Человек, рвущийся к власти в австрии. Известный австрийский националист йорг хайдер погиб в дтп Австрийская партия свободы

От редакции: Буквально на днях губернатор американского штата Нью-Йорк Дэвид Пэтерсон предложил законопроект, предусматривающий легализацию в штате однополых браков. Гомосексуализм кажется уже привычным для США, но как обстоит дело с однополой любовью в Европе? И не где-нибудь, а в стане ультра-правых, поборников традиционных европейских ценностей?

11 октября 2008 года в автомобильной катастрофе погиб праворадикальный австрийский политик неонацистского толка - Йорг Хайдер - лидер скандально известной Австрийской партии Свободы (АПС) – Freiheitliche Partei Ö sterreichs ( FP Ö), а с 2005 года Альянса за будущее Австрии - Bündnis Zukunft Österreich - BZÖ, многолетний губернатор австрийской федеральной земли Каринтия.

Деятельность и убеждения этого правого экстремиста провоцировали в мировой политике один скандал за другим. Хайдер позволял себя откровенно расистские и антисемитские высказывания, прикрываясь необходимостью борьбы с иммиграцией иностранцев. Более того, он пропагандировал собственную сомнительную интерпретацию истории Австрии и даже откровенно расистскую дискриминацию языков славянских меньшинств, в частности запрет богослужений на славянских языках в католических церквях Штирии и Каринтии, территорий исторически, начиная с 7 века, населенных и управляемых славянами, и позднее оккупированных агрессивными германскими племенами.

Обстоятельства смерти этого чрезвычайно популярного в Австрии, а также в определенных кругах Европы политического деятеля были столь же скандальны, как и его убеждения. Хайдер погиб в автомобильной катастрофе в ночь на 11 октября 2008 года недалеко от австрийского Клагенфурта, столицы земли Каринтия. Его автомобиль на большой скорости вылетел с автобана и несколько раз перевернулся. Как было установлено дорожной полицией, причиной проишествия послужило то, что водитель более чем в два раза превысил скорость (142 км/ч при разрешенных на данном отрезке пути 70 км/ч), и находился при этом в состоянии алкогольного опьянения (в его крови было обнаружено 1,8 промилле алкоголя). Он спешил на день рождения своей матери, возвращаясь из гей-бара.

Необыкновенный фашизм

Но еще большую скандальную сенсацию приносит следующий день 12 октября 2008, когда австрийское телевидение транслирует реакцию хайдеровских «партейгеноссен» на эту трагическую кончину. С огромным удивлением зрители немецкоязычных каналов могли видеть, как один из ближайших соратников Хайдера по партии некто Стефан Петнцер рыдает в голос, слезы душат его до такой степени, что он не может внятно выразить свои соболезнования по поводу смерти обожаемого кумира . Такое поведение конечно же вызвало удивление и пересуды в австрийском обществе, а также во всем западном политическом бомонде. Слухи о гомосексуальности фотогеничного, в любое время года по альпийски загорелого Хайдера, муссировались в европейских СМИ и раньше, газетчики стали печатать фотографии посещения Хайдером гей-бара совместно с господином Петцнером, непосредственно перед смертью в результате несчастного случая. Но уже через десять дней после телевизионного скандала «плакальщик» Петцнер в своем интервью австрийскому радио ORF Ö3 раскрывает интригу, делая заявление, в котором он называет Хайдера «мужчиной своей жизни» или по-немецки «Lebensmensch» (это словосочетание стало победителем на конкурсе австрийских выражений 2008 года, по итогам интернет-голосования) и недвусмысленно признается, что являлся любовником Хайдера утверждая при этом, что жена Хайдера знала об их гомосексуальной связи и относилась к этому с пониманием.

Все вышеописанное, на первый взгляд, должно в любой демократической стране относиться исключительно к частной жизни вышеупомянутых персон, даже если они являются скандально-популярными политиками. Но интрига скандала достигла кульминации непосредственно после страстного плача Петцнера на телевидении: сразу после смерти своего шефа и любовника, он назначается официальным преемником Хайдера на посту лидера партии! Смысл данного события является намного более значимым, чем просто скандальная частная жизнь двух политиков европейцев, которые несомненно в современной якобы толерантной и политкорректной Европе имеют полное право на любую форму частной жизни и открытый гомосексуализм здесь конечно же не нечто из ряда вон выходящее, а норма поведения достойная всяческого уважения, как и любая другая форма сексуальной активности.

Проблема в данном случае, заключается, в первую очередь, в наследовании политического преемства власти, в том числе и потенциально, ведь лидер популярной партии вскоре может стать и лидером всей страны. Единогласное избрание президиумом хайдеровской партии 27-летнего любовника Хайдера, лидером партии, уже на следующей день после кончины босса, дает основание утверждать, что причиной этого выбора была единственно сексуальная причастность 27-летнего неопытного политика к ушедшему в мир иной шефу, что является не просто скандалом частной жизни, но попирает основы западной демократии! Австрийская демократия на поверку оказывается типичным традиционным обществом примитивных аборигенов, где вполне логично сакральный феномен власти и должен передаваться через сексуальную связь, ведь иначе невозможно определить кому же еще, кроме своего любовника почивший властитель хотел передать власть, ведь он же выказал предпочтение именно этому мужчине перед остальными . В этом констексте уместно вспомнить о нравах и ценностях предков современных европейцев-австрийцев – германцах и кельтах, населявших в античную эпоху пространства современной Европы, нравы которых, казались дикими и варварскими, даже в глазах их соседей римлян и греков, также не отличавшихся стремлением к обузданию и упорядочиванию своей сексуальной жизни. Как пишет, в частности, с удивлением греческий историк Диодор: гомосексуальные контакты среди кельтов были не только чрезвычайно распространены, но отклонение предложения вступить в гомосексуальную связь вызывало осмеяние всем сообществом «жениха-неудачника», как если бы речь шла о совершенно пустяковой банальности, которой он не смог добиться.

Точно такую же систему ценностей, конечно, на более сублимированном в сравнении с примитивными варварами уровне демонстрировал оплот античной культуры – языческий Рим, где гомосексуальная связь была не только поводом для передачи императорской власти , но даже вполне логичной причиной обожествления любовника императора, поскольку сам император, ведь тоже являлся римским богом!

Многие из римских императоров были гомосексуалистами, но наибольший резонанс в римской империи произвела трагическая смерть молодого грека Антиноя, бывшего любовником императора Адриана. Траурные мероприятия и похороны Антиноя были произведены с беспрецедентным для того времени размахом, после чего Антиной был обожествлен наравне с действующими римскими императорами и вошел в сообщество римских небожителей. Адриан со всей присущей ему жестокостью и решительностью добился огромной популярности в римском обществе культа Антиноя и его распространения по всей империи. Из-за этой мелодраматической трагедии любви двух гомосексуалистов, воплотившейся в языческую сакрализацию гомосексуальной связи, тысячи христиан должны были идти на смерть: они не могли преклоняться перед соблазном чувственной красоты молодого грека, ставшей увлекательным романтическим мифом для римского общества.

Поэтому, возвращаясь к делу Хайдера, можно уверенно сказать, что не имеет значения тот факт, что хайдеровская партия быстро одумалась и уже через короткое время место 27-летнего Петцнера занял его коллега Бухер, незамеченный в сексуальных связях с Хайдером. Существенным является созданный неонацистской австрийской партией прецендент, который по сути идентичен истории с обожествлением Адрианом Антиноя, а по форме является казусом с противоположным знаком: в одном случае бог-император добивается сакрализации своего почившего любовника, тем самым делая его равным себе, в другом случае любовник почившего местного фюрера занимает по решению руководства партии его место с соответствующей претензией на политическую власть, что учитывая популярность его партии в стране не является чем-то фасмагорическим, а статус молодого человека, пусть на несколько дней, приравнивается к статусу ушедшего босса или иначе говоря, современного политического императора.

Новый европейский порядок

Изюминку данной истории придает именно политическая направленность хайдеровской партии, ведь случись нечто подобное у либералов, это на современном Западе просто не могло быть никакой сенсацией: мало ли что в жизни бывает - гомосексуализм, как отмечалось выше, нормален во всех отношениях, такое политическое преемство могло быть просто случайностью или, в конце концов, удачным пиар-ходом соответствующей либеральной партии: ведь может же супруг погибшей женщины-политика, как например, в настоящее время в Пакистане, занять ее пост премьер-министра – это даже повышает популярность партии данных супругов. Что же гомосексуалистам этого нельзя – налицо явная дискриминация по сексуальной ориентации!

Но тот факт, что господа Хайдер и Петцнер были членами партии, являвшейся по сути, самой прямой правопреемницей национал-социалистической партии Адольфа Гитлера (который, как и господин Хайдер, был австрийцем, о чем некоторые российские политологи склонны забывать) заставляет со всей серьезностью отнести к анализу данного факта. Здесь можно коротко упомянуть о семье Хайдера, оба родителя которого, были убежденными нацистами и членами национал-социалистической партии Третьего рейха, к которому также после Аншлюса 1938 года принадлежала Австрия. Моральный колорит истории этого семейства придает скандальный факт приобретения небогатыми родственниками Хайдера при Гитлере у итальянских евреев (очевидно, за бесценок в условиях нацистского террора) поместья Беренталь в Каринтии, унаследованное впоследствие самим Хайдером, стоимость которого в настоящее время оценивается в 15 миллионов долларов. Здесь же в Беренталь («Bärental» в переводе с немецкого означает «медвежья долина») была установлена урна с прахом Хайдера после кремирования и возник беспрецендентный для Австрии культ личности и поклонения «народному» вождю.

При этом также следует подчеркнуть, что никто и никогда, в том числе его политические противники, не упрекал Хайдера в том, что вышеупомянутое имение Беренталь, унаследованное им и давшее ему социальный статус, необходимый для приобретения политической популярности, досталось его родственникам нечестным и аморальным путем. Это должно, на первый взгляд, казаться противоречием в современной буржуазной Европе, для который вопрос о происхождении состояния является совершенно естественным и которая любит кричать о реституции имущества жертв коммунизма в Восточной Европе, но предпочитает забывать о происхождении состояний состоятельных немцев и других европейских нацистов, история которых, уходит корнями в нацистский террор тридцатых годов прошлого века в Германии или ограбление населения завоеванных стран и использование подневольного труда рабов с оккупированных территорий во время Второй мировой войны.

Здесь, конечно же, налицо уже набившая оскому политика двойных стандартов Запада, которая проявляется во всех существенных отношениях этой лицемерной культуры, всегда стремившейся подменить истину правдоподобием политической целесообразности.

В этом смысле не являются исключением и попытки современных европейских ультраправых, в том числе партии Хайдера сознательно отмеживаться от обвинений в фашизме, несмотря на то, что в идейном и социальном отношении они являются прямыми преемниками немецких национал-социалистов. Также как и их предшественники, германские фашисты, они исповедуют расистскую идеологию «фёлькиш», несколько сублимированную пропагандой идей европейского единства в смысле противопоставления культурных и цивилизованных европейцев всему остальному нецивилизованному миру, с которым «просвещенная» Европа ни в коей мере не должна смешиваться, но должна быть отделена от него новым «железным занавесом». Такие идеи не слишком сильно отклоняются от нордического европоцентризма Гитлера, на общность идейного плана обоих политических сил, указывает также их так называемая социальная направленность, т.е. попытки оторвать рабочих и мелкий средний класс от левого социал-демократического движения. Как пишет Павел Захаров в статье «Фашизм поднимает голову. Пока только в Австрии»: «Они (австрийские ультраправые) шли на выборы под лозунгами «за народ, но против социалистов». И в настоящее время европейские наследники фашистов смогли достичь огромных успехов на политическом Олимпе Европы. В данной статье Захаров отмечает, что на выборах 2008 года в Австрии обе ультраправые партии Австрии, связанные с личностью Хайдера, набрали в сумме 29% голосов. Этот результат в среднем соответствует общеевропейской ультраправой квоте, например, в соседней Швейцарии, славящейся якобы давними демократическими традициями, ультраправая и социально близкая Хайдеру Швейцарская Народная партия получила на последних парламенских выборах в октябре 2007 года те же 29% голосов . Как указывает в этой же статье эксперт, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий: «Ультраправые смогли стать наиболее динамичной и серьезной политической силой в Австрии... Социал-демократы и «народники» фактически предлагают две версии неолиберального проекта, и поэтому протестные голоса уходят к ульраправым ».

Т.е. следуя мнению уважаемого эксперта, можно уверенно утверждать, что идейные наследники немецких фашистов пытаются осуществить некий неолиберальный (в смысле соответствия по форме якобы либеральным европейским глобализационным тенденциям) проект политического будущего Европы, который в отличие от уже неактуального социал-демократического проекта неизбежно будет содержательно наполнен, пусть даже имплицитно, традиционным для европейской цивилизации, начиная с Нового времени политическим и культурным расизмом.

Вышесказанное означает, что Хайдер отнюдь не экстренчичный маргинал, и скандальное назначение его любовника в качестве его политического преемника совсем не сумасбродство кучки политических отщепенцев, но хорошо продуманная пиар-стратегия руководства его партии, борющиеся за осуществление собственного глобального проекта Европы .

Но для большинства людей, не задумавающихся над такой стратегической дальновидностью, кажется тем не менее странным, как же все-таки преемники фашистов могут пропагандировать гомосексуализм. Можно ведь вспомнить жуткую гомофобию гитлеровской верхушки, для которой гомосексуалисты, даже чисто арийского происхождения, вызывали большую ненависть, чем их главные идейные враги – коммунисты. Известно, что в концлагерях и лагерях смерти в Третьем рейхе, с подачи эсэсовского персонала, гомосексуалисты были вслед за евреями самой отверженной и бесправной группой, у которой в отличие от европейских коммунистов, часто имевших определенный статус в концлагере, практически не было шансов выжить. Эта нацистская ненависть питалась не только из источника расистской идеологии «крови и почвы»: ведь гомосексуалисты не могли иметь детей, а об усыновлении чужих в то время не могло быть и речи, и к тому же в условиях их преследования в Европе начала прошлого века арийское происхождение сексуального партнера явно не играло для них большой роли. Поэтому еще большое значение для отвращения, которое питало к ним большинство германских нацистов, служило их отнесение к враждебному политическому лагерю нордической расы, в них видели опасный инструмент морального разложения истинных арийцев.

Современное европейское мировоззрение признает гомосексуальность не только нормой реализующей сексуальные права человека, но и утверждает свободу гомосексуализма в форме некоего культурного завоевания именно западной цивилизации, в форме некоего вызова нецивилизованным варварским культурам третьего мира, в наше время глобализации, остающимся внутренне враждебным гомосексуальным отношениям. Согласно резолюции Европарламента, европейские школьники должны воспитываться в духе симпатии к гомосексуализму, а 17 мая объявлен Международным днем борьбы с гомофобией.

Интересным образом именно идея приятия гомосексуализма, а не Холокост (который до сих пор отрицают ультраправые европейцы), стала тем консенсусом, который объединил весь спектр политических сил современной Европы, включая откровенных симпатизантов наследия Третьего рейха. Таким образом, свобода сексуальной ориентации стала краеугольным камнем для будущего построения европейского политического и культурного единства .

Но почему же это стало возможным, что же это – победа либеральных сил над ультраправыми в Европе и полная идейная капитуляция сторонников «фёлькиш»? Но как быть с указанной выше прямо противоположной тенденцией, указывающей на поступательное усиление неофашистской и ультраконсервативной идеологии в Европе?

Наивность русских евразийцев

Чтобы адекватно ответить на данный вопрос придется проанализировать глубину мировоззренческой трансформации европейской цивилизации, достигшей полного осуществления к концу ушедшего столетия, непосредственно перед началом европейской интеграции. Но чтобы идти по данному пути, необходима радикальная редукция традиционных культорологических клише, которыми любят оперировать в отношении современных европейских тенденций, некоторые даже весьма популярные российские философы и культурологи, не замечая очевидной устарелости и неадекватности своих дефиниций.

Наиболее ярким примером такого подхода к современной Европе является стиль чрезвычайно популярных в так называемых неоконсервативных российских кругах построений Александра Дугина, лидера «Международного Евразийского Движения» (МЕД). Так, в одном из своих интервью порталу Part.org.ua господин Дугин на вопрос корреспондента:«Как Вы объясняете феномен Йорга Хайдера? Не слишком ли преувеличены его ксенофобия и "фашизм"? », последовал буквально следующий ответ: «Хайдер - либерал республиканского типа. Это не имеет ничего общего ни с фашизмом, ни с национал-социализмом ». С одной стороны, в тактическом плане, понятно стремление Дугина брать под защиту господина Хайдера от обвинений в фашизме, что он неоднократно выражал и позже на других конференциях, ведь иначе рассыплется вся его теория неоевразийства, как феномен культурного единства традиционалистов Европы и Азии, противостоящих мировому атлантизму. Но с другой стороны, уже стратегически, господин Дугин очень сильно рискует, делая подобные заявления, рискует даже не столько тем, что в свои союзники записывает откровенных германских неофашистов не на словах, а на деле доказавших свою «клиническую» славянофобию, как например, вышеупомянутая длительная политическая кампания Хайдера, направленная на запрет и полное вытеснение языков славянских меньшинств на католических богослужениях в Каринтии, равно как и земляков, единоверцев и идеологических соратников господина Хайдера, на мировоззрение которых, ему указывает корресподент цитированного выше интервью: «Адольф Гитлер - австриец-католик, ариософы Йорг Ланц фон Либенфельс и Гвидо фон Лист - - австрийцы и бывшие католики ». Риск хайдеровской апологии и солидарности с ним у Дугина состоит в гораздо большей степени в культурологической несостоятельности, в некомпетентности в вопросах современной культурной и политической ситуации в Европе, в некоем феноменологическом сущностном невидении, чем была и чем является сейчас Европа. Ведь далее в этом же интервью Дугин утверждает не больше не меньше, что именно происки и провакации просвещенных английских и французких масонов девятнатнадцатого века послужили причиной того, что германские националисты времен Габсбургской монархии были агрессивными славянофобами. А как же быть тогда со всей историей славянского геноцида германцами, начиная с Великого переселения народов? Тогда, наверно, тоже были свои негодяи, например, римские папы, науськивавшие германских варваров на своих соседей. А может быть масоны по Дугину виновны также и в том, что современные европейские неофашисты в отличие от своих классических братьев времен Третьего рейха приняли гомосексуализм? Ведь именно так строится логика господина Дугина: мы любим германских ультраправых, потому что они, как традиционалисты Германии, являются евразийцами, а все что они делали нам плохого на протяжении веков, а может быть и до сих пор презирают нас как славянских унтерменшей, так это происки атлантических врагов, ведь мы, неоевразийцы, имеем право определять, кто в Европе по отношению к кому евразиец, а к кому атлантист.

В рамках дугинского традиционализма совершенно очевидно, что любой гомосексуалист – это автоматически либерал, и конечно же Хайдер, не может быть исключением, он просто для неоевразийцев хороший либерал с сильной традиционалистской интенцией.

А может и император Адриан был либералом, ведь он обожал греческую культуру, был довольно образованным человеком? Но как же быть с его патологической жестокостью и ксенофобией, проявившейся в частности во время подавления восстания бар Кохбы в Иудее, что может сравниться скорее с тем же гитлеровским фашизмом, чем с образом просвещенного атлантического либерала. Для теории неоевразийства нет проблем с ретроспективной трансляцией своих ценностных установок даже на античное языческое время. Гомосексуализм - это не традиционализм, потому что это не нормально даже для язычников, а вот борода, например, наоборот совершенно нормальна и естественна для любого мужчины-традиционалиста всех времен и народов. Только вот история мировых цивилизаций полна прямо противоположных примеров традиций и обычаев древних народов, которые по идее Дугина должны были бы прямо в соответствие с неким естественным законом закладывать основы Традиции. Но проблема-то как раз в том, что Традиция, в том числе и у неоевразийцев (лидер которых является даже старообрядцем) восходит, не к некоему абстрактому консенсусу естественного разума всех культурных и нецивилизованных древних народов, большинство которых, как и европейские варвары, а также цивилизованные народы античности совершенно нормативным путем активно практиковало гомосексуализм, а к ценностям одной единственной библейской иудео-христианской Традиции, впервые в нравственной истории человечества объявившей гомосексуализм апогеем зла . Поэтому современный европейский консерватор должен с точки зрения подобного подхода нести не какие-то абстрактные традиционные ценности, а именно ценности иудео-христианской традиции, поскольку ведь Европа, когда-то была обращена в христианство.

Но если Европа в результате векового процесса секуляризации, к моменту принятия решения о европейской интеграции окончательно и добровольно на политическом уровне отказалась от христианства, что выразилось в частности в отказе отцов европейского единства продекларировать христианские ценности в качестве одной из идейных основ европейской цивилизации, то какие обязательства в смысле соответствия на традиционность и консервативность несет господин Хайдер?

Почему, усопший «король Каринтии», исповедуя неофашизм и практикуя гомосексуализм должен ориентироваться на христианские ценности? Что его коллега и земляк господин Гитлер, несмотря на гораздо большее давление Традиции в его время был христианином? Почему Хайдер не может ориентироваться на гомосексуальные ценности Адриана и древних кельтов? Ведь они еще древнее христианских парадигм, т.е. вопреки системе неоевразийства должны считаться еще более традиционными...

Поэтому прискорбно, что даже некоторые основатели великих культурологических теорий не видят очевидно простого факта, что если культура, особенно добровольно, меняет парадигму, то для нее перестают действовать устаревшие клише и антитезы типа фашист-либерал, гомосексуалист-христианин .

Возвращение Европы на круги своя

Современные европейцы являют собой пример совершенно всеядного синкретизма. Так что некоторые из них, как и античный Андриан или современный Хайдер, сами не могут определиться не только со своей сексуальной ориентацией, но и какому богу они поклоняються.

В этом смысле интересно интервью с вдовой Хайдера Клаудией, которое автор этих строк смотрел в начале марта 2009 года по австрийскому телевидению. О гомосексуализме ее мужа, так же как и о его ксенофобии, естественно не было сказано ни слова. Но речь шла о народной любви к Хайдеру в его родной земле Каринтии. Народ там возводит ему памятники, переименовывает в его честь улицы, один архитектор говорил чуть ли не о проекте мавзолея для народного героя, который как говорят австрийцы, погиб как мученик за народ (т.е. автокатастрофа с пъяным Хайдером за рулем при двойном превышении скорости была подстроена врагами австрийского народа, или как это можно было бы выразить на языке неоевразийцев масонами-атлантистами).

Но также маленькие дети приходят к вдове и говорят ей в один голос: «мы знаем, что Йорг на небе, в раю ». Католическая церковь естественно при этом молчит, поскольку никогда не высказывается дурно об ушедших в мир иной великих политиках и даже Гитлера никто из католических иерархов не пытался отлучить от церкви, так что создается впечатление, что для австрийских поклонников «народного короля» Хайдера нет принципиальной разницы, в каком раю находится их народный герой и мученик: в германской валгалле с господином Гитлером, в сообществе римских богов Адриана и Антиноя или в христианском Царстве Небесном.

В преценденте, созданном Хайдером и его партией, кроется все же одна неприятная проблема для правого политического бомонда современной Европы, который традиционно исходил из тождества ценностей консервативных католиков и ультраправых политиков. Именно католическая церковь, не будучи уже самостоятельной политической силой Европы, но обладая еще значительным идеологическим ресурсом, исключается из европейского политического контекста, поскольку доктринально не признает моральной равноценности гомосексуальной ориентации .

Для людей происходящих из определенных консервативных католических семей, спектр их политической и религиозной ориентации неизменно совпадал и традиционно находился на самом правом краю. Эти люди были призваны защищать веру и родину, и делать это эффективно, по их мнению, можно было только ультраправыми средствами. Но скандал с господином Хайдером должен продемонстрировать им, что этот схема больше не работает. Европейские фашисты с гомосексуальными наклонностями еще может быть косвенно и способны защищать католичество как организационную структуру, нападая, например, на ислам и азиатских эмигрантов, но никогда не будут отстаивать христианские ценности, чужого для них духа, потому что просто, как тот же Гитлер, не понимают, зачем это им нужно.

Таким образом, Европа в политическом и культурном измерении окончательно решила «христианский вопрос» и возвратилась на круги своя к ценностям античного и варварского язычества, в качестве некоего исходного пункта для дальнейшего развития, т.е сбросила свою устаревшую христианскую форму или свое внешнее, как хамелеон регулярно меняет кожу, и находиться в процессе создания новых или модифицированных старых форм и переоценки всех ценностей. Но при этом нет совершенно никаких оснований полагать, что сущность Европы, ее характер, ее душа или внутреннее старого континента претерпело хотя бы малейшее существенное изменение.

Величайший европейский философ 20-го века Эрих Фромм, изучая различные типы культур на основе анализа антропологов Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Мёрдока, выделяет три типа социальной организации общества или три системы. Так называемая система С или деструктивное общество является по Фромму наихудшей из возможных. В рамках этой модели социальных ценностей зло достигает своего полного развития и осуществления, и воспринимается внутри данной модели как совершенно нормальное явление. Коварство, подлость, враждебность и предательство являются главными признаками этой системы, а основными ее ценностями оказываются поклонение идолу частной собственности и гедонические удовольствия, в том числе сексуальные девиации и наркотики, являющиеся единственным разнообразием для общества, живущего в постоянной гнетущей депрессии, вследствией свой деструктивности.

Надо ли говорить о том, что Фромм относит современное европейское общество по аналогии с некоторыми первобытными обществами именно к системе С, т.е. наиболее негативному даже отвратительному типу культуры.

Система С и есть сущность или душа европейской фаустовской культуры, которая нисколько не изменилась за период пребывания в «христианской оболочке», свои характерные черты, такие как неизменно агрессивная и экспансионистская направленность, были ярко выражены во все периоды и исторические эпохи, будь то античное варварство, средневековый фанатизм, брутальная колонизация других континентов, европейский фашизм прошлого века или современная европейская интеграция. Но исторически перманентно проявленная предельная нетерпимость европейцев к духовным ценностям оппонентов, или на их лексиконе нецивилизованных народов, не позволяет надеяться, что обретенный в гомосексуализме политический консенсунс Европы должен остаться внутренним достоинством цивилизованного Запада. Конечно же, нет. В самое ближайшее время будет сделано все возможное, чтобы эволюция всех «варварских» (естестественно, с точки зрения Запада) культур современного мира пошла по пути принятия гомосексуализма, как главного критерия цивилизованности, т.е. по пути эволюции, который уже прошли свои, европейские фашисты.

Австрофашизма, также была членом НСДАП. Родители поженились в , незадолго до поражения Германии».

В этом контексте интересно высказывание сербского богослова архим. Иустина (Поповича: «Если бы Европа осталась христианской, то хвалилась бы Христом, а не культурой. И великие народы Азии и Африки, хотя и некрещеные, но духовно настроенные, это понимали и ценили, ибо каждый из этих народов хвалится своей верой, своими божествами, своими религиозными книгами – Кораном, Ведами и др. Не хвалятся они лишь делами рук своих, своей культурой, но тем хвалятся, что считают высшим себя, действительно наивысшим в мире. Только европейские народы не хвалятся ни Христом, ни Его Евангелием, но своими смертоносными машинами и дешевыми фабриками, и последствия этого самохвальства таковы, что все нехристианские народы возненавидели Христа и христианство. Возненавидев плоды Европы, возненавидели и европейского Бога. Но Европу и это не волнует, ибо она прежде всех возненавидела и отвергла своего Бога… Ты – Азиат, сказала Европа Христу в своей многовековой уже тяжбе с Ним» Православная церковь и экуменизм. // Глагол жизни . ѕ 2, 1992, сс. 47-49.

Здесь можно вспомнить также о скандале с гомосексуальной порнографией в семинарии австрийского города Санкт- Пельтен, епископ которого Курт Кренн вынужден был отправиться в отставку из-за происков «враждебных церкви» гомосексуалистов. Консерватизм именно этого епископа, так восхищал австрийских католиков-традиционалистов. Но интересно, что епископ Кренн происходил из подобной Хайдеру семьи, с ультраправой политической ориентацией.

Наиболее ярко отражает данный феномен недавняя трагическая гибель другого «мученика-новоевропейца» - ультраправого голландского политика Пима Фортёйна, являвшегося открытым гомосексуалистом и в то же время выражавшего радикальную исламофобию и предельную враждебность к мигрантам.

Шаг за черту Рушди Ахмед Салман

Йорг Хайдер[**]

Йорг Хайдер[**]

Февраль 2000 года.

В апреле 1995 года, во время празднования пятидесятой годовщины освобождения Австрии от нацизма, на Хельденплатц, в центре Вены, состоялся необычный митинг. Под балконом, с которого Адольф Гитлер некогда обращался со страстной речью к ревущей толпе, собрались австрийские представители богемы, интеллигенты и политики, а также их друзья и единомышленники, приехавшие со всего мира, с тем чтобы отпраздновать годовщину падения Гитлера и таким образом очистить от скверны старую площадь, имя которой полвека ассоциируется со злом. Мне выпала честь там выступать. Я отчетливо понимал, что насущной задачей того момента была необходимость стать голосом «доброй Австрии», ее горячего и твердого в своих убеждениях антихайдеровского электората, о котором на удивление мало знают за пределами этой страны. Сторонники Йорга Хайдера тоже это понимали, и потому намечавшееся мероприятие стало объектом многочисленных нападок ультраправых. В довершение ко всему в тот день хлынул ливень.

Дождь лил как из ведра, непрерывно, неутомимо. Это был какой-то неонацистский дождь, деспотичный, нетерпимый, твердо вознамерившийся смыть все со своего пути. Организаторы мероприятия тревожились. Если участников окажется мало, хайдеровцы восторжествуют и последствия тогда могут оказаться самыми скверными. О проливном дожде через неделю уже никто не вспомнит, зато запомнится, что на митинг почти никто не пришел. Впрочем, деваться было некуда. Пора было начинать митинг, хотя дождь все лил и лил. И вот, выйдя на сцену, я увидел незабываемое зрелище. Хельденплатц заполнилась людьми, как Таймс-сквер в ночь миллениума. Толпа вся промокла до нитки, но была радостной, бодрой и молодой. Дождь хлестал весь вечер, а собравшимся было наплевать. Они пришли, чтобы заявить о себе, и это было для них весьма важным, они не позволили бы какому-то дождю им помешать. Это, наверное, была самая трогательная толпа, какую я когда-либо видел. Главная цель таких митингов - укрепить в людях надежду. И во мне она, безусловно, окрепла.

В свете тех воспоминаний о митинге на Хельденплатц новость о продвижении во власть Йорга Хайдера выглядит странной реминисценцией карьеры гитлероподобного главного персонажа брехтовской «Карьеры Артуро Уи, которой могло не быть», даже еще более отвратительной. В его растущей популярности я вижу поражение идеалистически настроенных молодых людей, стоявших плечом к плечу под проливным дождем.

Но недостаточно описать триумф Хайдера просто как победу зла над добром. Успех экстремистских лидеров неизбежно связан с недостатками системы, которую они искореняют. Тирания шаха в Иране породила тиранию аятолл. Вялотекущая коррупция старого атеистического Алжира вызвала к жизни Вооруженную исламскую группировку и Исламский фронт спасения. В Пакистане злоупотребления властью Наваза Шарифа позволили употреблять власть во зло его преемнику генералу Мушаррафу. Некомпетентность и коррупционность партии Индийский национальный конгресс способствовали захвату власти националистической индуистской Бхаратия джаната парти (БДП) и ее союзником Шив Сеной. Провал политики лейбористской партии подготовили почву для радикального консерватизма Тэтчер. И затянувшаяся австрийская «большая коалиция», это панибратское, междусобойное образование, настолько лишило избирателей иллюзий, что им пришлось развернуться в сторону Хайдера.

В наши дни газеты полны статей о коррумпированности сильных мира сего, и эти разоблачения - подарок для популистской демагогии хайдеровского типа. (Когда наследники покойного Беттино Кракси пожимают плечами и говорят, что история с дутым фондом Коля - Миттерана - Кракси не стоит выеденного яйца, они лишь усугубляют ситуацию. Чем больше становится сходство Европы с «большой коалицией» обнаглевших партийных лидеров, для которых цель оправдывает средства, тем больше голосов получат в Европе Хайдеры.)

Как и бомбейский партийный босс Бал Теккерай, Хайдер сказал, что сам он не станет входить в правительство: насколько легче управлять через представителей и помощников, насколько меньше всего оказывается, скажем так, на виду. Но Теккерея поддерживают в основном городские бедняки, у которых практически нет никаких гражданских прав и которые никому не нужны. Хайдер, следуя политическим теориям австрийского писателя Карла Маркуса Гаусса, выкинул трюк более европейский. Как и Ле Пен во Франции или Босси в Италии, он заручился поддержкой зажиточного, успешного среднего класса. Иммигрантов ненавидят не за их расовую принадлежность, считает Гаусс, а за их бедность. (Нужно воздать кое-кому должное. А именно тому политику, который придумал этот фокус и оставался у власти все 1980-е годы, убеждая тех, у кого есть работа, голосовать против тех, у кого ее нет. Политик же этот не кто иной, как лучший друг генерала Пиночета, Маргарет Тэтчер.)

«Система насквозь коррумпирована», - кричат в Германии плакаты демонстрантов, протестующих против политики Коля. Они правы. Борьба против коррупции и борьба против Йорга Хайдера - это одна и та же борьба. Европейский союз должен не только приложить силы к изгнанию из своих рядов создателей дутых фондов, но и сомкнуть ряды против таких, как Хайдер и его Партия свободы.

В финале пьесы Брехта актер, только что игравший Артуро Уи, выходит вперед и уже от своего имени обращается к публике, призывая отказаться от самоуспокоения. Уи - то есть Гитлер, - может, и мертв, напоминает он нам, но «у той суки, которая его родила, снова течка». Европейский союз должен быстро навести порядок у себя в доме, если он не хочет, чтобы история снова напомнила ему об этой необходимости, явив миру очередную инкарнацию подлого, беспородного пса.

Перев. Е. Королева.

Йорг Хайдер родился 26 января 1950 года в Бад-Гойзерне, федеральная земля Верхняя Австрия; умер 11 октября 2008 года в Ламбихле, Кёттманнсдорф, Австрия.

Роберт Хайдер

Йорг – сын простого сапожник Роберта Хайдера, вступившего в 1929 г. в 15-тилетнем возрасте в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП). Отец Йорга примкнул к нацизму в период австрофашизма 1934-1938 гг., когда партия Гитлера была официально под запретом. В 1933 г. Роберт бежал в Германию и вернулся назад в Австрию в момент провалившегося нацистского путча летом 1934 г. Будучи арестованным и высланным в Германию, отец вступил в австрийский легион СА; отслужив два года на вермахт, он после аншлюса вернулся в Австрию. С 1940 г. он был строевым офицером, воевавшим на Западном и Восточном фронте. Под конец войны попал в запас после ранений.

Доротея Рупп

Мать Йорга – Доротея Рупп, учительница по образованию; дочка главврача в Линце. Как и Роберт, была членом НСДАП. Родители сыграли свадьбу в 1945 г., незадолго до проигрыша Германии в войне. В этом же году родилась старшая дочка, Урсула (в замужестве Хаубнер; политик, заместитель Хайдера в ныне существующем Альянсе за будущее Австрии). Антинацистские преследования, хлынувшие после войны, в целом обошли Хайдеров, хотя Доротее некоторое время было запрещено работать по своей специальности. Семья не роскошествовала, однако дальние родственники были владельцами поместья в Каринтии, выкупленного во времена гитлеровского режима у итальянских евреев, как видно, по весьма заниженной стоимости. Хайдер унаследовал Беренталь в 1983 г. Сегодня поместье оценивается в 15 млн. долларов.

Образование

Йорг с отличием окончил школу в Бад-Ишле, Зальцкаммергут, и в период 1968-1973 гг. получил юридическое образование в Венском Университете, где был членом националистического студенческого объединения. В 1970-1974 гг., продолжая учиться, Йорг стал главой молодежного крыла Австрийской партии свободы (АПС). Девятимесячный срок обязательной военной службы истек, однако Хайдер по собственной воле отслужил еще один год.

Карьера

Затем Хайдер вернулся в партийные ряды и в 1976 г. стал секретарем регионального отделения в Каринтии. Так его карьера стремительно покатилась в гору. В 29 лет он стал самым молодым из 183 членов австрийского федерального парламента. В начале 1980-х поднялся до уровня руководителя регионального отделения, раскритиковав лидеров АПС за их альянсы с социал-демократами. В сентябре 1986 г. на съезде партии Хайдер был избран, обставив вице-канцлера Норберта Штегера.

Каринтия

На выборах в Каринтии вплоть до 1989 г. доминировала Социал-демократическая партия Австрии. Затем ее доля в выборах упала ниже отметки в 50%. Так власть в регионе перешла к временному союзу АПС и АНП. Хайдер стал губернатором Каринтии, но в 1991 г. ему пришлось подать в отставку после заявления о том, что «в Третьем Рейхе была достойная политика трудоустройства, то, чего неспособно родить нынешнее правительство в Вене». Союз АПС и АНП развалился; Йорг вернул свой пост губернатора после 1999 г., когда его партия смогла собрать 42% голосов на региональных выборах.

Австрийская партия свободы

Заняв крайне правый сектор политической жизни, АПС под руководством Хайдера стала провозглашать такие националистические ценности, как отказ от вступления в ЕС и прекращение иммиграции. Эта линия обрела множество сторонников, так что доля АПС на федеральных выборах выросла с 5 % в 1986 г. до 27 % в 1999 г.

Хайдер стал единоличным лидером, сумев сломить внутренние противоречия в партии. В некогда раздробленное движение он привлёк сторонников запрещённой нацистской партии и либеральный протестный электорат. В те годы в обществе гуляли волнения из-за пропорциональной системы назначений – признанные политические меньшинства имели право на место в исполнительной власти, а должности среднего уровня закреплялись за их представителями на десятилетия. Все те, кто были против системы, собирались под крылом партии Хайдера.

Международный бойкот

Пресса и политики Европы заклеймили Хайдера популистом-выскочкой, который не достоин плавать по просторам большой политики, а его взгляды сочли несовместимыми с принципами устройства ЕС. Объявив о том, что АНП Вольфганг Шюссель и Хайдер создают союз в 2000 г., они в одночасье сделали Австрию изгоем внутри Европы – так, 14 стран ЕС резко сократили сотрудничество с ней. Бойкотирующие страны сочли, что произошло просто немыслимое – рухнул европейский негласный санитарный кордон, не подпускавший в большую политику националистов-радикалов. Однако изоляция была снята в том же 2000 г., потому что не принесла пользы ни одной из сторон. Сам Хайдер сложил с себя формальный титул лидера АНП, которым стала Сюзанна Рисс-Пассер, однако продолжил оставаться теневым лидером.

Раскол 2002-2005 гг.

На совещании в Книттенфельде в сентябре 2002 г. оппозиция АПС совершила внутрипартийный переворот. Рисс-Пассер, министр финансов Грассер и глава парламентской фракции АНП Вестенхалер ушли в отставку с партийных и государственных постов. Кризис в парламенте спровоцировал внеочередные федеральные выборы в ноябре 2002 г. АНП Шюсселя разгромила АПС, доля АПС сократилась с 27 до 10 %. Хайдеру не удалось вновь стать лидером – и с этой поры АПС уже никогда не возвращалась на уровень популярности 1990-х. Хотя на региональных выборах в Каринтии она все еще сильна – в 2004 г. показатель составлял 42 %.

Провальное положение усилило брожение внутри АПС. В 2005 г. Хайдер, Урсула Хаубнер, вице-канцлер Х уберт Горбач и др. сторонники покинули АПС, чтобы создать новую партию, названную Альянс за будущее Австрии, и стали непримиримым врагом АПС. Обе партии растеряли голоса – на федеральных выборах 2006 г. партия Хайдера едва перешла рубеж в 4%.

В 2008 г. правые, Партия свободы и Альянс за будущее Австрии, набрали вместе 29 % голосов. Представители правых партий составят треть парламента Австрии. После смерти Йорга Хайдера его преемником на посту лидера Альянса стал Штефан Петцнер.

Гибель

Хайдер погиб в результате дорожно-транспортной аварии недалеко от Клагенфурта. VW Phaeton слетел с трассы и перевернулся несколько раз. Политик получил тяжелые травмы головы и грудной клетки. По дороге в больницу он скончался.

Агентство APA сообщило, что Хайдер, возвращаясь из ночного клуба, был изрядно пьян. В его крови обнаружили 1.8 промилле алкоголя.

В траурной церемонии приняли участие около 25 тысяч человек.

Для современного правого движения, он даже после своей смерти остается весьма значимой фигурой. Принято считать, что самый большой правый контингент в Европе преобладает во Франции. Во многом это заслуга семьи Ле Пен, которые сегодня имеют численное большинство в Европарламенте, а партия "Front Nationale" составляет часть команды евроскептиков.Однако французский "Национальный фронт" заявил о себе несколько позднее своих коллег из Австрии. Более того, во Франции и Австрии самый высокий уровень антиеврейских настроений в Европе. Личность Йорга Хайдера, отца-основателя правого австрийского движения, заслуживает особого внимания. Он стал первым ультраправым политиком не только в Австрии, но и в Европе, когда стал губернатором федеральной земли Каринтия (Kärnten). Его непреклонная позиция по влиянию на евроинтеграционные процессы оказалась настолько сильна, что в 2000-ом г. 14 европейских держав заморозили все контакты с Австрией, а страна оказалась в международной изоляции. Но тем не менее, именно он нанес мощнейший удар по ЕС до того момента, когда была введена единая валюта — евро. Чуть ли не вся "либеральная и демократичная" Европа, в том числе и США, буквально не могли его терпеть. 11 октября 2008 г. он разбился в автокатастрофе в местечке Ламбихль. Как установила медэкспертиза, губернатор Кернтена был под градусом и в результате полученной ЧМТ и травм грудной клетки скончался несколько часов спустя. Ему было всего 58 лет. 26 января 2015-го ему исполнилось бы 65.







Йорг Хайдер был сыном простого сапожника и школьной учительницы. Отец, Роберт Хайдер, еще в 15-летнем возрасте вступил в НСДАП и в 1933-ем был вынужден бежать в Германию, поскольку тогдашний канцлер Австрии Энгельберт Дольфус запретил деятельность австрийского подразделения НСДАП. После аншлюса Австрии вернулся на родину. С 1940-го служил в вермахте, в конце войны был списан в запас ввиду ранений. Доротея Рупп была дочерью врача г. Линца (интересный факт, что Гитлер считал Линц своим родным городом) также состояла в нацистской партии. В 1945-ом, незадолго до капитуляции Германии родители поженились. В тот же год родилась старшая дочь Урсула (в замужестве Хаубнер, также политик, заместитель Хайдера в нынешнем Альянсе за будущее Австрии). Послевоенный процесс денацизации в целом обошел семью стороной (некоторое время Доротее Хайдер была запрещена работа по специальности). Семья жила небогато, однако дальние родственники Хайдеров владели поместьем Беренталь в Каринтии, выкупленное при Гитлере у итальянских евреев. Хайдер унаследовал его в 1983, сегодня Беренталь оценивается в 15 миллионов долларов. О настроениях будущего политика может свидетельствовать такой факт: когда в детстве Хайдер занимался фехтованием, куклу, на которой он отрабатывал удары, он назвал Симон Визенталь.


В школе Бад-Ишля Йорг Хайдер любил хвастаться своим прошлым в отношении родителей. Несмотря на это, он закончил школу с отличием. В годы учебы в Венском университете, где он получил специальность юриста, входил в молодежные националистические объединения. Нынешний шеф Австрийской Партии Свободы (FPÖ) Хайнц-Кристиан Штрахе, представляющий в Европарламенте австрийское крыло евроскептиков, также был членом австрийской правой организации Vandalia, но впоследствии разорвал с ними все отношения. Йорг Хайдер по сути стал одним из сооснователей австрийских "свободников". После окончания учебы в университете, Хайдер отслужил 2 года в армии: 9 месяцев обязательного срока и год — добровольно. Комплектование австрийской армии — призывное. В январе 2013-го в Австрии был проведен референдум об отмене призыва в Bundesheer (так официально называются вооруженные силы страны; по аналогии с немецким бундесвером), где было принято решение о сохранении призыва.

32 года — именно такой срок в политике отмерила ему судьба. Карьера молодого политика начала развиваться стремительно и молниеносно.


В 1976 стал секретарём регионального отделения в Каринтии. В возрасте 29 лет он стал самым молодым из 183 членов австрийского федерального парламента, избираемого по партийным спискам (в те времена, АПС собирала на выборах не более 5-6 % голосов). В начале восьмидесятых Хайдер, уверенно критикуя лидеров АПС за альянсы с социал-демократами, поднялся до уровня руководителя регионального отделения. В сентябре 1986 на съезде АПС Хайдер был избран федеральным руководителем партии, опередив вице-канцлера Норберта Штегера.

Вплоть до 1989, на выборах в Каринтии доминировала Социал-демократическая партия Австрии. В 1989 её доля на выборах упала ниже 50 %, и власть в регионе перешла к временному союзу АПС и Австрийской народной партии. При разделе портфелей Хайдер был избран губернатором Каринтии. Однако в 1991 ему пришлось подать в отставку в связи с заявлением о том, что «в Третьем рейхе была достойная политика трудоустройства, то, чего неспособно родить нынешнее правительство в Вене». Альянс АПС-АНП развалился, и Хайдер смог вернуться на губернаторский пост только в 1999, когда его партия достигла 42 % на региональных выборах.


После таких заявлений по Австрии прокатилась волна анти-хайдеровских демонстраций. Губернатора Каринтии сравнивали с Гитлером, многие требовали его отставки. Касательно своей позиции о ветеранах войны, Йорг Хайдер однажды заявил:

Панорама столицы Кернтена, г. Клагенфурта (92,5 тыс. чел.)


Вертер-Зе


Гора Гроссглокнер — наивысшая точка Кернтена и всей Австрии (3,8 км)

Каринтия или Кернтен, как официально по-немецки называется самая южная федеральная земля Австрии — регион, где помимо немецко-язычных австрийцев проживает и словенское меньшинство. Даже по сей день в Каринтии самый высокий по стране уровень правых и крайне правых (иногда — пангерманских) настроений. На сегодняшний день уровень правого движения Австрии равен примерно 5% (примерно 450 тыс. человек в стране — правые и крайне правые вместе взятые), а по результатам парламентских выборов 2010 г. австрийские ультраправые набрали свыше 22% голосов, что позволило им занять 1/3 всех мест в парламенте. Это был сокрушительный удар по правящей коалиции в лице умеренно левых (социал-демократов) и умеренно правых "народников" (ÖVP), получивших 29,1 и 27,2% голосов. Сегодня более 33% австрийцев готовы отдать на предстоящих в 2016-ом г. президентских выборах за ультраправых кандидатов свои голоса.

Под руководством Хайдера АПС заняла крайне правый сектор политической жизни, провозглашая такие националистические ценности, как прекращение иммиграции и отказ от вступления в Европейский союз. Новая линия приобрела массовую поддержку, и доля АПС на федеральных выборах выросла с 5% в 1986 до 27% в 1999. Хайдер сумел сломить внутренние противоречия в партии, став единоличным лидером некогда раздробленного движения. Он привлёк на свою сторону и сторонников запрещённой нацистской партии, и либеральный протестный электорат, ранее голосовавший за социал-демократов и АНП. В эти годы в обществе наросло возмущение застоем вследствие так называемой пропорциональной системы назначений (нем. Proporz), при которой признанные политические меньшинства имели право на место в исполнительной власти, а должности среднего уровня закреплялись за их представителями на десятилетия. Все недовольные «большой коалицией» АНП и СДПА собирались под крылом партии Хайдера.




Европейские политики и пресса считали Хайдера популистом-выскочкой, недостойным выхода в большую политику, а его взгляды — несовместимыми с принципами устройства Евросоюза. Поэтому, когда лидер АНП Вольфганг Шюссель и Хайдер объявили о своём союзе в 2000 году, Австрия моментально стала изгоем внутри Европы. 14 стран ЕС резко сократили сотрудничество с Австрией. С их точки зрения, произошло недопустимое — в Европе рухнул негласный санитарный кордон, не допускавший в большую политику радикальных националистов. Изоляция Австрии не принесла пользы ни ей, ни противникам Хайдера. В том же 2000 году бойкот был снят, а сам Хайдер сложил с себя формальный титул лидера АПС в пользу Сюзанны Рисс-Пассер (при этом оставаясь реальным лидером партии)


Несмотря на свои популистские наклонности, Йорг Хайдер предвидел опасность исламизма и одним из первых заставил обратить внимание на эту проблему. Он выступал за защиту традиционных ценностей в семье и государстве.


В сентябре 2002, на совещании в Книттенфельде, оппозиционные члены АПС совершили внутрипартийный переворот. Рисс-Пассер, не присутствовавшая на совещании, министр финансов Грассер и глава парламентской фракции АНП Вестенхалер подали в отставку — и с партийных, и с государственных постов. Парламентский кризис потребовал внеочередных федеральных выборов в ноябре 2002. На этих выборах АНП Шюсселя разгромила АПС, переманив более половины хайдеровского электората (доля АПС сократилась с 27 до 10 %). Попытка Хайдера вновь стать лидером партии провалилась, и с тех пор АПС уже никогда не вернулась на уровень популярности девяностых годов. Однако на региональных выборах в Каринтии она остаётся сильной по сей день (2004 — 42 %).


Провалы усилили брожение внутри АПС, и в 2005 Хайдер, Урсула Хаубнер, вице-канцлер Хуберт Горбач и их сторонники вышли из АНП, образовав новую партию — Альянс за будущее Австрии (нем. Bündnis Zukunft Österreich, BZÖ). Оставаясь в коалиции с Австрийской народной партией, Альянс стал непримиримым врагом АПС. Обе партии в итоге растеряли голоса, и на федеральных выборах 2006 года новая партия Хайдера еле перевалила за 4-процентный порог.

Политическая программа Альянса базируется на популистских требованиях консервации «старой Европы» (отказ от равных прав для новых стран-членов ЕС), ограничения иммиграции, поддержку местного сельского хозяйства (вплоть до национализации), введение плоской шкалы подоходного налога и налога на валютные спекуляции.


Ходили слухи, что Йорг Хайдер и его пресс-секретарь Штефан Петцнер состояли в интимных отношениях, однако это было всего лишь неправильным истолкованием в либеральных масс-медиа. За 9 лет своего пребывания на посту губернатора Каринтии, Йорг Хайдер добился того, что запрет на строительство мечетей и минаретов удалось принять.


Погиб в результате дорожно-транспортной аварии недалеко от Клагенфурта. Служебный автомобиль Хайдера Volkswagen Phaeton по не установленной пока причине вылетел с трассы. Как сообщили представители местной полиции, машина перевернулась несколько раз, политик получил тяжелые травмы головы и грудной клетки и по дороге в больницу скончался.

Согласно сообщениям австрийских СМИ Хайдер ехал на день рождения матери в изрядном подпитии — в его крови было обнаружено содержание 1.8 промилле алкоголя.

Отпевание состоялось в главном соборе Клагенфурта. Присутствовали, вдова Клаудия и дочери: Ульрике и Корнелия, родные и близкие Хайдера. Кроме того, федеральный канцлер Альфред Гузенбауэр, вице-канцлер, министр финансов Вильгельм Мольтерер, экс-канцлер Вольфганг Шюссель и др. известные политики Австрии. Всего в траурной церемонии приняли участие около 25 тысяч человек.



Однако, несмотря на столь раннюю гибель, Йорг Хайдер оставил после себя достойных преемников в лице того же Хайнца-Кристиана Штрахе или Барбары Розенкранц. Если случится так, что Штрахе станет президентом страны в следующем году (в Австрии президент избирается сроком на 6 лет; у действующего президента Хайнца Фишера второй срок истечет как раз в 2016-ом. На пост президента Фишер баллотировался в 2004-ом, через 2 дня после смерти Томаса Клестиля), то это будет серьезнейшей пощечиной для США, а также осложнит отношения Вены и БрюSSеля. Поднимется вопрос о воссоединении Южного Тироля с Австрией, что послужит одним из катализаторов распада ЕС. Совсем недавно во Франции вышла книга французского журналиста Лионеля Балана, посвященная Йоргу Хайдеру. Она называется "Йорг Хайдер. Феникс" (ничего общего с Кончитой Вурст книга не имеет)

Ниже приводится интервью с журналистом.
Интервью французского новостного агентства Novopress с Лионелем Баланом, автором книги "Йорг Хайдер, феникс. История либерально-националистической политической семьи Австрии".

В Париже вышла книга Лионеля Балана, специалиста по патриотическим партиям Европы и корреспондента агентства Novopress, под названием "Йорг Хайдер, феникс. История либерально-националистической политической семьи Австрии". В данной работе повествуется о личной жизни Йорга Хайдера и его семье, о его политической карьере, об истории идеологии, которую он представлял и которая ведет свое начало с1848 года; о том времени, когда он был губернатором в Каринтии. Книга была написана на основе немецких источников, рассказов близких Хайдеру людей и впечатлений, полученных от посещений мест, связанных с жизнью политика.

Йорг Хайдер. Фото 2007 г.

Novopress : Как Вы охарактеризуете политическую методологию Йорга Хайдера?

Лионель Балан: Оплотом методологии Хайдера стала Каринтия. В 1976 году став секретарем регионального отделения "Австрийской партии свободы" (FPÖ) в федеральной земле Каринтия, Йорг Хайдер тут же отправился туда. Он систематично совершал обходы своей территории. Он изъездил весь регион, населенный 500 тысячами жителей, который в то время являлся оплотом социалистов. Такой инновационный метод помог ему завоевать эту территорию и стать губернатором. Йорг Хайдер проявлял активность на двух уровнях политической жизни страны: когда он уезжал из Каринтии, то вел политическую деятельность на федеральном уровне в Вене. Но, благодаря тому, что у него был свой бастион в Каринтии, он в любой момент мог укрыться там от большой политики и заниматься местными делами, до тех пор пока с новыми силами не сможет вернуться к работе на национальном уровне. Каринтия также стала своего рода витриной его достижений.


Novopress : К какому типу партий относится "Австрийская партия свободы"?

Лионель Балан : "Австрийская партия свободы" — либеральная партия, которая является членом Либерального интернационала. Во время немецкой революции 1848 года во Франкфурте-на-Майне либералы требовали принятия либеральных преобразований: свобода прессы, собраний итд), но в то же время они требовали и социальных мер. Также, им были свойствены антиклерикальные настроения, в связи с чем они выступали против вмешательство Церкви в дела государства. Если эти идеи в то время разделяли либералы всех стран Европы, в Германии они еще хотели объединить немецкий народ. Этому противостояла монархическая Германия, поделенная на множество земель.


Одно из последних фото (04.09.2008)
В наши дни эта идея объединения немецкого народа практически исчезла в рядах Немецкой либеральной партии FDP. На она до сих пор представлена в идеологии "Австрийской партии свободы".


С Мартиной Шенк

Novopress : Что Вы думаете об обстоятельствах смерти Йорга Хайдера?

Лионель Балан : Официальная версия пошла абсолютно в неправильном направлении. В своей книге я объясняю почему.


Йорг Хайдер и Саддам Хуссейн

Novopress : Какие уроки можно извлечь, прочитав Вашу книгу?

Лионель Балан : Что меня больше всего поразило во время проведения исследований над темой моей книги, это деятельность прессы. Кроме того, эффект от сомнительных действий австрийской прессы усиливался французскими СМИ. Стоит выйти какой-нибудь статье в австрийском журнале или газете, как французская пресса тот час ее перепечатывает и публикует. Позже, когда выясняется, что эти данные фальшивые или неполные, эти французские журналисты и не думают публиковать опровержение или уточненную информацию.


Йорг Хайдер. 28.08.2008
Как только статья выходит в системном журнале или газете, она становится достоверным источником для написания статей в Википедии, работ преподавателей вузов и публикации книг.


Использованы материалы right-world.net


Йорг Хайдер (26.01.1950 — 11.10.2008)

, националист , многолетний лидер Австрийской партии свободы , в основатель политической партии Альянс за будущее Австрии , в - и с до смерти в - избранный губернатор Каринтии .

Отец Хайдера, простой сапожник Роберт Хайдер, вступил в НСДАП в в возрасте 15 лет, и оставался верным нацизму в период австрофашизма , 1934-1938, когда партия Адольфа Гитлера была официально запрещена. В он бежал в Германию и вернулся в Австрию в ходе неудавшегося нацистского путча в июле . После ареста и высылки в Германию Роберт Хайдер вступил в Австрийский легион СА , отслужил два года в вермахте и вновь вернулся в Австрию после аншлюса . С - строевой офицер, воевал на Восточном и Западном фронтах, в конце войны был списан в запас после ранений. Мать, Доротея Рупп - учитель по образованию, дочь главного врача больницы в Линце , также была членом НСДАП. Родители поженились в , незадолго до поражения Германии, в тот же год родилась старшая дочь Урсула (в замужестве Хаубнер, также политик, бывший заместитель Хайдера в Альянсе за будущее Австрии). Послевоенный процесс денацификации в целом обошел семью стороной (некоторое время Доротее Хайдер была запрещена работа по специальности). Семья жила небогато, однако дальние родственники Хайдеров владели поместьем Беренталь в Каринтии, выкупленным при Гитлере у итальянских евреев. Хайдер унаследовал его в , сегодня Беренталь оценивается в 15 миллионов долларов. О настроениях будущего политика может свидетельствовать такой факт: когда в детстве Хайдер занимался фехтованием, куклу, на которой он отрабатывал удары, он назвал Симон Визенталь .

Йорг Хайдер окончил школу в Бад-Ишле (Зальцкаммергут) с отличием и в - получил юридическое образование в Венском университете , где входил в националистические студенческие объединения.

После девяти месяцев обязательной военной службы добровольно отслужил ещё один годовой срок.

Отслужив, Хайдер вернулся к партийной деятельности и совершил молниеносную карьеру, став в 1976 году секретарём регионального отделения в Каринтии . В возрасте 29 лет он стал самым молодым из 183 членов австрийского федерального парламента, избираемого по партийным спискам (в те времена, АПС собирала на выборах не более 5-6 % голосов). В начале восьмидесятых Хайдер, уверенно критикуя лидеров АПС за альянсы с социал-демократами, поднялся до уровня руководителя регионального отделения. В сентябре на съезде АПС Хайдер был избран федеральным руководителем партии, опередив вице-канцлера Норберта Штегера .

Вплоть до 1989 года, на выборах в Каринтии доминировала Социал-демократическая партия Австрии . В 1989 году её доля на выборах упала ниже 50 %, и власть в регионе перешла к временному союзу АПС и Австрийской народной партии (АНП).

При разделе портфелей Хайдер был избран губернатором Каринтии. Однако в 1991 году ему пришлось подать в отставку в связи с заявлением о том, что «в Третьем рейхе была достойная политика трудоустройства, то, чего неспособно родить нынешнее правительство в Вене». Альянс АПС-АНП развалился, и Хайдер смог вернуться на губернаторский пост только в 1999 году , когда его партия достигла 42 % на региональных выборах.

Изоляция Австрии не принесла пользы ни ей, ни противникам Хайдера. После 7 месяцев бойкот был снят, а сам Хайдер сложил с себя формальный титул лидера АПС в пользу Сюзанны Рисс-Пассер (при этом оставаясь реальным лидером партии).

В сентябре 2002, на совещании в Книттенфельде , оппозиционные члены АПС совершили внутрипартийный переворот. Рисс-Пассер, не присутствовавшая на совещании, министр финансов Грассер и глава парламентской фракции АНП Вестенхалер подали в отставку - и с партийных, и с государственных постов. Парламентский кризис потребовал внеочередных федеральных выборов в ноябре 2002. На этих выборах АНП Шюсселя разгромила АПС, переманив более половины хайдеровского электората (доля АПС сократилась с 27 до 10 %). Попытка Хайдера вновь стать лидером партии провалилась, и с тех пор АПС уже никогда не возвращалась на уровень популярности девяностых годов. Однако на региональных выборах в Каринтии она остаётся сильной по сей день (2004 - 42 %).

Провалы усилили брожение внутри АПС, и в 2005 Хайдер, Урсула Хаубнер, вице-канцлер Хуберт Горбах и их сторонники вышли из АПС, образовав новую партию - Альянс за будущее Австрии .

Оставаясь в коалиции с Австрийской народной партией, Альянс стал непримиримым врагом АПС. Обе партии в итоге растеряли голоса, и на федеральных выборах 2006 года новая партия Хайдера еле перевалила за 4 % порог.

Политическая программа Альянса базируется на популистских требованиях консервации «старой Европы» (отказ от равных прав для новых стран-членов ЕС), ограничения иммиграции, поддержку местного сельского хозяйства (вплоть до национализации), введение плоской шкалы подоходного налога и налога на валютные спекуляции.

Правые, Партия свободы (Австрия) и Альянс за будущее Австрии - набрали вместе 29 % голосов. Представители правых партий составят треть по не установленной пока причине вылетел с трассы. Как сообщили представители местной полиции, машина перевернулась несколько раз, политик получил тяжёлые травмы головы и грудной клетки и по дороге в больницу скончался, экс-канцлер Вольфганг Шюссель и другие известные политики Австрии.

error: