Интарсия: техника деревянной мозаики от «А» до «Я. Маркетри – деревянная мозаика Интарсия из дерева своими руками: мастер-классы и практические советы

Маркетри – это дивные узоры с древней историей, которые популярны во все времена. В чем их особенность? Какие предметы можно инкрустировать? И реально ли постичь эту технику маркетри самостоятельно? Разберемся шаг за шагом!

Сказочная красота руками человека: принцип маркетри

Эти хитросплетения восхищают. Как будто такую мозаичную красоту делали вовсе не люди, а боги! Техника маркетри непроста, но она вполне доступна каждому, у кого есть творческая фантазия. По сути, к изучению основ инкрустации приобщается каждый, кто создает многослойную аппликацию из дерева, бусинок, перышек, лепесточков, опилок, блестинок. Изделия, украшенные мозаикой, станут великолепным подарком на любой из праздников , , или .

Техника изготовления маркетри такова : на деревянную или какую-либо другую поверхность, что служит основой, наклеивают тоненькие фигурные пластиночки из разнообразных пород дерева. Эти фрагменты отличаются по оттенку и структуре. Благодаря этому эффекту получается оригинальный орнамент. Помимо дерева, для техники маркетри активно используют перламутр, тоненькие пластиночки слоновой кости, различные камни, керамику, металлические мелочи.

Потрясающие своей детализацией примеры маркетри на фото:

Откуда родом шедевры?

Маркетри как декоративная техника изготовления предметов домашнего обихода и сувениров зародилась в Древнем Востоке . Сначала она служила для того, чтобы выделить отдельные детали статуэток (например, глаза), также инкрустацию деревом применяли в архитектуре для украшения зданий.

Позднее, в Древнем Риме и Греции , когда изготовляли изделия из однотонного материала, с техникой маркетри их украшали деревянными или каменными мелочами.

В 9-13 веках зачатки маркетри дают о себе знать в величественной архитектуре Италии . Мастера эпохи Возрождения придумывали и создавали богатейшие узоры из драгоценностей и мрамора, активно украшали церковную утварь.

Во 2-й половине 16 века уже появились предпосылки для выделения этого прикладного искусства в отдельное русло.

Техника изготовления маркетри очень популярна. На изысканной мебели красуется знаменитая флорентийская мозаика. В ее основе, помимо деревянного фона, пластинки разноцветных драгоценных и полудрагоценных камней.

Виды маркетри

Материалы, из которых состоит узор, врезают/приклеивают непосредственно в саму основу, которой может служить любая мебель, фанера, заготовка для картины, многослойная фанера. Инкрустация бывает двух видов:

  • интарсия – украшение деревянной основы деревом. При этом элементы, из которых состоит мозаика, врезаются в толщу основы;
  • маркетри – применение шпона с использованием различных материалов.

При создании мозаики маркетри не стоит смущаться, если на древесине имеются дефекты – это лишь поможет вам достичь уникального изображения.

Знайте, что это процесс кропотливый и длительный. Инкрустация маркетри любит внимательность и абсолютную точность. Вооружившись терпением, желанием, инвентарем и глядя на фото, представленные на нашем сайте, вы сможете не только понять стиль маркетри, но и создать настоящий шедевр:

  • сияющую картину;
  • украсить мебель;
  • подарочную коробку;
  • или даже фамильный герб.

Многие мастера маркетри начинают с изготовления картин из дерева и панно небольших размеров. Этот материал податлив, приятен на ощупь, все детали легко наклеиваются на основу. Деревянные картины маркетри – это природные, экологически чистые и долговечные шедевры.

А если вы стремитесь обустроить свою квартиру эксклюзивной мебелью, в частности украсить детскую кровать, применив технологию маркетри, вам будут полезны следующие советы:

  • выбирайте кровать из натурального дерева;
  • изголовье и изножье кровати должно иметь достаточную площадь для выполнения резьбы вручную;
  • в таком же стиле украсьте и детскую тумбочку – тогда вы получите целый гарнитур.

Стильная мебель маркетри, выполненная из прочного дерева своими руками – это длительный и трудоемкий процесс. Но она будет высоко цениться вашими родственниками и верно прослужит не одному поколению.

Мозаика из дерева, в которой видны разноцветные хитросплетения из разных древесных пород, широко применяется в изготовлении сувениров и подарков. Очень мило смотрится подарочная коробка своими руками, также вы можете , а потом украсить ее при помощи деревянной мозаики. Для ее изготовления:

  • используйте чистую древесину;
  • нарисуйте оригинальный эскиз;
  • помимо резьбы, украсьте коробочку камнями.

Все зависит от вкуса человека, которому предназначается элитный презент. Для техники изготовления маркетри важно, чтобы все декоративные элементы были твердыми, прочными и высококачественными.

Фамильный герб, созданный в технике маркетри, станет не только оригинальным украшением дома, но и семейной реликвией. Это очень тонкая работа, но результат стоит стараний!

Посмотрите примеры оформления интерьера на видео из YouTube:

Интарсия из дерева своими руками: мастер-классы и практические советы

Для работы маркетри вам потребуется минимум материалов и инструменты, которые найдутся у каждого. Для того чтобы облегчить работу, шпон будем клеить «на холодную» – то есть с самодельного пресса («горячий» способ не для начинающих). Вам понадобятся такие инструменты:

  1. Нож для нарезания обоев с набором острых лезвий — специальный инструмент для маркетри своими руками.
  2. Два листа ДСП, которые по размеру на полтора-два сантиметра больше вашей работы необходимы для маркетри своими руками.
  3. Скотч малярный.
  4. Кнопки.
  5. Калька также необходима для создания маркетри своими руками.
  6. Карандаш и копирка.

Материалы, которые пойдут на изготовление маркетри:



Полезное видео для начинающих поможет вам более детально понять принцип. О том, как можно сделать несложную картину маркетри, смотрите это видео для начинающих из YouTube. Мастер доступно и наглядно расскажет, как сделать оригинальную звезду, применяя шпоны из красного дерева, ясеня и березы. Этот материал будет отличным стартом для пути в большое искусство создания дивных орнаментов:

Вы можете также регулярно заходить на YouTube и продолжать заниматься, так как обучение маркетри – это многоэтапный процесс. Замечательные картины изготовляет мастер и на этом видео:

Шедевры, созданные в технике маркетри, украшают многие сферы нашей жизни. Это мебель, картины, шкатулки, украшения и сувениры. Здорово рассказывает об особенностях техники Сергей Ращупкин:

Сегодня молодые мастера маркетри охотно постигают тонкости этого искусства, вдохновляясь работами предшественников. Приобщайтесь и вы! Ставьте оценки и делитесь статьей с друзьями!


Маркетри - это специальное искусcтво, при котором подбирается специальный цвет древесины, её текстура, плотность. Красивые краски каторые есть в любой текстуре древесины не перестают нас удивлять. Такое искусство называют «живопись без красок и прочих вспомогательных инструментов»: вместо ярких красок - шпон, вместо большого полотна – твердая основа + профессиональная доработка.

Конечно, этот процесс займет уйму времени, и заберет много сил но поверьте оно того стоит также вам понадобится очень хорошие знание по работе с древесиной. Многое зависит от умения подобрать шпон, и творчески использовать все его дефекты в своих целях. Возможности шпона чрезвычайно велики. Особенно красива так называемая мраморная гниль, которую можно использовать в различных целях, она к,примеру, присутствует в таких породах дерева как бук, береза и кончено же красное дерево. Серебро тополи, перламутр клена, дуба, все это очень красиво выглядит, можно из всего этого сделать весьма красивое изделие.В технике маркетри надо понять главное, что есть тонны не использованных нюансов, которые можно использовать в различных целях, и эти эффекты во многом могут позавидовать в своей красоте живописи, и скульптуре.


Этап № 1 . Это самый важный шаг «Разработка эскиза.»
Эскиз является основой всех основ. Его, делают на небольшом листе бумаги. Первый этап рисования эскиза это разделка по фону (штрихуют в соответствии со светлотой стороной деталей). В дальнейшей разработке эскиза очень часто ориентируется на так называемую «рубашку». «Рубашка» - это склеенные кусочки шпона, которые составляют рисунок. В дальнейшем «рубашку» клеят на основу.


Этап № 2 . «Картон».
Эскиз аккуратно переносят на ватман увеличивая саму картинку. Рисунок должен был исполнен в масштабе 1:1 то есть должен быть того же размера что и наше будущие изделие (в нашем случае это размеры 43x53 см). В нашем случаи это рисунок для наборной мозаики.


Этап № 3 . Это «Калька»
Наносят все части по отдельности (имеются две основные части, это первая часть - Дева Мария и вторая часть - Иисус). Для этого наносят кальку, по углам крепят кнопками. Переносят рисунок каждой детали по отдельности на кальку (лучше это делать гелевой черной ручкой, так как линию от карандаша будет не видно). Каждую деталь переносят отдельно на чистые листы кальки: Деву Марию - на первый чистый лист, Иисуса - на второй чистый лист. Таким же способом переносят второстепенные детали – обозначения различных символов. Нужно с максимальной точностью переносить рисунок чтобы в дальнейшем не было искажений рисунка.


Этап № 4 . Заточка ножа.
Шпон начинают из заточки ножа. Ножик обязан быть наточен и доведен на коже с пастой Гое. Его затачивать вручную, чтобы не сточить режущую головку. Острый нож не мучает дерево получаются ровные края, шпон во время роботы меньше крошится, и меньше осыпается.


Этап № 5 . Набераем основные детали.
Для роботы готовят шпон из разных пород древесины, а также подбирают по цвету фактуре. В первую очередь набирают основные детали. Во время роботы над изделием, частности (Дева Мария) мы должны подобрать разные типы древесины, и подобрать соответственный цвет и фактуру, таким образом мы получим очень красивую композицию.



Пробуя всевозможные типы древесины, сначала отбирают шпон, наиболее пригодный по тону и с нужным направлением волокон. Ножом осторожно вырезают сегмент детали на кальке, подкладывают под нее подобранный кусочек шпона. Изначально по вырезанному углу кальки намечают ножом контур, а после в пару приемов вырезают деталь. Осторожно приклеивают вырезанный кусок шпона, перевернув кальку к ее краям гуммированной лентой в различных участках по контуру (смачивают клеевую сторону гуммированной ленты губкой). Далее вырезают на кальке последующий сегмент, примыкающий к только что изготовленной запчасти, подкладывают под него необходимый кусочек шпона, осторожно вырезают шпон по контуру, переворачивают кальку и гуммированной лентой приклеивают шпон к уже вклеенному куску шпона, с одной части, и кальке - с иной. Так понемногу набирают весь рисунок. Если в ходе действий гуммированная лента не мгновенно склеит детали друг с другом, необходимо установить на участок стыка (по-верх приклеенной гуммированной ленты) грузило и подождать какое-то время.

Аналогично первой детали набирают вторую (Иисуса). Ножом аккуратненько вырезают данную деталь из кальки. Состыковуют детали друг с другом, для чего накладывают вторую деталь на 1-ую, совмещают рисунок и осторожно врезают вторую деталь в первую. Ножиком освобождают обе детали от ненадобной кальки. Первая и вторая детали склеены между собой и составляют единое целое.


Этап № 6 . Комплект второстепенных деталей.
Второстепенные детали освобождают от кальки определенно таким же методом, и точно таким же ножом.


Этап № 7 . Набор фона.
Набрав базовые и второстепенные детали, приступают к выбору фона какой сделаю красивый вид изделия. Выбрав необходимый по тону шпон, накладывают на него склеенные меж собой базисные детали и ножом по контуру врезают их в фон. Лишний шпон какой остался выбрасивают. Гуммированной лентой склеивают с обратной стороны края фона и основных деталей.


Этап № 8 . Выравнивание.
Опосля как «рубашка» набрана, ее края сглаживают применяя линейки, грузов и ножа. Углы «рубашки» обязаны быть абсолютно 90°.


Этап № 9 . Инсталяция второстепенных деталей в фон.
Размещают на уже доделанном фоне второстепенные детали, врезают и вклеивают их в фон. Далее приступают к заключительному этапу сбора «рубашки». В дело идет линейка, грузы и нож, режут узкие полоски различного по оттенку шпона для паспарту. Приклеивают их к «рубашке» с обратной стороны гуммированной лентой. «Рубашка» готова. Еще раз необходимо проверить работу. В случае когда мелкие запчасти выпали, необходимо их возвратить.


Этап № 10 . Клеем «рубашку» на основу.
Основой будет фанерная доска толщиной 8 мм, какую выпиливают по размеру рубашки. Фанера не обезательно, если есть клеяный прорейсмусованый щит, он тоже отлично подойдет.
Намазывают на нее первый слой клея, ждут 10-15 минут, и далее намазывают второй слой. Потом необходимо намазать клей на ту сторону «рубашки», где нет гуммированной ленты; нужно хорошо промазать, чтобы наполнить все поры и западины. «Рубашку» накладывают на основу. Необходимо тщательно заботиться за тем, чтобы углы «рубашки» и основы совпадали.


Этап № 11 . Прессование.
Чтобы крепко приклеять шпон применяют типографский пресс. Меж «рубашкой» и плитой каторая прижимает, прокладывают лавсановую пленку, чтобы не случилось отслоения «рубашки» от основы. Под прессом изделие необходима выдержать сутки.


Этап № 12 . Циклевание.
После пресса, незамедлительно нужно делать циклевку, так как гуммированная лента лучше всего отходит от плоскости в этот период. Циклюют работу огромным ножом. Зоны, на каких гуммированная лента отходит слабо, необходимо отшлифовать.


Этап № 13 . Шлифование.
Для шлифовки применяют эксценриковую шлифмашину. Но можно использовать и электродрель с необходимой насадкой. Основная задача - не перестараться и не прошлифовать шпон до фанерной основы.


Этап № 14 . Вскрытие изделия лаком.
Для отделки применяют матовый нитролак, так как он не дает блеск который мешает восприятию. Покрывают лак при помощи кисти либо краскопульта. Необходимо наносить пять-шесть слоев лака. Первый слой наносят неразбавленным лаком, а каждый следующий слой лака наносят, разбавленным ростворителем. В последнем слое лак обязан составлять консистенцию воды. После высыхания каждого слоя его обрабатывают нулевкой. Завершающий слой шлифовать не надо. Наше изделие готовое, вставляем ее в раму.

Часто в книжках или статьях можно увидеть слова «инкрустированный» или «инкрустация». Бывает, о мебели и разных изделиях пишут: «инкрустировано золотом» или «серебром», или «красивыми камнями». Ну и что же это означает? Разобравшись, что это такое и как сделать инкрустацию по дереву своими руками, можно выполнить удивительные шедевры.

Основная информация

Инкрустация - это один из видов мозаики, когда на деревянное основание методом врезания наносят узорчики из пластинок иного материала, в основном драгоценных металлов. Название пришло от старого слова «incrustatio», что означает «покрытие».

Вставочки при этой работе должны быть на одном уровне со всей поверхностью предмета. Для покрытия применяются самые разные материалы : металлы, дорогие камни, мраморные изделия, керамика, древесина и перламутр. Инкрустация - это искусство, популярное со старых времён и прекрасно развивающееся до сих пор.

Материалы для работы

Первым делом нужно подготовить материалы для работы. Для создания инкрустации потребуются специальные приспособления:

  • Резаки.
  • Стамески и долота разных видов.
  • Рейсмусы, сверло.
  • Специальный разметчик и циркуль.

Материал для выполнения орнамента:

  • Груша.
  • Клен.

Для вставок чаще всего используют материал природного оттенка и лишь иногда его красят. Из одной породы дерева можно выбрать не только различные тона, но и цвета. Если потребуется черный цвет, используют темный орех и протравливают в коре дуба с частицами железа или ржавчиной в течение нескольких дней. Можно вывести любой цвет дерева, приближенный к натуральному цвету , если варить тонкие пластины груши в определенных красителях. Для создания инкрустации бруски выбранной древесины нарезают пластинами толщиной в два мм. Чтобы выполнить работу хорошо, еще стоит использовать чертеж, проволоку, шпон и фанеру.

Этапы инкрустации по дереву металлом

Порядок выполнения инкрустации: на взятую доску циркулем или специальным разметчиком наносится орнамент или иной выбранный рисунок. После переноса изображения на предмет и разметки переходят к инкрустации. Вначале делаются прямые линии , между которыми необходимо поместить полоску иной древесины, и подбирают материал между щелями на глубину два или три мм.

Прямые линии на равномерных плоскостях предмета прорезают специальным инструментом рейсмусом, в его подвижный брусочек поставлено два резака на выбранном расстоянии.

Этим устройством с подготовленной доской одного цвета делают полосочку чуть длиннее, чем необходимо, потом, используя стамеску или ножик, отрезают до выбранной длины. Готовую полоску обрабатывают специальным клеем и вставляют в подготовленное гнездо. Чтобы сделать лепестки цветов или «пшеницу», пользуются круглым долотом. Дугу с обеих сторон обрезают, потом тонкой стамеской подбирают углубление.

Таким же образом делают вставку из цветного материала. Намазав элемент клеем, вставляют в подготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молотком.

Чтобы вложить округлую вставку, подготавливают парные сверла выбранного диаметра для внешнего обреза, внутренней частью делают круг на предмете, внешним - вставочку из иной древесины. Подбирают обрезанный круг стамеской малых габаритов.

Если же необходимо выложить пару блочных кругов, то сначала вставляют на клею кружок огромного диаметра. Лучше в этих кругах смазывать лишь края, чтобы проще было вынимать определенное гнездо.

Потом прорезают и вытаскивают круги меньших радиусов. Эту манипуляцию делают столько раз, сколько будет вставлено кружков, в центральную часть складывают бисер. Прилегающие части смазывают специальным клеем и добивают молоточком. Когда клеящее вещество высохнет, выступы над поверхностью подчищают напильниками и специальной бумагой. После шлифования (маленькой наждачной бумагой) поверхность предмета покрывают лаком или полируют. Вот и разобрана тема выполнения мозаики на изделиях из древесины.

Создание штрихов и узоров

В завершении работы на перламутр накладывают штрихи и узорчики, которые заканчивают образ.

Сначала их изображают обычным карандашом, а потом прорезают устройством с заточкой в форме треугольника вершинкой вниз. Уголок заточки штихеля где-то сорок пять градусов, что обусловлено хорошей прочностью перламутра.

Методы работы таким приспособлением отличаются от гравировки бормашиной, которая выполняет линии в любом направлении. Штихелем работают где-то по оси руки, а заготовку совместно с тисками переворачивают на столике таким образом, чтобы рез проходил в самом простом для человека направлении. При этом большой палец одной руки упирается в палец другой, что помогает контролировать приспособление: он не может убежать вперед и нанести настоящую царапину.

Затачивают устройство на специальном диске, вставленном в бормашину.

Первыми выполняют большие линии, создающие главный узор. Далее карандашом отмечают мелкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В конце выставляются точки электрическим инструментом (матовка, он очень похож на маленький отбойный молоточек и производит удары острием). Когда все линии и точки сделаны, докрашивают перламутр черной краской на спиртовой основе, которая может проникнуть в части срезов и впитаться в них. С плоскостей перламутра ненужный краситель убирают плотной резинкой.

На этом работа над изделием практически завершена. Осталось протереть древесину льняным или каким-либо иным высыхающим маслом, и можно отнести предмет заказчику или передать на новую операцию. Ну и, в конце концов, многим стоит запомнить, что деревянная мозаика для стен своими руками подходит для оформления комнат в стиле Кантри, Прованс и считается прекрасной альтернативой обоям.

Для украшения изделий еще можно использовать технику маркетри по дереву для начинающих, она выполняется похожим способом и не требует каких-то особых навыков.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

error: