«Энциклопедия мирового вооружения. «Энциклопедия мирового вооружения Проекты и модификации


ОДНОМЕСТНЫЙ ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-33

SINGLE DECK FIGHTER SU-33

12.05.2017


Версия о том, что инцидент с самолетом Су-33 на авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел из-за некачественного троса аэрофинишера, не подтвердилась, сообщила в четверг пресс-служба компании «Северсталь».
Истребитель Су-33 после выполнения боевой задачи в Сирии 5 декабря прошлого года при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов» выкатился за пределы палубы. Инцидент произошел после обрыва троса аэрофинишера. Пилот истребителя успел катапультироваться, его доставила на борт поисково-спасательная служба.
«Министерство обороны РФ, проводящее расследование в отношении причин крушения военного самолета Су-33 над акваторией Средиземного моря во время выполнения посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» 5 декабря 2016 года, проинформировало руководство «Северсталь» о следующих выводах: версия применения некачественного каната производства АО «Редаелли ССМ» в аэрофинишере не подтвердилась. Претензий к качеству канатов нет», - говорится в сообщении.
Также подчеркивается, что ранее проведенные испытания образцов на соответствие требованиям в лаборатории ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в Санкт-Петербурге также подтвердили, что канаты соответствуют предъявляемым требованиям.
РИА Новости



Доброго времени суток, уважаемые коллеги!

Снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделирования!

Я продолжаю публиковать материалы по подготовке к созданию масштабной модели российского палубного истребителя Су-33. Данный этап крайне важен. Ведь если мы максимально хорошо подготовлены — мы сможем сделать модель высокой степени копийности. А для этого нам нужны: хороший базовый набор пластика, четкая и ясная схема окраски машины , подобранные соответственно краски, достаточная по уровню наполненности декаль. Если вы желаете создать максимально копийный оригиналу макет — придется заранее продумать установку конверсионных наборов.

В предыдущей статье, которую вы можете найти , мы выяснили с вами какие наборы подходят для создания масштабной модели палубного истребителя Су-33. Я надеюсь, вы решили для себя какой из них вам предпочтительнее приобрести.

Теперь пора переходить к следующему этапу подготовки.

НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ СХЕМУ ОКРАСКИ ПРОТОТИПА

Процесс выяснения окраски я разделяю на 2 составляющие. Первое — это сбор максимально возможного фотоматериала. Вы должны найти фотоальбомы по данному самолету, перерыть поиск яндекса и гугла. Выкачивая оттуда все доступные фотографии. Желательно найти книги и сайты, посвященные истории создания прототипа. Сложите все это добро в одну папку на вашем компьютере. Ещё лучше будет перекинуть эту папку в вашу электронную книгу или планшетный компьютер. Если, конечно, он у вас есть. Лично я так и делаю. Значительно облегчает оперативный доступ к фотоматериалам. Всё это богатство вы сможете создать в своем воображении полноценный образ будущей модели, а также в процессе работы постоянно корректировать окрашивание модели и нанесение различных эффектов.

Затем наступает время второй составляющей процесса выяснения схемы окраски. Это нахождение официальной схемы окраски из фондов армии/флота, схемы окраски из существующих наборов моделей, а также схемы окраски из расширенного варианта декалей. Зачастую в них дается наиболее полная и приближенная к реальности модель окрашивания. Вот этим мы сейчас и займемся.

№1 ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЖУРНАЛЫ / КНИГИ

Палитра №1

Палитра №2

Палитра №3


Су-33 (Су-27К) 1-я эскадрилья 279-го североморского КИАП
Бортовой номер 64
Североморск. Серийный палубный образец. Один из первых самолетов подобного типа совершивший посадку на палубу авианесущего крейсера ТАКР Адмирал Кузнецов в 1996 г.
Источник: Русская сила

Палитра №4

Палитра №5

Палитра №6

Представленные выше 6 палитр я думаю в полной мере отражают все разнообразие оттенков окрасочной схемы наших палубных истребителей. Хотя цветовая гамма одинакова, но её составляющие все — таки отличаются в зависимости от частей и флотов.

На данный момент это самая лучшая отработанная схема окраски на просторах Рунета. Её автор Игорь Дворников. Её отличительная черта: это отработка наиболее известный и распространенных схем окраски Су-33 в 3х проекциях. Это по краске АКАН (для меня — это лучшая краска для российской авиации), краски FEDERAL STANDART (международная система модельных красок), и RGB (аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения). Все его на эту тему вы сможете сами найти в интернете. Я же покажу вам 2 варианта.


Су-33 Поздний вариант окраски Вид 1

Принадлежность к части этой машиной я пока не скажу. Ясно только что бортовой номер — 81


Су-33 Поздний вариант окраски Вид 2

И второй вариант схемы окраски.

Теперь я думаю вы обладаете всей полнотой информации по схеме окраски российского палубного истребителя Су-33. И сможете построить на этой базе великолепную масштабную модель.

А на сегодня всё. Удачи вам и прекрасных вам моделей.

В данном материале я не затронул еще один прекрасный источник окрасочной схемы для Су-33. Это декали от фирмы Бегемот. Наряду с самой декалью, там дается история наиболее известных прототипов Су 33, и их окрасочная схема. Так что, используя Бегемотовский труд, можно значительно облегчить себе труд. Хочешь построить реальный прототип, и не пролететь с вариантами окраски — покупай декали Бегемота сначала. И разбирайся с окраской потом. Я же в свою очередь в последующих материалах разберу окрасочные варианты от Бегемота более подробно.

Су-33 палубный истребитель, разработанный в конце 1980-ых годов специально для ВМФ, и состоящий на вооружении российской армии. Относится к 4-му поколению реактивных истребителей.

Фото Су-33 в хорошем качестве.

История создания Су-33

Самолет изначально создавался в ОКБ Сухого (под руководством конструктора Симонова) по заданию и для нужд ВМФ СССР. Работы по его проектированию начались в 1984 году, основой послужил многоцелевой истребитель Су-27 . Перед разработчиками стояла задача создать самолет, способный эффективно атаковать корабли противника, действуя с палубы авианесущего крейсера.

В 1987-88 годах проводились опытные полеты первых двух прототипов машины. В конце 1989 года Су-33 проходили испытания на авианесущем крейсере «Тбилиси» с отработкой посадки и взлета. В следующем году истребитель пошел в серийное производство.

После 2000 года ОКБ Сухого выполнило модернизацию (Су-33М) 19-ти произведенных самолетов, в результате которой Су-33 получили новые двигатели с увеличенным ресурсом, были оснащены системой спутниковой навигации и высокоточными прицельными системами. Был произведен и еще ряд дополнительных усовершенствований, повышающих ударные возможности самолета, однако точные их подробности раскрыты не были.


Фото Су-33: вид снизу.

Особенности Су-33

Су-33 приспособлен для действий с палубы авианосца и, в сравнении со своим прототипом Су-27, имеет следующие особенности конструкции:

  • складывающиеся крылья для компактности машины и возможности размещения на борту большего числа самолетов;
  • конструкция крыла усовершенствована для повышения летных характеристик;
  • конструкционное решение с передним горизонтальным оперением повышает подъемную силу и устойчивость самолета;
  • для наращивания боевого радиуса машины и времени полета предусмотрена штанга дозаправки в воздухе;
  • оснащен специальными навигационными системами, предназначенными для маневров при посадке на палубу;
  • усиленные шасси повышают возможности маневрирования на палубе;
  • применена специальная антикоррозионная защита элементов конструкции машины с целью увеличения срока эксплуатации;
  • способен взять большое количество ракет типа «воздух-воздух» в один боевой вылет.

Кроме того, Су-33 оснащен специальным контейнером, позволяющем ему производить дозаправку в полете других самолетов.

Палубный истребитель Су-33 в полёте.

Палубный истребитель Су-33, фото с авиасалона МАКС-2005.

Су-33 развивает скорость до 2300 км/ч, имеет потолок 17 км, а его дальность полета доходит до 3000 км.

Вооружение Су-33

Система управления вооружением (СУВ-23К) рассчитана на действия против воздушных, морских и наземных целей в любых метеоусловиях.

Боевая нагрузка самолета составляет до 6,5 т, узлов подвески вооружения - 10. В разных вариантах загрузки вооружением он может нести:

  • управляемые ракеты «воздух-воздух» средней (Р-27) и малой (Р-73) дальности по 4-6 штук каждого вида;
  • неуправляемые ракеты разных типов, предназначенные для поражения наземных целей и кораблей, размещаются в блоках по 4, 20 и 80 штук;
  • неуправляемые бомбы (в том числе кассетные) 500, 250 и 100 кг по 8, 28 и 32 шт. соответственно.

Также самолет вооружен стандартной 30-мм пушкой ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов.

На опытных экземплярах Су-33 предусматривалась также возможность подвески управляемых ракет «воздух-поверхность» типа «Москит».

Палубный истребитель Су-33 (Су-27К), фотография с авиасалона МАКС-2005.

Су-33 (Су-27К), фото с авиасалона МАКС-2005.

Производство и служба Су-33

С 1990 года было построено 26 самолетов Су-33, однако 4 машины за это время были утеряны в различных авиапроисшествиях. К настоящему моменту в ВС России эксплуатируются 18 этих истребителей, еще 4 находятся на хранении и консервации.

Су-33 используются для подготовки пилотов палубной авиации на расположенном в Крыму специальном полигоне НИТКА.

На 2016 год 14 машин входят в состав авиационной группы ТАВКР «Адмирал Кузнецов», остальные Су-33 остаются на базе в Североморске.

Су-33 (Су-27К), фото с авиасалона МАКС-2005.

Су-33, фото с авиасалона МАКС-2003.

Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России.

Для чего он создавался? Основная цель, для которой создавался палубный истребитель Су-33 - контроль воздушного пространства вокруг корабля-матки и «работа» по надводным объектам противника. Крылья и хвост сделаны складывающимися, чтобы истребитель занимал как можно меньше места на корабле. Его автоматически включающиеся воздухозаборники дают возможность достигать скорости вдвое большей, чем скорость звука.

«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Так назывался авианосец. Осенью 1989 года палубный истребитель Су-33 (в то время именовавшийся Су-27К) исполнил премьерный старт (и удачно аэрофинишировал на его палубе) с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (далее по тексту ТАКР «АК»). Который назван так в честь командующего ВМФ СССР с 1939 по 1955 год (с небольшим перерывом) - 14 лет.

России - СУ-27К и Су-33 - проектировались и создавались под проект создания тяжелых с прицелом на возможное строительство и авианосцев. Но распад СССР не позволил этим планам осуществиться. В военно-морских силах России имеется только один корабль такого рода - ТАКР «АК».

Преимущества самолета

По сравнению с Су-27, истребитель Су-33 лучше вооружен (больше места для оружейных подвесок) и более эффективно «работает» по поверхности моря. После модернизации модели до 33М:


Другие особенности

Самолет Су-33 имеет (дополнительно к перечисленным выше особенностям) модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1, «наплыв» крыла, а вместо тормозного парашюта - посадочный гак, оборудованный специальной сигнализацией для «посадочной» команды ТАКР «АК». Вооружение на истребителе размещается на двенадцати пилонах, 8 из которых закреплены под крыльями, а остальные - на корпусе тяжелого истребителя. В бою с самолетами и вертолетами применяются пушка и ракеты как ближнего боя (неуправляемые), так и управляемые - самонаводящиеся на «тепло» и по локатору. При атаке на надводные цели также может применяться пушка, различного веса неуправляемые бомбы (прицеливание автоматическое, высокоточное) и противокорабельные управляемые ракеты.

Истребитель-бомбовоз

Высокоманевренный и скоростной тяжелый истребитель Су-33, если понадобится, очень быстро и легко переформатируется во вместительный бомбовоз. Если исключить или сильно ограничить ракетное вооружение, то на своих подвесках и балочных держателях (как одно-, так и многозамковых) он способен нести и сбросить на корабль (и с большой долей вероятности попасть в него) 4 тонны бомб ФАБ-500 или 7 тонн ФАБ-250. К сожалению, «умные» бомбы в боекомплект Су-33 не входят. Но при модернизации его до 33М существенно улучшен прицел для бомбометания.

Летно-технические характеристики


Су-33: обзор вооружения

Су-33 - это ПВО корабля-матки. Он базируется на ТАКР «КА» и «сухопутных аэродромах», имеет следующее вооружение (в наибольшей комплектации вес - до 6,5 тонны) и защитное оборудование:

Летные происшествия

Су-33 - надежный самолет. За тридцать лет произошло только восемь аварий, а фактически четыре, так как остальные произошли при испытательных полетах и «доводке» самолета до принятия его на вооружение. А из оставшихся четырех в двух случаях имел место обрыв троса, которым тормозят палубный истребитель Су-33 (корабельное оборудование), а в двух других - ошибка при пилотировании:

Самолет сегодня

Самолет Су-33 базируется на ТАКР «АК» (10 единиц) и на аэродроме морской авиации Северного Флота России (12 единиц). Таким образом, с учетом потерянных (4 единицы) в различных летных происшествиях всего серийным образом было собрано 26 многоцелевых всепогодных истребителей. Эти истребители наравне с комплексами ПВО наземного базирования обеспечивают противовоздушную оборону Кольской зоны российской Арктики.

Памятник

Летом 2013 года на территории авиазавода (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) был открыт памятник палубному истребителю Су-33. Самолет до середины последнего десятилетия прошлого века производился на этом заводе, а в нынешнем веке подвергся модернизации.

Изображенному на памятнике истребителю присвоен бортовой номер 70, под которым на авиашоу под Псковом выступал и погиб, пытаясь спасти самолет, генерал-майор Тимур Апакидзе.

На этом история данного самолета не заканчивается. Он принимал участие в военных действиях. Осенью 2016 года Су-33 в составе авиагруппы ТАКР «АК» наносили удары по террористам и мятежникам в провинциях Идлиб и Хомс (Сирия).

Самолет и культура

На данный момент «полетать» на Су-33 можно в авиасимуляторе «Диджитал Комбат Симулятор». Модель 33 имеет проработанную систему вооружения и физики полета. Также «протестировать» палубный истребитель можно в шестой части игры «Эйс Комбат».

Кроме того, данный истребитель можно встретить в аниме «Евангелион». Там он выполняет роль палубного истребителя флота Организации Объединенных Наций.

Текущая борьба с терроризмом на Ближнем Востоке имеет несколько любопытных особенностей. В частности, она прекрасно демонстрирует методики боевой работы, предпочитаемые разными странами, а также иллюстрирует существующие стратегии. Использование актуальных стратегий и тактик позволяет участникам борьбы с терроризмом не только решать имеющиеся военные и политические задачи, но и повышать уровень подготовки личного состава, а также проверять на практике и отрабатывать различные методики боевой работы.

Уже больше года удары по целям на территории Ирака наносят самолеты военно-воздушных сил США. Боевые вылеты совершаются с сухопутных баз региона, а также с авианосцев, которые регулярно приходят в близлежащие моря и обеспечивают работу своих самолетов. С прошлой осени аналогичным образом работают ВВС Франции: часть работы взяли на себя летчики «сухопутных» соединений, а кроме того, им оказывают поддержку самолеты палубной авиации. Так, в настоящее время в восточной части Средиземного моря находится французский авианосец Charles de Gaulle, с помощью которого достигается заметное повышение интенсивности боевой работы. Что касается российской боевой авиации, то она, в силу объективных факторов, работает только с сухопутных аэродромов в Сирии и России.


Основной базой группировки Воздушно-космических сил России, задействованной в текущей операции, является аэродром Хмеймим на западе Сирии. Кроме того, в предыдущих ударах участвовали самолеты с баз Энгельс и Моздок. При этом, несмотря на наличие теоретической возможности, российские вооруженные силы пока не привлекали к участию в операции палубную авиацию. Известно, что в середине минувшей осени единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» выполнял учебно-боевые задачи в Средиземном море. В связи с этим высказывались предположения о возможной отправке корабля с авиационной группой к сирийским берегам для участия в операции.

Су-33 в полете. Фото Wikimedia Commons

Тем не менее, до сих пор палубная авиация не привлечена к выполнению боевых вылетов в условиях реального конфликта. Самая очевидная причина этого – отсутствие необходимости. Боевые самолеты и вертолеты Воздушно-космических сил хорошо справляются с возложенными задачами и, по-видимому, не нуждаются в помощи коллег из палубной авиации. Также можно предположить, что палубные самолеты не будут участвовать в ударах из-за определенного проигрыша в характеристиках. Основой авиационной группы «Адмирала Кузнецова» являются истребители Су-33, которые по своим ударным возможностям заметно уступают технике базы Хмеймим.

И все же, пусть даже и в теории, Су-33 могли бы помочь своим «сухопутным» коллегам в деле борьбы с террористами. Как и другие отечественные истребители, эти самолеты имеют возможность несения вооружения класса «воздух-поверхность» и способны атаковать наземные цели. Естественно, в таком случае они имеют менее высокие характеристики в сравнении со специализированными ударными самолетами.

По ряду причин Су-33 является одним из самых малочисленных типов самолетов в вооруженных силах России. С конца восьмидесятых до конца девяностых было построено лишь 26 серийных самолетов этой модели. В настоящее время, по разным данным, эксплуатируется не более 14-15 таких машин. Несколько истребителей были потеряны в летных происшествиях, оставшиеся находятся на хранении. В ходе длительных выходов в море на борту авианесущего крейсера обычно находится лишь часть эксплуатируемых истребителей. Остальные самолеты при этом остаются на берегу.

Являясь дальнейшим развитием истребителя Су-27, палубный Су-33 сохранил высокие характеристики. Так, имеется возможность полета со скоростью до 2300 км/ч (на высоте), а дальность достигает 3000 км. За счет применения дополнительной штанги для дозаправки в полете продолжительность вылета и боевой радиус могут быть значительно увеличены. Таким образом, при нахождении авианесущего корабля в берегов Сирии возможно выполнение задач на большей части этого государства.

Основной задачей истребителей Су-33 является воздушный бой. Таким образом, в свете недавних событий, эти самолеты могут быть привлечены к осуществлению прикрытия ударной авиации при выполнении боевых задач. По имеющимся данным, при борьбе с воздушными целями Су-33 способен нести полезную нагрузку весом до 3,2 т. Для ближнего боя предлагаются управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-73. Основным вооружением при этом оказываются ракеты средней дальности Р-27 различных модификаций. В боекомплект самолета может входить до 4-6 ракет каждого типа.

В составе российской авиационной группировки в Сирии присутствуют истребители Су-27СМ и Су-30СМ. Эти самолеты могут нести управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов. При этом их номенклатура вооружений воздушного боя почти совпадает со списком ракет, которые может нести Су-33. Таким образом, боевые возможности всех этих самолетов могут быть на одном уровне, хотя возможны некоторые отличия, связанные с составом бортового оборудования.

Являясь истребителем, Су-33 имеет ограниченные возможности по применению вооружений «воздух-поверхность», однако все же способен уничтожать наземные цели при помощи неуправляемых ракет и бомб. Имеется возможность применения неуправляемых авиационных ракет С-8, С-13, С-25 и т.д. Количество блоков и ракет определяется в соответствии с поставленной задачей.

В состав бомбового вооружения могут входить боеприпасы калибра 500, 250 или 100 кг. На соответствующих держателях могут подвешиваться фугасные бомбы, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки и другие боеприпасы со схожими габаритами. При подвеске 500-кг бомб самолет несет восемь боеприпасов: по четыре под крылом и под фюзеляжем. Бомбы калибра 250 кг могут подвешиваться в количестве 28 штук. 100-кг боеприпасы – 32 единицы. Точное количество боеприпасов определяется с учетом различных факторов, в частности следует принимать во внимание взлетный вес самолета.

Необходимо отметить, что использование исключительно свободнопадающих бомб серьезно сокращает возможную боевую эффективность. Для повышения точности и, как следствие, успешности удара требуется применение управляемых боеприпасов либо специального прицельного оборудования. Какая-либо информация о возможности применения истребителями Су-33 корректируемых бомб отсутствует. По-видимому, в составе бортовой электроники отсутствует оснащение, предназначенное для работы с подобным . Прицельно-навигационный комплекс имеет и некоторые другие особенности, уменьшающие возможную эффективность бомбометания.

В настоящее время основой российской ударной группировки в Сирии являются бомбардировщики Су-24М. По имеющимся данным, эти самолеты активно применяют неуправляемые бомбы, однако при этом наносят удары с достаточно высокой точностью. Для эффективного применения свободнопадающих бомб самолеты используют особое электронное оборудование – специализированную вычислительную подсистему СВП-24, созданную компанией «Гефест и Т». Эта аппаратура собирает информацию о местоположении цели, расположении самолета, параметрах полета, атмосферных условиях и т.д., после чего обрабатывает ее и выдает данные для сброса бомб. Анализ всей необходимой информации позволяет в разы повысить характеристики бомбометания. Фактически, обычные неуправляемые бомбы ложатся в цель с точностью на уровне управляемых.

К настоящему времени создано несколько версий системы СВП-24. Разные модификации этого оборудования предлагаются для использования в составе авионики самолетов Су-24, Ту-22М3 и т.д. При этом, однако, до сих пор отсутствует вариант аппаратуры для некоторых других отечественных боевых самолетов, в том числе для Су-33. Таким образом, палубные истребители при атаке наземных целей вынуждены использовать штатные прицельные средства, предусмотренные исходным проектом, но не способные по своим характеристикам конкурировать с разработкой фирмы «Гефест и Т».

В существующем состоянии отечественные палубные истребители способны с достаточной эффективностью решать задачи завоевания превосходства в воздухе или перехвата воздушных целей, тогда как их характеристики при нанесении ударов по наземным объектам могут быть недостаточными. Это, в частности, может быть одной из главных причин того, что Су-33 до сих пор не используются в сирийской операции: Воздушно-космические силы и так располагают достаточным количеством самолетов с высокими характеристиками, из-за чего можно не привлекать к боевой работе авиацию военно-морского флота.

Тем не менее, в определенных условиях Су-33 могли бы оказаться полезными при выполнении некоторых задач в составе ударной группы. Ранее упоминалось, что Су-24М с системой СВП-24 могут работать в одних группах с самолетами своего типа, не имеющими подобного оборудования. В таком случае бомбардировщик с вычислительной подсистемой играет роль ведущего, выполняя поиск целей и осуществляя все необходимые вычисления. В нужный момент он должен сбрасывать свои свободнопадающие бомбы и тем самым подавать команду ведомым бомбардировщикам. За счет одновременного сброса бомб несколькими самолетами должна обеспечиваться приемлемая точность бомбометания всей группы.

В одной группе с лидирующим Су-24М, оснащенным СВП-24, могут работать не только самолеты этого же типа, но и другая техника, в том числе Су-33. Таким образом, задачи по поиску целей и обработке данных будут возложены на самолет со специальным оборудованием, что позволит другой технике обойтись только имеющейся авионикой. Естественно, это является компромиссным решением и не позволяет палубным истребителям полноценно работать без помощи бомбардировщиков с необходимым оборудованием. Тем не менее, появляется возможность решения поставленных задач с имеющейся техникой без длительной и сложной модернизации.


Варианты бомбового вооружения Су-33. Рисунок Navy-korabel.livejournal.com

Также совместная боевая работа бомбардировщиков и истребителей позволяет решить еще одну проблему. В связи с недавними трагическими событиями было принято решение усилить истребительное прикрытие ударных самолетов. При совместной эксплуатации Су-24М и Су-33 появляется возможность комбинирования двух задач. Так, истребители должны получать ракетное вооружение класса «воздух-воздух», а также некоторое количество неуправляемых бомб. Это позволит им защитить бомбардировщики от возможных атак, а также помочь им при нанесении удара за счет увеличения количества сбрасываемых бомб.

Следует отметить, подобные методы совместной работы могут использоваться не только в случае с палубной авиацией. Су-24М с аппаратурой фирмы «Гефест и Т» может вести не только Су-33, но и любые другие боевые самолеты с возможностью несения неуправляемых бомб. В первую очередь с такой точки зрения следует рассматривать истребители Су-27СМ и Су-30СМ, уже находящиеся на базе Хмеймим в Сирии.

Как видим, в теории палубные самолеты Су-33 вполне способны не только участвовать в текущей операции в роли истребителей и бомбардировщиков, но и показывать достаточно высокую эффективность, ограничиваемую, однако, некоторыми объективными факторами. Тем не менее, по-видимому, эти самолеты не смогут принять участие в борьбе с террористами в Сирии. Дело в том, что имеющаяся группировка позволяет решать поставленные задачи, а ее усиление может быть выполнено исключительно за счет техники Воздушно-космических сил. Привлечение к операции авиации ВМФ попросту не имеет смысла.

Этим можно объяснить тот факт, что в октябре авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», находившийся в Средиземном море, не стал отправляться к берегам Сирии и обеспечивать полеты своих самолетов в этом регионе. Кроме того, можно предположить, что это не произойдет и в будущем, хотя и исключать это тоже не стоит. Сирийский конфликт оказывается хорошим полигоном для испытаний новой авиационной техники и вооружения. Нельзя исключить, что в обозримом будущем командование решит опробовать в условиях реального конфликта не только «сухопутную» авиацию, но и самолеты военно-морского флота.

В последнее время в операциях на Ближнем Востоке участвовали несколько авианосцев ряда стран. К примеру, в конце ноября к берегам Сирии прибыл французский авианосец «Шарль де Голль», авиационная группа которого дополнила имеющуюся в регионе группировку ВВС Франции. ВМС Соединенных Штатов организовали полноценную ротацию, в ходе которой в регион попеременно прибывают разные авианосцы. Россия, в свою очередь, похоже, не будет задействовать в сирийской авиации свой единственный авианосец и его авиационную группу. В пользу этого предположения говорят несколько фактов тактического, стратегического и технического характера. При этом в контексте усиления авиационной группировки чаще всего упоминается создание новых сухопутных баз, но не использование палубной авиации. Тем не менее, как уже говорилось, участие Су-33 в боях пока не следует исключать полностью. Эти самолеты при грамотном использовании могут оказаться полезными для достижения поставленных целей.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://airwar.ru/
http://sukhoi.org/
http://bastion-karpenko.ru/
http://navy-korabel.livejournal.com/

error: