Антихрист и «штрихофобия. Церковь антихриста: всемирная религия приобретает все более четкие очертания Мнение старцев Оптиной пустыни

Это число встречается уже в Ветхом Завете, где говорится о богатстве царя Соломона, стекавшемся к нему от подчиненных народов: «В золоте, которое приходило к Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар. 10:14; 2 Пар. 9:13). Это число стало в представлении евреев символом всемiрной власти, максимальную степень которой они достигнут при мошиахе. Это же материалистическое средство господства над мiром использует и сатана. А поскольку мечта евреев – восстановить храм Соломона, где воссядет их мошиах, неудивительно, что это число имеет к нему отношение. Число шесть вообще любимо евреями : тут и шестиконечная звезда, и "6 миллионов" жертв холокоста (тоже символика, а не точный подсчет). Между тем, многие богословы трактовали шестерку как символ несовершенства и недостижения полноты цифры семь (седьмого дня творения с его покоем и блаженством).

Сатана не способен ничего сотворить. Он может лишь копировать внешние формы и отдельные признаки Божественной деятельности, наполняя их противоположным содержанием – в том числе с целью их осквернения. Поэтому в святоотеческой литературе сатана назван "обезьяной Бога"; соответственно его "сын", антихрист, будет "обезьяной Христа". Исходя из этого, святые отцы, размышлявшие о пришествии антихриста, начиная со святых Иринея Лионского (135–202) и Ипполита Римского (†236), полагали, что он будет внешне подражать Христу как бы по принципу обратной духовной симметрии, в частности:

– Если Христос рожден от Святого Духа и Девы без физического мужеского участия, то антихрист будет рожден от сатанинского духовного воздействия на блудницу, возможно, тоже без участия мужского семени. Теперь открыт и возможный способ: клонирование; недавно было объявлено, что уже рожден первый клон. Поскольку этот способ рождения неестественный, не исключено, что получившееся существо не будет иметь души по образу Божию; взамен оно может получить образ сатанинский («человек греха, сын погибели» – 2 Фес. 2:3) – именно поэтому антихрист сможет вместить в себя столько зла, сколько обычная человеческая природа не выдержала бы. (Первое клонированное животное, овечка Долли, удивила создателей своей злобностью – возможно, уже в этом дерзком опыте присутствовал бесовский дух.)

По сообщениям печати, в числе первых пожелал клонировать себя богатый заказчик из России. Учитывая преобладающую национальность в среде российских богачей, на это стоит обратить внимание. Поскольку главная линия фронта в мiровой битве сил Христа и антихриста проходит в России, не исключено, что именно с этой линии фронта сатана выберет генетический материал для антихриста – с особенной антирусской традицией. А из колена Данова ему достаточно быть по матери, подобно тому, как именно по матери происходит из этого колена главный исторический герой масонства – строитель храма Соломона Хирам (2 Пар. 2:14) .

– Если Христос рос в атмосфере благочестия и любви, то антихрист будет пестоваться в атмосфере максимального греха и ненависти к людям. Такая атмосфера может быть создана не одним лишь атеизмом и развратом, а сознательным противлением Богу и служением сатане (антихрист – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею» – 2 Фес. 2:4). Есть лишь одна влиятельная религия с таким содержанием: иудаизм (вспомним слова Христа о том, что новый отец иудеев – диавол).

– Исходя из принципа зеркально-симметричного самоутверждения зла относительно добра, можно предположить, что сатана постарается скопировать и все важнейшие признаки, связанные с рождением и проповедью Христа: от сатанинского "благовещения" и "крещения" – до вхождения в Иерусалим в том же возрасте под крики "осанна", где он воссядет в восстановленном для него Храме Соломона.

– Если Христос проповедовал три с половиной года о Царствии Божием и творил чудеса силою Божиею, то антихрист будет проповедовать "рай на земле" и править три с половиной года, – видимо, теми методами, которыми сатана искушал Христа в пустыне (Лк. 4:1–13): обилие «хлебов» взамен духовных ценностей (экономический контроль над людьми), «власть над всеми царствами» мiра (глобальная политическая власть) и творение чудес (вроде слетания с храма по воздуху, низведения огня с небес) посредством оккультной магии. Апостол Павел также подчеркивает, что его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» – 2 Фес. 2:9–10). Впрочем, под «чудесами ложными» можно предположить и виртуальные эффекты–фокусы для обольщения толпы, которая будет находиться под «действием заблуждения» из-за того, что «не приняла любви истины» (2 Фес. 2:11–12).

Кстати, именно по этой "проповеднической" и "раеустроительной" деятельности верные христиане сразу смогут распознать антихриста, помня слова Христа: «Царство Мое не от мiра сего» (Ин. 18:36). А также помня предостережение, что второе пришествие Христа будет иным: «Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос" или "там", – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам... Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... Тогда явится знамение Сына Человеческого» на всей земле одновременно (Мф. 24:23–34; Лк. 17:23–24).

– Из истории мiра видно, что похищение у Бога твари сатаной и ее совращение на ложный путь особенно активно направляется на носителей и исполнителей Божия замысла – для осквернения их Божественного призвания и перемены его знака на противоположный. Этим основным методом действий сатаны были похищены у Бога сначала часть ангелов, ставших бесами; затем богоизбранный народ, ставший избранником сатаны; а в начале ХХ века и часть русского богоносного народа, ставшая активными богоборцами. Несомненно, что теперь наибольшая энергия сатаны направлена на Православную Церковь для превращения и ее в апокалипсическую "прелюбодейную жену" (Откр. 17), пошедшую, подобно западным церквам, на сотрудничество со "зверем"-антихристом – это будет антихристова лжецерковь, предназначенная для канализации религиозных потребностей человечества на поклонение сатане. Видимо, ее возглавит "второй зверь", лжепророк, который «заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю... обольщает всех живущих на земле, говоря... чтобы они сделали образ зверя» – Откр. 13: 11–15).

Такова подлинная цель экуменического движения, включающего в себя "диалог христианства с иудаизмом" об "общем мессии". Примеров скольжения в эту сторону ныне, к сожалению, много и в поместных православных Церквах, более всего – в так называемом "Вселенском" Константинопольском Патриархате (переродившаяся Церковь Второго Рима, по указке США претендующая на возглавление православного мiра). Теснимая истинная Церковь сегодня находится в глобальной обороне, к тому же она занята и внутренней борьбой с апостасийными силами, и у нее уже нет возможности для основания где-то еще "четвертого Рима".

– Если Церковь Христова для спасения людей к Царствию Божию вступит в симфонию с государственной властью Римской империи, то антихрист для своих целей создаст "симфонию" сатанинской антицеркви и соответствующей "вселенской" государственности (США и союзников как глобального инструмента международного еврейства). Такова суть грядущего Нового мiрового порядка, столицей которого будет похищенный у христиан и оскверненный седалищем антихриста Иерусалим – центр мiра. Как Христос воплотился и проповедовал на территории Римской империи (до 6 года от Р.Х. Иудея была протекторатом Рима, затем римской провинцией), так и антихрист родится в той же ее части – но уже анти-римской империи (Израиль, находящийся на американском иждивении, в Америке часто называют "51-м штатом США") .

Замечательный православный писатель С.А.Нилус пишет: «Перед кончиной мира - так учит Церковь - перед Вторым Пришествием Христовым, попущением Божиим, явится антихрист, последний чрезвычайный противник Христа и Его Святой Церкви» (С.Нилус. «Близ есть, при дверех», М.,2012 г. стр. 31). Во дни его Господь пошлет на землю двух своих пророков, Еноха и Илию, которые будут проповедовать против антихриста три с половиной года. Христова Церковь пребывает в состоянии непрестанной брани со своими врагами. Но с Божьей помощью христианство восторжествовало над языческим Римом и идолопоклонством вообще. Тогда враг применил другое оружие - скопище еретиков и лжеучителей. От арианства до иконоборчества один за другим появлялись внутри самой Церкви ересеначальники. И только с окончанием Вселенских Соборов Церковь одолела и этих супостатов. Но в 1054 г. от Православия откололась римо-католическая церковь, а затем от последней отпочковался Лютер и куча других еретиков. Одновременно воинствующий ислам начал борьбу с христианством. Ни на один век христианам не давали покоя.

Современный исследователь, иеромонах Евфимий (Саморуков) («Два пути», М., «Русская идея», 2012) отмечает: «В последние дни, по предсказаниям пророчеств, люди настолько свыкнутся со злом и пристрастятся к нему, что сами станут жаждать одного зла и беззакония и будут услаждаться только злом». Укоренившись во зле, люди словно кликнут к Богу - дай нам антихриста - и Бог даст им антихриста. Сегодня в США, этой подлинной империи зла, легализована церковь сатаны, чем гордится Белый дом, навязывается содомия и прочие извращения, срываются кресты, христиан заталкивают в пятый угол. Преподобный Нил Мироточивый Афонский указывает: «Все эти плоды любостяжания доведут мир до крайнего разврата, венцом которого будет пришествие антихриста».

Но самая главная причина, почему Бог попустит прийти антихристу, - подчеркивает иеромонах Евфимий (Саморуков) - та, что Церковь Православная, в которую и только в которую Христос вложил все необходимые средства для возделывания душ, - станет неэффективной из-за РАССЛАБЛЕНИЯ ее АРХИПАСТЫРЕЙ, и ПАСТЫРЕЙ, и ПАСТВЫ. Ибо предсказано, что войдут в Церковь волки в овечьих шкурах, и будут подрывать веру чад Церкви. (9 декабря 2010 г. Сербский патриарх Ириней в синагоге возжег минору, которая возжигается ради пришествия ложного мессии - антихриста)». Кстати, президент Украины Янукович, при всем обилии совершенных им ошибок, все же отказался возжечь в еврейской синагоге минору, заявив, что он христианин. Расслабление архипастырей Поместных Православных Церквей мы особенно отчетливо видим при подготовке ими под водительством обновленца и новостильника константинопольского патриарха Варфоломея и еретика-понтифика 8-го вселенского собора, где владыки намерены утвердить экуменизм в качестве обязательной доктрины Православной Церкви. И хотя Евангелие будет распространено по всему миру, но, как замечает святой Нил Мироточивый: «Церковное Евангелие будет в пренебрежении».

Апостол Павел учит (в послании к Фессалоникийцам), что прежде Второго Пришествия Христа Спасителя явится антихрист, что антихрист будет определенное лицо, человек беззаконный, находящийся под особым руководством сатаны, будет выдавать себя за Бога для совращения людей будет проповедовать ложное учение, что увлечет многих слабых, будет совершать ложные знамения и чудеса, будет могущественным царем, по изображению пророка Даниила и Тайнозрителя, ВОЗДВИГНЕТ ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН, от которых будет требовать себе божеского поклонения, не хотящих же следовать за ним предаст смерти (Дан.х1, 37; Апок. Х111, 7 и 15), родится от девы нечистыя, жидовки сущей из колена Данова (Быт. ХL1Х, 17, Ипполит Вып.2 с. 16-17 из книги «О вере», 270), царствовать будет только 31\2 года...» Антихрист построит город Иерусалим и возстановит разрушенный храм, всю страну и пределы ее возвратит иудеям. Затем объявит царем их.

При Втором пришествии Христа зло будет вновь господствовать. Зло оформится в такую же всемирную империю, какой была Римская, но уже с властью антихриста для искоренения Христианства. То есть Второе пришествие состоится, когда существование земли и человечества на ней потеряет смысл: Христу останется лишь спасти последних достойных, этим и исполнится полнота праведников в Царстве небесном - полнота Церкви как Тела Христова» (М.В.Назаров «Вождю Третьего Рима», стр. 934). Посланный Господом на землю пророк Енох будет убит антихристом. Второй пророк Илия должен обратить в христианство именно иудеев. Святой Андрей Кесарийский разделяет мнение некоторых, что при конце мира для проповеди и обличения антихриста придет и Иоанн Богослов (С.Нилус «Близ есть, при дверех», М., Алгоритм, с.380.) Блаженный Ипполит пишет: «И вот, по причине недостатка в пищевых ресурсах, все придут и поклонятся ему (антихристу). И ради скверной печати своей льстец даст им немного пищи. И вот, всех тех, которые уверуют в него, он запечатлеет печатью своею, а тех, которые не пожелают покориться ему, он подвергнет несравненным наказаниям, жесточайшим мучениям..» (Нилус, стр. 39). Иоанн Златоуст учит: «Иудеи примут антихриста, больше всего обольститель будет иметь силы среди иудеев» (Нилус, с.41). Св. Кирилл Иерусалимский: «Будет антихрист сперва как человек ученый и умный, покажет он скромность, целомудрие и человеколюбие, потом... как человек хульный и беззаконный».

Священник Олег Стеняев в своем труде «Беседы на Апокалипсис» ярко описывает приход антихриста. Пятый Ангел вострубил и по Божьему попущению выпущены из бездны осужденные злые демоны. Выпущены на 3 1\2 года. Сейчас зло нелегитимно, но в дни антихриста, когда из бездны выходит вся нечистая сила, «лукавый может через своих апостолов бесовских входить в дома, вторгаться в души людей, насильствовать над нашим духом. То, что сейчас для него совершенно невозможно... Смрад греха опутает землю как дым... Варсонофий и Иоанн пишут, что в последние времена христиане не будут совершать такие подвиги, как христиане первых времен, но сама их вера в Бога будет великим чудом, потому что проявляться она будет среди крайнего нечестия... Именно о последних временах сказано: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21; О.Стеняев, стр. 296). Как считает отец Олег Стеняев, «Бог поэтому и пошлет двух людей с Неба - Илию и Еноха, потому что все люди, живущие на земле, окажутся отравленными этим бесовским дымом... Православные на молитву будут собираться в тайных местах. Священников будет очень мало, они будут истреблены. Те священники, которые останутся, будут подвергаться жесточайшим гонениям... Но... Литургия будет совершаться до самого последнего момента...» (стр. 207). Саранча как символ человеческой страсти одновременно и изображение апостолов антихриста. «Они, возможно, будут называть себя миротворцами, может быть, они будут действовать от лица Организации Объединенных Наций - человечество к тому времени объединится все, будет ЕДИНОЕ МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, к чему Америка стремится» (стр. 297). Мировое правительство, о котором уже сегодня грезит Гавриил Попов и пятая колонна в России. Отец Олег Стеняев считает: «Есть очень серьезная причина сомневаться, что наше время последнее. Христос сказал: «... Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). А Господь говорит, что когда Он придет на землю, веры практически не будет.

Характерно высказывание святого Ипполита, епископа Римского (3 век), что антихрист воцарится, когда установится форма именно ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО правления. Над нашим сознанием нередко довлеет тезис, что демократия - это плюс, а режим личной власти - минус. Но ведь именно при демократии суды нагло отбирают детей от родителей по надуманным предлогам, зарплата служащих и рабочих во многие разы МЕНЬШЕ окладов директоров, коррупция тотальна, от граждан принудительно отбирают персональные данные для ЦРУ и бандитов и т.д., и т.п.

По истолкованию архиепископа Аверкия, мы с вами живем при седьмом громе, когда происходит восстановление Римской империи. Римская империя - это земли теперешней Италии, Германии, Франции... Испании... Римская империя сейчас объединяется - в виде так называемого Европейского Союза. И святые Отцы говорили, что это объединение произойдет перед приходом антихриста... То что графа «национальность» пропала из русских паспортов, считает отец Олег Стеняев, - это свидетельство о победе космополитизма, то есть Бог разделяет людей на нации, а дьяволу это неугодно, он хочет стереть понятие нации. А нация - это школа любви и граница ответственности, очерченная рукою Бога.

Следующий этап - в уничтожении понятия ПОЛА. В наше время Запад отказывается от понятия семьи, легализует и всячески навязывает людям гомосексуализм.

Иеромонах Евфимий (Саморуков) говорит, что антихрист будет гениальный политик, ибо ему тайно будет служить вся его «опора» - все демоны и весь аппарат невидимого сверхгосударства, которое апостол Павел назвал «тайна беззакония». «И эта «опора» антихриста развяжет третью мировую войну и будет держать ход ее под своим контролем. И затем она же даст честь антихристу остановить войну, и он восстановит мир. Тогда за устроение того мира все без исключения демократически изберут антихриста во всемирного правителя» (Иеромонах Евфимий, стр. 563). Тогда из всех религий, считает иеромонах Евфимий, станет одна «религия - соединение антихриста с человеками чрез посредство печати». «Та печать, которая будет гласить: Отрекаюсь от Творца неба и земли, отрекаюсь от крещения, отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую» (свт. Ипполит Римский). При его правлении начнутся небывалые гонения на христиан и им будет почти невозможно прожить. Все поверившие антихристу и тем поработавшие сатане и против Спасителя после Страшного Суда отошлются в вечный ад...Дух экуменизма зародит антихриста. Св. Ипполит Римский пишет: «Он (антихрист) призовет к себе весь народ (Иудейский) из всех стран, в которых он разсеян, он присвоит их себе, как своих собственных детей, возвестит им,что он возстановит страну и возставит их царство и храм...»

Преподобный Нил Мироточивый Афонский полагает: «И когда возсядет антихрист на проклятом троне своем, тогда море вскипит так, как кипит вода в котле. Как пар испарится... Изсохнут на земле растения, дерева дубравные и все кедры, от морского жара все изсохнет... животные, птицы и пресмыкающиеся - все умрут (иеромонах Евфимий, стр. 570) Пророчество Свящ. Писания гласит, что при антихристе обратятся ко Христу и к Его Церкви 144 тысячи евреев. Когда же антихрист увидит, что от него откажутся те, которые его вознесли, он придет в ярость и будет безпощадно мучить и убивать, начиная с уверовавших во Христа иудеев, а за ними и всех христиан. Еноху и Илии надлежит проповедовать 1260 дней (3 1\2 года). Но в конце этих дней Бог позволит антихристу убить пророков, чтобы после трех дней воскресить и вознести их на небо (иеромонах Евфимий, стр. 578)

Православный писатель М.В.Назаров считает: «непрекращающиеся страдания России в 20 веке свидетельствуют о том, что Бог продолжает сохранять шанс на ее возрождение - иначе история закончилась бы в 1917 году (М.В.Назаров «Вождю третьего Рима», М., «Русская идея», 2004, стр.930-931). И далее: «с 1990-х годов мы переживаем не просто очередное смутное время. Сейчас, судя по развитию «тайны беззакония» в мире, истекает отпущенное нам время нашего ПОСЛЕДНЕГО ШАНСА». «Конец истории описан в Апокалипсисе как заключительная битва на земле сил добра и зла, из которой ясно, что силы добра сохраняться и будут сопротивляться злу до конца истории» (стр. 932). По Назарову, эта битва отождествляется с противостоянием Третьего Рима (который, согласно пророку Даниилу, должен сохраниться до конца истории) - и царства антихриста, т.е. анти-Рима (захваченных антихристом структур глобальной государственности, внешне подражающей Римской). «Кто может претендовать на эти роли, также ясно: только Россия, восстанавливающая свою православную преемственность от удерживающего Рима (больше некому) и иудео-масонские США, выбравшие преемственность от языческого Рима, вместе со своим «главным штатом» - антихристианским Израилем (больше тоже некому) (стр. 932)

При Втором Пришествии Христа зло будет вновь господствовать, но уже как земной победитель ослабевшего христианского человечества. Зло оформится в такую же всемирную империю, какой была Римская, но уже с властью антихриста для искоренения Христианства. На наших глазах происходит объединение Европы, которую сплачивают Шенгенская зона, Евросоюз, военный блок НАТО и которая послушно подчиняется своему гегемону - США.

Евреи знали и день рождения Мошиаха, т.е. антихриста. Это 9 Ава - день разрушения Храма. 15 Ава считается днем, когда будет построен Третий Храм (июль-август). Храм будет восстановлен именно для антихриста. Он покорит все народы и особенно будет преследовать христиан. Он умертвит пророков Еноха и Илию. И подвергнет людей клеймению, накладывая «начертание» на чело и правую руку. Число имени его 666.

М.В.Назаров полагает: «Если поверженной России удастся восстановить свою историческую православную государственность - Третий Рим, провозглашающий четкие критерии для разделения добра и зла - это станет величайшим чудом для всего мира» (Назаров, стр. 950). Оно заставит всех людей на земле обратить взоры на Россию - в чем и может заключаться предсказанная в Священном Писании проповедь Евангелия «во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Мф.24:14; Мк.13:10). ... В этом и может заключаться смысл восстановления Третьего Рима в Божием промысле как наиболее пригодного инструмента Божия для этой последней цели» (стр. 950). Конечно, нынешнее состояние русского народа весьма печально, но ведь никакого другого народа в мире вообще нет для Божией цели. Назаров далее пишет: «Произошло удивительное явление - столкновение народа Божия и народа сатаны (армия грядущего антихриста) на территории удерживающего Третьего Рима - которое попущено Богом как последнее, самое наглядное средство вразумления нас для восстановления удерживающего сознания и удерживающей государственности» (Назаров, стр. 959).

Сам Христос сказал, что даже «из сатанинского сборища» некоторые обратятся к истинному Богу и поклонятся Церкви (как сегодня Ходос - В.О.), но не сказал, что все «сатанинское сборище» (стр. 961).

Таким образом, несмотря на свое падение, именно Россия и в 20 веке оказала наибольшее духовное сопротивление установлению царства антихриста. Поскольку она особая страна в Божием замысле, то и революция в ней дала незапланированные антихристианскими силами результаты, отодвинув, казалось, уже неминуемый конец истории (с.963) Революция в своем развитии явила целый сонм Новомучеников Российских, которые во главе с Царской семьей молятся о России (с.963-964).

Многие признаки приближения антихриста очевидны. В 60-х годах 20 в. свершилась так называемая сексуальная революция и параллельно - революция в области морали: черное стало белым и наоборот. В шестидесятых годах американские полицейские еще пытались подавить бунт мужеложников и лесбиянок в Нью-Йорке, а в наше время, т.е. где-то 40 лет спустя уже сам президент Америки громогласно приветствует содомитов и считает главной задачей внешней политики США защиту прав извращенцев. Там легализована церковь сатаны, ведется почти неприкрытая борьба с христианством. На Западе стало рискованно носить нательный крест. Целенаправленно уничтожается семья и даже понятие пола, детям в школе и детсадах официально навязывают порок. Запад агонизирует. Деградируют псевдо-христианские конфессии (католицизм, протестантство и т.п.) Уже само наше время именуют постхристианским временем. Пресловутое информационно-сотовое общество, провозглашаемое сборищами «восьмерок» (а у нас - присягнувшим им холопом Ельциным) есть по сути подготовка царства антихриста. Тем более это относится к цифровой идентификации граждан, тотальной нумерации человечества и созданию Мирового правительства.

Однако есть пророчества, что еще до конца мира возродится православная государственность с Удерживающим Божьим Помазанником во главе. Писатель Назаров прав, что предсказанное в Священном Писании распространение Евангелия по всему миру произойдет не просто так, не само собой, так сказать стихийно, а именно - вследствие сознательного курса вождей Третьего Рима, т.е. России. Сегодня есть признаки, приближающие возрождение православного Самодержавия, но их пока недостаточно. И в то же время Богу больше не на кого положиться, как на русский народ. Мы должны работать, не покладая рук, во имя Святой Цели. Мы - русские! С нами - Бог!

1) Дух, помысливший встать против своего Создателя и за это низвергнутый с небес. Как озлобленный и безумный в гордыне раб восстает против господина, так и дьявол, воплощенный в антихристе, стал против всех Законов Божиих. Ему, по Промыслу Божию, дана временная возможность доказывать Богу свою якобы правоту.

В духовном понятии антихрист, как воплощенный сатана, — абсолютное зло. В вещественном же — это особый человек. Св. Иоанн Дамаскин (VII в.) указывает: «Не сам дьявол сделается антихристом, но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действия сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит дьяволу поселиться в нем. Родившись от блудницы, воспитается тайно, неожиданно для всех объявится и воцарится» (Кн. 4, гл. 27).

Явление антихриста связано с иудаизмом. Как говорится в Евангелии, иудеи примут антихриста с великой радостью, уверуют в него как в Мессию, обещанного Пророками. Поэтому и сказал Христос, отвергнутый евреями Мессия: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5: 43).

По происхождению своему антихрист будет необрезанный еврей, сперва явится к евреям, а затем привлечет и другие народы. По писанию св. Андрея Кесарийского, антихрист родится от еврейского колена Данова, которое поэтому не причислено к другим двенадцати коленам.

Ап. Павел указывает: когда будет взят от среды Удерживающий, «тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2: 8-12).

По свидетельству св. Ипполита Римского, жившего в I -II вв., «антихрист сперва будет кроток, тих, любезен, нищелюбив, люди будут видеть в нем, в его делах много добродетели и поставят его царем над собою, Они будут рассуждать: «Где мы найдем среди нас более благого и праведного человека? Евреи будут думать, что восстанавливается их царство. После этого антихрист откроет свое лицо истинное («вознесется сердцем») и станет открыто жестоким, немилостивым и безбожным. Антихрист сделается царем, будет требовать от всех поклонения (всемирный царь) и будет знаменовать своей печатью покоряющихся, а непокорных замучит и убьет».

Антихрист будет упорным противником Христа. Св. Иоанн Златоуст отмечает: «Когда придет он, (то) ничего правильного не повелит, но все законно — преступное и беззаконное» (Слово 4-е).

Антихрист примет все иудейское. Сам необрезанный, он повелит всем творить обрезание и соблюдать субботы.

О.Платонов

2) В христианстве противник Христа и Бога, который (согласно Апокалипсису) должен явиться перед концом света, незадолго до второго пришествия Христа, для борьбы с христианской церковью. Он возглавит темные силы, выступающие против Христа, но, в конце концов, будет побежден: его погубит очная встреча с явившимся Христом.

Антихрист, согласно новозаветным текстам - это "человек греха", посланник сатаны, действующий по его наущению и воплощающий в себе абсолютное отрицание христианской веры.

Общий срок творимых антихристом гонений - 42 месяца, т.е. три с половиной года, что в зеркальном отражении отвечает продолжительности проповеди Христа. Все это время на земле будет царство антихриста - царство морального зла, в котором "люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы…" (2 Тим.). Царство антихриста "в некоторой мере равнозначно возвращению к Хаосу": оно будет отмечено полным отрицанием общественных, моральных и религиозных ценностей и окончится сражением Бога и Дракона.

Средневековые толкователи (Блаженный Августин, Феодорит Кирский, Григорий Великий и др.), комбинируя новозаветные тексты с различными ветхозаветными пророчествами, выстраивали развернутый сюжет жизни антихриста. Обычно предполагалось, что антихрист будет иудеем из колена Данова; а наряду с этим существовало также очень древнее (но сохранившееся вплоть до 18 в.) представление об антихристе как об ожившем и чудесно возвратившемся императоре Нероне, известном своими гонениями на христиан (по одной из распространенных версий, именно его имя было зашифровано под "числом зверя" - 666). Местом рождения антихриста считали Вавилонию, так как, во-первых, по преданию, именно туда ушло Даново колено, а во-вторых, Вавилон был популярным библейским символом мятежа против Бога. По некоторым версиям, антихрист должен родиться либо от блудницы, принимаемой за девственницу (пародия на девственное, "непорочное" зачатие Христа), либо от монахини, нарушившей свой обет (как будущее воплощение отступничества), либо от кровосмесительной связи. Антихрист будет стремиться к власти, и распространив славу своих мнимых добродетелей и чудес, победив на войне трех царей - египетского, ливийского и эфиопского, он захватит мировое господство и сделает себя предметом поклонения либо в оскверняемых христианских церквях, либо в восстановленном специально для этой цели Иерусалимском храме. Помощником антихриста будет лжепророк. Когда антихрист придет к власти, почти все люди отступятся от веры и предадутся греху; и только горстка оставшихся верными укроется на Масличной горе (место Гефсиманского сада - последнего приюта Христа). Когда же придет срок, воинство антихриста падет, и будет оно гибнуть от третьего часа (около девяти часов утра) до вечера, и долина между Масличной горой и Иерусалимом наполнится кровью. По некоторым версиям, антихрист, спасаясь от приближающегося Христа, поднимется на высокую гору и затем бросится вниз.

В разные времена библейский образ антихриста соотносился с обликами исторических лиц, деятельность которых влекла не столько бедствия народной жизни, сколько резкие и непонятные, угрожающие "вере отцов" и устоявшемуся, традиционному укладу жизни перемены. Фактически, начиная с XVII в., государство воспринималось значительной частью населения как "царство антихристово".

Д.Таевский

3) Тема конца истории - изначальна в христианстве. Но, к сожалению, в процессе истории радостное ожидание второго пришествия Христа все более подменяется ожиданием явления антихриста. На Руси вопрос конца мира иногда становился проблемой государственного значения. Например, в XV веке пасхалия (вычисления дня празднования Пасхи) заканчивалась 1492 годом, который по вере того времени соответствовал 7000 лет от сотворения мира и исчерпывал его бытие. Столь же напряженным было ожидание конца и в 1666 году по причине наличия трех шестерок в этой дате. Естественно, не было особых проблем и с кандидатами в звание "антихриста".

Эта тема в настоящее время для некоторых, неутвержденных в вере, приобрела болезненный характер. Поэтому полезно сделать небольшой обзор признаков конца.

Из наиболее значимых и находящих себе достаточные подтверждения в Священном Писании и Предании можно привести следующие:

"Восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба… в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится" (Лк. 21,10-11,25). Некоторые из этих явлений всегда были на нашей планете, однако здесь речь идет об их катастрофическом умножении.

"Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются" (Лк. 21, 26). К этому быстрыми шагами приближает человечество научно-технический прогресс.

Умножение беззакония (Мф. 24, 12). Становится все более очевидным, что человечество идет к окончательному нравственному развращению, и перед концом мира наступит эпоха полной "свободы". Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: "Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков" (Т. 4; с. 271).

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24, 14). В настоящее время еще многие народы (например, в Китае, Индии и др.) в своем подавляющем большинстве не слышали Евангелия.

"Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте" (Мф. 24, 15). Подразумевается повсеместное отступление христиан (и, прежде всего, монашества и духовенства) от жизни по заповедям Христовым и церковным установлениям; подмена церквами цели своего существования - спасения душ человеческих от зла грехов и страстей, внешней церковной деятельностью: политической, социальной, культурной, экономической и проч.; превращение богослужений в зрелищные мероприятия; и т.д. То есть произойдет полное обмирщение церковной жизни.

"Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф.24; 24 -25). В истории христианства появлялось много лжехристов и лжепророков, однако последние из них будут отличаться тем, что дадут "великие знамения и чудеса". Ими они увлекут многих поверхностных, легковерных христиан в магию, оккультизм, в расколы и секты, в язычество.

"Когда будут говорить: `мир и безопасность\\\\\\\\\\\\\", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут" (1 Фес. 5;3). Мира и безопасности человечество ищет всю свою историю. Апостол же говорит о времени, когда эта цель будет достигнута (с образованием одного государства на земле с единым правительством и единым царем вселенной). Тогда внезапно наступит гибель человечества. Господь говорит: "Ибо он [последний день], как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному" (Лк. 21, 35). О внезапности последней катастрофы апостол Павел пишет и в другом послании: "Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе" (1 Кор. 15; 51-52). Также очевидно, что в сознании всех людей утвердится идея тождественности по существу всех религий (есть только одна религия, а все существующие - лишь ее различные модификации). Эта "единая религия будущего" , о которой писал современный православный подвижник в Америке иеромонах Серафим Роуз (+1982), сохранит, возможно, по форме, прежнюю многоконфессиональность. Однако, по существу, это будет уже идеология, поскольку в ней произойдет катастрофическая подмена искания Царства Небесного и правды его жаждой царства земного и всех наслаждений его, подмена духовных целей мирскими, языческими, так что все усилия этой религии (т.е. всех религий, включая и христианские) будут направлены на достижение только земных благ.

О самом значительном из признаков конца истории и наступлении Царства Христова - об антихристе - в Священном Писании и Предании говорится более всего.

Дается его характеристика: """человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога""... беззаконник… которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения" (2Фес.2; 3,4,8-10). "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца" (От.13; 5).

На один из очевидных и самых простых признаков явления антихриста указывает преподобный Зосима Соловецкий: "Когда услышите, что пришёл на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это - антихрист" . Речь здесь идет не о появлении многих лжехристов (это его предтечи), а об одном "христе", о котором будут, захлебываясь от восторга, кричать все средства массовой информации по всей земле. При этом, как пишет святой Ефрем Сирин, "всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его... иудеи" .

Одной из серьезных причин принятия антихриста многими христианами, по свт. Игнатию, явится та, что "человеки… потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когдалибо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Такое направление опасно более, нежели когдалибо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами" .

При нем произойдет объединение всех государств мира в одно, во главе с ним как царем вселенной ("И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" - От.13;7). Без сомнения, он будет торжественно помазан на царство главами всех церквей и религий. Это "помазание", наряду с "чудесами", станет для язычествующих христиан одним из самых убедительных аргументов того, что этот царь мира и есть пришедший Христос. "И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни" (От.13; 8).

Картина Ильи Глазунова "Христос и Антихрист"

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

Сама приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения: "против" и "вместо". По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны — тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово «антихрист» — это всякий, "отвергающий Отца и Сына" (1 Ин. 2:22), "а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста..." (1 Ин. 4:3), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле "...появилось много антихристов..." (1 Ин. 2:18). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: "...вы слышали, что придет антихрист..." (1 Ин. 2:18).

В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники беспоповцы. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение... кн. 4, гл. 26) пишет: "Надобно знать, что должно придти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира".

Священное Писание учит об антихристе, как о конкретной личности . Господь говорит иудеям: "...иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43). Апостол Павел называет антихриста: "человеком греха, сыном погибели" (2 Фее. 2, 3).

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!" (Быт. 49, 17-18). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: "От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем" (Иер. 8, 16-17).

В Откр. (гл. 7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.

Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны : подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: "Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем". Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Священного Писания об антихристе: "которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фее. 2, 9).

Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению свщмч. Иринея Лионского, "имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого" (Против ересей, кн. 5, гл. 30).

Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие "от среды удерживающего теперь" (2 Фее. 2, 7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: "ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время". Слову "что" в синодальном переводе соответствует греческое "to katechon", что буквально значит "держащее или удерживающее", в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: "не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)". Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под "удерживающим" и "держащим" можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы.

Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа


По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение... кн. 4, гл. 26), "антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится". Он будет бороться против всех религий и "придет во имя свое" (Ин. 5, 43). An. Павел говорит, что антихрист есть "...превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею..." (2 Фее. 2, 4), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования.

Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство : "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе" (Откр. 13:5-6). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: "...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее. 2, 4). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно — будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время.

В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки , которые "...дадут великие знамения и чудеса..." (Мф. 24:24); явление антихриста "...по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фее. 2, 9).

Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему "...силу свою и престол свой и великую власть" (Откр. 13:2). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: "...Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лк. 4:6). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем скорее всего власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая.

Царствование антихриста будет всемирным: "...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" (Откр. 13:7). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан. гл. 7, 8, 11). Скорее всего таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, "...чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр. 13:15). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: "И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр. 13:16—17).

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако "...врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто "...не приняли любви истины для своего спасения" (2 Фее. 2, 10).

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков — Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей.

В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф. 24:22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: "И дано ему вести войну со святыми и победить их..." (Откр. 13:7).

Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста (Дан. 7:25) — три с половиной года. Апокалипсис называет 42 месяца (Откр. 11:2; 13, 5) или 1260 дней (Откр. 12:6), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит три с половиной года — ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.

Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: "...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фее. 2, 8). В Апокалипсисе сказано: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19:20-21).

Второе пришествие Христово


Греческое название Второго пришествия — "parousia"; соответствующее латинское название "adventus". Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием "...приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего..." (Мф. 16:27). Выражение "во славе" в данном случае нужно понимать как "окруженный особым сиянием" . И "... сядет не престоле славы Своей" (Мф 25:31).

В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе (Мф. 24:30). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет Крест . Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти . Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: "...Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 11). Господь придет окруженный Ангелами (Мф. 16:27; Иуд. 14).

Апостол Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: "...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба..." (1 Фее. 4, 16). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным — "...как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24:27).

Отношение людей ко Второму пришествию будет различно.

"Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21:28). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет , и поэтому "...восплачутся все племена земные..." (Мф. 24:30).

Воскресение мертвых, его действительность

Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: "... действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны" . Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его..." (Иов. 19:25—27). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, — оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской (3 Цар. 17:19), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме (4 Цар. 4:29), воскрешение покойника от костей пророка Елисея (4 Цар. 13:21).

Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.." (Ис. 26:19); "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12, 2); в Иез. 37, 1-10 дается образное изображение воскресения; во 2 (Мак. 7, 9) сказано: "...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной".

Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: "...знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день" (Ин. 11:24).

В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: "...наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Ин. 5:25); "... Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:40). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин. (6:54) относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых.

У апостола Павла говорится: "ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна..." (1 Кор. 15:16—17), т. е. для апостола Павла Воскресение Христово — это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.

Иерей Олег Давыденков

из книги Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

Антихриста наше воображение склонно представлять как отвратительного типа, крайне неприятного и зловещего на вид. Действительно, как же еще может выглядеть противник Христа, главный слуга дьявола на Земле? Но вот любопытный факт: в одном итальянском соборе эпохи Возрождения есть фреска, на которой изображен этот самый Антихрист, стоящий посредине людской толпы. И там он внешне очень похож на … самого Христа! И одеждой, и фигурой, и обликом. Есть только одно отличие, возможно, не сразу бросающееся в глаза: у Антихриста на фреске очень злые глаза.

Почему же итальянский художник именно так изобразил Антихриста? На этот вопрос нам поможет ответить обращение к древнегреческому слову ὁ ἀ ντ ί χριστος (antichristos ), переводом с которого и является русское слово антихрист. Дело в том, что в древнегреческом языке приставка ἀ ντ ί (anti ) имеет два значения. Ее можно переводить не только как «против», но и как «вместо». То есть антихрист – это не только противник Христа. Это также и тот, кто попытается собой подменить Спасителя, выдать себя – за Него. Как и Христос, он будет творить чудеса, у него тоже будут свои ученики и свое подобие Церкви. Как и Христос, он будет открыт для всех людей, наций и культурно-религиозных традиций, и для него так же не будет ни эллина, ни иудея. Он будет обольщать людей чудесами и материальным благополучием. Но как раз перед самым концом света, когда все люди на Земле с облегчением будут говорить: «…“мир и безопасность”, тогда внезапно настигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 3).

Церковное предание говорит, что в финале истории человечества Антихрист сорок два месяца будет обладать всей полнотой политической власти на Земле, после чего и наступит конец света. Обычно предполагается, что означенный деятель прославится лишь жестокими гонениями на христиан, и его приход будут знаменовать ужасные несчастья. Действительно, Священное Писание говорит, что в те страшные времена люди претерпят множество страшных бедствий: войны, междоусобицы, голод, землетрясения… Однако начало деятельности Антихриста внешне будет другим. Как пишет русский религиозный философ Владимир Соловьев в «Краткой повести об Антихристе» из своих «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории», чтобы понравиться людям, Антихрист будет обаятелен и ласков, очень умен и деятелен. Чтобы добиться власти, он будет творить милость и добро, проявлять жалость и сострадание. И будет складываться впечатление, что ему удается решить все земные проблемы.

В. Соловьев говорит, что Антихрист будет стараться угождать всем людям при условии признания его власти. Он даже Церкви даст множество льгот, разрешит ей богослужения и пообещает возвести прекраснейшие храмы. Но за все это он потребует в итоге отречения от Христа, к Которому будет испытывать глубочайшую личную ненависть. Эту ненависть в полной мере испытают на себе все христиане, которые сохранят верность Христу и не поддадутся на обманы новоявленного «благодетеля». Закончится царствование Антихриста полным крахом: сам он погибнет, а учрежденное им всемирное государство вместо обещанного блага принесет человечеству неисчислимые бедствия.

Но почему же Антихристу удастся добиться таких успехов в начале своей деятельности? Почему его власть добровольно признают большинство жителей Земли? Дело в том, что пришествие Антихриста будет не случайным результатом стечения политических обстоятельств, а вполне закономерным следствием духовного состояния человечества. Антихрист придет только тогда, когда люди будут… горячо желать его прихода, когда в глубине души они окажутся к его приходу готовы и будут ждать именно его. Эта готовность выразится во всеобщем желании лишь земного, материального благополучия. Люди будут ждать лишь решения экономических, социальных, экологических проблем, но не более того. Вопросы духовной жизни будут восприниматься как вторичные, стремление человека к Богу полностью вытеснят вполне земные цели и задачи, все интересы людей будут направлены исключительно – на земное, и человечество по сути дела – откажется от Бога.

Поэтому не стоит предаваться механическим гаданиям о том, в каком же году наступит конец мира. Куда более важно осознать, что именно мы, люди, своим духовным состоянием либо приближаем приход Антихриста, либо – делаем его приход невозможным.

error: