Есенин не обгорят рябиновые кисти. «Отговорила роща золотая»: анализ

С. А. Есенин – знаковый для России поэт. В своих стихах он отражал русскую душу и прославлял родную природу, изображал вечное и одновременно простое, руководствуясь собственным сердцем, а не конъюнктурными соображениями. Этот поэт мастерски рисовал пейзажи, его язык отличается редкой образностью.

Раннее творчество наполнено оптимизмом, нежными красками, но в 20-е годы на С.А.Есенина накатила тоска. Это было связано не только с взрослением и пониманием того, что годы уходят, но и с проблемами в творчестве, самореализации, любви. Один из критиков русского зарубежья С.П.Постников в рецензии на несколько номеров «Красной нови», выделив стихи Есенина «как настоящую вещь, как подлинное художественное произведение», писал:

Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще. Не только в приведенном стихотворении чувствуется это <выше цитировалась «Русь советская»>, но и в стихах «На родине» и «Отговорила роща золотая». Не берусь утверждать, что настоящее настроение Есенина устойчивое, но, во всяком случае, оно теперь есть и является интересным периодом в развитии этого талантливого поэта.

В 1924 году С.А.Есенин написал стихотворение «Отговорила роща золотая», где подводил своеобразные итоги своего творческого пути. А через год покончил с собой, поэтому данный стих можно считать реквиемом.

Основная тема стихотворения «Отговорила роща золотая»

Главная тема стихотворения – смысл жизни, творческие итоги. Оно автобиографично, поэт, оглядываясь назад, приходит к неутешительным выводам, что года растрачены напрасно, «каждый в мире странник», «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Лирический герой, как роща, уже «отговорил веселым языком», на смену веселью пришли задумчивость, мысли о том, что все проходит и стремиться в вечность. С.А.Есенин чувствует одиночество («стою один среди равнины голой»), но он ни о чем не жалеет и ничего не ждет. Однако в его душе некая гармония, заключенная в тесной связи с природой, которая переменчива и в тоже время постоянна, законы которой мудры и просты: он любуется окружающей природой и находит в этом успокоение. Тему поэта и поэзии С.А.Есенин также затронул: он говорит, что его «грустные слова» могут «сгрести в один ненужный ком», но они все равно останутся еще надолго.

«Отговорила роща золотая»: средства художественной выразительности

Стихотворение наполнено выразительными средствами. Это и эпитеты («роща золотая», «березовый, веселый язык», «широкий месяц», «души сиреневая цветь», «милый язык»), метафоры («горит костер рябины красной», «время, ветром разметая, сгребет их все»). Несмотря на печаль, которой проникнуто все стихотворение, оно невероятно красивое и образное, как и вся поэзия С.А.Есенина.

«Отговорила роща золотая»: размер стиха

Написано ямбом, с помощью перекрестной рифмы. Композиция имеет кольцевую форму, стихотворение начинается с фразы «Отговорила роща золотая…» и также заканчивается, эти строки можно считать главной мыслью произведения, подчеркивающей грусть и безысходность в мыслях поэта, которые вскоре и приведут его в петлю.

Почему оно актуально?

С.А.Есенин – гениальный поэт, его стихотворения находят отклик в душе читателей до сих пор, у каждого человека наступает такой же период подведения итогов и светлой печали об ушедших днях молодости. Поэтому человек любого пола, возраста, социального положения, открыв томик С.А.Есенина, найдет для себя что-то свое. Это ли не главная награда для творца?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Отговорила роща золотая» Сергей Есенин

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально задыхаясь в московской суете. Именно этим объясняются его многочисленные психологические проблемы, которые поэт пытался решить с помощью спиртного. Вместе с тем, Есенин также понимал, что с годами он не становится моложе, а жизненный опыт, достаточно богатый и далеко не всегда позитивный, отражается не только на образе его мышления, но и на восприятии окружающего мира.

Тем не менее, в начале 20-х годов Есенин все еще остается романтиком, хотя все меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. В его стихотворениях гораздо чаще проскальзывают грустные нотки, которые свидетельствуют о том, что автор среди шумной городской толпы чувствует себя одиноким и неприкаянным. К числу таких произведений относится стихотворение «Отговорила роща золотая», созданное в 1924 году. Это период, когда поэт прощается со своей молодостью и подводит некоторые жизненные итоги. Анализируя то, чего ему удалось достичь за десять лет творчества, Есенин приходит к неутешительным выводам , отмечая, что по-прежнему «полон дум о юности веселой», однако «ничего в прошедшем мне не жаль».

Поэт проводит параллель между собой и золотой осенней рощей, которая постепенно сбрасывает свой роскошный наряд, готовясь к зимнему сну. Вообще, каждому явлению природы Есенин стремится подобрать некие аналоги из собственной жизни . Поэтому стая журавлей, улетающих на юг, напоминает ему странника. И тут же поэт уточняет – «стою один среди равнины голой», подчеркивая тем самым, что является точно таким же странником, который не думает о прошлом, но и в будущем не видит для себя места.

«В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» — этой образной метафорой поэт хочет подчеркнуть собственное разочарование в любви, которая из всепоглощающего чувства превращается в мимолетные увлечения. Поэт осознает парадокс жизни, который заключается в том, что многочисленные его возлюбленные не в состоянии понять Есенина. Те же из женщин, которым это удается, в лучшем случае могут претендовать на роль друзей поэта. Затрагивая тему любви, автор признается, что именно она являлась для него одной из муз, которая слишком часто меняла свой облик . Поэтому поэт отмечает, что теперь, когда пылкие чувства остались позади, став уделом безмятежной юности, он похож на дерево, которое «роняет тихо листья». Точно также автор роняет «грустные слова», которые, как он считает, теперь уже никому не нужны.

Однако просто так отбросить славу и всеобщее признание Есенин не может, поэтому предполагает, что и после собственной смерти его творчество будет интересно людям. Поэтому последнее четверостишье этого произведения можно расценивать, как завещание поэта. Предвидя, что его стихи когда-нибудь станут достоянием русской литературы, и время их «сгребет в ненужный ком», Есенин в качестве надгробной эпитафии просит для себя: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком».

К слову, на могиле Есенина, который скончался через год после создания стихотворения «Отговорила осень золотая» и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, вообще нет никаких эпитафий. Объясняется это тем, что друзья и близкие поэта посчитали – Сергей Есенин все сказал в своих стихах, и этого вполне достаточно, чтобы после смерти он был признан «златокудрым гением» русской литературы.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Читает В.Аксенов

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Читает Н.Першин

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
А журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно
Не жаль мне души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не греет он.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю печальные слова.

И если, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком. The golden grove
Birch , cheerful language
And cranes flying sadly ,
I do not regret more about anyone .

Whom I ? After all, everyone in the world wanderer -
Pass, go down again and leave the house.
Of all the dreams gone Konoplyannikov
With a wide month over a blue pond.

Stand alone among the plain naked
A crane carries away wind ,
I am full of thoughts about gay youth ,
But nothing in the past I"m not sorry .

Do not pity me years wasted in vain
Do not pity me soul purple flowers .
In the garden, fire burns red rowan ,
But no one he cherishes .

Do not get burnt rowan brush
Not disappear from yellowing grass,
As the tree drops quietly leaves,
So I drop my sad words .

And if the wind outwards
Sgrebet them all in one unnecessary com ...
Say so ... that golden grove
Dissuaded sweet language.

error: