Как жить, если ни в чем не видишь смысла? Опыт борьбы с депрессией. Не вижу смысла жить

Мне 21 год и я не вижу смысла жить. Вообще не вижу абсолютно никакого смысла. Ни в чем. У меня нет целей, нет заветной мечты, нет желания к чему-нибудь стремится, куда-то тянутся... Зачем? Все равно итог один.
Да, я могу прожить жизнь, жениться, смотреть как взрослеют мои детишки, потом внуки, а если повезет то и правнуки. А Смысл? Потом я умру и для меня это уже все будет не важно. Всю жизнь стремился, строил дом, растил дерево, гнул горб и убивал нервы на работе только затем, чтобы умереть?
Да, у меня есть близкие люди и я о них помню, да, я могу жить ради будущей жены и своих детей, но вот не хочется... Просто не хочется. Не хочется ни жены, ни детей, ни дома, ни дерева.
Смысл? Где смысл во всем этом?

Поддержите сайт:

Просто прохожий, возраст: 21 / 19.05.2012

Отклики:

А ЕГО И НЕТУ... Человек просто не в состоянии постичь смысл и цель своего существования на земле... Так же как бабочке-подёнке, живущей только один летний день, не дано понять, что такое осень, зима и весна...
Беспредельность не вмещается в рамки обыденного сознания человека... И, между тем, уж если что нас и мучает по-настоящему, - это она и есть... БЕСКОНЕЧНОСТЬ БЫТИЯ.

Александр, возраст: 52 / 19.05.2012

А какой смысл ещё тебе нужен? Такой круговорот -
живёшь сам и продолжаешь жизнь на Земле. Всё
остальное - сопутствующие радости и неприятности.
Сейчас у тебя просто потерян интерес, попробуй его
найти и меньше гоняй в голове о том, как всё плохо
и бессмысленно. Лучше ты этим точно не сделаешь...

Nitro , возраст: 24 / 19.05.2012

Здорово могу посоветовать на эту тему серьезный фильм с участием ученых, нобелевского лауриата и т.д.

В психологии феномен бессмысленности жизни на удивление редко стоит в центре внимания, учитывая его распространённость, и преимущественно рассматривается в контексте депрессивных расстройств. Что-то важное (будь то смысл или Другой, что здесь синонимично) было со мной, теперь оно утеряно, а жить с этой потерей категорически невозможно — это и есть условная картина депрессии. Сложно установить, вызывает ли потеря смыслов депрессию, или последняя сопровождается обессмысливанием мира субъекта как следствие того, что всё плохо и ничего ценного здесь уже не осталось. Но тяжело не только встретить, но даже представить человека, активно и бодро проживающего бессмысленную жизнь, так же как и того, кому тоскливо и плохо, но существование преисполнено смыслами. Так что будем считать, что это если не эквивалентные понятия, то прочно связанные общей темой Меланхолии.

Но переживаем ли мы это остро или нет, однако жизнь фундаментально бессмысленна, как бессмысленно по умолчанию вообще всё в мире самом по себе. Чтобы со всей основательностью прийти к этому выводу, человечеству понадобились уйма времени и две мировые войны. Не то чтобы это достижение кого-то обрадовало, и потому оно осталось мёртвым грузом висеть на шее культуры. Грандиозные по сути достижения экзистенциализма так и не были усвоены и закреплены (как и весь исторический опыт человечества), зато теперь к ним могут обращаться те, кто подозревает, что с осмысленностью мироздания что-то не так. Однако бессмысленность реальности и бессмысленность существования конкретного субъекта — это не одно и то же.

Бессмысленность реальности означает тот простой и важный факт, что реальность просто есть. Это индифферентная по отношению к людям и самой себе разнородная масса как-то упорядоченных или не упорядоченных явлений, которые случаются или не случаются. Мир абсолютно никаков. Вопрос смыслов здесь не ставится, потому что смыслы — это про разумных людей, а не про камни и звёзды (как бы вам ни нравились и ни были наполнены ценностью камни и звёзды). Смертные заброшены в бессмысленный мир и пытаются как-то здесь разобраться, пока могут. Потом они вообще умирают, так что приходится стараться активнее или на всё плюнуть и пойти пить. Но допустим, что пить мы не хотим.

Это значит, что единственное «место», где хотя бы гипотетически можно обнаружить смыслы — это психическое пространство самого субъекта, а не нечто вне его. Это не значит, что смысла нет нигде, кроме саморазвития (что бы это ни значило) или других игр с отражениями. Это значит, что моё особое отношение к данной скульптуре, лесу, городу, идее либертарианства или пантеону древних майя, наделяющее их смыслом, заложено не столько в них и даже не столько во мне самом, сколько между нами, где что-то там на этой основе совпадает или не совпадает с чем-то во мне. Моя любовь к этому человеку — это именно моя любовь, что-то особенное, что я воспринимаю в связи с ним, а не нечто в нём, но без меня и без него этого бы не возникло. Звучит как трюизм, но трюизм очень важный. Смысл — это нечто, что зарождается в субъекте, но невозможно без объекта, воображаемого или нет. Отсутствие заложенных вовне и излучающихся от объектов смыслов может кого-то расстроить, но на деле в этом нет ничего кошмарного. Зато такой сдвиг восприятия позволяет куда лучше увидеть, как все эти чертовски важные вещи появляются и оживают в нас самих через контакт с чем-то вовне. Так что сколько не пялься на объект любви, но любви там не обнаружишь. И я напомню, что проекции — это всё ещё наши проекции.

К сожалению, как нет резона шарить взглядом по миру и искать там что-то осмысленное, когда твоя жизнь опустела, так и нет его в том, чтобы с болезненным энтузиазмом авгура разглядывать свои внутренности в поисках утраченного смысла с картинами великого будущего и золотого века прошлого. Потому что всё, что появляется, зарождается где-то между, и происходит это, к сожалению, само собой. Единственный классик сколько бы то ни было удачного труда о вопросе смыслов, Виктор Франкл, отмечал, что «счастье подобно бабочке…» и так далее, и вообще его тяжело найти и легко потерять. Эта цитата стала фантастически банальной и уже образовавшийся от неё в процессе многократной эксплуатации пепел успел рассыпаться в прах, но истина, к сожалению, там так и осталась, разве что обратиться к ней стало сложнее. Смыслы невозможно найти или оживить сознательными усилиями воли (как сделать с их помощью ещё много чего). Иногда они внезапно появляются, и тогда уж лучше быть с ними поаккуратнее, потому что всё прекрасное ломается разочаровывающе легко. Притом чем больше усилий прилагает субъект к поиску смысла и чем сильнее нагружает ценностью эту находку, тем меньше у него шансов. Поскольку именно подобное перегружение психики тягостным давлением с печатью вины и разрушения уже привело субъекта к потере смыслов и продолжает делать то же самое. Так же как и грубый и преждевременный анализ смысла заставляет его улетучиться, и совсем не обязательно потому, что смысл был “ложным” (если вообще существуют ложные смыслы), а в виду всё той же хрупкости.

К слову, по заявлениям очевидцев, читать «В поисках смысла» в надежде найти там собственно смыслы совершенно бесполезно, там их не найти, и даже пути поиска там намечены ну очень абстрактно. После этого многие разочаровываются и полагают, что раз им не помог великомудрый Франкл, то уже ничто не поможет — всё тщетно, я обречён. Но просто не все книги и мудрецы одинаково полезны. Кому-то полезнее почитать Франкла, кому-то Мамардашвили, кому-то Лавея, кому-то новости, а кому-то лучше вообще ничего не читать, а пойти пройтись. Нет никакой общей схемы нахождения смысла, как бы ни хотелось к ней обратиться, потому что это очень личное, возможно даже самое личное (не считая желаний, само собой). Вот что можно вынести из выстраданного в ужасах заточения манускрипта Франкла, так это то, что смысл всегда есть и его не может не быть. Это не то, что разрушается или то, что нужно конструировать, это то, что где-то наличествует и просто остаётся до поры невидимым и незамеченным. Есть существенная разница между тем, что нечто искомое где-то (или когда-то) уже существует, и тем, что оно отсутствует в принципе. Найти то, что есть, заметно проще, чем то, чего нет.

Подобная надежда могла бы стать достойной опорой субъекту в этом мистическом поиске, если бы не важная оговорка. Человек в депрессивном состоянии, живущий, соответственно, в бессмысленном мире, не только лишён надежды, он всячески гонит её прочь от себя, не давая укорениться, в том числе и потому, что страх разочарования в нём куда сильнее желания иметь надежду. Его тяжело за это упрекать после того, что он уже потерял и как сильно разочаровался. Тем не менее, надежда — это важный и, наверное, необходимый шаг на пути поисков, а его опыт разочарования уже сам по себе может стать смыслообразующим.

И здесь мы переходим к самой, как мне кажется, важной части этого послания. Меланхолия предполагает продолжительный процесс истощающего разрушения, наличие груза бесконечной вины и присутствие могущественного внутреннего агрессора, пресекающего пути к изменению ситуации. И многое другое, вкупе с тем фактом, что смыслы истираются из внутреннего взора субъекта, и он погружается в пустыню смыслов, где проносятся яростные ветра ненависти к себе. Но несмотря на то, что всё естество субъекта под управлением восседающей над всем деспотичной инстанции препятствует переходу ситуации и самого субъекта в качественно другое состояние, разрывающее замкнутый круг разрушения и вины, лазейка всё равно остаётся. Хотя даже это бывает затруднительно, но наилучшей возможностью найти во всём этом смысл будет буквально найти смысл во всём этом. Очевидно, что ситуация, где теряются смыслы, препятствует их обретению, но бессмысленность как идея, а не переживание вполне может стать фундаментом для разрастающегося дерева смыслов с повешенным на нём субъектом и плодами в виде страдания и сострадания, опустошения, разрывающих душу демонов и всего в этом роде. Да, это звучит не слишком оптимистично, и кому-то может не понравиться именно такой исход, но есть вещи, которые мы не выбираем, и в том числе это наша психоструктура. Она просто есть, и как бы плоха она не казалась, но борьба с ней всегда оканчивается бессмысленностью и поражением субъекта, а не чудесными превращениями. Последние если и возможны, то в результате сотрудничества с собой, в том числе с кровавыми тиранами и демонами, а не благодаря разрушительным попыткам революций и триумфальной войне с собой. Хотя последнее звучит куда романтичнее и заманчивее, но добром не заканчивается.

Догадываюсь, что все эти измышления могут помочь страждущим не столь значительно, как хотелось бы. И понимаю я это в том числе как тот, кого в не меньшей степени мучила проблема утраты смыслов. Но именно это позволяет мне с большей уверенностью говорить, что это не безвыходная ситуация. Мир действительно полон объектов, взаимодействие с которыми обнаруживает путеводные искры смысла. И сколь бы то ни было активный (а в депрессивном состоянии скорее пассивный) поиск этих искр среди залежей косной материи рано или поздно увенчивается успехом. Также крайне полезным является здесь знание себя хотя бы в той мере, чтобы понимать, что привлекает, оживляет и вызывает интерес (а скорее вызывало этот эффект прежде, ведь сейчас всё плохо и скучно).

Само собой, для каждого это будут абсолютно личные и в этом смысле уникальные переживания и объекты, так же как и способы взаимодействия с ними. Но всё это действительно существует в смертных и населённом ими проклятом мире и требует лишь обнаружения и всматривания в том или ином виде. К счастью, эта возможность открыта каждому, покуда он жив и соображает. Кроме того, не стоит винить себя и позволять другим (а также своим внутренним объектам) упрекать за то, что жизнь опустела, а интересы утрачены. Люди сами отвечают за свои смыслы, но винить себя за их отсутствие равноценно обвинению сколь угодно трудолюбивого работника в отсутствии урожая зимой. Некоторых событий можно только дождаться, а тем временем быть терпеливее к себе.

Здравствуйте, Инна! Я рад, что Вы все понимаете сами и от куда и почему у Вас данная проблема. Здесь нужно разобраться, и прежде всего конечно Вам, в том где Ваши мысли, а где Мамины, где настоящая личность, а где фантом! Начнем разбор по кучкам)). Её (мамы) характер, нравоучения, неумение и полное отсутствие навыков воспитания, оставьте ей, все фразы, по поводу Вас или Вашего поведения, так же верните маме, это как говорится её проблемы и нечего общего с Вами они не имеют, если завтра я или кто-то более авторитетный для Вас заявит, что вы умница, комсомолка и просто великолепная девочка, Вы а потом ещё пару сотен повторят тоже самое, Вы кому поверите? Можете не отвечать, это, не важно, важно то, что Вы индивидуальны и люди которые Вас окружают, тоже индивидуальны, и как говорится: «Что русскому хорошо, то немцу смерть » . Кому-то Вы будете нравится, а кто-то думает, что унижениями делает Вас сильнее и провоцирует на подвиги, это их проблемы! А Ваша задача оставить в детстве, а вернее снять с себя уже тот «детский костюмчик» в виде второй личности, которая Вас угнетает и несет откровенную чушь и подумать, а что вы хотите, какие чувства у Вас. Я могу предположить, что Вам, настоящей не поддельной без маминых умозаключений, хочется смеяться, радоваться жизни, быть увлеченной и стремится к саморазвитию. Останьтесь наедине, так, что бы Вам некоторое время некто не помешал. Поставьте перед собой два стула, а сами сядьте на третий. Представьте себя в роли художника, который создает две картины двух антиподов. На первом стуле создайте мысленно создайте образ негативной себя, тот который в данный момент Вас не устраивает. Начните с внешнего вида, потом перейдите к эмоциям на лице, осанки, жестам, о чем думает данная девушка, чем она живет, что для неё ценно, какие у неё убеждения. А красками для этой картины будет служить Ваш внутренний мир, все те переживания которые, Вас посещаю, берите от себя и возможно даже подобно скульптору, отламывая отсоединяя от себя куски негативного образа, создавайте свое произведение. Образ будет полностью законченным после того, как Вы поймете или почувствуете, что все мысли, все чувства и все, все, все уже передали! В этот момент может наступить чувство пустоты и при этом очищения. Пустоту мы заполним созданием нового образа на втором стуле. Выполните процедуру похожую на предыдущую, только лишь с одной разницей мы берем в себе зачатки положительных эмоций, яркого внешнего образа, правильных для Вас убеждений, которые могут помочь Вам двигаться вперед, обращая внимание на свой внутренний мир, а не на окружающих. Создайте практически идеальный образ, так как в этом упражнении есть небольшая хитрость попадая на картину наши положительные эмоции, мысли и цели преумножаются и мы можем увеличивать их до тех пределов, которые нам необходимы, только помните, не жадничайте, слишком хорошо, это тоже патология, в жизни должно быть место всему! После того как был создан положительный образ, нужно сесть на этот стул и как бы надеть на себя данный образ, принять такую же позу, примерять эмоции, попробовать мыслить новыми категориями, ощутить комфортно ли Вам в таком состоянии. Но не долго, ощутили, понравилось? Оставьте пока его на месте, а сами возвращайтесь на свое предыдущее. Подумайте, какие еще необходимо внести Вам изменения, для того что бы положительный образ полностью Вас устроил бы, внесите коррективы и еще раз подумайте, а что можно еще отдать в прошлое своему негативному образу, отдайте. Теперь повторите воссоединение с положительным образом и с данной позиции посмотрите на стул где Вы только что сидели, представьте, что Вы там и сидите, обратитесь с позиции нового образа, к себе с целью объяснить, самой себе каким образом можно достичь всего хорошего, что Вы имеете, что нужно делать для формирования положительных мыслей, как нужно жить, что бы жить счастливо. Находясь в позиции положительного образа и испытав комфортные ощущения, Вам будет достаточно легко объяснить, как прийти к такой жизни. Теперь покиньте положительный образ, вернитесь на свое место. И с этой позиции представьте свою жизнь виде некоего железнодорожного пути, станции на котором это периоды Вашей жизни! Посадите в поезд на сегодняшней остановке, негативный образ переведите стрелки таким образом, что бы поезд поехал в прошлое, но не Вашей жизни, а какой-то параллельной линии. Отправьте в этом направлении негативный образ, посмотрите ему в след, поезд превратиться в маленькую точку, а после и вообще исчезнет. Верните стрелки в обычное положение Вашей жизни, теперь посадите на поезд Ваш положительный образ и поставьте его в начало Вашей жизни, запустите поезд и пусть он останавливается на тех станциях периодов Вашей жизни, где есть необходимость в изменении прошлых обстоятельств. С учетом нового образа, положительных мыслей и ориентацией на решение внесите изменения в прошлое, как бы он теперь выглядело, если бы Вы были независимой, положительной личностью, умеющей смеяться и радоваться. И такие изменения вносите на каждой необходимой станции, не пытайтесь удержать поезд сознательно, это невозможно, где то необходимо будет больше времени, где-то меньше, а будут станции, которые Вы даже и не заметите, но будьте уверены, изменения произойдут во всех случаях. Дождитесь положительный образ на сегодняшней остановке. Представьте как Вы встречаете его на перроне (Ваша комната) обнимитесь с ним и почувствуйте, как постепенно вы становитесь одним целым, те места, которые были пустыми, теперь наполняются положительной энергией и в конце концов, вы становитесь единым целым! Поздравьте себя, Вы победили! Упражнение действует в тех случаях, если человек действительно, хочет изменений, потому что не всегда все что нас угнетает, действительно нам ненужно, есть люди, которые всю жизнь сидят по уши в дерьме, ноют, но менять не чего не хотят. Думаю, Вы не из таких, так что удачи, несмотря на то, каких результатов Вы добьётесь, к ситуациям в жизни относитесь, как к очередному уроку и идите только вперед!

Хороший ответ 4 Плохой ответ 4

Была и до сих пор остается такая ситуация. Выше уже дали хорошие ответы с занятными ссылками, но попробую описать свои варианты:

1. Не думать о смысле жизни и делать все чтобы избегать подобных мыслей. Большинство людей так и делают, используя для этого или разного рода дешевый самообман (убеждая себя что смысл их жизни в каких-либо мелочных занятиях которыми они занимаются) или просто нагружая себя рутинными делами настолько что на какие-то "глубокомысленные размышления" времени и сил не остается. В таком случае даже цель иметь не обязательно, достаточно просто работать каждый день.

Такое избегание наиболее безыдейный вариант по-моему, хоть к нему и сам прибегаю часто, убивая время в играх/книгах/аниме/фильмах и других отвлекающих занятиях. Минус в том что рано или поздно такие попытки убежать заканчиваются возвратом к той же точке и тому же печальному состоянию с теми же мыслями, а дальше все по-новой.

2. Подсесть на антидепрессанты. При стабильно повышенном настроении мысли о смысле не будут казаться чем-то стоящим внимания + появится энергия заниматься какими-то делами. Главный минус этого варианта - деньги, прочие минусы состоят в побочных эффектах принимаемых препаратов. Сам я его так и не пробовал ни разу.

3. Убить себя, чтобы остановить все хорошее и плохое. В конце-концов все умрут рано или поздно, так или иначе, и ничем одна смерть от другой отличаться не будет, что бы не сделал за жалких 100 лет человеческой жизни. Всего лишь еще 1 человек перестает существовать. Но этот вариант невозможно считать хорошим (кроме ситуации когда все окончательно зашло в тупик и усложнилось невыносимой жизненной обстановкой, но даже в этом случае всегда есть разумные причины опробовать другие варианты вместо суицида) или тем более рассматривать как совет, иначе я бы сам не медлил им воспользоваться.

4. Отвлекаться алкоголем и/или другими наркотиками. Это что-то вроде усиленного 1 варианта с результатом тем же, только более печальным и усугубляемым последствиями употребления самых веществ/абстиненцией. Было время когда я этим способом пользовался, но давно от него отказался, он в долгосрочной перспективе абсолютно бессмысленен для цели избавления от страданий вызываемых отсутствием смысла (если только не смущает перспектива стать алкоголиком живущим от бутылки к бутылке, или хроническим наркоманом, для которого не существует ничего кроме мира создаваемого веществами, который тоже все более слабеет и распадается по мере увеличения толерантности к наркотику. впрочем, может это еще не самые плохие варианты... но все закончится плохо когда закончатся деньги).

В целом, по моей личной оценке только вариант с антидепрессантами можно рассматривать как окончательное решение в случае если смысл найти не удается уже долгое время (что является скорее всего следствием депрессии, если только не результат прежних философствований из любопытства на эту тему как у меня, приведших к пониманию отсутствия смысла, что в в свою очередь и спустя время привело к депрессии и всем подобным вещам).

В том отношении что антидепрессанты помогут выбраться с порождаемой бессмысленностью пустоты и замкнутого цикла, дадут возможность и силы что-то там наладить и поменять в жизни, а дальше уже как получится.

Была и до сих пор остается такая ситуация. Выше уже дали хорошие ответы с занятными ссылками, но попробую описать свои варианты:

1. Не думать о смысле жизни и делать все чтобы избегать подобных мыслей. Большинство людей так и делают, используя для этого или разного рода дешевый самообман (убеждая себя что смысл их жизни в каких-либо мелочных занятиях которыми они занимаются) или просто нагружая себя рутинными делами настолько что на какие-то "глубокомысленные размышления" времени и сил не остается. В таком случае даже цель иметь не обязательно, достаточно просто работать каждый день.

Такое избегание наиболее безыдейный вариант по-моему, хоть к нему и сам прибегаю часто, убивая время в играх/книгах/аниме/фильмах и других отвлекающих занятиях. Минус в том что рано или поздно такие попытки убежать заканчиваются возвратом к той же точке и тому же печальному состоянию с теми же мыслями, а дальше все по-новой.

2. Подсесть на антидепрессанты. При стабильно повышенном настроении мысли о смысле не будут казаться чем-то стоящим внимания + появится энергия заниматься какими-то делами. Главный минус этого варианта - деньги, прочие минусы состоят в побочных эффектах принимаемых препаратов. Сам я его так и не пробовал ни разу.

3. Убить себя, чтобы остановить все хорошее и плохое. В конце-концов все умрут рано или поздно, так или иначе, и ничем одна смерть от другой отличаться не будет, что бы не сделал за жалких 100 лет человеческой жизни. Всего лишь еще 1 человек перестает существовать. Но этот вариант невозможно считать хорошим (кроме ситуации когда все окончательно зашло в тупик и усложнилось невыносимой жизненной обстановкой, но даже в этом случае всегда есть разумные причины опробовать другие варианты вместо суицида) или тем более рассматривать как совет, иначе я бы сам не медлил им воспользоваться.

4. Отвлекаться алкоголем и/или другими наркотиками. Это что-то вроде усиленного 1 варианта с результатом тем же, только более печальным и усугубляемым последствиями употребления самых веществ/абстиненцией. Было время когда я этим способом пользовался, но давно от него отказался, он в долгосрочной перспективе абсолютно бессмысленен для цели избавления от страданий вызываемых отсутствием смысла (если только не смущает перспектива стать алкоголиком живущим от бутылки к бутылке, или хроническим наркоманом, для которого не существует ничего кроме мира создаваемого веществами, который тоже все более слабеет и распадается по мере увеличения толерантности к наркотику. впрочем, может это еще не самые плохие варианты... но все закончится плохо когда закончатся деньги).

В целом, по моей личной оценке только вариант с антидепрессантами можно рассматривать как окончательное решение в случае если смысл найти не удается уже долгое время (что является скорее всего следствием депрессии, если только не результат прежних философствований из любопытства на эту тему как у меня, приведших к пониманию отсутствия смысла, что в в свою очередь и спустя время привело к депрессии и всем подобным вещам).

В том отношении что антидепрессанты помогут выбраться с порождаемой бессмысленностью пустоты и замкнутого цикла, дадут возможность и силы что-то там наладить и поменять в жизни, а дальше уже как получится.

error: