Изучение читательских предпочтений. Анализ анкетирования: «Мои читательские предпочтения Понятие читательские предпочтения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Факторы, влияющие на читательские предпочтения. Оценка значимости литературы в жизни студентов московских ВУЗов. Способы их студентов к книгам, повышения популярности чтения. Определение времени, отводимого на чтение и их отношение к различным жанрам.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Роль музыки в жизни современного студента. Наиболее популярный музыкальные стили в студенческой среде. Выявление закономерности между предпочтениями стилей в музыке на разных жизненных этапах среди студентов методом фокус-группового исследования.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2012

    Проблема занятости. Увеличение числа работающих студентов за счет роста вторичной занятости учащихся, за счет увеличения количества студентов, оставивших учебу. Социологическое исследование занятости студентов дневного отделения. Мотивы трудоустройства.

    практическая работа , добавлен 30.09.2008

    Исследование особенностей системы ценностных ориентации преподавателей и студентов гуманитарного университета. Анализ существующих подходов и моделей профессионального сознания. Социокультурное самоопределение студентов образовательной среде вуза.

    реферат , добавлен 30.08.2011

    Профессиональное определение в процессе социализации личности. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы трудовой занятости студентов. Проблемы совмещения учёбы и работы у студентов дневной формы обучения Физико-технологического института.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2013

    Исследование уровня приверженности школьников и студентов к алкогольным напиткам. Определение особенностей и причин алкоголизма в молодежной среде. Организация и этапы проведения социологического опроса школьников и студентов относительно этой проблемы.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    Анализ социально-экономического положения и психологических характеристик студентов в России. Важность изучения профессиональных ориентаций студентов. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов.

    АНКЕТА «ЧИТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ»

    Уважаемый читатель!

    Просим Вас принять участие в исследовании «Читающая молодежь», результаты которого будут использованы для исследования читательских предпочтений молодого поколения.

    Некоторые из предлагаемых вопросов содержат варианты ответов. Запишите те из них, которые соответствуют Вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант ответа.

    1. Читаете ли Вы книги (любые, хотя бы иногда)?

    а) да

    б) нет

    2. Если Вы не читаете книги, то почему?

    а) это скучно

    б) нет времени, потому что есть более интересные занятия

    в) нет времени, т.к. учусь / работаю

    3. Если Вы читаете, то почему?

    а) потому что нравится

    б) потому что надо по учебной программе

    в) потому что хочу казаться умным

    г) потому что родители заставляют

    4. Книги каких жанров Вы читаете чаще всего?

    Научные книги

    Научно популярные

    Фантастика

    Мистика

    Учебная литература

    Приключения

    Классика

    Женские романы

    Исторические книги

    Детективы

    Свой вариант

    5. Как часто Вы читаете книги?

    а) 1 раз в неделю

    б) 1 раз в месяц

    в) 1 раз в полугодие

    г) 1 раз в год

    д) свой вариант

    6. В каком возрасте Вы больше всего читали? (возможно несколько вариантов ответов)

    а) 2-5

    б) 5-10

    в) 10-14

    г) 14-16

    д) 16-19

    7. В каком виде Вы читаете книги?

    а) в печатном виде

    б) в электронном виде

    8. Если читаете книги в печатном виде, то почему?

    б) так удобнее

    в) зрение не хочу портить

    г) она мобильнее и не разрядится на самом интересном, как КПК, ноутбук и т.д.

    д) не все книги и учебники доступны в электронном виде

    9. Если читаете книги в электронном виде, то почему?

    а) нет денег на печатные книги

    б) так проще, никуда идти за ней не надо

    в) печатные книги - это прошлый век, сейчас у нас информационное общество

    г) потому что помещается на флэшке

    д) не все книги и учебники доступны в печатном виде

    10. Слушаете ли Вы аудиокниги?

    а) да

    б) нет

    б) лучше посмотреть фильм – экранизацию

    12. Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?

    − телевидению

    − Интернету

    − газетам и журналам

    − художественной литературе

    − общению со сверстниками

    Расположите в порядке значимости источники получения информации о современном мире и человеке, предложенные в вопросе № 12.

    13. Каким жанрам литературы вы отдаете предпочтение при выборе литературы для «свободного чтения» (вне школьной программы):

    − реалистическим рассказам, повестям, романам

    − произведениям с семейно-бытовой проблематикой

    − любовным романам

    − приключениям

    − детективам

    − фантастике

    − «ужасам»

    − свой вариант

    14. Ваши любимые книги в детстве.

    На следующие вопросы дайте развернутые ответы:

    17. Что читает молодежь?

    18. Сейчас наблюдается кризис чтения или смена модели чтения?

    19. Возвращается ли современная молодежь к классике?

    21. Можно ли быть успешным, не читая?

    22. Что нужно делать, чтобы поднять престиж чтения?

    23. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

    Пол. Возраст. Имя (по желанию).

    Благодарим Вас за участие!

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    С каждым годом всё острее встаёт проблема отсутствия интереса к чтению у школьников. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других стран, поэтому-то чтение, образование и культура стали рассматриваться в качестве национальных приоритетов развития многих стран. В Российской Федерации общество тоже озаботилось этой проблемой и разработало политику поддержки чтения. Ведь от того, как и что читает сегодняшнее поколение, зависит способность к самообразованию и самосовершенствованию.

    В постсоветский период начала утрачиваться литературная традиция, на которую опирались наши предки. Нельзя сказать, что общество «не бьёт тревогу»: в СМИ то и дело можно услышать: «дети не читают», «компьютер и игры заменили книги». Такие слова справедливы: учителя имеют возможность сравнить уровень развития предыдущих учеников и современных, поэтому именно они отмечают «клиповость мышления» и отсутствие сформированного словесно-образного мышления у современных школьников. Большинство учеников средней школы читает крайне мало либо не читает вовсе. Сегодня встал вопрос о мониторинге чтения подрастающего поколения. Важнейшей областью исследования стало определение читательской грамотности в рамках Международного исследования образовательных достижений учащихся «Programme for International Student Assessment» (PISA), для сравнительной оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся разных стран. Российская Федерация участвовала в этом исследовании четыре раза: в 2000, 2003, 2006 и 2009 гг. В 2000 году наши школьники заняли лишь 27 место среди обучающихся из 32 индустриально развитых стран. А через три года уровень «грамотности чтения» стал еще ниже. Причём оценивалась не техника чтения, а способность подробность использовать чтение как средство самообразования. А ведь на уроках литературы большое внимание уделяется осмыслению художественно-литературных текстов. В 2006 г. по грамотности чтения наши обучающиеся оказались на 37-м - 40-м месте из 57 стран. В 2009 г. в исследовании PISA участвовало уже 65 развитых, среди которых наши школьники заняли лишь 42 место. Очевидно, что улучшения читательской грамотности школьников не происходит. В связи с этими тревожными данными стало интересно более глубоко изучить чтение шестиклассников школы № 63 г. Магнитогорска для того, чтобы оценить читательские предпочтения, количество прочитанного за определённый период, выявить изменения в их чтении и связь успеваемости и качества чтения.

    Актуальность исследования:

    Представленная научно-исследовательская работа посвящена изучению уровня читательской активности шестиклассников общеобразовательной школы. Сопоставление уровня читательского развития с уровнем успеваемости конкретного ученика преследует цель выявить условия для повышения качества образования, в том числе путём повышения читательской активности.

    Цели исследовательской работы:

      Изучить количество прочитанного за 2 четверти среди шестиклассников.

      Выявить читательские предпочтения шестиклассников как среди программных произведений, так и внепрограммных.

      Проанализировать успеваемость шестиклассников школы, выяснить связаны ли успехи в учёбе с количеством и качеством прочитанной литературы.

      Сопоставить технику чтения и успеваемость каждого ученика 6 класса.

      Представить различные классификации книг.

      Оценить читательские предпочтения шестиклассников.

      Исследовать состояние техники чтения в 6 классах

      Исследовать успеваемость обучающихся и сопоставить с уровнем техники чтения и уровнем читательских компетенций.

    Методы исследования:

      Изучение научной литературы по данной проблеме.

      Анкетирование обучающихся 6 классов.

      Наблюдение.

      Интервьюирование.

      Анализ техники чтения, успеваемости

    Объект исследования:

    Читательские предпочтения обучающихся, их техника чтения, количество и качество прочитанного за 1-2 четверть 2016-2017 учебного года.

    Гипотеза:

    Обучающиеся, читающие значительное количество качественной литературы, успешно учатся, обладают высокой скоростью чтения, что необходимо для формирования широкого кругозора и мировоззрения человека.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

      1. Сущность понятия «читательские предпочтения».

    При обзоре словарей и справочников, выяснилось, что чёткого определения понятия «читательские предпочтения» просто не существует. В философском словаре находим понятие слова «предпочтение» - большая симпатия к одной вещи, чем к другой. На практике многие психологи предпочитают операционализировать этот термин, и предпочтение часто используется относительно обращения к одной из альтернатив или фактического выбора одной из всех; то есть выбор признается индикатором предпочтения.

    В социологическом словаре это слово трактуется ещё проще:

    от англ. preference; нем. Praferenz. Признание ч.-л. преимущества по сравнению с другими.

    Обобщив определения, сформулируем понятие:

    читательские предпочтения - это преимущество выбора книг и писателей одних жанров и тематики по сравнению с другими потребителями и читателями.

      1. Классификации художественных произведений.

    В большинстве научных работ основные группы литературных произведений предлагается называть типами литературы или видами. Но если рассматривать классификацию как метод познания, то любую разновидность родового понятия можно называть видом, но они выделяются по ка-кому-то одному признаку, поэтому выбираем понятие «типы», т.е. группы литературных произведений, обладающих определёнными существенными качественными отличиями.

    Итак, литературу можно классифицировать:

    По возрастному принципу: взрослая и детская;

    По языковому принципу: оригинальная и переводная;

    По социальному предназначению: политическая, экономическая, правовая, публицистическая, художественная, научно-исследовательская, справочная, учебная, научно-популярная литература, рекламная, производственная, учебная, научно-популярная, религиозная, развлекательная и т.д;

    По знаковой принадлежности: текстовые, изобразительные, картографические, нотные;

    По составу произведений: моноиздания, Поли издания, сборники, анталогии;

    По новизне содержания: первые издания, повторные.

    В своей работе «Общая теория документа и книги» Г.Н. Швецова-Водка ссылается на труды Л.Н. Кастрюлиной и Д.Ю. Теплова, которые отмечали, что классификационные признаки - это своеобразная форма отражения жизни. Форма эта исходит из познавательной сущ-ности литературы и отражения объективной действительнос-ти, форм и целей человеческого общения, где литерату-ра - одно из важнейших средств социальной коммуникации.

    Представляется интересной и классификация современной литературы, которая выделяет два вида литературы: художественную и нон-фикшн. При этом художественная литература делится на классику, мейнстрим, жанровую литературу и элитарную. Нон-фикшн -это литература, основанная на документалистике: мемуары, хроники, биографии, справочная литература, энциклопедическая, научная, учебная. Безусловно, эта классификация условна, но отражает проблемы современной литературы и читательских потребностей.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

    2.1. Результаты анкетирования обучающихся 6 классов

    Всего в анкетировании приняли участие.54 обучающихся 6 классов МОУ «СОШ № 63». По первому вопросу анкеты (Приложение. Анкета.) становится ясно, что основное предпочтение шестиклассники отдают творчеству Пушкина А.С. - 32 человека, Тургенева И.С. - 8 человек, Лермонтова М.Ю. и Чехова А.П. выбрали по 4 человека, кроме этих писателей «любимыми» были названы Андерсен Г.Х., Толстой Л.Н. Данные легко объяснимы: произведения названных писателей изучались в 5 и 6 классах до момента анкетирования (Приложение. Диаграмма 1)

    Второй вопрос (Приложение. Диаграмма 2) иллюстрирует выбор книг шестиклассниками, любопытно, что наибольшим предпочтением являются классические произведения «Дубровский» А.С. Пушкина - 14 человек, «Алые паруса» А. Грина -6 человек, «Муму « и «Бежин луг» Тургенева, а затем приключенческие Д.Дефо «Робинзон Крузо» -6 человек и фэнтези «Гарри Потер» Джоан Роулинг - 4 человека. Программные произведения оставляют неизгладимый след в памяти ребят, потому что на уроках были проанализированы и герои стали понятны и близкие ребятам, а самостоятельно не всегда ученикам 6-го класса удаётся осмыслить художественные произведения даже развлекательных жанров.

    Любопытным представляется следующее: отвечая на вопрос 3 анкеты (Приложение. Диаграмма 3), предпочтение отдаются жанру фэнтези - 17 человек, детективам - 12 человек, приключенческой литературе -11 человек, но художественную литературу ребята не могут определить как самостоятельный вид литературы, подменяя ее жанрами: рассказы - 8 человек, романы- 6 человек, сказки - 4 человека, и даже стихи - 6 человек, поэтому объединив это, получаем результат - 24 человека. Данный результат подтверждает ранее полученный в ответе на второй пункт анкеты.

    Удручающим оказался результат на 4 вопрос о посещении библиотек: (Приложение. Диаграмма 4) из 54 опрошенных лишь двое шестиклассников регулярно не менее 2 раз в месяц посещают библиотеку, четверо посещают, но редко, а 48 школьников признались, что не посещают библиотеки в течение учебного года. На этот факт можно реагировать по-разному: ребята читают программные произведения из учебника, а для внеклассного или свободного чтения книги приобретаются в магазинах или скачиваются из сети Интернет, либо ограничиваются только учебником литературы.

    На пятый вопрос, позволяющий осмыслить причины падения интереса к чтению, ребята ответили так (Приложение. Диаграмма 5): 35 человек респондентов, что, к сожалению, составляет 65 % от количества опрошенных, выделили главную причину, которой являются компьютерные игры, именно они занимают практически всё свободное время, 12 респондентов - 22 % отметили, что у них просто нет времени на чтение, 4 респондента - 7,5 %, считают, что им просто лень читать, лишь 3 человека- 5,5% признались, что им попросту неинтересно читать. Данные исследования показали, что отсутствие интереса к чтению связано с переключением внимания на другие виды деятельности, а не на отсутствие интереса к чтению как таковому.

    Как же вернуть интерес? На этот вопрос шестиклассники ответили следующее: 26 человек - это 48% опрошенныхпредложили запретить использование компьютерных игр в семьях, 12 человек - 22% респондентов предложили идею совместного чтения книг с родителями вслух, 10 человек - 18, 5% предложили заставлять детей читать, 6 человек из порошенных - 11,5% считают, что необходимо писать интересные книги, тогда читателей будет больше.

    2.2. Результаты интервьюирования обучающихся 6 классов.

    На вопросы интервью (Приложение. Вопросы для интервьюирования) респонденты отвечали следующим образом: положительно относятся к чтению 76 % опрошенных(41 школьник), при этом они отмечают полезность и важность этого процесса и не представляют свою жизнь без книг, 22% (12 человек) считают, что чтение -это скучное, но необходимое для учёбы занятие, и лишь 2% (а это 1 ученик) признался, что вполне бы мог обойтись без чтения, потому что оно не приносит ни удовольствия, ни пользы (Приложение. Диаграмма 6).

    На вопрос о количестве прочитанных за 2 четверти произведений шестиклассники ответили так: 54% (30 человек) прочли от 30 до 50 произведений, включая программные, 30% (16 человек) прочли от 10 до 30 произведений, а 16% (8 человек) осилили менее 10 произведений художественной литературы, т.е. не прочли даже произведения, предусмотренные школьной программой. (Приложение. Диаграмма 6).

    Частота чтения тоже представляла интерес для исследования. 52% (28 человек) ответили, что читают ежедневно, 37 % (20 человек) читают 2-3 раза в неделю по мере необходимости подготовки к урокам литературы, 11% (6 человек) читают не чаще 1 раза в неделю (Приложение. Диаграмма 6).

    На вопрос об интересующей тематике школьники отвечали следующее: наибольшее количество обучающихся 6-х классов волнуют нравственные темы и проблемы - 72% (39 респондентов), онтологические темы об устройстве мироздания и бытия человека волнуют 22% (12 респондентов), 6 % (3 респондента) интересуются культурно-историческими темами (Приложение. Диаграмма 7).

    На пятый вопрос о мотивации к чтению шестиклассники отвечали так: читать интересно - 52% (28 ребят), заставляют родители - 13% (7 ребят), из-за необходимости учиться - 26% (14 ребят), для развития кругозора, речи, мышления -9% (5 ребят) (Приложение. Диаграмма 8).

    2.3. Результаты сопоставления успеваемости, техники чтения и читательских предпочтений.

    Для последних исследований была проанализирована успеваемость шестиклассников за 1 и 2 четверти 2016-2017 учебного года и состояние техники чтения на начало учебного года и конец 2 четверти.

    На основании открытых данных о состоянии успеваемости на сайте МОУ «СОШ № 63» была составлена диаграмма (Приложение. Диаграмма 9) и сопоставлено состояние успеваемости в шестых классах Результаты получились следующие: на конец 1 четверти в 6-х классах обучалось 75 человек, качественная успеваемость всех стрёх классов составила 32%, абсолютная - 100%; на конец 2 четверти обучалось 75 человек, качественная успеваемость составила 29%, абсолютная - 96%.

    Далее было проанализировано состояние техники чтения, на основании открытых данных сайта школы № 63 [Электронный ресурс]. Выяснилось следующее: на начало учебного года из 75 шестиклассников технику чтения удалось проверить у 71 обучающегося, результаты такие: абсолютная успеваемость составила 90%, качественная - 66%; на конец второй четверти технику чтения сдали 73 шестиклассника, результаты выглядят следующим образом: абсолютная успеваемость - 90%, качественная - 74% (Приложение. Диаграмма 10).

    Далее сопоставления коснулись успешные ученики, менее успешные и неуспевающие, а также состояние их техники чтения. Получились следующие результаты: успешные обучающихся все читают более 120 слов в минуту, менее успешные (успевающие на «3-4») читают более 120 слов в минуту только 4 человека, в диапазоне 110-120 слов в минуту, т.е. фактически укладываясь в норматив 37 человек, менее 110 слов в минуту - 7 человек, трое неуспевающих обучающихся читают менее 110 слов в минуту, фактически 80-90 слов, что просто не позволяет в полной мере усваивать весь объём учебного материала (Приложение. Диаграмма 11)

    Как же мотивированы успешные ученики, почему читают? Следующим этапом исследования стало выяснение «формулы успеха», для этого были сопоставлены следующие критерии: техника чтения, частота и количество прочитанных книг, отношение к чтению, посещение библиотек, предпочитаемые типы книг, причины, не позволяющие читать ещё больше.

    Для лучшего представления полученных результатов была составлена таблица:

    параметры сопоставления

    Из 22 успешно обучающихся 6-х классов

    Техника чтения

    Более 120 слов 22 шестиклассника

    Количество прочитанных книг

    Более 30 за 1 и вторую четверть - 22 шестиклассника

    Частота чтения

    Ежедневно -20 человек, 2-3 раза в неделю - 2 человека

    Отношение к чтению

    Интересно - 17, для интеллектуального развития -5

    Посещение библиотек

    Часто - 2 , раз в месяц - 4, не посещают - 16

    Предпочитаемая темы

    Культурно-исторические темы - 6, орнитологические -12, нравственные - 4

    Предпочитаемые виды литературы

    Классика - 22

    Отсутствие времени-12, присутствие в жизни соцсетей и компьютерных игр -10

    2.4. Выводы по второй главе

    В ходе исследования были проанализированы у 75-ти обучающихся 6-х классов МОУ «СОШ № 63» следующие критерии: успеваемость за 1 и 2 четверти 2016-2017 учебного года, состояние техники чтения на начало учебного года и конец 2 четверти. Было проведено анкетирование и интервьюирование 54 шестиклассников, среди которых оказалось 22 успешно обучающихся учеников, результаты ответов последних были занесены в таблицу. Итак, для успешного обучения в шестом классе средней школы необходимо читать с увлечением классические произведения различной тематики не реже 2-3 раз в неделю, а лучше ежедневно, понимать, что чтение - это интересное занятие, помогающее развитию интеллектуальных способностей, речи, кругозору человека. Техника чтения успешного ученика 6 класса должна составлять 120 и более слов в минуту, мотивация к чтению должна быть достаточно высокой и осознанной, не обязательно посещать библиотеки, т.к. книги доступны благодаря домашним библиотекам, сети Интернет. Главными факторами, мешающим читать ещё больше, является отсутствие свободного времени или проведение большого количества времени в социальных сетях и различных компьютерных играх.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В последние годы много говорится о повышении качества образования, развитии культуры личности. Такие задачи осуществимы только посредством активного и осмысленного чтения. Поставив цель: сопоставить и проанализировать взаимосвязь уровня читательской активности, успеваемости и состояния техники чтения, был поставлен проблемный вопрос: есть ли прямая связь между состоянием чтения конкретного шестиклассника и его учёбой. Для решения этой проблемы были предприняты различные методы работы: изучение научной литературы по данной тематике, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, сбор и сравнительный анализ статистических данных.

    Результаты исследования доказали правильность предложенной гипотезы: читательская активность и техника чтения напрямую влияет на качество обучения в школе. Новизна работы заключается в подходе к исследованию общедоступных данных по успеваемости учеников и выявлении взаимосвязи с состоянием их читательских приоритетов. В дальнейшем представляется интересным провести эти исследования по другим параллелям и ступеням образования. В результате исследования можно сделать вывод: роль книги в жизни шестиклассника огромна. Именно книги позволяют моим сверстникам осмыслить окружающий мир, выявить исторические аналогии с современной действительностью, расширить кругозор, пробудить интерес к новым знаниям, обогатить речь. Также представляется интересными предложения самих шестиклассников по повышению читательской активности: ограничивать взрослым время провождения возле компьютера, совместно читать вслух, обсуждать прочитанное.

    Проведя данное исследование ещё раз пришлось убедиться, что роль книги в жизни человека значительна, она уже неотъемлемая часть нашей жизни и отказываться от неё нельзя ни в коем случае, особенно понимая, что успешность обучения и даже жизни напрямую связаны с читательской активностью каждого человека.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

      Социологический словарь / Акад. учеб.-науч. центр РАН-МГУ им. М. В. Ломоносова; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; ученый секретарь О. Е. Чернощек. - Москва: Норма, 2008. - 606

      Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. — М. : Рыбари; К. : Знания, 2009. — 487 с.

    Электронные ресурсы

      Официальный сайт МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска

    http://www.sch63mgn.ru/index.php? (дата обращения 15.01.2017 года)

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Анкета для учащихся «Роль книги в моей жизни»

    Цель: проанализировать уровень начитанности шестиклассников

    Задача: выявить соотношение читающих и нечитающих или малочитающих детей; выявить причины нежелания читать, выработать рекомендации по привлечению к чтению

    Направления работы: что читают шестиклассники по программе, что в свободное время

    Участники исследования: 6 классы

    Время исследования: сентябрь - декабрь 2016 г.

    1.Любимый писатель

    2. Любимая книга

    3. Какую литературу вы предпочитаете?

    4. Частота посещения библиотек?

    5. Как ты думаешь, почему дети стали мало читать?

    Вопросы для интервьюирования

      Как ты относишься к чтению?

      Сколько произведений ты прочитал(а) в период с сентября по декабрь 2016 года?

      Как часто вы читаете?

      Какая тематика произведений вас интересует?

      Почему вы читаете?

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    1. Введение

    Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение - один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.

    Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

    Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.Кроме того, приоритетная цель ФГОС - формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту развитие ЧИТАТЕЛЯ предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения) ; воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески».

    Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современных школьников (а это -будущее России!) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.

    Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

    Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности.

    Объектом исследования являются подростки в возрасте 11- 17 лет; предметом - уровень читательской активности учеников.

    Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.

    Ожидаемые результаты : Приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

    Задачи исследования:

    1.на основе анализа современной научной литературы рассмотреть роль чтения как важный фактор социализации личности.

    2.провести констатирующий срез на базе исследования для выявления показателей читательских предпочтений современных школьников.

    а)изучить формуляры школьной библиотеки с целью анализа читательской активности учащихся;

    в) выявить, как часто читают школьники книги, помимо произведений школьной литературы;

    г)определить: чему отдают предпочтение школьники в приобретении знаний о современной жизни.

    4.ввести в план работы школы мероприятия и конкурсы, способствующие повышению интереса к чтению художественной литературы.

    В процессе работы мною были использованы следующие методы:

    Теоретические (анализ разработанности темы в литературе и других источниках)

    Практические (анкетирование, сравнение, моделирование)

    Выборку исследования составляют 112 школьников в возрасте с 11 до 17 лет.

    2. Основное содержание.

    Роль чтения в становлении личности.

    Русская национальная культура складывалась на стыке нескольких культур, так как Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава, на территории которой жили многочисленные народы разных языковых групп, религий, культурных традиций. И историческая самобытность России ярко проявилась в ее культуре, особенно - в духовной культуре, в святости образа Родины, в душевном богатстве человека, в в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами, в отсутствии культа богатства. И именно книга может и должна стать проводником идей великого русского народа, источником знаний детей о моральных принципах построения общества являются произведения литературы и искусства.

    Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать

    Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он возлагал на книгу большие надежды, считая, что именно чтение способствует воспитанию нравственности и любви к отечеству. В его журнале «Детское чтение для сердца и разума» публиковались литературные произведения, призванные оказывать целенаправленное и систематическое благотворное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

    В XIX веке детское чтение по праву считалось важнейшим средством воспитания души подрастающего поколения. Так, В. Г. Белинский отмечал великую роль чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.

    В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы 5 основных задач воспитания посредством художественных произведений, печатавшихся на страницах журнала:- возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;- научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;- способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;- дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни.

    Однако Д. И. Писарев, рассматривая вопрос о культуре чтения, отмечал, что ребенка необходимо научить читать книги, поскольку чтение - огромный труд, освоить который ребенок может с помощью взрослого: между ребёнком и книгой должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, поможет осознать и прочувствовать содержание прочитанного. Книги К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского учат детей добру, справедливости, умению понимать себя и других людей. Однако Л.Н. Толстой предостерегал от бессмысленного чтения: важно научиться понимать прочитанное, сопереживать, самостоятельно осмысливать его и связывать с жизнью.

    Великий русский педагог К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности человека отводил чтению, но советовал не спешить обучать детей чтению, так как считал, что само по себе чтение- не главное. Гораздо важнее ЧТО читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». Важно подготовить ребенка к чтению, сделать его интересным. Книги К.Д. Ушинского и по сей день являются реальными морально-нравственными уроками для детей.

    Н. А. Добролюбов, признавая неоценимую роль чтения в формировании личности ребенка, отмечал, что нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия». Современные произведения для детского чтения условно можно разделить на:- произведения, созданные специально для детей- адаптированные произведения классиков для детского чтения,а также на:- родную и- инонациональную литературу.

    Кроме того, можно выделить:- художественные произведения (проза, поэзия, драматургия)- научно-популярные издания- справочные, информационные издания.

    В конце 20-го века появился такой вид детского чтения, как «электронное детское чтение». Не запрет опровергаемого многими электронного варианта детских книг, а умелое сочетание различных видов и форм чтения с непосредственным участием взрослого будет служить формированию гармоничной личности ребенка.

    По мнению М. М. Безруких, прежде всего, необходимо научить педагогов и родителей культуре чтения. В. П. Чудинова (2004, 2007) отмечает, что сегодня роль чтения детей в духовном развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Главное - ЧТО будет читаться, как будет идти процесс восприятия, понимания и обсуждения прочитанного.

    Семья и её роль в развитии детского чтения

    Семья - это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями (чаще - с мамой). Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному (пусть пока это всего лишь сопереживание бабушке и дедушке, от которых укатился Колобок).

    Ребенок учится Сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста. Соучастие взрослого - обязательный воспитательный элемент чтения с детьми раннего возраста (от года до трех лет) и с дошкольниками (от трех до семи лет). Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.

    Семейное чтение, как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи:формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;· обогащать словарь знаний о литературе;· переходить от привычки читать к потребности в чтении;· создать духовную близость с родителями;· формировать взгляды и мировоззрение· приобщать к общечеловеческим и семейным ценностям

    Отношение россиян к чтению

    Газета «АИФ» провела акцию - за читающую Россию. На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.

    Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал - Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно!

    Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, - тщетный человек. Это моё глубокое убеждение».

    Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения".

    Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

    Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Исследования ВЦИОМ, посвященные читательским интересам россиян, проводятся регулярно на протяжении 13 лет. Согласно полученным данным, за этот срок жители нашей страны читать больше не стали. Так доля тех, кто старается читать ежедневно, за последние 10 лет снизилась на 9% (с 31% до 22%). Чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%)43% респондентов читают книги иногда (в 1996 году таковых насчитывалось 49%). Никогда или очень редко читают 35% ответивших против 20% 13 лет назад.

    Больше всего читающих граждан живёт в Северо-Западном федеральном округе (29%), а вот среди жителей Поволжья чаще всего встречаются те, кто читает книги крайне редко или никогда (41%).

    Каждый пятый россиянин - постоянный читатель журналов. Любители журналов - это, как правило, жители Северо-Западного округа (29%) и респонденты с высшим образованием (26%). Журналы менее всего пользуются популярностью у южан и жителей Поволжья (41%), а также у пожилых (53%) и малообразованных (62%) граждан.

    Ключевые показатели

    Ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда - 35%

    Число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%

    79% россиян хотя бы иногда читают газеты и 64% - журналы

    Самые читаемые жанры художественной литературы в России - классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и «женские» детективы (24%)

    У 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан

    Отношение молодого поколения к чтению

    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В последние годы ведутся споры о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета. «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» - подобные высказывания, имеющие объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.

    В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».

    В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.

    В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

    Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети.

    Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Среди учащихся 9-11 классов я провел опрос «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?»

    Ответы между собой были схожи.

    Вот некоторые из них:

    « Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернет - источниками»

    « Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад»

    « Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения»

    Так отвечали все опрошенные мною дети. Только один ученик ответил, что прочитает заданное произведение.

    Результат интервью доказал, что современному школьнику проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК, который за минуту найдет нужную информацию.

    Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.

    Интересные факты о чтении:

    Книга снижает стресс.

    Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

    Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

    Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

    Чтение придает уверенности.

    Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.

    Улучшает мозговую активность.

    При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

    Современные дети и чтение.

    Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

    Я решил исследовать ситуацию в нашей школе и выяснить, что любят читать наши школьники и каковы их читательские интересы. Для этого я составил анкету, состоящую из 10 вопросов.

    Самыми читающими классами у нас оказались 5, 9 и 11 классы, 80 % учеников ответили, что они любят читать, 6 класс 76%. Хотя 5 класс предпочитает больше читать журналы, чем книги. Зато 11 класс и 9 увлекаются художественной литературой. Как видите по диаграмме: газеты наши ученики читают мало, самый высокий процент-это 32% у 7 класса. На вопрос, читаете ли вы книги, помимо школьной программы в каждом классе положительный процент выше. Хотя читают учащиеся нашей школы художественную литературу не более 1 раза в неделю и чтение для них значит- просто найти интересующую информацию-65%. Как возможность отдохнуть- 55%, и чтобы выполнить задание- 38% . На вопрос « Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?» Большинство учащихся ответили, что обратятся в интернет, на втором месте- телевидение, и только потом книги. А радио в наше утратило свою популярность, как средство массовой информации. Большинство детей его слушают редко, либо совсем не слушают.

    Предпочитаемые литературные жанры наших школьников- это фантастика- 60 %, детективы 40%, комедии 25% и что-то другое 60%. Практически все ученики любят читать литературу не по школьной программе и называют любимых литературных героев в среднем звене: Незнайка, Алиса, Гарри Поттер, в старших классах любимыми героями стали Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Печорин, Чацкий, Базаров из произведений русских классиков, изучающихся по школьной программе. И на вопрос «любимые писатели» все старшеклассники называют писателей-классиков, произведения которых изучаются по школьной программе. (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Грибоедов, Тургенев)

    Я сопоставил процент качества по гуманитарным предметам с результатами читательских интересов и получилось, что самые читающие классы, о которых говорилось выше- это 5, 6, 9, 11 классы- имеют лучший процент качества образования по гуманитарным предметам- Литературе, русскому языку и истории и обществознанию.

    3.Заключение.

    В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных со снижением читательской активности школьников:

    Помогать ребенку вести читательский дневник

    Воспитывать творческого читателя,

    Формировать у читателя отношение к книге как к источнику человеческого опыта, постоянному партнеру в общении,

    Воспитывать отношение к библиотеке как к информационному центру, как к центру духовной культуры,

    Презентации книг, тематические книжные выставки:

    книжные выставки располагать и оформлять таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.

    Книжные выставки:

     книги-юбиляры;

     писатели - юбиляры.

    В школьной библиотеке организовать выставки в помощь учебному процессу:

     «Новые учебные пособия»,

     «За страницами учебника»,

    Для учащихся начального и среднего звена должны быть оформлены книжные полки:

     «Здесь мир фантазии и сказок»,

     «Дети, спешите в библиотеку…».

    Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использовать такие формы как:

    Библиотечные уроки;

    Мероприятия в игровой форме;

    Комментированное чтение;

    Чтение вслух.

    Индивидуальное информирование,

    Литературные игры,

    Обзоры книг.

    Семья считается первичным институтом социализации человека, я уверен, что любовь к чтению необходимо прививать с детского возраста в семье. Поэтому я разработала памятки-рекомендации для родителей, в которых говорится о пользе семейного чтения, а также памятки для школьников, в которых говорится о необходимости чтения литературы как духовно-нравственном становлении личности.

    4. Список литературы.

    Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21-23.

    Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004.

    Самохина М.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность. М.: Либерея, 1997. С. 56.

    Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена “модели чтения” // www.teacher.fio.ru.

    PISA — международное педагогическое исследование оценивания знаний учащихся.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Анкета: Определение читательских интересов:

    2.Что значит для вас чтение?

    3.Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

    4. Как часто вы читаете?

    5. Что значит для вас чтение?

    6. Чему отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?

    7. Каким жанрам литературы отдаете предпочтение?

    8. Назови свою любимую книгу.

    9. Кто из литературных героев является вашим любимым героем?

    10. Ваши любимые писатели?

    Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.

    1. Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверенны, что Вы их любите.

    2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

    3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

    4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

    5. Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

    7. Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.

    8. Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.

    9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

    10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка.

    Памятка для родителей

    Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!

    1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

    2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.

    3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.

    4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.

    Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

    Как часто ты читаешь?

    Что значит для тебя чтение?

    Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современном обществе и человеке?

    Какие жанры литературы вы читаете?

    Любимые книги.

    Любимый герой.

    Любимые писатели.

    Процент качества по гуманитарным предметам.

    Библиографическое описание: Бархатова Е. И., Саратцева С. Г. Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы // Юный ученый. — 2016. — №3. — С. 1-7..05.2019).



    

    В XXI веке во всём мире отмечают снижение читательской активности школьников и взрослых людей. В результате развития современных цифровых информационных технологий уходят на второй план печатные издания и книги. С одной стороны, электронные книги становятся более доступными для школьников, но, с другой стороны, потребность в чтении книги в последние годы стала уменьшаться. Получение информации через видеофильмы, глобальную информационную сеть «Интернет» нередко заменяет чтение книг. Популярные журналы для детей и подростков получают у школьников приоритет, за счёт интересной и жизненно важной для них информации .

    Многие направления современной литературы включают описание фантастических миров, нереальных событий и уносят читателя в мир иллюзий и вымысла. Необычные приключения детей в таких книгах, безусловно, привлекают внимание школьников, а произведения, описывающие исторические события, личности, сложные жизненные ситуации пользуются меньшим вниманием подростков .

    Эти проблемы современности волнует всё мировое сообщество. Недаром 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. В 2005–2008 году в России Аналитическим центром Ю.Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям было проведено общероссийское исследование по проблемам чтения. Данные исследований показали, что ситуация с чтением в нашей стране становится хуже с каждым годом. Так, в 2005 году только треть населения России (37 %) не читала книг вообще, а в 2008 году результаты опроса показали, что в России уже 46 % не читающих людей разного возраста. К сожалению, Россия в последнее десятилетие отнесена к стране с низкой читательской активностью, особенно среди школьников .

    Читательская активность - это наличие у человека читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений, которые формируются «лишь в процессе и под влиянием самостоятельной, свободной от мелочного контроля и опеки деятельности..., что всегда предполагает наличие вариантов, между которыми можно и нужно выбирать». Читательскую активность считают безграничным ресурсом, который можно и нужно приумножать для совершенствования и развития современного общества .

    Признаками читательской активности являются: частота чтения (читает ли каждый день или несколько раз в неделю, делает это регулярно или от случая к случаю); его длительность; виды чтения (свободное - ребёнка не принуждают к чтению, он читает много, с удовольствием, полупринудительное - ребёнок читает с удовольствием, но не по собственному желанию, а по рекомендации взрослого, принудительное - ребёнок читает книгу, потому что это надо для урока, не получая от чтения удовольствия); читательские потребности и мера их удовлетворения (есть ли у ребёнка внутренняя потребность взять книгу, открыть её, прочитать, как часто она возникает); читательские предпочтения (книги каких жанров предпочитают, объём книги, наличие или отсутствие иллюстраций, размер шрифта); обстоятельства чтения (место, окружение, сопутствующие чтению занятия); частота и регулярность посещения библиотеки, книжного магазина; частота и объемы межчитательских обменов; динамика читательского поведения (оценка и самооценка); продолжение/прекращение комплектования домашних библиотек; численность прочитанных произведений (в начале и конце педагогического воздействия); динамика текущих оценок по литературе . В процессе формирования и повышения самостоятельной читательской активности школьников педагоги стараются опираться на личностно-ориентированный подход, который предполагает взаимодействие учителя, родителей и сотрудников библиотек с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности . Описанные проблемы определяют актуальность изучения темы, которая требуют выяснения причин, разработки мер по улучшению читательской активности школьников и увеличению роли книги и чтения в жизни подрастающего поколения.

    Цель исследования - изучить особенности читательской активности и литературные предпочтения семиклассников общеобразовательной школы.

    Методы и методы исследования. Проведено исследование читательской активности и анализ литературных предпочтений у 26 учеников 7 класса МАОУ СОШ № 98 г. Челябинска в 2015–16 году. Для сравнения показателей читательской активности и литературных предпочтений среди школьников были выделены две группы. В первую вошли 18 девочек, а во вторую были включены 8 мальчиков 7 класса. Средний возраст школьников составил 12,8 (девочки) - 12,9 (мальчики) лет.

    Сравнение литературных вкусов и читательской активности было произведено с помощью оригинальной анкеты, разработанной авторами в процессе исследования. Анкета содержала следующие вопросы с вариантами ответов по интересующим направлениям наших исследований:

    1. Возраст, пол.
    2. Любимый род литературных произведений (стихи, проза, не могу ответить).
    3. Любимый жанр произведений (легенды, сказки, исторические повести и романы, военные повести и романы, детективы, классические произведения, фантастика, фэнтези, приключения и путешествия, книги о школе, о подростках и их жизни).
    4. Любимые герои книг (животные, школьники, фантастические существа, моряки и путешественники, космонавты, военные, маги и волшебники, индейцы).
    5. Любимый писатель
    6. Любимая книга.
    7. Используемые источники книг для чтения (школьная или городская библиотека, книжный магазин, сеть Интернет, друзья, родители, учитель).
    8. Любимая форма книг (печатная, электронная).
    9. Что вы читаете чаще всего (книги, журналы комиксы)?
    10. Какие серии книг вы знаете и читаете?
    11. Любите ли вы читать (да, нет, не могу ответить на вопрос)?
    12. Частота чтения (каждый день, 1–2 раза в неделю, 1–2 раза в месяц и т. д.).
    13. Отношение к иллюстрациям в книге.

    После получения результатов анкетирования был проведён анализ полученных ответов школьников и их сравнение в выделенных двух группах мальчиков и девочек. Статистический анализ данных производили путём расчёта критерия хи-квадрат с использованием программного обеспечения Excel 2010. Уровень значимости отличий показателей в группах был принят менее 5 %.

    Результаты исследования. При выборе любимого рода литературного произведения 50 % девочек и 63 % мальчиков не смогли ответить на вопрос (р Среди остальных 33 % девочек и 37 % мальчиков назвали любимыми стихи, а 12 % девочек выбрали прозу. Низкая частота выбора прозы, как любимого рода произведений, скорее всего, была связана с недостаточным знакомством школьников с этим термином, так как в последующем многие из выбранных произведений для чтения относились именно к прозе (рис. 1).

    Рис. 1. Любимый род художественной литературы у семиклассников

    При выборе литературного направления у девочек самыми любимыми оказались: фантастика (82 %), приключения (53 %), детективы и книги о подростках (35 %), а легенды и сказки выбрали 24 % и 18 % девочек. У мальчиков самым любимым направлением оказалась фантастика (63 %), а остальные роды произведений были ими выбраны в единичном порядке. При этом книги и произведения о сверстниках оказались интересны каждой третьей из девочек и каждому шестому мальчику (рис. 2).

    Рис. 2. Выбор любимых жанров художественной литературы школьниками

    Любимыми героями книг у девочек были фантастические существа (77 %), сверстники (41 %), животные и маги (24 %), а 18 % девочек нравятся произведения о космосе. У мальчиков любимыми героями были фантастические существа (63 %) и герои-победители (38 %), а книги о космосе и магах были интересны каждому шестому из них (рис. 3).

    Рис. 3. Любимые герои книг у семиклассников

    Как показали исследования, произведения, описывающие приключения, фантастические миры, где реальными является волшебство и магия, оказались более привлекательными для чтения подростков 13–14 летнего возраста. В наше время нереальный, сказочный мир и необычные существа быстрее завоёвывают симпатию и интерес современных школьников, чем произведения, повествующие о реальной жизни, исторических личностях и событиях.

    Среди предложенных вопросов, к сожалению, ни один из школьников не указал классическую литературу. Такие книги у подростков чаще всего ассоциируются со школьной программой. Это сложные произведения, при чтении которых нужно анализировать характеры героев, их поступки, что требует соответствующих навыков и тренировки. Описываемые в классической литературе события нередко носят исторический характер и требуют знания особенностей того времени, о котором повествуют. Сложности понимания героев и сюжета в произведениях во многом связаны с резким отличием событий, изображённых в таких книгах от реальной современной жизни в нашей стране. Необходимость глубокого понимания характера и поступков героев классики не вызывает у подростков интереса. И это требует выяснения своих причин.

    Согласно результатам анкетирования, любимого писателя назвали 67 % девочек и 25 % мальчиков (р

    Как показали результаты проведённого опроса, литературу для чтения подростки чаще всего берут в Интернете (38–71 %), а приобретение книг в магазине или посещение библиотеки отметили 18–25 % семиклассников. Интересен тот факт, что девочки чаще пользуются Интернетом или приобретают книги в магазине, а мальчики практически в равной степени используют ресурсы глобальной сети, посещают городскую библиотеку или берут книги у друзей и одноклассников (рис. 4).

    Рис. 4. Наиболее часто используемые источники литературы у семиклассников

    Преобладающее число семиклассников предпочитают читать печатные издания, при этом 33–37 % школьников выбирают для чтения электронные версии книг. 11 % девочек не отметили предпочтений между электронным и печатным вариантом литературного издания. Среди печатных изданий 61–63 % семиклассников предпочитают книги. При этом 22–28 % девочек и 12–25 % мальчиков отметили, что любят читать комиксы и журналы для подростков (рис. 5).

    Рис. 5. Читательские предпочтения семиклассников

    Выбор данных видов литературы для чтения определяется совпадением интересов подростков и событий, описываемых в журналах. Комиксы привлекают к себе внимание захватывающими, необычными героями и сюжетами, которые снабжены красочными иллюстрациями. В настоящее время в мире цифровых технологий с раннего детства дети познают мир через обилие визуальных образов, представляемых через средства массовой информации и сеть Интернет. Этот способ получения информации более простой и быстрый, что и привлекает школьников. При чтении комиксов и журналов информация поступает подростку не только с печатным тексом, но и с фотографиями и рисунками, и не требует длительного времени чтения и глубокого осмысления увиденного.

    При изучении читательского интереса, среди семиклассников серию из 100 книг, рекомендованных для чтения школьникам, знают лишь 38–39 % учеников. При этом книги других серий читают лишь 44 % девочек и 38 % мальчиков. В среднем девочки назвали 3–6 серий книг, а мальчики назвали не более 1–2 серии. Остальные 56 % девочек и 63 % мальчиков не смогли назвать известных им серий книг.

    Среди названных серий книг чаще всего встречались произведения о приключениях, волшебниках, магах, необычных животных, такие как: «Я люблю читать», «Приключения», «Гарри Поттер», «Ведьмак», «Фантастика», «Властелин колец», «Коты-Воители», «Хроники стаи», «Герои Олимпа», «Софья и Царство Тьмы» и «Легенды ночных стражей». Реже в качестве серий, которые читают семиклассники, встречались такие, как: «Романы», «Детективы», «Философское наследие», «Литературные памятники», «Охотники за тайнами». Выбор серий книг во многом совпадал с предпочтениями подростков в выборе сюжетов и героев произведений. Среди мальчиков нередко такие, названные серии книг, как «Философское наследие» и «Литературные памятники», не нашли соответствующего отражения и не совпадали с избранными ими ранее любимыми героями и сюжетами произведений, что затруднило анализ полученных данных.

    При ответе на вопросы анкеты 83 % девочек и 12 % мальчиков ответили, что они любят читать. Но при этом каждая шестая из девочек (17 %) и две трети мальчиков (76 %) отметили, что не могут ответить на данный вопрос, то есть они не смогли сказать, что процесс чтения книг им нравится.

    Исследуя частоту чтения семиклассников, мы выяснили, что каждый день или 1–2 раза в неделю читают 61 % девочек и 50 % мальчиков, 1–2 раза в месяц берут книгу в руки 38–39 % семиклассников. И только 12 % мальчиков ответили в анкете, что книг не читают совсем (рис. 6).

    Рис. 6. Частота чтения семиклассников

    Полученные результаты говорят о том, что в настоящее время у мальчиков-подростков в большей степени утрачен интерес к чтению или в процессе обучения в школе этот интерес у них не появился и не сформировался как определённая жизненная потребность. Отсутствие такой потребности в чтении влияет на процесс обучения в школе, снижает эрудицию школьников и влияет на успехи в учёбе. Отсутствие ежедневного систематического чтения может отражаться на словарном запасе учеников и на скорости чтения, а, следовательно, может ограничивать возможности успешного и быстрого освоения школьной программы по основным предметам.

    При выражении своего отношения к присутствию в книгах иллюстраций, 83 % девочек и 88 % мальчиков отметили их положительную роль в том, что они помогают создать образ героев, повышают читательский интерес и привлекают внимание при выборе книги. При этом 17 % девочек отметили, что иллюстрации мешают их собственному представлению о героях, а 12 % мальчиков считают, что иллюстрации в книгах для старшеклассников не нужны, и представление информации без графических изображений для них является более предпочтительным.

    Вопрос о роли иллюстраций в книгах имеет большое значение для поиска способов увеличения читательской активности школьников и повышения интереса и внимания к более серьёзной литературе. Для современного подростка очень часто нужна дополнительная информация в виде иллюстраций, графического изображения сцен сюжета произведения, чтобы герои минувших лет, описанные в классике, пробудили в нём интерес к знакомству с этой книгой. Возможно, используя иллюстрации или яркую обложку, будет легче привлечь внимание подростка к книге, а это позволит расширить и сформировать правильный читательский круг и привить любовь к серьёзной литературе.

    По результатам нашего исследования мы провели в школе«круглый стол» с участием учителей-филологов, школьников и их родителей. В его рамках мы донесли до всех участников тревожную информацию, совместно обсудили выявленные проблемы и наметили пути и способы повышения интереса к чтению. Также мы совместно с редакцией школьной газеты запланировали ввести в неё рубрику «Рассказ о прочитанной книге», а на сайте школьной литературной странички мы планируем более активно делиться впечатлениями о книгах с целью повышения читательского интереса не только семиклассников, но и учеников других классов нашей школы.

    Выводы.

    1. Более 50 % семиклассников не знают или не могут выбрать любимый род литературного произведения и ответить на вопрос о том, нравится ли им читать.
    2. Среди девочек преобладает свободное или полупринудительное чтение книг, когда подросток сам выбирает произведение или придерживается рекомендаций взрослых. В отличие от этого среди мальчиков превалирует принудительное чтение, когда подросток читает только ту литературу, которая нужна для освоения школьной программы и не испытывает удовольствия от процесса чтения.
    3. Любимый писатель и книга чаще есть у девочек, они предпочитают серии книг и читают не реже 1–2 раз в неделю, а мальчики чаще выбирают стихи и читают 1–2 раза в неделю или месяц.
    4. Среди литературных предпочтений семиклассников лидировали фантастика, приключения, книги о фантастических существах, о школьниках, о героях-победителях и магах.
    5. Положительную роль иллюстраций при создании собственного образа героев книги, в повышении читательского интереса и привлечении внимания при выборе книги отметили 83–88 % семиклассников.

    Литература:

    1. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. - 2002. - N 6. - С. 15–17.
    2. Борисенко, Н. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований / Н. Борисенко // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - N 4. - С. 42–47.
    3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - С.112–174.
    4. Дубинин, Б. В. Чтение в России. Тенденции и проблемы / Б. В. Дубинин, Н. А. Зоркая // М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.- 80с.
    5. Олифер, С. В. Мониторинг читательской активности: методические рекомендации / С. В. Олифер. - М.: Чистые пруды, 2008. - (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» Вып.21).
    6. Решетникова, О. Читать или не читать / О. Решетникова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - N 16. - С. 14.

error: