Дискреционная и недискреционная фискальная политика и ее эффективность. Дискреционная и недискреционная политика Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное, сознательное изменение государственных расходов и налогов со стороны государства в целях изменения национального объема производства, занятости, ускорения экономического роста.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – предполагает изменение государственных расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного спроса.

Встроенные стабилизаторы: прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги.

Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

Бюджетный дефицит. Государственный долг.

Дефицит бюджета наблюдается тогда, когда расходы бюджета превосходят доходы. Существует три способа его финансирования:

1. монетизация (т.е. финансирование за счет включения печатного станка);

2. выпуск займов (эмиссия государственных ценных бумаг). В противном случае возникает так называемый эффект вытеснения ;

3. прирост налоговых поступлений в бюджет.

Государственный долг – это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска государственных ценных бумаг. Увеличение государственной задолженности является важным источником государственных расходов.


Тема 8. Деньги, денежное обращение. Кредитная система государства.

Введение

Основные вопросы:

1. Деньги и их функции. Структура денежной системы.

2. Кредитная система государства.

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 7, стр. 147–149, глава 8, стр. 168–169.

В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:



· функции денег;

· денежные системы;

· натуральные деньги;

· символические деньги;

· инструменты кредитного рынка;

· инструменты финансового рынка;

· основные и производные инструменты финансового рынка;

· денежное обращение.

Теоретический материал.

Чтобы идти дальше в построении полной модели равновесия, отражающей взаимодействие трех совокупных рынков – товарного, финансового и ресурсного, необходимо рассмотреть функционирование финансового рынка. Финансы в узком смысле это денежные средства общества, находящиеся в руках различных институциональных собственников . Не всякие деньги являются финансами, но всякие финансы выступают в форме денег. Деньги становятся финансами в результате общественных отношений по их сбору в особые фонды с каким-либо целевым назначением. Например, деньги, собираемые домохозяйством для покупки автомобиля, не являются финансами, а деньги, собираемые в госбюджет для нужд государства, выступают финансами.

Движение финансовых средств между различными субъектами образует финансовый рынок. Финансовый рынок – это механизм перераспределения денежного капитала между кредиторами и заемщиками, между собственниками денежных средств и предпринимателями, вкладывающими их в бизнес.Финансовый рынок олицетворяет совокупность рыночных институтов, направляющих потоки денежных средств от кредиторов к заемщикам.

Финансовый рынок может быть разделен на две относительно самостоятельные части – рынок денег как таковых, т.е. денежный рынок, и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных средств, а на рынке капиталов – долгосрочных.

Вопрос 1.

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Деньги это такое финансовое средство, которое используется для покупки других товаров. Рынок невозможен без денежного обращения. Обращение денег – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг на всех трех рынках.

Деньги выполняют три очень важные функции :

· функцию средства обращения – выступают посредниками при обмене товаров;

· функцию меры стоимости – позволяют выразить стоимость всех товаров в едином масштабе, в качестве которого выступает национальная денежная единица (франк, доллар, рубль);

· функцию сохранения стоимости (накопления) – деньги выступают здесь в роли отложенного на будущее платежеспособного спроса.

Деньги в качестве покупательного средства возникли в глубокой древности. Долгое время в качестве денег выступало золото и другие благородные металлы. Поскольку в функции средства обращения деньги выступают мимолетным посредником, но в процессе обращения значительно изнашиваются, возникла идея замены их в обращении денежными знаками из более дешевых материалов. К середине 18 столетия в Европе, Северной Америке, России (с 1769 г.) появилисьбумажные деньги. Они прошли несколько этапов в своем развитии.

Современные бумажные деньги – кредитные деньги, они представляют собой долговые обязательства государства и в отличие от золотых монет не имеют внутренней стоимости.

Покупательная способность современных денег, не имеющих внутренней стоимости, определяется соотношением стоимости товарной массы и массы покупательных средств. В качестве покупательных средств выступают не только наличные деньги, но и безналичные.

Безналичные деньги – это особые инструменты расчетов, производимых банками, когда покупатель с помощью чеков, кредитных (пластиковых) карточек и иных средств поручает банку перевести определенную сумму денег со своего счета на счет продавца или выдать ему наличные.

Совокупность наличных и безналичных платежных средств, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство, образует денежную массу .

Кроме этого в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые непосредственно не используются как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на расчетных счетах, в сберегательных вкладах, депозитных сертификатах и т.п. Такие компоненты денежного обращения общепринято называть «квазиденьгами» (от латинского quasi – «как будто», «почти»). Экономисты называют их ликвидными активами.

Ликвидность какого-либо имущества или активов означает возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Самым ликвидным видом активов являются деньги, они обладают абсолютной ликвидностью. Квазиденьги относятся к ликвидному виду богатства, но разные их виды обладают разной степенью ликвидности.

С учетом выше изложенного в структуре денежной массы выделяют денежные агрегаты , различающиеся по степени ликвидности . В разных странах по-разному производится агрегирование: выделяют два, три и более агрегатов. В РФ принята следующая система денежных агрегатов:

М0 – наличные деньги;

Н – денежная база; она включает в себя М0 плюс обязательные резервы коммерческих банков, плюс средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ;

М1 = Н плюс средства предприятий на текущих счетах в КБ, плюс депозиты населения до востребования, плюс средства страховых компаний;

М2 = М1 плюс срочные депозиты;

М3 = М2 плюс депозитные сертификаты, плюс некоторые виды государственных ценных бумаг.

Наиболее значимыми для анализа являются агрегаты Н и М2 .

Необходимо обратить внимание, что в состав денежной массы не включаются наличные деньги, находящиеся в сейфах банков.

Денежная масса возрастает за счет двух факторов:

а) выпуск в обращение Центральным банком дополнительного количества денег (денежной эмиссии),

б) расширение кредитов коммерческих банков.

Вопрос 2.

В рыночной экономике время от времени складывается ситуация, когда у одних субъектов возникают временно свободные денежные средства, в то время как у других возникает временная потребность в дополнительных средствах. Кредитная система позволяет взаимовыгодно разрешить данное противоречие.

Кредитная система государства это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. К небанковским кредитно-финансовым институтам относятся инвестиционные, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, разного рода сберегательные кассы, кассы, ломбарды и пр.

Банковская система , как правило (в том числе и в России), имеет двухуровневое строение. Верхний уровень банковской системы образует государственный центральный банк (или совокупность банковских учреждений с полномочиями центрального банка). Нижний уровень при двухуровневой системе образует совокупность коммерческих банков, среди которых могут быть как частные, так и государственные.

Центральные банки (ЦБ) выполняют ряд очень важных для экономики функций, среди которых могут быть выделены следующие:

· эмиссия национальных денежных знаков;

· контроль и общий надзор за деятельностью кредитных учреждений;

· хранение государственных золотовалютных резервов и ведение счетов правительства;

· кредитование коммерческих банков и хранение их резервных фондов;

· денежно-кредитное регулирование экономики.

Центральный банк полностью свободен в своей деятельности и подотчетен только Парламенту.

Коммерческие банки (КБ) выполняют разнообразные операции, всю совокупность которых можно подразделить на пассивные (привлечение средств) иактивные (размещение средств). Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами клиента).

Цель коммерческого банка состоит в максимизации прибыли, нераспределяемая часть которой служит увеличению собственного капитала банка, что способствует обогащению его владельцев.

Для поддержания своей ликвидности, под которой понимается способность банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками , он должен постоянно иметь определенный резерв денежных средств. Центральный банк государства устанавливает для коммерческих банков норму обязательных резервов, которая представляет собой отношение величины обязательных резервов к обязательствам банка по бессрочным (а иногда и по срочным) вкладам. Величина этого норматива зависит от конкретной экономической ситуации и стоящих перед ЦБ задач, но она одинакова для всех коммерческих банков страны.

Норму обязательных резервов следует отличать от их суммы , при уменьшении объема депозитов будет сокращаться и сумма обязательных резервов при той же норме.

Разница между суммой депозитов и суммой обязательных резервов образует избыточные резервы (свободные ресурсы) банка, которые банк может выдавать в кредит.

Политика КБ проявляется в управлении банковским портфелем , включающим активы и пассивы банка.

Активы банка в балансовом отчете всегда показываются с левой стороны (кредит) и включают в себя:

Ø кассовую наличность банка;

Ø выданные ссуды;

Ø ценные бумаги, недвижимость и др. объекты «реальной» собственности, которыми владеет банк.

Пассивы банка в балансовом отчете всегда показываются с правой стороны (дебет) и представляют собой все требования к банку (кроме требований самих владельцев), важнейшие среди них банковские депозиты (вклады).

Большая доля банковских операций в странах с развитой рыночной экономикой приходится на так называемые забалансовые операции. Такое название они получили потому, что не относятся ни к активным, ни к пассивным и не находят отражения в балансовых счетах. В некоторых странах доля прибыли банков от забалансовых операций достигает 30–40% от общего ее объема. Кроме ранее названных посреднических и доверительных операций к забалансовым операциям относится:

· лизинг (приобретение по заявкам клиентов с последующей сдачей им в аренду движимого и недвижимого имущества);

· факторинг (выкуп банком долговых обязательств);

· консалтинг (продажа консультационных услуг коммерческим предприятиям).

Кроме этого еще можно назвать такие виды забалансовых операций, как обмен иностранных валют, обслуживание операций по кредитным карточкам, предоставление банковских гарантий, брокерские операции. Но основным (родовым) видом деятельности банков все же остается кредитование.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента. Ставка процента (банковская процентная ставка) устанавливается на основе соотношения спроса и предложения и представляет собой выраженное в процентах отношение платы за кредит к сумме предоставленного банком кредита.

Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике:

Во-первых , кредит позволяет существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые бы определялись размерами собственного денежного капитала каждым предприятием (фирмой).

Во-вторых , кредит выполняет перераспределительную функцию, обеспечивая возможность направлять временно свободные денежные средства предприятий, государства и домохозяйств в наиболее прибыльные сферы экономики.

В-третьих , кредит содействует экономии издержек обращения.

В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы, основными из которых являются коммерческий и банковский кредит.

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу.

Банковский кредит это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями любым хозяйственным субъектам в виде денежных ссуд. Банковский кредит подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Особый вид долгосрочного кредита – ипотечный кредит . Он предоставляется в виде долгосрочных ссуд (от 10 до 30 лет) под залог недвижимости.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

1. Сущность, меры и виды фискальной политики.

2. Мультипликатор государственных расходов.

3. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Сущность, меры и виды фискальной политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это меры правительства по изменению: государственных расходов, налогообложения, состояния госбюджета, направленные на:

Обеспечение полной занятости,

Равновесия платежного баланса,

Экономический рост,

при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью- преодоление циклического спада экономики посредством: увеличения G, снижения налогов T, или комбинации этих мер.

В более долгосрочной перспективе средства:

Проведение комплексной налоговой реформы,

Оптимизация структуры государственных расходов,

Ограничительная кредитно-денежная политика ЦБ.

Цель- политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция).

Её цель- ограничение циклического подъема экономики.

Средства: снижение G, увеличение налогов T, или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют- снизить инфляцию спроса средства ценой: роста безработицы, спада производства.

В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада AS и развертывания стагфляции, особенно если сокращение G осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Иначе, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в долгосрочной перспективе при использовании мер: снижение G, роста T, приводит к затяжной стагфляции и разрушению экономического потенциала.



Мультипликатор государственных расходов.

∆Y/∆G = 1/1-b

В краткосрочной перспективе мера бюджетно-налоговой политики сопровождается эффектами мультипликаторов: государственных расходов, налогов, сбалансированного бюджета.

b - это пред. скл. к потребления (MPC).

1/1-b –мультипликатор показывает, насколько возрастает равновесный уровень расхода в закрытой экономике в результате роста любого элемента из автономных расходов (a+I+G) на единицу.

Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению MPC.

∆Y = ∆G * Mq

Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то: кривая планируемых расходов сдвигается верх на эту же величину; равновесный объем производства возрастает на величину ∆Y = ∆G * Mq.

b -> MPC -> предельная склонность к потреблению.

С учетом налогообложения дохода Y, изменится вид потребительской функции и соответственно, модель мультипликатора.

С учетом налогообложения Y модель мультипликатора:

C = a + b (1-t) Y -> Y = (1 / 1-b (1-t)) * (a + I + G)

t- предельная налоговая ставка

где (1 / 1-b (1-t)) – мультипликатор расходов в закрытой экономике.

Предельная (налоговая) ставка (t) – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска.

Чем ниже ставки налогооблажения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора. Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

∆Y / ∆T = -b / 1-b

Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y – T возрастет на величину ∆T.

Потребительские расходы при снижении T увеличиваются на ∆T * b, что сдвигает кривую планируемых расходов вверх и увеличивает равновесный объем производства на величину ∆Y = -∆T * b / 1-b,

где ∆Y / ∆T = * -b / 1-b – мультипликатор налогов.

Если предположить, что все налоговые отчисления в госбюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид T = t * Y,

где t – пред. ставка налогов.

В этом случае функция потребления имеет вид:

C = a + b (Y – tY) = a + b (1-t) * Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

m t = -b / 1-b (1-t),

где m t – налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Полная налоговая ф-ия имеет вид:

где t - пред. ставка налогов, Ta- автономные налоги, которые не зависят от величины текущего дохода Y. Например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a + b

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

Y = (1 / (1-b (1-t) + m’)) * (a + I + G + q) – (b / (1-b (1-t) + m’)) * Ta,

где – (b / (1-b (1-t) + m’)) – мультипликатор в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода ∆Y в результате одновременного изменения величины G определяется как:

∆Y = ∆G * (1 / (1-b (1-t) + m’)) - ∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))

Если G и Ta возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает.

В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда = или < единицы.

При этом имеется в виду, что ∆T (все изменения доходов бюджета) = ∆G (все изменения расходов бюджета).

Но, мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков.

Если государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастает на величину

∆Y = ∆G * (1 / (1-b (1-t) +m’))

Если правительство одновременно повысит налоги на ∆Ta = ∆G, то равновесный объем выпуска Y снизится на величину

∆Y = -∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составляет:

∆Y = ∆G / ∆Ta * [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))],

где [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))] < 1.

То есть ∆Y < ∆G = ∆Ta

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения G (m q превышает m t).

Это объясняется тем, что G воздействует на величину Y и величину C (потребления) сильнее, чем изменение налогов, а отсюда и выбор инструментов фискальной политики.

Если цель -> расширение гос. сектора, то для преодоления циклического спада увеличивают G, то для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги.

Если фискальная политика не нацелена на ограничение государственного сектора, то: в фазе циклического спада снижаются налоги, в фазе циклического подъема снижаются гос. расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика- целенаправленное изменение: величины G, величины T, сальдо гос. бюджета. В результате целенаправленных решений правительства, направленных на изменения: уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика- автоматическое изменение: уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Недискреционная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в гос. бюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления = Величина общих налоговых поступлений в бюджет – Сумма выплаченных правительственных трансфертов.

При недискреционной политике бюджетный дефицит и излишек возникает автоматически, в результате встроенных стабилизаторов экономики: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в т.ч. страхование по безработице), система участия в прибылях.

Фискальная политика используется государством для достижения стабилизации экономики, снижения инфляции и безработицы. Ее основные типы

  • 1. Фискальная экспансия или дискреционная, означающая сознательное манипулирование налогами и расходами госбюджета. Ее еще называют активной, носящей экспансионистский характер. Она осуществляется в период рецессии и направлена на борьбу с безработицей. Ее основные инструменты:
  • 1) увеличение государственных расходов (расширение общественных работ, изменение трансфертных платежей);
  • 2) манипулирование налоговыми ставками;
  • 3) сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

В период спада фискальная политика направлена на появление дефицита. Различают структурный и циклический дефицит. Первый возникает в том случае, когда государственные расходы превышают налоги в условиях полной занятости. Циклический дефицит - это разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным. Он имеет место в условиях спада общественного производства. В условиях бюджетного дефицита стимулирующее воздействие фискальной политики на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Любое государство стремится уменьшить дефицит бюджета. Существуют три способа финансирования бюджетного дефицита:

  • а) государственные займы;
  • б) ужесточение налогообложения;
  • в) "сеньораж" - это доход, полученный в результате увеличения денежной массы в обращении путем роста эмиссии денег. Он составляет разницу между дополнительным количеством выпущенных денег и затратами на их выпуск.

Каждый их этих способов может иметь место, но наиболее эффективный - создание новых денег. Дело в том, что ужесточение налогообложения не очень популярная мера и не способствующая росту политической ренты правительства. Здесь могут иметь место недовольство определенных групп населения и их протесты, как например, в РФ в 2009 г. по поводу увеличения транспортного налога. Государственные займы у населения, в связи с ростом спроса на финансовые ресурсы, будут способствовать увеличению ставки процента, что в конечном итоге приведет к эффекту вытеснения инвестиций.

Если в экономике проявляется экономический рост и инфляция спроса, то в этом случае осуществляется сдерживающая или рестриктивная фискальная политика, предполагающая несколько иное использование тех же инструментов рассматриваемой политики, а именно:

  • 1) сокращение государственных расходов;
  • 2) увеличение налогов;
  • 3) оптимальное сочетание первого и второго инструментов.

Рестриктивная фискальная политика ориентируется на появление бюджетных излишков, которые еще больше могут усиливать инфляцию спроса. Поэтому их необходимо устранить путем погашения внутреннего долга государства или изъятия денег из обращения, не допуская их дальнейшее использование.

В целом дискреционная финансовая политика предназначена для осуществления антициклической политики, где основную роль играют государственные расходы, которые в период спада возрастают, стимулируя деловую активность, а при экономическом буме сокращаются. Балансируя доходами и расходами госбюджета, государство одновременно осуществляет меры по финансированию бюджетного дефицита и ликвидации бюджетных излишков.

2. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика означает, что необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это обеспечивается так называемыми встроенными стабилизаторами, под которыми понимается какой механизм регулирования экономики, который не требует принятия каких-либо мер и тем более дополнительного финансирования. Так, например, при росте доходов населения и фирм увеличиваются налоговые поступления в бюджет, при наступлении рецессии они уменьшаются (при тех же ставках налогов), а трансфертные платежи, наоборот, возрастают в период спада, а при экономическом росте уменьшаются. Таким образом, в период подъема налоги автоматически возрастают, тем самым сдерживая его. Одновременно при этом ликвидируется дефицит госбюджета и могут возникнуть бюджетные излишки. В период спада налоги автоматически уменьшаются, что сдерживает рецессию и ведет к возникновению бюджетного дефицита. Безусловно, встроенные стабилизаторы не в состоянии ликвидировать циклические колебания, они их лишь сглаживают и то только в определенной степени.

Эффективность фискальной политики зависит от ряда факторов, которые могут вообще оказать негативное на нее воздействие. Речь идет о временном лаге, дереве целей в государственном регулировании экономики, инфляции и чистом экспорте, а также проблемах эффектов вытеснения.

Временной лаг связан с проблемой распознавания начала рецессии или инфляции, а также здесь имеет место административная задержка, связанная уже с принятием правительством конкретных мер. В тоже время имеет место функциональное запаздывание, свидетельствующее о временном разрыве между моментом принятия решений фискальной политики и достигнутой результативностью в области занятости и роста ВВП.

Иерархия целей экономической политики государства, их подцели свидетельствуют о том, что при их одновременной реализации могут порождаться и негативные явления. Так, например, при стимулировании совокупного спроса с целью достижения экономического роста одновременно может повышаться уровень инфляции. Рост инфляции в свою очередь ослабляет каждый из элементов совокупного спроса

и тем самым снижается эффективность фискальной политики.

Стимулирующая фискальная политика ведет не только к повышению AD, но и росту процентной ставки, а это снижает чистый экспорт, поскольку иностранные инвесторы вынуждены будут тратить больше валютных средств на покупку инвестиционных товаров. Это ослабит экспорт страны и увеличит тем самым импорт, что означает ослабление и чистого экспорта и AD и потерю эффективности фискальной политики.

Эффект вытеснения связан с ростом процентной ставки, которая ограничивает инвестиционную активность и тем самым снижает результативность стимулирующей фискальной политики.

Политика государственных расходов и налогов.

Предварительные расходы - это затраты государства на приобретение экономических благ, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Манипулирование налогами и государственными расходами в результате реализации дискреционной фискальной политики направлено на изменение реального объема производства, контроля над инфляцией и достижение экономического роста.

Цели государственных расходов трактуются основными экономическими школами по-разному. Так, кейнсианская школа считает, что бюджетные расходы необходимы для стимулирования AD (совокупного спроса), борьбы с безработицей и осуществления социальных расходов.

Неоклассики государственные расходы связывают с развитием экономической и социальной инфраструктуры. Наконец институционализм считает, что госрасходы необходимы для создания общественных благ и устранения негативных внешних эффектов.

Государственные расходы формируют более благоприятные условия для развития национальной экономики. Они обладают эффектом мультипликатора. Данное явление можно показать графически.

Рис. 20.

Экспансионистская фискальная политика проводится в период спада экономики. Она предполагает увеличение госрасходов и уменьшение налогов. Это смещает кривую AD в положение пунктирной линии, затем мультипликатор приводит к еще большему возрастанию совокупного спроса до AD1. Это происходит в виду того, что с каждым последующим циклом новых потребительских расходов эффект мультипликатора усиливает AD. Одновременно растет занятость и сокращается безработица. Если снижать налоги, то часть располагаемого личного дохода (РЛД) может направляться на сбережения.

Поэтому использование налогов в качестве инструмента экспансионистской фискальной политики считается менее эффективным. Следует учитывать, что государственные доходы в результате снижения налогов уменьшатся. А повышение их при сдерживающей фискальной политике психологически воспринимаются неадекватно.

При сдерживающейся фискальной политики, направленной на уменьшение инфляции спроса сокращаются государственные расходы и растут налоги, кривая AD смещается влево, а мультипликатор госрасходов еще более усиливает этот процесс. Государственные расходы могут быть использованы для погашения долга.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг означает долг иностранным государствам, кредитно-финансовым учреждениям и отдельным лицам. Внутренний долг - это долг государства своему населению. Управление и обслуживание госдолга возложено на Центральный банк РФ и Федеральное Казначейство при Министерстве Финансов РФ.

Основной проблемой, стоящей перед современной Россией является корпоративный долг - около 500 млрд. долларов США. Это долг негосударственного сектора. Его погашение во многом связано с повышением конкурентоспособности российских фирм, с инвестиционной политикой и переходом на инновационную экономику.

Безусловно, важным направлением бюджетной политики является сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Но на близлежащую перспективу она должна быть направлена на достижение стабильности экономики, ее модернизацию и диверсификацию. Как известно для этого были созданы Правительством РФ две комиссии: Комиссия по модернизации и технологическому развитию и Комиссия по экономическому развитию и интеграции. Они должны решить пять направлений:

  • 1) достижение энергоэффективности и энергосбережения, в том числе разработка новых видов топлива;
  • 2) развитие ядерных технологий;
  • 3) совершенствование космических технологий, особенно связанных с телекоммуникациями;
  • 4) повышение результативности медицинских технологий;
  • 5) продвижение стратегических информационных технологий, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Таким образом, направления финансовой политики можно представить в виде следующей схемы.

Таблица 7

Виды финансовой политики

При осуществлении финансовой политики правительство опирается не только на расходную часть госбюджета, спецфонды, но и использует золотовалютные резервы и Резервный фонд. Объем золотовалютных резервов в РФ на 01.01.2009 г. составлял 426 млрд. долл., а на 01.01.2010 г. - 440 млрд. долл.

Фискальная политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов. Эта политика подразделяется на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Целью дискреционной фискальной политики является максимальное приближение равновесного объема производства к уровню объема производства при полной занятости.

Например, выделяют следующие действия правительства (меры дискреционной фискальной политики), когда экономика находится в стадии спада:

1) Снижение налогов при сохранении государственных расходов на прежнем уровне. Снижение налогов может привести к росту чистого дохода населения и предприятий, что вызовет рост совокупных расходов и подъем в экономике.

2) Увеличение государственных расходов при сохранении налогов на прежнем уровне. Рост расходов может привести к росту инвестиций, т.е. к росту национального производства.

Если экономика находится в стадии роста , то для предотвращения более быстрого роста цен, т.е. для замедления темпов экономического роста производства, могут использоваться следующие меры дискреционной фискальной политики:

1) Повышение налогов при сохранении государственных расходов на прежнем уровне, что приведет к снижению совокупного спроса на товары и услуги и к снижению уровня инфляции.

2) Сокращение государственных расходов при сохранении налогов на прежнем уровне. Это вызовет сокращение совокупного спроса на товары и услуги.

Влияние изменения государственных расходов и налогов на равновесный объем ЧНП происходит под действием эффекта мультипликатора.

Рисунок 1 – Влияние изменения совокупных расходов на равновесный ЧНП, кейнисианская модель «расходы-выпуск».

Каждая точка на биссектрисе означает равенство совокупных расходов и созданного ЧНП. Поэтому, пересечение биссектрисы с прямой ЧНП показывает равновесный объем ЧНП. Если совокупные расходы увеличатся за счет роста государственных, например, на 10 млрд. руб., то равновесный объем ЧНП увеличится на гораздо большую величину. Это называют действием эффекта мультипликатор а.

В общем виде мультипликатор определяется как отношение изменения прироста дохода к изменению совокупных расходов или к изменению одного из элементов совокупных расходов .

где ∆ЧНП - изменение реального ЧНП;

∆СР – изменение совокупных расходов.

Изменение совокупных расходов может происходить за счет:

1) ∆С – изменения потребительских расходов;

2) ∆G – изменения государственных расходов;

3) ∆I n – изменения инвестиций;

4) ∆X n - изменения чистого экспорта;

5) ∆Т – изменения налоговых поступлений.

Существует еще один способ определения мультипликатора:

где – предельная склонность к потреблению,

– предельная склонность к сбережению.

Предельная склонность к потреблению показывает, какая часть каждого вновь полученного домохозяйствами располагаемого дохода направляется на потребление . Предельная склонность к потреблению определяется следующим образом:

где ∆С – изменение в потреблении;

∆D – изменение располагаемого домохозяйствами дохода.

Предельная склонность к сбережению показывает, какая часть каждого вновь полученного домохозяйствами располагаемого дохода направляется на сбережение) .Предельная склонность к сбережению определяется следующим образом:

где ∆S – изменение в сбережении.

Поскольку домохозяйства часть своего дохода потребляют, а другую часть направляют на сбережение, то сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению будет равна единице.

Повышение налогов на (10 млрд. руб., например) приведет к сокращению чистого дохода потребителей и предприятий, соответственно к снижению совокупных расходов. В результате, равновесный объем ЧНП сокращается. Подобное изменение также происходит под действием эффекта мультипликатора. Мультипликатор налогов рассчитывается следующим образом:

Необходимые изменения государственных расходов и налогов могут происходить автоматически, что представляет собой недискреционную фискальную политику или встроенный стабилизатор .

Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию уменьшить дефицит государственного бюджета в период спада или увеличить положительное сальдо (профицит) государственного бюджет в период инфляции без принятия специальных шагов со стороны политиков.

Встроенный стабилизатор возникает в результате того, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого дохода, который изменяется пропорционально величине ЧНП.

Рисунок 2 – Встроенная стабильность

Правительственные расходы считаются заданными (утверждаются парламентом на фиксированном уровне). Парламент утверждает не размер налоговых поступлений, а величину налоговых ставок. Налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и уровень ЧНП, которого достигает экономика (линия Т). По мере того кА экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП (ЧНП 2) налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации бюджетного дефицита и созданию бюджетного излишка Избыток налогов характеризует рецесиионый (дефляционный) разрыв .

И наоборот, когда ЧНП снижается (до уровня ЧНП 3), в период спад, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что смягчает экономический спад. Дефицит налогов характеризует инфляционный разрыв (наличие инфляции спроса).

Основными факторами встроенного стабилизатора являются:

1) автоматическое изменение налоговых поступлений;

2) страхование по безработице и прочие трансферты. Потерявшие работу получают пособие, а с момента начала работы платежи прекращаются. Таким образом, система как бы перекачивает денежные средства в экономике.

3) программа помощи сельским производителям (в период падения цен на сельскохозяйственную продукцию правительство выкупает ее излишек, пополняя государственный резерв, которую вновь возвращает на рынок в период нехватки этой продукции);

4) сбережения предприятий и личные сбережения населения. Как правило, предприятия стремятся сохранить уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются. В результате сбережения корпораций (нераспределенная прибыль) действует как встроенный стабилизатор.

Для того, чтобы фискальная политика осуществлялась эффективно, необходимо учитывать фактор времени:

1) Необходимо время для осознания проблемы (о том, что происходит с ВНП в текущем периоде, узнаем лишь по окончании этого периода);

2) Имеют место административные задержки, связанные с обсуждением проблемы в парламенте;

3) Необходимо время для того, чтобы принятые парламентом фискальные меры стали приносить отдачу.

4) Кроме проблемы времени, существуют и политические проблемы. Как правило, правительство имеет пристрастие к стимулирующим мерам, т.е. сокращение налогов и повышение дотаций являются популярным политическим шагом, а снижение государственных расходов может оказаться политически рискованным шагом. Поэтому, даже если сокращение государственных расходов экономически обосновано, то члены парламента не примут такое решение накануне избирательной кампании, дабы не потерять голоса избирателей.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета (разность между поступлениями и доходами и отчислениями и расходами) в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику

Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Сразу отмечу, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Обычно в государственном долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.

По поводу первой «опасности» можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования (при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигаций и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций); взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.

Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе; В большинстве случаев - внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Дефицит госбюджета - показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

реструктуризация государственного внешнего долга;

усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ - К > РБ - ОГД,

ДБ - доходы госбюджета;

К - кредиты и займы;

РБ - расходы госбюджета;

ОГД - обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

error: