Имя существительное изменение по числам. Как изменяется имя существительное

Русский язык - один из самых сложных языков. Чтобы идеально знать его, требуется тщательно изучать правила и лексические нормы. Самым трудным по грамматике является именно русский язык.

Первая изучаемая часть речи в школе - это существительное. Многим пришлось сталкиваться с трудностями изучения имени существительного, поскольку эта часть речи имеет много различных исключений из правил. Они представляет собой совокупность слов, не укладывающихся в рамки правил. Выучить наизусть все исключения нужно каждому.

Проблема заключается в неверном произношении и склонении слов. Чтобы решить эту проблему, необходимо обращаться к словарям, энциклопедиям и любым другим источникам информации об имени существительном. Овладев в совершенстве языком, люди могут повысить уровень эрудиции. Научиться всем тонкостям и хитростям поможет представленная информация. Она будет полезна всем: детям, школьникам, взрослым людям, учителям, студентам. Проще всего продемонстрировать изменение имен существительных по числам примерами, которые смогут помочь при изучении материала.

Терминология

Существительное - часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на следующие вопросы: кто? что? Значение предмета может иметь разный смысл. Например, название предметов: стул, кресло, название веществ (уксус, молоко), названия животных, людей и другие значения. Существует более миллиона значений предметов, поэтому привести все примеры невозможно.

Использование существительных может быть представлено в единственном или множественном числе. Например, единственное число - квартира, тогда множественное - квартиры. Также изменять существительные можно по падежам.

Особенности числа

Грамматическое число представляет собой признак для обозначения одного или множества предметов. Единственное число подразумевает только один предмет: человек, шкаф, диван. Множественное число означает несколько предметов. Например, шкафы, столы, люди.

Примеры единственного числа

Изменение имени существительного по числам является простейшей темой для изучения. В качестве примеров будут использоваться простые слова, чтобы достичь необходимого уровня понимания. Например, сорока - птица (одна), стул - предмет (один), кролик - животное (одно). Стоит помнить, что существительное может иметь несколько значений одного слова, поэтому некоторые слова в единственном числе могут обозначать множественность. Пример: рыбалка - обозначает ряд занятий, но предмет один. Учителя объясняют тему в начальной школе: изменения имен существительных по числам (2 класс). Именно во втором классе приходится знакомиться с данным разделом существительных.

  • Нужно правильно задавать вопрос, чтобы определить существительное. Вопросы: кто? что?
  • Определить единственное число можно с помощью окончаний: -а; -и; -я.

Исключения, относящиеся к единственному числу

Русский язык - грамматически трудный язык. В нем присутствует ряд исключений. Изучение изменения имени существительного по числам в 4 классе подразумевает повторение программы. Все слова, относящиеся к исключениям, необходимо выучить наизусть. К ним относятся:

  • Химические вещества, продукты употребления: железо, сталь, сахар, вода, бензин. Форма множественного числа возможна при обозначении отдельных видов веществ. Например, эфирные масла, малосольные воды.
  • Важно понимать, что множество исключений зависит от определения предмета. Мозг - главный орган человека, не может использоваться во множественном числе. Мозги - пища из органов животных (не имеет единственного числа).
  • Предметы, которые несут собирательный характер: студенчество, человечество, листва.
  • Имена существительные, представляющие абстракцию. Примеры: злоба, доброта, лень, холод, теплота. Множественное число может быть использовано, если говорить о характеристике абстракции: досягаемые высоты, каменные глубины.
  • Собственные имена. Например, братья Карамазовы, род Рюриковичей.

Примеры множественного числа

Существительные множественного числа обозначают несколько предметов. Это может быть группа или категория. Например: столы, диваны, заводы, кольца. Любое слово, которое говорит о двух или более предметах, является множественным числом.

Виды множественного числа

Множественные числа образуются различными способами:

  • При помощи окончаний - столы, кроты.
  • Замены - дети, люди, господа.

Постановка ударения

Некоторые слова при произношении во множественном числе кажутся трудными, поэтому есть смысл рассказать о правильной постановке ударения. Например:

  • Стол - столы (ударение на Ы).
  • Багаж - багажи (И).
  • Шут - шуты (Ы).
  • Язык - языки (И).
  • Орден - ордена (А).

Существуют также слова, не требующие изменения ударения. Оно падает только на одну букву. Аналогичный вариант возможен при нулевом окончании или при постановке существительного в родительный падеж. Например:

  • Капля - капли.
  • Грунт - грунты.
  • Минус - минусы.

Чтобы закрепить, пройденный материал, предлагается пройти небольшое задание. Игроку нужно расставить существительные в две колонки с единственным и множественным числами.

Список слов, которые необходимо вставить в таблицу:

Мальчик, животные, шарики, игрушка, мячи, щит, стулья, магнит, чашки, ряд.

Если возникают трудности, то ниже представлены ответы. Выглядит это так:

А теперь предлагается усложнить задание - к каждому слову нужно подобрать недостающее число. В течение 10 минут необходимо выполнить задание и свериться с нижним списком.

  • Мальчик - мальчики.
  • Игрушка - игрушки.
  • Щит - щиты.
  • Магнит - магниты.
  • Ряд - ряды.
  • Животное - животные.
  • Шарик - шарики.
  • Мяч - мячи.
  • Стул - стулья.
  • Чашка - чашки.

Особенности нулевого окончания

Нулевое окончание - окончание, не имеющее звуков или букв. возможно в нескольких случаях:

  • Если существительное имеет такое окончание в именительном падеже в единственном числе, то во множественном числе окончание появляется. Дом - дома, степь - степи.
  • Если начальная форма слова имеет ненулевое окончание, то родительный падеж во множественном числе имеет нулевое окончание. Место - нет мест. Груша - нет груш.
  • Если существительные мужского рода, в основе которого лежит твердая согласная буква, то оба числа будут иметь нулевое окончание. Один цыган - несколько цыган. Один солдат - несколько солдат.

Исключения из правил

Множественное число имеет ряд своих исключений. Как правило, тема часто освящается в учебниках и называется так: изменение имени существительных по числам (3 класс). Практика показывает, что дети хорошо усваивают материал, поскольку исключений не так много. Эти существительные могут употребляться только во множественном числе. В них входят такие категории, как:

Памятка

В заключение ниже приводится оригинальная памятка, с помощью которой любой сможет выучить исключения среди изменений имени существительных по числам. Таблица "Изменение имен существительных по числам" с примерами выглядит так:

Вывод

В заключение необходимо сказать, что существительные способны изменять свою форму благодаря изменению чисел. Также существуют слова, которые употребляются только в одном числе. Например, кофе - только единственное число. Консервы - только множественное.

Прочитав вышенаписанный материал и сделав предложенные упражнения, любой учащийся сможет повторить основные правила, связанные с категорией числа у существительных.

Инструкция

В русском языке существует шесть падежей: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный. Каждому падежу соответствуют вспомогательные вопросы:
- И. п. – «кто?», «что?»;
- Р. п. – «кого?», «чего?»;
- Д. п. – «кому?», «чему?»;
- В. п. - «кого?», «что?»;
- Т. п. – «кем?», «чем?»;
- П. п. – «о ком?», «о чем?».

Изменяясь по падежам, имена существительные приобретают определенные окончания. А в зависимости от того, какие это окончания, имена существительные относятся к I, II или III склонению.

Слово «работа», как и другие имена существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на «а/я», относится к I склонению. Изменяется оно следующим образом: в единственном числе: И. п. – «работа», Р. п. – «работы», Д. п. – «работе», В. п. – «работу», Т. п. – «работой», П. п. – «о работе»; во множественном числе: «работы», «работ», «работам», «работы», «работами», «о работах» соответственно.

Слова мужского и среднего рода принадлежат II склонению. Например, слово мужского рода «лес». Его формы в ед.ч.: «лес – леса – лесу – лес – лесом – о лесе»; мн.ч.: «леса – лесов – лесам – леса – лесами – о лесах».

К III склонению относятся слова женского рода с мягким знаком на конце. Например, слово «молодежь» («молодежь – молодежи – молодежи – молодежь – молодежью – о молодежи»).

В русском языке существует два числа: единственное и множественное. Большинство имен существительных имеют формы и единственного, и множественного числа. Значит, изменяясь по числам и падежам, эти слова будут иметь по 12 форм.

Которые используются только в единственном или только во множественном числе. Например, такие слова, как «листва», «молоко», «молодежь» – всегда в единственном числе. А слова «ножницы», «брюки», «обои» – только во множественном числе. Соответственно, эти слова будут иметь уже не 12, а только 6 падежных форм. Например, «молоко – молока – молоку – молоко – молоком – о молоке», или «обои – обоев – обоям – обои – обоями – об обоях».

Иногда бывает сложно определиться с выбором той или иной падежной формы. Как правильно сказать «слесари» или «слесаря», «хочу чая» или «хочу чаю»? В этом случае на помощь придет орфографический , в котором, кроме начальной , указываются и некоторые падежные окончания. А также даны варианты употребления слов.

Иногда говорят, что имена существительные изменяются по родам. Это грубейшая ошибка. Имена существительные по родам не изменяются, но имеют категорию рода. Слово « » - женского рода, «лес» – мужского, «поле» – среднего. Те слова, которые имеют форму только множественного числа, с категорией рода не связываются.

Источники:

  • существительное как изменяется

Морфологический признак числа имеется у всех существительных. Большинство слов, относящихся к этой части речи, может употребляться во множественном и единственном числе. Однако часто встречаются существительные, обладающие формой какого-либо одного числа. Здесь важно учитывать лексическое значение слова.

Инструкция

Число помогает передать количественную характеристику слов, относящихся к . На один предмет или лицо указывает единственное число (генерал, государство), наличие нескольких передается множественным (декларации, документы). Есть немало именований, которым свойственно употребление только в каком-либо одном числе. Если возникает затруднение в определении этого морфологического признака, обратите внимание на смысловое содержание слова.

Некоторые существительные обладают только формой единственного числа. Среди них именования со значением собирательности: учительство, детвора, молодежь. Употребляться только в единственном числе могут слова, передающие состояние и действие (тление, ), качества ( , старость), указывающие на вещество (алюминий, бензин, лук). Называющие единичные предметы имена собственные (Новгород, Байкал), некоторые разносклоняемые существительные (пламя, темя, вымя, бремя) не изменяются по числам.

Именующие парные (брюки, очки) и составные (грабли, вилы) предметы, материал (белила), временные периоды и состояние природы (сутки, ), представляющие названия игр (прятки, шашки) существительные отличаются свойством отсутствия единственного числа. Среди географических названий немало подобных слов: Альпы, Сочи, Нидерланды.

Бывают случаи, когда существительные единственного числа используются в несвойственном им множественном. Это происходит в связи с изменением лексического значения. Например, слово «работа», указывающее на процесс, в предложении «Ученики представили творческие работы на выставку» приобрело категорию множественного числа. Для индивидуальной авторской и народной речи свойственна конкретизация отвлеченных наименований (современные реальности, прогрессивные движения). Используемые иногда во множественном числе узкопрофессиональные формы наименований не соответствуют литературным нормам, поэтому лучше от них отказаться (например, «капитальные ремонты»). Для обозначения вида и сорта различных веществ может появляться признак множественного числа: «минеральные соли», «смазочные масла».

1.ВСЕ ЛИ СЛОВА СКЛОНЯЮТСЯ?КАК НАЗЫВАЮТСЯ СЛОВА КОТОРЫЕ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ?

2.НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ?КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОНО ЯВЛЯЕТСЯ?
3.НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ?С КАКИМИ ПРЕДЛОГАМИ ОНИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ

Скажи те плиз Заранее спасибо))

1)найди слово, которое соответствует (схеме- приставка, корень окончание)

дорожка
доплата
домино
дочка.

2)из предложения выпиши существительное, в котором отсутствует суффикс
Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.

3)Какое из слов является именем существительным женского рода?
1)печальный
2)печалиться
3)печаль
4)календарь.

4)Найди словосочетание, в котором имя существительное употреблено в предложном падеже
1)приехать к бабушке
2)писать ручкой
3)сшить кукле
4)купаться в речке

5)Даны четыре словосочетания. Определи, что нарушено в каждом из этих сочетаний (род, число, падеж). Отметь свой ответ в каждой строке
Словосочетание Род Число Падеж Ничего не нарушено
талантливое пианист
порхали мотылёк
кружатся за окно
сообщили по радио

6)Выбери правильное утверждение.
Имена существительные не изменяются по падежам.
Имена существительные изменяются по родам, но не изменяются по падежам.
Имена существительные изменяются по числам.
Имена существительные не изменяются по родам и не изменяются по числам.

7) Три слова из четырёх имеют общий грамматический признак (род, число, ....) . Найди и подчеркни лишнее слово. ЛИСТЬЯ, УЧИТЕЛЯ, ЛИМОН, ЗАДАЧИ
Объясни, почему это слово можно считать лишним.
Потому что ____________________________

8)Найди слово с предлогом и отметь его.
(по)крытый
(по)дарок
(по)други
(по)дороге

9) Найди слово с непроизносимой согласной
опас...ный
мес...ный
чудес...ный
интерес...ный

10)Каким словом можно проверить орфограмму в корне?
засолка
солёный
солить
соленья

11)В каком случае возможны два разных написания?
др_жать
ж_лтеть
ст_рожил
б_льшие
запиши, какие при этом получаются слова ______________________

12)В каком из сказочных слов нужно по правилам русского языка написать мягкий знак после шипящего?
цасий плыж
артая едын
щкарный ардуш
арувая троч

13)Найди ту группу слов, в которой содержится лишнее слово.
рожь, дочь, ночь, мышь
смеяться, хихикать, хохотать, посмеиваться
земля, земле, землю, землей
блеск, блестящий, сверкать, блестеть
Запиши лишнее слово из этой группы.
____________________
____________________

14)Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне.
ГУБКИ, НИЗКО, ЗВЁЗДНЫЙ, КОВЁР, БОЛЯЧКА, ПОЗДНИЙ, ГРУСТНЫЙ, ГЛАЗКИ, ТЕМНИЦА.

15)Какие части слова, кроме корня, есть в слове (РЕЧЕНЬКА)
приставка и суффикс
приставка и окончание
приставка, суффикс и окончание
суффикс и окончание.

Имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам.

Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам, развивать творческие способности, воспитывать любовь к Родине, интерес к истории своего народа.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: Наблюдать над формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном и делать выводы, подбирать примеры таких имён существительных. Работать с текстом: определениеглавной мысли.

К:определять общую цель и пути ее достижения, взаимодействовать в паре.

Оборудование: сигнальные карточки, кукла Масленица, карточки со словарными словами, колесо-угощение, лучики желтого и красного цвета для каждого учащегося, карточки с текстом, для индивидуальной работы, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
Учитесь грамотно писать.

Правила посадки.

Гимнастика для пальчиков.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

(Чтение и запись числа)

2. Словарная работа.(Слайд 2)

Прочитайте слова. (слова записаны на карточках на обратной стороне доски)

Язык , Россия, народ , родина, Москва , каникулы.

Что общего у этих слов?

Почему мы называем их словарными?

Сейчас мы медленно прочитаем слова ещё раз и запишем по памяти. Сколько слов должны запомнить?

Можно изменить число?

Что мы можем сказать о том, как изменяется по числам это существительное?

Как вы думаете, почему так происходит?

Обычно в форме множественного числа употребляются такие существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов.

Приведите примеры таких существительных (затрудняются)

Итак, тема урока… (Имена существительные, которые не изменяются по числам)

Цели урока? (научиться находить такие имена существительные, узнать, какие имена существительные не изменяются по числам)

Как мы можем это выяснить?

4. Работа по теме урока.

Кто знает, какой праздник отмечает русский народ на этой неделе? (Масленица, Проводы русской зимы.)

Масленица – великий праздник на Руси. Народ ее отмечал шутками, играми, плясками и обязательно с блинами. Каждый день масленичной недели имеет свое название. Сегодня четверг –«разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди катались на лошадях «по солнышку» - то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Мужчины в этот день устраивали игру «Взятие снежного городка».

Сегодня в гости к нам на урок пришла главная героиня этого праздника - Масленица. Она и поможет нам научиться находить имена существительные, неизменяемые по числам.

Приглашает вас на ярмарку.

К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!

Подходите, граждане,
Угодим каждому!
Раздадим мы вам предметы,
Определите их приметы, -
Коль предмет всего один – его в сани поместим.

А коль в количестве большом-

На прилавок отнесём.

Задание.

Дети по очереди берут карточки со словами (яблоко, мука , соль , очки , брюки , банты, торты, картина, книга, грибы, сахар , ножницы , стол, шарфы, конфеты, пирог, игрушки, шашки, молоко)

Множественное число в английском языке образуется по определенному правилу. При изучении языка у новичков часто возникают сложности, так как в этом правиле есть свои особенности и исключения.

В этой статье вы узнаете:

  • правила образования множественного числа существительных
  • слова исключения из правил
  • слова, не изменяющиеся по числам

Правило образования множественного числа существительных в английском языке


В английском языке множественное число образуется при помощи добавления окончания -s к слову:

cat - cats
кошка - кошки

cup - cups
чашка - чашки

book - books
книга - книги

phone - phones
телефон - телефоны

pen - pens
ручка - ручки

Казалось бы, все предельно просто. Однако, как и во многих английских правилах, здесь не обошлось без исключений.

В некоторых случаях вместо -s нам нужно прибавить окончание -es . Давайте рассмотрим в каких:

1. Если слово оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -x, - z

kiss - kisses
поцелуй - поцелуи

church - churches
церковь - церкви

bus - buses
автобус - автобусы

dish - dishes
блюдо - блюда

tax - taxes
налог - налоги

2. Если слово заканчивается на

potato - potatoes
картошка - картошки

zero - zeroes
ноль - нули

hero - heroes
герой - герои

Но есть слова-исключения, к которым не смотря на то, что они заканчиваются на о , мы добавляем окончание -s . Такие слова нужно просто запомнить:

photo - photos
фотография - фотографии

video - videos
видео - несколько видео

piano - pianos
пианино - несколько пианино

kilo - kilos
килограмм - килограммы

3. Если слово заканчивается на -y , то мы меняем y на i и добавляем окончание -es

secretary - secretaries
секретарь - секретари

factory - factories
фабрика - фабрики

theory - theories
теория - теории

reply - replies
ответ - ответы

Однако если слово заканчивается на и мы произносим окончание как [й] , то мы никак не меняем его, а просто добавляем -s :

boy - boys
мальчик - мальчики

toy - toys
игрушка - игрушки

way - ways
способ - способы

4. Если слово заканчивается на -fe , то f меняем на v и добавляем -es

knife - knives
нож - ножи

wife - wives
жена - жены

life - lives
жизнь - жизни

Мы рассмотрели основные правила позволяющие сделать нам из одного предмета два или несколько. Но в английском языке есть слова-исключения, которые не поддаются этим правилам.

Слова исключения множественного числа в английском языке


В английском языке есть слова, образование множественной формы которых происходит не по правилам. Такие слова можно разделить на две группы:

1. Слова, которые меняют свою форму независимо от правил

Образование множественной формы этих слов не поддается никакой логике, ее просто нужно запомнить.

man - men
мужчина - мужчины

person - people
человек - люди

woman - women
женщина - женщины

mouse - mice
мышь - мыши

foot — feet
нога - ноги

child - children
ребенок - дети

tooth - teeth
зуб - зубы

2. Слова, которые никак не изменяются

К этим словам не нужно прибавлять окончание или изменять их, в не зависимости от того, говорим мы об одном предмете или нескольких.

fish - fish
рыба - рыбы

fruit - fruit
фрукт - фрукты

deer - deer
олень - олени

sheep - sheep
овца - овцы

aircraft - aircraft
самолет - самолеты

means - means
способ - способы

trout - trout
форель - форели

Слова, которые не изменяются по числам в английском языке

Так же как и в русском языке, в английском есть слова, количество которых вообще нельзя изменить (очки, брюки, посуда, мёд и т.д.). Такие слова могут быть только в единственном или во множественном числе.

1. Слова, которые используются только в единственном числе

Мы не можем поставить такие слова во множественное число, даже если предметов несколько. Вспомните, у нас в русском языке тоже есть такие слова: видео, пианино, фламинго и т.д. Согласитесь, мы не можем сказать: «В классе стояло три пианины». Мы говорим: «В классе стояло три пианино», хотя имеем ввиду несколько предметов.

advice — совет
furniture — мебель
information — информация
money — деньги
friendship — дружба
love - любовь
news - новости

2. Слова, которые используются только во множественном числе

Мы не можем поставить такие слова в единственное число. Например, мы говорим: «Дай мне ножницы», хотя имеем в виду один предмет. Мы не можем сказать: «Дай мне ножницу».

scissors — ножницы
trousers — брюки
glasses— очки
goods — товар, товары
clothes — одежда
stairs — лестница
arms — оружие

Итак, мы рассмотрели, как правильно изменять слова, когда мы говорим о двух или более предметах. А теперь давайте потренируемся делать это.

Выполните упражнение на тренировку

Поставьте следующие слова во множественную форму:

Tomato, box, sheep, dictionary, flower, day, video, child, plate, fruit, class, key, foot, window, country, brush, photo, fish, woman, party.

Свои ответы оставляйте в комментариях под статьей.

error: