов и их соединений может быть различно - в зависимости от технологических возможностей, квалификации, вкусов и изобретательности исполнителя.

При всем стремлении к конструктивной и технологической простоте автору не удалось избежать токарных работ и сварки. Их использование было продиктовано стремлением максимально облегчить механизм, обеспечив ему достаточную прочность и жесткость.
Силовая трансмиссия. В качестве редуктора применена ручная двухскоростная дрель с передаточным отношением 7: 1. Вместе с цепной передачей она обеспечивает передаточное число между валом педалей и гребным винтом 21:1. Крепится дрель с помощью, установленной на оси вилки. Вместо боковой ручки на шестигранный хвостовик дрели посажена малая звездочка цепной передачи, а «место патрона - гребной вал.

Рис.1. Велокатамаран

Чтобы повысить КПД, я заменил примененный сначала трехлопастный винт 0 200 мм на двухлопастный 0 270 мм, выклеенный из стеклоткани на эпоксидной смоле. Винт левого вращения, шагом около 230 мм. Форма и толщина лопастей подобраны так, что угол их установки меняется в зависимости от нагрузки за счет упругой деформации, обеспечивая на всех режимах движения шаг, близкий к оптимальному. Для упрощения конструкции и уменьшения габаритов приставки в сложенном виде я исключил и предусмотренную ранее кольцевую насадку вокруг гребного винта. Вместо нее установлена более легкая противоказитационная плита, предохраняющая от засасывания воздуха.

В опорном подшипнике гребного вала установлены фторопластовые втулки, способные работать в воде без смазки (можно изготовить их и из капролона).

Надувные поплавки выкроены из прорезиненной ткани («серебрянки»). Чтобы увеличить воздухонепроницаемость и предохранить хлопчатобумажную основу ткани от намокания и гниения, ее обратную сторону покрывают двумя слоями герметика 51-Г-10, разведенного бензином Б-70 в отношении 1:1.

Рис.2 Трансмиссия и элементы каркаса катамарана

Для поплавков пригодна также капроновая или лавсановая ткань, пропитанная герметиком 51-Г-10 или У-ЗОМЭС-5, полиуретаном или клеем «Момент-1», разведенным на скипидаре в отношении 1:1 по объему.

Для крепления к ложементам на поплавках приклеиваются язычки из полосы той же ткани шириной 80-100 мм, сложенной, как показано на рисунке. Язычки лучше клеить к надутым поплавкам по готовым ложементам и пластинам.

Если планируется крепить поплавки шнуровкой, в язычках делают отверстия 0 10 мм и шагом 80-100 мм, а в петли язычков продевают спицы из дюралюминиевых электродов 0 3 мм. Для повышения живучести велоамфибии каждый из поплавков разделен на три отсека поперечными переборками, а виде конических диафрагм из той же ткани. Такая форма диафрагм хорошо сохраняется под давлением и позволяет сворачивать поплавки без складок. Переборки вклеивайте в последнюю очередь, оставив для этого в средней части поплавка открытый участок шва длиной в полметра. Шов лучше располагать снизу.

Рис.3. Звездочка редуктор катамарана

Накачивать поплавки воздухом удобно с помощью резиновой помпы (лягушки). Не забудьте в каждый отсек поплавка вклеить вентили со съемными ниппелями от резиновой лодки.

Оконечности поплавков лучше выклеивать на болване, который можно изготовить из пенопласта, дерева, папье-маше, глины. После склейки все швы надо промазать герметикой, затем заклеить наружные швы полосками ткани шириной 20 мм.

Для повышения герметичности, улучшения внешнего вида и придания водоотталкивающих свойств поплавки окрашиваются эластичной краской, изготовленной по рецепту: один тюбик клея «Момент-1», 0,5 л скипидара и 100 г алюминиевой пудры.
В заключение несколько слов о дальнейшем улучшении конструкции. В принципе допустимо заменить дрель и наклонный зал на вертикальную колонку, исключив руль. Это позволит уменьшить массу, габариты и избавит от необходимости разнимать цепь. Интересно попытаться вместо винта применить ластовый движитель. И, наконец, создать приставку, не требующую демонтажа колес.

А. САФРОНОВ, г. Горький

error: