Дизайн комнаты в египетском стиле. Египетский стиль в интерьере: описание и фото-примеры

Одним из самых древних исторических стилей, который преодолел множество тысячелетий, прежде, чем добраться до наших домов, является стиль древнего африканского искусства, рожденный среди желтых песков и оазисов Нила. Египетский стиль в интерьере числит в своем активе много веков и эпох, которые прошли мимо него, не оставив сколько-нибудь заметного следа, точно также, как и мимо величественных египетских пирамид. Вот и египетский стиль, потомок окружения древних фараонов и жрецов, все так же безмятежен и глубок, как и многие тысячи лет назад.

История стиля уходит, приблизительно, в четвёртое тысячелетие до нашей эры. В то время на территории современной Европы людей даже в проекте не было. А Египет уже демонстрировал многочисленные достижения, в том числе, интерьерного искусства. Самое интересное состоит в том, что довольно лаконичный, но простой и удобный стиль египетских жилищ дошел до наших дней, практически, без изменений. Они, конечно есть, но это больше цивилизационная лакировка, нежели кардинальные переделки. Итак, что же собой представляет египетский стиль в интерьере и какие образы он может предложить нам, современным людям, вкус которых окончательно испорчен урбанизацией?

  • Египетский стиль выглядит весьма роскошно. Ему можно придать богатый и даже торжественный вид. Это понятно, ведь определённые черты оформления интерьеров были присущи покоям жрецов и фараонов, но никак не каменотёсов и рабов. Поэтому все образцы египетского стиля - это образцы богатых домов, дворцов и храмов. Отсюда известные нам величественные и обильно декорированные образы.

  • Архитектура египетского стиля отличается подчеркнуто выверенной геометрией. Египтяне, обожавшие математическую гармонию, украшали свои жилища симметричными колоннами и безупречно рассчитанными колоннадами. Наиболее популярным был образ цветка, именно его напоминают капители колонн, а также традиционные египетские светильники, сужающиеся к основанию и раскрывающиеся в верхней части.
  • Традиционная для египтян традиция сидения на полу не помешала изобретению различных приспособлений для комфортной жизни. Для сидения чаще всего использовались лавки без спинок, на высоких ножках, которые впоследствии все более усложняли свой дизайн, пока не превратились в диковинные лапы зверей или птиц.

  • Мебели в египетских интерьерах было немного, лишь самая необходимая. Дерево было редким и дорогим материалом, а на каменных лавках долго не просидишь. Зато египтяне 4 тысячи лет назад знали технику шпонирования. Дешевые породы дерева, из которых делали утилитарные предметы быта, они украшали пластинками из поделочных камней, дорогих древесных пород, просто красиво расписанными или ярко окрашенными пластинами. Получалось и солидно, и красиво.
  • Понятно, что основным материалом для египтян был камень. Именно особенностью работы с этим материалом объясняется та особенная, плоскостная техника изображения людей и других существ в египетской живописи. Камень не дает возможности создавать объемные фигуры без хороших и совершенных инструментов, а вот плоские изображения из него вполне доступны. У большинства же народов для творчества были гораздо более пластичные материалы, например, та же глина. Из нее легко было получить по-настоящему объемные фигуры. Хотя, в плоскостной технике египтян могут скрываться и другие секреты.

  • В любом случае, богатейшая египетская орнаменталистика играет далеко не последнюю роль в оформлении интерьера. Это могут быть росписи колонн и стен, фоновые изображения или, напротив, яркие, насыщенные рисунки, привлекающие к себе особенное внимание. Как правило, традиционный для египетской культуры набор изображений включал символические изображения, фигуры различных живых существ, от звероподобных богов, до людей. Изображались батальные и религиозные сцены, бытовые картинки, а также сакральные и священные символы.
  • Особенное место в египетском стиле занимают картуши. Это изображение развернутого рулона бумаги или щита, на котором есть какая-то надпись. Картуши могли быть нарисованы или выглядеть, как барельеф на стене. Текстом был девиз, заклинание, изречение. Часто изображались родовой рисунок или оберег хозяина дома. Картуш мог наносится на стену, колонну, дверь, украшать текстиль или любой другой предмет меблировки.
  • Отдельной строкой нужно упомянуть о традиционной цветовой гамме египетского стиля. Базовым оттенком был вездесущий цвет песчаных просторов Африки. Он колебался в рамках от ванильно-бежевого до янтарно-золотистого. Именно эти тона и определяли всю цветовую гамму интерьеров в египетском стиле. На их фоне декорирование осуществлялось зеленой, синей, красной краской. Рельеф и контраст достигался при помощи угольно-черной, а впечатление богатства и роскоши помогала создать не только золотая, но и редкая для Египта лазоревая краска.

История египетских дизайнов, безусловно, древняя и интереснейшая, а местами так и вовсе загадочная. Но тем заманчивее кажется возможность оформить самую обычную современную гостиную или спальню в египетском стиле. Что понадобится для того, чтобы придать помещению таинственные и выразительные египетские черты?

  • Основная гамма - песочная, сливочная, ванильная. Конечно, можно выбрать и любой другой цвет, в конце концов, мы же не экзамены по истории искусств сдаем. Но если вы поставили перед собой задачу создать впечатляющий интерьер, т лучше все-таки придерживаться его основных правил и закономерностей.

  • Архитектура комнаты будет включать простые и лаконичные геометрические формы. Прямоугольные окна и двери, ровные соединения стен, четко оформленные ниши. Крайне желательны колонны или их имитация. Можно воспользоваться идеей декоративных накладок на стены, которые как раз имитируют египетские колонны, с их характерной цветочной темой капителей.
  • В разный период египетской истории колонны украшались разными фигурами и образами, в том числе развернутым списком папируса, изображениями голов зверобогов. Так что можно выбрать тот сюжет, который больше импонирует вашим собственным вкусам.
  • В качестве основного отделочного материала придется использовать искусственный камень или его имитацию. Для оформления стен можно остановиться на неровно отделанных каменных блоках. Такую декоративную кладку оставляют в первозданном виде, или закрашивают толстым слоем краски. Это тоже вполне соответствует духу египетского стиля. Его создатели свои неудачные эксперименты надежно прятали за слоем декоративных покрытий. Однако, именно небольшая неровность и неправильность отделки придает ей наибольшую аутентичность.

  • Для комнаты в египетском стиле хорошо подойдет широкий узорчатый бордюр под потолком. Пусть его украшает пестрый и детальный орнамент, узоры, рисунки. Это очень хорошо выглядит на фоне песочных однотонных стен. Не стоит увлекаться росписью, которой славятся египетские храмы. Жить в окружении странных фигур, порожденных богатой фантазией египтян - такое удовольствие может оказаться ниже среднего. А вот ниша, расписанная такими рисунками, отлично украсит гостиную или столовую. Она будет приятным дополнением, настоящей изюминкой интерьера.
  • Мебель может быть довольно разнообразна, как по назначению, так и по исполнению. В самом деле, нельзя же от современного городского жителя средней полосы требовать, чтобы он обходился тем же набором, что и египтянин, живущий в жаркой Африке? Так что выбирайте тот набор предметов, который нужен лично вам.

  • Хорошо в египетском интерьере выглядит мебель из черного дерева или его имитации. Традиционные предметы обстановки в Египте украшались узорами, росписью, инкрустацией. Все эти техники можно найти и у сегодняшних мастеров.
  • Подойдет для создания нужного образа мягкая мебель. Она может быть обита красивой тканью с национальными этническими мотивами, это сразу придаст глубину и многозначность создаваемому образу.
  • Если все же вы решились на роспись стен, а, особенно, потолков, то распланируйте орнамент так, чтобы он равномерно распределялся по всей площади. Египетский стиль не только предпочитает геометрические формы, он также базируется на принципах симметрии. Особенно следует это учитывать при декорировании помещения. Вазы, статуэтки, колонны, картуши, все это должно располагаться симметрично, желательно, создавая гармоничные пары предметов.

  • В египетском интерьере ярко выраженный центр стал выделяться не сразу. Но после того, как идея центрирования завладела умами египетских архитекторов, середину помещения стал обозначать рисунок на полу, роспись на потолке, почетное место с особенно нарядным оформлением. От этого центра и стали отсчитывать симметричную расстановку элементов комнаты. Так что, если есть возможность, выделите и обозначьте графически центр помещения, например, поместив там мозаичный орнамент из плитки или красивый круглый ковер.
  • В качестве напольного покрытия можно использовать каменную или керамическую плитку, как природного вида, в виде плит песчаника или ракушняка, так и тщательно обработанную. Уместна в таком интерьер мозаика, этнический или исторических египетский орнамент. Тем более, что обилие сюжетов и узоров, которые могут предложить производители, способно удовлетворить даже самые необычные вкусы.

Прежде, чем решится на оформление родной гостиной или новенькой спальни в таком стильном, но весьма экзотическом для наших широт дизайне, можно взглянуть на современные решения египетских интерьеров от дизайнеров мира.

  • Очень удачный и практичный пример оформления современной спальни в египетском стиле. Песочно-желтая цветовая гамма и пол из каменной плитки сразу задают нужное настроение. Ниша над кроватью оформлена с помощью симметричных пилястров в виде традиционных египетских колонн.
  • Нарисованное на стене изображение бога-сокола, а также весьма впечатляющий саркофаг на выходе однозначно позволяют идентифицировать стиль. В этом контексте уже совсем по-другому воспринимается и мебель, хотя она довольно проста и может быть использована в любом другом помещении.
  • Зато небольшой столик отличается большим своеобразием. Его стеклянная поверхность опирается на фигурки верблюдов, символизирующих не только выносливость, но и благополучие.
  • Потолок из деревянных балок не слишком характерен для египетского стиля, но подчеркнутая рустикальность стен и оформления пола хорошо гармонируют с декоративными потолочными балками.

  • Вот еще одна спальня, которая выглядит более изысканно, за счет умелого планирования архитектуры комнаты. Ее изюминкой являются скругления стены, напоминающее капители египетских колонн, которые словно спрятались в толще стены, и лишь плавные капительные выступы выдают их присутствие.
  • Стены оформлены декоративные плитами из тонких планок, возможно, и бамбука. На них нанесены традиционные египетские орнаменты. Они равномерно распределены по всей комнате, формируя ту самую симметричную среду, о которой мы уже говорили.
  • Кровать с декоративными столбиками, форма которых напоминает традиционные колонны с папирусными капителями, является центром комнаты. Симметрия соблюдена по отношению к ней.
  • Натуральный текстиль, покрывало в теплой гамме, совпадающей по тону с ковриком на полу, и геометрические узоры ткани завершают стильный, и в то же время, изысканный, образ.

  • В этой гостиной использованы самые простые приемы создания египетского стиля. Роскошные обои, помещенные в специальной нише, оформленной с помощью багета с традиционным египетским орнаментом, сразу создали четкое определяющее настроение помещения.
  • Его дополнили с помощью нескольких деревянных элементов обстановки и орнамента на декоративных украшениях помещения - скатерти, подушках, основании настольной лампы.
  • Симметричная расстановка предметов помогла добиться некоторой упорядоченности, хотя этой комнате явно не достаёт строгой герметичности египетского стиля. Спасти положение могла бы приглушенная цветовая гамма, уменьшение количества текстильного оформления. Именно эти элементы создают ощущение избыточности.

Египетский стиль в интерьере может создать очень оригинальный, необычный, даже эксцентричный образ. Однако, его нельзя чрезмерно перегружать декоративными элементами, которые могут совершенно испортить картину выверенной геометрии такого интерьера.

История. Египетское искусство. Мы мало что знаем о народном искусстве в Египте. Поддаными царя были рабы, отбывавшие ему тягло , то есть отбывали разного рода повинности деньгами и натурой . Именно потому он и мог возводить огромные здания, заставить служить им все искусства, но, за исключением построек малочисленной знати, постройки царя были единственными художественными произведениями в стране. Здания эти, отвечая мировоззрению египтян, служили почти исключительно религиозным целям: культу богов и культу мертвых. Даже от дворцов царя сохранилось нам немногое. Храм и гробница были главными созданиями архитектуры. Долгое время оцепенелость этих построек исключала всякую возможность личного отношения к ним; о них говорили с крайним изумлением, как о загадочных созданиях, но без внутреннего понимания их чуждых форм. И только нашему времени удается понемногу выработать историческое представление об египетском искусстве.

В культовых храмах, главным образом в гробницах, объединены все искусства страны. Статуи, рельефы, каждое украшение обусловлены религией и подчинены по содержанию и по форме всецело архитектуре. Так возникло единство стиля, нетерпящее никаких отклонении и заключенное в совершеннейшую форму.

История. Египетское искусство

Основой художественного впечатления была в данном случае простота линий и форм, которая доходит до монументальности благодаря тому, что эти линии и формы вырастают до огромных размеров. Но именно эта простота и служила помехой историческому пониманию искусства Египта, так как простейшие формы считались вместе с тем и самыми ранними. Первобытный человек, дикарь, обладает такой свежестью глаза, таким непосредственным отношением к природе, что его пещерные рисунки каменного периода являются чисто импрессионистскими; это непосредственно воспринятые и непосредственно переданные впечатления природы.

Понятие о «примитивности», как о беспомощности всякого начала в искусстве, безусловно неверно. Так же и на Востоке, в Месопотамии, о стиле искусства которого мы не имеем ясного представления, раннее искусство в сравнении с периодом расцвета менее ограничено. Так же и постройки Древнего царства Египта (3-е тысячелетие до н. в.) стоят уже не только в техническом, но и в художественном отношении на высокой ступени развития; их корни выходят за пределы исторических времен. Первоначально погребальная камера и место, предназначенное для культа, помещались под одной кровлей. По египетским воззрениям, после смерти человека остается духовная его часть, которая ведет свободное существование на земле, пока останки остаются нетронутыми; об удобстве и питании ее заботились, заготовляли для нее или просто рисовали различную пищу и утварь.

Этим определялось все необходимое для египетской могилы: она должна была иметь собственно погребальную камеру, в которой помещается мумия, и кладовые с заготовленными жертвенными припасами. Позже, для нужд культа, потребовалось особенное маленькое жертвенное место в виде ниши перед ложной дверью, которая на Востоке символизирует переход в загробный мир. Такие ниши помешались в той же могиле, и эта могила устраивалась наподобие жилого дома. Постепенно ниши разрослись в молитвенный вал, вал в храм; помещение, предназначенное для культа, отделилось от надгробной постройки, и такая надгробная постройка, до позднего времени сохранившая на могилах знатных форму кургана, на могиле царя становится памятником и обращается, в конце концов, в пирамиду.

История. Египетское искусство

От ворот, которые лежат в долине у Нила, идет, подымаясь, крытый переход к храму; его составляют обнесенный колоннами двор, вал с колоннами и святилище, расположенные друг за другом к храму примыкает пирамида. Целое представляет собою архитектурный план вавершенного единства: каждое от- дельное вдание имеет художественную ценность и само по себе и как гармоническая часть архитектурного целого. Реконструкции надгробного памятника Не-узер-ре (5-я династия), сделанные Борхардом, совершенно ясно говорят нам о наличности в данном случае определенного художественного замысла. Для нас, воспринимавших египетскую архитектуру как массовую, такие тонко расчлененные планы явились полной неожиданностью.

В эстетическом впечатлении, которое мы получаем от ворот у Нила, главным является не стена, как это бывали впоследствии в подобных случаях, но самый входный вал, портик с его тонко и логично расчлененными колоннами, что вполне отвечает назначению здания. Храм мертвых и пирамида также превосходно согласованы между собою. В этом и состоит эстетический закон: изящное становится еще утонченнее наряду с тяжеловесным, а массивное проявляется еще энергичнее по контрасту с изящным, потому что одно становится для глаза мерилом другого. Все части строения согласуются с целым. Вся постройка исключительно тектоническая, и как целое подчиненно культовым целям, так каждая отдельная часть на своем месте обусловлена функциональным назначением.

Египетская пирамида, бесспорно, самое монументальное создание архитектуры вообще. Сущность монументального и лежит в том, что его формы просты и не требуют для своего понимания тонкой восприимчивости, что они захватывают с первого взгляда и говорят своей простотой тем убедительнее, чем огромнее размеры. Особенностью является то, что в Египте эта монументальность стала художественным принципом в такое раннее время. Пирамида строилась для защиты останков царя. Потаенная комната хранила их в этой каменной массе; к ней вел узкий ход, черед который пронесли гроб, Который потом заложили камнями и заделали облицовкой так, что его нельзя было найти. Но эти постройки говорят, вместе с тем, о монументальном чувстве уже развитого в художественном отношении времени.

Характерным доказательствам служит то обстоятельство, что цари, которые, как и прочие смертные, заботились еще при жизни о своих гробницах, строили сначала маленькое здание; оно разрасталось в своем плане и устройстве, пока они жили, и тем больше, чем дольше они жили. Следовательно, религиозным целям удовлетворял маленьким памятник, а то, что по окончании постройки тотчас же продолжали строить дальше, служит уже доказательством стремления к более высокой художественной выразительности.

История. Египетское искусство

Дальнейшее развитие продолжается уже за пределами эпохи Древнего царства. До сих пор мы следили за его ходом по надгробным постройкам, с этого времени дальнейший его путь показывают нам постройки храмовые. Техника стройки пирамид ухудшается уже в Среднем царстве, которое следует отнести к 200 году; фараон царствует не так абсолютно, не так неограниченно повелевает своим народом. Новое царство, наполняющее собой 2-ю половину II тысячелетия до н.э., уже совсем не знает пирамид. Центральным пунктом архитектонического интереса становится храм. Три главные части храма — двор, обнесенный колоннами, большой зал и святилище позади него — были уже в храме мертвых Древнего царства, но художественная обработка их становится теперь совершенно иной.

Различие эпох делается тотчас же ясным, если сравнить, например, утонченную расчлененность ворот Древнего царства с фасадом храма в Луксоре, который, вероятно, построен незадолго до начала Нового царства. Вместо искусства, действующего целесообразной расчлененностью, появляется энергичная выразительность. Необычайная мощность этих построек заключается в том, что характер их противоречит характеру почвы, на которой они выросли. Типичным примером является Луксор, где фасад воспринимается всецело, как масса; стена, затканная плоскими, подобными ковру, рядами изображений из жизни царей и мифов о богах, говорит только как плоскость; она должна быть ограничена как можно резче, должна бить энергично замкнута, потому что все здание определяется контуром.

Именно такое впечатление и получается в данном случае, потому что ограничивающие стену линии, подымаясь кверху, сближаются все теснее, все сильнее сжимают ее в своих тисках; горизонтальная линия далеко выступающего карниза энергично ограничивает здание от воздушного пространства сверху. Карниз является важнейшей частью египетской архитектуры, потому что на его долю приходится самая существенная функция в этом ограничении здания. Эпохи с развитым чувством декоративности неизменно пытались при помощи ваз, статуй и других декоративных элементов архитектуры, которые они располагали на верхнем карнизе, сделать в здании переход к воздушному пространству постепенным и подчеркивали главный портал тем, что крышу над ним подымали как можно выше.

Египтянин поступает как раз обратно: он замыкает здание строго горизонтальной линией и выделяет портал тем, что опускает в этом месте стену. Благодаря этой выемке, вход можно заметить только вблизи. Спокойная плоскость стены должна оставаться доминирующей, и портал не должен служить ей помехой. Портал, поскольку это возможно, лишается того значения, которое имел, например, портик с колоннами у ворот эпохи Древнего царства: он не должен служить перерывом, расчленяющим стенную плоскость.

Продолжение следует…

История. Египетское искусство

Для большинства людей Египет все еще остается загадкой, которая манит и завлекает. Ежегодно сотни туристов отправляются на отдых в солнечную страну, чтобы не только искупаться в прохладных морских водах, но и изучить историю Египта.

Эта, поистине, удивительная страна просто не может оставить кого-то равнодушным. Именно поэтому многие туристы, находясь под впечатлением от увиденного, по возвращении на родину хотят украсить дизайн в египетском стиле.

И это совершенно не удивительно, ведь этот стиль отличается особенной оригинальностью и неповторимостью.

Основные черты

Как и многие другие стили, нельзя охарактеризовать его в нескольких словах. Это обусловлено тем, что порой достаточно трудно выразить парой слов все то, что скрывается за столь широким понятием.

Ведь стоит понимать, что тот интерьер, который использовался в более богатых египетских домах, мало чем похож на интерьер небольших комнат бедняков.

К тому же те элементы, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами египетского стиля, на данный момент практически не используются современными египтянами.

Однако, после посещения не только жилых зданий, но и музеев, можно все же найти общие черты, которые присущи данному стилю. В частности, трудно себе представить полноценную египетскую архитектуру без высоких колонн, арок, ниш.

Особое внимание египтяне уделяют стенам, украшая их росписью или фресками. Зачастую на них изображаются пирамиды, солнце или же величественный Сфинкс с лотосом.

Второй отличительной чертой является то, что комната в египетском стиле обязательно должна быть украшена множеством текстиля. Распространено применение ковров, которыми устилают полы, декорируют стены.

Поэтому дизайнеры склонны полагать, что подобный интерьер во многом похож на марокканский, который также требует использования довольного большого количества текстиля с витиеватыми узорами.

Однако, существенным отличием является то, что для марокканского стиля совершенно нехарактерно использование геометричных орнаментов и символики Египта.

Как подобрать цвета для оформления дизайна?

Несмотря на то что египетский стиль в интерьере представлен довольно ярким, все же его цветовую гамму трудно назвать широкой.

Это обусловлено тем, что зачастую для окрашивания стенок применяют довольно нейтральные цвета такие, как желтый и песочный. А также используются все оттенки оранжевого цвета, поскольку данный стиль характеризуется яркостью, подобной солнечному свету.

Помимо вышеописанных цветов, довольно популярные и более темные оттенки, которые напоминают цвет шоколада. Их комбинируют с синим и зеленым цветом, которые зачастую используются для покраски потолка.

Поскольку используется довольного много цветов и оттенков, относящихся к категории теплых, стены внутри помещения чаще всего окрашивают в белый цвет. Он привносит нотку спокойствия, а также освежает и охлаждает.

Для жаркого Египта это более чем актуально, поэтому и по сей день такой вариант оформления стенок пользуется популярностью.

В том случае, если используются обои в египетском стиле, они могут быть украшены различными замысловатыми и тематическими рисунками.

Аксессуары и текстиль

Поскольку текстиль играет ведущую роль в оформлении дизайна в заданном стиле, ему следует уделить особенное внимание. Отдайте предпочтение изделиям, которые были изготовлены из льна, хлопка или же из тончайшей шерсти.

Дизайнеры отмечают, что ковры, которые были декорированы вышивкой из золотой нити, смотрятся роскошно и дорого, поэтому их следует в обязательном порядке включать в дизайн. Приобретая шторы или покрывала, обратите внимание на то, какой орнамент был нанесен на них.

Для квартир в египетском стиле лучше всего использовать шторы с рисунком на египетскую тематику. Однако, если вы не хотите видеть на них никаких изображений, то можете выбрать изделие без принта с широкими полосками.

Все аксессуары, которые вы намереваетесь использовать, должны относиться к египетской тематике. Очень интересно и замысловато будут смотреться настенные часы, напоминающие по форме пирамиду, или же подставка под свечи в форме скарабея.

А поскольку главным символом государства считается солнце, следует приобрести один элемент декора в форме солнца. Важно помнить о том, что все украшения в египетском стиле должны иметь яркую окраску.

Из-за того, что интерьер, оформленный в подобном стиле, считается довольно жарким, следует заранее позаботиться и о приобретении комнатных растений. Не обязательно покупать настоящие пальмы, однако, комнату следует украсить растениями, которые привнесут в атмосферу свежести.

Кровать следует выбирать массивную, украшенную резьбой. Она должна быть изготовлена из светлых пород дерева, поскольку никакой темноты в помещении быть не должно.

Обратите внимание на фото египетского стиля, которое представлено ниже. На нем вы заметите, что мебель используется в основном для расстановки акцентов.

Фото египетского стиля

В IV тысячелетии до н.э. как самостоятельное государство, был основан Древний Египет. Его развитие тесно связано с долиной реки Нил, покрытой плодородным илом благоприятным для земледелия. В долинах Нила росли небольшие рощи платана, грецкого ореха, финиковой пальмы, инжира, тамарикса, тополя, смолистого дерева. Но этого было не достаточно для полноценного комфорта. Необходимым было создание садов, приносивших прохладу и тень. "Он беден, у него нет тени" - так говорят древние тексты. Отсутствие тени - одно из тягчайших бедствий неимущего населения этой страны. Устройство садов в условиях жаркого климата требовало искусственного орошения. Инжир, шелковица, миндаль, финиковые пальмы, виноград выращивали вдоль правильной, прямоугольной сети каналов, диктовавшей создание прямоугольных, симметрично распланированных садов.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что овощи и цветы занимали практически все свободное пространство между деревьями. Египетские садовники занимались не только культивацией, но и выгонкой ландышей, левкоев и роз. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни, из него добывали благовонное масло. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки и гирлянды. А в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.) особое внимание уделялось выращиванию разнообразных роз.

Заупокойные храмы Ментухотепов (2160-2000 гг. до н. э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н. э.) были первыми известными нам храмово-парковыми комплексами Древнего Египта. Именно они обеспечили ему прочное место в истории всемирной культуры.

Храмовые террасы украшали садами, в которых пруды часто были центром композиции. Портики храмов покрывали рельефами, из которых видно, что, помимо большого количества сокровищ, из дальних странствий привозили деревья в кадках, диковинные плоды и другие редкости. В период расцвета Фив - древней столицы Египта, садовое строительство достигло особого размаха. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами. Центром композиции являлся прямоугольный бассейн, иногда довольно внушительных размеров (60X120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы. Главное здание всегда помещалось на центральной композиционной оси. Все элементы сада - аллеи, пруды, цветочные клумбы, виноградники, открытые павильоны - были связаны в единый композиционный ансамбль. Это позволяет предположить, что сады создавали по заранее разработанному плану. Строителями египетских садов учитывались соотношения не только между отдельными элементами сада, но и между шириной аллеи и высотой деревьев. Городские улицы были прямыми, узкими, плотно застроенными. Пальмы и другие растения зачастую высаживали на крышах домов. Но были в столицах Египта и улицы для религиозных процессий, шириной от 40 до 60 м (улица Великого жреца в Ахетатоне). Эти улицы, ведущие к храму, всегда обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку. Вдоль главных улиц Ахетатона находились вырытые прямоугольные ямы, по которым мы можем судить о наличии пальмовых аллей. Поскольку город лежал на песочных холмах, ямы перед посадкой деревьев наполняли плодородной землей, доставленной с берега Нила. Помимо прочего, для поливки деревьев и кустарников в Ахетатоне были устроены колодцы.

Существовало два основных типа египетских садов: при храмах и при жилых домах. Прославление неограниченной власти фараонов было идеологической целью садово-храмового строительства. В основе композиции - регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. В садово-парковом строительстве Древнего Египта использовалось большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники.

error: