Армянский бог грозы и молнии сканворд. Армянская мифология

Ваагн (Vahagn), Вахагн - бог грозы и молнии, предок армян.
В эллинистическую эпоху, Ваагн отождествлялся с Гераклом. Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски - «дорога соломокрада»..
Мкртич Нагаш
«Рождение Ваагна
Небеса и Земля были в муках родин,
Морей багрянец был в страданье родин,
Из воды возник алый тростник,
Из горла его дым возник,
Из горла его пламень возник,
Из того огня младенец возник,
И были его власы из огня,
Была у него брада из огня,
И, как солнце, был прекрасен лик»
Арамазд - верховный бог, Творец. Анаит (Нар) - богиня (дицуи) материнства и плодородия, дочь Арамазда. В армянском фольклоре Анаит изображалась с младенцем в руках, с внешностью и одеянии армянской женщины. Ваагн - бог (диц) войны, мужества и грозы. Он совокупность четырех стихий - воздуха, земли, воды и огня. Вот как описывалось рождение Ваагна в армянском фольклоре:
Аждахак. Алы (алк). Аматор и Ванатур. Анахит (Анаит). Анушаван Сосанвер. Ара Гехецик (Ара Прекрасный). Арагац. Аралезы (Арлезы). Арам. Арамазд. Артавазд. Арэв (Арэгак). Арэваманук. Астхик. Ачуч-Пачуч (Ачоч-Мачоч). Баршамин (Баршимниа, Баршам). Бахт. Вахагн (Ваагн). Вишапы. Габриел Хрештак. Гишерамайрер. Горнапштикнер (горнадапнер, хортылакнер). Грох. Деметр и Гисанэ. Дэвы. Ерванд и Ерваз. Жук у Жаманак. Каджи. Карапет. Куркик Джалали. Лусин. Мардагайл. Масис. Михр (Мгер). Нанэ. Немрут. Пахапан хрештак. Санасар и Багдасар. Саркис. Спандарамет. Тир. Торк Ангех. Уруаканы. Хазаран блбул. Хайк. Цовинар. Чарки. Шамирам.
Аждахаки и Вишапы (арм. վիշապներ, Вешапы, Аждахаки) - высокие каменные изваяния (менгиры), встречающиеся в странах Закавказья (главным образом в Армении) и в восточной Турции. Вишапы вытёсывались из камня, высотой до пяти метров и, как правило, имели форму рыб, реже - форму растянутой на кольях шкуры быка. Вишапы были воздвигнуты не позднее начала I тысячелетия до н. э. и, вероятно, связаны с древними культами воды и плодородия. Название «вишап» (иранского происхождения) памятники, вероятно, получили значительно позже, не ранее конца I тысячелетия до н. э.

АРАЛЕЗЫ (Арлезы)

Аралезы - в армянской мифологии духи, происходящие от собаки. Они спускаются с неба чтобы зализать раны убитых в сражении и воскресить их. Так аралезы воскресили Ара Прекрасного, убитого Семирамидой. Языческие армяне верили в существование духов-аралезов, содействовавших воскресению павших в бою. Эти духи, по выражению Фавста, сходили и лизали раны убитого на поле сражения, возвращая ему жизнь. Этимология слова «аралез», как пишет Езник, вполне определяет роль этих духов. Оно состоит из «иар» - беспрестанно и «лез-ум» - лизать.

Арамейский Дамаск (Арам) - древнее арамейское государство Сирии. Существовало около X до н. э. - 733 до н. э.

Арамазд - верховный бог в древнеармянском пантеоне, отец богов (дицов). Его имя представляет иранизацию первоначального собственно армянского имени Ара, и происходит от имени иранского Ахура-Мазды (Ормазд), Бога зороастрийцев, являющегося, согласно зороастрийской религии, Всеблагим Творцом мироздания. Его противником, который должен погибнуть в Конце Времен, является Ангхро-Манью (Ахриман), который в армянском язычестве отсутствует, как отсутствует и монотеизм, чем армянская языческая религия принципиально отличается от иранского зороастризма. Мовсес Хоренаци сообщает, что в армянском пантеоне существовало четыре Арамазда. В эллинистический период Арамазд в Армении сопоставлялся с Зевсом.

АРЭВ (Арэгак)

Арэв, Арэгак - «Солнце», в переносном значении - «жизнь». В армянской мифологии: персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. Согласно мифам, дворец Арэв находится на Востоке, на краю света. Вечером, воспламенённый и усталый, Арэв возвращается к матери (заход Солнца по-армянски - «майрамут», «вход к матери»). Арэв купается, мать вытаскивает его из воды, укладывает в постель, кормит грудью. Отдохнув, он снова пускается в путешествие. По другому мифу, Арэв купается и отдыхает в озере Ван, на дне которого находится его ложе. Перед рассветом ангелы облачают Арэв в огненную одежду. Когда Арэв умывается, горы и равнины покрываются росой. На высокой горе на Востоке поднимаются 12 телохранителей Арэв и огненными посохами ударяют по горе, которая вместе с другими горами преклоняет свою голову перед царём Арэв. Тогда Арэв, голова которого покрыта огненными волосами, поднимается на небо. По некоторым мифам, Арэв сопровождает огромная птица, её крылья раскрыты, чтобы от лучей Арэв не загорелась Земля. Арэв мчится по небосводу, сидя на льве. Лев своим огромным мечом защищает его от злых духов. Культ Арэв с древних времён был распространён среди армян. В V веке до н. э. в жертву богу Солнца приносили лошадей. Ещё в XII веке в Армении существовали сектанты - солнцепоклонники (арэвордик), преследуемые армянской христианской церковью. Восьмой месяц древнеармянского календаря и первый день каждого месяца назывались Арегом (то есть Арэв). Следы культа Арэв сохранились в народных молитвах и клятвах до XX века.

АНАИТ (Анахит)

АНАИТ (Анахит) в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда. Культ Анахит возник в Армении, вероятно, под влиянием распространённого у различных народов Древнего Востока культа богини-матери. Возможно, первоначально Анаит и Астхик были именами одного божества. Постепенно Анаит и Астхик стали почитаться как две различные богини. С именем Анаит стал связываться в первую очередь культ плодородия (в этом сказалось влияние иранской богини Ардвисуры Анахиты.)", изменяется и характер культа Анаит.: он теряет свой первоначально оргиастический характер. Её именуют «великая мать», «великая госпожа», «мать целомудрия», считают покровительницей армян. Культ Анаит был широко распространён в Армении до официального принятия христианства. Ей были посвящены многочисленные храмы (в храме в Ериза, современный Эрзинджан в Турции, была воздвигнута статуя Анаит из золота).

Астхик (Астгик или Астлик) (от армян. звёздочка) - в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Вахагна (Ваагна). Её главный храм в Аштишате (к северу от современного города Муш в Турции) назывался «спальня Вахагна». По старым преданиям, Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Согласно легенде, Астхик во время купания простирала туман над священной для армян рекой Арацани (нынешний Мурат или Восточный Евфрат), дабы засевшие на берегу молодцы не видели её наготы. Историк Агатангелос отождествляет Астхик с Афродитой, чем определяет её место в пантеоне армянских богов. Интересно и то, что культ Астхик был связан ещё и с орошением садов и полей и снабжением сел водой. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу - хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик. До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар (дословно: «праздник роз» или, по другой интерпретации - «водная война»), посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на день летнего солнцестояния (22 июня). Имя Астхик является уменьшительно ласкательным к армянскому слову астх - звезда и переводится как «звёздочка». Это имя восходит к символу богини Афродиты (Венеры) - планете Венера. С распространением в Армении христианства Астхик стала рассматриваться как сестра сыновей Ноя - Сима, Хама и Иафета.

БАРШАМИН

Баршамин, Баршимниа, Баршам, в армянской мифологии божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Армении. Построенный в честь Б. храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II (1 в. до н. э.) и установленная в селении Тордан (к юго-западу от современного города Эрзинджан в Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства (4 в.).

ВАХАГН (Ваагн)

Вахагн (Ваагн) - древнеармянский бог-драконоборец. В имени этого бога содержится тот же индоевропейский корень, что и в имени иранского бога Вертрагна и парфянского Вархагна. В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV векa. Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выявляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона природы - из ствола огнедышащего тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Вахагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп. Основной храм Ваагна находился в Аштишате, где культ Ваагна был традиционной прерогативой княжеского рода Вахевуни (или Вахнуни).

ГИШЕРАМАЙРЕР

Гишерамайрер - в переводе «Матери ночи». В армянской мифологии: персонификация ночной тьмы, злые ведьмы, со дня создания мира со змеями в руках преследующие Солнце. Вечером Гишерамайрер поднимаются из-под гор вверх на землю, чтобы поймать Солнце, но оно уже заходит. Тогда они все начинают дуть, и мир покрывается тьмой. Гишерамайрер группами ищут Солнце в лесу, в горах, в деревнях. Не найдя его, через разрушенные мельницы и высохшие родники они спускаются под землю и продолжают поиски там. Едва они спускаются вниз, как на востоке поднимается Солнце. Если бы Гишерамайрер удалось увидеть Солнце, погибли бы все люди, а земля покрылась бы змеями (тьмой).

ДЕМЕТР И ГИСАНЭ

Гисанэ - в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса. Другое наименование - Ара Прекрасный. Служители в храме Гисане назывались гусаны. Это наименование перешло в эллинистической Армении на актёров, так как театральное искусство было связано с культом предков. Обряд погребения Гисане с участием гусанов был перенесён в церемонии похорон представителей знати. Дзайнарку-гусаны (оплакивающие) изображали подвиги усопшего «пением, показом и танцем под звуки пандпра» (Мовсес Хоренаци, V век).

Лусин (в переводе «Луна») - в армянской мифологии: антропоморфная персонификация Луны. Согласно мифу, однажды юноша Лусин попросил у матери, державшей в руках тесто, булочку. Рассерженная мать дала пощёчину Лусин, от которой он взлетел на небо. До сих пор на его лице видны следы теста. По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние - с его юностью, полнолуние - со зрелостью; когда Луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусин, который затем уходит в рай (умирает). Из рая он возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога). Во многих мифах Лусин и Арэв (персонификация Солнца) выступают как брат и сестра. Культ Луны у армян был широко распространён. Новолунию приписывалось магическое действие, как плодотворное (способность исцелить от ряда болезней и др.), так и вредное (дурное влияние на новорождённых); к нему приурочивались культовые церемонии и моления. Солнцу и Луне были поставлены многие храмы, главный из который находился в Армавире (столица и религиозный центр древнеармянского государства).

НАНЭ (Нанэа)

Нанэ (Нанэа) в армянской мифологии богиня, дочь верховного божества Арамазда. Имя Н. восходит к имени аккадской богини Нанайи. Предполагают, что в Армении почитание Н. было перенято от сирийцев. Культ Н. переплетался, по-видимому, с культом богини-матери Анахит, Н. чтилась также как Великая мать (в народной армянской речи имя Н. приобрело нарицательное значение - бабушка, мать). Скорее всего, Н. были присущи функции богини войны: в эллинистическую эпоху она отождествлялась с греческой Афиной.

О Шамирам-Семирамиде в древности существовало множество мифов и легенд, часть которых дошла до нас в трудах греческих авторов Ктесия, Диодора и др. По сказаниям Ктесия, Семирамида - дочь богини Деркето, вскормленная и воспитанная голубями, сделавшаяся женой правителя Сирии Онна, отбитая у последнего ассирийским царем Нином и после смерти Нина севшая на ниневийский престол. Древние авторы приписывают ей основание Вавилона, возводят к ней не только все ассиро-вавилонские памятники, но и персидские, и даже пирамиды, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны. Ей же приписываются походы и завоевания до самой Индии и оазиса Амона. Рассказывали, что она улетала в виде голубя, когда ее сын Ниний стал покушаться на ее жизнь. По другим, она была им убита. Много говорили о ее любовных делах. Во всем этом нельзя не видеть сочетания неверно понятых мифов Иштар с воспоминаниями об ассирийском периоде, олицетворенном в Семирамиде. Последнее объясняется, может быть, тем, что Ктесий писал по мидийским источникам. Мидяне познакомились с ассиро-вавилонской культурой в царствование Рамман-Нирари III, женатого на вавилонской царевне Саммурамати, и, вероятно, соединили с именем царицы, занимавшей исключительное в истории Ассирии положение, представление о поразившей их, тогда еще находившихся в примитивном состоянии, цивилизации и государственности. Эти сказания Ктесия оказали, по-видимому, существенное влияние на соответствующий рассказ о Шамирам у Мовсеса Хоренаци. Однако последний сохранил для нас также элементы армянских сказаний о Шамирам, сложившихся в самой Армении и связывающих ее деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду, и, главное, с армянским вождем Ара Прекрасным. Исследователи считают, что в лице Ара Прекрасного выступает древнеармянское божество умирающей и воскресающей природы, подобные которому существовали у многих народов мира (Таммуз, Адонис, Осирис и др.).

Анаит (Anahit) - Женщина средних лет, благородной внешности, стройная, златовласая (светлые, золотистые длинные волосы собранные в прическу в античном стиле), голубоглазая, в белых одеждах (наподобие туники), с золотым поясом, ожерельем и серьгами. Арамазд (Aramazd) - Пожилой седовласый мужчина с короткой бородой, благородной внешности, дежит в правой вытянутой вперед и вверх руке блестящее кольцо (круг), а в левой пучок молний. Астхик (Astghik) («звездочка») - Молодая, стройная и очень красивая девушка, с длинными светлыми волосами с гордо приподнятыми бровями. В полуобнаженном виде. Арэв (Arew), Арег, Арегак («солнце», в переносном значении «жизнь») - Рыжий, с лицом, покрытим веснушками, улыбающийся юноша. Ваагн (Vahagn), Вахагн - Огнекудрый (красновато-рыжий?) и огнеглазый (?) молодой мужчина, в одежде воина, с огненным мечом в правой руке и со щитом в левой. Михр (Mihr), Мгер (имя восходит к Митре) - У армян бог небесного света. Исполин, наделенный богатырской силой Цовинар (Tzovinar), Цовян («морская») - Морская богиня, с длинными темными и волнистыми волосами (в них редкие водоросли и лилии). Она посылает людям живительный дождь.

Айк (Hayk) - Высокий и стройный мужчина лет 35, с классическим лицом. Гордый, открытый и немного суровый взгляд. В руках лук и колчан со стрелами за спиной. Ара Гехецик (Ara Geghecik) Ара Прекрасный - Прекрасный и молодой мужчина. В царской одежде и с короной на голове. Светлые волосы и глаза. Шамирам (Shamiram) - Ассирийская царица. Гордая, капризная, с волевым и немного жестоким взглядом, брюнетка.

Аждаак (Ajdahak) - Человеко-вишап (полудракон). Арагил (Aragil) («аист») - Защитник полей. Согласно некоторым мифам, в стране своего обитания Арагил - люди, земледельцы; они надевают перья перед перелетом в Армению; улетая из нее, приносят в жертву богу одного из своих птенцов. Вишап (Vishap) - Крылатый дракон, с огненной пастью. В армянских мифах, драконы, хтонические существа (в древней Армении изображались в виде огромной рыбы). Грох (Grogh) («пишущий», «записывающий») - В армянских мифах дух смерти, персонификация, ипостась духа смерти Огеара. Грох на лбу человека при его рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на божьем суде. Дэв, Дайва (авестийский), Див (фарси), Деус - Злой дух, великан покрытый шерстью. Очнеь напоминает циклопов, но в отличие от них двуглазый. Жук у Жаманак (Juk u Jamanak) («время») - Персонификация времени. Жук у Жаманак - седовласый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе). Держит в руках два клубка - белый и черный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по другой стороне горы. Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит до низу, - светлеет и восходит солнце. Когда Жук у Жаманак сматывает белый клубок, а черный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз, - темнеет и заходит солнце. Мардагайл (Mardagayl) («человек-волк») - Человек-оборотень (обычно женщина-оборотень), обладающий способностью превращаться в волка. Амбару (Hambaru) - Дух амбаров и хлевов. Требуют к себе доброго отношения, в противном случае мстят хозяевам строений. Пай (Pay), Тнапай, Антарапай, Мардапай, Пайапис - Дух-хранитель, домовой. В зависимости от отношения к нему, может быть добрым или вредным. Различались разный виды пайев в зависимости от названия: Тнапай - домовой, Антарапай - леший, подобный греческому пану (он также подобен дикому козлу). Пери (Pheri) - Прекрасная фея. Пери всегда отличается особой красотой, что в некоторых случаях может оказаться губительным для человека.

ИСТОКИ АРМЯНСКОЙ ПОЭЗИИ

(Предание о Айке и миф о Ваагне)
Армянская мифология Хронология Пантеон армянских богов (дицов) формировался во времена зарождения протоармян, унаследовал и в начальном этапе своего существования сохранял основные элементы язычества индоевропейских (арийских) племен. Начальным культом поклонения являлась некая непостижимая высшая сила, разум, называемый Ар. Физическим воплощением Ар было Солнце (Арев), которому поклонялись древние армяне и называли себя ареворди (арм. чада Солнца). С древнейших времен культ поклонения Солнцу занимал особое место в армянском язычестве, существуя вне времени и вне истории развития язычества.
С течением времени армянский пантеон обновляется, и появляются новые божества, имеющие армянское, а не общеарийское происхождение. Здесь Богом-Творцом, олицетворением высшей силы, главой армянского пантеона выступает Айк, прототип легендарного Айка Лучника. Верховным богом армянского пантеона считался также Ванатур (по мнению Г. Алишана), которого позже заменил Арамазд. Последний же появился под воздействием зороастризма (маздеизма), частично сохраняя исконно армянскую сущность, заключая в себе также элементы зороастризма - Арамазд (в зороастризме верховным богом является Ахура-Мазда). Аналогичным образом исконно армянской богине плодородия и материнста Нар заменила Анаит (в зороастризме богиня плодородия - Адвисура-Анаита), хотя по мнению некоторых ученых (в частности М. Абегяна) Анаит исходит к псевдониму ассирийской богини Иштар - Анату. Армянский пантеон

Ваэ - бог (диц) Солнца. Астхик - богиня (дицуи) любви и воды. Астхик изображалась как прекрасная женщина, часто купаясь в воде обнаженной. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шел дождь, питая поля и сады, принося людям обильный урожай. До сих пор отмечается посвященный Астхик праздник - Вардавар. Нанэ - богиня (дицуи) материнства и мудрости. Тир - бог (диц) науки и образования. Ванатур - бог (диц) гостеприимности. Аманор - божество, олицетворяющее Новый год. Миhр - бог (диц) чистоты, доброты и справедливости. Изображался в виде молодого мужественного человека, борющимся с быком. Сандарамет (Ангех) - бог (диц) подземного царства. Торк Ангех - божество, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый и в то же время обладатель нечеловеческой силы человек

Армянское имя (Վահագն) "вездесущий огонь". В эллинистическую эпоху Вааагна отождествлялся с Геракл . Ваагн (Вахагн))в армянской мифологии бог грозы и молнии, предок армян. В имени этого бога содержится тот же индоевропейский корень, что и в имени иранского бога Вертрагна и парфянского Вархагна. В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV векa. Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выявляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона природы - из ствола огнедышащего тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Вахагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп. Основной храм Ваагна находился в Аштишате, где культ Ваагна был традиционной прерогативой княжеского рода Вахевуни (или Вахнуни). Согласно преданию, Вахагна рождали в муках небо и земля, а также пурпуровое море. В конце концов море разрешилось красный тростник, извергавший дым и пламя. Из пламени появился Вахагн. Его представляли юношей с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами, подобными двум солнцам. Родившись, Вахагн вступил в борьбу с вишапами, отсюда его эпитет Вишапаках - "вишапоборец"и победил их. По мнению исследователей, миф о Вааагне сложился в середине первого тысячелетия до нашей эры на основе индоиранских мифов о грозовых божествах, которые борются и побеждают змееобразных демонов. Борьба Вахагна с вишапами - это борьба бога грозы против злого олицетворения бури, смерча или грозовых облаков. Этимологию имени Вахагна связывают с эпитетом Индры "Вритрахан" ("убийца Вритры"}. По преданию Вахагн был предком армян. Одной очень суровой зимой украл у Баршама, родоначальника ассирийцев, солому и скрылся в небе. Когда он шёл со своей добычей по небу, то ронял мелкие соломинки. Из этих соломинок образовался Млечный путь (по- армянски - "дорога соломокрада"). Существовала также версия, по которой Вахагн был не богом, а героем, сыном царя

СЛОВАРЬ АРМЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Ваагн (Vahagn), Вахагн

В армянских мифах бог грозы и молнии.

Его рождали в муках небо и земля, а также море цвета абрикоса. К рождению был причастен и красный тростник (которым разрешилось море), извергавший дым и пламя; из пламени появился Ваагн – юноша с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами, подобными двум солнцам.
Родившись, Ваанг вступает в борьбу с вишапами (отсюда его эпитет «вишапаках» - «вишапаборец») и побеждает их.

Миф о Ваанге сложился, вероятно, в середине 1 тысячелетия до нашей эры на основе индоевропейских мифов о грозных божествах, борющихся и побеждающих змееобразных демонов.

Этимология имени Ваагна связана с эпитетом Индры «вритрахан» («убийца Вритры»).

Борьба Ваанга с вишапами – «грозовая борьба» бога против злой персонификации бури, смерча и грозовых облаков (вишапа – демона); в истоке мифа – распространенный мифологический мотив о борьбе между хаосом и космосом.

В эллинистическую эпоху, Ваанг отождествлялся с Гераклом. Согласно варианту мифа, Ваагн, предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. Когда он шел со своей добычей по небу, он ронял на своем пути мелкие соломенки; из них образовался млечны путь (по-армянски называемый «дорога саломокрада»).

По иной версии, Ваагн – не бог, а сын царя Тиграна Вишапоборца, убившего Аждаака.




Г. Нждеh


  • Вишапы (Vishap)

    В армянских мифах, драконы, хтонические существа (в древней Армении изображались в виде огромной рыбы).

    Выступают в зооморфном (чаще всего в виде змеи, рыбы) или антропоморфном облике, персонифицируют грозовую бурю, смерч или грозовые облака.

    Согласно мифам, большой вишап поглощает солнце, отчего происходит затмение. Вишапы, живут в высоких горах, в больших озерах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озера, производят грохот, сметают на своем пути. Доживший до тысячи лет вишап может поглотить весь мир. Часто во время грозы постаревшие вишапы с высоких гор или озер подымаются на небо, а небесные вишапы спускаются на землю.

    В основе мифов о борьбе с вишапами – распростаненный мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом.
    С утверждением христианства мифы о вишапе подверглись модификации, вишапоборца Ваагна вытеснили архангел Гавриил (с которым идентифицировался Габриел Рештак) и ангелы, они вступают в сражение с вишапами, во время грозы пытающимися проглотить солнце (воспламеняющиеся грозовые тучи – огненные тела вишапов, гром – их крик, а молния – стрела Габриела Рештака, посох и прут ангелов). Ангелы вздымают вишапов к самому солнцу, от лучей которого вишапы превращаются в пепел и сыплются на землю.

    В эпосе, вишапы – чудища, завладевшие водными источниками; они вынуждают людей приносить им в жертву девушек; воды и девушек высвобождают герои, убивающие вишапов.
    В эпосе «Випасанк» выступают вишапы, живущие у подножия Масиса, потомки вишапа Аждаака и его жены Ануйш – «матери вишапов» (их потомков иногда называют «вишапидами»). Предводитель и отец вишапов Аргаван пригласил к себе во дворец на обед царя Арташеса с сыновьями. Во время обеда, Аргаван строит козни против царя. Разгневанный Арташес, вернувшись в Арташат, посылает сына Мажана с войском для уничтожения вишапов. Однако тот не выполнил приказания отца. Истребил их (в том числе и Аргавана) Артавазд.

    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  • Ерванд и Ерваз (Yerwand u Yerwaz)

    В армянских мифах братья-близнецы, рожденные от связи с быком женщиной уарского рода Аршакуни, отличавшейся огромным ростом, крупными чертами лица, чрезмерной чувственностью.

    Ерванд и Ерваз наделены фенкциями культурных героев.
    Ерванд стал царем Армении, строит город, храмы; главным жрецом нового храма в Багаране он назначает Ерваза. От взгляда Ерванда, наделенного магической силой (дурным глазом), лопался гранит.

    В эпосе «Випасанк» Ерванд – то злой вишап, то добрый царь (сравни – Артавазд).

    Согласно другому варианту, Ерванд как злой вишап заключается каждами в мутные воды рек.

    Ачуч-Пачуч (Achoych-Pachoych), Ачоч-Мачоч

    В мифах армян карлики, проживающие на краю света; последняя человеческая раса перед концом мира.
    Согласно поверья, люди постепенно уменьшаются, достигая в конце концов размера, позволяющего им пройти через игольное ушко.

    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  • Айоц лернер (Hayoc lerner)

    Айоц лернер (Hayoc lerner) («армянские горы»)
    В армянских мифах персонифицированные горы.
    Айоц лернер некогда были людьми, братьями-исполинами. Ранним утром, после пробуждения, они затягивали свои пояса и приветствовали друг друга. Постарев, они перестали рано вставать и, здороваясь, не затягивали ремни.
    За нарушение старого обычая бог наказал братьев, превратив их в горы, их пояса – в зеленые долины, их слезы – в родники.
    :flower1:

    Айк (Hayk)

    В армянских мифах, герой-первопредок – один из эпонимов армян. Согласно древним представлениям, Айк – астральный герой (в переводе Библии на армянский язык созвездие Орион названо Айком), лучник-охотник божественного происхождения, великан, красавец.
    Айк слыл также распорядителем времени: месяцы древнеармянского календаря считались сыновьями и дочерьми Айка (о чем упоминает космограф 7 века Анания Ширакаци).
    В эпосе, переданном Мовсесом Хоренаци (5 век) и епископом Себеосом (7 век), Айк выступает героем-родоначальником армян. Когда после вавилонского столпотворения деспот Бэл (восходит к сеимтскому богу Белу), воцарившемуся в Вавилоне, вознамерился подчинить себе всех людей на земле и стал требовать, чтобы его почитали как бога, Айк воспротивился этому. После рождения у в Вавилоне сына Арменака, он со своим потомуством (включавшем около трехсот семей) отправляется из Вавилона на север и послеляется на землях к юго-востоку от озера Ван. Постоив у подножия одной горы дом, он оставляет его Кадмосу, сыну Арменака, а сам отправляется дальше на север. На горной равнине Арк («отцы»), Айк основывает селение Айкашен («построенное Айком»).
    Бэл требует от Айка признать его власть и вернуться в Вавилон. Непреклонность Айка вызывает гнев Бэла, и он со своими войсками является к дому Кадмоса. Айк, извещенный внуком, выступает против полчищ Бэла.
    Туго натянув свой огромный («широкий, как озеро») лук, Айк пронзает трехкрылой стрелой Бэла и обращает его войска в бегство. На месте сражения, Айк создает поселение Айк (или Айкабаерд), давшее название всей стране.

    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  • Алы, Алк (Aly)


    В мифах армян, злые духи, вредящие роженицам и новорожденным.
    Согласно народной традиции, Алы имеют антропозооморфный облик; они мохнаты, с огненными глазами, медными когтями, железными зубами, бывают мужского и женского пола; живут в горах, песчаниках, часто – в углах домов или в хлевах, а их царь – в глубоком ущелье.
    Алы душат рожениц, поедауют их мясо, особенно печень; причиняют вред ребенку еще в утробе матери; похищают новорожденных и уносят их к своему царю.
    В христианизированном мифе бог создал алов женского пола в качестве подруги для Адама, но Адам, будучи существом во плоти, не полюбил Ала, которая была огненной, и тогда бог создал Еву; с этих пор Алы враждебны и женщинам и их потомству.

    Азаран Бмбул (Hazaran Bmbul)

    (иранское – «поющий соловей»)
    В армянских мифах чудесная птица. От ее пения расцветают засохшие сады, горы и долины покрываются растительностью.

    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  • Аждаак (Ajdahak)

    У армян, вишап (дракон). Соответствует иранскому Ажи-Дахака. В древнем «грозовом» мифе, вишап грозы похищает сестру или жену бога грозы и держит ее у себя; эти роли в эпосе «Випасанк» играют Аждаак, Тигран и Тигрануи.
    Аждаак – царь маров (мидян; согласно народной этимологии, мар – «змея, вишап»); выступает противником армянского царя Тиграна. Опасаясь Тиграна, покорившего многие народы, Аждаак замышляет убить его. Добившись руки Тигрануи – сестры Тиграна, Аждаак расчитывает использовать ее для его умервщления. Однако Тигрануи тайно дает знать брату о готовящемся против него заговоре. Тигран, узнав о коварстве Аждаака, идет на него войной, высвобождает сестру, убивает Аждаака в бою, берет в плен первую жену Аждаака Ануйш (мать вишапов) и множество маров, которых переселяет в Армению, к востоку от Масиса.

    Сказание, отражающее исторические события (завоевание Тиграном II столицы Великой Мидии Экбатаны; брак царя Малой Мидии, союзника армян, с дочерью Тиграна), включает и чисто мифологический материал.

    Аманор и Ванатур (Amanor u Vanatur)

    У армян божества нового года, связанные с культом плодородия. Аманор («Аманор» - «новый год») приносит первые плоды нового года (начинавшегося по древнеармянскому календарю в августе), Ванатур («Ванатур» - «приютодатель») дает приют многочисленным участникам новогодних праздников (устраивавшихся в Багаване, близ современного города Диядин на территории Турции).

    Пережитки культа Аманора и Ванатура в 20 веке прослеживаются в хвалебных песнях о «Нубаре» («новый плод»).
    Возможно, Ванатур – лишь эпитет Аманора, а не собственное имя отдельного божества.

  • error: