Гибель летчиков в Сирии. Так какой вертолет был сбит? Не вернулись из Алеппо: почему был сбит российский вертолет в Сирии Сбит вертолет в сирии 1 августа пилоты

«Либо вы возвращаете тела, либо мы начинаем масштабные авиаудары по территории»

В понедельник, 1 августа, в Сирии в провинции Идлиб был сбит российский вертолет. В Минобороны РФ сообщили, что Ми-8 попал под обстрел, возвращаясь после выполнения гуманитарной миссии. Погибли пятеро - три члена экипажа и два офицера из Центра примирения враждующих сторон. По некоторым данным, одна из погибших - девушка. С начала операции в Сирии это крупнейшая потеря российской армии...

В военном ведомстве официально сообщили, что вертолет обстреляли, когда после доставки гуманитарного груза в Алеппо он возвращался на российскую авиационную базу Хмеймим (до нее оставалось 80 км). ЧП произошло в районе провинции Идлиб. Объятый пламенем вертолет упал.

По данным зарубежных СМИ, ответственность за атаку на вертолет взяли на себя боевики из так называемой «Свободной сирийской армии». Эта группировка контролирует часть территории провинции Идлиб.

В сети уже появились фотографии сбитого вертолета и тела погибших. В доказательство, что это россияне, боевики выложили их документы - обгоревшее водительское удостоверение с фотографией молодой девушки, водительское удостоверение и паспорт молодого человека.

Вопросов, конечно, очень много. - говорит военный эксперт «МК» Виктор Мураховский. - И главный - почему вертолет летел над территорией, которая занята бандформированиями. Удивляет и то, почему Ми-8 летел без сопровождения вертолетов прикрытия, почему была выбрана высота полета, которая находится в зоне досягаемости имеющихся у боевиков зенитных установок? Ведь нашим военным известно, что такого рода вооружение в последние годы массово поставлялось в Сирию.

По словам эксперта, практически вся провинция Идлиб занята боевиками из «Сирийской свободной армии» и «Джебхат-ан-Нусра» (запрещена в России). Вопрос - почему «вертушка» полетела вблизи их позиций, а не в облет, по пустыне.


По мнению Мураховского, судя по материалам, которые боевики разместили в сети, вертолет был сбит из зенитной установки, скорее всего ЗУ-23. Массовая закупка зенитных установок из стран Восточной Европы проводилась Саудовской Аравией и Катаром для сирийских боевиков.

Очевидно, что большие сложности возникнут при доставке тел погибших на российскую базу Хмеймим. Для того, чтобы российские поисково-спасательные службы высадились на территорию, занятую сейчас боевиками, необходимо зачистить местность, подавить штурмовой авиацией все очаги ПВО, отогнать отряды боевиков на безопасное расстояние. Только после этого можно будет высаживать спасательные силы.


Горящие обломки российского вертолета. Фото: syria today twitter.

Судя по кадрам, тела российских граждан уже не находятся на месте крушения вертолета, - отметил Мураховский. - Возможно, придется выдвигать ультиматум: либо вы возвращаете тела, либо мы начинаем масштабные авиаудары по территории.

Так складывается, что потери российских военнослужащих в Сирии в основном происходят как раз после так называемых гуманитарных миссий - доставки продовольствия в освобожденные районы, поездок российских офицеров для переговоров по примирению воюющих сторон.


Хвостовая балка Ми-8, сбитого боевиками. Фото: syria today twitter.

Сброс продовольствия с самолетов, раздача с кузовов грузовиков, конечно, имеет эффект как для местного населения, так и для западных стран, но думаю, что от этого надо отказываться, - считает Мураховский. - Работу по доставке гуманитарной помощи в районы боевых действий можно возложить на сирийские правительственные силы и их союзников. Нам же достаточно обеспечить логистику и доставку грузов до баз сирийской армии, с которых продовольствие будет перебрасываться в нужные районы.

Военное.РФ попыталось разобраться, почему потери ВС РФ в Сирии значительно увеличились, как боевики смогли сбить уже вторую воздушную единицу за 3 недели и что можно предпринять, чтобы сохранить жизни российских вертолетчиков.

Число наших солдат, погибших в Сирии, уже давно превысило ту цифру, в которой измеряют свои потери армии остальных стран, проводящих в арабской республике воздушную операцию. Военная кампания российских Вооруженных сил началась 10 месяцев назад, за это время армия потеряла 19 человек, 4 вертолета и один самолет. Наибольший единовременный урон российским вооруженным силам был нанесен в понедельник, 1 августа, когда сирийскими боевиками был сбит вертолет Ми-8, на борту которого находилось пять человек. Вряд ли 10 месяцев назад кто-то мог ожидать подобные потери ВС РФ за такой срок проведения операции.



Сбитый в Сирии Ми-8

Тогда, в начале октября 2015 года, военные эксперты, журналисты и официальные лица высказывались в основном оптимистично, указывая, что наносящим удары по ИГ* летчикам мало что угрожает. И действительно, из 19 погибших российских военных пилотом самолета являлся лишь один Олег Пешков, чей бомбардировщик Су-24 был сбит не боевиками с земли, а современным истребителем F-16. Все остальные погибшие военные были пехотинцами, инструкторами или находились на борту сбитых вертолетов.

Тем не менее, такие значительные потери ВС РФ явно указываются на существующую проблему, ведь за эту кампанию Россия потеряла уже почти столько же военных, сколько Великобритания лишались в ходе полномасштабной войны в Персидском заливе 25 лет назад (24 человека), а ведь тогда технологический разрыв между сторонами был гораздо меньше, чем сейчас.

Важно отметить, что по данным из открытых источников, в первые месяцы военной кампании в Сирии вертолеты как таковые не применялись, особенно используемые для перевозки личного состава и грузов Ми-8. Таким образом, три вертолета с экипажами наша армия потеряла только за 3,5 месяца. По вертолету в месяц. Сложившаяся ситуация явно не может считаться приемлемой и требует от командования пересмотреть организацию полетов. Особенно важным это становится именно сейчас, когда Россия с большей интенсивностью начала выполнять в Сирии гуманитарные функции (а, значит, и чаще использовать более уязвимые для атаки вертолеты Ми-8).


Боевик с ПЗРК

Пока доподлинно неизвестно, каким образом боевики смогли сбить российский Ми-8, но террористы обладают достаточным количеством вооружения, которое может быть успешно применено для этих целей. Как ранее писало Военное.РФ, у радикалов на вооружении замечена как старая советская зенитная артиллерия, так и относительно современные китайские ПЗРК. В сложившейся ситуации можно с уверенностью говорить только об одном: два сбитых вертолета за три недели - это явно не случайность и не удача боевиков, а значит, как ни прискорбно, потери российских вертолетчиков в Сирии в ближайшем времени могут увеличиться.

Из чего сбили Ми-8 в Сирии

На современные вертолеты Ми-8 устанавливается бортовой комплекс обороны "Витебск", который должен минимизировать угрозу, исходящую от примитивных ПЗРК. У боевиков же за все время были замечены лишь советские "Стрелы" самых первых, "афганских" версий и китайские FN-6, которые являются далеко не лидером в линейке данного вооружения. До этого в Сирии из ПЗРК сбивалась в основном устаревшая техника (к примеру, самолеты МиГ-21 ВВС Сирии).

О наличии у террористов новейших версий ПЗРК говорить тоже не приходится. Боевики, как правило, всегда хвастаются своими успехами, зачастую преувеличивая их. Это им нужно для поднятия своего имиджа перед сторонниками, повышения боевого духа соратников и для отчета перед спонсорами. Так что если бы им удалось завладеть новейшим вооружением, то они обязательно бы сняли об этом несколько видео. Не говоря уже о том, сколько мегабайт видео ими было бы создано, если бы они сбили вертолет с помощью своего нового трофея. Кроме того, с их стороны было бы довольно странно тратить эффект неожиданности от владения современным ПЗРК на вертолет Ми-8, когда можно попытать счастья с куда более привлекательными целями - бомбардировщиками.

Когда исламистам удавалось захватить у так называемой умеренной сирийской оппозиции новейшие американские противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) TOW, то они обязательно снимали ролик об этом. Во всяком случае, пока захваты TOW не стали для них обыденностью. Поэтому будь у них последние версии тех же "Стингеров", мы бы обязательно увидели размахивающих ими бородатых людей на Youtube.


Боевики ИГ* на техничках

Вертолет также мог быть сбит из зенитной артиллерии, которой боевики обладают в большом количестве и используют даже как противопехотное . Из имеющихся в распоряжении радикалов ЗУ-23, "Шилок" и других орудий вполне можно сбить Ми-8 - и никакие современные защитные комплексы на борту не спасут от пуль. Эта версия кажется более убедительной, поскольку ранее исламисты неоднократно успешно использовали данное вооружение для атак по воздушным целям.

Как можно защитить вертолеты

Из той информации, которая присутствует в открытом доступе, можно судить, что сбитый вертолет перемещался в одиночку. Так что первый вопрос, который напрашивается на ум: спасло бы борт наличие у него конвоя из пары Ми-24? Не факт. Если вертолет все-таки был сбит из ПЗРК, то наличие прикрытия не сильно увеличило бы его шансы на выживание, а только дало бы боевикам три потенциальные цели для атаки, а не одну.

Против огня из зенитных орудий прикрытие действительно могло хорошо сработать. Пара Ми-24 могла бы быстро погасить точки ведения огня. Зенитная артиллерия у боевиков устанавливается в основном в кузове пикапов, а эти крупные автомобили гораздо заметнее человека с ПЗРК и выделяют больше тепла, так что и обнаружить угрозу было бы легче. Кроме того, подлетное время ракеты Ми-24 куда меньше того, которое требуется для успешной атаки по вертолету из старой артиллерии. Но не стоит забывать, что даже в данном случае прикрытие увеличивает для боевиков количество возможных целей.


Ил-76МД-90А

Еще одним вариантом будет перейти на способ доставки гуманитарной помощи, который применяет международная коалиция во главе с США. Страны НАТО сбрасывают "гуманитарку" с бортов транспортных самолетов, находящихся на недосягаемой для боевиков высоте. Конечно, эффективность от такого способа доставки гуманитарных грузов значительно ниже, они могут не попасть в нужные руки, повредиться и тому подобное. Но здесь на первый план выступает вопрос стоящих приоритетов: оказание гуманитарной помощи местному населению или жизни собственных солдат.


Пустой блок неуправляемых ракет

Также стоит отметить, что на сбитом вертолете присутствуют два блока неуправляемых ракет, оба - пустые. Ми-8 в Сирии не используются в качестве ударных вертолетов, поэтому блоки, судя по всему, не заряжают. Об этом можно судить исходя из того, что этот же самый Ми-8 с пустыми блоками НУР ранее вывозил раненную сирийскую девочку. Причины, по которым командование предпочитает не оснащать снарядами блоки неуправляемых ракет, остаются загадкой, но возможно, что это будет пересмотрено в связи со сложившейся ситуацией.

Подводя итог следует сказать, что если командованием ВС РФ не будет пересмотрено использование вертолетов в сирийском конфликте, то потери данного вида техники будут только расти. Вертолеты более уязвимая цель, чем бомбардировщики, поэтому широкое их применение только увеличит вероятность их потери. Статистика, в этом случае, не врет.

С 30 сентября прошлого года, когда самолеты ВКС России начали наносить авиаудары по крупным пунктам управления боевиков, скоплению техники, складам боеприпасов, объектам инфраструктуры нефтяного бизнеса запрещенной в России террористической организации «Исламское государство», многие эти объекты уничтожены.

— Именно поэтому большинство истребителей и бомбардировщиков ВКС России вернулись к местам постоянной дислокации на территории России, — сообщил наш собеседник. — А вот вертолеты в Сирии еще долго не будут без работы.

Именно на вертолеты сегодня приходится основная нагрузка по оказанию огневой поддержки сирийской правительственной армии в ходе локальных боестолкновений. Именно вертолеты «охотятся» на отдельные мобильные группы боевиков.

Во время «свободной охоты», на которую 8 июля с авиабазы Хмеймим в направлении провинции Хомс вылетело звено из пяти вертолетов и был подбит вертолет Ми-35М, управлял которым экипаж в составе полковника Хабибуллина и лейтенанта Долгина.

Сообщение о катастрофе уже 8 июля распространил телеканал Al Jazeera. Но представители авиабазы Хмеймим опровергли информацию, заявив, что вся боевая техника вернулась в пункт базирования, потерь нет. Через сутки военное ведомство было вынуждено признать гибель полковника Ряфагата Хабибуллина и лейтенанта Евгения Долгина, но продолжало настаивать, что это был сирийский вертолет Ми-25, которым управляли российские летчики-инструкторы.

В воскресенье в интернете появилось видео момента крушения вертолета. Специалисты идентифицировали, что боевики подбили новый российский вертолет Ми-35М. Вызывает сомнения версия, что вертолет был сбит американским противотанковым ракетным комплексом BGM-71 ТOW. Дело в том, что от заряда боевой части ПТРК, весящей около шести килограммов, визуально видна более мощная вспышка. На записи же, по всей видимости, зафиксировало поражение хвостовой части вертолета переносным зенитно-ракетным комплексом (ПЗРК).

Это же видео объясняет, почему не сработали инфракрасные ловушки: Ми-35М был сбит в момент атаки. А как объяснили мне военные летчики, отстрел инфракрасных ловушек происходит уже после атаки, во время боевого разворота для возвращения в пункт базирования. И в это время вертолет практически беззащитен перед наземными системами ведения огня.

Ряфагат Хабибуллин

Гибель полковника Хабибуллина стала шоком для всех военных летчиков России. Дело в том, что 51-летний Ряфагат Хабибуллин был легендарным офицером, одним из самых медийно известных действующих летчиков. Военную часть, дислоцирующуюся в поселке Кореновск Краснодарского края, которым он командовал, посещали и президент Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев. В интернете сохранились десятки видеорепортажей, в которых командир части Ряфагат Хабибуллин рассказывает о службе, о боевой подготовке молодых летчиков.

Военные летчики, знавшие офицера, рассказали мне, что еще в 1995 году Ряфагата Хабибуллина представляли к званию Героя России. Но ограничились орденом Мужества.

30 апреля 1995-го в Ножай-Юртовском районе Чечни Ми-24, который пилотировал экипаж капитана Хабибуллина, обстреляли с земли и подбили. Двое членов экипажа погибли, Ряфагат получил тяжелые ранения, но дотянул вертолет до территории Дагестана и смог посадить… Едва подбитый вертолет коснулся земли, офицер потерял сознание от потери крови… Орден офицеру вручили в госпитале, где он провалялся почти год. Его хотели комиссовать, но он добился права летать и продолжил службу в 55-м вертолетном полку, дислоцирующемся в Кореновске, где дослужился до должности командира части.

Информация про 24-летнего лейтенанта Евгения Долгина куда более скудная. Известно, что он, как и его командир, окончил Сызранское военное училище. Отец Евгения — Виктор Долгин — тоже военный летчик, прошедший чеченскую кампанию. В Сирию Евгений Долгин прибыл лишь в июне.

1 декабря 2015 года 393-й Севастопольской авиабазе армейской авиации, которой с 2010 года командовал полковник Хабибулин, вернули прежнее название — 55-й отдельный полк армейской авиации 4-й армии ВКС и ПВО. Уже тогда офицерам части стало понятно, что это переименование связано с переброской в Сирию. И в самом деле, не могли же на авиабазу Хмеймим перебросить краснодарскую авиабазу.

8 июля полковник Хабибуллин лично повел звено из пяти вертолетов на «свободную охоту» на исламских террористов. И не вернулся с боевого задания

Вертолеты и летчиков из Кореновска в Хмеймим перебросили в марте 2016 года. Вместе со своими подчиненными в Сирию отправился и полковник Ряфагат Хабибуллин. И как рассказывают наши источники в Сирии, офицер практически ежедневно совершал боевые вылеты.

— В том, что командир полка лично вылетел на боевое задание, нет ничего неорднинарного, — заявил «Новой» представитель Министерства обороны.

Взять, к примеру, разминирование Пальмиры отрядом специалистов Международного противоминного центра ВС РФ, переброшенного в Сирию из подмосковного Нахабина.

— Руководил операцией лично начальник инженерных войск Вооруженных сил России генерал-лейтенант Юрий Ставицкий, — заявил «Новой» наш собеседник в Министерстве обороны.


Вертолет Ми-35 российских ВКС в Сирии. Фото: РИА Новости

8 июля полковник Хабибуллин лично повел звено из пяти вертолетов на «свободную охоту» на исламских террористов. И не вернулся с боевого задания.

Во вторник гроб с телом Ряфагата Хабибуллина доставили в Краснодарский край, в Кореновск, где с офицером простились его однополчане.

Похоронят офицера в родном селе Вязовый Гай, где живет мама офицера.

В Сирии сбит российский вертолет Ми-8, возвращавшийся из Алеппо на авиабазу Хмеймим. Машина, на борту которой находились пятеро военнослужащих, упала в провинции Идлиб. С ноября 2015 года ВКС России при разных обстоятельствах потеряли в Сирии четыре вертолета и фронтовой бомбардировщик Су-24.

Турецкий цугцванг

Первая потеря случилась 24 ноября 2015 года. Пара фронтовых бомбардировщиков Су-24М выполняла боевое задание в провинции Латакия (район населенного пункта Кепир) - наносила бомбовый удар по позициям боевиков.

При повторном заходе на цель пара была атакована турецкими истребителями F-16. По утверждению Анкары, российские самолеты нарушили воздушное пространство Турции, по словам Москвы - все это время находились над сирийской территорией. Так или иначе, но самолет RF-90932 бортовой номер «83 белый» был сбит вдогон ракетой «воздух-воздух».

Летчики катапультировались над районом, контролируемым оппозиционными Дамаску боевиками. Командир экипажа подполковник Олег Пешков был расстрелян ими еще в воздухе, а штурман Константин Мурахтин сумел приземлиться и скрыться.

С базы Хмеймим отправили поисково-спасательную группу. Ее вертолет Ми-8АМТШ был поврежден огнем с земли и совершил вынужденную посадку. На борту погиб морской пехотинец Александр Позынич. Машину впоследствии уничтожили боевики ракетой противотанкового комплекса.

Ночное падение

В ночь на 12 апреля 2016 года в провинции Хомс разбился ударный вертолет Ми-28Н, возвращавшийся с боевого задания. Члены экипажа - Андрей Окладников и Виктор Панков, служившие до командировки в Сирию на авиабазе в Буденновске, - погибли.

По заявлению министерства обороны, вертолет не обстреливался с земли. Источник в промышленности предположил, что машина разбилась из-за столкновения с землей при пилотировании в сложных условиях.

Впоследствии сообщалось, что экипаж, выполняя полет в очках ночного видения, мог не справиться с управлением и машина столкнулась с каким-то препятствием. Источники в комиссии по расследованию в конце апреля 2016-го подтвердили этот вывод, назвав причиной человеческий фактор.

«Летчики Ми-28Н, выполняя полет темной ночью над безориентирной местностью со сложным рельефом, потеряли правильное пространственное положение, в результате чего произошло столкновение вертолета с землей», - отметил источник в комиссии.

Вертолет, которого не было?

8 июля 2016 года возле Пальмиры был сбит вертолет. На борту находились командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин и летчик-оператор лейтенант Евгений Долгин, оба погибли.

Официальная позиция Министерства обороны России на сегодняшний день по-прежнему состоит в том, что сбит был сирийский вертолет Ми-25 (экспортная версия вертолета Ми-24Д) с российским экипажем. По утверждению Знаменки, это произошло, когда машина разворачивалась на обратный курс после нанесения удара. Анонимный источник в военном ведомстве, также отметив, что израсходовавшая боеприпасы машина легла на обратный курс, связал гибель вертолета с применением боевиками американского противотанкового комплекса TOW.

Однако опубликованная видеозапись не подтверждает эту версию. На кадрах отчетливо видна пара ударных вертолетов Ми-35М (такие машины используются российской авиагруппой в Сирии). Они находились на боевом курсе, а подбитая машина непосредственно перед поражением запускала неуправляемые ракеты.

Попадание в хвостовой винт, также зафиксированное на видеозаписи, не соответствует картине применения ракет комплекса TOW. В частности, об этом говорит отсутствие следа приближающейся ракеты, ограниченный характер разрушений, а также локализация попадания. Одна из реалистичных версий - применение боевиками зенитной артиллерии.

Возвращаясь из Алеппо

В конце июля российские военные объявили о масштабной гуманитарной операции в районе Алеппо. Успехи сирийской армии и союзных формирований (включая иранских и хазарейских добровольцев) привели к окружению в северо-восточной части Алеппо крупной группировки боевиков. 28 июля сообщили, что из города открываются три коридора для выхода мирных жителей и отдельный коридор для боевиков, решивших сложить оружие.

1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Судя по многочисленным фотографиям обломков, опубликованным в сети, речь идет о машине RF-95585 (бортовой номер «212 желтый»), до начала сирийской кампании сфотографированной в расположении 562-й авиабазы армейской авиации в Толмачево (под Новосибирском).

В Сирии сбили российский военный вертолет Ми-8, заявили в Минобороны. Судьба пилотов не известна. Вертолет возвращался после доставки гуманитарной помощи в Алеппо, где Россия на прошлой неделе начала гуманитарную операцию

Вертолет Ми-8 в Сирии, октябрь 2015 года (Фото: Дмитрий Виноградов/РИА Новости)

Как говорится в заявлении пресс-службы Минобороны России, российский военный вертолет Ми-8 был сбит в понедельник, 1 августа, в сирийской провинции Идлиб. На борту находились трое членов экипажа и двое офицеров российского центра по примирению. Об их судьбе пока ничего неизвестно.

В сообщении уточняется, что вертолет потерпел крушение «в результате обстрела с земли», когда возвращался на авиабазу Хмеймим «после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо» (цитаты по «РИА Новости»). На прошлой неделе Россия объявила о начале гуманитарной операции в Алеппо, открыв три коридора для мирного населения и еще один для тех, кто будет покидать город с оружием.

Судьба российских военнослужащих выясняется по всем доступным каналам, подчеркивается в сообщении Минобороны.

На изображениях, которые выкладывают пользователи соцсетей, показаны тело мертвого человека и российские документы, якобы взятые в вертолете, пишет Reuters .

​Ранее в понедельник Reuters со ссылкой на базирующийся в Великобритании Сирийский центр мониторинга соблюдения прав человека сообщил, что . Принадлежность воздушного судна правозащитники уточнить не смогли. При этом издание Orient News, которое Reuters называет оппозиционным, сообщало, что повстанцы сбили сирийский вертолет и что его пилот был захвачен.

В ходе сирийской операции российская группировка Воздушно-космических сил потеряла самолет Су-24, сбитый турецким истребителем, вертолет Ми-8, подбитый туркоманской группировкой в ходе спасательной операции, и вертолет Ми-28, разбившийся в результате ошибки экипажа. Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor также публиковала в мае снимки четырех сгоревших вертолетов Ми-24, предположительно принадлежавших российской армии. Минобороны России опровергало эту информацию.

За время военной операции России в Сирии, которая началась 30 сентября 2015 года, погибли 14 российских военнослужащих. О последней жертве военное ведомство сообщало 22 июля. Тогда в провинции Алеппо , сопровождавший колонну автомобилей с продуктами для местных жителей. Рядом с автомобилем, где он находился, взорвалось самодельное взрывное устройство.

Российский координационный центр по примирению конфликтующих сторон в Сирии начал работу на авиабазе Хмеймим в феврале этого года. В его задачи входит содействие переговорному процессу о примирении между сирийскими властями и оппозицией, за исключением организаций, признанных Совбезом ООН террористическими.

error: