Фрг после второй мировой войны кратко. Германия после второй мировой войны

Поражение Германии во Второй мировой войне сразу же поставило вопрос о дальнейшей судьбе этого государства. Ко времени подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии территория страны была оккупирована советскими, американскими, английскими и французскими войсками. Практически вся экономическая инфраструктура Германии была уничтожена, правительственные организации и структуры управления после поражения в войне отсутствовали. Естественно, что перед союзниками стояла очень непростая задача – не только ликвидировать любые возможные проявления сопротивления со стороны «идейных» нацистов, но и полностью реорганизовать дальнейшую жизнь страны.


Вопрос о том, что делать с Германией в случае ее поражения, стал обсуждаться союзниками еще задолго до победы в войне. На Тегеранской конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943 года, был поставлен вопрос о том, стоит ли разделять послевоенную Германию. Франклин Рузвельт предложил создать вместо единой Германии пять автономных государств, Уинстон Черчилль выступил также за расчленение Германии, подчеркнув необходимость отделения от Германии Баварии, Бадена, Вюртемберга. Эти территории Черчилль предлагал включить вместе с Австрией и Венгрией в отдельную Дунайскую конфедерацию. Сталин выступал против разделения Германии. Его слова о том, что даже если Германию разделят, ничто не помешает ей впоследствии объединиться, оказались пророческими. 12 сентября 1944 года в Лондоне был подписан протокол о создании трех оккупационных зон – восточной, северо-западной и юго-западной. На три оккупационные зоны после победы должен был быть разделен и Берлин.

С 4 по 11 февраля 1945 года, когда уже было понятно, что победа над гитлеровской Германией приближается, прошла Ялтинская конференция, на которой было принято решение выделить четвертую зону оккупации – французскую. Хотя вклад Франции в победу над Германией нельзя сравнивать с вкладом Великобритании и США, не говоря уже о вкладе Советского Союза, на выделении французской оккупационной зоны настаивал Уинстон Черчилль. Он мотивировал это тем, что Франции рано или поздно все равно придется принимать усилия по сдерживанию возможной агрессии со стороны Германии в случае ее возрождения, поскольку Франция имеет большую общую границу с Германией и давний опыт негативного взаимодействия с этой страной. Сталин выступал против выделения французской зоны оккупации и привлечения Франции к контролю за послевоенной Германией, однако, несмотря на позицию советской стороны, Великобритании все же удалось продавить свою линию. 1 мая 1945 года, за неделю до капитуляции Германии, Франция также была включена в контрольный механизм.

5 июня 1945 года в Берлине была подписана Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки и временным правительством Французской Республики. От Советского Союза декларацию подписал маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, от США – генерал армии Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, от Великобритании – фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, от Франции – армейский генерал Жан Мари де Латр де Тассиньи. В декларации подчеркивалось, что поскольку в Германии на момент ее подписания отсутствуют центральное правительство или силы, способные взять ответственность за управление страной, выполнение требований держав – победительниц и обеспечение порядка, верховную власть в Германии берут на себя правительства стран – союзников – СССР, США, Великобритании и временное правительство Франции. При этом обговаривалось, что это решение не является аннексией Германии. То есть, изначально речь шла о совместном управлении Германией как о временной мере, которая рано или поздно будет отменена. 6 июня 1945 года СССР, США, Великобритания и Франция официально разделили территорию Германии на четыре зоны оккупации.

Под контроль Советского Союза отдавалась восточная зона оккупации под управлением советской военной администрации. Она включала в себя земли Восточной Германии, которые к моменту подписания Акта о безоговорочной капитуляции были оккупированы советскими войсками. Это были Саксония, Тюрингия, Галле-Мерзебург, Магдебург, Анхальт, Бранденбург, Мекленбург и Передняя Померания. Для управления советской зоной оккупации была создана советская военная администрация в Германии со штаб-квартирой в берлинском районе Карлсхорст (первоначально администрация находилась в имении Хольцдорф под Веймаром).

Руководить советской военной администрацией в Германии было поручено маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову, его первым заместителем назначили генерала армии Василия Даниловича Соколовского (заместитель командующего войсками 1-го Белорусского фронта). Начальником штаба советской военной администрации стал генерал-полковник Владимир Васильевич Курасов (заместитель начальника Генерального штаба РККА). Заместителем по делам гражданской администрации стал комиссар государственной безопасности 2-го ранга Иван Александрович Серов (начальник войск охраны тыла 1-го Белорусского фронта), а заместителем – начальником Экономического управления – генерал-майор интендантской службы Семен Иванович Шабалин (член Военного Совета 2-го Прибалтийского фронта по тылу). Структура советской военной администрации включала 5 территориальных управлений в Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Анхальт, Мекленбурге и Бранденбурге и отдельное Управление военного коменданта Советского сектора оккупации Берлина.

Одной из главных задач советской военной администрации стала организация собственно немецких сил, которые могли бы содействовать Красной Армии, а в будущем составить основу просоветского германского правительства. С этой целью из СССР в Германию стали прибывать видные деятели коммунистического и антифашистского движения. Еще в апреле 1945 г., до капитуляции Германии, из Москвы прибыла «группа Ульбрихта» - немецкие коммунисты во главе с Вальтером Ульбрихтом. 10 июня 1945 года главноначальствующий СВАГ маршал Жуков своим приказом разрешил в советской зоне оккупации деятельность нефашистских политических партий, после чего были воссозданы Коммунистическая партия Германии (КПГ) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которые 21 апреля 1946 г. объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Уже летом 1946 г. СЕПГ приступила к подготовке к выборам в органы местной и земельной власти.

Северо-запад Германии Великобритания традиционно считала сферой своих интересов. В британскую зону оккупации вошли Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург. Штаб-квартира британской военной администрации была размещена в городе Бад-Эйнхаузен. Были созданы органы управления - Контрольная комиссия для Германии во главе с британским военным губернатором и Зональный консультативный совет, включивший представителей гражданских администраций и политических партий, действовавших в британской оккупационной зоне.

В юго-западную или американскую зону оккупации вошли Бавария, Гессен, Северный Баден и Северный Вюртемберг. Американскую военную администрацию также возглавил военный губернатор. В составе оккупационной зоны были выделены три земли - Грос-Гессен, Вюртемберг-Баден и Бавария, созданы гражданские Совет земель и Парламентский совет, при том, что реальной полнотой власти все равно обладало лишь американское военное командование.

Западная или французская зона оккупации включала Саарскую область, Южный Баден и Южный Вюртемберг, южную часть Рейнской области, два района Гессена и четыре района Гессена-Нассау, регион Линдау. В отличие от британского и американского командования, французское командование отказалось от идеи создания единого германского гражданского органа управления на подконтрольных территориях. В будущем часть оккупированных территорий, по мнению временного правительства Франции, должна была присоединиться к Франции, Саарская область – интегрироваться во французскую финансово-экономическую систему, а в Вюртемберге создано федеративное государство. Из всех держав Франция более всего была заинтересована в расчленении и ослаблении Германии, поскольку за свою неоднократно воевала с Германией и эти войны как правило заканчивались для Франции плачевно. Генерал Шарль де Голль в октябре 1945 года даже заявил, что надеется на то, что Франция больше никогда не увидит сильную Германию.

Уже в 1946 г. отношения между вчерашними союзниками стали стремительно ухудшаться. Советский Союз остановил поставки продовольствия в западные оккупационные зоны, после чего Великобритания и США приняли решение об объединении своих оккупационных зон в единую Бизонию. Были созданы объединенные органы управления, перед которыми стояла основная задача улучшения экономики и нормализации условий жизни на оккупированных американскими и британскими войсками территориях.

Одной из главных задач, которые ставили перед собой и британская, и американская военные администрации, было сохранение промышленного и особенно военно-промышленного потенциала «старой» Германии, которым союзники стремились воспользоваться в своих целях, а именно – для грядущего противостояния советской экспансии в Европе. Поэтому в английской и американской оккупационных зонах лишь в одном 1947 году были скрыты от учета около 450 военных заводов. Им предстояло сформировать костяк будущей военной промышленности Западной Германии.

Франция довольно долго не присоединялась к совместному англо-американскому проекту объединения оккупационных зон. Лишь 3 июня 1948 года Франция приняла решение объединить западную оккупационную зону с Бизонией, в результате чего была создана Тризония. Великобритании и США удалось «подкупить» Францию обещанием создания коллективного органа управления Рурской областью без привлечения Советского Союза. Великобритания, США и Франция, создав Тризонию, соглашались с планом Маршалла и дальнейшей экономической модернизацией Германии под контролем западных держав. При этом Саарская область, на которую Франция имела особые виды, оставалась под французским протекторатом еще почти 10 лет – до 1957 года. 7 сентября 1949 года на основе Тризонии была создана Федеративная Республика Германия. В истории послевоенной Европы была перевернута новая страница, на которой оккупационным зонам предстояло стать суверенными государствами.

В советской зоне оккупации вплоть до 1948 года активно проводилась политика денацификации, в рамках которой производилось очищение местного административного аппарата от бывших активистов НСДАП, а также от потенциальных противников Советского Союза, включая представителей буржуазных политических партий. Создание Федеративной Республики Германия Советским Союзом было встречено негативно. Земли, входившие в состав советской оккупационной зоны, не признали образование и конституцию ФРГ, после чего 15 −16 мая 1949 года прошли выборы делегатов Немецкого народного конгресса. 30 мая 1949 года Немецкий народный конгресс принял Конституцию Германской Демократической Республики. В состав ГДР вошли пять земель, находившихся под управлением советской военной администрации – Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Мекленбург и Бранденбург. Таким образом, было создано второе германское независимое государство, находившееся, в отличие от ФРГ, под идеологическим, политическим и военным контролем Советского Союза.

Таким образом, в действительности раздел Германии был осуществлен скорее по инициативе западных держав, очень боявшихся прихода к власти в послевоенной Германии левых сил и превращения ее в дружественную Советскому Союзу страну. Именно Иосиф Сталин еще на Тегеранской конференции показал себя последовательным противником расчленения Германии на независимые государства, а в 1945 году, уже после победы, заявил о том, что Советский Союз не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию. Лишь когда Запад открыто пошел на создание на своих оккупационных зонах нового германского государства, Советскому Союзу не оставалось иного выхода, кроме как поддержать создание Германской Демократической Республики.

На сорок с лишним лет на месте Германии образовалось два независимых государства, одно из которых принадлежало к западному блоку, а другое – к социалистическому лагерю. ФРГ стала одним из ключевых военно-политических союзников США в Европе и фундаментом НАТО. Предательская политика советского руководства на рубеже 1980-х – 1990-х гг., в свою очередь, привела к тому, что ГДР прекратила свое существование, войдя в состав ФРГ, но Запад своих обещаний не выполнил – ФРГ осталась в НАТО, на ее территории остались американские базы и войска, она до сих пор играет важнейшую роль в антироссийской военной стратегии США в Европе.

Совершенно понятно, что во время войны любая страна, которая в ней участвует надеется на то, чтобы одержать в ней победу.

Но далеко не в каждой войне за всю историю Нового и Новейшего времени речь шла об уничтожении побежденного государства. Чаше всего, мирные договоры предусматривали некоторую аннексию части территории потерпевшего поражение в пользу победителя, а также контрибуцию , на получение которой победителю можно было расчитывать лишь при том условии, что её будет кому выплачивать.
Хотя, конечно же, были и исключения. Например, разделы Речи Посполитой в XVIII веке , в результате которых это польско-литовское государство, образованное по Люблинской унии 1569 г. объединением Великого княжества Литвоского и Польского королевства, было поэтапно ликвидировано путем его расчленения соседями Пруссией, Австрией и Россией.

Другое дело, войны ХХ века .

По итогам Первой мировой войны политическая карта мира (и в особенности Европы) стала совершенно непохожей на ту, на которой были обозначены государственные границы по состоянию на 28 июня 1914 года. Были уничтожены Австро-Венгерская и Османская империи, Германская - потеряла значительные части своей территории (около 20%, не считая колоний). Россию же, скорее всего, ожидала судьба Турции или Австро-Венгрии, но она достаточно быстро сумела восстановиться хотя и под другим названием - СССР.

Вторая мировая война была логическим продолжением предшествующей ей мировой бойни начала ХХ века, но только более жестокой и направленной на частичное или полное уничтожение сошедшихся в ней государств. О гитлеровских планах глобального передела Европы и всего мира подробно расказывать не имеет особого смысла, они широко известны. К тому же в период 1938 - 1941 гг. они вполне успешно воплощались в жизнь: полностью была ликвидирована суверенная государственность всех стран, подвергшихся германской оккупации, да и полностью суверенными саттелитов Третьего рейха вряд ли можно назвать.

Ну а война Германии с Советским Союзом , начавшаяся 22 июня 1941 года велась на поное уничтожение его государственности и расчленение его территории без какого-либо потенциального предоставления самостоятельности любой из его частей (См.: план "Ост").

Разумеется, в ходе Второй мировой войны, страны Антигитлеровской коалиции , ставшие союзниками вопреки своим политическим устремлениям, в силу сложившейся политической ситуации (которая стала таковой во-многом по их вине (не забывая о пресловутом "пакте Молотова - Риббентропа" 1939 г., стоит вспомнить и о Мюнхенском соглашении 1938 г., развязавшем Гитлеру руки), даже в самые тяжелые годы войны должны были думать о том, как обезопасить мир от возможности повторения агрессии со стороны главного противника - Германии.

И, конечно же, в первую очередь эти мысли были направлены на то, чтобы уничтожить Германию как единое государство и не дать ей возможности развязать новую войну.

Планы о разделе Германии союзниками по Антигитлеровской коалиции стали разрабатываться ещё весной 1942 года , когда до Победы было ещё очень далеко.

Но прежде чем рассмотреть эти проекты, предлагаю вспомнить, как была разделена побежденная Германия в 1945 году согласно решениям Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) , на которой было принято окончательное решение об оккупации Германии и разграничении оккупационных зон, что в итоге привело к её разделению в 1949 г. на ФРГ и ГДР (а также Западный Берлин).

Раздел Германии в 1945 году:

(Непонятным флагом на этой карте обозначена Саарская область Германии,
Являвшейся протекторатом Франции с 1947 по 1956 г.).

Если вам кажется, что с Германией в 1945 г. поступили слишком жестоко, то советую зайти под кат и прочитать, каковы были планы, предлагаемые и рассматриваемые союзниками по Антигитлеровской коалиции, предшествующиее окончательному плану, принятому на Ялтинской конференции и окончательно утвержденному в Потсдаме.

Первый (или по крайней мере один из первых) план о расчленении Германии после войны был разработан и предложен заместителем госсекретаря США Самнером Уэллесом весной 1942 года, после того, как США оказались втянутыми во Вторую мировую войну, стали союзниками СССР, а также после того, как стало понятно, что гитлеровский план быстрого завоевания СССР ("Барбаросса") провалился, что стало очевидным в ходе контрнаступления РККА под Москвой в декабре 1941 - феврале 1942 г., и что без СССР американцам войну с союзником Германии Японией выиграть никак не получится.

Самнер Уэллес


План Самнера Уэллеса предусматривал расчленение Германии на три государства в соответствии с историко-религиозными границами: Юго-Западную Германию (Бавария и Гессен) с преобладанием католического населения, Северную Германию (Ганновер и Вестфалия) и Восточную Германию (Пруссия и Саксония), в которых преобладают католики.
При этом вся территория Восточной Пруссии должна была перейти Польше.

На Тегеранской конференции 1 декабря 1943 года два совершенно разных плана по разделу Германии предложили президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль.

Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции



По плану Рузвельта Германия должна была быть расчленена на пять государств: республику Ганновер, республику Гессен, республику Баварию, республику Саксонию и республику Пруссию. Восточная Пруссия опять-таки должна была полностью достаться Польше.

Черчилль предлагал передать Польше не только всю Восточную Пруссию, но и значительную часть Силезии, разделив Германию на Северную (разумеется, под контролем Англии), Западную (Вестфалию), которая также должна была находится под неусыпным контролем из Лондона. А большую часть южной Германии (Баварию и Гессен) обединить с Австрией и Венгрией в некую "Дунайскую конфедерацию".

На Тегеранской конференции Сталин выступил категорически против планов своих союзников, в особенности по поводу идеи Черчилля об образовании конфедерации из придунайских государств. Но при этом он согласился с необходимостью отделения от Германии Восточной Пруссии, однако, разделив её между Польшей и СССР.
Также Сталин высказал предложение по поводу послевоенных границ Польши, предусматривавшее компенсировать Польше потери её восточных воеводств, вошедших в состав СССР (УССР и БССР) в 1939 г. за счет разгромленной в будущем Германии. Это предложение Сталина, как и его идея о границе между Польшей и СССР в соответствии с так называемой "линией Керзона" , было принято.



Позиция Сталина была настолько весомой, что даже в плане Г. Моргентау, передача северной части Восточной Пруссии Советскому Союзу была учтена. Впрочем, о плане министра финансов США Генри Моргентау о разделе Германии стоит остановиться несколько подробнее.

Генри Моргентау


Этот план был утвержден в сентябре 1944 года на 2-й англо-американской конференции (без участия СССР) в канадском Квебеке.

Согласно ему Германия должна была быть уничтожена практически полностью. На её месте образовывались две Гемании: Северная (Ганновер, Мекленбург, Саксония и Тюрингия) и Южная (Бавария и Вюртемберг). Вся западная часть Германии (Ольденбург, Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн) передавались под международный контроль (как это было после Первой мировой войны, кагда по решениям Версальской конференции была образована Рейнская демилитаризованная зона), Саар переходил Франции, а вся Верхняя Силезия и большая часть Восточной Пруссии - Польше.


Но кроме этого, по плану Моргентау предполагалось лишить даже расчлененную Германию всей тяжелой промышленности и превратить её в аграрную страну.

Несмотря на то, что план Моргентау в конечном итоге был отклонен, действия британской и американской администрации в оккупационных зонах после 1945 года вполне соответствуют наиболее важным его пунктам (кроме территориальных).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что решения Ялтинской конференции, решившие судьбу послевоенной Германии, были самыми мягкими по отношению к поверженному противнику, если сравнивать их с теми, что предлагались Уэллесом в 1942 г., Рузвельтом и Черчиллем в 1943 г. и Моргентау в 1944 г.

Черчилль, Рузвельт и Сталин в Ялте (январь 1945 г.)


Конечно же, на протяжении 45 лет Германия была разделенной: сначала на четыре оккупационные зоны (кстати, я до сих пор не понимаю, за какие такие заслуги Франция получила собственную зону и приращение территоррии за счет Германии? Впрочем, это отдельная тема), а потом - с 1949 до 1990 г. - на два (а если считать Западный Берлин, то три) отдельных государства.

Вопрос о том, возможно было бы ли объединение Германии в 1990 году без доброй воли со стороны СССР является хотя и дискуссионным, но весьма интересным, особенно если вспомнить, что та же Англия выступала противником этого объединения.
Но несомненным, на мой взгляд, является то, что если бы в 1945 году был реализован не план, принятый в Ялте, а любой из тех проектов, которые предлагались США и Англией в 1942 - 1944 гг., но современной единой Германии не существовало бы до сих пор.

И напоследок объясню, почему меня заинтересовала эта тема .
Дело в том, что с учетом взаимовыгодных геополитических интересов я считаю Россию и Германию естественными союзниками в современном мире. Они таковыми являлись еще с середины ХIX века (в особенности после того, как была образована единая Германская империя). И корни двух глобальных катастроф - мировых войн 1914 - 1918 гг. и 1939 - 1945 гг. следует искать в причинах развала "Союза трех императоров" , после которого началось формирование двух противостоящих друг другу военно-политических блоков - Тройственного союза и Антанты. Ну а дальше последовало то, что вполне уместно назвать цепной реакцией.

Очень хотелось бы надеяться на то, что необходимость союза России и Германии будет осознана обеими странами в самом ближайшем будущем.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

После войны Германия лежала в руинах. Промышленность была уничтожена, продукты выдавались по карточкам. Но в 1948 году произошло «чудо». Стали открываться заводы, на полках появились товары, а немецкая марка стала самой желаемой валютой в мире.

Давайте узнаем, каким образом всего за несколько лет ФРГ вновь стала одной из ведущих держав мира.

План Маршалла

Первые послевоенные года в Германии прозвали «нулевыми». Как писал впоследствии «отец» немецкого чуда – Людвиг Эрхард: «То было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно кото­рым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - пара ботинок, раз в пятьдесят лет - по одному костюму».

Первым шагом к выходу Германии из этого кризиса стал общеизвестный «план Маршалла».

Помимо подготовки почвы для последующей холодной войны, перед ним стояли четкие экономические задачи. Западная Европа всегда была важнейшим рынком для американского капитализма. Еще во времена «Великой депрессии» США смогли выбраться из кризиса, завоевав европейский рынок сбыта.

«Механизм» простой – чем больше спрос в Европе, тем больше предложения от США, тем больше там рабочих мест, тем выше покупательская способность у американских граждан.

В послевоенное время Европа как никогда нуждалась в американских товарах. Одна только проблема – покупать их было не на что, национальные валюты обесценивались. Поэтому в 1947 году США оказались на перепутье – либо отказываться от перспективных рынков и замедлить рост собственной экономики, либо оказать послевоенной Европе материальную поддержку и получить не только «постоянного покупателя и клиента», но еще и союзника. США поставили на второе и не прогадали.

В соответствии с «план Маршалла», Германии за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. И хотя «план» не был главной действующей силой послевоенного восстановления Германии, он позволил осуществить впоследствии то, что назовут «германским чудом». За несколько лет производство, как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции превысит довоенный уровень.

«Благосостояние для всех»

Главным создателем «новой Германии» был не американский госсекретарь, а первый министр экономики ФРГ, впоследствии федеральный канцлер – Людвиг Эрхард. Основная концепция Эрхарда содержалась в постулате, что экономика – не бездушный механизм, она держится на живых людях со своими желаниями, стремлениями и потребностями.

Таким образом, фундаментом для экономического возрождения Германии должно было стать свободное предпринимательство. Эрхард писал: «Идеальной мне видится ситуация, где обычный человек может сказать: у меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить существование себе и моей семье».

Государству в политике Эрхарда отводилась роль «ночного стража», который «оберегал» предпринимательскую деятельность от монополии, внешней конкуренции, высоких налогов и прочих факторов, стоявших на пути либерального рынка.

Введение свободной рыночной экономики в послевоенной Германии было не простым решением. Это была исключительно инициатива Эрхарда, «антизакон», который противоречил политике оккупационных властей и сводил «на нет» все предыдущие попытки вытащить Германию из кризиса, путем плановой экономики и государственного регулирования.

И он сработал. Некоторое время спустя два француза Жак Рюефф и Андрэ Пьетр, бывшие в то время в Германии, писали: «Только очевидцы могут рассказать о том мгновенном действии, которое оказала валютная реформа на заполнение складов и богатство витрин. Со дня на день стали наполняться товарами магазины и возобновлять работу заводы. Накануне на лицах немцев была написана безнадежность, на следующий день целая нация с надеждой смотрела в будущее».

Новая марка

Но для свободного предпринимательства было необходимо еще одно важное условие – валютная стабильность. В послевоенное время рейхсмарка ценилась не больше чем когда-то «керенки» в РСФСР.

21 июня 1948 года была проведена денежная реформа, направленная на конфискацию обесцененных денег и создание твердой валюты. Так появилась дойчмарка, впоследствии прославившаяся как одна из самых стабильных валют XX века.

Денежная реформа готовилась в строжайшей секретности. Во-первых, чтобы не спровоцировать вмешательства СССР, во-вторых, с целью избежать панического избавления от старых рейхсмарок.

Но накануне реформы слухи все равно просочились в массы, вызвав настоящую «шоппинговую истерию» - немцы пытались купить все, что еще можно было купить за деньги. В результате, цены на черном рынке подскочили до астрономических высот.

Обменный курс старой валюты на новую носил исключительно конфискационный характер. Во-первых, за 10 старых марок давали одну новую, при одинаковой платежной способности. Во-вторых, каждый совершеннолетний мог поменять 21 июня единовременно только 400 рейхсмарок на 40 дойчмарок, а потом еще 200 рейхсмарок на новые 20 в течение нескольких дней. По истечению срока все оставшиеся рейхсмарки либо частично сохранялись в банках, либо обесценивались.

Путем таких жестких мер, Эрхарду удалось обеспечить стабильный курс новой валюты, а также добиться равномерного распределения средств между разными слоями населения, в то время как до этого большая часть валюты страны была сконцентрирована в руках небольшой, но очень богатой группы людей. Теперь же формировался широкий и устойчивый средний класс.

В 50-е годы немецкая марка стала одной из самых надежных валют мира, в которой хранили свои сбережения жители многих стран. Даже когда DM в 1977 году обесценилась почти вдвое по сравнению с 1950-м годов, ее покупательная способность оставалась одной из лучших в мире.

Свободу ценам!

Буквально через несколько дней после денежной реформы цены были «отпущены на свободу». Отныне ценовая политика строилась на принципе либерализации, с одной лишь оговоркой, что государство сохраняло за собой право частичного контроля над ними. Так им был составлен список «уместных цен» на некоторые продукты потребления, а также принят запрет произвольного повышения цен, чтобы избежать жадности предпринимателей.

За ним последовали антимонопольные указы, согласно которым доля одной компании на рынке не могла превышать 33%, двух или трех - 50%, а четырех или пяти - не более 65%.

Были введены налоговые льготы, что отвадило компании от «теневого бизнеса». В общем, цифры говорят лучше всяких слов. К 1950-му году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1962 превосходила его в три раза.

Однажды после восстановления экономики Германии, ее выхода на первые позиции мирового рынка у Эрхарда спросили, в чем же залог успешного развития экономики. На это он ответил: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих и умелая политика правительства».

Первые послевоенные года в Германии прозвали «нулевыми». Как писал впоследствии «отец» немецкого чуда - Людвиг Эрхард: «То было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно кото-рым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - пара ботинок, раз в пятьдесят лет - по одному костюму».

Первым шагом к выходу Германии из этого кризиса стал общеизвестный «план Маршалла».

Помимо подготовки почвы для последующей холодной войны, перед ним стояли четкие экономические задачи. Западная Европа всегда была важнейшим рынком для американского капитализма. Еще во времена «Великой депрессии» США смогли выбраться из кризиса, завоевав европейский рынок сбыта.

«Механизм» простой - чем больше спрос в Европе, тем больше предложения от США, тем больше там рабочих мест, тем выше покупательская способность у американских граждан.

В послевоенное время Европа как никогда нуждалась в американских товарах. Одна только проблема - покупать их было не на что, национальные валюты обесценивались. Поэтому в 1947 году США оказались на перепутье - либо отказываться от перспективных рынков и замедлить рост собственной экономики, либо оказать послевоенной Европе материальную поддержку и получить не только «постоянного покупателя и клиента», но еще и союзника. США поставили на второе и не прогадали.

В соответствии с «план Маршалла», Германии за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. И хотя «план» не был главной действующей силой послевоенного восстановления Германии, он позволил осуществить впоследствии то, что назовут «германским чудом». За несколько лет производство, как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции превысит довоенный уровень.

«Благосостояние для всех»

Главным создателем «новой Германии» был не американский госсекретарь, а первый министр экономики ФРГ, впоследствии федеральный канцлер - Людвиг Эрхард. Основная концепция Эрхарда содержалась в постулате, что экономика - не бездушный механизм, она держится на живых людях со своими желаниями, стремлениями и потребностями.

Таким образом, фундаментом для экономического возрождения Германии должно было стать свободное предпринимательство. Эрхард писал: «Идеальной мне видится ситуация, где обычный человек может сказать: у меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить существование себе и моей семье».

Государству в политике Эрхарда отводилась роль «ночного стража», который «оберегал» предпринимательскую деятельность от монополии, внешней конкуренции, высоких налогов и прочих факторов, стоявших на пути либерального рынка.

Введение свободной рыночной экономики в послевоенной Германии было не простым решением. Это была исключительно инициатива Эрхарда, «антизакон», который противоречил политике оккупационных властей и сводил «на нет» все предыдущие попытки вытащить Германию из кризиса, путем плановой экономики и государственного регулирования.

И он сработал. Некоторое время спустя два француза Жак Рюефф и Андрэ Пьетр, бывшие в то время в Германии, писали: «Только очевидцы могут рассказать о том мгновенном действии, которое оказала валютная реформа на заполнение складов и богатство витрин. Со дня на день стали наполняться товарами магазины и возобновлять работу заводы. Накануне на лицах немцев была написана безнадежность, на следующий день целая нация с надеждой смотрела в будущее».

Новая марка

Но для свободного предпринимательства было необходимо еще одно важное условие - валютная стабильность. В послевоенное время рейхсмарка ценилась не больше чем когда-то «керенки» в РСФСР.

21 июня 1948 года была проведена денежная реформа, направленная на конфискацию обесцененных денег и создание твердой валюты. Так появилась дойчмарка, впоследствии прославившаяся как одна из самых стабильных валют XX века.

Денежная реформа готовилась в строжайшей секретности. Во-первых, чтобы не спровоцировать вмешательства СССР, во-вторых, с целью избежать панического избавления от старых рейхсмарок.

Но накануне реформы слухи все равно просочились в массы, вызвав настоящую «шоппинговую истерию» - немцы пытались купить все, что еще можно было купить за деньги. В результате, цены на черном рынке подскочили до астрономических высот.

Обменный курс старой валюты на новую носил исключительно конфискационный характер. Во-первых, за 10 старых марок давали одну новую, при одинаковой платежной способности. Во-вторых, каждый совершеннолетний мог поменять 21 июня единовременно только 400 рейхсмарок на 40 дойчмарок, а потом еще 200 рейхсмарок на новые 20 в течение нескольких дней. По истечению срока все оставшиеся рейхсмарки либо частично сохранялись в банках, либо обесценивались.

Путем таких жестких мер, Эрхарду удалось обеспечить стабильный курс новой валюты, а также добиться равномерного распределения средств между разными слоями населения, в то время как до этого большая часть валюты страны была сконцентрирована в руках небольшой, но очень богатой группы людей. Теперь же формировался широкий и устойчивый средний класс.

Буквально через несколько дней после денежной реформы цены были «отпущены на свободу». Отныне ценовая политика строилась на принципе либерализации, с одной лишь оговоркой, что государство сохраняло за собой право частичного контроля над ними. Так им был составлен список «уместных цен» на некоторые продукты потребления, а также принят запрет произвольного повышения цен, чтобы избежать жадности предпринимателей.

За ним последовали антимонопольные указы, согласно которым доля одной компании на рынке не могла превышать 33%, двух или трех - 50%, а четырех или пяти - не более 65%.

Были введены налоговые льготы, что отвадило компании от «теневого бизнеса». В общем, цифры говорят лучше всяких слов. К 1950-му году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1962 превосходила его в три раза.

Однажды после восстановления экономики Германии, ее выхода на первые позиции мирового рынка у Эрхарда спросили, в чем же залог успешного развития экономики. На это он ответил: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих и умелая политика правительства».

После Второй мировой войны Германия была поделена на оккупационные зоны. По поводу того, как в них жилось, сегодня можно прочитать и услышать разные мнения. Часто прямо противоположные.

Денацификация и перевоспитание

Одной из главных задач, которые поставили перед собой союзники после поражения Германии — денацификация страны. Все взрослое население страны прошло анкетирование, подготовленное «Контрольным советом по Германии». В анкете «Erhebungsformular MG/PS/G/9a» был 131 вопрос. Анкетирование было добровольно-принудительным.

Отказников лишали продуктовых карточек.

На основании опроса все немцы поделены на «не замешанных», «оправданных», «попутчиков», «виновных» и «виновных в высшей степени». Граждане из трех последних групп представали перед судом, который определял меру вины и наказание. «Виновные» и «виновные в высшей степени» отправлялись в лагеря для интернированных, «попутчики» могли искупить вину денежным штрафом или имуществом.

Понятно, что такая методика была несовершенной. Круговая порука, коррупция и неискренность опрашиваемых делали денацификацию малоэффективной. Сотням тысяч нацистов удалось избежать суда и по подложным документам по так называемым «крысиным тропам», а спустя всего несколько лет — занять видные должности в госаппарате ФРГ. Так, третий федеральный канцлер ФРГ Курт Георг Кизингер был счленом НСДАП с 1933 года.

Союзники организовали в Германии масштабную кампанию по перевоспитанию немцев. В кинотеатрах непрерывно шли фильмы о зверствах нацистов. Ходить на сеансы жители Германии также должны были в обязательном порядке. Иначе могли лишиться все тех же продуктовых карточек. Также немцев водили на экскурсии в бывшие концлагеря и вовлекали в проводимые там работы. Для большинства гражданского населения полученная информация была шокирующей. Геббельсовская пропаганда в годы войны рассказывала им о совсем другом образе нацизма.

Демилитаризация




По решения Потсдамской конференции в Германии должна была пройти демилитаризация, включающая в себя демонтаж военных заводов. Принципы демилитаризации западные союзники приняли по своему: в их зонах оккупации не только не спешили демонтировать заводы, но и активно восстанавливали их, при этом стараясь повысить квоту выплавки металлов и желая сохранить военный потенциал западной Германии для будущей войны с СССР.

К 1947 году в английской и американской зонах только было скрыто от учета более 450 военных заводов.

Советский Союз был в этом отношении честнее. По данным историка Михаила Семиряги, за один год после марта 1945 года высшие органы власти Советского Союза приняли около тысячи решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Однако это количество не идет ни в какое сравнение с числом мощностей, разрушенных войной в СССР. Количество демонтированных немецких предприятий составило менее 14% от довоенного числа советских заводов. По данным Николая Вознесенского, тогдашнего председателя Госплана СССР, поставками трофейного оборудования из Германии было покрыто только 0,6% прямого ущерба СССР

Мародерство



До сих пор дискуссионной является тема мародерства и насилия в отношении мирного населения в послевоенной Германии. Сохранилась масса документов, свидетельствующих о том, что западные союзники вывозили ценное имущество граждан побежденной Германии буквально кораблями.

«Отличились» в сборе трофеев и некоторые советские офицеры. Так, у маршала Жуков, когда в 1948 году он впал в немилость, обнаружили и конфисковали 194 предмета мебели, 44 ковра и гобелена, 7 ящиков с хрусталем, 55 музейных картин и другие предметы роскоши. Всё это было вывезено из Германии.

Что касается солдат и офицеров Красной Армии, случаев мародерства по имеющимся документам было зарегистрировано не так много. Советские воины-победители скорее занимались прикладным «барахольством», то есть занимались сбором бесхозного имущества. Когда советское командование разрешило отправку посылок домой, в Союз поехали коробки со швейными иглами, обрезами тканей, рабочими инструментами. При этом отношение ко всем этим вещам было у наших солдат было довольно брезгливым. В письмах родным они оправдывались за все это «барахло».

Странные подсчеты




Самая проблемная тема — тема насилия над мирными гражданами, особенно над немецкими женщинами. Вплоть до перестроечного времени количество тема массового изнасилования немецких женщин не поднималась ни в СССР, ни самими немцами.
В 1992 году в Германии вышла книга двух феминисток, Хельке Зандер и Барбары Йор, «Освободители и освобожденные», где появилась шокирующая цифра: 2 миллиона.

Обоснование этой цифры оставляло большое поле для критики: данные основывались на учете в одной только немецкой клинике, а потом были помножены на общее количество женщин. В 2002 году вышла книга Энтони Бивора «Падение Берлина», в которой автор привел эту цифру, не уделив внимания ее критике, а источники данных были описаны фразами «один доктор сделал вывод», «видимо», «если» и «представляется».

По оценкам двух главных берлинских госпиталей, число жертв изнасилованных советскими солдатами колеблется от девяноста пяти до ста тридцати тысяч человек. Один доктор сделал вывод, что только в Берлине было изнасиловано примерно сто тысяч женщин. Причем около десяти тысяч из них погибло в основном в результате самоубийства. Число смертей по всей Восточной Германии, видимо, намного больше, если принимать во внимание миллион четыреста тысяч изнасилованных в Восточной Пруссии, Померании и Силезии. Представляется, что всего было изнасиловано порядка двух миллионов немецких женщин, многие из которых (если не большинство) перенесли это унижение по нескольку раз.



В 2004 году эта книга была издана и в России, подхвачена в качестве «аргумента» антисоветчиками, которые и распространили миф о невиданной жесткости советских солдат в оккупированной Германии.

На деле по документам такие факты считались «чрезвычайными происшествиями и аморальным явлением», за что следовало наказание. С насилием над мирным населением Германии боролись на всех уровнях, а мародеры и насильники попадали под трибунал. Так, в докладе военного прокурора 1-го Белорусского фронта о противоправных действиях в отношении гражданского населения за период с 22 апреля по 5 мая 1945 года есть такие цифры: по семи армиям фронта на 908,5 тысяч человек зафиксировано 124 преступления, из которых 72 изнасилования. 72 случая на 908,5 тысяч. О каких двух миллионах может идти речь?

Мародерство и насилие над мирным населением было и в западных оккупационных зонах. Наум Орлов своих мемуарах писал: «Охранявшие нас англичане катали между зубов жевательную резинку — что было для нас в новинку — и хвалились друг перед другом своими трофеями, высоко вскидывая руки, унизанные наручными часами…».

Осмар Уйат, австралийский военный корреспондент, которого вряд ли можно подозревать в пристрастности к советским солдатам, в 1945 году писал: «В Красной Армии господствует суровая дисциплина. Грабежей, изнасилований и издевательств здесь не больше, чем в любой другой зоне оккупации. Дикие истории о зверствах всплывают из-за преувеличений и искажений индивидуальных случаев под влиянием нервозности, вызванной неумеренностью манер русских солдат и их любовью к водке. Одна женщина, которая рассказала мне большую часть сказок о жестокостях русских, от которых волосы встают дыбом, в конце концов была вынуждена признать, что единственным свидетельством, которое она видела собственными глазами, было то, как пьяные русские офицеры стреляли из пистолетов в воздух и по бутылкам…».

Другое мнение:

Историк из ФРГ: немок массово насиловали британцы и американцы

«Одна из стойких и излюбленных картин, изображающих Вторую мировую войну, заключается в следующем: освобождая Германию от нацистов, британские и американские войска вели себя вполне пристойно, а вот солдаты Красной Армии изнасиловали сотни тысяч немок в возрасте от восьми до восьмидесяти лет. На самом же деле все обстоит иначе», говорит профессор.

Книга насыщена такими историями, но многие случаи настолько вопиющие, что Гебхардт не решилась, по ее признанию, писать о них. Особенно об издевательствах над детьми.

«Когда американские солдаты входили в города и деревни Третьего рейха, они кричали перепуганным жительницам: „Будешь спать со мной!“ Многие немки шли на это. Кто-то — чтобы спасти себя и своих близких, кто-то — за нехитрые подарки, а кто-то по желанию».

Известны рассказы солдат союзников о том, что в изнасилованиях не было необходимости, поскольку фрейлейн порой соглашались на все за нейлоновые чулки или даже за пачку сигарет. Автор книги — обвиненная, кстати, в антиамериканизме — добавляет, что британцы и французы «старались не отставать» от американцев.

«Комсомольская правда» пишет : «Военные суды тоже были снисходительны к подобным „нарушителям“. Да что там суды, сам британский король иногда брал под защиту своих подданных. Одного из английских солдат под валом неопровержимых улик приговорили к длительному тюремному заключению. Но не прошло и двух лет, как по велению монарха его полностью освободили от уголовной ответственности».

«Если эти сведения правильные, то нам следует самым серьезным образом пересмотреть нашу оценку освобождения Германии союзническими войсками. Кроме того, нужно радикально изменить отношение к тем, кого мы считаем «нашим великим поколением», — отзывается «Дейли мейл».

error: