Естествознание. Александр петелин - естествознание Естествознание pdf

Александр Петелин, Татьяна Гаева, Арон Бреннер

Естествознание

© Петелин А. Л., Гаева Т. Н., Бреннер А. Л., 2010

© Издательство «ФОРУМ», 2010

* * *

Предисловие

Перед вами книга, которую авторам не хотелось бы называть учебником, хотя об этом и говорит надпись на титульном листе. Мы старались написать просто и интересно о достаточно сложных вещах и процессах, чтобы у читателей сложилось представление о том физическом пространстве, в котором мы с вами живем, о том, как образовалась и как устроена Вселенная, да и мы сами, а заодно и остальной живой мир.

Вселенная существует несколько миллиардов лет, Земля чуть меньше. Человек начал осваивать Землю несколько миллионов лет назад. Сначала люди просто старались выжить, и это стоило больших трудов. Однако, судя по имеющимся археологическим находкам, даже в то время человек старался как-то осмысливать свои взаимоотношения с окружающим миром. Конечно, в то время это осмысление ограничивалось в основном приспосабливанием к окружающему, в значительной степени враждебному миру, полному непонятных и страшных явлений и населенному диким опасным зверьем.

Постепенно взаимоотношения человека с природой менялись. Появилось желание попытаться приспособить что-то из окружающего мира для своей пользы. Научились строить жилища, сначала лодки, а затем и корабли. Начали осваивать пространства суши, морей и даже океанов. Появилась настоятельная необходимость научиться ориентироваться. Оказалось, что в этом здорово помогают звезды, пришлось придумать и создать соответствующие инструменты, а заодно и математический аппарат. Научились добывать руду и плавить металл. Вообще все, чему научился и что сейчас умеет делать Человек, ни в сказке сказать, ни пером описать. И если раньше ученый-энциклопедист мог быть одновременно врачом, ботаником, металлургом и т. д., то сейчас существует огромное число практически не связанных друг с другом специальностей. Юрист совсем не обязательно должен досконально разбираться в физической химии, а библиограф – в ботанике и молекулярной биологии. Но… есть знания, которые нужны всем, для того чтобы представлять мир, в котором нам довелось жить. Надеемся, что книга, которую вы держите в руках, поможет вам в этом.

С уважением, авторы.

Часть I. Физическая картина мира

Глава 1. Методы познания мира

Рассмотрим вкратце место естествознания среди методов познания окружающего нас мира.

Вопрос первый: какие вообще существуют методы познания?

Считается, что имеется четыре основных направления, по которым движется человеческое сознание при получении любых сведений, необходимых для создания общей для общества в целом и для каждого человека в отдельности картины мира. Это религия, мистика, философия, наука.

Исследовать подробно каждый из этих путей – сложная, неоднозначная и крайне трудоемкая задача. Мы этим заниматься не станем, охарактеризуем только некоторые, существенные на наш взгляд, черты четырех методов познания для того, чтобы можно было понять отличия, свойственные научному подходу, независимо от того, о каких науках идет речь, и естествознанию как части научного знания.

Религиозные знания получают с помощью непосредственной передачи от некоторых независимых источников, в частности от пророков, которые считаются каналами связи с верховным божеством (божествами); эти знания не подвергаются сомнению и проверке, пользуются неограниченным доверием; основа принципа – вера.

Во время мистических ритуалов человек не отделяет себя от объекта изучения, другими словами, не глядит на объект со стороны, а старается привести себя в состояние, когда и объект, и изучающий его человек становятся единой сущностью. Такие специфические состояния отличаются от обычных состояний повседневной жизни, что позволяет получать доступ к наблюдению явлений как бы со всех сторон сразу.

Философия – это поиски общих принципов описания мира в целом посредством логических размышлений. Философские истины не требуют опытного подтверждения.

Путь науки иной. Он отличается от трех предыдущих тем, что направлен на исследование конкретных явлений и процессов в природе (живой и неживой) и в обществе, на установление устойчивых, повторяющихся связей между явлениями, предметами и их свойствами – законов, которые являются объективными характеристиками изучаемой реальности. Объективность научных истин достигается их идентичностью независимо от места и времени их установления, от индивидуальности (личных качеств, национальности, политических взглядов и т. д.) исследователя, от используемых методов исследования. Исследователь при этом отделен от явления, находится вне его. Процесс исследования не должен влиять на происходящие процессы и строение объектов изучения.

Всеобъемлющее определение научного метода познания дать не просто, и даже, если бы это удалось, на начальной ступени обучения это, возможно, внесло бы дополнительную сложность при освоении курса естествознания. Постараемся в процессе изложения материала вносить уточнения и дополнения, связанные с понятием наука , используя отдельные частные примеры. Надеемся, это поможет более точно охарактеризовать роль науки в современном обществе.

Человеческий разум устроен таким образом, что все, что попадает в его поле зрения, проходит этапы сортировки и систематизации. Вначале выделяется самое основное, самое важное, на что следует обратить внимание, остальное менее существенное либо откладывается в сторону до лучших времен, либо вообще исключается из рассмотрения (забывается). Затем то, что выбрано для рассмотрения, раскладывается «по полочкам» в соответствии с привычными критериями (признаками) – весом, размером, вкусом, цветом и т. д. Эти же принципы мышления лежат и в основе научного метода познания. Используем их вначале для описания общих свойств самой науки. Какая она? Или какие они? Их же, как известно, довольно много. Чем отличаются, чем похожи, т. е. как их можно классифицировать?

Рассмотрим самое известное деление наук на две основные группы: гуманитарные и естественные науки.

Выделенные группы отличаются друг от друга предметом изучения. Гуманитарные науки занимаются изучением собственно человека, его взаимоотношений с природой, с другими людьми. Исследуются группы людей, сообщества, классы, ну и целиком человеческое общество – его формации, история, культура, его современная жизнь и развитие.

Естественные науки занимаются изучением внешнего по отношению к человеку как к индивиду и внешнего по отношению к обществу мира. В этот внешний мир входит все природное, что мы видим вокруг себя: земля, вода, воздух, горы, равнины, океаны, все, что существует на нашей планете, сама планета Земля и другие известные планеты, Солнце, звезды. В него входит то, что мы не можем разглядеть невооруженным глазом, но из чего состоит все вышеперечисленное: молекулы, атомы, электроны и другие микрочастицы, фотоны. В него также входит все, что когда-либо создано человеком и находится с тех пор под воздействием природных субстанций и сил: здания, орудия труда, средства транспорта, различные машины, металлические конструкции, различные бытовые и промышленные изделия, современные электростанции и предприятия, компьютеры, космические аппараты – этот список можно продолжать до бесконечности. Кроме того, во внешний мир входит вся живая природа, которая находится на поверхности Земли, растения, животные, микроорганизмы. Если когда-нибудь обнаружится присутствие жизни на других планетах или в других планетных системах, то эта внеземная жизнь тоже войдет во внешний по отношению к человеку мир. И наконец, во внешний мир входит и сам человек, как составляющая часть биосферы Земли. Естественные науки занимаются строением человеческого тела, его жизненными функциями, его болезнями(!), физико-химическими процессами, происходящими в живых тканях и органах человека.

Учитывая такой огромный объем вопросов, которыми занимается естествознание, и понимая, какой труд необходим, чтобы охватить все перечисленные области, возникает…

Вопрос второй: какова (каковы) причина (причины) существования такой обширной области научного знания, какой является естествознание, и нельзя ли обойтись меньшим количеством знаний о внешнем мире?

Действительно, исследование всех упомянутых направлений, всей Вселенной во всех аспектах требует концентрации умственных усилий большого количества способных, склонных к научному анализу людей и, несомненно, очень значительных финансовых затрат. Вместе с тем естественно-научное знание существовало во все века и тысячелетия развития цивилизации. И в настоящее время все государства вкладывают в развитие естественных наук с каждым годом все большие средства. В чем тут дело? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, каждый человек может найти самостоятельно. Представим себе, что на исследования не будут выделяться деньги. Это возможно, и это действительно часто происходило, например, в неурожайные годы, во времена стихийных бедствий или затяжных войн, когда денег едва хватало для поддержания государственных институтов, для предотвращения болезней и голода. Прекращались ли в такие периоды научные изыскания? Замедление темпов развития естественных наук в тяжелые для государств времена происходило, однако полностью научная мысль не останавливалась никогда. Находились люди, для которых изучение движения небесных светил, темпов роста растений, процессов взаимодействия между собой веществ, имеющих различные свойства и природу, было интересно само по себе, независимо от получаемого вознаграждения. Значит, людей всегда волновал вопрос: как устроен мир?

Слишком много книг? Вы можете уточнить книги по запросу «Естествознание» (в скобках показано количество книг для данного уточнения)

Переключить стиль отображения:

Единая картина мира. Системно-структурный метод

Отсутствует

Мир не прост, хотя в своей целостности един. Однако, познавая его все шире и глубже, мы постоянно сталкиваемся с все возрастающим количеством новых проблем. Решив одни, возникают другие, не менее сложные, и т. д., и т. п. Современная наука настольно разрослась, специализировалась и дифференцировалас…

География – это наука и о том, как устроена наша планета, и о том, как живут на ней люди. На протяжении тысячелетий менялось представление человечества о Земле. В древности люди считали, что Земля плоская и покоится на слонах. Сегодня это представление далеких предков вызывает у нас улыбку. А хорошо…

Известный ученый-натуралист и популяризатор науки приглашает в грандиозное путешествие длиной в четыре миллиарда лет – к истокам жизни на Земле. По мере погружения в прошлое к нам, людям, присоединятся другие “пилигримы”, ищущие собственных прародителей. И тогда выяснится, что у нас общая история – …

Отсутствует

Книга раскрывает иные грани нашей жизни. Читатель получит более углубленное понимание о себе самом и своем внутреннем мире. Это поможет разобраться в своих делах и навести порядок в семейных отношениях.…

Отсутствует

Опубликованная в 1859 году книга Чарльза Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора” потрясла западное общество. Однако Дарвин едва ли мог вообразить, что поднятая им буря не уляжется даже через полтора столетия. Хотя серьезные ученые и многие теологи сейчас признают правоту эволюциониз…

Отсутствует

Книга в увлекательной форме познакомит школьников с волшебными химическими процессами, удивительными явлениями живой природы и физическими законами. В издании приводится подробное пошаговое описание множества интересных опытов, которые ребенок сможет провести сам или под наблюдением родителей. Там …

Эта книга поможет маленькому читателю узнать, что такое Вселенная, сколько планет в нашей Солнечной системе, почему у комет появляется светящийся хвост, когда человек впервые покорил космос. Увлекательное и серьёзное издание для каждого ребёнка. Отличная помощь в его развитии. …

Данная книга раскрывает красоту и богатство природы нашей страны. Юный читатель познакомится с морями и океанами, озерами и реками России, узнает о равнинах и горах, вулканах и гейзерах. Ему будет интересна информация о специфике российского климата и погоды, о проблемах охраны природы и уникальных…

Отсутствует

«Большая книга занимательных наук» – это уникальный сборник книг Я.И. Перельмана, в котором собраны классические пособия по алгебре, геометрии, физике. В нем вы найдете занимательные задачи и опыты, нестандартные головоломки и необычные сюжеты. Увлекательные физические викторины научат логически ра…

Рассматривая естествознание как важнейший феномен культуры, автор уделяет особое внимание истории, философии и методологии наук о природе. Анализируются проблемы пространства и времени. Дается обзор современного состояния наук о природе. Излагаются концепции физики, химии, геологии, биологии и геог…

Книга адресована увлеченным и любопытным школьникам среднего возраста, а также их родителям. В игровой форме вы познакомитесь со многими физическими и химическими явлениями, освоите геометрические измерения, удивите друзей фокусами и самоделками. …

Отсутствует

Цель данного учебника – помочь студентам овладеть содержанием курса «Концепции современного естествознания», посвященного фундаментальной сфере современной культуры – науке. Учебник ориентирует на формирование у студентов компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по социогуманитарным направлениям подго…

Отсутствует

Существует достаточно важная группа принципов исследования научного знания, которая может быть получена простым развитием соображений, касающихся вообще места сознательного опыта в системе природы, описываемой в нем же самом физически (то есть не в терминах сознания, «субъекта»). Вытекающие отсюда …

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов. Учебник знакомит учащихся 5—6…

Учебное пособие предназначено для организации тематического и итогового контроля учащихся 3 класса общеобразовательной начальной школы по предметной области «Окружающий мир». Задания разного типа и уровня сложности проверяют не только предметные знания и умения, но и способность учащегося применят…

Эта книга просто и понятно расскажет детям об основных законах природы и материи на примере весёлых опытов. Маленький читатель сможет превратиться в настоящего лаборанта и провести ряд интересных экспериментов. Пошаговая инструкция и понятные весёлые иллюстрации помогут разобраться в ходе процесса.…

Отсутствует

Книга является пособием по одноименному курсу, введенному во всех вузах в качестве обязательного, и соответствует Государственным образовательным ресурсам. В ней в доступной и увлекательной форме рассмотрены закономерности развития науки, ее место в современной культуре и цивилизации, вопросы истор…

Отсутствует

Энциклопедия «Животные мира» откроет вам удивительный мир живой природы! Книга позволит и малышам, и взрослым легко сориентироваться по классам животных (птицы, млекопитающие, насекомые, рептилии, рыбы) и среде их обитания (воздух, земля и вода). Вы узнаете, как каждое животное получило свое назва…

Опыты Тома Тита известны во всем мире. В этой книге вы найдете серию занимательных научных опытов со светом и его свойствами, опыты с тепловой и электромагнитной энергией и многое другое интересное! Все эти опыты не только занимательны, но и легко выполнимы в домашних условиях. …

Отсутствует

Юные читатели, перед вами замечательная книга, написанная специально для тех ребят, которые стремятся стать образованными, интересными и высоко эрудированными собеседниками. Издание откроет вам новое в мире естественных наук, а также объяснит явления, которые казались вам совершенно не понятными: ч…

Отсутствует

В методическом пособии предложен комплекс простых опытов по физике, которые можно проводить как в школе, так и в домашних условиях. Выделены три категории опытов, использование которых позволяет более успешно сформировать естественнонаучные умения учащихся, повысить уровень экспериментальной подгот…

В сборнике представлены рабочие программы к УМК О. С. Габриеляна и Н. С. Пурышевой. Данная линия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень учебников. …

Хотите устроить дома настоящую научную лабораторию? Для этого совершенно не обязательно приобретать дорогостоящее оборудование и реактивы, достаточно будет подручного материала. В нашей книге представлены любопытные эксперименты по физике, химии, биологии, которые можно провести в домашних условиях…

Отсутствует

Учебное пособие состоит из трех частей. В первой части приведены классификация погрешностей измерений, их математические модели и методы обработки результатов измерений. Рассмотрены методы и приборы для измерения температуры, давления, расхода, уровня, геометрических размеров, вибрации, параметров …

Человека всегда тянуло в небо. Вероятно, этим и объясняется его интерес к птицам – этим бесстрашным покорителям воздушной стихии. Ведь недаром крылья являются символом свободы! Тем не менее свобода пернатых не безгранична, у них есть свои, чисто земные, дела. А о том, как живут «небесные» представи…

Подводный мир – самая загадочная часть нашей планеты. Океаны, моря, реки, родники являются родным домом для многих видов животных. Книга посвящена редким и исчезающим представителям водной среды, занесенным в Красную книгу. Они оказались у критической черты по разным причинам, но в наших силах оста…

Отсутствует

Книга рассказывает о Луне: о ее наблюдениях с помощью телескопа, об изучении ее поверхности и недр автоматическими аппаратами и о пилотируемых экспедициях астронавтов по программе «Аполлон». Приведены исторические и научные данные о Луне, фотографии и карты ее поверхности, описание космических аппа…

Отсутствует

Еженедельный календарь «Редкие животные» покажет и расскажет вам об уникальных животных мира. Каждую неделю вы будете узнавать об интересных фактах их жизни. Красочные профессиональные фотографии не оставят вас равнодушными! …

Книга посвящена изучению сознания с холистической точки зрения. Эволюция индивидуального сознания рассматривается от хаоса (дисгармония, «ад») к порядку (гармония, «рай») через реализацию стремления персоны к целостности (Абсолюту). Исследование построено на научном анализе различных состояний созн…

Отсутствует

В учебнике рассмотрены основные концепции современного естествознания, учебный материал которого соответствует государственному образовательному стандарту (программе) по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов юридических специальностей. Предназначен для студентов …

Темно-синее небо, полное звезд, всегда привлекало человечество. Подняв голову, человек видел причудливые фигуры, образованные яркими звездами. Кассиопея, Андромеда, Орион – такие красивые названия созвездий перешли к нам от древних римлян и греков. С развитием техники ученые обнаружили другие интер…

Если вы не можете удовлетворить любопытство вашего ребенка тысячью ответов на сто вопросов «почему?», значит, пора провести несколько веселых и увлекательных опытов с маленьким «почемучкой». Экспериментируя, ребенок сможет сделать для себя множество маленьких научных открытий, увидеть обратную стор…

Отсутствует

Проблема астероидно-кометной опасности, т. е. угрозы столкновения Земли с малыми телами Солнечной системы, осознается в наши дни как комплексная глобальная проблема, стоящая перед человечеством. В этой коллективной монографии впервые обобщены данные по всем аспектам проблемы. Рассмотрены современны…

Читая книгу «Космос и Земля», вы узнаете, как наблюдать за ночным небом – звёздами и планетами, – пользоваться биноклем и телескопом; как устроена астрологическая обсерватория. Получите простые, но незаменимые советы от бывалых путешественников: научитесь читать карты и строить маршруты, ориен…

Звездное небо издавна манит и притягивает нас. Это неудивительно, ведь мы – дети Вселенной в самом прямом смысле. Наша планета, кажущаяся такой огромной, совсем невелика в космическом масштабе. Земля входит в состав Солнечной системы – крошечной части галактики Млечный Путь, которая, в свою очередь…

Отсутствует

Книга «Насекомые России» – полевой определитель. Она поможет вам узнать многих насекомых нашей родины в природе. Имея в руках эту книгу, натуралист будет знать, на какие признаки следует обращать внимание, чтобы как можно более точно определить животное даже при первой встрече. Перечисление основны…

В мире столько всего интересного, о чем ребенку еще предстоит узнать, столько загадок, которые ему нужно будет разгадать. Так зачем откладывать эти маленькие удивительные открытия на потом? Экспериментируйте, проверяйте и доказывайте все необъяснимое и невероятное на первый взгляд вместе с ребенком…

Отсутствует

В монографии обобщены и проанализированы литературные и экспериментальные данные, касающиеся проблемы мацерации растительного сырья ферментами микроорганизмов. Приводятся сведения о составе, свойствах и распространении растительных полисахаридов. Дается детальная характеристика микробных ферментных…

Учебное пособие предназначено для организации текущего и итогового контроля для учащихся 4 класса общеобразовательной школы. Задания разного типа проверяют не только сформированность предметных знаний и умений, но и уровень развития универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, комм…

Как работает естественный отбор? Является ли он достаточным объяснением сложности живых организмов? Возможно ли, чтобы слепая, неуправляемая сила создала столь сложные устройства, как человеческий глаз или эхолокационный аппарат у летучих мышей? Еще Дарвин убедительно ответил на эти вопросы, а наук…

Издательство «АРДИС» представляет уникальную коллекцию аудиоспектаклей для детей. Легко, будто играя, дети погрузятся в яркий и увлекательный мир знаний. А помогут им в этом знаменитые артисты, принявшие участие в записи спектаклей. Двое героев – Маша и Петя, сопровождаемые добрым знакомым – профе…

Хотите устроить дома настоящую научную лабораторию? Для этого совершенно не обязательно приобретать дорогостоящее оборудование и реактивы, достаточно будет подручного материала. В комплекте из 25 карточек представлены любопытные эксперименты по физике, химии, биологии, которые можно провести в дома…

Отсутствует

Энциклопедия содержит более 7000 терминов, определений и понятий, используемых в современных естественных науках – математике, физике, химии, астрономии, а также в различных отраслях техники, транспорта, в энергетике, автоматике, кибернетике, вычислительной и военной технике и др. В энциклопедию вк…

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов. Учебник соответствует Федеральному …

Это пятая книга из серии «Учение Джуал Кхула – Эзотерическое Естествознание». Она содержит статьи по биологии, а также по вопросам праноедения. Здесь мы заново переосмысливаем основы информации, официально признанной наукой и преподаваемой школьникам и студентам. И как всегда, во многом не сходимс…

Книги известного французского писателя Артура Гуда, работавшего под псевдонимом Том Тит, хорошо известны и любимы юными читателями всего мира. В книге, которую вы видите, собраны увлекательные эксперименты. Прочитав книгу вы сможете взглянуть на физику как на интересную и увлекательную игру, ведь м…

В книге собраны сто простых, забавных и эффектных опытов, позволяющих объяснить детям, как устроен мир вокруг нас. Доходчиво и увлекательно автор рассказывает о многих привычных вещах, которые нас окружают и ведут себя по законам физики. Все опыты автор лично проделал сам, большинство сфотографиров…

Отсутствует

В мире столько таинственного и загадочного. Далеко не всем природным и историческим явлениям найдено объяснение, несмотря на то, что наука в настоящее время добилась достаточно хороших результатов. Прочитав эту книгу, вы узнаете многое из того, о чем даже не догадывались. Вы убедитесь, что не стои…

Отсутствует

Изучение курса «Концепции современного естествознания» способствует формированию у студентов научного мировоззрения, основы для понимания значительной части содержания технических, экономических и гуманитарных дисциплин. Изучение курса способствует формированию способности анализировать и применять…

Отсутствует

В сборнике представлены рабочие программы к пропедевтическому курсу «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание». Учебники к данному курсу авторов А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак, а также А. А. Плешакова, Н. И. Сонина и В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой одобрены РАО и РАН и вк…

Окружающий нас мир – это большая живая система! Но как она функционирует? Давно ли на Земле зародилась жизнь? Что возникло раньше: человек, животные, растения или микроорганизмы? Почему пауки не насекомые? Что такое естественный отбор? И наконец, почему дети не похожи на своих родителей? Все это и …

Окружающий мир полон тайн и загадок. Наверняка, вы когда-нибудь сталкивались с явлениями, которые, казалось бы, не объясняются ни одним законом природы, а ведь так хочется узнать, как же это возможно. Разобраться в таком нелегком вопросе поможет данная книга. …

Ричард Докинз – крупный британский биолог, автор теории мемов. Его блестящие книги сыграли огромную роль в возрождении интереса к научно(популярной литературе. Ясность изложения, юмор и железная логика делают даже строго научные труды Докинза доступными широкому кругу читателей. “Расширенный феноти…

Отсутствует

Книга посвящена разработке фундаментальных основ современного научного мировоззрения и гуманистической веры, базирующейся на знании. В простой и доступной (но не упрощённой или вульгарно-популярной) форме изложено эволюционное содержание современных естественных и гуманитарных наук – физики, химии,…

Пособие предназначено учителям, работающим по учебнику О. С. Габриеляна и др. «Естествознание. Базовый уровень. 10 класс». Оно содержит развернутые конспекты уроков, инструкции к проведению лабораторных и демонстрационных опытов, советы по проведению уроков-семинаров и уроков-конференций. Более под…

Отсутствует

Книга рассказывает о происхождении и развитии живых организмов, их строении, функциях, взаимосвязях между собой. Доступно и интересно объясняются термины, явления, научные достижения. Рисунки, фотографии, схемы сделают чтение более увлекательным. Алфавитный указатель поможет быстро найти нужную инф…

Если вы неутомимый исследователь всего загадочного и непознанного, тогда эта книга для вас. На ее страницах вы познакомитесь с законами мироздания, управляющими нашей Вселенной. Эту информацию вам передают гималайские Махатмы, или, по-другому, Вознесенные Учителя. Первая часть Доктрины была записа…

Книга посвящена насекомым – самым многочисленным по видовому разнообразию существам не только в России, но и на всей нашей планете. На их долю среди организмов, населяющих Землю, приходится более 70%! Насекомых можно встретить практически везде – в бетонных «джунглях» мегаполиса, на приусадебном уч…


Все книги можно скачать бесплатно и без регистрации.

NEW. Бочкарёв А.И., Бочкарёва Т.С., Саксонов С.В. Концепции современного естествознания. Учебник. 2008 год. 386 стр. doc в архиве 1.0 Мб.
В учебнике рассмотрены основные концепции современного естествознания с позиций синергетической парадигмы фундаментальности, реализуемой авторами при организации синергетической образовательной среды по дисциплинам кафедры «Современное естествознание» ТГУС. Рассмотрены эволюция современного естествознания от античности до наших дней, концепции самоорганизации в физике, химии, биологии, психологии, принципы целостности естествознания, механизмы языка, принципы синергетики, формирование эволюционного естествознания, созидание синергетической среды в системах различной природы.
Учебник адаптирован к технологии дистанционного обучения «Прометей» и является основной (системообразующей) частью учебно-методического комплекса по этой дисциплине (учебное пособие для самостоятельной подготовки, лабораторный практикум с виртуальными работами, база данных из вопросов (более 3000 вопросов), лекций-презентаций и видеолекций).
Учебник может быть полезен не только студентам вузов, но и аспирантам, магистрам и преподавателям, а также тем, кто интересуется достижениями и проблемами современного естествознания.

Скачать .

NEW. В.П. Бондарев. Концепции современного естествознания. Уч. пособие. 2003 год. 253 стр. doc в архиве 9.6 Мб.
Настоящая книга - победитель конкурса Минобразования России (2000-2001) на создание учебников по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных специальностей и направлений подготовки. Представляет собой обзор развития и современного состояния естественно-научной картины мира. Знакомит с историей, методологией естествознания и с такими его характерными чертами, как системность и модельность. Раскрывает проблемы пространства и времени как базисных понятий естествознания. Вводит читателя в курс концепций различных отраслей естествознания. Рассматривает общие вопросы, связанные с попытками создать теорию глобальной эволюции. Содержит именной указатель, контрольные вопросы и библиографические списки к каждой главе.
Для студентов гуманитарных специальностей вузов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

Аруцев А.А., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О., Слуцкий М.С. Концепции современного естествознания. Уч. пособие. 174 стр. doc в архиве 184 Kб.
Курс "Концепции современного естествознания" аккумулирует историю науки, теоретические, общеначальные и философские аспекты прогресса естественных наук, объяснение и оценку их роли в решении современных технических и, в определенной мере, социальных проблем. Заметим, например, что серьезные социальные перемены и возможности образования социально-ориентированных (справедливых) обществ, в значительной (точнее - в решающей) степени определяются уровнем современного производства, реализацией возможностей научно-технического прогресса, порожденного, в том числе, успехами естественных наук.

Скачать .

В.В. Горбачёв. Концепции современного естествознания. Уч. пособие. 2003 год. 359стр. djvu. 4.6 Мб.
В учебном пособии изложены физические принципы, позволяющие объяснить окружающий нас мир живой и неживой природы с позиций современной, в том числе постнеклассической, физики. Рассмотрены общие фундаментальные физические проблемы движения материальнх объектов в педставлениях классической, квантовой и релятивистской механик, взаимосвязи пространства и времени, модели происхождения, эволюции и организации Вселенной. Изложены физические основы экологии и роль биосферы и ноосферы в жизни человека и синергетические модели в экономике. Пособие содержит интересные факты и гипотезы из различных областей физики и техники, биологии, химии, социологии и других наук. В книгу включены вопросы для самопроверки, обширный список литературы, темы рефератов, словарь терминов, используемых в современном естествознании.
Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. Полезно широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного естествознания.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.. Концепции современного естествознания. Учебник. 6-е изд. перераб. дополн. 2007 год. 640 стр. doc в архиве 3.3 Мб.
В учебнике рассматриваются важнейшие концепции современного естествознания: этапы развития естественно-научной картины мира, современные представления о строении и развитии природы микро-, макро- и мегамиров; эволюция представлений о пространстве, времени и материи; принципы относительности и дополнительности; соотношение неопределенностей; законы сохранения в микро- и макромире; природа элементарных частиц, энергии и вещества; концепции происхождения эволюции живой природы и человека; биосфера и экология; специфика современного естествознания; синергетика; самоорганизация в различных системах, проблемы современного естествознания; мировоззрение и НТР.
Учебник подготовлен в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов вузов, изучающих концепции современного естествознания, преподавателей, аспирантов и учащейся молодежи, интересующейся мировоззренческими и теоретико-познавательными проблемами естествознания и философии.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

Т.Я. ДУБНИЩЕВА. Концепции современного естествознания. Уч. пособие. 6-е испр. доп. изд. 2006 год. 607 стр. doc в архиве 2.9 Мб.
В пособии через научные картины мира и программы гармонично согласованы вопросы истории науки и культуры с вопросами развития естественных наук. При изложении материала использованы системный подход, идеи синергетики и глобального эволюционизма, что способствует формированию целостного мировоззрения. Основные понятия, концепции и законы даны в развитии, показана независимость процесса познания, дающая навыки самостоятельных суждений и способствующая развитию ассоциативного мышления и формированию творческой личности.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

С.Х. КАРПЕНКОВ. Концепции современного естествознания. Учебник. 6-е доп. испр.изд. 2003 год. 488 стр. doc в архиве 15.6 Мб.
Учебник написан в соответствии с Государственными образовательными стандартами (ГОС 2000). В нем изложены вопросы естественно-научного познания окружающего мира, фундаментальные концепции, принципы и законы природы, рассмотрены актуальные проблемы современного естествознания, связанные с изучением природных процессов и свойств вещества на молекулярном уровне, отражены естественно-научные аспекты энергетики, экологии и освещены важнейшие достижения естествознания, лежащие в основе современных наукоемких технологий.
Предназначен для студентов высших учебных заведений. Может быть интересен и полезен широкому кругу читателей.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников редакторы. Концепции современного естествознания. Учебник. 3-е перераб. доп. изд. 2003 год. 317 стр. doc в архиве 434 Кб.
Предыдущие издания (1-е изд. - ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. - ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели - помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение. Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.

. . . . . . . . . Скачать

П.А. Михайлов. Концепции современного естествознания. Учебник. 2008 год. 492 стр. doc в архиве 1.4 Мб.
В учебнике, написанном коллективом преподавателей РГПУ им. Герцена под руководством Л.А.Михайлова - декана факультета безопасности жизнедеятельности, Лауреата премии Президента РФ, представлены новейшие концепции всех естественных наук: биологии, генетики, физики, химии, математики, информатики, биохимии, геологии, антропологии и других. В книге раскрываются социальные последствия новых научных открытий, даются современные технологии обучения в области концепций современного естествознания.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

А.Ф. Лихин. Горбачёв. Концепции современного естествознания. Учебник. 2006 год. 166 стр. djvu. 12.3 Мб.
В учебнике рассмотрены основные концепции современного естествознания, учебный материал которого соответствует государственному образовательному стандарту по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов юридических специальностей.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

Г.И. Рузавин. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Уч. пособие. 2006 год. 301стр. doc в архиве 336 Kб.
В отличие от других учебных пособий, освещает важнейшие концепции естествознания, начиная от механистической и кончая квантово-ре-лятивистской и синергетической.
Особое внимание в книге обращается на связь концепций естествознания с современным научным мировоззрением и философией. Сложные проблемы излагаются ясным и точным языком.
Для студентов высших учебных заведений.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

В.Н. САВЧЕНКО В.П. СМАГИН. НАЧАЛА СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ/ Учебное пособие. 2006 год. 602 стр. doc в архиве 570 Кб.
В данном пособии самым подробным образом рассмотрены основные естественноисторические этапы становления и развития науки, вопросы философии науки и естествознания, фундаментальные концепции, принципы и положения классического механистического и термодинамического, неклассического полевого и квантово-полевого и постнеклассического эволюционно-синергетического и диссипативно-структурного естествознания. Рассмотрены вопросы связи математики и отражаемой ей естественнонаучной реальности мира. В конце каждой главы и некоторых наиболее сложных параграфов даны резюме, предложены вопросы для обсуждения. Дано около 400 тем рефератов и свыше 400 тестовых вопросов для контроля усвоения и аттестации теоретического материала пособия.
Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения гуманитарных и социально-экономических специальностей вузов, а также для обучающихся по дистанционным технологиям. Пособие может быть полезно преподавателям данной учебной дисциплины и широкому кругу лиц других специальностей и профессий, в том числе, студентам естественнонаучных и инженерно-технических специальностей, всем, интересующимся вопросами истории, становления и развития классического, неклассического и постнеклассическтого естествознания, а также проблемами естествознания новейшего времени и его ролью в развитии науки и культуры.

. . . . . . . . . Скачать

Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник. 4-е изд. перераб. дополн. 2006 год. 448 стр. doc в архиве 2.9 Мб.
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Концепции современного естествознания", которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. 4- изд. перераб. дополн. 2003 год. 448 стр. djvu. 2.2 Мб.
Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом РФ по дисциплине «Концепции современного естествознания», входящей в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин. Предназначен для студентов гуманитарных и экономических специальностей высших учебных заведений всех форм обучения.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скачать .

Филин С.П. Концепции современного естествознания. Шпаргалки. 2008 год. 117 стр. PDF. 315 Кб.
В книге вы найдете информативные ответы на все вопросы курса "Концепции современного естествознания" в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

В учебнике изложены основные современные представления о Вселенной, ее образовании, строении и будущем. Рассмотрено строение нашей галактики и Солнечной системы. Приведены сведения о строении Земли. В отдельных разделах даны краткие сведения по физике и химии.

Вторая часть учебника посвящена биологии и экологии в широком смысле этого понятия. Затронуты вопросы экосистем, учения академика Вернадского о биосфере.

Книга написана живым и очень доступным языком, снабжена интересным иллюстративным материалом. Она предназначена для обучения по курсу «Естествознание» в колледжах гуманитарного профиля, а также может быть полезна преподавателям средних учебных заведений. Надеемся, что широкий круг любознательных молодых читателей тоже сможет почерпнуть в ней немало интересного.

Произведение было опубликовано в 2010 году издательством Неолит. Книга входит в серию "Профессиональное образование (Неолит)". На нашем сайте можно скачать книгу "Естествознание" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.


Фpaгмeнты учебника:

ВВЕДЕНИЕ.
Мы будем изучать природу. Наука о природе называется естествознанием. Мы будем изучать землю, воду, воздух; мы будем изучать растения, животных, человека.
Изучать природу необходимо не только для того, чтобы знать, что происходит в природе. Это необходимо и для того, чтобы понимать, как человек своим трудом покоряет природу и использует ее в своих целях. Ведь все, чем мы пользуемся в нашей жизни, - разные орудия труда, пища, одежда, жилище, - изготовлено из того, что добыто в природе.
Естествознание имеет для нас очень большое значение. Оно помогает нам правильно понимать природу. Оно помогает в нашем социалистическом строительстве. Начатками естествознания мы должны овладеть уже в начальной школе.

Приложение
ЧТО НАДО СОБРАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.

I. По разделу: Почва и полезные ископаемые
1. Собрать образцы почв. Для этого следует выкопать глубокую ямку на поле или в огороде, или в лесу. Взять образцы почвы с разной глубины, завернуть их в газетную бумагу. После - просушить почву на воздухе. Высушенную почву положить в пустые спичечные коробочки или в специально сделанные коробочки из картона (хорошо со стеклянной крышкой). На коробочках наклеить бумажные этикетки с надписью, откуда взята почва.
2. Собрать образцы глины и песка. Собрать встречающиеся в вашей местности разные сорта глины (красная глина, белая и другие). Интересно собрать образцы глины, которая употребляется для приготовления разных изделий (кирпичная глина, гончарная, фарфоровая). Надо собрать также разные сорта песка (мелкий песок, крупный песок). Образцы глины и песка после сушки на воздухе положить в коробочки. На коробочках наклеить этикетки с надписью.
3. Собрать образцы гранита. Куски гранита могут встретиться на полях, по краям шоссейной дороги. Гранит легко узнать, рассматривая его на свежем изломе. Для этого надо разбить кусок гранита молотком. Чаще всего встречаются серый и красный граниты. Интересно собрать образцы разрушающегося гранита. Из различных образцов гранита составить коллекцию.
4. Собрать образцы различных изделий из глины и песка, Например кирпичи, мелкие гончарные изделия, образцы или ос колки стеклянных и фарфоровых изделий. Составить коллекцию На тему: "Что делают из глины и песка".
5. Собрать образцы известняков. Желательно собирать разные известняки: разной плотности (плотные, рыхлые), раз Ра«и (серые, белые, розовые и другие). Интересно наити раковистый известняк. Такой известняк состоит из раковинок, заметных даже невооруженным глазом. Достать образцы мрамора. Составить коллекцию известняков.
6. Собрать образцы извести и цемента.
Негашеную известь, а также цемент можно достать на постройках.
При этом надо иметь в виду, что известь - вещество едкое. С нею надо обращаться осторожно. Хранить ее надо в плотно закупоренных стеклянных банках или пробирках. К этой коллег пии хорошо присоединить мергель. Это горная порода, состоящая из глины и известняка. На цементных заводах мергель идет на приготовление цемента.
7. Собрать образцы минеральных удобрений: калийной соли, фосфоритной и апатитовой муки, суперфосфата и других. Их можно достать в колхозе или совхозе. Эти материалы поместить в пробирки с соответствующими этикетками. К этой коллекции хорошо присоединить образцы апатитов и фосфоритов, из которых на заводах изготовляется суперфосфат.
8. Собрать образцы ископаемого топлива: торфа (сухого), бурого утля, каменного угля, антрацита, нефти. Составить коллекцию продуктов, получаемых из нефти: бензина, керосина, машинного масла, вазелина, парафина. Эти продукты надо хранить в маленьких, хорошо закупоренных пузырьках.
9. Собрать образцы железных руд: бурого, красного и магнитного железняка, составить из них коллекцию.
10. Собрать образцы чугуна, стали, железа и составить из них коллекцию. Составить коллекцию мелких изделий из чугуна, стали и железа.

II. По разделу: Жизнь растений

1. Еще до наступления весны собрать ветки местных кустарников и деревьев. Ветки поставить в банку с водой в живом уголке школы. Воду менять дня через три. Наблюдать, как набухают почки и как из почек развиваются веточки с листочками и цветами.
2. Ранней весной собрать ветки рано цветущих кустарников и деревьев. Составить из них гербарий. Для этого нарезать листы газетной бумаги и между ними аккуратно положить ветку цветами. Листы бумаги с растениями положить между двумя гладкими деревяннымидощечками и придавить каким-нибудь грузом, например, камнями. Отсыревшую бумагу надо заменять сухой и просушивать.
Когда растения будут засушены, бумажными полосками наклеить их на бумагу. Под растением наклеить этикетку, на которой написать: 1) название растения, 2) где найдено, 3) когда найдено и 4) кем найдено. Это будет гербарий рано цветущих местных кустарников и деревьев.
3 Собрать рано цветущие травянистые растения: мать-и-мачеху хохлатку, гусиный лук и другие. Обратить внимание на их подземные части, где отложены запасы питательных веществ. Выкопанные растения осторожно пересадить в глиняные горшочки или в жестяные банки. Растения пересадить вместе с почвой, на которой они растут. Наблюдать развитие этих растений в живом уголке.
4. Собрать семена полевых и огородных растении, культивируемых в вашей местности. Семена положить в пробирку или пузырьки, на которых наклеить бумажки с соответствующими надписями. Надо научиться по внешнему виду различать семена различных культурных растений.
5. Составить гербарий растений, имеющих различные корни. Из культурных растении можно взять пшеницу, рожь, горох, а из дикорастущих - одуванчик, подорожник.
6. Собрать образцы различных стеблей растений: отрезок ствола дерева (можно отпилить от круглого полена), отрезки ветвей кустарника, разные травянистые стебли. Последние надо предварительно засушить между листами бумаги. Составить коллекцию на тему: .Стебли растений".
7. Собрать и засушить разнообразные листья растений. Из засушенных листьев составить гербарий.
8. Собрать и засушить цветоносные ветви более поздно 1фетущих растений (травянистых растений, кустарников и деревьев). Составить гербарий.
9. Посадить в ящики или горшки с почвой клубни картофеля, луковицы обыкновенного лука, корни моркови, свеклы, кочерыжки капусты. В этих частях растений отложены запасы питательных веществ. Наблюдать развитие растений. Не забывать поливать почву.
10. Устроить в школе уголок комнатных растений. Для
культуры можно рекомендовать наши обычные комнатные растения: традесканцию, примулу, бегонию и другие. Их можно достать в местном цветоводстве. На летние каникулы эти растения можно передать учащимся - любителям комнатных растений, чтобы они
сохранили их за лето.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 1940 г.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

УЧЕБНИК ДЛЯ 4-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Утверждено Наркомпросом РСФСР
ИЗДАНИЕ ШЕСТОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ

I. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ
II. ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ
III. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

ВВЕДЕНИЕ.
В прошлом голу мы изучали неживую природу: землю, золу, воздух. Теперь мы будем изучать живую природу: растения, животных, человека.
Мы ознакомимся с различными представителями мира растений и рассмотрим, как они приспособлены к тем условиям, в которых они растут. хМы узнаем здесь, как человек вывел и выводит различные сорта культурных растений. Мы узнаем, какое значение имеют культурные растения в нашем народном хозяйстве
Далее мы ознакомимся с разнообразными животными и проследим, как они приспособлены к условиям своего обитания. Мы узнаем, какое значение имеют многие из этих животных, например рыбы, птицы, звери для нашего социалистического хозяйства. Мы ознакомимся также и с происхождением наших домашних животных.
После этого мы будем изучать строение и жизнь человеческого тела. При этом мы узнаем, какое имеется сходство у человека с животными и в чем состоит отличие человека от животных. Мы узнаем и о происхождении человека.
Все это нам надо изучать для того, чтобы правильно понимать природу; чтобы научиться овладевать природой и использовать ее в нашем социалистическом строительстве. Все эти знания нам необходимы, чтобы стать активными и сознательными строителями нашего социалистического общества.

Приложение.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

I. Жизнь растений.
А. По теме Как расселяются растения.
1. Найти необлетевший еше шар одуванчика и сосчитать, сколько в нем отдельных плодиков-семянок. Сколько получилось бы растений, если бы ни одна из этих семянок не погибла и если бы из каждой на следующий год выросло по такому же одуванчику? Вычислить, сколько семян может принести в будущем голу все потомство этого одуванчика. Предположим, что дело пойдет так же и дальше, - вычислить, каково будет поточетло нашего одуванчика еше через год, через два года.
2. Собрать и рассмотреть летучие соплодья, плоды и семена клена, липы, вяза, ясеня, берёзы, одуванчика, чертополоха. Собрать также зрелые, но еше не раскрывшиеся шишки сосны и ели. Состанить коллекцию на тему Распространение семян при помощи ветра.
3. Собран, и рассмотреть образны цепких плодов и соплодий - репейника, липучки, череды и др. Собранные образцы разложить по сортам в отдельные коробочки. Составить коллекцию Распространение семян животными.
4. Собрать и рассмотреть образцы плодов с сухими растрескивающимися коробочками - головки мака, плоды колокольчиков, плоды бобовых растений и т. д. Составить коллекцию.

Б. По теме Почему растительность у нас не везде одинаковая
1. Собрать и засушить образцы одуванчиков, выросших в различных условиях: а) одуванчики с открытого сухого места с лежащими на земч-. и сильно изрезанными листьями; б) одуванчики выросшие в ботее тенистых и влажных местах, с большими широкими приподнятыми листьями. Растения выкопать с корнями и засушить. Лучшие образцы засушенных растений наклеить на лист, бумаги, сделать соответствующие надписи и вывесить в классе на стене.
2. Взять для живого уголка несколько дерновинок едкого очитка Отдельные растеньица положить на подоконнике без почвы и проследить, долго ли они будут оставаться в гаком виде живыми.
В. Осенние задания по теме Культурные растения.
1. Принимая участие в осенней уборке урожая на огороде, обратить внимание на различные сорта капусты и других огородных растений.
2. Составить коллекцию различных сортов культурных злаков.
3. Добыть в совхозах или колхозах образцы новых для данного района культур и новых улучшенных сортов культурных растений.

II. Жизнь животных.

А. По темам Рыбы и Беспозвоночные животные, обитающие в воде.
1. Наловить для живого уголка небольших рыбок - карасей, пескарей, щиповок, уклеек, язей и др. Приготовить для них аквариум или стеклянные банки. На дно аквариума положить слой хорошо промытого речного песка, в песок посадить элодею или другие водяные растения (зеленые растения выделяют на свету необходимый рыбам кислород). Кормить рыбок „мотылем" (красными водяными личинками), червяками, мелкими рачками (дафниями и циклопами), крошками белого хлеба (не бросать помногу, чтобы остающийся корм не закисал).
2. Взяв уснувшую свежую рыбу, найти у нее глаза, рот, ноздри, жаберные крышки и жабры, плавники парные (грудные и брюшные) и непарные (хвостовой, спинной, подхвостовий). Зарисовать рыбу с плавниками и написать название каждого плавника. Попробовать сгибать хвост вправо и влево, а потом в другом направлении - вверх и вниз, в каком направлении хвост легче и больше гнется? Какое значение имеет это для движения рыбы?
3. Проследить за движением рыбы в аквариуме. Какие плавники выполняют при этом главную работу? Гребет ли рыба своими парными плавниками при быстром движении? Какими плавниками двигает рыоа, когда она стоит спокойно на месте?
4. Сравнить между собой уклейку или язя со шиповкой или вьюном. Какая из них больше плавает и какая больше держится на дне? Какая окраска у донных рыб и какое она имеет для них значение?
5. Наловить сачком в пруду жуков-плавунцов и клопов-гладьшей. Летом наловить там же личинок плавунцов и личинок стрекоз.
Рассадить этих хищников по небольшим банкам; кормить насекомыми, червями, мелкими рыбешками и головастиками.
Проследить, как все эти хищники схватывают и поедают до набтюдать, как плавунец и гладыш запасаются воздухом, как они плавают в воде, а потом выловить их из банки и пустить на стол, - как они здесь двигаются?

Б. По темам Земноводные и Пресмыкающиеся.
1. Взять для содержания в живом уголке различных лягушек и жаб, подготовив для них соответствующее помещение - террариум. Необходимо чтобы в террариуме был поддонник с водой, куда лягушки могли бы погружаться (воду менять и поддерживать чистоту). Подкармливать япмиек и жаб насекомыми (мухами, тараканами-прусаками, личинками и червями) Наблюдать, как лягушки и жабы дышат, как они хватают и проглатывают корм. Берут ли они мертвых неподвижных насекомых?
2. Поймать в пруду для живого уголка тритонов. Поселить их н аквариуме (банке); верхний край у банки изнутри смазать салом или маслом чтобы тритоны не могли уползти. Кормить „мотылем", мелкими пачками дождевыми червями. Наблюдать, как тритоны плавают и как передвигаются по дну, - какие органы служат им для движения в том и в другом случае? Из чего видно, что тритоны дышат легкими?
3. Взять весюй лягушачьей икры, поместить в банку и наблюдать развитие головастиков.
4. Взять для живого уголка ящерицу. Кормить насекомыми (тараканами-прусаками, мухами), давать воды для питья. Наблюдать, как движется ящерица, как она ощупывает встречные предметы языком, как хватает и ест добычу, как пьет воду.

В. По теме Птицы.
1. Поймать или купить для живого уголка несколько птиц: зерноядных (снегиря, клеста, чижа, щегла) и насекомоядных (синичек). Давать им соответствующий корм: зерноядных кормить семенами и хлебными крошками (с осени запасти для них семена сурепы, репейника, березы и т. д.); насекомоядных кормить мягким кормом - распаренными в горячей воде „муравьиными яйцами" (т. е. куколками муравьев) с примесью размоченных толченых сухарей, сушеными и затем распаренными ягодами бузины. Подкармливать синиц кусочками мяса и сала, личинками, червяками. Сравнить клювы зерноядных и насекомоядных птиц. Сравнить поведение насекомоядных и зерноядных птиц, - которые из них более подвижны, и какое это имеет значение для их жизни?
2. Побывать в птицеводном совхозе, ознакомиться с инкубацией яиц и с тем, как содержатся и выращиваются там цыплята.
3. Летом проследить развитие цыплят - как растут у них перья, как развиваются у петушков шпоры, когда обнаруживается разница между ку оочка ми и петушками, когда наседка бросает цыплят.

Г. По теме Млекопитающие животные.
1. Пооывать в животноводческом совхозе или колхозе. Ознакомиться с условиями содержания и кормления скота, с приемами выращивания молочня ка.
2. Побьтать в племенном крольчатнике, где разводят разные породы кроликов. Узнать, чем одна порода отличается от другой, как окрашены глаза у различных пород.
3. Устроить крольчатник при школе. Организовать уход за кроликами. Научиться составлять кормовые дачи для взрослых кроликов, для маток, выкармливающих детенышей, и для крольчат, когда они отняты от матери (нормы кормления узнать в особых книжках по разведению кроликов).

error: