Когда правил андрей боголюбский годы правления. Убит заговорщиками князь андрей боголюбский

Историки не могут утвердительно сказать дату рождения Андрея Боголюбского. Впервые о нём упоминают русские летописи в связи с враждой его отца Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславовичем. Некоторые исследователи утверждают, что будущий князь Андрей родился в 1111 году (есть версия, что в 1113 году). О его детстве известно немного. Получив хорошее воспитание и образование, он уделял много времени изучению христианства. Детальные сведения о его жизни появляются только после достижения Андреем совершеннолетия. Именно тогда молодой князь по приказу отца начинает княжить в разных городах.

В 1149 году по настоянию отца отправляется на княжение в Вышгород, но уже спустя год его переводят в города Пинск, Пересопницу и Туров, где он пребывает около года. К 1151 году Долгорукий вновь возвращает сына в суздальскую землю, где тот княжит до 1155 года и снова отправляется в Вышгород.

Несмотря на отцовскую волю (Долгорукий хотел видеть сына именно князем в Вышгороде), князь Андрей возвращается во Владимир, куда привозит с собой икону Богородицы, которую позже начали называть иконой Владимирской Богоматери.

В 1157 году после кончины Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский принимает на себя титул отца, но при этом решает остаться во Владимире, не переезжая в Киев. Историки считают, что именно данный поступок князя явился первым шагом к децентрализации власти. Также в том же году его избирают князем Ростовским, Суздальским и Владимирским.

В 1162 году опираясь на помощь своей дружины, Андрей Боголюбский изгоняет из своих княжеств всех родственников, тем самым становясь единым правителем этих земель. За время своего правления князь расширил свою власть, подчинив и завоевав многие окрестные земли на северо-востоке Руси. В 1169 Боголюбский совершает нападение на Киев, результатом которого был полностью разорённый город.

Андрей Боголюбский был убит боярами в 1174 году тридцатого июня в городе Боголюбовка, который он же и основал. Историки считают, что на организацию заговора против князя повлияла его политика и растущий среди населения авторитет, что было не на руку боярам.

В 1702 году князь Андрей Боголюбский был причислен к лику святых именно за свою внутреннюю политику, основанную на христианской вере. Кроме того, князь возводил соборы и церкви по всей территории своего государства.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и "утаенных молитв к Богу присвоение". От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Храбрый воин (Андрей - означает "мужественный"), участник многих походов своего воинственного отца, не раз в сражениях был он близок к смерти. Но каждый раз Промысл Божий незримо спасал князя-молитвенника. Так, 8 февраля 1150 года в битве под Луцком святой Андрей был спасен от копья немецкого наемника молитвой к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день.

Вместе с тем летописцы подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, редкий в князьях и полководцах того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Рачительный хозяин земли, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности Юрия Долгорукого, он строит с отцом Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшает храмами Ростов, Суздаль, Владимир. В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: "Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал".

Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. Но Бог судил иначе. Однажды ночью, это было летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией.

Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея "попом Микулицей" (Николаем) в "Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери".

В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: "не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни". В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями

На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины.

Когда умер отец, Юрий Долгорукий († 15 мая 1157), святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на княжении во Владимире. В 1158-1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе.

Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них - Успенский собор. Богатство и благолепие храма служило распространению православия среди окружающих народов и иноземцев-купцов. Всех приезжих, и латинян, и язычников, святой Андрей приказывал водить в воздвигнутые им храмы и показывать им "истинное христианство". Летописец пишет: "и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение церковное, крестились".

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава.

Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей. Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены "Спас Нерукотворенный" на одной стороне и "Поклонению Кресту" - на другой. (В настоящее время обе иконы в Государственной Третьяковской галерее.)

Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.) вернулись к "пешцам" (пехоте), стоявшим под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, "хвалы и песни воздавающе ей". И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

Оставаясь во всем верным сыном Православной Церкви, блюстителем веры и канонов, святой Андрей обратился в Царьград к патриарху с сыновней просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. С соответствующей княжеской грамотой в Византию отправился избранный князем кандидат в митрополиты - суздальский архимандрит Феодор. Патриарх Лука Хризоверг согласился посвятить Феодора, но не в митрополита, а лишь во епископа Владимирского. В то же время, стремясь сохранить расположение князя Андрея, наиболее могущественного среди владетелей Русской земли, он почтил епископа Феодора правом ношения белого клобука, что было в древней Руси отличительным признаком церковной автономии - известно, как дорожили своим белым клобуком архиепископы Великого Новгорода. Очевидно, поэтому русские летописи сохранили за епископом Феодором прозвище "Белый Клобук", а позднейшие историки называют его иногда "автокефальным епископом".

В 1167 году умер в Киеве святой Ростислав, двоюродный брат Андрея, умевший вносить умиротворение в сложную политическую и церковную жизнь того времени, а из Царьграда был прислан новый митрополит, Константин II. Новый митрополит потребовал, чтобы епископ Феодор явился к нему для утверждения. Святой Андрей вновь обратился в Царьград за подтверждением самостоятельности Владимирской епархии и с просьбой об отдельной митрополии. Сохранилась ответная грамота патриарха Луки Хризоверга, содержащая категорический отказ в устроении митрополии, требование принять изгнанного епископа Леона и подчиниться киевскому митрополиту.

Исполняя долг церковного послушания, святой Андрей убедил епископа Феодора с покаянием поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа Феодора не было принято. Без соборного разбирательства Митрополит Константин, в соответствии с византийскими нравами, осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку, выкололи глаза. После этого он был утоплен слугами митрополита (по другим сведениям, вскоре умер в темнице).

Не только церковные, но и политические дела Южной Руси потребовали к этому времени решительного вмешательства великого князя Владимирского. 8 марта 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом. Город был разгромлен и сожжен, участвовавшие в походе половцы не пощадили и церковных сокровищ. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: "се же здеяся за грехи их (киевлян), паче же за митрополичью неправду". В том же 1169 году князь двинул войска на непокорный Новгород, но они были отброшены чудом Новгородской иконы Божией Матери Знамения (празднуется 27 ноября), которую вынес на градскую стену святой архиепископ Иоанн († 1186, память 7 сентября). Но когда вразумленный великий князь преложил гнев на милость и миром привлек к себе новгородцев, благоволение Божие вернулось к нему: Новгород принял князя, назначенного святым князем Андреем.

Таким образом, к концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью.

Зимой 1172 года он послал на Волжскую Болгарию большую рать под командованием сына Мстислава. Войска одержали победу, радость ее была омрачена смертью доблестного Мстислава († 28 марта 1172 года).

В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. "Тверская летопись" сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: "и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа". Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку: "и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему". Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. "Погибель нам предстоит, ибо князь жив", - в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. 1395 год - перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа); 1480 год - спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня); 1521 год - спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая). Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону - ее главной святыней. Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита - святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона - первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви. В 1971 году, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, состоялась интронизация Святейшего Патриарха Пимена.

Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна. В 1162 году Господь послал благоверному князю великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских - святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление ростовских святителей началось немного позже, но начало их народному почитанию положил князь Андрей. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви. В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом "медовый Спас"), - в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров - русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля.

Первым храмом, посвященным новому празднику, был Покров на Нерли (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема.

Святой Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список - в пергаменной Псалтири ХIV века. ГИМ, Син. 431), проложного сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), "Слова на Покров" (там же, стлб. 6, 17). Им написано "Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году", которое в некоторых старинных рукописях так и называется: "Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского". (Издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, с. 21-26; Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. - "Археологические известия и заметки", 1895, № 2-З). Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую "Повесть о убиении святого Андрея". Ко времени Андрея относится и окончательная редакция "Сказания о Борисе и Глебе", вошедшая в "Успенский сборник". Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью. Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также "Молитва", внесенная в летопись под 1096 годом, после "Поучения Владимира Мономаха".

Князь Владимирский, Ростовский и Суздальский, великий князь Киевский (с 1157 года).

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года. Он был старшим сыном великого князя и дочери половецкого хана Аепы.

Летописи начинают упоминать об Андрее Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий.

В 1149 году Андрей Юрьевич получил от в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. В 1155 году Андрей Юрьевич вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле вновь вернулся во , увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти в 1157 году Андрей Юрьевич унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.

В «Суждальской земле» он сделал столицей княжества , превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами. Неподалеку от князь заложил на реке Нерли «себе город камен, именем », по которому и получил свое прозвище.

Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года он превратился в могущественного князя, сумевшего создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. В 1164 году Андрей Боголюбский совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 году его войска взяли и разграбили Киев.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года великий князь был убит в группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, позднее останки неоднократно переносились. Около 1702 года Андрей Боголюбский был канонизирован православной церковью в лике благоверного.

Андрей Боголюбский (не ранее 1100 - 1174 гг.), великий князь владимирский (с 1157. г.).

Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками. Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле. В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах - Вышгороде, Турове, Пинске (1149-1151 гг., 1155 г.). Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан.

Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей лелеял замысел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси. Это и подтолкнуло его в 1155 г. бежать на Суздальскую землю против воли отца. В Ростове и Суздале тогда княжили младшие братья Андрея. Вот почему путь его лежал в небольшой Владимир на Клязьме, который он задумал сделать центром всего княжества. Такое пренебрежение старейшими городами земли могло вызвать недовольство ростовчан и суздальцев. Андрею требовалась поддержка Церкви. По пути во Владимир он похитил из Вышгородского монастыря чудотворную икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой и вывезенную из Константинополя. Перенесение этой почитаемой на Руси святыни во Владимир придало бы городу значение благословенного места.

По легенде, невдалеке от Владимира Андрею во сне явилась Божия Матерь и велела возвести в селе, где он ночевал, церковь во имя Рождества Богородицы, а вокруг неё монастырь. Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.

При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор - знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, - множество монастырей, храмов, укреплений.

Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.

Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич - давний противник Андрея - по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа.

В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев.

Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру. Деспотичный характер Боголюбского, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными, ссоры с церковными иерархами привели к тому, что против него составился заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги.

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

1157-1174

годы правления, краткая биография.

Если говорить об истории нашей страны, то в ней хватает ярких фигур. О каких-то людях известно почти все, а о ком-то мы не знаем фактически ничего. Объединяет их то, что их жизнь оказала огромное влияние на развитие России. Одним из таких деятелей является Андрей Боголюбский. Исторический портрет его говорит о том, что личностью он был незаурядной.

Краткие сведения

Принято считать, что будущий князь родился между 1120 и 1125 годом. Являлся вторым (или третьим, точно неизвестно) сыном князя Юрия Долгорукого. Его мать – дочь известного в то время половецкого хана Аепы Осеневича, ради союза с которым и был устроен этот брак.

Почему же так важен для истории нашей страны будущий князь Андрей Боголюбский? Исторический портрет говорит, что он был важнейшей политической и духовной фигурой в 1160-1170 годах, так как он не только способствовал созданию мощного Владимиро-Суздальского княжества (на месте бывшей Ростовской вотчины своего деда, Владимира Мономаха), но и превратил город Владимир-на-Клязьме в центр политической и духовной жизни Руси. Тем самым он потеснил на этой «должности» Киев. Деятельность князя до восшествия на престол Владимира О том, что делал и как жил Андрей Боголюбский (краткая биография которого приведена в статье) до 1146 года, мы не знаем абсолютно ничего. Но есть все же надежные сведения о том, что после 1130 года он женился на дочери боярина Кучки. Последний оставил свой след в истории тем, что был владельцем обширных земельных наделов по берегам реки Москвы.

Его отец, Юрий Долгорукий, всегда мечтал воцариться на Киевском престоле. И удобный предлог вскоре представился. В 1146 году киевляне пригласили на княжение Изяслава Мстиславича, который приходился Долгорукому родным племянником. Началась упорная и ожесточенная борьба, в которой приняли участие не только все политические силы Руси, но даже поляки и половцы, никогда не упускавшие случая нажиться на очередной смуте. Юрию дважды удавалось овладеть городом, но и дважды довелось быть оттуда изгнанным. Только в 1155 году, когда Изяслав умер (быть может, в 1154 году), он сумел окончательно подчинить себе Киев. Его счастье длилось не так уж и долго: деятельный князь сам преставился уже в 1157 году. Андрей на протяжении всей этой восьмилетней борьбы не раз доказывал свою беспримерную храбрость. Его воинские таланты и аналитический ум не раз сослужили добрую службу отцу.

Первое появление на политической сцене

Впервые молодой князь Андрей Боголюбский (краткая биография которого полна такими моментами) ярко проявляет себя в вышеупомянутом 1146 году, когда с Ростиславом, своим родным братом, выбивает князя Ростислава (союзника Изяслава) из его собственной столицы. Когда Долгорукий в очередной раз захватывает Киев, Андрей получает в дар от него Вышгород (недалеко от Киева). Кроме того, он сопровождал отца в походе на Волынскую волость, являвшуюся уделом Изяслава. Под Луцком, в котором засел Владимир (родной брат Изяслава), он едва не погиб уже в 1149 году. Князь настолько увлекся преследованием врагов, что далеко ускакал от своих воинов. Его коня ранили, со стен города в него метали камни, а какой-то дюжий дружинник Владимира уже изготовился пронзить Андрея рогатиной.

В тот день поминали мученика Федора, которому и взмолился князь: отбиваясь от врагов, он из последних сил сумел пробить вражеский заслон. Своим же окончательным спасением он был обязан верному коню. Тот, будучи смертельно израненным, все же сумел донести своего хозяина до его дружинников. За это Андрей устроил своему другу пышные похороны. Его конь упокоился на берегу реки Стырем. Современники отмечали, что князь был на редкость скромным и простым человеком: он никогда не искал одобрения своего отца, предпочитая все делать по чести, был религиозен. Впрочем, Долгорукий эти качества наверняка видел, потому как очень любил своего сына.

Миротворческая деятельность

После осады Луцка Изяслав начал просить мира. Только благодаря тому, что Долгорукий прислушивался к мнению сына, а тот крайне не любил бессмысленных междоусобиц, мирный договор был подписан. Всего через год Изяслав снова смог войти в Киев благодаря тому, что горожане были к нему расположены. Изгнав Долгорукого, князь не захотел останавливаться на достигнутом, решив отправить восвояси и его сыновей. Начать он решил с Ростислава, который на ту пору княжил в Переяславле. Но на помощь брату пришел Андрей. Вдвоем они сумели остоять город. Долгорукий также не сидел на месте и, при содействии князя Володимирка, повторно захватил Киев. Андрею была поручена оборона в Пересопице, где можно было эффективно защищать границу со стороны Волыни. Изяслав прислал к нему гонцов с наказом просить отца о даровании племяннику волостей «по Горынь». Но на сей раз Андрей не смог смягчить своего отца, который страшно прогневался на Изяслава. Тогда тот призвал на помощь племена угров, при помощи которых, и при активном содействии киевлян, снова смог занять многострадальный город. Юрий был вынужден отступить в Городец-Остерский, куда вскоре прибыл Андрей.

Поражение Долгорукого

В 1151 году Юрий снова развязал войну, в которой Андрей показал не меньшую доблесть, чем при осаде Луцка. Впрочем, все было безуспешно, войска Долгорукого были разбиты. Сам он был блокирован в Переяславле Изяславом, а потому был вынужден поклясться племяннику в том, что отказывается от своих претензий на Киев, пообещав через месяц уйти в Суздаль. Андрей, по своему миролюбивому обычаю, сразу ушел в свой любимый Суздаль, горячо уговаривая отца отказаться от глупой и бессмысленной войны и последовать его примеру. Упрямый Юрий все же сделал еще одну попытку закрепиться на Киевской земле: он засел в Городке, но Изяслав его снова разбил и, под угрозой заточения, сумел заставить дядю уйти.

Занятие Суздальского престола

В 1152 году Андрей участвовал в отцовском походе на город Чернигов. Это событие было уникально тем, что Долгорукий сумел поставить под свои знамена не только множество русских князей, но и союзных им половцев. Но город сводная дружина не смогла взять, так как на выручку осажденным прибыл Изяслав Мстиславич. Когда в 1155 году Юрий все же сумел взойти на Киевский престол окончательно, он посадил Андрея на княжение в Вышгороде. Но молодому князю не нравились те места, а потому он, устав от бесконечных раздоров, без воли отца ушел в Суздальскую землю. В тех землях правление Андрея Боголюбского привело к появлению нового и очень сильного княжества.

Туда набожный Андрей увез вышгородский клир, а также меч святого Бориса и Богородичный образ, который сегодня известен по всему православному миру как Владимирская икона Божьей Матери. Этим он так расположил к себе местную знать, что воля его отца, обиженного на сына из-за отказа того занять Вышгородский престол и завещавшего Суздаль младшим братьям Андрея, была не выполнена: бояре отправили тех восвояси, а престол единогласно предложили Боголюбскому. После этого он затеял реформы, результатом чего стал перенос столицы Суздальского княжества во Владимир.

Княжение Великое (1157-1174)

Памятуя о кровавых и губительных для государства войнах, которые развязывал отец, первоначально Андрей Боголюбский (годы правления – с 1157 по 1174) все свои силы направил на создание крепкого и единого княжества. Около 1161 года он выдерживает столкновение с рядом младших Юрьевичей, каждый из которых желал княжить единолично. В результате он изгоняет всех своих младших братьев, жену Долгорукого и целую плеяду других родственников в Византию, где те находят прибежище и покровительство у императора Мануила I Комнина. Кроме того, князь изгнал практически всех бояр своего отца, что ярко указывает на невероятную масштабность предпринятых им реформ.

Отношения с церковью

В это время разгорелся жаркий конфликт с Ростовским епископом Леон(т)ом, которого князь в промежутке между 1159-1164 годами дважды изгонял из города. Причиной столь ярой вражды князя, отличавшегося большой набожностью, с церковью, послужило стремление епископа ввести византийскую практику. А внутренняя политика Андрея Боголюбского никогда не отличалась стремлением к уступкам. Речь идет о русском обычае отмены постов в среду и пятницу, если на тот день приходился церковный или великий праздник. Епископ против таких «вольностей» отчаянно протестовал. Подоплека этого спора была именно церковной, не стоит усматривать в нем попытку князя оспорить главенство Византии: подобные конфликты в то время были распространены по всей Руси, к ним был причастен не только Андрей Боголюбский. Кратко излагая, можно предположить, что остроты этому противоречию придавала и непростая церковно-политическая ситуация, сложившаяся на Руси в то время. Дело в том, что Андрей всерьез вознамерился отделить Киевскую митрополию от Ростовской. Князь хотел поставить над Ростовской митрополией своего любимца, епископа Феодорца, что шло вразрез с политикой не только Киевских, но и Ростовских церковных деятелей. Разумеется, Андрей получил категорический отказ Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Впрочем, за усердие и искреннее участие делам церкви князю было даровано разрешение на перенос резиденции епископа во Владимир. Но сделано это было только в 1169 году. Из-за каких-то острых разногласий с Феодорцем, Андрей Боголюбский высылает того в Киев, где бывшего епископа жестоко казнят.

Строительство монастырей

Андрей Боголюбский (исторический портрет которого мы описываем) до сих пор почитается в Церкви не только за его реформаторскую деятельность в духовной сфере, но и за деятельное участие в строительстве множества церквей и монастырей. Все эти архитектурные объекты уникальны тем, что несут на себе отчетливую печать западноевропейского церковного строительства. Во многом связано это было с тем, что в их возведении принимали участие галицкие артели камнетесов и строителей. Впрочем, это имеет интерес только для архитекторов, тогда как важно совершенно другое. Великолепие и истинно божественная красота выстроенных тогда храмов наглядно показывала превосходство православия над языческими культами. Андрей Боголюбский построил не только церкви - он возвел крепкий фундамент православия на своей земле. Кроме того, все это способствовало просвещению Ростово-Суздальской земли. Многие иностранные послы, как писали современники, «да видять истиньное христьяньство и крестяться». Проще говоря, Андрей был еще и талантливым миссионером, который способствовал массовому переходу людей в православие. Церковь отметила это. Так, портрет Андрея Боголюбского был запечатлен на множестве икон того времени. Но князь вовсе не был рьяным духовником, жившим в отрыве от дел земных. Во-первых, мы уже указывали важность строительства храмов в деле просвещения. Во-вторых, строя церкви на ранее не освоенных землях, Андрей способствовал их активному включению в хозяйственную деятельность. Дело в том, что храмовники отлично собирали подати, причем получалось это у них куда лучше, чем у светских правителей. Наконец, искренне благодарны реформатору историки. Именно Андрей Боголюбский, годы правления которого были ознаменованы многими важными событиями, утвердил в Ростовском княжестве упорядоченное летописание, в котором самое деятельное участие принимали монахи Успенского собора. Существует также небезосновательное предположение, что именно он принимал участие в создании Устава святого Владимира, который и по сей день лежит в основе множества церковных документов.

Укрепление княжества Владимирского

Не стоит думать, что Андрей Боголюбский был начисто лишен властных амбиций. Так, основной направленностью многих его реформ стало будущее возвышение Владимирского княжества. Упиралось все в необходимость подчинения своей власти Новгорода и Киева. Когда князь, оказавшийся еще и талантливым политиком, успел решить вопросы с рязанскими князьями, но они проявили себя как его верные союзники, участвуя во всех воинских походах княжества Владимирского. Окрыленный успехом, Андрей Боголюбский начинает прямо вмешиваться во внутреннюю политику независимого Новгорода, требуя от его знати возведения на престол только угодных ему князей. Когда в 1160 году на престол Новгорода сел Святослав Ростиславич, который был враждебен лично князю Владмирскому, князь Андрей Боголюбский послал горожанам недвусмысленное письмо: «Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом». Новгородцы убоялись грозных слов, сразу изгнали Святослава и усадили на княжение Мстислава, который приходился Андрею Боголюбскому родным племянником. Но уже в 1161 году отец Святослава мирится с Андреем, и вместе они снова сажают на княжение в Новгороде изгнанного князя. Неудивительно, что правление Андрея Боголюбского привело к его конфронтации с южными князьями, справедливо усмотревшими в нем прямого конкурента их самостоятельности.

Расширение сфер влияния

К концу 1160 года интересы князя вышли далеко за пределы его земель. Если в период правления Ростислава Мстиславича Смоленского (двоюродного брата Андрея) существовал специальный договор, который разграничивал сферы влияния между разными князьями, то после его смерти внезапно оказалось, что перевес сил в политической жизни указывает на полное превосходство Владимирского княжества. К этому привела грамотная политика Андрея Боголюбского.

Поход на Киев


Когда город был завоеван волынским князем Мстиславом Изяславичем, который имел в союзниках галицких князей и поляков, Боголюбский сразу отправился в поход «одиннадцати князей». Среди них были не только верные Рязанцы, но даже наследники Ростислава Рюрик и Давид, Роман Ростиславич Смоленский, черниговские правители Олег и Игорь Святославичи, а также князь дорогобужский Владимир Андреевич. Говоря современным языком, Андрей создал мощную союзническую коалицию. Сильное и опытное войско с лету взяло Киев (Андрей Боголюбский имел к городу много личных счетов) в 1169 году, причем «град стольный» был разграблен подчистую. Впрочем, киевлянам никто не сочувствовал, так как незадолго до того с ними в очередной раз возникла новая церковная конфронтация. Дело в том, что митрополит Константин II наложил запрет на служения киево-печорского игумена Поликарпа, который поддержал Андрея в достопамятном «постовом» споре. После завоевания Киева на его престол был посажен младший брат Андрея Глеб Юрьевич. В те времена это однозначно указывало на то, что Киев стал подчиненным городом. Таким образом, политика Андрея Боголюбского дала свои плоды.

Новгородский поход

Зимой 1169-1170 года был предпринят поход на Новгород. Связано это было с пересечением интересов двух княжеств в Подвинье, где в то время шла интенсивная колонизаторская экспансия. В бою Суздальско-Владимирское войско потерпело поражение. Сохранилось предание о том, что Новгород удалось отстоять только благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы посредством иконы «Знамение». В честь этого события была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами». Впрочем, новгородцам это не слишком помогло. Уже через год, зимой 1171-1172 года, они были вынуждены признать власть Владимирского князя. Связано это было с тем, что его войска попросту перекрыли подвоз хлеба с южного направления. В 1172 году на Новгородский престол был посажен Юрий, сын Андрея. Вскоре власть его признали и Ростиславичи, заключившие с Боголюбским военный союз. Таким образом, к тому времени внешняя политика Андрея Боголюбского стала весьма напоминать поведение его отца, Юрия Долгорукого.

Кризис правления

К тому времени территория Владимиро-Суздальского княжества значительно расширилась с восточного направления за счет земель Волжской Булгарии (после закладки Городца-Радилова). Кроме того, расширение произошло за счет присоединения части северных территорий. Так, удалось захватить Заволочье (Подвинье).

Но в 1170 годах начинают нарастать признаки кризиса во внешней и внутренней политике. Сам факт постоянных воинских походов и военного устрашения указывает, что иных аргументов у владимирского князя просто не было, а деятельность Андрея Боголюбского к тому времени была направлена только на удержание власти. Устроенный в 1172 году поход против волжских булгар не был в должной мере поддержан союзническими войсками Муромских и Рязанских князей.

Социальная политика

Историки говорят, что к такому положению привела сама деятельность Андрея Боголюбского. Постоянное военное и фискальное давление привело к тому, что отношения князя со знатью стали расстраиваться. Причем касалось это не только Ростовских бояр, но и тех верных князю людей из Владимира, которых он возвысил из служивого класса. Вскоре нарушились отношения и с Ростиславовичами. Андрею поступил донос, в котором говорилось о том, что его брата Глеба отравили, причем назывались имена некоторых киевских бояр, которые были причастны к этому. Князь потребовал Ростиславичей выдать указанных в доносе людей. Но они сочли, что донос не имеет под собой достаточных оснований, а потому ослушались приказа. Разгневавшись, князь Андрей Боголюбский повелел им уходить из тех городов, в которых они правили по его воле. Князь Роман повиновался, но прочие правители оскорбились. Они послали Андрею послание, в котором прямо указали на свое доброе к нему отношение, но предупредили, что будут вынуждены пойти на князя Владимирского войной, если тот продолжит принуждать их к послушанию. Ответа не последовало. Тогда Ростиславичи захватили Киев, изгнали оттуда брата Боголюбского, Всеволода, а на княжение усадили собственного брата Рюрика. Другой брат Андрея, Михаил, которого осадили в Торческе, заключил с ними союзное соглашение, но при этом потребовал, дабы под его руку перешел Переяславль. Узнав об этих событиях, Боголюбский отправил к братьям Ростиславичам посла, который еще раз передал им его приказ оставить города, находящиеся под их княжением, и уходить «к себе восвояси». Послу не повезло: Мстислав, старший из князей, не привык бояться и трепетать, а потому приказал побрить гонца налысо и остричь ему бороду. Он повелел тому передать Андрею: «До сих пор мы почитали тебя как отца… но коли ты посылаешь ко мне послов с речами такими, путь Бог рассудит нас». Современники князя свидетельствовали, что Боголюбский страшно потемнел лицом, услышав такие слова, а после повелел собрать огромное войско (до 50 тысяч) и идти на Мстислава в Вышгород. Социальный портрет Андрея Боголюбского к тому времени претерпел разительные изменения: вместо миротворца и аккуратного политика появился жесткий и жестокий деятель, в котором все яснее просматривались черты его властного отца. В конечном итоге это плохо отразилось на внутренних делах княжества.

Утеря влияния

Его летописец по тому поводу с сокрушением отмечал, что доблестный во всех отношениях князь Андрей Боголюбский (биография которого до того не имела таких моментов) поддался неуемному гневу и гордыне, а потому и сказал столь дерзкие и злые слова. Присоединив к своему воинству еще и Смолян (поневоле), а также войска некоторых русских князей и половцев, он отправился в поход. Вот только храбрый Мстислав настолько хорошо оборонял Вышгород, что все огромное войско обратилось в бегство. Князь Андрей полностью утратил свое влияние на южных правителей. Но и у тех было не все так гладко: всего через год в их владениях началась смута, связанная с утратой Киевского престола, а потому Ростиславичи отправили послов к Боголюбскому с тем, чтобы просить его о Киевском престоле для князя Романа. Никто не знает, чем бы закончились переговоры, но в это время Андрей Боголюбский, исторический портрет которого мы привели в этой статье, умирает.

error: