Алексей леонов - первый космический пешеход.

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос. Произошло это четыре года спустя после полета Гагарина, который стал первым человеком в космосе, но не покидал пределов своего корабля. Десять лет спустя в разгар холодной войны на его долю выпала еще одна историческая миссия: он пожал руку американскому астронавту Томасу Стаффорду во время первой космической встречи двух наций.

Иногда жизнь космонавта буквально висит на веревочке. Ну, или на тросе, который страховал Алексея Леонова во время первого выхода в открытый космос. 18 марта 1965 года он впервые в истории человечества парил на высоте 500 километров над Землей, один на фоне зияющей бездны открытого космоса. За 12 этих долгих минут советскому герою пришлось пойти против правил, чтобы спасти свою жизнь.

«У меня не было страха. Только любопытство. По-моему, первое, что я сказал: “А Земля и правда круглая”, — рассказывает этот уже 80-летний человек, напоминающий отставного генерала. Сейчас в Звездном городке идет проливной дождь. Алексей Леонов встречает нас в центре подготовки космонавтов. Именно там началось приключение молодого и отважного летчика, которого отобрали в первую группу космонавтов в 1960 году. И закончились космические миссии 30 лет спустя, когда ему пришлось уйти с поста замдиректора.

“Я увидел Черное море, чуть дальше Румынию, Италию... Земля была огромным шаром, континенты и реки были прекрасно видны...” Взгляд Алексея Леонова проясняется при этих воспоминаниях. Когда он вышел из космического корабля “Восход-2”, то начал вращаться, а затем отлетел от него. Он смог полюбоваться огнями Рио-де-Жанейро и искрящейся сетью дорог вокруг городов. Но взгляд привлекала не только Земля: небо было наполнено звездами. “Космос был очень тих. Я слышал биение моего сердца, тяжелое дыхание...” Это затрудненное дыхание (Стэнли Кубрик использовал его в своей “Космической одиссее 2001 года”) было связано с устройством скафандра, который предоставлял в распоряжение космонавта всего 60 литров кислорода (сегодня нормой считается 300 литров). Однако первого космического пешехода поджидал и другой неприятный сюрприз, который чуть не стоил ему жизни.

“Возникли неожиданные неполадки с давлением: комбинезон начал деформироваться и раздуваться. Руки вылетели из перчаток, а ноги — из сапог, словно я сам стал меньше. Тогда еще не было никаких механизмов, чтобы поправить скафандр, как сейчас”. Так, что же делать? Действовать и действовать быстро. Оставалось еще пять минут до попадания в тень, непроглядную ночь с температурой в −140 градусов. Мне нужны были пальцы, чтобы вернуться на корабль. Я видел только одно решение». Он не стал связываться с руководством вопреки всем протоколам и решил наполовину снизить давление в скафандре, что было весьма рискованным шагом. Первым серьезным нарушением. Когда комбинезон снова ужался, он вновь смог двигаться. При возвращении на корабль у него уже не было сил сделать это ногами вперед, как требуется по правилам. Он вошел в капсулу вперед головой, что стало уже вторым нарушением.

По возвращении на Землю после хвалебных речей и парадов в его честь от него потребовали объяснений. Алексей Леонов словно вновь переживает ту сцену: «Я им сказал: «Представьте, что я бы вам обо всем доложил. Вы бы созвали комиссию для обсуждения. Это заняло бы пять минут. Потом вам нужно было бы выбрать председателя комиссии. Еще две минуты. Потом вы бы начали обсуждение и провели голосование. И в конечном итоге посоветовали бы мне снизить давление в скафандре... Но я тогда бы уже не смог этого сделать». Его начальник широко улыбнулся: «А ведь Алексей прав!» Космонавт был не только прощен, но и заслужил уважение.

В 1973 году ему поручили другую историческую миссию: провести первую космическую встречу советского и американского кораблей, программу «Союз-Аполлон». Этот проект, который должен был послужить для разрядки международных отношений в разгар холодной войны, казался безумием. «Четыре человека, которые стали инициаторами этой встречи, были, как мне кажется, гражданами вселенной: президент Ричард Никсон, министр Алексей Косыгин, директор НАСА Джеймс Флетчер и физик нашего космического центра Мстислав Келдыш. Они хотели показать всему миру, что кроме отвратительных отношений наших стран может быть нечто иное, нечто более высокое. Они стремились отдалить угрозу Третьей мировой. А мы, космонавты, должны были служить вместе, показать, что мирное сотрудничество возможно».

Старт был намечен на 15 июля 1975 года. По сценарию, в небе высоко над Москвой должно было состояться историческое рукопожатие Алексея Леонова с командиром американского экипажа Томом Стаффордом. Однако космос изменил расклад. «В какой-то момент, должно быть, произошла рассинхронизация. Я так и не понял, как. Но мы в конечном итоге пожали руки чуть раньше, чем предполагалось, прямо над Эльбой, где в 1945 году встретились советские и американские войска. Тоже символично. Так не предполагалось, но в результате все вышло красивее и умнее, чем по сценарию».

Однако другой план сработал превосходно: Алексей Леонов нарисовал поддельные водочные этикетки и наклеил их на тюбики с борщом, чтобы отметить научное сотрудничество. Американцы оценили шутку. Рисование всегда было еще одной страстью Леонова. Его записали в художественную школу, но незадолго до начала занятий он все же променял ее на карьеру пилота. Тем не менее он не растерял любви к кисти и черпал в полетах вдохновение, воссоздавая столь непохожие на земные цвета космоса. Эти космические цвета захватили его воображение. Он даже создал специальные инструменты для их изучения и занимался этим в свободное время. «Я сделал два наблюдения. Когда переходишь со света в тень, картина начинает напоминать Рокуэлла Кента, холодные и чисты е цвета Аляски. Когда же выходишь из ночи на солнце, кругом теплые цвета Николая Рериха».

Впоследствии он предложил проект глобуса в его настоящих цветах, так, как это видно из космоса. Кроме того, он разработал собственный метод рисовки звездного неба. «Звездные скопления столь восхитительны, что тут даже не нужно ничего придумывать, достаточно лишь изобразить пейзаж ночного неба, северные сияния с их сине-зелеными и красными разводами...» Но затем на смену художнику вновь приходит генерал. Напоследок он рассказывает о подготовке к полету на Луну. Программу остановили, и ему так и не удалось сделать этот легендарный шаг. Поэтому он нарисовал человека на спутнике Земли. Для него это стало продолжением мечты о космосе.

("Le Temps", Швейцария)Ольга Юркина
18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос. Произошло это четыре года спустя после полета Гагарина, который стал первым человеком в космосе, но не покидал пределов своего корабля. Десять лет спустя в разгар холодной войны на его долю выпала еще одна историческая миссия: он пожал руку американскому астронавту Томасу Стаффорду во время первой космической встречи двух наций.
Иногда жизнь космонавта буквально висит на веревочке. Ну, или на тросе, который страховал Алексея Леонова во время первого выхода в открытый космос. 18 марта 1965 года он впервые в истории человечества парил на высоте 500 километров над Землей, один на фоне зияющей бездны открытого космоса. За 12 этих долгих минут советскому герою пришлось пойти против правил, чтобы спасти свою жизнь.
"У меня не было страха. Только любопытство. По-моему, первое, что я сказал: "А Земля и правда круглая", - рассказывает этот уже 80-летний человек, напоминающий отставного генерала. Сейчас в Звездном городке идет проливной дождь. Алексей Леонов встречает нас в центре подготовки космонавтов. Именно там началось приключение молодого и отважного летчика, которого отобрали в первую группу космонавтов в 1960 году. И закончились космические миссии 30 лет спустя, когда ему пришлось уйти с поста замдиректора.
"Я увидел Черное море, чуть дальше Румынию, Италию... Земля была огромным шаром, континенты и реки были прекрасно видны..." Взгляд Алексея Леонова проясняется при этих воспоминаниях. Когда он вышел из космического корабля "Восход-2", то начал вращаться, а затем отлетел от него. Он смог полюбоваться огнями Рио-де-Жанейро и искрящейся сетью дорог вокруг городов. Но взгляд привлекала не только Земля: небо было наполнено звездами. "Космос был очень тих. Я слышал биение моего сердца, тяжелое дыхание..." Это затрудненное дыхание (Стэнли Кубрик использовал его в своей "Космической одиссее 2001 года") было связано с устройством скафандра, который предоставлял в распоряжение космонавта всего 60 литров кислорода (сегодня нормой считается 300 литров). Однако первого космического пешехода поджидал и другой неприятный сюрприз, который чуть не стоил ему жизни.
"Возникли неожиданные неполадки с давлением: комбинезон начал деформироваться и раздуваться. Руки вылетели из перчаток, а ноги - из сапог, словно я сам стал меньше. Тогда еще не было никаких механизмов, чтобы поправить скафандр, как сейчас". Так, что же делать? Действовать и действовать быстро. Оставалось еще пять минут до попадания в тень, непроглядную ночь с температурой в −140 градусов. Мне нужны были пальцы, чтобы вернуться на корабль. Я видел только одно решение". Он не стал связываться с руководством вопреки всем протоколам и решил наполовину снизить давление в скафандре, что было весьма рискованным шагом. Первым серьезным нарушением. Когда комбинезон снова ужался, он вновь смог двигаться. При возвращении на корабль у него уже не было сил сделать это ногами вперед, как требуется по правилам. Он вошел в капсулу вперед головой, что стало уже вторым нарушением.
По возвращении на Землю после хвалебных речей и парадов в его честь от него потребовали объяснений. Алексей Леонов словно вновь переживает ту сцену: "Я им сказал: "Представьте, что я бы вам обо всем доложил. Вы бы созвали комиссию для обсуждения. Это заняло бы пять минут. Потом вам нужно было бы выбрать председателя комиссии. Еще две минуты. Потом вы бы начали обсуждение и провели голосование. И в конечном итоге посоветовали бы мне снизить давление в скафандре... Но я тогда бы уже не смог этого сделать". Его начальник широко улыбнулся: "А ведь Алексей прав!" Космонавт был не только прощен, но и заслужил уважение.
В 1973 году ему поручили другую историческую миссию: провести первую космическую встречу советского и американского кораблей, программу "Союз- Аполлон". Этот проект, который должен был послужить для разрядки международных отношений в разгар холодной войны, казался безумием. "Четыре человека, которые стали инициаторами этой встречи, были, как мне кажется, гражданами вселенной: президент Ричард Никсон, министр Алексей Косыгин, директор НАСА Джеймс Флетчер и физик нашего космического центра Мстислав Келдыш. Они хотели показать всему миру, что кроме отвратительных отношений наших стран может быть нечто иное, нечто более высокое. Они стремились отдалить угрозу Третьей мировой. А мы, космонавты, должны были служить вместе, показать, что мирное сотрудничество возможно".
Старт был намечен на 15 июля 1975 года. По сценарию, в небе высоко над Москвой должно было состояться историческое рукопожатие Алексея Леонова с командиром американского экипажа Томом Стаффордом. Однако космос изменил расклад. "В какой-то момент, должно быть, произошла рассинхронизация. Я так и не понял, как. Но мы в конечном итоге пожали руки чуть раньше, чем предполагалось, прямо над Эльбой, где в 1945 году встретились советские и американские войска. Тоже символично. Так не предполагалось, но в результате все вышло красивее и умнее, чем по сценарию".
Однако другой план сработал превосходно: Алексей Леонов нарисовал поддельные водочные этикетки и наклеил их на тюбики с борщом, чтобы отметить научное сотрудничество. Американцы оценили шутку. Рисование всегда было еще одной страстью Леонова. Его записали в художественную школу, но незадолго до начала занятий он все же променял ее на карьеру пилота. Тем не менее он не растерял любви к кисти и черпал в полетах вдохновение, воссоздавая столь непохожие на земные цвета космоса. Эти космические цвета захватили его воображение. Он даже создал специальные инструменты для их изучения и занимался этим в свободное время. "Я сделал два наблюдения. Когда переходишь со света в тень, картина начинает напоминать Рокуэлла Кента, холодные и чисты е цвета Аляски. Когда же выходишь из ночи на солнце, кругом теплые цвета Николая Рериха".
Впоследствии он предложил проект глобуса в его настоящих цветах, так, как это видно из космоса. Кроме того, он разработал собственный метод рисовки звездного неба. "Звездные скопления столь восхитительны, что тут даже не нужно ничего придумывать, достаточно лишь изобразить пейзаж ночного неба, северные сияния с их сине-зелеными и красными разводами..." Но затем на смену художнику вновь приходит генерал. Напоследок он рассказывает о подготовке к полету на Луну. Программу остановили, и ему так и не удалось сделать этот легендарный шаг. Поэтому он нарисовал человека на спутнике Земли. Для него это стало продолжением мечты о космосе.
Оригинал публикации: Il y a 50 ans, le premier piéton de l"espace
Иносми

На прошлой неделе в Тисуле принимали в гости знаменитого земляка – космонавта Алексея Леонова. На этот раз он прибыл на малую родину не один, а с режиссером из Франции, снимающим фильм для европейского телевидения под названием «Алексей Леонов – космический пешеход».

Закон притяжения
На улице Космической в деревне Листвянка до сих пор стоит дом, где родился Алексей Леонов.Обычная изба, бревенчатая, с голубыми ставнями и белыми кружевными занавесками на окнах. Здесь сейчас живет семья, не связанная с Леоновым родством, но за многие годы знакомства они стали знаменитому земляку как родные. Хлебом-солью угощали Алексея Леонова еще на въезде в район: прямо на дороге и каравай, и чай предложили, и под баян гостю песни спели. А уж дома стол от деревенских яств буквально ломился. Алексей Архипович провел всех гостей (шутя, уточнил, что это мы в гостях, а он дома) в одну из комнат и показал на крючок на потолке, на котором 76 лет назад висела его зыбка. Будущий космонавт был девятым ребенком в семье. Именно из этого дома Леоновы переехали в Кемерово, а затем в Калининград.- Когда меня отсюда увезли, – вспоминает Алексей Архипович, – мне и трех лет не было, суровое время было. Но где-то подспудно, где-то в подкорке я представлял вот эти холмы, эту речку детства. Я помню два бревна на реке, по которым проходил, и когда первый раз взрослым сюда приехал, увидел эти места, все опять в памяти восстановилось. И каждый раз, когда я возвращаюсь из Кузбасса, этой зарядки от родных мест и от чистоты людей, которые здесь живут, от общения с ними, от их доброты и целостности мне хватает на несколько месяцев. Мне нравится в Листвянке бывать, здесь широта и простор.

Мир будет знать своих героев
Владимир Козлов, автор будущего фильма, который снимается для французского и бельгийского телевидения, от Алексея Леонова буквально не отходит. Ему интересно всё: личная жизнь космонавта, гастрономические пристрастия, увлечение живописью. Планируется, чтобудет готов в январе следующего года. Причем продюсеры и создатели ленты уверены, что купить ее пожелают все европейские страны и США. За океаном уже заинтересовались проектом, обещали помощь – предоставить материалы о пребывании Леонова в Америке.- Есть только четыре космонавта, известных во всем мире: Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Нейл Армстронг и Алексей Леонов, – рассказывает Владимир Козлов. – Совсем недавно было 35 лет полету «Аполлон» – «Союз», и мы снимали Томаса Стаффорда и Леонова в американском посольстве и в Шереметьево-2. Это было очень трогательно. Фильм биографический с использованием материалов из семейного архива Алексея Архиповича, которые раньше никогда не публиковались. Я снимаю его везде: дома, на работе, в дороге. Придумываю разные вещи, например, планирую такую сцену: в Москве, где обычно на дорогах много пробок, он начинает ругаться и говорить то, что в таких случаях обычно говорят русские. Немного провоцирую его на откровения. Хочу, чтобы он о себе сказал больше, чем в других фильмах. Во время работы я спрашивал его, что самое страшное для космонавта, видел ли он пришельцев в космосе, а он сказал, что самое страшное для космонавта (что меня очень тронуло) – это маленький метеорит, один-два или три миллиметра, который может прорвать дюралюминиевый корпус корабля. И вот они боялись этого «пришельца» больше всего на свете. Съемки идут сложно, потому что Алексей Архипович очень занят, и мы снимаем в месяц день или два (а начали в апреле). Для меня большая честь сделать этот фильм, поскольку Леонов – герой моего детства. Его знают как космонавта, а он еще и прекрасный художник, общественный деятель, изумительный чтец, он прекрасно говорит, он рассказывает свою жизнь, как сказку, поэтому дети просто заслушиваются. Вообще у него столько достоинств, просто невероятно! Уж больно многолик портрет получается, невероятных измерений. Я чувствую, что не смогу снять его всего, он неожиданный совершенно удивительный, трогательный.

«Чтоб тебя на земле не теряли…»
В художественной школе Тисуля, которая носит имя космонавта (и открыта при его поддержке), Алексей Леонов уже по сложившейся традиции в день приезда дает мастер-класс для детей. Он говорит о живописи больше, чем о космосе, хотя и рисует ребятишкам космические корабли, рассказывает об их строении и полетах. «Рисунок – источник и корень всякой науки» – цитирует Алексей Архипович слова великого Микеланджело. Попутно интересуется, знают ли дети, кто такой Сергей Павлович Королев, и как назывался первый космический корабль, на котором Юрий Гагарин летал в космос. На что ребята дружно обещают внимательно изучить как минимум информацию в энциклопедии. Признался и Алексей Архипович, что в детстве, как и все, к учебе относился иногда с ленцой, и предупредил, что потом придется упущенное наверстать, так что лучше всё делать вовремя.С детства Алексей Леонов мечтал стать художником. В школе он выменял акварельные краски и книгу с изображениями картин Айвазовского за несколько пайков (1 паек – кусок хлеба весом 50 граммов и ложечка сахара), отдавал целый месяц, а сам оставался голодным. Во время войны из журнала «Огонек», который любила и выписывала его мама, Леонов вырезал репродукции картин – так дома появилась вся Третьяковская галерея. В юности Леонов пробовал поступить в Рижскую академию художеств, но в послевоенное время на проживание в столичном городе ему просто не хватало денег. Тогда и решил стать летчиком. Однако кисти и этюдник до сих пор «сопровождают» Алексея Леонова, он пишет картины, где преобладают две темы: космос и природа.Дети задают вопросы, интересуются его любимыми художниками и картинами, и Алексей Архипович с удовольствием рассказывает об Иване Айвазовском, Валентине Серове, Пабло Пикассо. Кстати, с последним он был лично знаком, и однажды ему довелось отобедать с великим художником. На той встрече Пикассо продемонстрировал свой талант на скелете рыбы, сделав из него композицию. Алексей Леонов показывает (рисует на листе), как быстро при нем Пикассо изобразил и своего знаменитого Голубя мира. С особым увлечением и даже нежностью рассказывает космонавт о цветах и красках. Кстати, самый любимый цвет Алексея Архиповича – сочетание синего с черным, это можно заметить и по его работам. Сегодня Леонов – признанный мастер, член Российской академии художеств.- Как говорят, не возгордись, – смеется Алексей Архипович. – Считаю, что все, чего я хотел в жизни, – я этого добился. Когда я еще учился в школе, вел дневник, и в дневнике был написан (не знаю, сам я это выдумал или где-то вычитал) эпиграф: «Судьба моя – я сам». И вот вся моя жизнь в этом. Есть даже песня такая: чтобы люди тебя не теряли – постарайся себя не терять.

http://www.i2n.ru/news/society/11751/

84 года исполнилось человеку, который первым вышел в открытый космос. За бортом космического корабля он провел 12 минут 9 секунд, которые навсегда вошли в историю и которые чуть не стоили ему жизни.Его звания, награды, и заслуги можно перечислять бесконечно.
Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области. Отец - Леонов Архип Алексеевич (1892г.рожд.), был крестьянином, в прошлом - шахтером. Мать - Леонова (Сотникова) Евдокия Минаевна (1895г.рожд.), - учительница. Супруга - Леонова Светлана Павловна (1940г.рожд.). Дочери: Леонова Виктория Алексеевна (1962г.рожд.), Леонова Оксана Алексеевна (1967г.рожд.).

Алексей Леонов родился в небольшом селе в 600 километрах к северу от города Кемерово. Сюда к деду, сосланному царским правительством за участие в революции 1905 года, в разное время приехали с Донбасса родители Алексея - вначале мать, а после окончания Гражданской войны и отец. Донецкий шахтер Архип Леонов стал в сибирском селе председателем сельсовета. В 1936 году отца репрессировали, в 1939 году он был реабилитирован.

Алексей был девятым ребенком в семье. В 1938 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. В 1943 году пошел в начальную школу. В 1948 году семья переехала по месту работы отца в город Калининград (Кенигсберг). В 1953 году Алексей окончил среднюю школу, получил хороший аттестат зрелости, хотя главным богатством считал не отметки в аттестате, а те незаурядные для выпускника средней школы знания, которые имел в своем заветном деле - авиации и искусстве. По конспектам брата - бывшего авиационного техника он с завидным упорством изучил не только авиационные двигатели и конструкции самолетов, но и основы теории полета. В сочетании со спортивными достижениями это был тот ключ, который открыл перед юношей двери летной школы.

В том же году А.Леонов поступил в школу летчиков в городе Кременчуге, с 1955 по 1957 год учился в высшем училище летчиков-истребителей в городе Чугуеве на Украине. После училища с 1957 по 1959 год летал в боевых полках. В 1960 году А.А. Леонов выдержал конкурс и был зачислен в отряд космонавтов. В 1960-1961 годах был слушателем курсов в Центре подготовки космонавтов.

После трехгодичной подготовки 18-19 марта 1965 года совместно с П.И. Беляевым совершил полет на космическом корабле "Восход-2" в качестве второго пилота. Во время полета, длившегося одни сутки 2 часа 2 минуты и 17 секунд, впервые в мире вышел в открытое космическое пространство, удалился от космического корабля на расстояние до пяти метров и провел вне шлюзовой камеры в открытом космосе 12 минут 9 секунд. На государственной комиссии после полета прозвучал самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно". Так началось новое направление деятельности человека в космосе.

В 1965-1967 годах А.А. Леонов - старший инструктор, космонавт, заместитель командира отряда космонавтов - летчик-космонавт СССР. С 1967 по 1970 год командовал лунной группой космонавтов. В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского.
С 1970 по 1972 год А.Леонов - начальник 1-го управления НИИ ЦПК, с 1972 по 1991 год - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, командир отряда космонавтов.

В начале 1973 года Академия наук СССР и НАСА (США) объявили состав основных и дублирующих экипажей кораблей "Союз" и "Аполлон", назвали космонавтов, которым предстояло пройти долгий и сложный путь к совместному старту. Критерии отбора каждая сторона определяла сама. Необходимым условием итоговой подготовки должны были стать глубокие знания техники, умение работать с системами и оборудованием обоих кораблей, знание языка страны - партнера, высокая профессиональная квалификация, готовность к проведению широкой программы научных экспериментов и наблюдений. СССР представляли летчики-космонавты А.А. Леонов и В.Н. Кубасов. Со стороны США - астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон. В июле 1975 года совместный полет был осуществлен. Командиром корабля "Союз" был А.А.Леонов.

Все человечество с восхищением следило за выдающимся экспериментом в космосе - совместным полетом советского корабля "Союз-19" и американского "Аполлона". Впервые в истории была осуществлена стыковка этих космических кораблей, опробованы в действии новые средства стыковки в целях обеспечения безопасности полетов человека в космическом пространстве, проведены астрофизические, медико-биологические, технологические и геофизические эксперименты. Полет продолжался более пяти суток, им открыта новая эра в освоении космоса.

С 1977 по 1979 год А.А. Леонов - адъюнкт Академии имени Жуковского.
За годы научно-практической работы и во время космических полетов А.А.Леоновым выполнен целый ряд исследований и экспериментов. Среди них: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос (1967), влияние факторов космического полета на остроту зрения пилота комплекса "Буран" (1980), разработка гидролаборатории (использование гидросферы как аналога невесомости, 1966), создание скафандра для работы в гидросфере. Он неоднократно принимал участие в научных конференциях и международных конгрессах, сделал около 30 докладов.

Наиболее важными публикациями А.А.Леонова являются: "Пешеход космоса" (1967), "Солнечный ветер" (1969), "Выхожу в открытый космос" (1970), "Восприятие пространства и времени в космосе" (Леонов, Лебедев; 1966), "Особенности психологической подготовки космонавтов" (Леонов, Лебедев; 1967).
Он дважды удостаивался высокого звания Героя Советского Союза (1965, 1975), а также званий лауреата Государственной премии СССР (1981) и лауреата премии Ленинского комсомола.

А.А.Леонов награжден двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда Болгарии, Героя Труда Социалистической Республики Вьетнам. Он награжден также большой золотой медалью "За заслуги в развитии науки и перед человечеством", медалью имени З. Неедлы (Чехословакия), двумя большими золотыми медалями "Космос", двумя медалями де Лаво, золотой медалью имени Ю.А. Гагарина, большой золотой медалью имени К.Э.Циолковского Академии наук СССР, многими другими иностранными орденами и медалями. Ему присужден Международный авиационный приз имени К.Хармона. Он является почетным гражданином 30 городов мира: Вологда, Калининград, Кемерово, Пермь, Чугуев, Кременчуг, Белгород, Череповец, Нальчик, Караганда, Аркалык, Джезказган, Калуга, Гагарин, Киржач, Ленинск, Друскининкай (Литва), Альтенбург (бывшая ГДР), Устье-на-Лабе (Чехословакия); София, Плевна, Пловдив, Варна, Видин, Русе, Свищев, Коларов град, Силистрия (Болгария); Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Атланта, Нашвиль, Хаитсвиль, Оклахома, Сан-Антонио, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Солт-Лейк Сити (США). Именем А.А. Леонова назван один из кратеров на Луне.

А.А.Леонов избран действительным членом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии астронавтики, сопредседателем Международной ассоциации участников космических полетов (1985-1999), имеет ученую степень кандидата технических наук.
В отставку вышел в звании генерал-майора авиации. С 1992 по 2000 год был президентом специализированного инвестиционного фонда "Альфа-капитал". С 2000 года - вице-президент Альфа-банка.

В школьные годы Алексей Архипович начал увлекаться живописью. Его пленяли картины окружающей природы, в нем всегда живет удивление творениями рук человеческих. От этого удивления - желание зарисовать и арку шлюза на канале, и старую бригантину... А.А.Леонов - автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь). Даже в скупом для увлечений бюджете времени он находит часы для внимательного изучения творчес
тва великих художников прошлого и больших мастеров современности. В короткие месяцы военной службы в ГДР, например, он несколько раз побывал в Дрезденской картинной галерее, посетил картинную галерею в Альтенбурге и другие музеи. С 1965 года является членом Союза художников СССР. Его любимый художник - Айвазовский. Николая Ромадина считает одним из лучших отечественных пейзажистов, из советских художников высоко ценит Юрия Кугача, Скитальцева. Есть и любимые скульпторы. Лучше всего он знает творчество Григория Постникова. Этот скульптор раньше других посвятил себя отображению дерзаний человека в завоевании космического пространства.

Помимо увлечения живописью А.А.Леонов любит читать книги из серии "Жизнь замечательных людей". Среди других его пристрастий велоспорт, большой теннис, волейбол, баскетбол, охота, фото- и киносъемка (им снята и озвучена серия из 17 фильмов "Космонавты без масок").

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос . Произошло это четыре года спустя после полета Гагарина, который стал первым человеком в космосе, но не покидал пределов своего корабля. Десять лет спустя в разгар холодной войны на его долю выпала еще одна историческая миссия: он пожал руку американскому астронавту Томасу Стаффорду во время первой космической встречи двух наций.

Иногда жизнь космонавта буквально висит на веревочке. Ну, или на тросе, который страховал Алексея Леонова во время первого выхода в открытый космос. 18 марта 1965 года он впервые в истории человечества парил на высоте 500 километров над Землей, один на фоне зияющей бездны открытого космоса. За 12 этих долгих минут советскому герою пришлось пойти против правил, чтобы спасти свою жизнь.

«У меня не было страха. Только любопытство. По-моему, первое, что я сказал: “А Земля и правда круглая”, - рассказывает этот уже 80-летний человек, напоминающий отставного генерала. Сейчас в Звездном городке идет проливной дождь. Алексей Леонов встречает нас в центре подготовки космонавтов. Именно там началось приключение молодого и отважного летчика, которого отобрали в первую группу космонавтов в 1960 году. И закончились космические миссии 30 лет спустя, когда ему пришлось уйти с поста замдиректора.

“Я увидел Черное море , чуть дальше Румынию, Италию... Земля была огромным шаром, континенты и реки были прекрасно видны...” Взгляд Алексея Леонова проясняется при этих воспоминаниях. Когда он вышел из космического корабля “Восход-2”, то начал вращаться, а затем отлетел от него. Он смог полюбоваться огнями Рио-де-Жанейро и искрящейся сетью дорог вокруг городов. Но взгляд привлекала не только Земля: небо было наполнено звездами. “Космос был очень тих. Я слышал биение моего сердца, тяжелое дыхание...” Это затрудненное дыхание (Стэнли Кубрик использовал его в своей “Космической одиссее 2001 года”) было связано с устройством скафандра, который предоставлял в распоряжение космонавта всего 60 литров кислорода (сегодня нормой считается 300 литров). Однако первого космического пешехода поджидал и другой неприятный сюрприз, который чуть не стоил ему жизни.

“Возникли неожиданные неполадки с давлением: комбинезон начал деформироваться и раздуваться. Руки вылетели из перчаток, а ноги - из сапог, словно я сам стал меньше. Тогда еще не было никаких механизмов, чтобы поправить скафандр, как сейчас”. Так, что же делать? Действовать и действовать быстро. Оставалось еще пять минут до попадания в тень, непроглядную ночь с температурой в −140 градусов. Мне нужны были пальцы, чтобы вернуться на корабль. Я видел только одно решение». Он не стал связываться с руководством вопреки всем протоколам и решил наполовину снизить давление в скафандре, что было весьма рискованным шагом. Первым серьезным нарушением. Когда комбинезон снова ужался, он вновь смог двигаться. При возвращении на корабль у него уже не было сил сделать это ногами вперед, как требуется по правилам. Он вошел в капсулу вперед головой, что стало уже вторым нарушением.

По возвращении на Землю после хвалебных речей и парадов в его честь от него потребовали объяснений. Алексей Леонов словно вновь переживает ту сцену: «Я им сказал: «Представьте, что я бы вам обо всем доложил. Вы бы созвали комиссию для обсуждения. Это заняло бы пять минут. Потом вам нужно было бы выбрать председателя комиссии. Еще две минуты. Потом вы бы начали обсуждение и провели голосование. И в конечном итоге посоветовали бы мне снизить давление в скафандре... Но я тогда бы уже не смог этого сделать». Его начальник широко улыбнулся: «А ведь Алексей прав!» Космонавт был не только прощен, но и заслужил уважение.

В 1973 году ему поручили другую историческую миссию: провести первую космическую встречу советского и американского кораблей, программу «Союз-Аполлон». Этот проект, который должен был послужить для разрядки международных отношений в разгар холодной войны, казался безумием. «Четыре человека, которые стали инициаторами этой встречи, были, как мне кажется, гражданами вселенной: президент Ричард Никсон , министр Алексей Косыгин, директор НАСА Джеймс Флетчер и физик нашего космического центра Мстислав Келдыш. Они хотели показать всему миру, что кроме отвратительных отношений наших стран может быть нечто иное, нечто более высокое. Они стремились отдалить угрозу Третьей мировой. А мы, космонавты, должны были служить вместе, показать, что мирное сотрудничество возможно».

Старт был намечен на 15 июля 1975 года. По сценарию, в небе высоко над Москвой должно было состояться историческое рукопожатие Алексея Леонова с командиром американского экипажа Томом Стаффордом. Однако космос изменил расклад. «В какой-то момент, должно быть, произошла рассинхронизация. Я так и не понял, как. Но мы в конечном итоге пожали руки чуть раньше, чем предполагалось, прямо над Эльбой, где в 1945 году встретились советские и американские войска. Тоже символично. Так не предполагалось, но в результате все вышло красивее и умнее, чем по сценарию».

Однако другой план сработал превосходно: Алексей Леонов нарисовал поддельные водочные этикетки и наклеил их на тюбики с борщом, чтобы отметить научное сотрудничество. Американцы оценили шутку. Рисование всегда было еще одной страстью Леонова. Его записали в художественную школу, но незадолго до начала занятий он все же променял ее на карьеру пилота. Тем не менее он не растерял любви к кисти и черпал в полетах вдохновение, воссоздавая столь непохожие на земные цвета космоса. Эти космические цвета захватили его воображение. Он даже создал специальные инструменты для их изучения и занимался этим в свободное время. «Я сделал два наблюдения. Когда переходишь со света в тень, картина начинает напоминать Рокуэлла Кента, холодные и чисты е цвета Аляски. Когда же выходишь из ночи на солнце, кругом теплые цвета Николая Рериха».

Впоследствии он предложил проект глобуса в его настоящих цветах, так, как это видно из космоса. Кроме того, он разработал собственный метод рисовки звездного неба. «Звездные скопления столь восхитительны, что тут даже не нужно ничего придумывать, достаточно лишь изобразить пейзаж ночного неба, северные сияния с их сине-зелеными и красными разводами...» Но затем на смену художнику вновь приходит генерал. Напоследок он рассказывает о подготовке к полету на Луну. Программу остановили, и ему так и не удалось сделать этот легендарный шаг. Поэтому он нарисовал человека на спутнике Земли. Для него это стало продолжением мечты о космосе.

error: