И гордо кивая махровой главою. «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

"Три пальмы" «ТРИ ПАЛЬМЫ» , баллада Л. (1839), темы и образы к-рой - поверженной красоты, гибельности соприкосновения с «другим» миром и др. - включаются в систему позднего балладного творчества Л. Роковое свершение в «Трех пальмах» протекает в условных пределах «аравийской земли» (условность оговорена подзаголовком «Восточное сказание»). При стилизованной географич. и этнографич. точности баллады события даны здесь вне временных координат. Ряд образов «Трех пальм» находит продолжение в балладе «Спор» (1840). Сила, грозящая покорить кавк. горы и исказить их красоту, рисуется в «Споре» исторически конкретно, это - рус. войска, руководимые политич. целесообразностью; но и эта сила надвигается на «героев» баллады в виде пестрого шествия, сходного с шествием каравана в «Трех пальмах». Имеются текстовые совпадения вплоть до отд. слов: «По корням упругим топор застучал» и «В глубине твоих ущелий / Загремит топор», - предсказывает Казбек Шат-горе. В обеих балладах присутствует мотив «беспечного», хотя в то же время и утилитарного, прагматич. отношения человека к природе. Однако обе баллады имеют в виду и трагич. столкновение их «героев» с законами бытия, скрытыми от их духовного взора, выходящими за пределы их понимания (отсюда провиденциально неоправданный ропот пальм на бога). «Три пальмы» лежат в сфере худож. медитаций Л. о красоте и смерти. В балладе «Тамара» дан образ красоты умерщвляющей, в «Трех пальмах» - красоты умерщвляемой: «Изрублены были тела их потом, / И медленно жгли их до утра огнем»; фольклоризов. вариант той же идеи - баллада «Морская царевна». Уничтожение красоты в «Споре» - вынужденное, закономерное следствие прогресса; в «Трех пальмах» - сложнее: уничтожение - следствие стремления красоты как бы превзойти самое себя, соединиться с пользой. Л. не отвергает возможности такого сопряжения, но тревожно размышляет о его не поддающихся предвидению последствиях. В балладе по-новому преломился лермонт. мотив жажды действия (см. Действие и подвиг в ст. Мотивы): бездейственное бытие рисуется поэтом как бесплодное и гибельное для самих пальм: «И стали уж сохнуть от знойных лучей / Роскошные листья и звучный ручей». Но в отличие от др. стих., где вина за неисполнимость или трагич. последствия к.-л. «свершения» возлагалась на враждебный герою мир, здесь и сама жертва разделяет виновность в своей гибели вместе с чуждым ей человеческим миром: аллегорич. балладная атмосфера стих. допускает различные толкования: шествие каравана передано как естественное, стихийное движение; но оно может быть прочитано также и как роковой ответ на ропот трех пальм; художественное решение этой философской темы воплощается у Лермонтова в антитезе «звук» - «безмолвие». По осн. сюжетному мотиву (ропот пальм на бога), стиху (4-стопный амфибрахий), по строфике (шестистишие типа ааВВсс) и ориентальному колориту лермонт. баллада соотносится с IX «Подражанием Корану» А. С. Пушкина, на что указывал еще Н. Ф. Сумцов (А. С. Пушкин, Харьков, 1900, с. 164-74). Связь эта носит полемич. характер. Стих. Пушкина оптимистично, оно запечатлевает легенду о совершившемся в пустыне чуде; усталый путник погружается в смертный сон, но он пробуждается, и вместе с ним пробуждается обновленный мир: «И чудо в пустыне тогда совершилось:/ Минувшее в новой красе оживилось; / Вновь зыблется пальма тенистой главой; / Вновь кладязь наполнен прохладой и мглой». Чудесному возрождению у Пушкина Л. противопоставляет опустошение: «И ныне все дико и пусто кругом - / Не шепчутся листья с гремучим ключом:/ Напрасно пророка о тени он просит -/ Его лишь песок раскаленный заносит». Более ранний источник стих. и Пушкина, и Л. - «Песнь араба над могилою коня» В. А. Жуковского (1810). Так же, как «Три пальмы» Л. и IX стих. «Подражаний Корану» Пушкина, «Песня» написана 4-стопным амфибрахием; действие происходит в пустыне. Араб, оплакивая убитого в бою коня, верит в то, что он и его друг-конь встретятся после смерти. Осн. мотивы-реалии всех трех стих. идентичны: араб - пустыня - прохладная тень - конь (у Пушкина сниженно - «ослица»). Но, полемизируя с Пушкиным, Л. одновременно задевает и «Песнь...»Жуковского. Араб в стих. Жуковского творит зло, и смерть коня можно рассматривать как возмездие за совершенное убийство врага. Еще большее зло творит в «Трех пальмах» араб, но в отличие от героя Жуковского его не настигает возмездие: беспечный араб и его конь полны жизни: «И, стан худощавый к луке наклоня, / Араб горячил вороного коня». Т. о., «Три пальмы» (если рассматривать стих. Л. в «обратной перспективе, как произв. единого лит. процесса в рус. лит-ре 1-й пол. 19 в.), вопреки хронологии, оказываются своеобразным «предисловием» к «Песне...» Жуковского: события «Трех пальм» словно предваряют трагедию, постигшую его героя. В 1826 в журн. «Славянин» (№ 11) появилось стих. П. Кудряшова «Влюбленный араб». Араб восхищается своим конем: «Он рвался, он мчался, он вихрем летал.../ Песок за летучим горою вставал!»...«Я мчался противу врагов разъяренных. / Удар топора и удар булавы / Ложились смертельной грозой на главы!». Но араб увидел красавицу-девушку и забыл о коне: «Как юная пальма, так дева стройна; / Волшебной красою пленяет она». Ориентация Кудряшова на Жуковского несомненна. Он подражателен и не претендует на самостоятельность. Однако не исключена возможность, что и его стих. отозвалось в балладе Л., обладавшего исключит. лит. памятью: ряд речевых оборотов и мотивов баллады (удар топора, образ юной и стройной пальмы и т.п.) ближе всего именно к мотивам стих. П. Кудряшова. Т. о., Л. завершает сложившийся в рус. лирике цикл условно-ориенталистич. стихов, у истоков к-рого стоит Жуковский. «Три пальмы» - последнее слово в почти 30-летнем поэтич. соревновании, в к-ром участвовали и классики, и поэт-дилетант. Подобное стремление завершить некую линию развития поэзии для Л. характерно. Балладу высоко оценил В. Г. Белинский: «Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок - сливают в этой пьесе поэзию с живописью» (IV, 534).

Караван. Илл. В. Д. Поленова. Черная акварель. 1891.

Стих. иллюстрировали более 20 художников, в т.ч. П. Бунин, М. А. Зичи, В. М. Конашевич, А. И. Константиновский, Д. И. Митрохин, А. А. Оя, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. Я. Суреньянц, М. Я. Чемберс-Билибина, А. Г. Якимченко. Положили на музыку П. А. Маныкин-Невструев, В. М. Иванов-Корсунский; А. А. Спендиарову принадлежит симфонич. картина «Три пальмы». На муз. Спендиарова М. М. Фокин поставил балет «Семь дочерей горного короля» (1913), в основу к-рого положена идея стих. Л. Автограф неизв. Впервые - «ОЗ», 1839, № 8, отд. III, с. 168-170; датируется 1839 (1-я пол.) по «Стихотворениям» Л. (1840).

Лит.: Белинский , т. 4, с. 534-35; Чернышевский , т. 3, с. 110; Шевырев , с. 532; Майков В., Критич. опыты, СПБ, 1891, с. 257-58; Нейман (1), с. 107-09; Винокур Г. О. Критика поэтич. текста, М., 1927, с. 81-82; Вельтман С., Восток в худож. лит-ре, М. - Л., 1928, с. 148-49; Здобнов , с. 267; Из записной книжки, «Лит. критик», 1939, кн. 1, с. 187-88; Нейштадт , с. 198; Благой (1), с. 412-13; Эйхенбаум (7), с. 69 [то же, см. Эйхенбаум (12), с. 112-13]; Пейсахович (1), с. 455-56; Федоров (2), с. 121-22; Одинцов Г. Ф., Фарис в «Трех пальмах» М. Ю. Л., «Рус. речь», 1969, № 6, с. 94-96; Коровин (4), с. 94-96; Удодов (2), с. 197-99; Чичерин (1), с. 413; Маймин , с. 132-33; Назиров Р. Г., Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании», в кн.: Достоевский. Материалы и исследования, т. 2, Л., 1976, с. 94-95; Найдич Э. Э., Избранное самим поэтом (О сборнике стих. Л. 1840 г.), «РЛ», 1976, № 3, с. 68-69; Потебня А. А., Из лекций по теории словесности, в его кн.: Эстетика и поэтика, М., 1976, с. 550-52; Жижина А. Д., Стих. М. Ю. Л. «Три пальмы», «Рус. речь», 1978, № 5.

В. Н. Турбин Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Три пальмы"" в других словарях:

    "Три пальмы" - ТРИ ПÁЛЬМЫ, о дноактный балет на муз. A. A. Спендиарова, сцен. и балетм. Е. Я. Чанга. 29.11.1964, Т р им. Спендиарова, худ. М. Аветисян, дирижёр A. M. Восканян; Три пальмы – Дж. А. Калантян, А. Г. Марикян, Л. И. Митяй, Ручей – В. Ш.… … Балет. Энциклопедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… … Лермонтовская энциклопедия

    РУССКИЕ ЛАКИ и наследие Лермонтова. Творчество Л. нашло истолкование преим. в одном из видов нар. декоративно прикладного иск ва живописных миниатюрах, исполненных на изделиях из папье маше (покрытых черным лаком) мастерами нар. худож. промыслов… … Лермонтовская энциклопедия

    ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Лермонтова. При жизни поэта его произв. не иллюстрировались. Исключение составляют 3 авт. иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо,… … Лермонтовская энциклопедия

    Русский композитор (род. в 1871 г.), ученик Н. Кленовского и Римского Корсакова. Главные его произведения: квартет на слова Пушкина "Птичка Божия", менуэт "Berceuse", концертная увертюра для оркестра, квартет на слова… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1871 1928), сов. композитор и дирижер. В 1895 написал романс на стихи Л.: «Они любили друг друга» (вошел в его сб.: Четыре романса для голоса с сопровождением фп., СПБ, 1899), в 1901 романс «Ветка Палестины» для вокального квартета с… … Лермонтовская энциклопедия

Личность Михаила Лермонтова загадочна, а творчество его настолько глубоко и содержательно, что кажется, словно эти произведения созданы очень зрелым, умудренным годами человеком.

В то время, когда написал М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», ему было лишь двадцать четыре года. Но произведение это является не только блестящим образцом пейзажной лирики, здесь поэт являет себя как замечательный повествователь и мыслитель. Попробуем доказать это, используя применимые к стихотворению приемы литературоведческого анализа и пересказав его краткое содержание.

«Три пальмы»

Лермонтов напряженно размышлял над главными вопросами человеческой жизни, о силе страстей и мощи духа. Своим ярким динамичным повествованием, будь то лирика или проза, поэт вовлекал читателя в орбиту своих дум. Оттого мы и не остаемся равнодушными к его героям и событиям, описанным в произведениях мастера. Это в полной мере относится и к стихотворению, которое иногда именуют балладой «Три пальмы».

Каков же подтекст?

Чем и кем являются в одноименной балладе, которую создал М. Ю. Лермонтов, три пальмы? Конечно же, это не просто три стройных дерева, растущих среди пустыни. Они являются и олицетворением людских страданий и исканий, и аллегорией непокорного духа, и символом трагических противоречий этого мира. Произведение многослойно. Снимая слой за слоем, мы подойдем к сокровенной идее автора.

Поместил в своем «восточном сказании» в оазис, где из земли пробивается родник. Первая строфа баллады посвящена этой пейзажной зарисовке. В этом крошечном живом мирке посреди бесплодной и знойной пустыни существует своеобразная идиллия, построенная на гармонии: родник питает и освежает корни трех вознесшихся к небу деревьев, а густая листва, в свою очередь, укрывает слабенький источник от палящих солнечных лучей и раскаленного ветра. Идут годы, и ничего не меняется. Внезапно пальмы начинают роптать, высказывать недовольство тем, что будто бы их жизнь никчемна и скучна. Тотчас вдали появляется многоголосый караван, люди с криками и смехом приближаются к оазису, достигнув его, они беззастенчиво пользуются всеми благами, которые припасла для них природа: вдоволь насыщаются водой, рубят пальмы, чтобы развести костер, а на рассвете покидают место, продолжая свой путь. Потом ветер развеет пепел сожженных пальм, а незащищенный родник высохнет под нестерпимо горячими солнечными лучами. Таково краткое содержание.

Три пальмы как символ бунта против Божественной воли

Не случайно с первых строк Лермонтов присваивает им эпитет «гордые». С библейской точки зрения гордость, гордыня - это тяжкий порок и грех. Действительно, пальмы не удовольствовались той благой участью, которую определил им Бог, они возмутились: нет никого, кто мог бы оценить их красоту и величие, стало быть, жизнь проходит зря! Бог направил события по иному пути, который обернулся для пальм гибелью. Трагизм ситуации не скрывает даже и тот пересказ баллады, который умещается в краткое содержание. Лермонтов уподобил трехчастному человеческому существу, состоящему из тела, души и духа, в котором взбунтовались все три части, потому и не осталось от оазиса (прообраза гармоничного человека) даже следа, и лишь нелюдимый коршун иногда убивает и терзает свою добычу в том месте, что было предназначено для торжества жизни.

Экологический пафос стихотворения «Три пальмы»

Главные герои произведения оказались в фатальной оппозиции: деревья гостеприимно приняли своих гостей, намереваясь не только покрасоваться, но и одарить тем, что имеют. Оазис даровал людям отдых, свежесть, влагу, кров среди дикой пустыни. Но наступил вечер, люди замерзли и изрубили пальмы на дрова, чтобы согреться. Они поступили естественно, но неблагодарно и бездумно, погубили то, что следовало сберечь. Этот вопрос актуален не только потому, что сегодня люди нередко поступают так же. Экологическая проблема тесно связана с проблемой нравственной. Варварские действия караванщиков являются косвенным следствием ропота пальм перед Богом: поэт показывает, что происходит, когда вздорное своеволие нарушает первозданный порядок вещей.

Художественные приемы

Сюжет баллады очень динамичен, он интригует читателя, как занимательный рассказ. «Три пальмы» вообще очень изящное с точки зрения формы стихотворное произведение. Обратим внимание на то, какие эпитеты выбирает автор, чтобы подчеркнуть конфликт баллады. Высокие пальмы предстают перед нами в роскоши густых сочных листьев, ручей - звучен, прохладен и щедр, а веселый караван весь пестрит разноцветьем одежд, вьюков, шатров, блеском глаз. Автор умело создает напряжение тревоги по мере приближения путников к оазису, где их благосклонно встретят три пальмы. Анализ речевого строя стиха подчеркивает это ощущение, в описании каравана доминируют глаголы и существительные. Песок «крутился столбом», полы шатров «висели, мотаясь», араб «горячил» коня, который «подымался на дыбы и прыгал как барс», складки одежд «вились в беспорядке», и юноша «с криком и свистом» бросал и ловил на лету копье. Мир и покой райского уголка безнадежно разрушен.

Рассказ об убийстве

Используя олицетворение, Лермонтов превращает зарисовку стоянки путников в такой драматичный рассказ о чувствах и гибели, что сжимается сердце. Пальмы с самого начала предстают перед нами, как живые существа. Они, словно люди, ропщут, замолкают, потом благосклонно приветствуют пришельцев, кивая «махровыми головами», а когда по их корням застучали топоры, они падают без жизни. Стволы автор уподобляет изрубленным телам, подвергшимся пытке медленного сожжения, а листву - одежде, которую сорвали и растащили малые дети. После этого перед нами возникает безжизненная и статичная картина смерти и запустения.

Звукопись стиха

Аллитерации и интонационные акценты поражают точностью. Паузы, вопросы, восклицания, смущение и раздумье, переданные многоточием, позволяют увидеть и услышать происходящее, эмоционально его пережить. Обилие согласуется с повествованием о безмятежной жизни пальм, а появление шипящих звуков предвещает вторжение дисгармонии, которая вот-вот наступит. Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, что по размеренности соответствует заявленному автором жанру - «восточное сказание» или, иначе, притча.

В заключение

Таковы некоторые штрихи анализа данного произведения, основные выводы и краткое содержание. «Три пальмы» Лермонтов, без сомнения, посвятил и своей любимой теме одиночества и неудовлетворенности души, жаждущей чего-то более значительного, что окружает ее в обыденной жизни. Вот потому-то и рождается в нашем сердце яркое ощущение того, что автор не согласен с Божьим приговором, хотя и понимает его закономерность и справедливость.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый под сенью зеленых листов
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли...
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров,
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По пле́чам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван,
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их со́рвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван,
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом.
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Стихотворение «Три пальмы».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Три пальмы» было написано М.Ю. Лермон­товым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в жур­нале «Отечественные записки». Тематически произведение свя­зано с такими стихотворениями, как «Песнь араба над моги­лою коня» В.А. Жуковского, «Подражания Корану» А.С. Пуш­кина. Однако произведение Лермонтова в определенной степени полемично по отношению к творениям его предше­ственников.

Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа. Стиль его — романтический, жанр обо­значен самим автором в подзаголовке — «восточное сказание». Исследователи отмечали также черты жанра баллады в этом про­изведении — драматизм сюжета при общем лаконизме стиля, небольшой объем стихотворения, наличие пейзажа в зачине и в концовке, лиризм и музыкальность произведения, наличие тра­гически неразрешимого.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — это зачин, описание чудного оазиса в пустыне: «три гордые пальмы» с роскошными, сочными листь­ями, студеный ручей. Вторая часть включает в себя завязку, раз­витие сюжета, кульминацию и развязку. «Гордые пальмы» не­довольны своей участью, они стали роптать на Бога и собствен­ную судьбу:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Однако роптать на судьбу, по мысли поэта, нельзя. Пальмы получили то, чего так жаждала их душа: к ним пришел «веселый» караван. Природа предстает здесь доброй и гостеприимной по отношению к людям:

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Люди же оказываются жестоки и бессердечны по отношению к «питомцам столетий». Не замечая красоты мощных, сильных деревьев, они демонстрируют свое утилитарное, прагматичное отношение к природе:

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Поэт здесь воспринимает природу как живое существо. Кар­тина гибели пальм страшна, ужасна. Мир природы и мир циви­лизации трагически противопоставлены у Лермонтова. Третья часть стихотворения резко контрастирует с первой:

И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит — Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

В финале стихотворения мы вновь возвращаемся в то место, где росли «три гордые пальмы», где бьет тот же студеный родник. Таким образом, мы имеем кольцевую композицию, первая и тре­тья части в которой антитетичны.

Стихотворение имеет разнообразные трактовки в литерату­роведении. Общепринятым является анализ произведения как аллегорической философской притчи, смыслом которой явля­ется расплата человека за ропот на Бога, на собственную судьбу. Цена этой гордыни, по мысли Лермонтова, — собственная душа.

Другая трактовка связывает образ трех прекрасных пальм с мотивом загубленной красоты. Та же тематика присутствует у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Спор», в балладе «Морская царевна». По мысли поэта, красота в «Трех пальмах» погублена именно потому, что стремилась соединиться с пользой. Однако это в принципе невозможно, недостижимо.

Также исследователи отмечали религиозно-христианскую символику данного стихотворения. Так, безмятежный, идилли­ческий пейзаж в начале стихотворения напоминает нам о рай­ском саде Эдеме (согласно легенде, он находился на месте ара­вийской пустыни). Ропот пальм на собственную участь — не что иное, как грех. Расплата за грех — хаос, внесенный в мир покоя и гармонии. Соприкосновение трех прекрасных пальм с людьми — это проникновение нечистой силы, бесов во внут­ренний мир человека, который заканчивается гибелью его души.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной вырази­тельности: эпитеты («три гордые пальмы», «роскошные лис­тья», «звучный ручей»), олицетворение («Приветствуют паль­мы нежданных гостей»), анафору и сравнение («И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой,

Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы».
Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», - писал он.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.

Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.

Три пальмы
(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»........

Васи́лий Ива́нович Кача́лов, настоящая фамилия Шверубо́вич (1875-1948) - ведущий актёр труппы Станиславского, один из первых Народных артистов СССР (1936).
Его имя носит Казанский драматический театр, один из старейших в России.
Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Качалов оставил заметный след в таком особом роде деятельности, как исполнение произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и др.) и прозы (Л. Н. Толстого) в концертах, на радио, в записях на граммофонных пластинках.

error: