Библия онлайн. Евангелие от Луки

Ключевой стих: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. (Матф.18:7)

Иногда людям хочется быть изолированными от внешнего мира, чтобы никто не замечал их жизни, чтобы никто не видел чем они занимаются и что делают. Некоторым удается скрыться от всех. Иногда двери скрывают их от окружающих, но если вдруг что-то не в порядке в их личной жизни, то как бы они не прятали своих отношений, их проблема будет явной для всех. В жизни верующих вообще невозможно скрыться. Христиане часто выглядят как белая ворона в кругу грешников. Все выпивают, например, на то же 8 марта, а верующие нет; все критикуют и ропщут, а верующие благословляют; все ищут в любых ситуациях выгоды для себя, а верующие целиком доверяют воле Божьей. Это выделяет их из общей массы людей.

Христиане у всех на виду и к их жизни особенное пристальное внимание со стороны окружающих. Апостол Павел говорит о верующих, что они «письмо Христово, написанное в сердцах, узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2Кор.3:2-3) Я говорю об этом, чтобы мы осознали, что приходя к Богу возрастает ответственность за нашу жизнь, потому что по нам могут судить о церкви, о верующих, о всех христианах. Как бы мы не хотели этого, нам невозможно остаться нейтральными. В любом случае наша жизнь оказывает влияние на других: либо положительное, либо отрицательное.

Что такое соблазн

В понимании многих соблазн ассоциируется с блудниками или блудницами. У них особая одежда, может быть даже совсем мало одежды, яркая косметика, томный взгляд. Их цель соблазнить кого-то ввести в грех и они делают все возможное для этого. (пример)

Но если бы на этом все ограничивалось не было бы смысла говорить на эту тему, к верующим это практически не относится. Библия дает более широкое определение этого слова. Соблазняет тот, кто своими словами или действиями или внешним видом толкает другого человека в грех. Таковыми не обязательно являются блудники. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим.14:13) Читая это место Писания, я размышлял, почему Павел писал верующим, чтобы они не были соблазном. Не прелюбодеям он адресовал эти строки, не развратным людям, которые ищут как кого соблазнить, а верующим!!!

Каким образом и через кого приходят соблазны

- внешний вид

Сестры часто задают вопрос, какой длины должны быть юбки, чтобы никого не соблазнять. Наверное это духовный вопрос. На что мы хотим, чтобы люди обращали большее внимание. Если ноги у кого-то – единственное достоинство, конечно он будет стремиться показать их. Но если самая большая ценность для нас, как говорит Петр – сердце, душа, то мы будем демонстрировать всем нашу открытость, чистосердечность и любовь. Мы можем не считать внешний вид чем-то важным, но другие могут претыкаться через это. Кто-то не видит проблемы придти в церковь в грязной одежде или в майке, но похож ли ты на Царственного священника, имея такой вид. Конечно, Бог любит и таких, кто не умывается, кого за километр надо обходить из-за запаха, но таким ли Господь хочет меня видеть в Церкви. (пример)
Церковь – невеста Христова. Приходим ли мы на собрание, как на свидание с Богом. Наверное на какой-нибудь банкет, где начальник присутствует одели бы лучшее, что у нас есть, а в церковь не обязательно. Нам нужно понять, что встреча с Богом – это встреча с Начальником всех начальников. Мы больше всего любим Его и должны выглядеть так, чтобы ему было приятно. Не забывайте, что Библия призывает прославлять Его не только в душах, но и в телах наших. (1 Кор. 6,20)

- неправильные слова или советы

(пример) Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него. Прит.29:20

Наши поспешные советы могут быть соблазном для других. Если мы не знаем того, что говорит Библия на данную ситуацию, то можем легко ошибиться. Например, подойдут к вам и спросят: «Что делать, если у меня муж пьет, скандалит и часто издевается надо мной» Не зная Писания, можно с легкостью сказать – лучше развестись, и в результате необдуманных слов жизнь человека может легко разрушиться. Нам нужно принять для себя решение – никогда не давать человеческих советов. Иначе мы сами загоним себя в угол и будем виноваты, будем причиной падения человека, если наш совет не был правильным. Кроме того, нам вообще нужно быть очень внимательны к своим словам. Для нас может быть случайным какое-то грубое слово, а для другого это будет причиной обиды. «Раз верующий меня обидел, значит они все такие, а раз все такие – не буду ходить в церковь»

- наши поступки

Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. (Рим.14:21)

В уставе нашей церкви говорится, что членом церкви может быть только тот, кто не употребляет алкоголь, наркотики, не курит, не живет в гражданском браке. Почему мы еще раз оговариваем это, ведь тому же самому и многому другому учит Библия? Просто мы делаем акцент на том, что является наибольшей проблемой и грехом в нашем обществе, на том, из-за чего падают многие люди. Очень важно верующему быть избавленным от сознательного греха. Если грешник пьет, сквернословит никто не заметит, потому что все вокруг поступают так же, но если у христианина сигарета в зубах – это сразу вызовет массу разговоров (пример-выпив).
Мне хочется, чтобы мы осознали, что наши поступки всегда!! влияют на других либо положительно, либо отрицательно. Нельзя сказать – это мое лично дело выпиваю я или нет. Это не так. Если мы называем себя христианами, то мы являемся представителями Христа среди тех, с кем общаемся. По нам будут судить о церкви и даже о христианах вообще. (пример - паден)

Почему Павел предостерегал, чтобы мы не были ни для кого соблазном? Потому, что он жил не для себя, не для своих желаний, не смотрел, что более выгодно для него, а для других. Если тебя соблазняет, что мясо я кушаю – не буду этого делать, (пример-еда) вино соблазняет – не буду пить, готов делать только то, что даст тебе возможность духовно возрасти.

Павел очень желал, чтобы быть для людей не причиной их падения, а причиной их покаяния и духовного роста. «Для всех я сделался всем» (1Кор.9,22) – это его принцип, и прекрасно если бы мы поступали также. Бог желает изменить Калугу, и Он делает это через верующих, которые несут миру не соблазны, но любовь, милосердие и заботу. Многие оставляют алкоголь, беря пример с христиан, восстанавливаются семьи, видя верующих супругов. Это положительное влияние, которого Господь ожидает от нас.

Вопросы:

  1. Каким образом один человек может послужить соблазном для другого?
  2. Расскажите, как в вашей жизни вы влияли на других людей либо положительно, либо отрицательно.
  3. В храм пришел парень с длинными волосами и сережкой в ушах. Ваша реакция.
  4. Опишите внешний вид человека, пришедшего на служение. Каким он должен быть по вашему мнению. (уважайте точку зрения каждого)
  5. Чтобы вы посоветовали тому, кто спрашивает у вас
    - в какой банк положить деньги,
    - как вести себя, если сын стал пить,
    - где помолиться за умершего родственника.
  6. Почему Павел не хотел употреблять спиртного? А как насчет нас?
  7. Чтобы вы изменили в ваших словах и поступках, которые были соблазном (причиной падения) для кого-то.
  8. Что значат слова Павла «для всех я сделался всем»

. Сказал также: Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

Поскольку любостяжательные фарисеи роптали на Господа за то, что Он говорил о нестяжательности, то Он сначала сказал притчу о богатом и Лазаре, показывая им чрез нее, какое постигнет их наказание за привязанность к богатству; а потом обращает речь свою к ученикам о самих фарисеях, что они производят соблазн и удерживают других от Божественного пути и что за сие в удел их предлежит им "горе" . Посмотрим же, что Он говорит. «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» , то есть невозможно не прийти соблазнам или препятствиям в доброй и боголюбезной жизни. Ибо при многой злобе людей необходимо оказаться и множеству препятствий проповеди и истине. Но горе только «тому, чрез кого они приходят» , то есть виновнику их, каковы фарисеи, соблазняющие и препятствующие проповеди . Многие с недоумением спрашивают: если необходимо прийти соблазнам и невозможно проповеди не встретить препятствий, то за что же, Господи, ты осуждаешь и называешь несчастными виновников соблазнов? Они стали такими по необходимости, а все, что делается по необходимости, достойно прощения.

Знай же, что самая необходимость эта имеет начало в свободном произволении. Скажу яснее: Господь, видя злобу тогдашних людей, видя, как они прилежат злу и не избирают ничего доброго, сказал, что, судя по следствию из того, что теперь пред глазами, необходимо прийти соблазнам. Итак, злоба, которой люди услаждались, – дело произвола, а произведение соблазнов необходимо следовало от злобы; поэтому-то виновники соблазнов и достойны наказания. Можно пояснить это примером. Врач, видя, что такой-то ведет дурной образ жизни и предается неумеренности, может сказать, что он необходимо заболеет. Ужели эта болезнь необходима? Да, как следствие дурного образа жизни, необходима. Поэтому, горе препятствующим проповеди за то, что они дошли до такой злобы, что необходимо стало прийти соблазнам.

. лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

. Наблюдайте за собою.

И подлинно, человеку, производящему соблазны и препятствия, лучше, чтоб «ему... повесили... жернов... мельничный... и бросили его в море» , нежели чтоб соблазнить и совратить «одного из малых» , то есть верных. Поэтому Господь предостерегает учеников: «Наблюдайте за собою» . Вот, – говорит, – Я прежде вам сказываю, что придет зло, не будьте в ответе. Ибо злу необходимо прийти, но нет необходимости вам погибнуть, если будете осторожны и вооружитесь. Необходимо прийти волку, но если пастух бодрствует, нет необходимости овцам погибнуть, а волк должен уйти с пустым зевом. Господь сказал это о соблазнителях и тех, кои вредят проповеди , то есть препятствуют. Поскольку между ними есть большое различие, ибо одни неисцелимы как фарисеи, а другие излечимы как братья Господа по отношению к Самому Господу, ибо и они не веровали в Него ().

Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

Итак, поскольку большое различие между препятствующими проповеди , ибо между ними могли быть некоторые и единоверные, то Господь говорит: «если... брат твой... согрешит против тебя» , ты «выговори ему» наедине, и «если послушает тебя, ты... приобрел» его, «если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух» , и прочая, что евангелист Матфей () изобразил пространнее, а евангелист Лука прошел молчанием, как сказанное уже евангелистом Матфеем. Кто послушает выговор, тот достоин прощения; а кто не послушает, тот «да будет... тебе как язычник и мытарь» , то есть мерзок и недостоин называться братом.

. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.

Потом, как бы кто сказал: пусть так, Господи! Ты хорошо это различил; но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? Господь говорит: если он снова покается, прости ему. И еще: «если... и семь раз в день обратится,... прости ему» . А слово «семь раз в день» поставлено здесь вместо слова «многократно», подобно как в выражении: «даже бесплодная рождает семь раз» (). Итак, сколько раз он покается, столько раз должно прощать ему. И не подумай, будто Господь полагает число, сколько раз прощать, но, как я прежде сказал, «семь раз в день» понимай вместо «многократно» и бесчисленно. Мы говорим же в обычной беседе: в таком-то городе тьма (десять тысяч) жителей, но говорим не потому, что в нем в самом деле десять тысяч жителей, ибо их может быть и больше в нем, а вместо того, чтоб назвать город очень многолюдным, мы говорим, что в нем десять тысяч жителей. А что «семь раз в день» употреблено в том значении, это видно из Евангелия от Матфея (). Ибо там, когда Петр сказал: Господи, должен ли я прощать ему (брату моему) до семи раз? Господь сказал; не «до семи, но до седмижды семидесяти раз» , обозначая чрез сие бесчисленное множество раз.

. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

Апостолы веровали в Господа, однако же, придя в сознание своей слабости, поняв, что Господь сказал о чем-то великом, и, услышав об опасности от соблазнов, просят, чтобы умножилась в них сила веры, чтобы чрез нее они могли исполнить то, что Он сказал, то есть относительно нестяжательности. Ибо ничто так не укрепляет в нестяжательности, как вера в Бога и твердое на Него упование, равно как ничто так не располагает к собиранию сокровищ, как неверие, что есть великий сокровищехранитель (казначей), а благость Его – неистощимая сокровищница; притом с верой они могут противостоять соблазнам. Поэтому апостолы приступают к Господу и говорят: «умножь в нас веру» , то есть яви нас совершеннейшими и твердейшими в вере.

. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Господь, показывая им, что просьба их хороша и что им нужно твердо содержать ту мысль, что вера имеет великую силу, говорит: если бы вы имели веру, вы пересадили бы и эту смоковницу. Здесь две великие вещи, именно: что укоренилось в земле, то, во-первых, передвинулось бы со своего места, а во-вторых, пересадилось бы в море. А что может быть посажено в воде? Очевидно, сими словами Господь показывает силу веры. Быть может, кто-нибудь в переносном смысле под «смоковницей» будет разуметь диавола, так как он изобрел для нас вечного червя и питает его насаждаемыми им помыслами; ибо смоковничными листьями питаются черви, от которых бывают шелковые нити. Так и сию смоковницу вера может искоренить из сердца человеческого и бросить в море, то есть низвергнуть в бездну.

. Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

. Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать.

Сказав это о вере, Господь присовокупляет и другое очень нужное учение. Какое же? Учение о том, что не должно гордиться совершенствами. Поскольку вера совершает многое и содержащего ее соделывает исполнителем заповедей, украшая его при сем и чудотворениями, а от сего человек легко может впасть в высокомерие; поэтому Господь предостерегает апостолов не превозноситься совершенствами, представляя прекрасный пример. "Кто , – говорит, – из вас имея раба» и прочее. Этой притчей объявляется, что не должно величаться никаким совершенством, ни даже исполнением всех заповедей. Ибо на рабе лежит необходимая обязанность исполнять приказания господина, однако же исполнение их не должно вменяться ему в совершенство. Ибо, если раб не будет делать, он достоин ран; а когда сделал, пусть довольствуется тем, что избежал ран, а не должен за это необходимо требовать платы. Ибо заплатить ему, особенно же подарить что-нибудь, зависит от великодушия господина. Так и Богу работающий не должен превозноситься, если исполнит заповеди, ибо он не сделал ничего великого. Напротив, если бы он не исполнил, ему было бы горе, как говорил апостол: «горе мне, если не благовествую!» (). Равным образом, если он получил дарования, он не должен ими величаться, ибо дарования даны ему по милости Божией, а не потому, будто бы Владыка был ему должен. Ибо особенный долг раба, по отношению к его господину, исполнять все его приказания. Если же мы не должны думать о себе ничего великого и тогда, когда соблюдем все заповеди, то, что мы такое бываем, когда не исполняем и малой части заповедей Божиих, да еще гордимся? Обрати внимание и на то выражение притчи, что прежде поставлено "пaшущего" , а потом присовокуплено "пасущего" . Ибо, кому бы то ни было, прежде нужно землю возделывать, а потом уже принимать в руки и пастырскую должность. Кто хорошо возделал свою плоть, как бы какую землю, тот достоин быть и для других пастырем. Ибо кто не умеет собственным домом управлять, как следует, тот как будет пещись о Церкви ()? Итак, прежде возделай самого себя, и тогда уже других паси, как и пророк Иеремия сказал: «распашите себе новые нивы» (), а потом просветите себе свет разума, чем обозначается важнейшая часть пастырской должности.

. Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

И отсюда всякий может познать, что никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение. Вот «десять человек прокаженных» встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (). Они остановились "вдали" , как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом.

Увидев: их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой повелено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились.

. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился.

. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости – видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.

. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие,

Господь часто в Своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем (Царствии Божием). Или, быть может, имея в уме намерение свое по немногом времени убить Его, приступают к Нему с вопросом, чтоб им укольнуть Его и осмеять, как бы так говоря: Ты ведешь речи о Царствии, когда же настанет это Царствие Твое? Ибо на утро Ты предан будешь нами на смерть, воздет будешь на крест и много иного бесчестия примешь. Что же Христос?

отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

. и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Он не отвечает безумным по их безрассудной мысли и безумию (), но оставляет их блуждать относительно подобно-именности Царствия, и не открывает им ни того, о каком Он Царствии говорит (ибо они и не приняли бы), ни того, что Царствие сие не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (). Умолчав о сем, так как они по произвольной своей глухоте недостойны были слышать о сем, Господь о времени пришествия Царствия говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору. Ибо Царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу Ангелов. Тогда, говорится, поистине царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верой – жизнь богоугодная, близки к нам. О сем самом апостол сказал: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (). Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутри нас. Итак, фарисеи глумились над Господом за то, что Он проповедует Царствие, о котором никто не проповедовал. Но Господь объявляет, что они не понимают такого предмета, который находится внутри их и которого желающему очень удобно достигнуть. Ныне, когда Я нахожусь среди вас, вы, несомненно, можете получить Царствие Божие, если уверуете в Меня и решитесь жить по Моим заповедям.

. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

То есть, и вам присуще Царствие Божие, доколе Я нахожусь с вами. Присуще оно вам не потому только, что вы уверовали в Меня и последовали Мне, но и потому, что вы живете теперь с совершенной беззаботливостью, так как Я пекусь и помышляю о вас. Но когда Я не буду с вами, придут такие дни, что вы преданы будете опасностям, ведены будете к владыкам и царям. Тогда вы, как Царствия Божия, пожелаете теперешней безопасной жизни, какую ведете при Мне, и многократно пожелаете получить хотя бы один из Моих дней, то есть дней Моего пребывания с вами, как дней безопаснейших. Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники. Сими словами Господь приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению и прежде сказывает им, чтоб они не соблазнялись ().

. и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь,

Не слушайте – говорит, – ничьих убеждений, будто Я пришел здесь или там.

. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

Ибо второе Мое пришествие, блистательнейшее и славнейшее, не ограничится каким-нибудь местом, а как молния не скрывается, но является с одного края земли на другом краю, так светло и явно будет и второе Мое пришествие и ни для кого не будет сокрыто. Итак, не сдавайтесь на соблазны лжехристов. Прежде Я явился в яслях и тридцать лет был в уничижении, но тогда будет не так: Я приду во всей славе, в сопровождении ангельских воинств и в одно мгновение.

. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Потом, поскольку предсказал им страшные бедствия, утешая их и убеждая переносить оные мужественно, выставляет им Себя в пример. Не дивитесь, – говорит, – если случатся с вами такие трудности, что заставят вас пожелать возвращения теперешнего Моего пребывания с вами. Ибо и Я Сам, имеющий явиться как молния, прежде должен много пострадать и быть отверженным, и потом прийти в этой славе. Пусть же это будет для вас убеждением к добродетели и ободрением к терпению, то есть смотрите на Меня и уповайте, что и вам за перенесение опасностей и за отвержение достанется в удел слава, подобно как и Мне.

. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:

. ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

. Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

. но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

. так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

И здесь Господь указывает на внезапность и неожиданность Своего пришествия. Ибо как при Ное внезапно пришел потоп и погубил всех, так будет и пришествие Его. Примерами этими, то есть примером людей предпотопных и содомлян (пред пожаром), намекается и на то, что в пришествие антихриста между людьми умножатся все неприличные удовольствия, что люди будут распутны и преданы преступным удовольствиям, как и апостол сказал, что «в последние дни... люди будут... более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (). И неудивительно, что при царстве обольстителя процветет зло. Ибо он есть пристанище злобы всякого греха. Что же иное постарается он вселить в жалкое поколение тогдашних людей, как не свои свойства? Ибо от нечистого, что может сделаться чистым? Итак, люди погрязнут тогда во всяком чувственном наслаждении, подобно как при Ное, и не будут ожидать никакой неприятности, даже не поверят, если кто-нибудь заговорит им о приключении какой-либо беды, подобно людям, жившим в дни Ноевы и во дни Лотовы.

. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их;

В тот день пришествия антихристова "кто будет на кровле " , то есть на высоте добродетели, тот не сходи с оной, не спускайся за каким ни есть житейским предметом. Ибо все житейские предметы называются сосудами для человека, служащими иному к добродетели, а иному к злодеяниям. Итак, стоящий на высоте добродетели, не сходи ни за чем житейским и не спадай со своей высоты, но противься злобе и не ослабевай.

и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Подобно и тот, «кто будет на поле» , да не обращается назад. Ибо находящемуся в поле, то есть в мире сем возделывающему добродетель не должно обращаться назад, но должно простираться вперед, как и в другом месте сказано: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» . Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

Потом Господь присовокупляет относящееся также к вышесказанному: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее» . Никто, – говорит, – в гонение антихриста не старайся сберегать свою душу, ибо таковой погубит ее. А кто предаст себя на и вообще на бедствия, тот спасется, не преклоняясь пред мучителем из любви к жизни. Выше Господь сказал, что стоящий на высоте добродетели не должен сходить с оной за житейскими предметами, не должен увлекаться ни приобретением, ни имуществом и из-за них ослабевать в борьбе. Подобно и теперь, простираясь далее, говорит: и что Я говорю, не сходи за сосудами? Нет, не оставляй добродетели и из-за внешних благ, ни даже из-за самого сбережения души не решайся преклониться пред обольстителем и гонителем.

Евангелист Матфей () говорит, что все это Господь сказал о пленении Иерусалима, намекая на осаду от неприятелей и на то, что при нашествии римлян должно бежать от них без оглядки: находящимся на кровле не нужно сходить в дом, чтобы взять что-нибудь из житейского, но должно тотчас бежать, ибо тут не время спокойствия, чтобы собирать сосуды; равным образом, находящимся в поле не нужно возвращаться домой, а даже и тому, кто будет дома, нужно бежать. Ничего впрочем нет удивительного, если это сбылось при взятии Иерусалима и опять сбудется в пришествие антихриста, особенно же, если пред самым временем кончины (мира) имеет быть невыносимо тяжела скорбь.

. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

И отсюда мы научаемся тому, что пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что «двое... будут... на одной постели» , показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен «в сретение Господу» (), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный.

. две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

. двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных.

. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: «где труп, там... и орлы» ; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце ().

Если надобно придти соблазнам, - скажет, может быть, кто-либо из противников, - то для чего же Христос сожалеет о мире, тогда как должен бы избавить его от соблазнов и подать руку помощи? В этом ведь состоит долг врача и ходатая; а сожалеть и всякий может. Что отвечать нам на столь бесстыдные слова? Можешь ли ты найти что-либо такому равное врачеванию? Будучи Богом, Христос соделался для тебя человеком, принял образ раба, подвергся всем поношениям и не оставил с Своей стороны ничего, что нужно было сделать. Но так как все это людям неблагодарным не принесло никакой пользы, то Он сожалеет о них, - сожалеет о том, что и после такого врачевания они не избавились от своей болезни, подобно тому, как если бы кто-нибудь, сожалея о больном, о котором прилагали великое старание, но который не захотел повиноваться предписаниям врача, сказал: горе этому человеку от болезни, которую он усилил собственным своим нерадением! Но там нет никакой пользы от сожаления; а здесь и то служит врачевством, что Христос предсказывает будущее и сожалеет о мире. В самом деле, часто от советов многие не получали никакой пользы, а от сожаления исправлялись. Потому-то особенно Спаситель и сказал: горе миру ! - чтоб возбудить людей, приготовить их к подвигам и заставить бодрствовать. Вместе с тем, Он обнаруживает любовь Свою к ним и кротость - тем, что и о противящихся сожалеет, не негодуя только, но и исправляя их Своим сожалением и предсказанием, чтобы обратить их к Себе. Но как это возможно? - скажешь ты. Если надобно придти соблазнам, то как можно избежать их? Придти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости. Если бы, например, какой-нибудь врач сказал (ничто не препятствует опять представить тот же пример): надобно придти такой-то болезни, - из этого еще не следует, что эта болезнь необходимо должна причинить вред человеку осторожному. Эти слова Спаситель сказал, как я выше заметил, для того, чтобы вместе с прочими пробудить от усыпления и учеников Своих. Чтобы они не предавались усыплению, как будто бы им назначено было вести жизнь покойную и безмятежную, Он предсказывает о множестве предстоящих им внутренних и внешних браней. И Павел, указывая на это, сказал: внеуду брани, внутрьуду боязни, беды во лжебратии (2 Кор. VII, 5 ; XI, 26) . Также рассуждая с ефесскими пастырями в Милете, говорил: востанут нецыи от вас глаголющии развращенная (Деян. XX, 30) . И сам Христос сказал: врази человеку домашнии его (Мф. X, 36) .

Когда Христос говорит о необходимости соблазнов, то не уничтожает этим ни свободного произволения, ни свободы воли, и не подчиняет жизнь нашу какой-либо необходимости действий, но предсказывает только то, что непременно должно случиться. То же самое и евангелист Лука выражает, говоря: не возможно есть не приити соблазном (Лк. XVII, 1) . Что же такое соблазны? Препятствия на прямом пути. Так и в театре называют тех, которые искусно ставят препятствия и ловко перевертывают тела. Итак, не предсказание Спасителя причиною соблазнов; нет; и не потому соблазны существуют, что Спаситель предсказал о них; но потому предсказал, что они непременно должны были произойти. Если бы люди, от которых происходят соблазны, решились не делать зла, то соблазны и не пришли бы; а если бы они не имели придти, то не были бы и предсказаны. Но так как люди предались злу и впали в болезнь неисцельную, то соблазны пришли, и Спаситель и предсказывает лишь то, что должно было случиться. А если б они исправились, - скажешь ты, - и никто не стал бы вводить соблазнов, то не оказалось ли бы ложным это предсказание? Нимало; его тогда и не было бы. Если бы все люди могли исправиться, то Спаситель и не сказал бы: нужда есть приити соблазном. Но поелику Он предвидел, что некоторые не захотят исправиться, потому и сказал, что соблазны непременно придут. Но для чего же, спросишь ты, Господь не уничтожил их? Для чего же уничтожать их? Для тех ли, кто получает от них вред? Но они получают вред не от соблазнов, а от своего нерадения. Это видно из примера людей добродетельных, которые не только не терпят от соблазнов никакого вреда, но еще получают величайшую пользу. Таков был Иов, таков Иосиф, таковы все праведники и апостолы. Если же многие и погибли, то погибли от своей беспечности. Если бы было не так, и погибель зависела от соблазнов, то надлежало бы всем погибнуть, Если же есть люди, которые избегают соблазнов, то не избегающий их должен винить себя самого. Соблазны, как я сказал, пробуждают людей от усыпления, делают их осмотрительными и проницательными, и не только того, кто хранит себя от них, но и падшего скоро восстановляют; они научают его осторожности и делают неуловимым.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Горе миру от соблазн! Нужда бо есть приити соблазном: обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит

Горе миру от соблазн: нужда бо есть приити соблазном , предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причине умножения беззакония изсякнет любы многих , и Сын Человеческий пришед обрящет ли веру на земли? земля Израилева , Церковь, будет низвращена от меча - от убийственного насилия соблазнов - и пуста весьма (Иез. 38:8) .

Приношение современному монашеству. Глава 30.

Блж. Августин

Горе миру от соблазн! Нужда бо есть приити соблазном: обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит

Какому миру горе от соблазнов, как не тому, о котором сказано: и мир Его не познал (Ин. 1:10) ? Это не тот мир, о котором сказано: Бог во Христе примирил с Собою мир (2 Кор. 5:19) . Мир злой и мир добрый: в мире злом все - злые, в мире добром все - добрые. Мы часто слышим о поле: полно это поле; а каким плодом? Пшеницей. Но мы также говорим, и верно говорим: поле это полно плевел. Вот дерево, и оно полно плодов. А другой скажет: оно полно листьев. И говорящий, что оно полно плодов, говорит правду, и говорящий, что оно полно листьев, говорит правду тоже. Но полнота листьев не отменяет плодов, а полнота плодов не отменяет листву. Дерево полно того и другого: однако одно уносит ветер, а другое снимает сборщик урожая. Так что, когда слышишь: Горе миру от соблазнов , не страшись, люби закон Божий, и не будет тебе соблазна.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит

Это значит не то, что неизбежно быть соблазнам, ибо в таком случае производящие соблазн не были бы виновны, но значит то, что так как в этом мире соблазны по необходимости бывают, то каждый терпит от соблазнов по своим личным порокам. Вместе с тем, этим общим приговором осуждается Иуда, который приготовил душу свою к предательству.

Блж. Феофилакт Болгарский

Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит

Как человеколюбец, Господь оплакивает мир, потому что он будет терпеть вред от соблазнов. Но кто-нибудь скажет: зачем нужно оплакивать, когда необходимо помочь и протянуть руку? Мы скажем, что и оплакивать кого-либо есть тоже помощь. Ибо часто можно видеть, что тем, которым наше увещание не принесло никакой пользы, мы доставляем пользу, оплакивая их, и они приходят в чувство. И если Господь говорит, что соблазны необходимо должны прийти, то как мы можем их избежать? Нужно им прийти, но нет необходимости нам погибнуть, так как есть возможность противостоять соблазнам. Под соблазнами разумей людей, препятствующих в добре, под миром же - людей дольних и пресмыкающихся по земле, которых именно и легко удержать от делания добра.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

Горе миру от соблазн! Нужда бо есть приити соблазном: обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит

Если людям повсюду на земле горе от соблазнов и их касаются соблазны, то ученики не от мира (Ин. 17:14) , и они не взирают на видимое, как и Учитель не от мира, и никому из учеников Христа нет горя от соблазнов, потому что велик мир у любящих закон твой, и нет им преткновения (Пс. 118:165) . Если же какой-то ученик, как кажется, занимается [мирскими] делами, то он еще от мира из-за того, что любит мир и дела его (я говорю о жизни в земном месте и деньгах, или имениях, или каком бы то ни было владении), так что не подходят к нему слова «они не от мира», и с ним поистине произойдет то, что случается в мире, - горе от соблазнов.

Кто может быть более жесток, чем человек, который бьет больного? А соблазн тяжелее всякого удара; он нередко причиняет смерть. Святитель Иоанн Златоуст (44, 196).

Окаянен падший, но тот окаяннее, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений (57, 115).

Более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить; ибо добро в людях не твердо, оно едва стоит, даже когда и никто его не колеблет. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 385).

Будем же всячески стараться не соблазнить ближнего. Хотя бы жизнь наша была самая праведная, но если она служит соблазном для других, она теряет всю цену. Но как возможно, чтобы и праведная жизнь соблазняла? (Это бывает), когда сообщество с другими людьми навлекает на нее худую славу (42, 376)

Когда мы, надеясь на себя, общаемся с людьми порочными, то если сами и не терпим вреда, соблазняем других. Пусть я не подозреваю ничего худого, а равно и никто другой из совершенных, но простодушный брат терпит вред от твоего совершенства. А надо обращать внимание и на его немощь (42, 376).

Если соблазн зависит от нас, то горе нам; если же не от нас, то ничего. Что же будет, скажешь, если я исполняю должное, а другой произносит хулу? Тебе ничего, а ему горе, потому что хула - произнесена им (43, 404).

Когда может произойти какая-нибудь великая польза, и притом превосходящая соблазн, то не нужно обращать внимания на соблазняющихся. А когда не может быть ничего больше, кроме соблазна немощных, то хотя бы они соблазнились тысячу раз неосновательно, надо щадить их... И Бог осуждает на наказание тех, которые соблазняют другого и способствуют их падению, потому что соблазнять другого без всякой пользы - дело крайне нечестивое... Что говоришь ты? Соблазняющийся немощен? Потому он " достоин пощады, а не поражения. Он имеет раны? Поэтому мы не станем растравлять их, а лечить. Он подозревает злобно и безрассудно? Поэтому мы и будем устранять подозрение, а не усиливать, ибо, делая вопреки этому, ты грешишь против Самого Христа. Святитель Иоанн Златоуст (35, 282).

Ничто так не вредит нашей вере, как то, когда мы подаем соблазн неверующим (38, 50).

Когда неверующие заметят в ком-либо из нас хотя малую небрежность, то тотчас... из-за беспечности одного произносят общий приговор обо всех христианах (38, 50).

Не так пагубно самому грешить, как ввести в грех других (43,. 798).

Если ты заботишься о своем спасении, доказывай это не словами, а делами, чтобы никто никогда не хулил Бога... Потому постарайся исправить жизнь, так как неверующий спросит тебя: "Откуда мне знать, что Бог заповедал возможное? Вот ты, будучи христианином по самому рождению и воспитанию в этой превосходной религии, ничего такого не исполняешь?" Что ты скажешь на это? Без сомнения, станешь отвечать: "Я укажу тебе других, которые исполняют, именно: монахов, обитающих в пустынях (и святых)". Но не стыдно ли тебе признавать себя христианином и отсылать к другим, как будто ты не можешь доказать того, что и сам совершаешь дела христианские? Неверующий тотчас возразит тебе: "Зачем мне ходить по горам и пустыням?". Если невозможно быть добродетельным, не живя в горах, это может быть большим обвинением христианской жизни, для осуществления которой необходимо оставить города и бежать в пустыни (43, 811).

Если кто-нибудь совершит тяжкий грех, но сделает его тайно и никого не соблазнит, то подвергнется меньшему наказанию, чем тот, кто совершит более легкие грехи, но открыто, и соблазнит многих (46, 866).

Что же такое соблазны? Это препятствия на прямом пути (41, 605).

Соблазны попускаются для того, чтобы не уменьшилась твердость мужественных (37, 529).

Соблазны пробуждают людей от усыпления, делают их осмотрительными и проницательными, и не только того, кто хранит себя от них, но и падшего восстанавливают; они учат его осторожности и делают неуловимым. Святитель Иоанн Златоуст (41, 606).

Хочешь избежать соблазнов и пересудов? "Положи... охрану устам" (Пс. 140, 3) своим о Господе и "отврати очи" свои "чтобы не видеть суеты" (Пс. 118, 37), и избежишь того и другого: пересудов - молчанием; соблазнов - хранением очей. А если не победим в себе этого, то куда ни пойдем, в себе самих будем носить своих врагов. Победи их - и будешь иметь покой, где бы ты ни жил. Преподобный Ефрем Сирин (26, 187).

Внимай себе и отовсюду храни себя; неусыпно стереги себя оком ума; ты ходишь среди сетей, незаметные петли всюду расставлены врагом. Святитель Иоанн Златоуст (43, 966).

Если бы мы неизменно пребывали в страже над собой, не предаваясь пресыщению и усыплению, не оскверняя Божия образа, то есть не допускали бы подменять доброе семя, то злой сеятель не возрастил бы в нас достойных огня плевел. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 124).

Ни души твоей, ни тела твоего не оставляй без надзора. Ибо таким образом ты победишь и духов, искушающих снизу, и Испытующему сердца и утробы свыше... будешь предстоять с дерзновением. Святитель Григорий Палама (70, 321).

Соблазняет тот, кто, преступая закон словом или делом, и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; или кто препятствует исполнению воли Божией... или кто настраивает мысль немощного к чему-либо запрещенному. Святитель Василий Великий (8, 207).

Не соблазняй брата и не сговаривайся с ним на грех, чтобы не прогневался на тебя Господь и не предал тебя в руки злых людей. Преподобный Ефрем Сирин (25, 163).

Не так пагубно самому согрешать, как ввести в грех других. Потому, видя, что другие грешат, не только не будем подталкивать их на грех, но постараемся извлечь их из бездны порока, чтобы за гибель других нам самим не подвергнуться казни (42, 781).

Никогда не будем делать ничего такого, что как-нибудь вредит ближнему. Это увеличивает грех и более тяжкое приготовляет нам наказание (38, 51).

Немощь соблазняющихся не только недостаточна для нашего оправдания, но она особенно и служит к нашему осуждению, ибо чем более мы чисты от соблазнительного дела, тем более нам следовало бы щадить немощь их (35, 282).

Видел я одного человека, который передал другому свою греховную привычку, а потом... начал каяться и отстал от греха; но так как наученный им не перестал грешить, то покаяние его действительно не было. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 198).

Все противоположное воле Господней есть соблазн. Святитель Василий Великий (6,341).

Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из небесного Царства вместе с творящими соблазны. Преподобный Ефрем Сирин (25, 153).

Если подвижник останется на жительство в таком месте, в котором живут нерадивые, то он лишится возможности преуспевать, неприметным образом нисходя к образу жизни, которым окружен. Крепость подвижника заключается в постоянном усилии не ослабить подвиг. Если же ленивый будет жить с подвижником, то преуспеет; если же не преуспеет, то, по крайней мере, не низойдет к большему нерадению. Изречения безымянных старцев (82, 390).

Если увидишь, что брат впал в грех, не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих... Преподобный Антоний Великий (82, 23).

Избегай душевредных слов, не желая слышать их. И смотри, чтобы, убегая телом, не сохранить тайного желания знать, что намеревался сказать тебе начавший говорить неполезное. Беги решительно, чтобы тотчас забыть и то, что успел выслушать... (82, 138).

Суетны молитва и подвиги того, кто имеет в сердце одно, а на языке другое по лукавству. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы. Авва Исаия (82, 185).

Если вы увидите в ближнем какой-либо соблазн даже собственными глазами или услышите о нем,- не верьте. Храните вашу мысль от дурных мнений о ближнем, зная, что их приносят демоны, чтобы отвлечь ум от зрения своих согрешений и от устремления к Богу. Авва Илия (82, 245).

Не повинуйся плотским соблазнам и похоти. Но плотские пожелания, пожелание пищи, пития прелагай на Божественное желание, чтобы свойственное тебе Божественное желание далеко отогнало от души твоей несвойственные тебе плотские соблазны и похоти и принесло достойные утешения: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4, 4).
Ибо плотские удовольствия не есть свойственные душе человеческой утешения. Появившись от преступления Адама в нашем роде, эти плотские, тленные наслаждения по необходимости были попущены до времени, поскольку Божественной духовной пищи принимать еще не научились и научиться этому не хотим, но бессловесно отрекаемся и сознательно есть ее не желаем.
В грядущей вечности не этой тленной пищей будем питаться, но Божественной присносущей благодатью Пресвятого Духа. Позаботься об этой разумной Божественной пище, которою будешь питаться вовеки. Ибо нет верного утешения и покоя в плотских удовольствиях, но непрестанное томление души и мятеж. Не столько утешения, сколько тяжести и горечи; ибо не может несвойственное, от преступления происшедшее, тленное даровать необходимое душе утешение и покой, оно всегда приносит с собой только тяжесть и смущение. В плотских удовольствиях, в пище и питии нет для души мира и покоя, но всегдашняя борьба и мятеж, мрак и тьма. И сама эта пища и питие обычно связаны бывают со многими заботами и молвою; и во сне нет покоя и тишины, но мрачные мечтания и обманчивые смущения. Божественная же духовная бессмертная пища есть мир души, тишина жизни, свобода духа, спокойствие совести, радость и нескончаемое блаженство: "Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их" (Пс. 35, 9). Святитель Димитрий Ростовский (103, 1016).

Бедные люди друг другу подражают - подражают себе во вред и на гибель. Это... (безрассудство, которым) души христианские, пресвятою Кровию Христовой искупленные, заражаются и погибают! Это пожар душепагубный, который, начавшись в одном, прочие душевные храмы сжигает (104, 1907-1908).

Соблазн чаще всего двояким образом происходит: во-первых, развращающим и противным слову Божию учением, как это делают еретики и прочие суеверы; во-вторых, подает соблазн и тот, который противно слову Божию живет и развращенно с братией своей обходится. Ибо как добрый, так и злой пример одного ударяет в сердце, другого через слух или видение; добрый к добру, а злой к злу побуждает видящего или слышащего. Соблазн подобен язве моровой, которая, начавшись в одном человеке, многих живущих близко заражает и умерщвляет. Так и развращающее учение - в едином ересеначальнике начинается, но бесчисленный народ поражает и губит. Так и одна порочная жизнь часто подает случай многим беззаконновать и то, что видели или слышали, делать. Как дом загорается от горящего соседнего дома, так люди пламенем беззаконного примера нечестивых разжигаются и загораются (104, 1908-1909).

Горе миру от соблазнов, по слову Христову, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Подающие соблазн дважды грешат: ибо грешат сами и других вводят в грех, сами погибают и других ведут к гибели (104, 1909).

Соблазны мира стараются угасить вспыхнувшую искру любви Божией (104, 1909).

Соблазны недобрых родителей и злых людей являются причиной греховного состояния детей после Крещения (104, 1911).

Подающий соблазны к осуждению также виновен (104, 1911).

Большое горе пастырю, если он открывает путь ко всякому беззаконию своими соблазнами (104,1911).

Не надо смотреть на то, что делают люди, каким бы оно ни было: нужно слушать и внимать, чему слово Божие учит и что в святых храмах проповедуется из того же Божия слова. Нужно помнить о святом житии нашего Спасителя, Который словом и делом учил, как нам жить,- и подражать Ему. Нужно помнить о последовавших за Ним угодниках Божиих "и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их" (Евр. 13, 7). Мы должны отвращать слух и видение от непотребных; ибо через них, как в двери, всякое зло входит в храм сердца и пробуждает в нас злое похотение, и воздвигает брань. Надо больше пребывать дома и в уединении: уединение не подает соблазна и не принимает. Надо часто молиться Богу и просить, чтобы Он сохранил от соблазнов: "Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты" (Пс. 118, 37), и еще: "Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей" (Пс. 85, 11) (104, 1911-1912).

Что говоришь, человек: другие то и то делают!... Другие, творя беззаконие, идут к гибели: неужели и тебе надо им следовать?... Когда будешь делать, что они делают, то за ними последуешь и к гибели. Ведь ты христианин, тебе светит светильник Слова Божия и показывает, что добро и что зло, что польза и что вред, что добродетель и что порок, куда ведет путь узкий и куда просторный. Если хочешь спастись, надо делать не то, что люди делают, но чему учит Божие слово. В Содоме все беззаконновали; но праведный Лот на них не смотрел, а жил свято и богоугодно. Будь и ты в мире, как Лот в Содоме. Хотя и все в роскоши и беззакониях будут утопать, ты не смотри на них, но делай то, чему учит Слово Божие, и живи так, как должны жить истинные христиане. Святитель Тихон Задонский (104, 1912-1913).

"Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят" (Лк. 17, 1). Стало быть, жить как угодно, нараспашку, нельзя. Надо осторожно осматриваться, как бы не соблазнить кого. Разум кичит и ни на кого не смотрит; а между тем возбуждает кругом соблазны делом, а более словом. Соблазн растет и увеличивает беду самого соблазнителя, а он того не чувствует и еще больше расширяется в соблазнах. Благо, что угроза Божия за соблазн здесь, на земле, почти не исполняется, в надежде на исправление,- это отложено до будущего суда и воздаяния, только тогда почувствуют соблазнители, какое великое зло есть соблазн. Здесь же никто почти и не думает о том, соблазнит или не соблазнит он своими речами и делами окружающих. Два греха, великие в очах Божиих, ни во что вменяются людьми: это - соблазн и осуждение. Соблазнителю, по Слову Господа, лучше не жить; осуждающий уже осужден. Но ни тот, ни другой не помышляют об этом, и даже сказать не могут, грешны ли они в чем-либо подобном. Какое, в самом деле, ослепление постигло нас, и как беспечно мы ходим посреди смерти. Епископ Феофан Затворник (107, 394-395).

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им в ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего (108, 422).

Соблазн есть болезненный взгляд на немощи ближнего, при котором эти немощи возрастают до необъятной, уродливой величины (108, 423).

Чтобы ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, должно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами (108, 423).

В наше время, когда так умножились соблазны, нужно особенно внимать себе, не обращая внимания на жизнь и дела ближних и не осуждая соблазняющихся, потому что тлетворное действие соблазна легко переходит от увлеченных соблазном на осуждающего их (108, 495).

Горе одному! - Когда какой-нибудь соблазн начнет увлекать его,- некому его остановить (112, 21-22).

Мы настолько подчинились влиянию соблазнов, что даже руководство Словом Божиим, единственное средство спасения, нами оставлено (112,140).

Слабеет, уничтожается сила соблазнов, когда подвижник встанет вдали от них. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 432).

Брат сказал авве Пимену: "Смущаюсь и хочу оставить место жительства моего". Старец спросил его: "По какой причине?" - "Потому что доходит до меня слух о некотором брате, наносящем вред моей душе". Старец сказал: "Слух, дошедший до тебя, несправедлив". Брат ответил: "Отец! будь уверен, что справедлив, потому что брат, передавший мне его, верен". Старец сказал: "Он не верен! Если бы он был верен, то не передавал бы злого слуха". Брат отвечал: "И я, собственными глазами моими, видел соблазн". Старец сказал ему: "Положи в сердце твоем, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку". Отечник (82, 339-340).[\more]

е. Учение Иисуса об ответственности перед людьми и перед Богом (17:1-10)

Лук. 17:1-4 . Иисус говорил ученикам Своим об ответственности человека перед другими людьми (стихи 1-4) и перед Богом (стихи 6-10). Из Его слов Наблюдайте за собою (стих 3) следует, что особенно Он предостерегал учеников не подавать соблазна (т. е. повода к согрешению) кому бы то ни было. Вовсе избежать соблазнов в земной жизни невозможно, подчеркивал Он, но горе тому, чрез кого они приходят.

Лучше такому человеку быть утопленным в море с мельничным жерновом на шее, чем нанести духовный ущерб (здесь буквально "подтолкнуть к греху") кому-либо из малых сих (т. е. людям, которые, подобно маленьким детям, беспомощны в очах Божиих - Лук. 10:21). Представляется, что здесь под "грехом" или "согрешением" (вследствие "соблазна") Иисус подразумевал недостаточность или утрату веры в Мессию.

Ведь книжникам и фарисеям Он прямо сказал, что они не только сами отказываются войти в Царство Божие, но и желающим войти препятствуют (Лук. 11:52). Верующим же в Него следовало не только не подавать другим повода к согрешению, но и нейтрализовывать грех, прощая их вину другим (17:3-4). Если… брат твой виновен перед тобою, выговори ему, и если покается, прости ему. Прощать следует вновь и вновь. Семь раз в день здесь образ полноты (т. е. прощать надо постоянно).

Лук. 17:5-10 . Здесь Иисус говорит об ответственности верующих перед Богом. Первой их обязанностью перед Ним является вера. Когда ученики попросили умножить их веру, Он дал им понять, что они нуждаются не в большем количестве веры, а, так сказать, в качественности ее. Даже вера с зерно горчичное (самое маленькое из семян; сравните 13:19) может творить великие чудеса, например, вырвать из земли смоковницу без применения физической силы (стих 6).

Вторая обязанность верующего - смиренное служение Богу (стихи 7-10). Последователям Христа, делающим то, что они обязаны делать, не надо ожидать за это особой похвалы. Как не ожидает ее раб, исполняющий положенную ему работу. Подобно этому и ученикам необходимо сознавать себя перед Богом "рабами, ничего не стоющими".

4. УЧЕНИЕ ИИСУСА О ЦАРСТВЕ И ОБ ОТНОШЕНИИ ВЕРУЮЩИХ К НЕМУ (17:11 - 19:27)

В этом разделе Лука повествует о целом ряде событий, случившихся на пути Христа в Иерусалим. На примере их Он учит апостолов правильному отношению к Царству Божиему.

а. Благодарный прокаженный (17:11-19)

Лук. 17:11-14 . Иисус проходил между Самариею и Галилеею. По просьбе десяти прокаженных Он исцелил их, не приближаясь к ним. В Евангелии от Луки это второй случай, когда прокаженные были исцелены Иисусом (5:12-16). Как и в первый раз, Он повелел прокаженным пойти показаться священникам. И когда они пошли, то по дороге очистились от проказы, т. е. стали ритуально чистыми.

Лук. 17:15-19 . Но лишь один из исцеленных, иноплеменник, Самарянин, возвратился, чтобы возблагодарить Иисуса. Только он осмыслил значение того, что сделал для него Иисус. Прославляя Бога, он пал ниц к ногам Христа, может быть, поверив, что Он и есть Бог. Однако Лука не говорит, уразумел ли он, что Иисус - Мессия.

В том, что девять других не возвратились поблагодарить Христа, видится символика отвержения Его израильским народом, который шел к Нему за исцелениями и охотно принимал пищу из Его рук, но признать в Нем Мессию не пожелал. Напротив, не принадлежавшие к еврейскому народу (их представляет прокаженный самарянин - существо дважды презренное в глазах евреев), благодаря, "падали ниц" перед Христом.

б. "Царство Божие - среди вас" (17:20-37)(Матф. 24:23-28,37-41)

Лук. 17:20-21 . Один из фарисеев спросил Иисуса, когда придет Царствие Божие. Вопрос этот был логичным, поскольку Иисус постоянно повторял, что Царство приблизилась. Ответ Христа как бы распадается на две части. Вначале Он говорит фарисеям, что Царство не придет явно, приметным для них образом. Но затем произносит: вот, Царствие Божие внутрь вас есть. "Внутрь вас" часто понимают неверно. Как о явлении духовном Христос не мог говорить фарисеям, отвергавшим Его, что Царство Божие "есть в их душах" (распространенное, во неверное (в данном случае) толкование).

Скорее, Он говорил, подразумевая Себя, что "вот, Царство Божие посреди вас", а вы и не замечаете его. Между тем, Он, олицетворяющий новую жизнь и новое миропонимание, которые "обозначает" как Царствие Божие, стоит среди них, и все, что от них требуется, -это признать Его Мессией, с Которым Царство Его, и тогда оно придет.

Лук. 17:22-25 . Затем, обращаясь уже к ученикам (возможно, оставшись наедине с ними), Иисус дает им несколько пояснений относительно Царства Божия. Он говорит, что наступает время, когда они захотят хотя на один день увидеть Сына Человеческого, но не увидят (стих 22). Потом Он сообщает ученикам, что в назначенный для этого момент Царство придет зримо для всех (стихи 23-24).

Оно уже не будет неким скрытым явлением (т. е. только духовным, внутренним). Господь сравнивает Свое появление (или что то же самое - появление видимого всем Царства Божиего) с молнией, перерезающей небо от края… до края (стих 24; сравните Матф. 24:27,30). Наконец, Иисус говорит ученикам, что прежде, чем это произойдет Ему надлежит пострадать (стих 25).

Лук. 17:26-27 . Продолжая эту тему, Иисус сравнил наступление Царствия Божиего с внезапностью потопа во дни Ноя и суда над Содомом и Гоморрою (стих 29). Обращаясь к этим двум событиям, Он показывает ученикам Царство в его "карающем аспекте". Когда Он придет, чтобы установить Царство Свое, люди сначала подвергнутся суду, в процессе которого выяснится, кто может, а кто не может войти в него. В этом разделе (стихи 26-36) Иисус говорит не о восхищении Церкви, но о суде перед "допуском" в Царство Божие.

Он напоминает ученикам, что во дни Ноя люди не ожидали катастрофического наводнения, и потому потоп… погубил всех (Быт. 6 гл.). То же произойдет и перед внезапным явлением Царства - люди не будут к этому готовы.

Лук. 17:28-33 . Так же, как не были готовы к суду жившие во дни Лота; безразличные ко всему, что не было связано с их материальным благополучием, они ели, пили, покупали, продавали, садили, строили… (Быт. 19 гл.). Они жили во грехах и позабыли о Боге. Почему и были истреблены. Иисус заявил своим последователям, что если будут чрезмерно привязаны к своему земному богатству в пору наступления Царствия Божия, то уподобятся жене Лотовой, т. е. подвергнутся такому же, как она, "осуждению". Где бы ни находились люди в тот день, - в поле ли на работе, или на кровле своего дома (возможно, отдыхая на плоских крышах своих домов), им не следует бросаться в дома, чтобы спасти свое имущество. Ибо любая задержка может стать роковой.

Предупреждение Христа в стихе 33 "сберегающим душу свою, которые погубят ее", здесь, видимо, подразумевает их желание сберечь, спасти свое земное богатство; отсюда сравнение с "женой Лотовой", которая обернулась назад, к своему дому, горюя об оставленном имуществе, и, как известно, погибла.

Лук. 17:34-36 . Тут речь о "взятии" людей на суд. В одной части света это случится ночью, когда люди будут спать (будут двое на одной постели), а в другой - днем (две будут молоть вместе… Двое будут на поле, когда они будут заниматься своими повседневными делами. Слово возьмется не означает восхищения Церкви, но именно - "взятие на суд". "Оставшиеся" же войдут в Мессианское Царство Христа. (Любопытно, что сказанное в стихе 36 имеется лишь в некоторых древних манускриптах. Возможно, эти слова были в какой-то момент добавлены - для согласованности с Матф. 24:40.)

Лук. 17:37 . Вопрос учеников, обращенный к Иисусу, очевидно, подразумевает: где будет происходить это отделение одних от других? Загадочный Его ответ толкуют по-разному. Но представляется, что смысл его в следующем: везде, где будут жить люди, будут те, что подлежат суду, и те, что войдут в Царство. Злых, обреченных на суд, Он уподобляет "трупу", привлекающему к себе птиц, питающихся падалью (надо думать, что орлы символизируют в данном случае именно таких хищных птиц, а те, в свою очередь, - суд; сравните Матф. 24:28; Откр. 19:17-19).

error: