Декоративное золочение - оригинальный способ преобразить старую мебель. Золочение сусальным золотом и поталью Как нанести сусальное золото на металл

Сусальное золочение – технология обработки поверхности покрытия из сусального золота. Для художественного оформления различных рам и багетов с давних пор применяется золочение сусальным золотом. Этот вид декорирования придает элементам аристократичную роскошь, позволяет выделить элемент, или напротив, вписать его в убранство помещения. Сусальное золото – для отделки является наитончайшим материалом, отчего отделка вашего дома станет уникальной. Тонкость листа сравнима с легкой нитью паутины. Огромный плюс в долговечности метала и отсутствии коррозийного влияния на золото, в отличии от других отделок. Современные технологии улучшают в каждым годом процесс изготовления листов сусального золота, но даже наши предки промышляли данным оздоблением, путем ручного труда.

Производство

Мягкость золота позволяет с ним работать в удобной форме. На производстве отливается брусок и раскатывается наименьшей толщины. Следующим шагом происходит разрез на мелкие полоски и далее подрезается на небольшие квадраты. Сложив все в стопку, золото обрабатывается молотом, около двух тысяч ударов утончают слой до 1-2 микрон на каждом листе. Образующиеся расплющенные квадратики укладываются в книжку или на ткань. Так, покрытие сусальным золотом имеет два вида доставки:

  • Книжка, из которой лист можно вынимать дуновением;
  • Трансферт, нанесение листа на тканевую бумагу, которая удаляется после приклеивания золотого покрытия.

Что представляет собой этот вид декорирования

В отличие от недорогой имитации, покрытие сусальным золотом подразумевает нанесение драгоценного метала на поверхность. Само по себе сусальное золото представляет собой тончайшие листы с толщиной до долей микрон, состоящие из металлического сплава с высоким содержанием драгоценного металла. И чем толще оказывается лист, тем больше карат золото содержится в нем. Поскольку драгметалл обладает высочайшей ковкостью и пластичностью, золочение получается без дефектов: трещин, замятий или разломов. Однако только профессионалу оказывается под силу выполнить сусальное золочение, поскольку именно пластичностью может сыграть «злую шутку» с новичком - при не аккуратном обращении он будет стремиться к замятиям.

Сама по себе технология не изменилась с прежних веков, хотя материалы по своему качеству и свойствам «шагнули» далеко вперед. И все-таки, как и прежде, золочение сусальным золотом включает в себя:

  • подготовка поверхности. Устраняются все грубые недочеты - трещины, сколы. Поверхность выравнивается специальной шпатлевкой, где необходимо - стачивается специальными инструментами;
  • грунтование. Для грунтовки используют необходимый оттенок, который оказывает влияние на конечный вид. Чаще всего прибегают к теплым и светлым тонам, что подчеркивает красоту золоченой поверхности;
  • вышкуривание. После того, как последний слой грунта полностью высох поверхность вышкуривается самой мелкой шкуркой для устранения даже микроскопической шагрени;
  • лакировка. Мастер должен обеспечить полную «зеркальность» поверхности, для чего используются высококачественные лаки. Наносится лак в несколько слоев для устранения минимального шанса образования потеков;
  • полировка. С высохшего лака удаляются пылинки, прочие артефакты, которые могут привести к браку золочения;
  • непосредственно сусальное золочение. Нанесение золотого покрытия.

Реставрация сусальным золотом

Сусальное золочение может использоваться в целях реставрации. Речь идет о тех случаях, когда нужно восстановить позолоту на старинных предметах или дополнительно облагородить изделия, которые не имели покрытия золотом. В обоих случаях реставрация сусальным золотом придает изделию, а вместе с ним и интерьеру более интересный и дорогой внешний вид. Большим плюсом использования золота в реставрации является и то, что оно не окисляется, не тускнеет и не теряет своих высоких качеств в течение долгих лет.

На покрытие сусальным золотом цена зависит во многом от истинного веса драгметалла. Однако большое значение оказывает и сложность рельефа, и общая покрываемая площадь и, конечно же, исходное качество поверхности. Покрытие сусальным золотом – цена вопроса очень высока, однако качество и результат порадуют любого.

Уровень детализации Материал Стоимость
Плоские тяги шириной до 4 см. ваш материал от 400р / п.м.
материал + поталь от 500р / п.м.
материал + золото от 1 100р / п.м.
Средняя детализация с элементами больше 4 см. без материала от 2 100р / кв.м.
материал + поталь от 3 500 / кв.м.
материал + золото от 18 100р / кв.м.
Высокая детализация со сложными многосоставными элементами без материала от 3 200р / кв.м.
материал + поталь от 4 500р / кв.м.
материал + золото от 22 200/ кв.м.

Уточнить стоимость

Примеры золочения сусальным золотом:

Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Такой необычный материал используется при золочении ювелирных украшений и других изделий, производство которых подразумевает покрытие из сусали. Листы делаются либо из чистого желтого металла, либо из его сплавов с серебром или медью. Достичь минимальной толщины сусальных пластинок позволяют физические свойства золота – чистый металл отличается мягкостью и ковкостью. Самым простым примером предметов, покрытых сусалью, можно признать купола церквей, которые вот уже несколько веков традиционно отделываются листами тончайшими листами драгметалла. Как делают золочение сусальным золотом современные мастера?

Производство сусали

Мягкость и ковкость чистого золота позволяют раскатывать металл в очень тонкие листы. Благодаря этим физическим свойствам металла листы получаются без трещин и разломов, то есть не повреждаются в процессе изготовления. Сам процесс производства золотых листов начинается с отливки бруска. Из металла отливают слиток с параметрами 20х5х1 см, а затем тщательно раскатывают его в полосу. Длина такой полосы может достигать 30 метров.

Как дальше работать с сусальным золотом? Полоска разрезается на квадраты, которые складывают вместе, разделяя бумажными листами. До того, как сусаль можно будет использовать для работ по золочению, эта книжка отправляется под молот, отрабатывающий около двух тысяч ударов. Под ударами инструмента листы сусали становятся еще более тонкими и образуют своеобразную «лепешку». Из «лепешки» вырезают квадрат и вкладывают его в книжку.

Самым главным этапом производства сусали является отбивка золота молотом. Эта процедура очень трудоемка и сложна в исполнении. Молот должен ударять так, чтобы удары шли не только в определенной последовательности, но и с одинаковым усилием. Соблюдение этих требований является обязательным, так как обеспечивает одинаковую толщину золотых листов по всей их площади.

В одной книжке насчитывается до трех сотен сусальных листов, каждый из которых после процедуры отбивки становится в 10 раз больше. Для наиболее полного представления процесса производства сусали рекомендуется ознакомиться с видео, отражающим каждый этап изготовления тонких золотых листов. Работа с сусальным золотом во многом зависит от качества листов. Если листы изготовлены в соответствии со всеми правилами, то позолота изделия также будет отвечать всем требованиям качества.

Позолота сусаль

Сама технология золочения сусалью основывается на одном необычном свойстве золота: металл, раскатанный до очень маленькой толщины, на молекулярном уровне прилипает к гладким поверхностям. Покрытие изделия сусалью представляет собой сложный процесс, так как работа с тончайшими листами драгметалла требует внимания и аккуратности. Отлить из золота изделие гораздо проще, чем покрыть то же самое изделие сусалью.

Необычное свойство позволяет использовать сусальное золото для украшения церковных куполов, статуй, фонтанных композиций, а также предметов мебели, используемых для создания роскошной обстановки. Технология нанесения материала на протяжении истории человечества менялась. Сейчас сусаль используют как упаковку для дорогих сладостей и даже как ингредиент кофейных и коктейльных напитков.

Среди способов золочения сусалью специалисты выделяют два варианта: крепление драгметалла на полимент и на мордан. В чем их отличие? Полимент представляет собой своеобразную основу, на которую крепят листы сусали. Основой состава полимента является глина, к которой в незначительных количествах добавляют мыло, белый пчелиный воск и китовый жир. Особенностью этого способа золочения можно считать конечный результат: поверхность принимает вид настоящего золота и выглядит так, как будто сделана из металла. Крепление сусали на полимент требует больших финансовых и трудовых затрат, поэтому используется тех случаях, когда необходимо обработать поверхность, не подверженную воздействию внешней среды. Чаще всего так золотят мебель.

Что такое сусальное покрытие на мордан? Такая обработка изделия золотом позволяет придать его поверхности матовый эффект. Для проведения процедуры используются материалы на растительных маслах, сам лак мордан готовится из масла льна и конопли с добавлением специальных компонентов. Обработать поверхность сусалью в этом случае проще и быстрее. Крепление на мордан позволяет декорировать самые разные поверхности, в том числе дерево, гипс, и мрамор.

Перед золочением на мордан поверхность изделия грунтуется киноварью, а затем протирается сукном для удаления неровностей. Подготовленная деталь покрывается морданом и высушивается в течение необходимого времени. В зависимости от сорта мордана сушка может длиться от нескольких часов до целых суток. Перед нанесением сусали мастер проверяет поверхность «на отлип». Здесь очень важно не высушить мордан полностью, так как к сухой поверхности золото будет плохо прилипать. Невысохший мордан для золочения сусальным золотом тоже не подойдет, так как листы материала в нем утонут. Учитывая ценность золота, все работы следует проводить строго по технологии и очень аккуратно.

Упрощенная технология

Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.

Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.

После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.

Современные технологии

Технология золочения сусальным золотом на протяжении всей истории использования этого материала для отделки поверхностей претерпела некоторые изменения. Суть технологии производства листов сусали остается прежней: брусок драгметалла раскатывается в полосу, режется на квадраты, квадраты складывают в книжку и отправляются под молоток. Новые разработки позволяют добиться получения листов значительно тоньше тех, которые изготавливались раньше. Задачу мастеров упрощает и использование компьютерной техники.

Сейчас сусальное золото вручную практически не производится, устаревшие технологии остались в прошлом. Процесс получения тонких сусальных листов на сегодняшний день полностью автоматизирован, все делается машинным способом. Электрический молот настраивается как на первичную отбивку листов, так и на последующую обработку драгметалла до минимальной толщины. Оболочки бычьих кишок, которыми раньше перекладывались листы сусали, также больше не используются. Вместо них применяют современные формы из пластмассы.

В России изготовлением сусали занимается завод цветных сплавов, находящийся в Москве. Также имеются частные компании, выпускающие сусальное золото, но их объемы производства материала для механического золочения не значительны.

Чтобы понять, как выглядит сусаль, достаточно представить себе очень тонкий лист фольги толщиной до 1,5 микрона. Согласно отечественным стандартам сусаль производится в квадратных листах со стороной 91,5 мм. Листы раскладываются в книжки, разделителем между листами является папиросная бумага. Книжки могут состоять из 10 или 60 сусальных листов.

Для того чтобы представить, как необходимо наносить сусальное золото, рекомендуется посмотреть видео, сопровождающееся пояснениями мастера. Специалисты выделяют два вида сусального золота: свободное и трансферное. В зависимости от вида сусали имеются и отличия в работе с материалом. Свободное золото достается из книжки и помещается на подушку, а трансферное – изначально приклеено к листу в книге.

Издавна золотой цвет считается цветом роскоши и богатства. Золото по своим декоративным свойствам превосходит все остальные металлы. Отличается оно и высокой химической стойкостью, не окисляется на воздухе, в среде сероводорода и других газов. Не подвергается воздействию хлора и брома при нагревании до очень высоких температур. Это обеспечивает золоту широкое применение как в ювелирной отрасли промышленности, так и в ответственных технических деталях. В идеале, конечно, можно изготовить изделие целиком из золота, таким образом обеспечить себе все высокие показатели золота в области химической стойкости и неизменности во времени… но! Золото – металл мягкий и дорогостоящий… а значит, если необходимость получить изделие с декоративными и физико-химическими свойствами золота, но не такие дорогие и значительно более прочные, появляется необходимость в гальваническом золочении более прочных металлов.

Техника и способы нанесения золота на поверхность:

— сусальное золочение (наносим тонкую фольгу на любую поверхность с помощью клея);
— нанесение амальгамы золота с последующим отжигом (старинный метод);
— электрохимическое золочение, т.е нанесение покрытия под действием электрического тока;
— иммерсионное золочение, нанесение золота без приложения внешнего тока.
На нашем предприятии мы пользуемся только электрохимическим и иммерсионным золочением, т.к только эти методы нанесения являются достаточно безопасными и обеспечивают надлежащее качество покрытий*.

Нанесение гальванического покрытия золотом:

— чистое желтое золото (без легирующих добавок, чистота покрытия составит 999,9);
— желтое золото с малой добавкой кобальта в качестве легирующей добавки для большей твердости покрытия (чистота покрытия составит 999,0);
— красное золото, или русское золото. Имеет оттенок от медно-красного до бледно-розового, можно получить «итальянское» розовое золото (больше желтизны, чем в «русском»);
— зеленое золото, сплав золота и серебра (никеля).
— белое золото (процесс родирования).
Толщина гальванического золота может быть любой, верхнего предела толщины золочения нет, это заказчик решит сам, исходя из необходимой толщины золота и финансовых возможностей.
Будем рады помочь Вам в области гальванического золочение контактных групп, бижутерии, ювелирных украшений и сувениров.
Хотите узнать больше? Научиться делать золочение собственными руками? Телефон и электронная почта технолога на главной странице сайта.

Нанесение иммерсионного покрытия золотом:

Иммерсионное золочение применяется для деталей сложной формы. Гальваническое золото, хоть и обладает высокой рассеивающей способностью, иногда не может обеспечить качественное покрытие внутренних полостей трубок или сложнопрофильных деталей. В этом случае возникает необходимость в применении химического золочения. Особенностями этого процесса является постоянная толщина покрытия во всех точках поверхности изделия. Иногда покрытие можно выполнить только таким способом, например, при нанесении золота на детали саксофона (внутренняя полость труб обеспечивает «правильный» звук). Часто, иммерсионное золочение используется совместно с гальваническим золочением.

Стоимость золочения в Москве

Золото – есть золото, никогда оно не было дешевым, поэтому решение в пользу увеличения толщины золотого покрытия скажется на стоимости работы. Постараюсь показать на примере: 0,2 микрона золота называется у специалистов покрытием «в цвет», по достижении такой толщины цвет золота больше не меняется. Т.е если показать кому-то, например, два корпуса часов покрытых 0,2 мкм и 40 мкм соответственно, то ни один специалист не сможет на глаз определить толщину золочения! Конечно, если положить оба корпуса под стекло и никогда не доставать, они останутся «близнецами» на многие годы, но стоит начать носить такие часы, обладатель часов с покрытием 0,2 мкм очень скоро поймет, что носит дешевую вещь, а владелец часов с покрытием 40 мкм с гордостью подарит их своему сыну на пятидесятилетие.
На нашем предприятии Вы можете получить услугу по нанесению золотого покрытия различной толщины: так, для технологических деталей чаще всего используют покрытие по ГОСТу 3-9 мкм, в зависимости от требований, предъявляемых к детали. В некоторых случаях, толщина золотого покрытия должна быть 20-50 мкм. В подавляющем большинстве случаев для технических деталей, толщину золотого покрытия выбирают равной 6 мкм.

* Стоит отметить, что существует еще один способ получить на поверхности изделия «золотой» цвет – напыление нитрида титана. При этом мы получим неметаллическое непроводящее покрытие, имеющее золотистый цвет. Секрет в том, что на самом деле вещество нитрид титана не окрашено, а при нанесении его тонкой пленкой, толщина которой сравнима с длиной волны желтого цвета (565-590 нм), глаз видит желтый цвет покрытия. Говорят, что изделие в таком случае покрыто «под золото». Все дешевые сувениры, фурнитура, сантехнические изделия покрыты нитридом титана, а не золотом.

У нитрида титана нет физико-химических характеристик золота. У него нет стойкости во времени и неизменности по цвету. Пример старого покрытия нитридом титана – купол Храма Христа Спасителя в Москве, да и купола многих церквей по всей России. Со временем, красивый золотой цвет уходит (под действием осадков, испарений, механических повреждений), и переходит в красно-коричневый и зеленый оттенок. Восстановить цвет обратно невозможно! Единственный выход – переделать все заново, удалив старый нитрид. Таким образом, становится понятно, что покрытие нитридом титана хоть и похоже по цвету на золото, имеет ограниченный срок службы и ненадлежащее качество покрытия (даже в случае дополнительной обработки его лаком.

Для нас же самое нежелательное качество нитрида титана – это сложности с очисткой от него изделия. Нам часто приносят на «реставрацию» протертое покрытие нитрида титана, часто сам заказчик считает, что имеет дело с золотом, единственный способ сделать такую работу – удалить старые материалы, провести все подготовительные операции для процесса золочения (включая механическую обработку царапин и сколов), и провести золочение.

Наша компания оказывает услуги по нанесению золота на все поверхности и детали. В каждом отдельном случае, окончательная стоимость работы определяется после осмотра детали технологом и утверждения требований заказчика.

Ориентировочная стоимость работ приведена в таблице ниже:

Наименование услуги Стоимость, руб
Золочение техническое (более 3 мкм) от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение декоративное до 3 мкм от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «розовое» под 585 пробу от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «Италия» от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «белое» (родирование) от 25 руб/гр изделия
Удаление золотого покрытия договорная
Реставрация золотого покрытия договорная

Примеры работ по золочению изделий:

Желтое золочение монет «Sochi 2014». толщина золота 0,5 мкм.

Стоимость покрытия одной монеты составила 60 рублей, при партии 1000 шт. Гарантии на истирание нет.

Желтое кобальтированное золочение жетона на цепочке.

Стоимость работ по золочению жетона на цепочке составила 5 тысяч рублей. Толщина золота 5 мкм, гарантия на истирание 2 года.

Клеевое золочение

Этот вид золочения в отличие от лакового дает глянцевую поверхность, да и применяется лишь на деревянных или полиуретановых поверхностях. Также известно как полиментное, водное или водяное золочение. Водное золочение менее устойчиво к атмосферному воздействию, поэтому применяется исключительно для внутренних работ.

Технология клеевого золочения осталась неизменной с древних времен. Она более трудоемка, чем масляное золочение.

Поверхность детали сначала тщательно шлифуется, затем на неё наносится грунт. После этого необходимо приготовить полимент -- болюс, который наносится поверх грунта. Следом наносится левкас и только после этого можно наносить сусальное золото.

К слову, клеевой способ золочения можно применять и для наружных работ, но для этого необходим специальный унополимент, который позволяет наносить сусальное золото так же, как и в случае масляного золочения, но при этом поверхность остается глянцевой. Однако такая технология слишком сложна, поэтому применять на больших площадях её не рекомендуется. В основном такой способ используется лишь для выделения определенных деталей

Те, кто только осваивает мастерство золочения, зачастую практикуют упрощенные способы золочения, например, на смесях. Такой способ предполагает использование уже готовых специальных смесей -- миксионов. Технология предельно проста: миксионы наносится на основу, а поверх них накладывают само сусальное золото.

Выбранный способ золочения влияет на характеристики обработанной поверхности, в частности, её блеск и долговечность покрытия. Кроме того, это влияет и на набор необходимых материалов.

Единственное, что остается неизменным при любом способе золочения это общая схема, состоящая из 4 основных этапов, на каждом из которых используются материалы и инструменты, соответствующие выбранному способу:

Поверхность подготавливается для последующего золочения.

Осуществляется общая техника золочения.

На поверхность наносится соответствующий грунт.

Нанесение сусального золота на поверхность.

Подготовка поверхности к золочению сусальным золотом

Перед началом работы поверхность, которую планируют позолотить, шлифуют стеклянной шкуркой, удаляют все неровности, шероховатости (этот вид обработки еще называют "рассечка"), все трещинки заполняются специальной полировочной пастой.

Металлические изделия тщательно очищают от ржавчины, пыли, раствора и коррозии и окрашивают несколько раз свинцовым суриком на масле, либо шеллаком, либо стандартным автомобильным лаком. Иногда последним слоем наносится золотистая охра, для придания золоту более насыщенного оттенка (но нельзя для этой цели использовать крон желтый, иначе поверхность может очень быстро потемнеть).

Древесина, подлежащая золочению, обязательно просушивается, все сучки и смоляные места удаляются, места стыков проклеиваются марлей. Иногда для большей гладкости поверхность полностью проклеивают паволокой (тонкой тканью). Далее поверхность обрабатывается горячим клеем (15-процентным), способным глубоко проникнуть в поры древесины.

Если поверхность гипсовая, ее очищают от грязи, зачищают наждачной бумагой среднего зерна, обметают сухой кистью и закрепляют горячей олифой. Далее поверхность дважды проклеивают горячим раствором осетрового клея (первый раз - более слабым раствором, 150 г. клея на литр воды; второй раз - 200 г клея на литр воды). Клей разводят в воде и распускают на водяной бане.

Перед нанесением грунта важно знать: чем более блестящей будет основа, тем более блестящей получится позолоченная поверхность. Поэтому используемый лак (при масляном золочении) должен сильно блестеть.

При золочении на смесях основу изолируют разбавленной акриловой краской, наносят ее в несколько слоев, и далее полируют поверхность.

Если поверхность все же недостаточно гладкая, дополнительно производят ее лишевание, то есть шлифуют с помощью хвоща или пемзы.

Нанесение грунта

Грунт наносится в несколько этапов.

Иногда слои грунта чередуют со слоями клея, для получения более ровной поверхности.

Этап 1. Нанесение грунта

После высыхания клея, нанесенного на первом этапе, в теплом виде наносят левкас (каменную грунтовку) - 2-3 раза способом торцевания поверхности, чтобы пропитать нижний слой и обеспечить его лучшее сцепление с последующими. Для этого может использоваться специальная щетинная кисть. Чтобы слой был равномерным, нельзя часто касаться одного и того же места. Деревянная поверхность и структура должны быть видны. Затем наносят еще 3-4 слоя белой левкасной грунтовки, обычным способом, каждый раз давая поверхности полностью просохнуть. Этот второй подход должен скрыть все неровности и создать способную к шлифовке подкладку, деревянная поверхность уже не должна просвечивать.

На третьем подходе белая грунтовка разбавляется 5-процентным спиртом, и покрывают поверхность широкой волосяной кистью, максимально равномерными мазками.

Этап 2. Шлифовка

Далее, после нанесения левкаса, поверхность снова шлифуют (ровные поверхности - пемзой, выступающие детали - хвощом, или микронной шкуркой; можно еще дополнительно отшлифовать холстиной с водой и просушить). Отшлифованные места проклеивают 7-процентным животным клеем. Шлифовальные работы нужно выполнять предельно точно, так как все нечетко обработанные детали будут видны после золочения. Далее поверхность очищается от шлифовальной пыли (пылесосом или влажной тряпочкой, либо сухой кистью, либо флейтцем).

И только на эту просушенную поверхность наносят полимент, предварительно разведя его с 7-процентным раствором животного клея (пока полимент не станет стекать с кисти густой струйкой). Иногда, для лучшего сцепления, перед нанесением полимента поверхность покрывается полиментным клеем, разбавленным 1/3 воды. Раствор разогревается до 35 градусов, и наносится на белую грунтовку.

Этап 3. Подготовка к золочению

Опытные позолотчики производят накладывание золотых листов только через сутки после нанесения грунта. Для этого поверхность увлажняется водой (листы наносятся сразу после того, как вода приобретает окрас), либо 20-процентным раствором этилового спирта с помощью мягкой волосяной кисти (наносится небольшими участками, на которые сразу же укладывают листочки золота), либо наносится клей (рецепт этого клея у каждого мастера свой).

Нанесение золота

Во избежание прикасания к золотому листу, некоторые позолотчики работают в хлопковых перчатках. В помещении не должно быть сквозняка, чтобы легче было перемещать золотые листы. Толщина листа - всего доли микрона, поэтому поверхность под покрытие готовится тщательно, и любая пылинка может порвать лист.

Листок сусального золота или потали из книжки вынимают легким дуновением, помогая ему завернуться на нож. Этим ножом листок переносят на подушку, где его разглаживают и вырезают ножом нужную форму.

Затем вырезанную фигуру можно наносить на обработанную и загрунтованную поверхность, покрытую выбранным адгезивом. Золочение осуществляется по мокрой основе, поэтому смачивается только то пространство, которое можно позолотить за один раз. Если проступают сухие пятна, поверхность снова нужно смочить.

На поверхность лист переносится специальной кистью (лампемзелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем проведя по руке, смазанной вазелином; старательно и очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания.

После того, как золото высохнет, излишки золота, образованные на стыках, собираются в бумажный пакетик (они могут потребоваться потом, при постобработке изделия).

Это сложность работы с самим материалом. Ведь даже самый легкий сквозняк может привести к потере не одной сотни долларов, если невесомый и дорогой золотой листочек попадет под его воздействие. Также сусальное золото нельзя брать просто руками – его невесомость и непрочная структура моментально скажутся. Он превратится в прах на руках горе-мастера. Поэтому работают с ним специальным инструментом и имея хотя бы простые навыки обращения с таким нежным и дорогим материалом.

Имитация золота

Несколько удешевить процесс декорирования под драгоценный металл призваны заменители. Это может быть как золото на серебре – двойник, так и золото на медной основе – тальма. Дороговизна самого металла способствовала и происхождению таких имитаторов позолоченной поверхности, как сплав поталь – серебро с алюминием, а также дисульфид олова, чаще всего использующийся при золочении древесины и гипса.

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Институт дизайна и искусств

Кафедра дизайна интерьера

«Область применения сусального золота»

Выполнила:

Студентка группы 1 МГ11

Санкт-Петербург

1. Введение

3. История золочения

4. Характеристики сусального золота

5. Техника золочения

6. Имитация сусального золота

7. Заключение

1. Введение

Считавшееся раньше эталоном хорошего вкуса и показателем достатка, сусальное золото сейчас интересует людей разнообразных творческих профессий.

Благородное сияние сусального золота сегодня вновь приобретает чрезвычайную популярность, ведь сферы применения этого материала ограничены лишь дизайнерской фантазией. Все больше и больше мастеров открывают для себя сусальное золото и заставляют сиять благородными бликами свои творения!

2. Применение сусального золота

сусальное золото золочение

Сусальным золотом можно декорировать не только небольшие вещицы вроде шкатулок и пепельниц, но и масштабные сооружения, например, купола, фасадная отделка, скульптуры, статуи и т.п. Лепнина с использованием сусального золота давно уже вошла в моду - зеркала, вазы, рамы для картин…

Ну и конечно, иконы - это, пожалуй, самая популярная область применения сусального золота. Для этого берется золотая фольга с низким процентным содержанием лигатуры - как правило, чистое золото 999 пробы. А вот для внешней отделки можно взять и низкопробное золото.

Сусальное золото применяют даже в кулинарии. Дело в том, что чистое золото биологически инертно и настолько мягкое, что не образует опасных режущих кромок, потому его довольно широко используют для украшения различных блюд. Как пищевой добавке, сусальному золоту даже присвоили код - Е175. Чаще всего золотом покрывают сладости, добавляют его в алкогольные напитки (в частности, водку с золотыми хлопьями), а в Японии существует даже такой экзотический продукт, как `позолоченный` кофе.

Сусальное золото применяют и в текстильном производстве, ведь сейчас разработаны технологии, позволяющие наносить золото не только на металлическую, а на любую поверхность. Дизайнеры уже оценили преимущество этого материала и добавляют золотые детали в свои работы. Стилисты тоже не отстают - сусальное золото наносят на кожу, ногти, волосы, заставляя их сиять и переливаться благородным блеском.

2. История золочения

Корни традиции золочения уходят ещё во времена доколумбовой Америки. Уже тогда золото привлекало повышенный интерес, изучались его свойства и возможности применения. Происхождение названия сусальное золото остается загадкой, но самой реалистичной версией считается слово `сусало` - в древнерусском языке оно означало `лицо, морда`. То есть, сусальным золотом покрывали лицевую часть изделий.

Одним из первых свойств, обнаруженным у золота, была его пластичность. При соответствующей обработке кусок золотой руды мог превратиться в тончайшее полотно или нить.

Тогда-то впервые и появилась идея облачать в золотое полотно различные предметы, рождая искусство листового золочения, применяемое и поныне.

Впервые сусальное золото появилось в индии, затем оттуда оно попало на Ближний Восток, В Египет, где активно использовалось для украшения гробниц фараонов. Золото стало признаком власти, им украшались деревянные носилки фараонов, чтобы подчеркнуть их высокое положение.

В X-XI веках искусство золочения стало широко распространено и на территории Киевской Руси. Если верить сохранившимся из Государственного архива актам, то в 1722 году в Москве у Варварских ворот функционировала целая фабрика «волоченного и плющенного» золота

При помощи листового золочения сегодня украшен шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, в Петродворце покрыт фонтан «Самсон», и на этом перечень не ограничивается.

Со временем было выяснено, что золото прекрасно растворяется в ртути, тогда стали изготавливать амальгаму и «ртутное золото», которое представляет собой особый способ нанесения амальгамы на предварительно подготовленную поверхность, в результате которого ртуть испаряется, а на поверхности остается тончайшая золотая пленка. Такой способ характеризуется большой долговечностью покрытия, оно способно прослужить порядка 100-150 лет.

В древней Руси амальгамный способ нашел широкое применение. Медную поверхность предмета или просто медный лист нагревали, после чего на них наносили лак. На полученной лаковой поверхности выскабливали рисунок, после чего поверхность натирали амальгамой и нагревали. Затем лак удалялся, а на черном или коричневом фоне оставался золотой рисунок.

Подобным образом украшен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Главным недостатком такого способа золочения является его опасность для людей, поскольку только при работах по украшению того же Исаакиевского собора парами ртути отравились 60 человек. Поэтому сегодня этот способ уже не применяется, на смену ему пришли более безопасные виды золочения.

Для золочения также используется свойство золота разлагаться при соединении его с различными веществами и нагревании. В частности, в древние времена мастера-позолотчики наносили золото на стеклянные и фарфоровые изделия, после чего прокаливали их в печах. В результате такой операции на поверхности проступал красивый золотой узор.

3. Характеристики сусального золота

Сусальное золото хранят в книжечках, между листами которых уложены 60 листочков золота различных размеров (72x120 мм, 91.5х91.5 мм, 8х8 см и др. размеры). Толщина золотых листов варьируется от 0.13 до 0.67 микрона. Вес книжки (лигатурный вес), в зависимости от толщины листов, также колеблется от 1.25 до 6 г. Книжки весом более 2.5 г применяются для отделки только внешних (наружных) поверхностей, более тонкие листы применяют для золочения изделий и внутреннего декора.

4. Техника золочения

Работа с сусальным золотом требует немалого мастерства, ведь листки настолько тонкие, что их нельзя брать пальцами - есть риск разрывов и повреждений. Листки извлекают из книжечки, предварительно ее разрезав, пинцетом или специальной кистью позолотчика, и помещают на подготовленную поверхность. Для закрепления золота используется пентафталевый лак, после чего приклеенные листки слегка простукивают тампоном, смоченным в воде. Через 2-3 дня излишки золота и лака удаляют. Чтобы покрыть сусальным золотом 50 квадратных сантиметров, потребуется не менее 60 листков из книжечки.

По способу нанесения сусальное золото бывает свободное и трансферное.

В случае свободного сусального золота, лист вынимается ножом позолотчика, на подушке вырезают фигуру нужной формы и размера. Далее лист переносится с помощью лампемзели на обработанную поверхность. Для работы со свободным сусальным золотом требуется некоторое мастерство.

Если же листы трансферные, то это значит, что каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Тогда лист вынимается и переносится вместе с бумагой, и после того, как золото приклеится, шелковую бумагу можно удалить, то есть с таким золотом работать проще, и оно переносится, как наклейка.

Существует также сусальное золото в рулонах, его также причисляют к трансферному, так как оно выпускается на основе.

Сегодня применяются два способа золочения сусальным золотом: масляное и клеевое. Рассмотрим каждый из них поподробнее.

1. Масляное золочение

Этот вид предполагает золочение на лаковой основе, в результате которого поверхность становится матовой. Масляное золочение на сегодняшний день является самым устойчивым к воздействию атмосферных явлений, поэтому оно успешно применяется как для внутренних, так и для наружных работ.

Популярность этого вида золочения столь широка ещё и потому, что это один из наиболее простых способов золочения, который применяется практически на любой поверхности от стекла до металла.

Процесс масляного золочения состоит в следующем: поверхность детали тщательно шлифуется, затем на неё наносится специальная смесь -- левкас. После её высыхания поверхность обрабатывается масляным лаком - морданом. И только после этого наносятся листочки сусального золота. Из-за использования масляного лака деталь нельзя шлифовать, этим и объясняется её матовая поверхность.

2. Клеевое золочение

Этот вид золочения в отличие от лакового дает глянцевую поверхность, да и применяется лишь на деревянных или полиуретановых поверхностях. Также известно как полиментное, водное или водяное золочение. Водное золочение менее устойчиво к атмосферному воздействию, поэтому применяется исключительно для внутренних работ.

Технология клеевого золочения осталась неизменной с древних времен. Она более трудоемка, чем масляное золочение.

Поверхность детали сначала тщательно шлифуется, затем на неё наносится грунт. После этого необходимо приготовить полимент -- болюс, который наносится поверх грунта. Следом наносится левкас и только после этого можно наносить сусальное золото.

К слову, клеевой способ золочения можно применять и для наружных работ, но для этого необходим специальный унополимент, который позволяет наносить сусальное золото так же, как и в случае масляного золочения, но при этом поверхность остается глянцевой. Однако такая технология слишком сложна, поэтому применять на больших площадях её не рекомендуется. В основном такой способ используется лишь для выделения определенных деталей

Те, кто только осваивает мастерство золочения, зачастую практикуют упрощенные способы золочения, например, на смесях. Такой способ предполагает использование уже готовых специальных смесей -- миксионов. Технология предельно проста: миксионы наносится на основу, а поверх них накладывают само сусальное золото.

Выбранный способ золочения влияет на характеристики обработанной поверхности, в частности, её блеск и долговечность покрытия. Кроме того, это влияет и на набор необходимых материалов.

Единственное, что остается неизменным при любом способе золочения это общая схема, состоящая из 4 основных этапов, на каждом из которых используются материалы и инструменты, соответствующие выбранному способу:

Поверхность подготавливается для последующего золочения.

Осуществляется общая техника золочения.

На поверхность наносится соответствующий грунт.

Нанесение сусального золота на поверхность.

Подготовка поверхности к золочению сусальным золотом

Перед началом работы поверхность, которую планируют позолотить, шлифуют стеклянной шкуркой, удаляют все неровности, шероховатости (этот вид обработки еще называют "рассечка"), все трещинки заполняются специальной полировочной пастой.

Металлические изделия тщательно очищают от ржавчины, пыли, раствора и коррозии и окрашивают несколько раз свинцовым суриком на масле, либо шеллаком, либо стандартным автомобильным лаком. Иногда последним слоем наносится золотистая охра, для придания золоту более насыщенного оттенка (но нельзя для этой цели использовать крон желтый, иначе поверхность может очень быстро потемнеть).

Древесина, подлежащая золочению, обязательно просушивается, все сучки и смоляные места удаляются, места стыков проклеиваются марлей. Иногда для большей гладкости поверхность полностью проклеивают паволокой (тонкой тканью). Далее поверхность обрабатывается горячим клеем (15-процентным), способным глубоко проникнуть в поры древесины.

Если поверхность гипсовая, ее очищают от грязи, зачищают наждачной бумагой среднего зерна, обметают сухой кистью и закрепляют горячей олифой. Далее поверхность дважды проклеивают горячим раствором осетрового клея (первый раз - более слабым раствором, 150 г. клея на литр воды; второй раз - 200 г клея на литр воды). Клей разводят в воде и распускают на водяной бане.

Перед нанесением грунта важно знать: чем более блестящей будет основа, тем более блестящей получится позолоченная поверхность. Поэтому используемый лак (при масляном золочении) должен сильно блестеть.

При золочении на смесях основу изолируют разбавленной акриловой краской, наносят ее в несколько слоев, и далее полируют поверхность.

Если поверхность все же недостаточно гладкая, дополнительно производят ее лишевание, то есть шлифуют с помощью хвоща или пемзы.

error: